Дополнительная образовательная программа кружок "Юный эколог"
рабочая программа по экологии на тему

Программа кружка предназначена для обучающихся средней школы. Занятия проводятся один разв неделю. Цель программы: формирование экологической культуры школьников в процессе кружковой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunyy_ekolog.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Лыжа

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КРУЖОК  «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

(Для обучающихся 11-15 лет))

Составитель: педагог дополнительного образования Кияшева надежда Ивановна

   

с.. Усть-Лыжа

Пояснительная записка.

   Проблемы экологии и охраны окружающей среды в целом по всеобщему признанию стали для человека самыми актуальными, после проблемы ядерной войны. Однако, поскольку ядерный конфликт оказывается невозможным без самоуничтожения человечества, то экологические проблемы становятся первыми в совершенном мире. Экологическое образование считается в мировой практике  одной из важнейших мер преодоления экологической опасности, нависшей явной угрозой в XXI столетие над нашей планетой. Современный человек должен хорошо ориентироваться в вопросах экологии охраны окружающей природной среды.

И именно природе отводиться особая роль в формировании личности ребенка, потому что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. У детей рано появляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для них благодаря своему красочному, постоянно изменяющимся миру. К сожалению, в наших дни люди отдаляются от природы все дальше и дальше. Это отчуждение ведет к дефициту эмоций и чувств, что является основной причиной нервозов, психических заболеваний, депрессий алкоголизма и наркомании. По словам В.И. Вернадского, «люди действительно забыли, что физическая и духовная жизнь непрерывно связана с природой и человек есть часть природы».

Работая руководителем экологического кружка, я постоянно задаюсь животрепещущими насущными вопросами:

- Как лучше и правильнее организовать деятельность кружковцев по изучению окружающего мира, мира природы и человека?

- Как сделать эту деятельность творческой желанной и интересной для каждого ребенка?

- Как поддерживать и развивать его врожденный познавательный интерес, стремление проникнуть в сеть явлений, найти ответы на многочисленные «почему»?

- Как посредством естественного окружения, а именно природы, укрепить духовное и физическое здоровье ребенка?

  Цель: углубление знаний учащихся в данных областях, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  1. Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.
  2. Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.

Воспитательные:

  1. Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  2. Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер. 

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии.
  2. Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию. 

Основные методы работы

Занятия проводятся один раз в неделю в школе. Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок и листовок.

Возраст обучаемых 11–15 лет.


Тематический план.

Номер темы

Название темы

Количество часов

всего

теория

виды

практической деятельности

1

Введение

3

3

-

2

История возникновения и развития экологии

2

2

-

3

Голубая планета Земля.

3

3

-

4

Флора и фауна.

13

9

4

5

Вода: её свойства и значения

3

3

6

Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды.

3

2

1

7

Почва. Земные недра и их охрана

4

3

1

8

Международная деятельность в области охраны природы

3

2

1

Итого

34

9


Содержание учебного материала.

Введение. Что такое экология? Мир глазами эколога.

История возникновения и развития экологии.  Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

 Голубая планета Земля. Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.

Флора и фауна. Растительный и животный мир Республики коми. Красная книга Российской Федерации и Республики Коми.

Леса – легкие планеты. Лес: проблемы и перспективы. Лесное хозяйство России и Татарстана. Лесные пожары и борьба с ними. Значение леса в жизни человека. Охрана леса и рациональное использование его продуктов.

Экологическая акция «Скворечник»

Разработка и выполнение экологического проекта «Моё животное» (3 часа)

Вода: её свойства и значения. Состав и свойства воды. Классификация природных вод. Запасы воды на Земле. Водные ресурсы Российской Федерации и Республики Коми. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды.

 Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Вопросы эксплуатации автотранспорта и борьба с вредными последствиями. Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность.

 НРК: Практическое занятие «Выступление ребят с докладами о проблемах воздушной среды в России и Р.К.  

Почва. Земные недра и их охрана. Почвы и её состав. Охрана и рациональное использование почв. Пестициды в почве. Ядохимикаты и фауна.

Экологическая акция «Дым весеннего костра»

Международная деятельность в области охраны природы. Международные организации охраны природы. Их структура и деятельность, печатные издания, акции.

Творческая работа «Плакат «Природа в опасности»

Практическая работа. Работа в интернет-сайтах международных экологических организаций.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Должны знать и уметь

  • знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
  • уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
  • знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
  • уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
  • уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
  • знать представление о свойствах воды, воздуха, почвы и их значении в живом мире.
  • знать основные международные организации охраны природы.


Список литературы

  1. Биология (газеты).
  2. Биология в школе (журналы).
  3. В.А. Суворова. Опыт экологической работы со школьниками. Волгоград: Учитель, 2009 -189с.
  4. В.В. Балабанова Т.А. Максимцева “ Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни”. Волгоград “ Учитель” 2001
  5. Г.А. Фадеева. Неделя экологии в школе Волгоград: Учитель, 2007-66с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Экология леса"

Целью программы является развитие познавательной активности, формирование экологической культуры и привитие обучающимся любви и бережного отношения к лесу и природе в целом. Курс призван внести ...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"...

Дополнительная образовательная программа "Экология в городе"

Программа адресована обучающимся в возрасте от 13 до 17 лет с целью воспитания у них экологической культуры....

Дополнительная образовательная программа" Экология растений"

Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,(один час в неделю).Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости измене...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"

Предлагаю программа дополнительного образования эколого-биологического направления для учащихся 7-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС....

Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология"

Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология" разработана для учащихся начальной школы с целью изучения вопросов экологии, включая вопросы охраны природы родного края. Пр...

Дополнительная образовательная программа «Юный эколог»

Воспитание экологической культуры современных школьников - это веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поко...