Дополнительная образовательная программа "Экология в городе"
рабочая программа по экологии по теме

Зябкина Ольга Васильевна

Программа адресована обучающимся в возрасте от 13 до 17 лет с целью воспитания у них экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «Дворец детского (юношеского) творчества»

Дополнительная

образовательная программа

«Экология в городе»

Автор программы:

Зябкина Ольга Васильевна,

методист МБОУ ДОД «Дворец

детского (юношеского) творчества»

г. Узловая Тульской обл.

 2011г.


Дополнительная образовательная программа «Экология в городе»

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Важность экологического образования  и воспитания детей и подростков в современном мире переоценить невозможно. Доказать обучающимся, что в природе всё взаимосвязано,  помочь им понять, для чего человек должен изучать и знать природные связи – главная идея дополнительной образовательной программы «Экология в городе», которая имеет эколого-биологическую направленность и реализуется в МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества».

Основу курса составляют теоретические знания о взаимоотношениях природы,  человека, общества и родного края.

Много внимания уделяется практической деятельности обучающихся, основанной на краеведческом принципе.

Программа способствует интеграции естественных наук и гуманитарных наук, укрепляет систему экологического познания.

 Современный ребенок, особенно городской, зачастую оторван от природы, и в то же время он тянется к ней, проявляет интерес к животному и растительному миру своего родного края. Это стремление необходимо поддерживать и развивать в каждом конкретном ребенке, включая в процесс дополнительного образования такие формы организации учебно-воспитательной работы, как исследовательская, проектная деятельность, создавая условия для его экологического воспитания посредством творчества.

У детей возрастает интерес к научному познанию мира, повышается уровень их экологических знаний.

Актуальность программы обусловлена тем, что экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.

Новизна программы заключается в том, что:

- современный научный исследовательский метод в образовательный процесс внедряется постепенно в ходе знакомства с природой родного края для решения проблемных ситуаций эколого-биологического плана;

- проектно-исследовательская деятельность сочетается с социально значимой природоохранной работой.

ЦЕЛЬ программы: развитие у обучающихся знаний и навыков проведения проектно-исследовательских работ по изучению и оценке состояния окружающей среды.

 ЗАДАЧИ программы:

1) ознакомить с экологической и природоохранной терминологией;

2) сформировать и развить понятие о прикладных экологических аспектах.

развивающие:

1) развивать применение знаний, умений и навыков при решении экологических задач;

2) развивать навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой;

3) научить принимать решения и формулировать выводы.

воспитывающие:

1) воспитывать активную жизненную позицию, чувство гражданской ответственности;

2) воспитывать готовность к позитивному поведению в области охраны окружающей среды;

3) воспитывать социальные навыки и умения: использовать знания, навыки и т.д. во взаимодействии с другими людьми, с природой.

Программа рассчитана на 3 года обучения. На 1году обучения в неделю проводится два занятия по 1,5 часа, в год – 108 часов. На 2, 3 году обучения-6 часов, в год – 216 часов, в неделю проводится три занятия по 2 часа.

Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся со значительной долей самостоятельности, использование различных источников информации: энциклопедий, справочников, словарей, карт.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-12 человек) и индивидуальные занятия, рассчитана на старшее возрастное звено (14-17 лет) в учреждении дополнительного образования. Данная программа учитывает также и занятия с детьми, имеющими ограничения здоровья.

Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле.

Отличие данной программы по экологии от существующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

Для начального этапа занятий по программе достаточно базовых знаний в области биологии и географии, полученных обучающимися 12-13 лет в общеобразовательной школе.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по окончании

курса «Экология в городе»

Обучающиеся должны знать:

  • Определения основных экологических понятий (фитоценоз, сукцессия, гигрофиты, гидрофиты, ярусность, заповедник, заказник, национальный парк, реликт, агроценоз, фитоценоз, синузия, парцелла, интродукция, инвазия, экотоп, биотоп, экотон и др.);
  • Об отношениях организмов в популяциях;
  • О строении и функционировании разных сообществ, ярусное распределение организмов в экосистемах;
  • О саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоёма, луга, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
  • О биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций и биоценозов своей местности;
  • Основные типы сообществ родного края;
  • Растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);
  • Особенности искусственно создаваемых человеком сообществ – агроценозов своей местности;
  • Сроки сбора лекарственных растений, правила заготовки лекарственного сырья;
  •  Роль растений и животных в природе и жизни человека, рациональное использование животного и растительного мира своей местности;
  •  О современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, её загрязнении, источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения);
  •  О рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнением, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
  •  Об использовании и охране недр (проблемы исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых своей местности);
  •  О рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушение почв, ускоренная эрозия, её виды);
  •  Современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
  •  О современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений, Красная книга, МСОП и Красная книга Тульской области и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
  •  О рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги Тульской области в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах.
  • Строить графики простейших экологических зависимостей.
  • Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека.
  • Охранять пресноводных рыб в период нереста.
  • Охранять полезных насекомых.
  • Подкармливать и охранять растительноядных птиц.
  • Определять уровень загрязнения воздуха методом лихеноиндикации.
  • Уметь проводить простейшие геоботанические описания леса, луга, болота, водоёма.
  • Составлять флористический список растений различных фитоценозов своей местности.
  •  Предсказывать изменения, которые произойдут со временем в сообществе.
  •  Сравнивать естественное сообщество с созданным искусственно.
  •  Приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем.
  •  Аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций.
  •  Самостоятельно анализировать различные экологические ситуации.
  •  Элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности.
  •  Анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты.
  •  Грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом.
  •  Объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.
  •  Мыслить глобально, действовать локально. 

Для оценки учебных результатов используются различные формы и способы их проверки: тесты, игры, практические работы, рефераты, наблюдение за выполнением заданий, качество оформления отчета по наблюдениям, собеседование, заслушивание, практическое использование навыков, выступления на конкурсах, конференциях.

Тематическое планирование. 1 год обучения (108 часов). 2 раза в неделю по 1,5 часа

№п/п

Тема

Всего часов

Теория

(час)

Практика

(час)

1

Введение

1,5

1,5

2

Проблемы и задачи экологии

1,5

1,5

3

Растения – источник энергии и органических веществ

7,5

1,5

6

4

Введение в ботанику

7,5

1,5

6

5

Экологический мониторинг

7,5

1,5

6

6

Лесные ресурсы

7,5

1,5

6

7

Охрана почв

7,5

1,5

6

8

Экологическое проектирование

7,5

1,5

6

9

Экологическая обстановка во Дворце

9

3

6

10

Роль комнатных растений в жизни человека

9

3

6

11

Роль растений в улучшении экологической обстановки города

12

3

9

12

Решение экологических проблем города

30

9

21

Итого

108

30

78

2 год обучения (216 часов), 3 раза в неделю по 2 часа

№  п/п

Тема

Всего часов

Теория (час)

Практика (час)

1

Введение

4

2

2

2

Техника безопасности на теоретических занятиях, на экскурсии, при проведении лабораторных и практических работ.

2

2

3

Что такое наука и научное исследование?

4

4

4

С чего начинать научное исследование?

4

2

2

5

Проведение и оформление научного исследования

16

4

12

6

Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России, города

40

10

30

7

Изучение популяций

44

10

34

8

Понятие об экосистеме

22

4

18

9

Изучение водных и лесных экосистем

74

14

60

10

Обобщение и контроль

6

2

4

Итого

216

54

162

Тематическое планирование

3 год обучения (216 часов), 3раза в неделю по 2 часа

№  п/п

Тема

Всего часов

Теория (час)

Практика (час)

1

Введение

4

2

2

2

Техника безопасности на теоретических занятиях, на экскурсии, при проведении лабораторных и практических работ.

4

2

2

3

Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России, города

46

14

32

4

Теоретические вопросы научного исследования и проектирования

8

8

5

Выбор темы проекта

8

2

6

6

Планирование проекта

6

2

4

7

Сбор информации по теме

34

4

30

8

Работа над проектом, проведение исследований, анализ и обработка полученных данных

36

6

30

9

Реализация проекта

30

10

20

10

Оформление проекта, демонстрационного материала

12

2

10

11

Подготовка доклада

8

2

6

12

Индивидуальная работа по проекту

10

10

13

Выступления на конкурсах, конференциях

10

10

Итого

216

54

162


Календарно-тематическое планирование

1  год обучения, 2 раза в неделю по 1,5 часа – всего 108 часов в год

п\п

Название раздела, темы

часы

дата

 1.1.

 Тема 1. Введение.

1,5

Сентябрь

1 н.

 2.2

Тема 2. Проблемы и задачи экологии.

1,5

1 н.

 

Тема 3. Растения – источник энергии и органических веществ.

7,5 (1,5\6)

Сентябрь

3.1

 Роль зелёных растений в биосфере.

1,5

2 н.

4.2

Фотосинтез – процесс образования органических веществ.

1,5

2 н.

5.3

Практикум по фотосинтезу.

1,5

3 н.

6.4

Дыхание растений.

1,5

3 н.

7.5

Практикум по дыханию растений.

1,5

4 н.

Тема 4. Введение в ботанику.

7,5 (1,5\6)

Сентябрь,

октябрь

8.1

Ботаника – наука о растениях.

1,5

4 н.

9.2

Передача энергии и веществ по пищевым цепям в сообществах

1,5

Октябрь

1 н.

10.3

Экологические группы растений.

1,5

1 н.

11.4

Экскурсия по прилегающей территории.

1,5

2 н.

12.5

Жизнь растений в городе.

1,5

2 н.

Тема 5. Экологический мониторинг.

7,5 (1,5/6)

Октябрь,

ноябрь

13.1

Биоиндикация.

1,5

3 н.

14.2

Исследование растительности прилегающей территории.

1,5

3 н.

15.3

Составление энциклопедии растительности, прилегающей территории.

1,5

4 н.

16.4

Роль растений в жизни города.

1,5

4 н.

17.5

Выпуск заметки «Растения в городе»

1,5

Ноябрь

1 н.

Тема 6. Лесные ресурсы.

7,5 (1,5/6)

Ноябрь

18.1

Лес и его роль в экосистемах.

1,5

1 н.

19.2

Лес и его роль в жизни человека.

1,5

2 н.

20.3

Значение леса в жизни человека.

1,5

2 н.

21.4

Меры предупреждения исчезновения лесов.

1,5

3 н.

22.5

Охрана лесов.

1,5

3 н.

Тема 7. Охрана почв.

7,5 (1,5/6)

Ноябрь,

декабрь

23.1

Почвы.

1,5

4 н.

24.2

Типы почв.

1,5

4 н.

25.3

Изучение состава почв.

1,5

Декабрь

1 н.

26.4

Меры предупреждения почвенной эрозии.

1,5

1 н.

27.5

Конкурс плакатов «Лес – наше богатство»

1,5

2 н.

Тема 8. Экологическое проектирование.

7,5 (1,5/6)

Декабрь

28.1

Структура проекта.

2 н.

29.2

Цели и задачи проекта.

1,5

3 н.

30.3

Требования к оформлению проектных работ.

1,5

3 н.

31.4

Подготовка проекта к защите.

1,5

4 н.

32.5

Предзащита проекта.

1,5

4 н.

Тема9. Экологическая обстановка во Дворце.

9 (3/6)

Январь

33.1

Экологическая обстановка во дворце.

1,5

1 н.

34.2

Анкетирование обучающихся.

1,5

1 н.

35.3

Проветривание помещений.

1,5

2 н.

36.4

Влияние чистого воздуха на здоровье человека.

1,5

2 н.

37.5

Конкурс чистоты кабинетов во Дворце.

1,5

3 н.

38.6

Итоговое занятие по теме.

1,5

3 н.

Тема 10. Роль комнатных растений в жизни человека.

9 (3/6)

Январь,

февраль

39.1

Из истории комнатных растений.

1,5

4 н.

40.2

Разновидности комнатных растений.

1,5

4 н.

41.3

Составление энциклопедии комнатных растений, растущих во Дворце.

1,5

Февраль

1 н.

42.4

Фитонциды и их влияние на здоровье человека.

1,5

1 н.

43.5

Роль комнатных растений в очистке воздуха в помещении.

1,5

2 н.

44.6

Итоговое занятие по теме.

1,5

2 н.

Тема 11. Роль растений в улучшении экологической обстановки города.

12(3/9)

Февраль,

март

45.1

Подготовка проекта «Роль растений в жизни города».

1,5

3 н.

46.2

Предзащита проекта.

1,5

3 н.

47.3

Проведение конференции

1,5

4 н.

48.4

Посещение узловского краеведческого музея.

1,5

4 н.

49.5

Экскурсия по скверам города.

1,5

Март

1 н.

50.6

Экскурсия по паркам города.

1,5

1 н.

51.7

Экскурсия к водоёмам города.

1,5

2 н.

52.8

Итоговое занятие по теме.

1,5

2 н.

Тема12. Решение экологических проблем города.

30(9/21)

Март,

апрель,

май

53.1

Подготовка проекта «Мой город, мой дом. Мы хозяева в нём».

1,5

3 н.

54.2

Цели, гипотеза проекта.

1,5

3 н.

55.3

Реализация проекта.

1,5

4 н.

56.4

Этапы работы над проектом.

1,5

4 н.

57.5

Выполнение проектной работы.

1,5

Апрель

1 н.

58.6

Выполнение проектной работы.

1,5

1 н.

59.7

Реализация проекта.

1,5

2 н.

60.8

Реализация проекта.

1,5

2 н.

61.9

Предзащита проекта.

1,5

3 н.

62.10

Предзащита проекта.

1,5

3 н.

63.11

Оформление постера.

1,5

4 н.

64.12

Оформление постера.

1,5

4 н.

65.13

Защита проекта «Мой город, мой дом. Мы хозяева в нём».

1,5

Май

1 н.

66. 14

Защита проекта «Мой город, мой дом. Мы хозяева в нём».

1,5

1 н.

67.15

Закрепление пройденного материала.

1,5

2 н.

68.16

Закрепление пройденного материала.

1,5

2 н.

69.17

Закрепление пройденного материала.

1,5

3 н.

70.18

Итоговое занятие по теме.

1,5

3 н.

71.19

Итоговая аттестация.

1,5

4 н.

72.20

Итоговая аттестация.

1,5

4 н.

Итого:

108

Календарно-тематическое планирование, 2 год обучения-216(54/162) часов,

 3 раза в неделю по 2 часа

п\п

Название раздела, темы

часы

дата

1.1.

Тема 1.  Введение.

2

Сентябрь

1 н.

2.2

Тема 2.  Техника безопасности на теоретических занятиях, на экскурсиях.

2

1 н.

3.3

Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ.

2

1 н.

Тема 3. Что такое наука и научное исследование.

4 (4/0)

Сентябрь

4.1

Наука биология.

2

2 н.

5.2

Наука ботаника.

2

2 н.

Тема 4. С чего начать научное исследование?

4 (2/2)

6.1

Исследователь и исследования.

2

2 н.

7.2

Зоология и экология

2

3 н.

Тема 5. Проведение и оформление научного исследования.

16 (4/12)

Сентябрь, октябрь

8.1

Научный метод.

2

3 н.

9.2

Научные теории.

2

3 н.

10.3

Научный факт.

2

4 н.

11.4

Доказательства.

2

4 н.

12.5

Эксперимент с контролем.

2

4 н.

13.6

Постановка проблемы исследования (наблюдения).

2

Октябрь

1 н.

14.7

Разработка темы исследования (наблюдения).

2

1 н.

15.8

Исследования (наблюдения) в природе.

2

1 н.

Тема 6. Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России, города.

40 (10/30)

Октябрь,

ноябрь

16.1

Современное состояние природной среды.

2

2 н.

17.2

Общая характеристика города.

2

2 н.

18.3

Краткая история возникновения города. Население. Промышленность.

2

2 н.

19.4

Рельеф города и его окрестностей, природная зона.

2

3 н.

20.5

Климат. Влияние рельефа на климат.

2

3 н.

21.6

Преобладающие ветра. Состав атмосферного воздуха.

2

3 н.

22.7

Загрязняющие вещества в нашем городе. Источники загрязнения.

2

4 н.

23.8

Загрязнение атмосферного воздуха.

2

4 н.

24.9

Неблагоприятные метеоусловия. Метеопосты.

2

4 н.

25.10

Состояние атмосферного воздуха в населённом пункте.

2

Ноябрь

1 н.

26.11

Охрана атмосферного воздуха.

2

1 н.

27.12

Атмосферные осадки.

2

1 н.

28.13

Методика определения качества атмосферного воздуха.

2

2 н.

29.14

Естественные источники загрязнения в городе.

2

2 н.

30.15

Растения парков, скверов, садов и газонов.

2

2 н.

31.16

Животные, обитающие в городе.

2

3 н.

32.17

Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

2

3 н.

33.18

Антропогенное загрязнение.

2

3 н.

34.19

Первичное загрязнение.

2

4 н.

35.20

Методика изучения птиц, насекомых.

2

4 н.

Тема 7. Изучение популяций.

44 (10/34)

Ноябрь,

декабрь,

январь

36.1

Понятие о популяции.

2

4 н.

37.2

Демографические показатели популяции: плотность популяции, относительное обилие.

2

Декабрь

1 н.

38.3

Демографические показатели популяции: общая численность.

2

1 н.

39.4

Демографические показатели популяции: продолжительность жизни.

2

1 н.

40.5

Рождаемость максимальная и экологическая.

2

2 н.

41.6

Смертность. Кривая выживаемости.

2

2 н.

42.7

Динамика популяций.

2

2 н.

43.8

Равновесие экосистем.

2

3 н.

44.9

Экологическая сукцессия.

2

3 н.

45.10

Методика изучения популяций.

2

3 н.

46.11

Акклиматизация.

2

4 н.

47.12

Изучение свойств популяции дафнии магна.

2

4 н.

48.13

Изучение свойств популяции инфузории туфельки.

2

4 н.

49.14

Изучение свойств популяции мыши полёвки.

2

Январь

1 н.

50.15

Изучение свойств популяции непарного шелкопряда.

2

1 н.

51.16

Выбор темы наблюдений.

2

1 н.

52.17

Работа с литературой.

2

2 н.

53.18

Планирование наблюдения.

2

2 н.

54.19

Обработка полученных материалов.

2

2 н.

55.20

Дискуссия «За пределами возможностей»

2

3 н.

56.21

Просмотр и обсуждение видеофильма «Экология-жизнь»

2

3 н.

57.22

Итоговое занятие по теме.

2

3 н.

Тема 8. Понятие об экосистеме.

22 (4/18)

Январь,

февраль

58.1

Экосистема.

2

4 н.

59.2

Структура экосистем.

2

4 н.

60.3

Примеры  экосистем.

2

4 н.

61.4

Биотическая структура.

2

Февраль

1 н.

62.5

Пищевые цепи.

2

1 н.

63.6

Трофический уровень

2

1 н.

64.7

Пирамида численности.

2

2 н.

65.8

Круговорот веществ и энергии в природе.

2

2 н.

66.9

Среда обитания.

2

2 н.

67.10

Приспособление организмов к среде обитания.

2

3 н.

68.11

Итоговое занятие по теме.

2

3 н.

Тема 9. Изучение лесных  и водных экосистем.

74 (14/60)

Февраль,

март,

апрель,

май

69.1

Методы гидрологических наблюдений.

2

3 н.

70.2

Оборудование для гидрологических наблюдений.

2

4 н.

71.3

Паспорт реки, родника.

2

4 н.

72.4

Методы  изучения качества воды.

2

4 н.

73.5

Методики изучения организмов бентоса.

2

Март

1 н.

74.6

Методики изучения организмов планктона.

2

1 н.

75.7

Методики изучения организмов перифитона.

2

1 н.

76.8

Экскурсия к водоёмам города.

2

2 н.

77.9

Методы наблюдения пресноводного зоопланктона.

2

2 н.

78.10

Методы наблюдения водной растительности.

2

2 н.

79.11

Экологическое состояние водоёма.

2

3 н.

80.12

Биоиндикация.

2

3 н.

81.13

Виды организмов-биоиндикаторов.

2

3 н.

82.14

Методика оценки экологического состояния водоёма.

2

4 н.

83.15

Полевые наблюдения.

2

4 н.

84.16

Методы  изучения лесных экосистем.

2

4 н.

85.17

Изучение экологического состояния леса.

2

Апрель

1 н.

86.18

Растения-индикаторы качества почвы. Воздуха.

2

1 н.

87.19

Насекомые-вредители леса.

2

1 н.

88.20

Хвоя городских деревьев.

2

2 н.

89.21

Видовое разнообразие насекомых.

2

2 н.

90.22

Определение растений.

2

2 н.

91.23

Изготовление гербария.

2

3 н.

92.24

Прослушивание голосов птиц.

2

3 н.

93.25

Тестирование почвенной вытяжки.

2

3 н.

94.26

Определение структуры состава почв.

2

4 н.

95.27

Картирование и описание растений.

2

4 н.

96.28

Изучение тест-объектов.

2

4 н.

97.29

Наблюдения за животными.

2

Май

1 н.

98.30

Работа с определителем

2

1 н.

99.31

Зарисовка некоторых животных.

2

1 н.

100.32

Постановка опытов.

2

2 н.

101.33

Природоохранная работа.

2

2 н.

102.34

Экологические проекты.

2

2 н.

103.35

Закрепление пройденного материала.

2

3 н.

104.36

Закрепление пройденного материала.

2

3 н.

105.37

Итоговое занятие по теме.

2

3 н.

Тема 10. Обобщение и контроль.

6 (2/4)

Май

106.1

Итоговое занятие по теме.

2

4 н.

107.2

Итоговая аттестация.

2

4 н.

108.3

Итоговая аттестация.

2

4 н.

Итого:

216

Календарно-тематическое планирование, 2 год обучения-216(54/162) часов,

3 раза в неделю по 2 часа

п\п

Название раздела, темы

часы

дата

1.1

Тема 1. Введение.

4часа(2/2)

2

Сентябрь

1 н.

2.2

Итоги 2-го года обучения и летней полевой практики.

2

1 н.

Тема 2. Техника безопасности на занятиях.

4часа(2/2)

Сентябрь

3.1

Техника безопасности на теоретических занятиях.

2

1 н.

4.2

Контроль знаний по технике безопасности.

2

2 н.

Тема 3. Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России, города.

46 часов (14/32)

Сентябрь,

Октябрь, ноябрь

5.1

Анализ существующих проблем.

2

2 н.

6.2

Глобальные экологические проблемы.

2

2 н.

7.3

Экологические проблемы России, города.

2

3 н.

8.4

Проблемы урбанизированных территорий. 

2

3 н.

9.5

Селитебные зоны.

2

3 н.

10.6

Развитие промышленности.

2

4 н.

11.7

Развитие сельского хозяйства.

2

4 н.

12.8

Химическое загрязнение среды.

2

4 н.

13.9

Влияние химического загрязнения среды на состояние природы.

2

Октябрь

1 н.

14.10

Биологические загрязнения.

2

1 н.

15.11

Влияние биологического загрязнения на биоту.

2

1 н.

16.12

Влияние шумового загрязнения.

2

2 н.

17.13

Погода.

2

2 н.

18.14

Климат.

2

2 н.

19.15

Ландшафт как фактор здоровья.

2

3 н.

20.16

Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

2

3 н.

21.17

Отношение общества к жизненной среде.

2

3 н.

22.18

Взгляд на отношение к жизненной среде в настоящем.

2

4 н.

23.19

Взгляд на отношение к жизненной среде в прошлом.

2

4 н.

24.20

Защита и улучшение окружающей среды человека.

2

4 н.

25.21

Загрязняющие вещества в нашем городе.

2

Ноябрь

1 н.

26.22

Источники загрязнения.

2

1 н.

27.23

Итоговое занятие по теме.

2

1 н.

 

Тема 4. Теоретические вопросы научного исследования и проектирования.

8 часов

(8/0)

Ноябрь

28.1

Результаты научного исследования.

2

2 н.

29.2

Экологические и социально-экологические проекты.

2

2 н.

30.3

Знакомство с оформленными экологическими проектами.

2

2 н.

Тема 5. Выбор темы проекта.

8 часов (2/6)

Ноябрь

31.1

Экологические проблемы города.

2

3 н.

32.2

Разнообразие тем проектов.

2

3 н.

33.3

Анализ экологических проблем города.

2

3 н.

34.4

Обоснование актуальности темы.

2

4 н.

Тема 6. Планирование проекта.

6 часов

(2/4)

Ноябрь,

декабрь

35.1

Разнообразие подходов решения экологической проблемы.

2

4 н.

36.2

Обсуждение различных подходов к решению проблемы.

2

4 н.

37.3

 Разработка варианта реализации программы.

2

Декабрь

1 н.

 Тема 7. Сбор информации по теме.

34 часа (4/30)

Декабрь,

январь

38.1

Источники информации.

2

1 н.

39.2

Научная и научно-популярная литература, ИНТЕРНЕТ.

2

1 н.

40.3

Администрация и население города.

2

2 н.

41.4

Природоохранные организации.

2

2 н.

42.5

Поиск и сбор информации из различных источников.

2

2 н.

43.6

Индивидуальные консультации по  собранной информации.

2

3 н.

44.7

Беседы с представителями администрации города.

2

3 н.

45.8

Беседы со специалистами природоохранных организаций.

3 н.

46.9

Подбор и изучение необходимой литературы.

2

4 н.

47.10

Составление обзора литературы.

2

4 н.

48.11

Подбор методов и методик наблюдения к поставленным задачам.

2

4 н.

49.12

Консультация по подбору методов наблюдения к поставленным задачам.

2

Январь

1 н.

50.13

Обсуждение собранной информации.

2

1 н.

51.14

Обсуждение результатов выбора методов и методик наблюдения.

2

1 н.

52.15

Индивидуальные консультации по выбору методов наблюдения.

2

2 н.

53.16

Индивидуальные консультации по выбору методик наблюдения.

2

2 н.

54.17

Итоговое занятие по теме.

2

2 н.

Тема 8. Работа над проектом, проведение исследований, анализ и обработка полученных данных. 

36 часов (6/30)

Январь,

февраль

55.1

Методические походы к экологическому проектированию.

2

3 н.

56.2

Выбор ключевых моментов для разработки проекта.

2

3 н.

57.3

Определение социальной и природоохранной значимости экологического проекта.

2

3 н.

58.4

Анализ адекватности примененных методов.

2

4 н.

59.5

Освоение методики проектирования.

2

4 н.

60.6

Обсуждение планов работ.

2

4 н.

61.7

Подготовка необходимых материалов и оборудования.

2

Февраль

1 н.

62.8

Индивидуальная работа по выбранным темам.

2

1 н.

63.9

Анализ данных из полевых книжек.

2

1 н.

64.10

Анализ данных из дневников наблюдений.

2

2 н.

65.11

Оформление карты, плана местности.

2

2 н.

66.12

Построение схем, графиков, статистическая обработка данных.

2

2 н.

67.13

Индивидуальная работа по выбранной теме.

2

3 н.

68.14

Обсуждение полученных результатов.

2

3 н.

69.15

Составление письменных обращений в исполнительные и контролирующие органы.

2

3 н.

70.16

Конкурс плакатов на экологическую тему.

2

4 н.

71.17

Защита плакатов.

2

4 н.

72.18

Итоговое занятие по теме.

2

4 н.

Тема 9. Реализация проекта.

30 часов (10/20)

Март,

апрель 

73.1

Подготовка необходимых материалов и оборудования для реализации проекта.

2

Март

1 н.

74.2

Консультации по подготовке необходимых материалов для реализации проекта.

2

1 н.

75.3

Консультации по подготовке необходимого оборудования для реализации проекта.

2

1 н.

76.4

Выбор темы экологического проекта.  

2

2 н.

77.5

Организация работ по реализации проекта.

2

2 н.

78.6

Обсуждение этапов выполнения проекта.

2

2 н.

79.7

Планирование полевых наблюдений.

2

3 н.

80.8

Подготовка специального инструмента.

2

3 н.

81.9

Организация работ по реализации проекта.

2

3 н.

82.10.

Проведение работ по реализации проекта.

2

4 н.

83.11

Камеральная обработка проб, отобранных в ходе полевых наблюдений.

2

4 н.

84.12

Оформление дневниковых записей.

2

4 н.

85.13

Обсуждение основных этапов полевых наблюдений.

2

Апрель

1 н.

86.14

Оформление гербариев и коллекций.

2

1 н.

87.15

Итоговое занятие по теме.

2

1 н.

Тема 10. Оформление проекта, демонстрационного материала.

12 часов (2/10)

Апрель

88.1

Правила оформления проекта, демонстрационного материала.

2

2 н.

89.2

Обсуждение методики работы.

2

2 н.

90.3

Составление и оформление и экологического проекта.

2

2 н.

91.4

Оформление проекта соответственно требованиям.  

2

3 н.

92.5

Индивидуальные консультации. Оформление проекта.

2

3 н.

93.6

Защита проекта.

2

3 н.

94.7

Итоговое занятие по теме.

2

4 н.

Тема 11. Подготовка доклада.

8 часов (2/6)

Апрель,

май

95.1

Составление плана доклада.  

2

4 н.

96.2

Написание доклада.

2

4 н.

97.3

Оформление  демонстрационного материала для доклада.

2

Май

1 н.

98.4

Оформление доклада, схем, диаграмм.

2

1 н.

Тема 12. Индивидуальная работа учащихся по проекту.

 

10 часов (0/10)

Май

99.1

Подбор литературы для выполнения проекта.

2

1 н.

100.2

Консультации по вопросам разработки и проведения наблюдений, обработки и оформления результатов.

2

2 н.

101.3

Выступление с докладом: защита работы.

2

2 н.

102.4

Переосмысление результатов проектов в ходе ответов на вопросы и замечания экспертов.

2

2 н.

103.5

Составление отчета о природоохранной работе.

2

3 н.

Тема 13. Выступления на конкурсах, конференциях, олимпиадах и других мероприятиях.

10 часов (0/10)

Май

104.1

Прослушивание предварительной защиты экологического проекта и его корректировка.

2

3 н.

105.2

Выступления с докладами, защита работ.

2

3 н.

106.3

Торжественное подведение итогов года.

2

4 н.

107.4

Торжественный выпуск обучающихся.

2

4 н.

108.5

Награждение, напутствия.

2

4 н.

Итого:

108

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения (108 часов)

Тема 1. Введение.1,5 часа(1,5/0)

Тема 2. Проблемы и задачи экологии. 1,5 часа(1,5/0)

Тема 3. Растения – источник энергии и органических веществ. 7,5 часов (1,5\6)

Теория

Роль зелёных растений в биосфере.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ.

Практика

Практикум по фотосинтезу.

Дыхание растений.

Практикум по дыханию растений.

Тема 4. Введение в ботанику. 7,5 часов (1,5\6)

Теория

Ботаника – наука о растениях.

Практика

Передача энергии и веществ по пищевым цепям в сообществах

Экологические группы растений.

Экскурсия по прилегающей территории.

Жизнь растений в городе.

Тема 5. Экологический мониторинг. 7,5 часов (1,5\6)

Теория

Биоиндикация.

 Исследование растительности прилегающей территории.

Составление энциклопедии растительности, прилегающей территории.

Роль растений в жизни города.

Выпуск заметки «Растения в городе»

Тема 6. Лесные ресурсы. 7,5 часов (1,5\6)

Теория

Лес и его роль в экосистемах.

Практика

Лес и его роль в жизни человека.

Значение леса в жизни человека.

Меры предупреждения исчезновения лесов.

Охрана лесов

Тема 7. Охрана почв. 7,5 часов (1,5\6)

Теория

Почвы.

Типы почв.

Практика

Изучение состава почв.

Меры предупреждения почвенной эрозии.

Конкурс плакатов «Лес – наше богатство»

Тема 8. Экологическое проектирование. 7,5 часов (1,5\6)

Теория

Структура проекта.

Цели и задачи проекта.

Практика

Требования к оформлению проектных работ.

Подготовка проекта к защите.

Предзащита проекта.

Тема 9. Экологическая обстановка во Дворце. 9 часов (3\6)

Теория

 Экологическая обстановка во дворце.

Анкетирование обучающихся.

Практика

Проветривание помещений.

Влияние чистого воздуха на здоровье человека.

Конкурс чистоты кабинетов во Дворце.

Итоговое занятие по теме.

Итоговое занятие по теме.

Тема 10. Роль комнатных растений в жизни человека. 9 часов (3\6)

Теория

Из истории комнатных растений.

Разновидности комнатных растений.

Практика

Составление энциклопедии комнатных растений, растущих во Дворце.

Фитонциды и их влияние на здоровье человека.

Роль комнатных растений в очистке воздуха в помещении.

Итоговое занятие по теме.

Тема 11. Роль растений в улучшении экологической обстановки города. 12 часов (3\9)

Теория

Подготовка проекта «Роль растений в жизни города».

Предзащита проекта.

Практика

Проведение конференции

Посещение узловского краеведческого музея.

Экскурсия по скверам города.

Экскурсия по паркам города.

Экскурсия к водоёмам города.

Итоговое занятие по теме.

Тема12. Решение экологических проблем города. 9 часов (3\6)

Теория

Подготовка проекта «Мой город, мой дом. Мы хозяева в нём».

Цели, гипотеза проекта.

Практика

Реализация проекта.

Этапы работы над проектом.

Выполнение проектной работы.

Реализация проекта.

Реализация проекта.

Предзащита проекта.

Оформление постера.

Защита проекта «Мой город, мой дом. Мы хозяева в нём».

Закрепление пройденного материала.

Итоговое занятие по теме.

Итоговая аттестация.

Знания и умения учащихся, прошедших 1-й год занятий

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

правила-заповеди юного натуралиста-исследователя; правила первичной регистрации данных;

Вести записи в рабочей тетради и полевом дневнике;

основных представителей экосистем родного края;

работать с определителем, работать с микроскопом, изготавливать временные препараты для микроскопирования, изготавливать гербарий, составлять коллекции;

основные экологические термины;

применять основные экологические термины;

Правила проведения простейших наблюдений и лабораторного эксперимента;

по предложенному плану и методикам проводить простейшие полевые наблюдения, подготовить и провести простейший эксперимент и камеральную обработку материала, оценить результаты эксперимента;

технику безопасности при проведении экспериментов, практических и полевых работ;

выполнять требования по охране труда при проведении экспериментов, практических и полевых работ;

как работать с научной и научно-популярной литературой;

работать с научной и научно-популярной литературой;

основные правила оформления реферата;

писать и оформлять реферат;

экологические проблемы родного края.

выступать с сообщениями о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ

2 год обучения (216 часов)

 

Тема 1. Введение.4(2/2)

Теория

Цель, задачи и особенности нового курса занятий.

Практика

Итоги 1-го года обучения и летней полевой практики.

Тема 2. Техника безопасности на занятиях.2(2/0)

Теория

Техника безопасности на теоретических занятиях, на экскурсии, при проведении лабораторных и практических работ.

Тема 3. Что такое наука и научное исследование?4(4/0)

Теория

Понятие о науке. Биология, ботаника, зоология, экология, науки о Земле. Исследователь, исследования. Информация: наблюдения и логические выводы. Достоверность информации. Ключевое правило науки - проверять! Научный метод. Научные теории. Научный факт. Доказательства. Эксперимент с контролем. Повторяемость наблюдений.

Тема 4. С чего начинать научное исследование?4(2/2)

Теория

Проблема. Тема. Цель. Задачи. Объект и предмет исследования. Работа с научной литературой. Оформление обзора литературы. Планирование и выбор методов и методик.

Практика

 Исследования (наблюдения) в природе. Экспериментальные исследования. Полевая книжка. Дневник наблюдений.

Тема 5. Проведение и оформление научного исследования.16(4/12)

Теория

 Эксперимент. Планирование. Подготовка оборудования и материалов. Постановка эксперимента с контролем. Ведение записей в дневнике наблюдений.

Практика

Исследование (наблюдения)  в природе. Планирование хода исследований. Подготовка оборудования и материалов. Ведение записей в полевой книжке. Оформление дневника наблюдений.

Камеральная обработка полученных материалов. Обсуждение результатов. Статистическая обработка. Компьютерный статистический анализ. Построение графиков, диаграмм. Формулировка выводов.

Традиционная схема научной статьи.

Подготовка устного доклада. Оформление демонстрационных таблиц, графиков, стенда (постера). Выступление в объединении.

Тема 6. Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России, города.40(10/30)

Теория

 Современное состояние природной среды. Общая характеристика города. Краткая история возникновения города. Население. Промышленность. Рельеф города и его окрестностей, природная зона. Климат. Влияние рельефа на климат. Преобладающие ветра.

Практика

Состав атмосферного воздуха. Загрязняющее вещество и источник загрязнения. Естественные источники загрязнения (разрушение горных пород, эрозия почв и т.д.). Загрязняющие вещества биогенного происхождения (продукты жизнедеятельности организмов, антибиотики, алкалоиды и др.). Неблагоприятные метеоусловия. Метеопосты. Состояние атмосферного воздуха в населённом пункте. Охрана атмосферного воздуха. Атмосферные осадки.

 Методика определения качества атмосферного воздуха. Растения парков, скверов, садов и газонов. Животные, обитающие в городе. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

 Антропогенное загрязнение. Первичное загрязнение. Вторичное загрязнение. Методика изучения птиц, насекомых.

Тема 7. Изучение популяций. 44(10/34)

Теория

Понятие о популяции. Демографические показатели популяции: плотность популяции, относительное обилие, общая численность, скорость роста, продолжительность жизни, количество производимого потомства. Рождаемость максимальная и экологическая. Смертность. Кривая выживания. Динамика популяций. Равновесие экосистем - равновесие популяций. Экологическая сукцессия. Акклиматизация.

Методики изучения популяций

Практические, лабораторные работы и семинары

 Изучение свойств и характеристик популяции дафнии магна. Выявление максимальной рождаемости популяции дафнии магна. Выявление экологической рождаемости дафнии магна. Разведение культуры инфузории туфельки. Изучение свойств и характеристик популяции инфузории туфельки. Решение задачи “Популяция мыши полевки”. Мониторинг популяции непарного шелкопряда.

Выбор темы наблюдений. Работа с литературой, планирование, проведение наблюдений, обработка полученных материалов.

Дискуссия “За пределами возможностей”.

Видеофильмы: “Экология-жизнь”.

Тема 8. Понятие об экосистемах.22(4/18)

Теория

 Экосистема. Структура экосистем. Биотическая структура. Примеры экосистем. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи. Структура пищевой сети. Трофический уровень. Пирамида численности. Пирамида биомасс.

Биогеоценоз. Биосфера. Круговорот веществ и энергии в природе. Среда обитания. Биотические и абиотические факторы среды. Антропогенные факторы. Закон оптимума. Приспособление организмов к среде обитания.

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Горизонтальные и вертикальные взаимоотношения. Экологическая сукцессия.

Практические и лабораторные работы

Проведение наблюдений, обработка полученных материалов, оформление отчетов.

Игры:

 “Круговорот СО2 в природе”, “Поиск оптимальной стратегии совместного использования природных ресурсов”.

Тема 9. Изучение водных и лесных экосистем.74(14/60)

Теория         

 Методы гидрологических наблюдений. Оборудование для гидрологических наблюдений. Паспорт реки, родника. Методы и методики изучения физико-химического и биологического качества воды. Методики изучения организмов бентоса, перифитона, планктона. Методы наблюдений пресноводного зоопланктона, зообентоса, водной растительности.

Экологическое состояние водоема. Биоиндикация. Виды организмов - биоиндикаторов. Методики оценки экологического состояния водоемов по организмам флористического списка. Сбор гербария. Оценка экологического состояния водоема методом биоиндикации. и др. Полевые исследования

 Гидрологические наблюдения водоема или водотока. Отбор проб. Определение некоторых физико-химических показателей качества воды. Составление 12 флористического списка. Сбор гербария. Оценка экологического состояния водоема методом биоиндикации. и др.

Практические и лабораторные работы

 Работа с литературой и картами. Камеральная обработка материала. Определение видового состава растений и животных водного объекта. Составление паспорта водотока или водоема. Разведение, содержание и использование тест-объектов для наблюдений. Изучение аквариума как искусственной экосистемы. Оформление и изучение коллекций водных организмов, гербария водных и околоводных растений. Обработка результатов исследования. Оформление работ. Оформление стендового материала.

Природоохранная работа в рамках экологических проектов учащихся ДЭШ.

Природоохранная работа

 Очистка родников и берегов рек от мусора.

Игры.

“Живая и мертвая вода”.

Методы и методики изучения лесных экосистем. Изучение экологического состояния леса. Биоиндикация. Растения - индикаторы качества почвы, воздуха. Насекомые - вредители леса.

Полевые исследования.

 Геоботаническое описание участка леса. Хвоя городских деревьев. Лихеноиндикационные исследования. Видовое разнообразие насекомых.

Лабораторные и практические работы

 Работа с определителем. Определение растений. Изготовление гербария. Прослушивание голосов птиц. Обработка результатов наблюдений. Оформление работы.

Теория

Общая физико-географическая характеристика города (села) и его окрестностей. Местонахождение. Краткая история возникновения. Население. Промышленность. Транспорт.

Рельеф города (села) и его окрестностей, природная зона. Горные породы, осадочные породы. Памятники природы. Легенды и сказания.

Климат. Влияние рельефа на климат. Преобладающие ветра.

Состав атмосферного воздуха. Состояние атмосферного воздуха в населенном пункте. Загрязнение атмосферного воздуха. Предельно допустимые концентрации веществ (ПДК). Неблагоприятные метеоусловия (НМУ). Метеопосты. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека. Охрана атмосферного воздуха. Атмосферные осадки.

Методики определения качества атмосферного воздуха. Биоиндикация. Лихеноиндикация. Биотестирование.

Почвы. Почва - важная составляющая часть биосферы Загрязнение почв. Методы исследования почв.

Растения парков, скверов, садов и газонов. Методики изучения продуцентов городской экосистемы. Зеленые “коридоры”.

Животные, обитающие в городе (селе). Методики изучения птиц, насекомых.

Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Полевые исследования:

 Лихеноиндикационный анализ городской среды. Отбор проб для проведения мониторинга загрязнения снегового покрова города методом биотестирования. Изучение птиц города. Геоботаническое описание участка газона, парка. Картирование и описание растительности и др.

 Практические и лабораторные работы:

 Знакомство с коллекциями лишайников. Освоение методики лихеноиндикации качества воздуха. Освоение методики биотестирования. Изучение тест-объектов. Размножение и содержание тест-объектов. Биотестирование снегового покрова города. Камеральная обработка материала. Определение рН почвенной вытяжки. Определение структуры и механического состава почв. Работа с определителем. Зарисовка некоторых животных. Наблюдения за животными, постановка экспериментов. Камеральная обработка материала. Оформление результатов работы.

Экскурсии:

 на метеопост, по городу и окрестностям, в краеведческий музей, на памятники природы, в парк.

Демонстрация

плана города, коллекций лишайников, таблиц, рисунков, слайдов, видеофильмов (“Пионер-сфинкс и лишайниковая пустыня”, “Биотестирование”, “Воздух”), образцов почв, гербария.

Луговая растительность. Методика проведения геоботанического описания участка луга, степи. Экологические взаимоотношения в луговом, степном и лесостепном биогеоценозах.

Лабораторные и практические работы

 Работа с определителем. Определение растений. Изготовление гербария. Камеральная обработка материала. Оформление результатов работы.

Основные элементы агроэкосистемы и связи между ними. Агроценоз.

Адаптивный подход в сельском хозяйстве. Эрозия почв. Мелиорация земель. Почвозащитные севообороты. Рекультивация. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Загрязнение почв. Методы исследования почв.

Полевые исследования, лабораторные и практические работы

Изучение агроэкосистемы. Определение рН почвенной вытяжки. Определение структуры и механического состава почв. Вредители сельскохозяйственных культур. Работа с литературой. Камеральная обработка материала.

Состояние природной окружающей среды и природоохранная работа в городе (селе).

Практические природоохранные работы в рамках экологических проектов учащихся объединения.

Тема 10. Обобщение и контроль.6(2/4)

Выступления на конкурсах, конференциях. Весенне-летний полевой практикум. Проведение наблюдений по выбранным темам в полевых условиях. Камеральная обработка собранного материала.

Вот и стали мы на год взрослей. Торжественное подведение итогов года.

 

Знания и умения учащихся, прошедших 2-й год занятий

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

основы научных

этапы подготовки и проведения простейшего эксперимента;

подготовить простейший эксперимент, провести эксперимент, оценить результаты эксперимента;

этапы подготовки и проведения полевого наблюдения;

Самостоятельно проводить простые полевые наблюдения, проводить камеральную обработку материала, оценивать результаты, оформлять отчет о результатах наблюдений, выступать на конференциях;

основные экологические понятия;

применять экологические термины;

технику безопасности при проведении экспериментов, практических и полевых работ;

выполнять требования по охране труда при проведении экспериментов, практических и полевых работ;

как работать с научной и научно-популярной литературой;

работать с научной и научно-популярной литературой;

экологические проблемы города, региона и глобальные проблем.

выступать с сообщениями о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ

3 год обучения(216 часов)

Тема 1. Введение. 4часа(2/2)

Теория

Цель, задачи и особенности нового курса занятий.

Практика

Итоги 2-го года обучения и летней полевой практики. Отчет по летней практике

Тема 2. Техника безопасности на занятиях. 4часа(2/2)

Теория

Техника безопасности на теоретических занятиях, при проведении лабораторных и практических работ, полевой практики. Техника безопасности на экскурсиях.

Практика

Техника безопасности при обращении с измерительными приборами. Контроль знаний по технике безопасности.

Тема 3. Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России, города. 46 часов(14/32)

Теория

 Анализ существующих проблем. Проблемы урбанизированных территорий. Селитебные зоны. Развитие промышленности и сельского хозяйства.

Практика

Химическое загрязнение среды и состояние природы. Биологические загрязнения и его влияние на биоту. Влияние шумового загрязнения.

Погода. Климат. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Отношение общества к жизненной среде. Взгляд на отношение к жизненной среде в настоящем и прошлом. Защита и улучшение окружающей среды человека. Загрязняющие вещества в нашем городе. Источники загрязнения. Итоговое занятие по теме.

Тема 4. Теоретические вопросы научного исследования и проектирования. 8 часов(8/0)

Теория

Наука и научный проект. Результаты научного исследования, их оформление и представление (компьютерная  графика, дизайн, выставочный материал, стендовый доклад и др.). Экологические и социально-экологические проекты. Этапы проектирования.

Знакомство с оформленными экологическими проектами. Анализ и самоанализ  работающих проектов.

Тема 5. Выбор темы проекта. 8 часов(2/6)

Теория

 Экологические проблемы города. Разнообразие тем проектов. Обоснование актуальности темы, реалистичности и экономичности. Формулирование цели и задач.

Практикумы и семинары

Анализ экологических проблем города. Формирование творческой группы. Выбор темы проекта. Обоснование актуальности темы, реалистичности и экономичности выбранной темы. Формулирование цели и задач.

Тема 6. Планирование проекта. 6 часов(2/4)

Теория

Разнообразие подходов решения экологической проблемы. Программа действий. Источники информации. Варианты реализации программы. Критерии оценки результатов работы по проекту.

Практикумы и семинары

 Обсуждение различных подходов к решению экологической проблемы. Работа над программой действий, определение источников информации. Разработка варианта реализации программы. Выбор критериев оценки результатов работы по проекту.

Тема 7. Сбор информации по теме. 34 часа(4/30)

Теория

Источники информации. Научная и научно-популярная литература, ИНТЕРНЕТ, администрация и население города, природоохранные организации.

Практикумы и семинары

 Поиск и сбор информации из различных источников (библиотеки, Интернет и др.) Индивидуальные консультации по  собранной информации. Беседы с представителями администрации города, специалистами природоохранных организаций. Подбор и изучение необходимой литературы. Составление обзора литературы. Подбор методов и методик наблюдения к поставленным задачам. Консультация по подбору методов наблюдения к поставленным задачам. Обсуждение собранной информации. Обсуждение результатов выбора методов и методик наблюдения. Индивидуальные консультации по выбору методов наблюдения. Итоговое занятие по теме.

Тема 8. Работа над проектом, проведение исследований, анализ и обработка полученных данных.36 часов(6/30)

Теория

 Методические походы к экологическому проектированию. Выбор ключевых моментов для разработки экологического проекта. Определение социальной и природоохранной значимости экологического проекта. Анализ адекватности примененных методов.

 Практикумы и семинары

 Освоение методики проектирования. Обсуждение планов работ. Подготовка необходимых материалов и оборудования. Индивидуальная работа и работа творческих групп по выбранным темам. Анализ данных из полевых книжек, дневников наблюдений в таблицы, оформление карты, плана местности, построение схем, графиков, статистическая обработка данных. Индивидуальная работа по выбранной теме. Обсуждение полученных результатов. Формулировка экологического заключения по состоянию объекта наблюдений и выработка рекомендаций по решению экологической и природоохранной проблемы. Составление письменных обращений в исполнительные и контролирующие органы. Конкурс плакатов на экологическую тему. Защита плакатов. Итоговое занятие по теме.

 Ролевые игры

 «Рыболовство»,  «Цена нефти»,  «Лесосека».

 

Тема 9. Реализация проекта. 30 часов(10/20)

Теория

 Подготовка необходимых материалов и оборудования для реализации проекта. Консультации по подготовке необходимых материалов для реализации проекта. Консультации по подготовке необходимого оборудования для реализации проекта.

Практика

Выбор темы экологического проекта.  Организация работ по реализации проекта. Обсуждение этапов выполнения проекта.

 Консультации.

 Планирование полевых наблюдений. Организация работ по реализации проекта. Проведение работ по реализации проекта. Камеральная обработка проб, отобранных в ходе полевых наблюдений. Оформление дневниковых записей. Обсуждение основных этапов полевых наблюдений. Оформление гербариев и коллекций. Итоговое занятие по теме.

Тема 10. Оформление проекта, демонстрационного материала. 12 часов(2/10)

Теория

Правила оформления проекта, демонстрационного материала.

      Практикумы

Обсуждение методики работы. Составление и оформление и экологического проекта. Оформление проекта и результатов реализации соответственно требованиям.  Индивидуальные консультации. Оформление проекта. Защита проекта. Итоговое занятие по теме.

Тема 11. Подготовка доклада. 8 часов (2/6)

 Теория

Составление плана доклада.  Обсуждение его основных положений со специалистами.    

  Практика

Написание доклада. Оформление  демонстрационного материала для доклада. Написание доклада. Оформление доклада, схем, диаграмм.

Тема 12. Индивидуальная работа учащихся по проекту. 10 часов(0/10)

Практика

Подбор литературы для выполнения проекта. Консультации по вопросам разработки и проведения наблюдений, обработки и оформления результатов. Выступление с докладом: защита работы. Переосмысление результатов проектов в ходе ответов на вопросы и замечания экспертов, членов жюри, участников мероприятий. Составление отчета о природоохранной работе.

Тема 13. Выступления на конкурсах, конференциях, олимпиадах и других мероприятиях. 10 часов(0/10)

 Практика

Прослушивание предварительной защиты экологического проекта и его корректировка. Выступления с докладами, защита работ. Торжественное подведение итогов года. Торжественный выпуск обучающихся. Награждение отличившихся обучающихся. Награждение, напутствия.

Знания и умения учащихся, прошедших 3-й год занятий

Обучающиеся должны знать:

  • Определения основных экологических понятий (фитоценоз, сукцессия, гигрофиты, гидрофиты, ярусность, заповедник, заказник, национальный парк, реликт, агроценоз, фитоценоз, синузия, парцелла, интродукция, инвазия, экотоп, биотоп, экотон и др.);
  • Об отношениях организмов в популяциях;
  • О строении и функционировании разных сообществ, ярусное распределение организмов в экосистемах;
  • О саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоёма, луга, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
  • О биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций и биоценозов своей местности;
  • Основные типы сообществ родного края;
  • Растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);
  • Особенности искусственно создаваемых человеком сообществ – агроценозов своей местности;
  • Сроки сбора лекарственных растений, правила заготовки лекарственного сырья;
  •  Роль растений и животных в природе и жизни человека, рациональное использование животного и растительного мира своей местности;
  •  О современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, её загрязнении, источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения);
  •  О рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнением, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
  •  Об использовании и охране недр (проблемы исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых своей местности);
  •  О рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушение почв, ускоренная эрозия, её виды);
  •  Современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
  •  О современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений, Красная книга, МСОП и Красная книга Тульской области и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
  •  О рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги Тульской области в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах.
  • Строить графики простейших экологических зависимостей.
  • Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека.
  • Охранять пресноводных рыб в период нереста.
  • Охранять полезных насекомых.
  • Подкармливать и охранять растительноядных птиц.
  • Определять уровень загрязнения воздуха методом лихеноиндикации.
  • Уметь проводить простейшие геоботанические описания леса, луга, болота, водоёма.
  • Составлять флористический список растений различных фитоценозов своей местности.
  •  Предсказывать изменения, которые произойдут со временем в сообществе.
  •  Сравнивать естественное сообщество с созданным искусственно.
  •  Приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем.
  •  Аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций.
  •  Самостоятельно анализировать различные экологические ситуации.
  •  Элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности.
  •  Анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты.
  •  Грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом.
  •  Объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.
  •  Мыслить глобально, действовать локально. 

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В процессе обучения по программе «Экология в городе» используются:

1) объяснительно иллюстративные методы;

2) проблемное изложение материала;

3) частично-поисковые и исследовательские методы, с преобладанием обучения исследовательской деятельности с применением метода проектов.

Для повышения эффективности учебного процесса проводятся конкурсы, игры, природоохранные мероприятия, общение со специалистами, учеными, а также с интересными, увлеченными людьми.

Охрана труда обучающихся должна выполняться как педагогом, так и детьми, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы дети знали требования техники безопасности на теоретических занятиях, на экскурсии, при проведении лабораторных и практических работ и выполняли их постоянно.

Формированию умения проводить наблюдения, делать записи способствуют полевые книжки юного исследователя природы авторов программы: «Изучаем родник. Географические наблюдения», «Изучаем качество воды и грунт родника» и «Изучаем микромир родника». Для этого в них приведены схемы, формы оформления записей, таблицы.

Первично поставленная познавательная задача по изучению природного объекта превращается в целую цепь познавательных задач, взаимосвязанных между собой, и вызывающих собственное стремление к познанию. Полевые книжки юного исследователя природы определяют и подсказывают пути развития познавательного интереса и помогают педагогу создавать условия его формирования на разных уровнях.

Мониторинг гидрологических показателей родника (дебит), физико-химического качества воды (рН, температура и др.), анализ результатов проведенной работы и формулирование выводов способствуют формированию второго уровня познавательного интереса, характеризующегося интересом к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению.

Интерес к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний формируется при выполнении всего комплекса предлагаемых в полевых книжках заданий и планировании на основе этого проведения научно-исследовательской работы.

На втором году занятий “Исследуем экологическое состояние окружающей среды родного края» ознакомительные экскурсии заменяются полевой практикой на природных объектах. Вводятся семинары, которые строятся в соответствии с обычными требованиями. При выполнении исследований происходит развитие различных сфер личности обучающегося: эмоционально-волевой, двигательной, сенсорной, мотивационно-потребностной (сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности); при коллективном обсуждении результатов наблюдений и полученных материалов развивается речь, анализ ситуаций и полученных данных способствует развитию мышления.

3 – й год занятий: “Мой вклад в решение экологических проблем”. В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность.

Подросткам  предпочтительнее давать игры, где возможны ролевые взаимодействия между игроками, а именно моделирующие (имитационные) игры: ролевые,  деловые, например, «Рыбный бал короля», «Лесосека», «Рыбоводство» «Цена нефти» и др. Они дают им возможность осваивать нормы поведения. При выборе темы проекта обучающиеся анализируют широкий спектр вопросов, которые значимы для города и требуют своего решения. Постановка проблемы осуществляется в ходе наблюдения за состоянием окружающей нас природы, знакомства с публикациями в периодической печати (газеты, журналы) бесед с жителями города.

В ходе ознакомления обучающихся с литературными данными мы основной упор делаем на то, чтобы воспитанники самостоятельно проработали предложенную или ими самими подобранную научную и научно-популярную литературу.

Необходимые методы и методики исследования изучаются обучающимися под руководством педагога. Отрабатываются навыки их применения.

Дидактические материалы

Компьютерные программы

СД “1С: Биология: Репетитор”.

СД «Экология»

Экологические игры.

Статистическая обработка биологического материала.

Презентации

  1. Структура  биосферы
  2. Цепи питания.
  3. Динамика популяций
  4. Меры по охране атмосферного воздуха.
  5. Луг – природное сообщество
  6. Типы экологических взаимодействий.
  7. Влияние человека на животных
  8. Отходы большого города.
  9. Чернобыль– мёртвый город.
  10. Оценка загруженности автодорог.

Оборудование и материалы:

Компьютер.

Принтер.

Телевизор.

Видеопроигрыватель.

Видеомагнитофон.  

Фотоаппарат.

Лабораторная посуда (чашки Петри, пробирки, стаканы и др.).

 Микроскоп.

Предметные и покровные стекла.

Лупы, таблицы.

Бинокль.

Гербарные папки.

Энтомологические сачки.

Планктонные сачки.

Донный скребок.

ТЕМЫ НЕКОТОРЫХ ПРОЕКТОВ

 

* Зеленые магистрали.

* Непарный шелкопряд.

* Пластик.

* Достойную жизнь родникам.

ПЕРЕЧЕНЬ

ТЕМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Консультации по темам:

1. Выбор темы экологического проекта.

2. Обсуждение этапов выполнения проекта.

3. Планирование полевых и лабораторных исследований.

4. Камеральная обработка проб, отобранных в ходе полевых исследований.

5. Оформление дневниковых записей.

6. Оформление гербариев и коллекций.

7. Обсуждение основных этапов полевых исследований или лабораторного эксперимента.

8. Подбор литературы для выполнения проекта.

9. Обсуждение методики работы.

10. Консультации по обработке полученных результатов в ходе полевых или лабораторных исследований.

11. Обсуждение полученных выводов.

12. Составление и оформление экологического проекта.

13. Составление отчета о природоохранной работе.  

14. Подготовка к участию на конкурсе.

15. Прослушивание предварительной защиты экологического проекта и его корректировка.

16. Планирование дальнейшей работы.

17. Оформление стендового материала.

Таблица оценки учебных результатов

Оценка учебных результатов

п/п

Что оценивается

Метод оценки

Когда оценивается

1.

Знание функционирования надорганизменных систем.

Тесты, практические работы, отчеты по наблюдениям, конкурсы.

После изучения темы, при проведении практических работ, при проведении конкурса.

2.

Знание и понимание экологической терминологии.

Тесты, беседа.

На итоговых занятиях, конкурсах.

3.

Знание основ методологии научных исследований.

Наблюдение, беседа.

В ходе подготовки и выполнения практических работ.

4.

Исследовательские навыки: подготовка эксперимента, выработка результатов эксперимента, оценка результатов эксперимента; проведение полевых исследований.

Наблюдение, качество оформления отчета о проведенной исследовательской работе.

По ходу выполнения работ; по окончании работы, на конференции, конкурсе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АОМДС, 1996.
  2. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.Б. Беркинблит, С.М.Глаголев, М.В.Голубева и др.-2-е изд. -М.: МИРОС - Междунар. отношения, 1995.-216 с.
  3. Горидченко Т.П., Ганьшина Л.А. Методика оценки экологического состояния водоемов по организмам макрозообентоса. Выпуск I.-М., 1994. 37 с.
  4. Махлин М.Д., Солоницина Л.П. Аквариум в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984.144 с.
  5. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер: Методическое пособие. - М.: Экосистема, 1996. 21 с.
  6. Методы исследований пресноводного зоопланктона: Методическое пособие. /А.А.Котов, А.С.Боголюбов.-М.: Экосистема, 1997. 14 с.
  7. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Куршаков С.В. Экология Башкортостана: Учебник для 9 кл. - Изд. 1-е. - Уфа: Китап, 1995. 144 с.
  8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь школьного учителя Республики Башкортостан. -Уфа: Китап, 1997. 200 с.
  9. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. Т.1 и Т.2. /Пер. с англ. - М.: Мир, 1993.
  10. Никишина Е.Ф. и др. Жизнь малых рек. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1987. 96 с.
  11. http://festival.1september.ru/subjects/27/?n=11
  12. http://tana.ucoz.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. «Птицы России», Е.В. Нестеров и др., Государственный Дарвиновский музей, 1997г.
  2. «Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник, М: «Дрофа», 1998г.
  3. «Фотографирование как метод экологического воспитания и образования» Колосков А.В., МГДТД Ю, 1998г.
  4. Журнал «Школьные технологии», «Экология эстетика пришкольного участка», Н.А. Пугал, № 3, 1998
  5. «Практические занятия по экологии». Д. Зверев, М: «Просвещение».1998г
  6. «Экология» Школьный справочник, А.П. Ошмарин др., Ярославль, «Академия развития», 1998г.
  7. «Внеклассная работа. Биология. 3-8 классы», Н.А. Касаткина, Волгоград, 2001г. «Учитель»
  8. «Основы экологии», сборник задач, упражнений, практических работ 10(11) .А. Жигарев и др., «Дрофа», 2002г.
  9. «Экологическое право РФ» Курс лекций, Ю.Е. Винокуров, М: МНЭПУ,1997г.
  10. «Основы Экологии»,10(11) Н.М. Чернова и др., М: «Просвещение», 2002г.
  11. «Здоровье человека и окружающая среда», В.Т. Величковский и др., М: «Новая школа», 1997.
  12. «Среда нашего обитания» 4 тома, П.Ревелль, Ч. Ревелль, «Мир», 1995г.
  13. «Экология» Е.А. Криксунов др., «Дрофа», 2001г.
  14. «Экология» 10 -11 кл, С.В. Алексеев, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 1997г.
  15. «Экология, 10-11» , А.Т. Зверев. М: «Оникс 21 век», 2004г.
  16. «Экология. Краткий справочник школьника»,9-11 кл, «Дрофа».1997

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Агеева Е.Л.Чего на свете не бывает? – М.:Просвщение,2004
  2. Алексеев В.А.300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль:

«Академия развития», «Академия К*»,2000

  1. Вахрушев А.А.Здравствуй, мир! – М.:Баласс,2005
  2. Виноградова Н.Ф.Рассказы- загадки о природе. – М.: Вентана – Граф,2009
  3. Горячев А.В.Всё по полочкам. – М.: Баласс,2004
  4. Косинова Е.М.Гимнастика для пальчиков. – М.: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА – ПРЕСС,2003
  5. Тарабарина Т.И.И учёба, и игра: природоведение. – Ярославль: «Академия развития»,2003
  6. Цветкова И.В.Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития»;2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Дополнительная образовательная программа "Город мастеров"

Дополнительная образовательная программа "Город мастеров" рекомендована педагогам художественно-эстетической направленности. Автор программы Козловская Маргарита Санасаровна. Программа утверждена на м...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»

«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, ...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Танцующий город"

Программа   « Танцующий город»  разработана на основе и с учетом государственных требований к дополнительной программе в области  хореографического искусства « Хореографическ...

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования по реализации образовательного события «Нижневартовск – город, в котором мы живём».

Материал содержит план работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования  по реализации образовательного события "Нижневартовск-город, в котором мы живём" ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная программа "Экологические исследования в природе и городе"

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Экологические исследования в природе и городе" разработана для детей 13-18 лет, увлеченных экологией как наукой. Ребята в ходе о...