Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"
учебно-методический материал (7, 8, 9 класс) на тему

Предлагаю программа дополнительного образования эколого-биологического направления для учащихся 7-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_2.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. ЛЫСКОВО

Принято на педагогическом                                                       Утверждаю

совете школы                                                                               Директор СОУ СОШ №3

28 августа 2009 г.                                                                         г. Лысково

 Протокол №1                                                                               ____________И. А. Блинова

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 АДМИНИСТРАЦИИ ЛЫСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. ЛЫСКОВО

Название дополнительной  образовательной программы:

«Юный эколог»

Возраст детей:13 – 16  лет

Срок реализации: 3 года

Автор программы:

Чубарова А. А.., учитель биологии

Кошелева Н. Е., зам. директора по воспитательной работе,

 учитель химии

г. Лысково

2009


1. Пояснительная записка.

Общее ухудшение экологической обстановки, необходимость охраны окружающей среды, рационального природопользования выдвинули в разряд первоочередных проблем формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически компетентного поведения. Экологическая ответственность каждого должна проявляться, прежде всего, в активной созидательной деятельности по изучению экологического состояния и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации воздействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую среду и организм человека.

        В процессе исследовательской деятельности экологического характера обучающиеся приобретают знания о природных компонентах, о взаимодействии между ними и деятельностью человека; а так же у них формируются умения и навыки экологически-целесообразной деятельности, развивается экологическое мышление и воспитывается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

        Программа экологических исследований является важным звеном базовой образовательной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений. Ориентация его носит образовательный характер. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. 

Направленность детского объединения – эколого-биологическая.

Целью дополнительной образовательной программы является привлечь внимание обучающихся к экологическим проблемам своего региона и мира в целом.

        Цель определила следующие задачи:

  1. ознакомить обучающихся с основными экологическими проблемами конкретного региона и направлениями исследований и оценки экологического состояния окружающей среды;
  2. развить у обучающихся систему практических умений и навыков исследовательского характера;
  3. сформировать активную жизненную позицию по отношению к деятельности человека, направленной на изменение состояния окружающей среды.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 13 до 16 лет. Набор свободный. Количество детей – 20. Занятия проходят по четвергам, 13.50 – 14.35, 14. 45 – 15. 30.

        Срок реализации программы – 3 года. Она рассчитана на 204 часа, из них теоретические занятия – 100, практические – 84, экскурсии - 20.

На занятиях используются такие формы работы как, диалог, беседа, дискуссия, акции, индивидуально-групповая форма, творческая работа, исследовательская работа, экскурсия.

Ожидаемые результаты первого года обучения

        Личностные результаты:

        Предметные результаты:

  • ключевые понятия экологии;
  • методику определения состояния окружающей среды с помощью лихеноиндикации;
  • методику эколого-санитарной оценки состояния помещения;
  • самостоятельно проводить простейшие лабораторные исследования состояния окружающей среды;
  • составлять систематический список живых объектов;
  • определять количество антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

        Метапредметные результаты:

  • работать в группе;

Ожидаемые результаты второго года обучения

Личностные результаты:

        Предметные результаты:

  • ключевые понятия экологии;
  • методики исследования пресного водоема и почвы;
  • выполнять химический анализ воды и почвы;
  • составлять схемы круговоротов веществ;

        Метапредметные результаты:

  • современные экологические проблемы;
  • роль круговоротов веществ в природе.
  • работать в группе;
  • организовывать экологические акции.

Ожидаемые результаты третьего года обучения

Личностные результаты:

        Предметные результаты:

  • ключевые понятия экологии
  • сущность экологического мониторинга;
  • методики определения состояния окружающей среды.
  • самостоятельно проводить мониторинговые исследования состояния окружающей среды;
  • делать выводы о состоянии окружающей среды на основе полученных данных;

        Метапредметные результаты:

  • работать в группе;
  • организовывать экологические акции.

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения практических работ, участия в семинарах, конференциях, акциях и т. д.

Отчет о  реализации дополнительной образовательной программы будет представлен на школьном фестивале детских объединений. А так же планируется участие в районном конкурсе «Я исследователь», районной экологической конференции школьников.

2. Учебно – тематический план

1 год обучения

п/п

Тема

Всего,

часы

Теорит.

Занятия

Практич.

Занятия

Экскурсия

1.

Экология как наука

6

4

2

-

2.

Экология пресного водоема

9

4

3

2

3.

Экология почвы

8

4

2

2

4.

Исследование состояния окружающей среды

22

13

5

4

5.

Эколого-санитарная оценка  помещения

7

2

5

-

6.

Охрана окружающего мира

12

7

5

-

7.

Обобщение и повторение

4

-

4

-

Всего                                                    68 часов    34 часа    26часа      8 часов

2 год обучения

п/п

Тема

Всего,

часы

Теорит.

занятия

Практич.

занятия

Экскурсия

1.

Экология как наука

5

2

2

1

2.

Экология пресного водоема

8

2

4

2

3.

Экология почвы

2

1

1

-

4.

Химический анализ воды

9

3

6

-

5.

Круговорот веществ

4

4

-

-

6.

Исследование состояния окружающей среды

18

13

5

-

7.

Экология человека

9

4

4

1

8.

Охрана окружающего мира

9

3

6

-

9.

Обобщение и повторение

4

-

4

-

Всего                                                    68 часов    32 часа    32 часа       4 часа

3 год обучения

п/п

Тема

Всего,

часы

Теорит.

занятия

Практич.

занятия

Экскурсия

1.

Загрязнители окружающей среды

6

6

-

-

2.

Экология пресного водоема

8

2

4

2

3.

Экология почвы

3

2

2

2

4.

Экологические проблемы гидросферы

6

3

2

2

5.

Исследование состояния окружающей среды

16

10

6

-

6.

Экология человека

7

4

2

2

7.

Охрана окружающего мира

11

7

6

-

8.

Обобщение и повторение

4

-

4

-

Всего                                                    68 часов    34 часа    26 часа       8 часа

  1. Содержание изучаемого курса

1 год обучения

Тема №1. Экология как наука.

Экология как наука о взаимоотношениях организма и среды. Основные понятия экологии. Возрастание роли экологии в настоящие время.

Тема №2. Экология пресного водоема.

Экскурсия на водоем, с целью изучения многообразия животного и растительного мира. Составление систематического списка живых объектов. Факторы, влияющие на загрязнение водоема. Экологический десант по  берегу водоема.

Тема №3. Экология почвы.

Состав почвы. Организмы, обитающие в почве. Методы исследования почвы.

Тема №4. Исследование состояния окружающей среды.

Влияние загрязнения воздуха на видовой состав лишайников. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. Вещества выделяемые автотранспортом.

Тема №5. Эколого-санитарная оценка состояния помещения.

Значение экологической комфортности  и безопасность помещения. Исследование экологической комфортности и безопасности помещения.

Тема №6. Охрана окружающего мира.

Знакомство с «Красной книгой» России и Нижегородской области. Участие в акциях: «Первоцветы», « Елочка – зеленая иголочка», «День Земли», «День птиц», «День Земли».

Тема №7. Обобщение и повторение.

Обобщение и повторение пройденного материала проводится в форме игры «Я  - часть планеты Земля».

2 год обучения

Тема №1. Экология как наука.

Экология как наука о взаимоотношениях организма и среды. Возрастание роли экологии в настоящие время. Современные экологические проблемы: глобальные, локальные, региональные. Экскурсия в районный отдел экологии.

Тема №2. Экология пресного водоема.

Экскурсия на водоем, с целью взятия проб воды для исследования и проведения бииндикационных исследований. Биоиндикация загрязнения водоемов по состоянию популяций растений семейства рясковые. Определение температуры и органолептических характеристик воды.

Тема №3. Экология почвы.

Состав почвы. Химический анализ почвы с пришкольного участка.

Тема №4. Химический анализ воды.

Химический анализ водопроводной, дождевой, снеговой воды, а так же воды пресного водоема.

Тема №5.Круговороты веществ.

Роль круговоротов  воды, кислорода, водорода, азота, фосфора в природе.

Тема №6. Исследование состояния окружающей среды.

Знакомство с методикой флуктуирующей асимметрии  на примере березы белой. Растения – биоиндикаторы. Животные – биоиндикаторы.

Тема №7. Экология человека. Влияние антропогенных загрязнений на здоровье человека. Генетически модифицированные продукты. Их влияние на здоровье человека.

Тема №8. Охрана окружающего мира.

Проведение акций: «Первоцветы», « Елочка – зеленая иголочка», «День Земли», «День птиц», «День Земли».

Тема №9. Обобщение и повторение.

Подведение итогов на итоговой конференции.

3 год обучения

Тема №1. Загрязнители окружающей среды.

Основные загрязнители атмосферы, гидросферы, почвы, их влияние на живые организмы.

Тема №2. Экология пресного водоема.

Экскурсия на р. Сундовик с целью изучения экологического состояния водоема.

Тема №3. Экология почвы.

Состав почвы. Сравнительный химический анализ почвы с пришкольного участка, с придорожной территории и из леса.

Тема №4. Экологические проблемы гидросферы.

Проблема поднятия уровня Чебоксарской ГЭС. Методы очистки воды. Экскурсия на очистные сооружения.

Тема №5. Исследование состояния окружающей среды.

Понятие мониторинга. Проведение исследований по методике флуктуирующей асимметрии. Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны. Индикация состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера.

Тема №6. Экология человека. Влияние антропогенных загрязнений на здоровье человека. Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека.

Тема №7. Охрана окружающего мира.

Особоохраняемые природные территории Нижегородской области. Проведение акций: «Первоцветы», « Елочка – зеленая иголочка», «День Земли», «День птиц», «День Земли».

Тема №8. Обобщение и повторение.

Подведение итогов на итоговой конференции.

  1. Методическое обеспечение программы.

Тема

Форма

Приемы, методы

Дидактические материалы, ТСО

1.

Экология как наука

Лекция, семинар, экскурсия, беседа

Словесный, наглядный, репродуктивный

Видеофильм «Экологические проблемы»

2.

Загрязнители окружающей среды

Лекция, семинар

Словесный, наглядный, репродуктивный

Таблицы «Загрязнители атмосферы», «Загрязнители гидросферы», «Загрязнители почвы», мультимедиа

3.

Экология пресного водоема

Лекция, экскурсия, практическая работа

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный

Карточка – инструкция «Физические свойства воды», химическая посуда, термометр

4.

Экология почвы

Лекция, практическая работа

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный

Почва, химическая посуда, карточка – инструкция «Состав почвы»

5.

Химический анализ воды

Лекция, практическая работа

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный

Пробы воды, химическая посуда, карточка – инструкция «Химический анализ воды»

6.

Экологические проблемы гидросферы

Экскурсия, семинар, лекция

Словесный, наглядный

Видеофильм «Экологические проблемы гидросферы», компьютер, мультимедиа

7.

Круговороты веществ

Семинар

Словесный

Таблицы «Круговорот веществ»

8.

Исследование состояния окружающей среды

Лекция, практическая работа

Словесный, наглядный, практический

Листья березы и белого клевера, карточка – инструкция «Флуктуирующая асимметрия»,  карточка – инструкция «Окружающая среда и автотранспорт», карточка – инструкция «Индикация состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера»

9.

Экология человека

Лекция, семинар, практическая работа

Словесный, наглядный, практический

Этикетки продуктов питания

10.

Эколого-санитарная оценка состояния помещения

Беседа, практическая работа

Словесный, наглядный, практический

Карточка – инструкция «Исследование экологической комфортности и безопасности помещения»

11.

Охрана окружающего мира

Семинар, игры, акции

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный

Разработки акций, Красная книга Нижегородской области, видеофильм «Охрана окружающего мира, мультимедиа

12.

Обобщение и повторение

Конференция, игра

Словесный, наглядный, репродуктивный

Мультимедиа

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

  1. Алексеев С. В. Изучаем экологию экспериментально: практикум по экологической оценке состояния окружающей среды / Алексеев С. В., Беккер А. М.  – СПб.,1993. – 64 с.
  2. Марина А. В., Мохова Е. А. Лабораторный практикум по экспериментальному изучению экологии: Учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 1995.
  3. Методика проведения экологических исследований природных объектов: Методические рекомендации/Р. В. Давыдко, С. М. Шальнов,         С. В. Анучик. – Н. Новгород, 1991.
  4. Кончина Т. А. Полевой практикум по экологии: Учебно – методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 69 с.
  5. Степанчук Н. А. Практикум по общей экологии. 9 класс.  Волгоград: Учитель, 2009. – 208 с.
  6. Экологические исследования: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии/ Под общей редакцией А. В. Мариной. – Арзамас: изд-во АГПИ, 2000. – 90 с.
  7. Экология. 6 – 11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И. П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2010.- 134с.
  8. Экология. 7 – 8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека/ авт. – сост. Н. А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 183с.

 Для родителей и обучающихся:

  1. Аверкиев Д. С. Определитель растений Горьковской области. – Горький: Волго  - Вятское кн. Изд., 1985. – 320 с.
  2. Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.  – М.: Дрофа, 2009.  – 255.
  3. Сытник К.М. Словарь – справочник по экологии. – Киев: Наукова думка, 1994 г. – 667 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Экология леса"

Целью программы является развитие познавательной активности, формирование экологической культуры и привитие обучающимся любви и бережного отношения к лесу и природе в целом. Курс призван внести ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»

Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"...

Дополнительная образовательная программа "Экология в городе"

Программа адресована обучающимся в возрасте от 13 до 17 лет с целью воспитания у них экологической культуры....

Дополнительная образовательная программа" Экология растений"

Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,(один час в неделю).Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости измене...

Дополнительная образовательная программа" Экология животных"

Программа предполагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий , формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений...

Дополнительная образовательная программа" Экология человека"

Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии. Курс «Экология человека» имеет профори...