Мониторинг.Диагностические игры.
план-конспект на тему

Викторова Людмила Александровна

Данная разработка-сценарий мастер-класса.В ней собраны игры,которые позволят педагогу отследить личностные качества ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx66.05 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования НГО

МАУ ДО  «Центр внешкольной работы»

Методическая разработка

Мастер-класс

Мониторинг. Использование диагностических игр.

Разработал:

педагог дополнительного образования

Викторова Л.А.

2017 год

Цель:

создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов, при котором формируется опыт использования диагностических игр  в ходе мониторинга.

Задачи:

- знакомство педагогов с современными методами мониторинга

- расширение и углубление знаний о диагностической игре

-отработка методов и приемов  диагностических игр в деятельностно - имитационном режиме

Основные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, рефлексивный подходы.

Методы работы: занятия с взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы собучающимися.

Качественно новый результат –  умение использовать диагностическую игру в практической деятельности.

Необходимые материалы: бланки тестов  на каждого педагога («Трехминутный тест» «Зачем мне ведро»), игрушка-матрешка, веревка или длинный шнур, бумага, ручки или карандаши.

Время проведения – 40 минут.

Ход.

1 этап. Методическое обоснование.

Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня нашу встречу я хочу начать с притчи «Закрытая дверь» (см. приложение). Так и мы два раза в год пытаемся подобрать ключики и ручки для закрытых дверей-наших детей. Для этого мы используем уже привычные методы - анкетирование, тесты или педагогическое наблюдение. Это уже проверенные и отработанные практически методы. У них есть свои плюсы и минусы.

  Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Достоинства

Недостатки

  -  высокой оперативностью получения информации;

  -  возможностью организации массовых обследований;

  -  сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

  -  отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

  -  невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

  -  отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

  -  не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

Педагогическое наблюдение (ведение протоколов наблюдение)

Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем - исследователем.

Сущность наблюдения - точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.

Достоинства

Недостатки

     -  возможность организации массовых обследований;

  -  отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

  -  сравнительно большой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

-  не всегда достаточна достоверность подобных «отчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы наблюдателей

Диагностическая игра.

В последнее время психологи предлагают еще один метод – диагностическую игру. Впервые я услышала об этом методе несколько лет назад на курсах по организации работы с одаренными детьми.

 Игра это один из методов, который способствует развитию интеллекта, мышления, логики, способов коммуникации, воображения и способности выражать свои эмоции. Это способствует всестороннему развитию личности. Игра – способ активного получения знания о чем-либо. Проявляя активность, субъект формирует свое “Я”, свои взгляды на жизненные ситуации, учится сотрудничать.

Игра в работе педагога является главным “оружием”. Через шутки, метафоры, постановку и обыгрывание определенной ситуации мы можем найти пути решения проблем, выхода из тупиковых и некомфортных для нас и детей  ситуаций, просто позитивный отзыв о своих действиях и получить варианты альтернативных решений.

Леванова Е.А., в своей книге “Игра в тренинге. Возможность игрового взаимодействия” гл.1 стр. 11(2-е издание, Питер, 2008) пишет: “Гросс видел в игре первичную форму приобщения человека к социуму через добровольное подчинение общим правилам/лидеру. Так же в игре воспитываются чувства ответственности за себя (свои поступки) и группу…”.

В игре развиваются лидерские качества, которые нужны в повседневной жизни. В процессе игры снимается напряжение и человек становится менее скованным, что позволяет ему раскрыться в широком смысле. Он получает свободу для самовыражения, по сути, становится тем, кто он есть, не боясь пересудов, стремясь к своему совершенствованию.

Игра,  с точки зрения Вачкова И.В., выполняет две самые важные функции: диагностическую и развивающую.

Диагностическая функция игры определяется тем, что она обладает большей предсказательностью, прогностичностью, чем любая другая психологическая деятельность, во-первых, потому что человек ведет себя в игре “по максимуму” (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе – особое поле “самовыражения”, в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт.

Диагностика через игру  позволяет приблизиться к реальным чувствам и личностно-смысловым образованиям; понять имеющиеся у человека проблемы и найти способы разрешения конфликтных ситуаций; выявить принимаемые им поло-ролевые и ценностные образцы поведения; получить развернутую картину аффективно смоделированных особенностей взаимодействия. Игра является наиболее любимым видом деятельности детей любого возраста. Именно в игре ребенок может показать особенности своего поведения, сильные и слабые стороны. В игре наиболее ярко демонстрируются организаторские и лидерские качества.

В процессе игры можно проследить манеру и способ общения каждого человека с коллективом (коллеги, одноклассники), выявить потребности играющего человека, например: желание быть активнее, больше общаться, проявить себя в другом амплуа, попробовать себя в другой профессиональной области, стремление к лидерским позициям или, наоборот, желании сбросить с себя путы руководителя и почувствовать себя обычным, спокойным и умиротворенным членом общества).

Игра - исторически сложившаяся форма взаимодействия членов коллектива, в результате которого происходит усвоение жизненного опыта, принятие различных стратегий поведения и выбор желаемого жизненного сценария.

Достоинства

Недостатки

  -   -  возможность организации массовых обследований;

  -  возможность «незаметного» наблюдения за действиями игроков

-возможность отследить «скрытые» черты личности

-возможность частого использования

  -  сравнительно большой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

-  желательно присутствие стороннего «наблюдателя» для ведения протокола

-недостаточная изученность использования диагностических игр

2 этап. Представление системы игр.

Диагностические игры могут быть использованы для выявления лидерских способностей, организаторских способностей, самооценки,

Виды игр

Операциональные игры 

Дидактические

Управленческие игры 

Профориентационные игры 

Разогревающие игры 

Ролевая игра 

определяются активностью, направленной на инструментальные изменения, определяющие разворачивание будущих событий - хотя опять через взаимодействие с другими (иными словами, являются методом формирования технологических умений). К операциональным играм могут быть отнесены два типа игр: деловые и поступочные.

Деловая игра характеризуется моделированием предметного и социального содержания профессиональной деятельности, включая системы отношений, характерных для этой профессиональной области. В ней обрабатываются новые технологические умения , необходимые в будущем в конкретной профессии, скажем, умение продавать тот или иной товар.

Поступочная игра выходит за рамки деловых отношений. В ней “репетируются” такие действия, которые могут быть оценены как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе, к миру в целом. Фактически идет работа с будущими событиями очень широкого диапазона.

Дидактические игры имеют цель преподнести некоторые новые знания и изменить представления участников. Такие игры раскрывают смысл и важность определенных знаний и, как правило, содержит задание учебного характера.

– метод тренировки профессиональных умений менеджеров разного уровня (в образовательном учреждении,например, завучей или директоров).

помогают участникам в выборе сферы возможной профессионализации и соответствующего самоопределения.

(подвижные) помогают познакомиться с участниками тренинга, снять скованность, напряжение, настроить на работу и дают положительный эмоциональный заряд.

– примеряемая роль ( социальная), которую человек играет в течение своей жизни, например, врач, учитель.

3 этап. Моделирование.

И начнем мы знакомство с играми с легкого «Трехминутного теста». У вас в руках бланки теста. По моему сигналу начинаем выполнять его условия. У вас на работу всего 3 минуты.

«Трёхминутный тест»

Инструкция. На выполнение этого теста дается ровно три минуты. Если вы успеете выполнить все нижеперечисленные инструкции и сделаете это верно – то вы справились Вам нужно распечатать этот тест или взять пустой лист, на котором вы будете выполнять тест. Итак, готовы? Прочтите все пункты и инструкцию прежде, чем, что бы то ни было делать. Поехали!

  1. Напишите своё имя в правом верхнем углу листа после слова «ИМЯ».
  2. Обведите кружочком слово «ИМЯ» во втором пункте.
  3. Нарисуйте ПЯТЬ МАЛЕНЬКИХ КВАДРАТОВ в верхнем левом углу листа.
  4. Поставьте крестик в каждом квадрате, описанном в пункте 4.
  5. Обведите каждый квадрат тремя концентрическими окружностями.
  6. Впишите свою ФАМИЛИЮ под заголовком этого текста на соответствующую линейку.
  7. Справа от заголовка напишите слово ДА на трех разных языках по одному разу или на Вашем родном языке пять раз.
  8. Обведите КРУЖОЧКОМ пункты 7 и 8.
  9. Поставьте КРЕСТИК в левый нижний угол листа.
  10. Нарисуйте над этим крестиком РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.
  11. Обведите кружочком слово ВЕРХНЕМ в четвертом пункте.
  12. Сложите в столбик на обратной стороне листа числа 896 и 472.
  13. Если Вы уже дошли до этого пункта отчётливо произнесите своё полное ИМЯ.
  14. Если Вы уверены, что правильно выполнили все предыдущие инструкции, то произнесите отчетливо вслух: «Я ТОЧНО ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ИНСТРУКЦИИ».
  15. Разделите на обратной стороне листа сумму, полученную в п. 13 на 12.
  16. Обведите кружочком результат вычисления в п.16 и умножьте его на обратной стороне листа на 17.
  17. С нормальной скоростью досчитайте вслух до ДЕСЯТИ.
  18. Проделайте ручкой ТРИ ДЫРОЧКИ правом нижнем углу листа.
  19. Если Вы выполнили упражнение раньше остальных, громко произнесите вслух «Я ПЕРВЫЙ!». Если вторым, то – «Я ВТОРОЙ!» и т.д.
  20. Теперь, когда Вы согласно п.1 внимательно прочитали весь текст, выполните только то, что написано в пунктах 1 и 2.

Как часто, не дочитав инструкцию, не обратив внимание на какие-то, с нашей точки зрения, мелочи, мы совершаем массу ненужных, лишних дел и движений. Вы сейчас сами смогли убедиться как важно вчитываться в условия проведения, инструкцию выполнения какого-либо задания.

Матрешка - всем нам известная игрушка. Мы учились ее собирать, когда были маленькими. Оказывается, когда мы стали взрослыми, она тоже может нам помочь.

Игра «Матрешка»

Цели: измерение самооценки.

Ресурсы: большая матрешка.

Ход игры

«Матрешка» – это одна из техник, способствующая самораскрытию и самопознанию членов группы. Как всегда при использовании таких техник, успех упражнения во многом зависит от тренера (педагога). Успех этот сопряжен с созданием доверительной и поддерживающей личность атмосферы. Участники должны быть сосредоточены на высказываниях и эмоциях товарищей, избегать всяческих комментариев, насмешек, реакций, которые могут спугнуть откровение, обидеть.

Добровольцу, вышедшему на площадку из числа участников игры, дается в руки матрешка и предлагается открывать ее, добираясь до наименьшей куколки. Каждый слой обозначает для нашего героя его сущность, так что под внешней оболочкой – каким видят его окружающие – скрываются более глубокие и тайные уровни.

Игра начинается словами:

– Это я (фамилия и имя участника), каким меня видят окружающие...

Продолжение может быть таким: «Это я – такой, каким меня знают сослуживцы/друзья/семья/любимая/каким я являюсь на самом деле». Можно направить разговор в определенное русло и просить высказываться лишь о лидерских качествах, потенциале, удачах и просчетах, страхах и ожиданиях... А можно оставить все, как есть, дать рассказу разворачиваться в соответствии с уровнем открытости и рефлексии каждого из игроков, выходящих представлять свою матрешку.

Рефлексия.

Как вы думаете, что нам дала эта игра?

Какие качества (особенности) личности позволила увидеть?

Результат. Если ребенок называет только (или большинство) свои отрицательные качества - самооценка занижена. Только (или большинство) положительные качества-самооценка завышена.

Игр с веревкой или шнуром великое множество. Это могут быть спортивные игры, а могут быть и диагностические.

"Енотовы круги -1".

Цель: выявление лидера.

Вся группа с завязанными глазами держится за веревочное кольцо. По команде нужно изобразить определенную фигуру - треугольник, квадрат и т.п. Как усложнение – предложить сделать это с закрытыми глазами, в полной тишине.

Рефлексия. Как вы думаете, что нам дала эта игра?

Какие качества (особенности) личности позволила увидеть?

Результат. В любой игре кто-то из детей берет на себя роль организатора и начинает руководить группой. Даже при условии полной тишины организатор (лидер) может руководить группой при помощи движения глаз.

В детстве все мы читали сказки, придумывали их сами. Вспомните, какие сказочные герои были у вас самыми любимыми.

«Сказочная страна»

Цель: выявление лидера.

Педагоги называют своих любимых сказочных героев, ведущий записывает их на доске.

А сейчас поделитесь на тройки так, как вам удобно, комфортно. Я предлагаю каждой тройке придумать маленькую сказку, в которой присутствуют все названные герои. На работу вам дается три минуты.

Рефлексия.

Как вы думаете, что нам дала эта игра?

Какие качества (особенности) личности позволила увидеть?

Результат. В любой игре кто-то из детей берет на себя роль организатора и начинает руководить малой группой. Кто-то из детей может занять позицию наблюдателя (пассивного участника). Это может говорить о низкой активности ребенка.

Сегодня мы проиграли с вами всего лишь несколько самых простых игр. Их может использовать в своей работе даже новичок. В процессе работы мы уже пробовали определить, что нам дадут такие игры. И в заключении еще одна, показательная игра, с долей юмора. У вас в руках бланки с текстами. Постарайтесь прочитать данный текст как можно выразительней.

Педагоги читают текст «Зачем мне ведро».

Как вы думаете, для чего было это упражнение?

А теперь прочитайте в этом тексте только каждое третье слово предложения. Что у вас получилось?

А я желаю вам успехов  в дальнейшей работе, интересного проведения мониторинга, забавных игр.

Приложение 1

Диагностические игры.

«Как_(ой )ая Я»

Цели: измерение самооценки.

Ответить на этот вопрос прилагательными. Отметить какие из этих качеств относятся к Я – физическому, Я – интеллектуальному, Я – эмоциональному, Я – социальному. Если разница между различными Я составляет 1-2 балла, человек адекватно рассматривает себя со всех сторон. Если явно преобладает одна из субличностей, она может мешать человеку в жизни самому себе или в общении с окружающими.

физическое

интеллектуальное

эмоциональное

социальное

Результат. Упражнение дает возможность оценить самооценку ребенка. Если по какому-то показателю разница между различными Я достаточно большая-ребенок явно переоценивает свои возможности. Его самооценка завышена.

Психодиагностическое упражнение «Самохарактеристика»

Цель: измерение самооценки.

Порядок проведения. Участникам тренинга ставят задачу: в течение 7 минут написать 20 предложений, которые начинаются с местоимения «Я». Столь жесткий временной параметр необходим для получения спонтанных ответов, когда недостаточно времени для нахождения социально приемлемых ответов.

Возможен вариант, когда тренер объявляет своеобразный конкурс: кто сможет за определенное время написать больше всех предложений-самохарактеристик, начинающихся с местоимения «Я».

Результат. Анализ ответов подчиненного позволяет выявить актуальное эмоциональное состояние, неблагополучные отношения с кем-либо, актуальные внутренние проблемы, устремления, ценности, установки и др.

«Внимание!»

Цель: выявление лидера, организаторских способностей.

Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь, молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть.

Результат. В любой игре кто-то из детей берет на себя роль организатора и начинает руководить группой. Даже при условии полной тишины организатор (лидер) может руководить группой при помощи движения глаз

« Выкинуть на пальцах".

Цель: выявление лидера, организаторских способностей.

Всей группе на "раз-два-три" надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной ведущим. Упражнение повторяется до результата.

Результат.В любой игре кто-то из детей берет на себя роль организатора и начинает руководить группой. Даже при условии полной тишины организатор (лидер) может руководить группой при помощи движения глаз

Упражнение «Моя проблема в общении»

Цель: изучение уровня коммуникативности.

Члены группы пишут на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый обучающийся произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Результат. Если ребенок не может предложить путь выхода нескольких из ситуаций - его уровень коммуникативности можно считать заниженным.

Игра «Образуйте круг»

Цель: изучение сплоченности коллектива.

Отодвиньте столы и стулья, в сторону и освободите место для игры.

 Игроки стоят в произвольном порядке. Затем они закрывают глаза и, не говоря ни слова, начинают осторожно двигаться по комнате. Двигаться нужно медленно, чтобы избежать резких столкновений. Звуки шагов, дыхание, тепло, исходящее от других членов группы, – все это должно помочь участникам ориентироваться в помещении.

 Через 1-2 минуты предложите игрокам взять друг друга за руки. После этого они должны образовать замкнутый круг.

Результат. Если дети уложились в предложенное время - коллектив сложился, дети умеют чувствовать друг друга,

  Когда соберутся все участники, ведущий информирует их о том, что круг полностью укомплектован. При необходимости он помогает отдельным «потерявшимся» детям найти дорогу к кругу. В конце игры все одновременно садятся на пол, открывают глаза и кратко обсуждают свои впечатления.

Игра «Остаться в живых»

Цели создания игры: диагностика развития субъектности;

развитие активности, умения планировать свои действия, отстаивать свою точку зрения, принимать решения, оценивать себя.

Первый шаг.

Данная идея экстраполируется на множества сфер жизни, мысленно

перебираются вариации реального событийного проявления данной идеи: где это могло

быть – в лесу, поле, на рынке, в транспорте, театре, дома, в гостях, в пустыне, во время

грозы? Избирается место и сфера жизни.

Детям объявляется, что они награждаются туристической путёвкой и отправляются

в путешествие на современном комфортабельном корабле в одну из жарких стран.

Второй шаг.

Рождается фабула, принимая простые и ясные реальные очертания

какого-то эпизода жизни. Со временем неясные очертания проступают чётче,

расплывчатая фабула принимает определѐнные контуры.

 Происходит кораблекрушение. Участники игры «спасаются» на трѐх шлюпках.

Шлюпки строятся из подручных средств.

Третий шаг.

Мысленное введение в воображаемые события воображаемых

героев. Герои не могут быть похожими на участников игры.

Прибытие на три острова. Задание: обустроить жизненное пространство.

Четвертый шаг.

Придумывание коллизии, столкновения точек зрения персонажей. С

ними что-то происходит, и в этом течении событий персонажи выстраивают своѐ

поведение. Аборигенам даѐтся задание разработать кодекс

Выживания, план преобразования острова, план спасения.

Пятый шаг.

Обозначается название игры: «Остаться в живых».

Шестой шаг.

Разработка мизансцены игры и отбор игрового реквизита.

 Реквизит: морская атрибутика (флажки, штурвал и т.д.), верѐвки; ватманы,

маркеры, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы; музыкальное сопровождение:

шум моря, крик чаек, тревожная музыка.

Седьмой шаг.

 Рефлексия.

 Один из планов спасения срабатывает. Участников игры подбирает корабль. Все

собираются на одной из «палуб», делятся впечатлениями. Педагогическая рефлексия

(закончи фразу).

Игра «Город Z»

Цель - выбор профессии, какая должна быть будущая профессия, выгодная или

интересная?

Сюжетная канва – возрождение заброшенного города силами той профессии,

которую выбирают обучающиеся.

Этап 1.

Знакомство: игра «Бинго». Участникам раздаются формуляры, объясняются

правила игры – необходимо спросить имя игрока и задать ему один вопрос из списка.

Возможное продолжение – в кругу называется вопрос, и игроки определяют, кто из них

подходит под эту категорию.

Этап 2.

Обучающиеся предполагают, какую профессию они хотели бы выбрать?

Пишут на листочках. Если старшеклассник еще не решил, то можно фиксировать на

листке – «Ищу профессию».

Каждый участник продолжает фразу «Я хочу стать….., потому, что….»

Встает вопрос: «Ваша профессия – для души или для комфортной, обеспеченной

жизни? К какой категории Вы отнесли бы свою профессию? Ваша профессия должна

быть, в первую очередь, прибыльной или интересной? От какой из этих сторон Вы не

могли бы отказаться?». Обучающиеся делятся на две группы (группы могут быть

неравные по количеству участников) – формируется два звездолѐта. Звездолѐты

отрываются от Земли и оказываются на неизвестной планете в заброшенном городе.

Этап 3.

На этой неизвестной земле первым делом надо построить какое-то жилище,

построить себе дом. Каждая команда из всех подручных средств, находящихся в

помещении, строит дом (город). Помещение делится на две части стендами. На

выполнение задания – 10-15 минут.

Этап 4.

Проект города мечты, «Z». Обеим командам дается равное количество

денег. Задача – создать такой проект города, чтобы город расцвел, а Вы не потеряли свою

профессию. На полученные деньги у обеих команд есть возможность покупать здания,

учреждения: магазины, школы, парикмахерские, салоны красоты, мастерские, детские

сады, театры, заводы и проч. Команда формирует свой проект и создает его (на ватман

клеятся фотографии купленных зданий и учреждений). Каждая команда представляет свой

проект. Примерное выполнение задания – 30 минут.

Этап 5.

Итоги. Все участники игры делятся на три группы «Оптимисты»,

«Пессимисты», «Скептики», и каждая из групп оценивает созданные проекты,

высказывают свою точку зрения о построенных городах по схеме:

Пессимисты «Этому городу было бы сложно существовать, потому, что….».

Оптимисты «В этом городе было бы хорошо жить потому, что…»

Скептики «Этому городу не хватает….»

Этап 6.

Общая рефлексия в кругу.

Протокол наблюдения за игрой

(подходит для любой игры в данном разделе)

показатель

1

2

3

4

Поведенческие показатели

1

Сам подходит к другим детям, задает вопросы

2

Стоит в стороне, ждет, когда к нему подойдут

3

Помогает в деятельности

4

Прилагает минимум усилий для выполнения задания

4

Отказывается от действий

Коммуникативные

1

Договаривается с другими

2

Предлагает идеи

3

Предлагает стратегию, план выполнения

4

конфликтует

5

Организует деятельность

6

Большинство окружающих его слушают

7

Внимательно слушает других

8

спорит

9

Не слышит других, настаивает на своем

10

Обобщает ход игры

Игра-диагностика на определение ценностных ориентаций детей и подростков «Квилты»

(игра требует предварительной подготовки педагога)

  • Количество участников: от 12 до 120 человек.
  • Место проведения: актовый зал, открытая площадка.
  • Время проведения:1-2 часа.

Для участия каждому ребенку необходимо иметь с собой ручку и тетрадь. Музыка, темнота, свечи. Следующий текст могут читать «тревожными» голосами ведущие или использовать эффект «голоса из ниоткуда». Текстовая часть может сопровождаться музыкальным фоном, соответствующим ТВ материалом.

Вед.1: Ныне никто не может отрицать, что человечество отягощено такими проблемами глобального масштаба, которые, если не решить их усилиями всех народов и стран в ближайшее время, могут грозить гибелью земной цивилизации.

Вед.2: Сюда следует отнести и загрязнение окружающей среды, и энергетический и продовольственный кризисы, и сохраняющуюся угрозы термоядерной войны, и снижение уровня морали, и ослабление родственных и социальных связей.

Вед.1: Многие воспринимают все, чем страдает человечество, как предвестие надвигающегося конца света, предсказанного в древности пророками, как «божьи знаки» не-минуемо надвигающейся катастрофы.

Вед.2: Среди таких «знаков», как правило, называют засухи, землетрясения, ураганы, затмения Солнца и луны и распространение различных страшных болезней, в частности, конечно, СПИДа.

Вед.1: Поэтому ради сохранения жизни на Земле сейчас чрезвычайно важно понять, что наша планета—это наш общий дом, защитить благополучие которого—дело всех людей, независимо от их политических, идеологических и мировоззренческих позиций.

Вед.2:Сейчас каждый напишет себе в тетрадь 10, на ваш взгляд, наиболее важных ценностей в своей жизни. Это те идеалы, вещи или люди, которые для вас очень дороги и вы бы хотели, чтобы вы этим обладали. Также напишите 10 самых страшных опасностей или несчастий, от которых никто не застрахован, но которых вы хотели бы избежать. Проранжируйте их. На выполнение этого задания дается 11 мин.

Вед.1: После этого из зала вызывается доброволец, который хотел бы озвучить свои записи. С ним ведущий проводит следующее упражнение. Доброволец присваивает любым людям из аудитории свои ценности (и несчастья), кто ему больше нравиться или ассоциируется с ними (по 1 пункту на 1 человека). Потом он должен расставить их вокруг себя в том порядке, который на его взгляд соответствует действительному положению вещей, по степени важности. (Т.е. наиболее важная для него ценность должна быть ближе всего к нему. Располагаться они могут произвольно, но наиболее оптимальной считается структура Солнечной системы, по орбитам.)

Теперь ведущий предлагает добровольцу отказаться от последней ценности, той, которая для него значит менее всего. Потом от 9 и т.д. во время этого процесса игроку

предлагается подумать и задаются вопросы: не хочет ли он поменять какие-либо ценности местам? Какие и почему? От чего бы сейчас игрок смог бы отказаться в первую очередь? Что он сейчас чувствует? и т.п.

В процессе этого упражнения должно произойти переосмысление важности для себя конкретных вещей. В зависимости от количества времени можно провести такое же упражнение с несчастьями на другом добровольце.

Упражнение проводиться в течение 15-30 мин.

Вед.2: После выполнения этого упражнения ведущий разбивает аудиторию на микрогруппы (5-8 чел). Им дается следующие задание: прийти к общим для них важным ценностям и несчастьям (по 5 штук). Каждая группа озвучивает свои общие ценности и неприятности. Они выписываются на общий лист и по количеству повторений определяются по 5 наиболее важных ценностей и наиболее страшных опасностей.

Вед.1: Что такое Квилт?! Квилт в Америке – это символ традиционных ценностей, символ семейной любви. Квилты одеяла есть во многих американских семьях, они передаются из поколения в поколение. Теплый Квилт даёт ощущение безопасности, он символ семейных ценностей. Так возникла идея взять Квилт как символ, утверждающий традиционные ценности семейной любви и солидарности, и связать его с болезнью, поражающей нетрадиционные группы: гомосексуалистов и других, отвергаемых нашим обществом.

Вед.2: В 1987 году житель города Сан-Франциско Клив Джонс сшил полотно в память об умершем от СПИДа друге, выражая этим горечь утраты и возмущение бездействием американского правительства. Вскоре в Сан-Франциско был создан первый швейный центр, где люди шили памятные полотна своим близким, умершим от СПИДа. Готовые полотна соединяли в большие квадраты – секции, предназначенные для публичных показов. Эта инициатива была подхвачена во всей Америке, а вскоре и во всем мире. Так возник Международный СПИД-мемориал «КВИЛТ».

Вед.1: Как изготовить памятное полотно. Люди всего мира шьют такие памятные полотна. Вы тоже можете изготовить Квилт, чтобы выразить свои чувства. Для того, что-бы изготовить Квилт, не обязательно быть художником: доверьтесь своей памяти и чувствам – они помогут вам создать трогательное и незабываемое полотно.

Вед.2: необходимо решить, что будет изображено или нашито на полотне: имена, посвящение, стихи или письмо. На полотно можно пришить всё, что связано с жизнью человека, все, что ему или ей было дорого – личные вещи, фотографии, игрушки.

Вед.1: Изготавливая полотно, можно использовать различные технические приемы. Аппликация. Все детали из ткани или других материалов необходимо пришивать к основному полотну. Если будет использован только клей, аппликация со временем может отклеиться. Роспись красками. Используйте специальные фломастеры или быстросохнущие краски для ткани.

Вед.2: Коллаж. Можно использовать различные предметы и делать композиции из разных материалов, нашивая их на основное полотно, но нельзя используйте при изготовлении памятного полотна материалы, которые могут повредить Квилт (такие, как стекло, острые предметы). Лучше не нашивать на полотно объемные и хрупкие предметы. Фотографии. Можно использовать фотоколлажи.

Группам в этом же составе предлагается сделать Квилт на одну из тем: что бы я хотел уберечь или от чего бы я хотел уберечься. Группа имеет право произвольно выбрать тему и один из пунктов общих ценностей и несчастий. На это дается 35 - 40 мин.

Итоги подводятся таким образом. Делается стена из Квилтов, предварительно их можно сшить. Дается 5-10 минут на осмотр. После этого заключительное слово ведущего и песня.

Вед.1: Мы должны помнить о миллионах людей, которых мы потеряли из-за многих опасностей, о тех, кто вынужден бороться не только с неизлечимыми болезнями, но также с одиночеством, невежеством, дискриминацией

Вед.2: чтобы не отворачиваться от проблем, которые могут коснуться каждого, научиться ценить и беречь каждую жизнь, помочь себе, своим друзьям и близким.

Приложение 2

«Трёхминутный тест»

Инструкция. На выполнение этого теста дается ровно три минуты. Если вы успеете выполнить все нижеперечисленные инструкции и сделаете это верно – то вы справились Вам нужно распечатать этот тест или взять пустой лист, на котором вы будете выполнять тест. Итак, готовы? Прочтите все пункты и инструкцию прежде, чем,что бы то ни было делать. Поехали!

1.Напишите своё имя в правом верхнем углу листа после слова «ИМЯ».

2.Обведите кружочком слово «ИМЯ» во втором пункте.

3.Нарисуйте ПЯТЬ МАЛЕНЬКИХ КВАДРАТОВ в верхнем левом углу листа.

4.Поставьте крестик в каждом квадрате, описанном в пункте 4.

5.Обведите каждый квадрат тремя концентрическими окружностями.

6.Впишите свою ФАМИЛИЮ под заголовком этого текста на соответствующую линейку.

7.Справа от заголовка напишите слово ДА на трех разных языках по одному разу или на Вашем родном языке пять раз.

  1. Обведите КРУЖОЧКОМ пункты 7 и 8.
  2. Поставьте КРЕСТИК в левый нижний угол листа.
  3. Нарисуйте над этим крестиком РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.
  4. Обведите кружочком слово ВЕРХНЕМ в четвертом пункте.
  5. Сложите в столбик на обратной стороне листа числа 896 и 472.
  6. Если Вы уже дошли до этого пункта отчётливо произнесите своё полное ИМЯ.
  7. Если Вы уверены, что правильно выполнили все предыдущие инструкции, то произнесите отчетливо вслух: «Я ТОЧНО ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ИНСТРУКЦИИ».
  8. Разделите на обратной стороне листа сумму, полученную в п. 13 на 12.
  9. Обведите кружочком результат вычисления в п.16 и умножьте его на обратной стороне листа на 17.
  10. С нормальной скоростью досчитайте вслух до ДЕСЯТИ.
  11. Проделайте ручкой ТРИ ДЫРОЧКИ правом нижнем углу листа.
  12. Если Вы выполнили упражнение раньше остальных, громко произнесите вслух «Я ПЕРВЫЙ!». Если вторым, то – «Я ВТОРОЙ!» и т.д.
  13. Теперь, когда Вы согласно п.1 внимательно прочитали весь текст, выполните только то, что написано в пунктах 1 и

Рефлексия «Ведро»

Прочитай выразительно.

1. Зачем нам это ведро?

2. Зачем мне очень ведро?

3. Зачем мне хороший ведро?

4. Зачем мне и ведро?

5.  Зачем мне прекрасный ведро?

6.Зачем мне способ ведро?

7. Чем мне занять ведро?

8.Зачем мне чем-нибудь ведро?

9. Зачем нам педагогов в  ведро?

10.Зачем мне на ведро?

11. Зачем мне 40 ведро?

12. Зачем мне минут ведро?

Приложение

Рефлексия.

  • Опишите кратко свои чувства и ощущения от проведённого мастер-класса.
  • Какие трудности вы испытывали в ходе выполнения заданий? Как вы их преодолели?
  • Что нового вы узнали за время проведения мастер-класса?
  • Как вы будете использовать методику этой технологии в своей педагогической деятельности?

Приложение 4

«Закрытая дверь»

Один известный художник написал однажды свое очередное полотно. В день презентации собралось много журналистов, известных художников, критиков. Когда подошло время, художник скинул покрывало, прикрывающее полотно. Последовал шквал аплодисментов.

На картине была изображена фигура человека, стучавшего в дверь дома. Человек казался живым. прислонив ухо к двери, он как будто хотел услышать, отвечает ли  ему кто-нибудь внутри дома.

Все любовались прекрасным произведением. Один любопытный посетитель нашел в картине ошибку. Дверь не имела ни ручки, ни замка. Он обратился к художнику:

-Но эта дверь, похоже, закрыта изнутри. Она без ручки. Как же в нее войти?

-Так и есть,- ответил художник.- Эта дверь – душа человека. Она может открыться только изнутри.

Литература.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
  2. Варенов А. В., Исаев С. Ю. Мотивация персонала. Игра или работа; Речь - Москва, 2012. - 160 c
  3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы- М.: Эксмо, 2008.- 416 с.
  4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007.
  5. .Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983.
  6. .Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2.
  7. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
  8. Галицких Е. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/А.А.Галицких //Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.
  9. Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.
  10. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности /Г.А.Русских  //Методист.– 2002. –  № 1. С. 38–40.
  11. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
  12. Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.
  13. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. – № 1. – С.84–87.
  14. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  15. Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимодействия. 2-е издание, Питер, 2008.
  16. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2002.
  17. Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997.
  18. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1995.
  19. Психологическая наука и образование2003. № 1. С. 23–43 Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании   Шведовская А.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия,
  20. Цымбурская Елена Притчи - мотиваторы на каждый день для счастья и удачи. Москва. Издательство АСТ,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг-диагностический тест с 5-11 классы 22 сентября 2011 год.

В данной таблице можно увидеть результаты диагностического теста в нашем лицее с 5-11 классы, который проводился 22 сентября 2011 года. Результаты оставляют желать лучшего....

Мониторинг диагностических работ учащихся 11-х классов.

Система контроля и сопоставительный анализ успеваемости учащихся при выполнении тестовых заданий позволяет продуктивно строить учебный процесс  с учетом индивидуальных результатов выпус...

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

География. 5класс. (Внутренний входной мониторинг) Диагностическая работа по географии в 5 классе по теме: «Введение. Развитие географических знаний о Земле»

Спецификация теста.(Внутренний входной  мониторинг)1.     Назначение  диагностической  работы:  выявление  уровня  достижения планируемых  резуль...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...