Краткосрочный познавательно-творческий проект "Город Математики"
проект на тему

Климова Светлана Львовна

Представленный познавательно-творческий проект "Город Математики" учит детей дошкольного возраста применять математические знания для решения задач практического характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение  дополнительного  образования  

центр детского творчества г. Курганинска

Рассмотрено:                                                                                             Утверждаю:

на  методическом совете                                                                          директор МАУ ДО ЦДТ                                                                    

от  __________20____г.                                                                            г. Курганинска

протокол №___                                                                                          ______________Г.А. Дунай

                                                                                                                     приказ №___

                                                                                                                     от «       »__________20____г.

Познавательно - творческий проект

«ГОРОД МАТЕМАТИКИ»

Разработала:

Климова Светлана Львовна

педагог

дополнительного образования

МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска

г. Курганинск

2016г.

Познавательно - творческий проект  «Город Математики».

         

           Известно, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогаем мы - педагоги. В творческом объединении «Семицветик», наряду с объяснительно - иллюстративным методом обучения, используется метод проблемного обучения - вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т. д. Такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструкторских заданий.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используем комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. В своей работе мы широко используем разнообразные формы проведения подобных занятий: от путешествий до занятий с элементами драматизации.

Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга. Поэтому назрела необходимость во внедрении проектного метода обучения в развитии познавательной и творческой активности детей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.

Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.

К их числу относятся:

1. Умение решать проблемы.

2. Умение работать в команде.

3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.

4. Умение критически относиться к проблемам.

5. Умение ставить цели и определять задачи.

Проблема: 

неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.

По длительности – краткосрочный (1 занятие).

По типу – познавательно-творческий.

Цель: 

  • развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности через проектную деятельность.

Задачи:

образовательные: 

  • способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

развивающие: 

  • развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

воспитательные: 

  • содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

Планируемый результат:

  • научить детей создавать макет города,
  • применять математические знания для решения задач практического характера.

Дети должны научиться:

- ставить цель и задачи проекта,

- планировать свою деятельность,

- разбиваться на группы,

- выполнить задание аккуратно, до конца,

- распределить роли внутри группы,

- определить необходимые для реализации проекта материалы,

- представить результат проделанной работы.

Предварительная работа.

Первым шагом внедрения в практику работы проектного метода началось с изучения специальной методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение: дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания - «Найди квадрат», «Одинаковые домики», «Мозаика», «Блоки Дьенеша», настольно-печатные: «Посчитаем, поиграем», «Прогулка по городу» и др., собрана подборка стихов о числах, геометрических фигурах, задачи в стихах. Подобран фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математического содержания. Музыкальный руководитель поместила в родительский уголок в раздел «Специалисты советуют» консультацию «Музыка и математика». Созданы папки: «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры».

Составлена схема, разработан конспект реализации проекта.

В родительском уголке размещена информация:

- о проекте: проблема, цели, задачи;

-  подготовлена консультация «Что воспитывают в  творческом объединении «Семицветик»,

- памятки по формированию элементарных математических понятий,

- папка-передвижка «К концу года Ваш ребёнок может».

Проведено родительское собрание «Роль семьи на развитие математических представлений у будущего школьника». Во время проведения собрания была представлена выставка дидактических игровых пособий. В конце собрания вручены родителям памятки «Дидактические игры дома». В индивидуальных беседах старалась убедить в необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей.

Формы и методы работы с детьми:

- знакомство с литературными произведениями, сочинение сказок, рассказов; - разучивание физкультурных минуток, песен, стихов, пословиц, скороговорок математического содержания;

- дидактические, подвижные игры.

- привлечение узких специалистов;

- наблюдения, исследования во время прогулки;

- домашние задания;

- игра-инсценировка: "Геометрические фигуры на прогулке";

- лепка цифр из пластилина;

- рисование палочками на снегу, земле.

Вторым шагом стала необходимость в создании соответствующей организации предметно-познавательного пространства в  группе. Изготовлены модули: «Числовая дорожка», «Модели геометрических фигур». В свободное пользование предоставлены карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски математического характера, настольные игры: «Геометрическое лото», «Мозаика», «Логические блоки Дьенеша». В книжный уголок поместила книги для просмотра и чтения, детские журналы.

Для работы с интерактивной доской были приобретены интерактивные тренажеры с математической тематикой, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира.

Реализация проекта начата с моделирования ситуации в игровой форме, которая позволила выявить проблему.

Получено письмо от «Математики» с просьбой построить город для неё и её жителей. Вирусы уничтожили город. Царице Математике и её жителям негде жить.

Дальше шла постановка и обсуждение проблемы, определение конечной цели:  «Создать макет города».

Выбран способ изготовления. Дети предложили несколько вариантов изготовления, но выбрали рисунок. Нарисованный макет легче послать по почте.

Выбрали материал для работы.

С помощью метода постановки проблемы создавалась ситуация, позволяющая «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, умение задавать вопросы. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества детей, психологически подготавливает к обучению в школе, стимулирует их общение.

В ходе реализации проекта закрепили знания геометрического материала, нумерации, состава чисел, решение задач, примеров.

После обсуждения вопросов «Какой формы будут дома, в этом городе?», «Какие будут дороги на улицах?», «Есть ли в этой стране реки? Растения? Какие они будут?», «Как можно назвать улицы математическим языком?», дети придумали названия улиц. Затем, через игру «Конструкторское бюро», распределились по «отделам» (группам). В группах составили план работы. После повторения правила работы в группе, приступили к выполнению просьбы Математики.

Презентация прошла в форме защиты своих улиц. Из каждой группы вышел 1 ребёнок и рассказал о том, как и что они рисовали, какой материал использовали. При рассказе использовались стихи математического характера.

Дети представили не только полученные результаты, но и описали приемы работы, продемонстрировали приобретенные знания и умения; рассказали о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

В конце подвели итог и поставили новую проблему: «Кому нужна Математика?»

В работе над проектом использовались разнообразные приёмы, такие как:

- задания разной степени сложности;

- ответы «на ушко», которые предупреждают возможные повторы при ответах детей и придают уверенность застенчивым детям;

- использование моделей и схем, которые позволяют формировать умение анализировать информацию, переводить её в условные обозначения – «кодировать»;

- проблемные вопросы;

- постановка задач «открытого типа», предполагающей множество верных решений;

- самостоятельное выполнение практических действий;

- составление плана выполнения действий;

- обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей.

В ходе проведенного занятия, учащиеся приобрели новые знания о проектной деятельности, его реализации. Дети овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта и составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли), осуществлять работу по предоставлению результата своей деятельности.

Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации. Ребята научились продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; слушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; отстаивать свою точку зрения; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Результатом внедрений технологии проектирования стало то, что уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятия с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность, стремясь и в игре вести поисковую деятельность. При встрече с родителями они с упоением рассказывают о своих открытиях.

Вывод.

Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.

Список литературы:

1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сос. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.

3. В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.

4. Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php

5. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» /кн. для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995г.

6. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралочка»;

7. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений»

8. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.

9. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г.

10. Рабочие тетради «Школа для дошколят». «Развиваем математические способности» (6-7лет) Росмэн, 2005г

Муниципальное автономное учреждение  дополнительного  образования  

центр детского творчества г. Курганинска

Рассмотрено:                                                                                             Утверждаю:

на  методическом совете                                                                          директор МАУ ДО ЦДТ                                                                    

от  __________20____г.                                                                            г. Курганинска

протокол №___                                                                                          ______________Г.А. Дунай

                                                                                                                     приказ №___

                                                                                                                     от «       »__________20____г.

«ГОРОД МАТЕМАТИКИ»

Конспект занятия по реализации краткосрочного проекта по математике

для детей 5,5-7 лет

Разработала:

Климова Светлана Львовна

педагог

дополнительного образования

МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска

г. Курганинск

2016г.

Цель:

  • развитие свободной творческой личности ребёнка.

Задачи:

образовательные:

способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах;

развивающие:

развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование;

воспитательные:

содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

Планируемый результат:

научить детей создавать макет города, применять математические знания для решения задач практического характера.

Дети должны научиться:

- составлять цель и задачи проекта,

- составлять план работы по выполнению проекта,

- разбиваться на группы,

-распределять роли внутри группы,

-определять необходимые для реализации проекта материалы,

-представлять результат проделанной работы.

Материал:

- карандаши, фломастеры, листы бумаги, письмо от Математики;

- числовая дорожка, модели геометрических фигур, блоки Дьенеша;

- карточки с изображением прямых, ломаных, волнистых линий;

- письмо от Математики.

- магнитофон, магнитная доска.

Место проведения:  группа творческого объединения «Семицветик».

Предварительная работа:

- знакомство с литературными произведениями, сказками, стихами, загадками, пословицами;

- разучивание физминуток, сочинение сказок, рассказов, разучивание песен, стихов математического содержания;

- настольно-печатные игры.

Моделирование проблемной ситуации.

Введение в игровую ситуацию, постановка и обсуждение проблемы. Обсуждение конечной цели.

Распределение вида деятельности.

Педагог:

Сегодня утром, почтальон вручил мне письмо, адресованное нашей группе. Это письмо не простое. Оно звуковое. Давайте его послушаем.

Письмо.

Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам письмо царица Математика. У меня недавно в гостях был ваш друг Лунтик. Он рассказал о своих путешествиях по городам и сёлам. Рассказал о том, как ему понравилось гостить в вашем центре детского творчества. Рассказал о том, какие вы любознательные, как много знаете и умеете. Поэтому, я обращаюсь к вам. Помогите нам в нашей беде. На наш город напали вирусы и весь город уничтожили. Теперь нам негде жить. Постройте, пожалуйста, мне и моим жителям город, чтобы могли мы в нём жить.

Педагог:

Ребята, мы можем помочь Математике?

Дети: 

Да.

Педагог:

Какую поставим цель?

Дети:

Нужно построить город.

Педагог:

Что вы можете предложить?

Дети:

Сделать дома из коробок, из конструкторских кирпичиков, из кубиков, нарисовать город.

Педагог:

Ребята, но ведь нам нужно будет отправить потом наш макет по почте. А всё ли мы сможем отправить?

Дети:

Нет.

Педагог:

На каком варианте остановимся?

Дети:

Нарисовать улицы города и жителей этого города.

Педагог:

А какой мы материал мы будем применять?

Дети:

Бумагу, карандаши, фломастеры.

Реализация проекта.

Закрепление знаний геометрического материала, нумерации, состава чисел, решение задач. Изготовление составляющих для макета города.

Педагог:

Ребята, а чем мы занимается на математике?

Дети:

Решаем примеры. Решаем задачи. Изучаем цифры. Учим геометрические фигуры.

Педагог:

Как вы думаете, кто может жить в городе Математики?

Дети:

Цифры, числа.

Педагог:

Какие цифры вы знаете?

Дети:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 0                                                      (Числовая дорожка)

Педагог:

Поставьте их по порядку.                                                    (Выполнение задания)

Педагог:

Какие знаете геометрические фигуры?

Дети:

Круг, квадрат, прямоугольник, круг, овал.

Педагог:

У вас на столе лежат блоки. Возьмите их так: девочки- треугольники, мальчики- квадраты.                                          (Модели геометрических фигур) 

Где они могут жить эти геометрические фигуры?

Какой формы будут дома, в этом городе?

Дети:

Квадратные, прямоугольные, круглые.

Педагог:

Какие будут дороги на улицах?

Дети:

Прямые, ломаные, волнистые.

Педагог:

Покажите карточку с прямой линией, волнистой, ломаной.

(Показ карточек, с изображением прямых, ломаных, волнистых линий)

Педагог:

Есть ли в этой стране реки? Растения? Какие они будут?

(Обсуждение)

Педагог:

Как можно назвать улицы математическим языком?

Дети:

Улица математических знаков, Примерная, Задачкина, Геометрическая, Числовая.

Педагог:

Чтобы построить город, сначала проектировщики рисуют его на бумаге. Затем выбирают лучший проект, учитывая пожелания всех. И только после этого строители возводят по нему здания, улицы, дороги.

Вот и мы с вами сейчас станем проектировщиками.

Ребята, я думаю, что 1 человеку трудно спроектировать целый город, для этого существует конструкторское бюро. Давайте превратимся в бюро и разделимся на отделы.

- Кто будет создавать улицу математических знаков? Геометрическую? Улицу задач? Примеров….                                         (Дети делятся на группы) 

Педагог:

В каждом отделе бюро есть начальник, который отвечает за работу отдела. Вам нужно выбрать своего начальника.

(Выбирают ответственного)

Педагог:

Молодцы! Ребята, но результат работы будет зависеть не только от начальника бюро, но и от всех кто работает в этом отделе. Вспомним правила совместной работы.                                                                      (Проговариваем)

Педагог:

Сейчас вам нужно будет составить план работы. Кто чем будет заниматься?

Дети распределяют деятельность, кто, чем будет заниматься,  педагог контролирует.

Педагог:

Каждый отдел сейчас нарисует на альбомном листе свою улицу, а из них мы составим математический город.

Чтобы легче было работать, проведём разминку.

Физкультминутка.

Раз – нагнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Пожалуйста, приступайте.

Самостоятельная деятельность детей.

Педагог:

А сейчас наступил самый ответственный момент.

Каждый отдел нашего конструкторского бюро будет защищать свой проект. Начальник отдела выйдет к мольберту, расскажет о своей работе. Потом остальные члены отдела дополнят рассказ.

Дети называют улицу, жителей. Рассказывают о жителях. Свою работу крепят на мольберт, составляя город.

Дети:

Числовая улица.

Наша улица называется «Числовая».

На ней живут числа. В этом доме живёт число 5. Соседи числа 5 - 3 и 6.

5 больше 3, поэтому дом у неё выше, но ниже чем у 6. Потому что 5 меньше 6. Число 5 может иметь 2 деток, 1 и 4; или 2 и 3; или 5 и 1.

Улица «Математических знаков».   Какие бывают, где ставятся?

Геометрическая.  Какие бывают и почему их так называют?

Улица задач.   Рассказ: из чего состоит, составляют задачу.

Улица примеров.   Что такое «пример» в математике, назвать несколько примеров.

После защиты проекта, приглашаю детей в город, в котором живут необычные жители.

Педагог:

– А вы хотели бы пожить в этом городе?

- Как вы думаете, понравится наш город Математике?

- Исполнили мы её просьбу?

Постановка новой проблемы.  

Педагог:

А кто скажет, зачем нужна Математика?                                   (Ответы детей)

Педагог:

Кому она нужна?                                                                          (Ответы детей)

Педагог:

- Хотите больше узнать о Математике, о том кому она нужна?

- Об этом мы с вами поговорим позже. А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и поищем жителей нашего города в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевой познавательно-творческий проект "English through Proverbs"

Пословицы хранят в языке крупицы народной мудрости. В них отражается история и мировоззрение создавшего их народа,  его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. В английском языке живут со...

Сетевой познавательно- творческий проект «A Trip to Britain»

Проект «A Trip to Britain» состоит из трех этапов:I этап – «Правительство»;II этап – «Страна и население»;III этап – «Образование».По завершении каждого этапа даются правильные ответы для осуществлени...

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Познавательно - творческий проект «Здравствуй, славная осень!»

. В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, в а...

Познавательно – творческий проект «Троица – день рождения земли, леса и воды»»

Приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник  Троица. ...

Краткосрочный познавательно-творческий проект "День рождения Деда Мороза"

Данный проект может быть реализован в старшей и подготовительной группах с целью формирования у детей представлений о Деде Морозе, приобщения детей к народным традициям и обычаям родной страны и воспи...