Дополнительная образовательная программа «Художественная роспись »
рабочая программа на тему

Подгурская Оксана Викторовна

Дополнительная образовательная программа

 

«Художественная  роспись »

направленность программы –  художественная,

рассчитана на 3 года обучения, возраст обучающихся с 11 лет

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Ветлужский районный дом детского творчества

Программа утверждена                                   Утверждаю

на Педагогическом совете                              Директор              Е. Н. Ремезова

«  28   » августа  2012 г.                                   «  28  » августа   2012 г.

Протокол №  4

Дополнительная образовательная программа

«Художественная  роспись »

направленность программы –  художественная,

рассчитана на 3 года обучения, возраст обучающихся с 11 лет

                                                                    Подгурская Оксана Викторовна,

                                                         педагог дополнительного образования

                                                                первая квалификационная  категория

город  Ветлуга

2012 год

                                                СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематический план

4. Содержание программы

5. Методическое обеспечение программы

6. Методическая копилка

7. Охрана труда

8. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

      Вопросы приобщения детей к народному искусству в настоящее время привлекают к себе внимание все большего числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества. Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее:

  • народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;
  • в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
  • произведения народного и изобразительного искусства ( живопись, графика, скульптура) способствует формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

       В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым. Совсем недавно мы стали свидетелями всплеска поистине всенародной любви к искусству изготовления различных изделий из бисера. Примерно в тоже время возникло увлечение росписью ткани, батиком. Сейчас же более пристальное внимание привлекает к себе искусство росписи по дереву. Техника росписи по дереву имеет древнюю историю. Одним из древних и ярких типов росписи по дереву является Мезенская роспись.

       Это тип росписи деревянных прялок и утвари – ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу 19 века в низовьях реки Мезень. По стилю Мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до 20 века. Предметы густо испещрены дробным узором – звездами, крестиками, черточками, выполненным в 2 цвета: черный – сажа и красный – « земляная краска» , охра. Основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты – напоминают аналогичные элементы трехгранно - выямчатой резьбы. Среди орнаментов – фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные черной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. в верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по – детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле.

    Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

    В конце 19 века Мезенская роспись сосредотачивается в деревне Палащелье. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Шишовых, Кузьминых.

    В настоящее время в Архангельске на экспериментальном предприятии

« Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной Мезенской росписью.

Пермогорская роспись .

Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, первые по высоте горы. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино, Грединская, Черепанове. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Едома, и являлись центром пермогорской росписи. Возникла она, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. А с конца 60-х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры".
В последние годы светлые росписи русского Севера стали необыкновенно популярны. Они вновь удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Даже в музеях, где много старинной красоты, глаз сразу выхватывает те туеса и скобкари, сундуки и санки, люльки и прялки, что покрыты сплошным ковровым радостным узором вперемежку с птицами Сирин, пряхами и единорогами. Подобные предметы привлекли к себе интерес собирателей и деятелей русской культуры еще в конце прошлого века. Московские и петербургские музеи, частные коллекции П. И. Щукина, М. К. Тенишевой и И.С. Куликова (ныне его коллекция хранится в муромском музее) с удовольствием пополнялись художественно выполненными изделиями крестьянского быта. Приобретали их на ярмарках, в частности и на нижегородской, у торговцев - перекупщиков. Те хранили в тайне места промыслов, да и в любом случае не так-то просто было добраться в далекие северные края. По внешнему виду эти росписи с Северной Двины были разные, хотя все сближались по тематике, композиционному построению и графическому рисунку пером с рукописными книжными миниатюрами. До поры до времени они носили одно общее название северодвинских.
Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Пермогорские прялки - корневого типа с большой широкой лопаской. Верх завершается "маковками", "городками", низ - "серьгами", по-местному "чусками". Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части (ставы) . Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатления неустойчивости, так как переход от лопаски к стояку был ступенчатым, широким и уравновешивал такую композицию.
Сюжеты на пермогорских прялках можно условно разделить на два чаще других встречающихся варианта. "В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирин в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни: Внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках рисовали выезд купца. Вокруг одного такого купеческого выезда среди прочих занятных надписей есть и такая: "Сей человек купеческое содержание имеетъ большима всякима товарыма дорогима занимается". А в верхней части около одной из птиц дается такое пояснение: "Сия птица отца нашего истиннаго сотворение" (орфография сохранена).
В другом варианте на фасадной (лицевой) стороне прялки изображались "супрядки", как по-местному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками - по-пермогорски в "шашечку". В нижнем ставе изображался свадебный поезд. Кстати сказать, "супрядки" начинали свадебную тему и в жизни, и в рисунках художников. На тыльной стороне прялок вверху изображались птицы в райских кущах как символ благополучия в доме, а внизу - счастливая семья за трапезой.
Также встречаются пермогорские прялки, поверхность которых не разделена на ставы: пряхи, домашние животные и птицы, повозки, охотники и прочее, находятся как бы в одном временном пространстве посреди растительных мотивов. Есть на прялках и изображения кораблей.
Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты люльки, хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде - большая рыба. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.
Чтобы легче представить, что изображали на утвари, можно рассмотреть хлебницу (см. рис.). На крышке в центре - розетка в зубчатом круге, семейная трапеза, лев, единорог и птицы. На стенках - одна за одной по окружности следуют жанровые сценки: поездка в возке, бык, единорог, охотник и птицы, ткачиха за станом, пряха за прялкой, швея за швейкой, мальчик на коне, мужчина с пестером за плечами и кузовком в руке, мальчик с собакой на поводке. Свободное поле стенок заполнено растительным узором, а по ободкам крышка и низ расписаны геометрическим орнаментом из полурозеток и "городков".

Пермогорская роспись включает в себя работы мастеров нескольких деревень в районе пристани Пермогорье. Роспись выполнялась на белом фоне.  Растительный узор обрамляет бытовые сюжеты. Лилия (Крин) составляет основу узора: распускающийся росток на гибком стебле. Этот знак состоит из двух отогнутых в стороны язычков и центрального язычка – листика или почки, устремленный вверх. В центре композиции мистическая птица Сирин.

Пучугская роспись.

Пучужская роспись — одна из многих видов росписей, встречающихся на берегах реки Северная Двина. Эта графическая роспись сохранилась на прялках. По строению прялки Пучуги были традиционны для Севера. Их делали около метра высотой, с большой лопасткой из одного куска дерева. Для изготовления прялок на Севере нередко срубали целое дерево (ель или сосну): из ствола вырубали ножку с лопасткой, а из горизонтального ответвления - сиденье-донце. Название такой прялки - "копыльная", то есть корневая. Изготовлялись прялки искусными плотниками Севера, поэтому в их форме отразилось своеобразие северной архитектуры. Верх лопастки украшают округлые выступы - главки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопастки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.
В Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике находится несколько прялок, расписанных мастерами Кузнецовым Филиппом Федоровичем и его сыном, Кузнецовым Федором Филипповичем. Прялки Пучуги конца XIX в. - нач. XX в. очень похожи на борецкие прялки и фасадной стороной почти точно их повторяют. Лопастка прялки делится на три части. Верхняя часть занята окнами и цветами, в центре — арка с пышными растениями и птицами. Ниже - сцена катания: пара или одна лошадь, запряженная в саночки с кибиткой. Но есть свои особенности росписи, которых мастера Пучуги строго придерживались. В отличие от борецких возница на прялках
Пучуги одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. На обратной стороне лопастки повторяется сцена катания, которая украшает фасадную сторону
этой прялки. Растительный узор состоит из трех видов листьев. А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучугской росписи имеет свой вариант — более тонкую, загнутую
к стеблю нижнюю часть листа и верхнюю, переходящую в круг-
лую ягоду.
Пучугская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками-капельками. В некоторых изделиях встречается синий цвет. 

 Иногда используется синий цвет. Основными мотивами композиции служат жанровые сцены катания на лошадях. В красную кудрявую листву мастера любили вплетать красных птиц.

Борецкая роспись

Борецкая роспись относится к линии северорусских видов росписи, среди которых также известны мезенская, пермогорская, пучужская, ракульская росписи. Их нередко объединяют общим названием – северодвинская роспись. Северорусские росписи делятся на живописные и графические. Живописные – это ракульская, шенкурская, олонецкая, каргопольская, вятская. К графическим видам росписи относятся борецкая, пучужская, мезенская. Главным и основным материалом северных мастеров было дерево. Расписывали прялки, туеса, короба, орудия труда и предметы домашнего обихода.

Борецкая роспись отличается от других видов росписей Северной Двины (например, от пермогорской и ракульской) белизной фона, где ведущий цвет – красный. Другие основные цвета – охра, ярко-зеленый. Особую пышность работе придавало украшение сусальным золотом. Узоры преимущественно растительные и геометрические.

Другой значительной особенностью росписи является ее композиция – она повторяет композицию иконостаса. Прялка разделена на ярусы, разделенные орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон.

Центральная часть композиции – некое подобие Царских врат или двери – в этой части содержится основной рисунок, главная тема. Это может быть фигура человека и лошади – всадник или упряжка (санки или ездок – такой сюжет называется «став с конем»), пары людей, например, жениха и невесты, мужа и жены, князя и княгини; пары птиц, сидящих на ветвях дерева (древо жизни), пары животных (лев и конь, лев и единорог), символизирующих борьбу двух начал или миров, земного и потустороннего, различные сцены - сцена сватовства. Также наблюдается строгая симметрия и правильность геометрических форм. Преобладание числа 2 (2 основных героя, 2 окошка, 2 животных) и 3 (3 яруса, 3 окна).

Каждый элемент росписи обладал символикой, нередко неоднозначной, при этом вся композиция приобретала смысл. Так, например, древо жизни означало «начало всех начал», плодородие, а также дуальное мужское и женское начала (особенно это подчеркивалось двумя ветками по разные стороны с сидящими на них птицами). Это означало одновременно и единство, и дуальное противопоставление.

Основные элементы борецкой росписи: птицы, конь, древо (пышный куст с толстым стеблем-стволом, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы), тюльпан, веточка с ягодами, трилистник.

Село Борок возникло на берегу Двины при заселении двинского края новгородцами. Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Все элементы обводятся чёрным контуром.

Символ Борецкой росписи Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого озображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья.

Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния.

Тоемская роспись.

Промысел возник в середине 19 века, в деревне Ульяновская. Эту роспись осущесвляла только одна семья Витязевых. Отличается самобытностью, особенно цветовой гаммой.

Главную роль играют золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево- красный. Древо Жизни изображается изогнутым с определённым ритмом. Листья крупные, окрашенные в разные цвета. Птицы выполняются в основном чёрной краской ,лёгким контуром, со штрихами перьев.

Центр художественного промысла - село Нижняя Тойма.

Тоемская роспись - это прежде всего прялки. Особенностью тоемских расписных прялок является токарная точеная ножка. А также использование зеркалец на лопасти, обращенных к пряхе. Тоемский промысел был наименее развитым, но все же отличительные узнаваемые черты тоемской росписи позволяют выделить ее в отдельный тип северодвинских росписей.

Под именем Нижняя Тойма объединяется свыше десяти селений, расположенных у впадения речки Нижняя Тойма в Северную Двину: Первая и Вторая Жерлыгинские, Великий Двор, Ручей (Березник), Наволоцкая, Панфиловская, Красная гора, Абакумовская, Засогорье, Вижница, Бурцевская (Холм) и др. Здесь расписывали прялки, ценившиеся по всему северу России (XVIII - нач. XX вв.). Тоемские прялки расписывались либо по белому фону с обилием красного цвета и золота, либо по золотому фону. Плоскость довольно большой и широкой лопасти этой прялки, обычно "коренушки",

то есть сделанной из одного куска с использованием корня дерева, делится художником на три части, и в этом можно видеть близость мастеров-прялочников к иконописцам и желание мастера дать многоэтажное членение плоскости по принципу иконостаса.

В нижней части тоемских (как и борокских, и пучугских) прялок почти обязательно, особенно в прялках второй половины XIX века и начала XX века, помещается свадебный выезд на коне или на паре коней. Человеческая фигура обычно одна: жених на облучке, а за его спиной условное изображение кареты с окном. Иногда на заднем сиденье (или рядом с возницей) девушка. Середина лицевой прялки нередко представляет собой сложный орнаментальный узор с символическим изображением "древа жизни" и различными сказочными птицами.

Верхний ряд - тоже обязательно (это, наверное, самая каноническая часть тоемской росписи) - два окна по бокам, а на подоконниках чаще всего цветы - условные либо реалистические. В центре между золотыми и желтыми окнами - либо вариант "древа жизни", либо пышный стилизованный цветок, вроде тюльпана, либо птица или птицы в травном узоре.

Из мастеров нижнетоемской росписи наиболее известными были Третьяковы. Прославленным мастером считался Иван Кириллович Третьяков (1837-1922). Известен был и брат И. К. Третьякова Григорий Кириллович. Выдающимся народным художником, автором изумительных по силе росписи прялок являлся дядя И. А. Третьякова - Василий Иванович (1866-1932).

Он жил в семье брата, оставался холостым и расписывал прялки - очень нарядные и сделанные мастеровито, проявил талант и в искусной резьбе. Василий Иванович Третьяков всегда писал смело, легко и в то же время аккуратно - по-иконописному, с интересными деталями. В каждой росписи В. И. Третьяков - творец, а не повторяющий себя ремесленник. Упряжки свадебного выезда у него выглядят особенно нарядно и торжественно. Трафарета, как Амосовы, он не применял. В той же "третьяковской" манере расписывала прялки и тетка Ивана - Прасковья Ивановна. Больная с детства, она ходить не могла, но, научившись рисовать у отца и брата Василия, легко освоила роспись.

В селе Абакумовском, из той же группы Нижней Тоймы, занимался росписью Егор Игнатьевич Меньшиков, в прошлом, как и Третьяков, иконописец.

Городецкая роспись.

ГОРОДЕ́ЦКАЯ РО́СПИСЬ по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. 

Возникновение росписи берет начало в производстве городецких прялочных донец , инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

В роспись городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски — красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века — И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Постепенно выработались самобытные приемы городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов — розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После Первой мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий — шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи — шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы — длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

Современные художественные изделия выпускает фабрика «Городецкая роспись» (г.Городец).Фабрика возникла в местах бытования старинного промысла, существовавшего в Нижегородских деревнях по реке Узоле. Разнообразные сюжеты крестьянского и городского быта мастера писали в свободной кистевой манере. Современные мастера унаследовали отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Вся композиция узора строится кистью. Приемы декоративной разделки цветов – розанов и купавок – отрабатывались в течении многих десятилетий.  теперь фабрика выпускает игрушку, деревянную детскую мебель, декоративные тарелки и хозяйственную утварь. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону.

                                     

 

Пояснительная записка

 

    Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием  художественно-стилистических черт, основанных  на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.

Издавна сложившиеся способы художественной обработки материала, специфика трактовки образов и характера изделий развиваются современными мастерами.

Направленность

Данная программа имеет художественную направленность.

Целесообразность, новизна, актуальность программы.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.

Целесообразность

Основа художественного ручного труда даёт богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.

Предметом изучения в программе является технология работы с деревянными изделиями, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси.

Новизна

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Педагог должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым, прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование ценностного отношения школьника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить их не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России.

Актуальность

Особо остро в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у обучающихся художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Тема ручного труда становиться актуальной, ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных навыков.

Основная идея программы – освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями.

Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно – прикладного искусства.

   

После окончания обучения по данной программе учащиеся должны знать:

  • характерные особенности местного народного искусства и историю развития промысла;
  • основы композиции;
  • основные приёмы росписи и типовые композиции изделий;
  • виды и свойства красок и других материалов, применяемых в росписи;
  • организацию производства художественных изделий из дерева с росписью на базовом предприятии;
  • правила безопасности труда и личной гигиены.

Направленность программы – художественная.

Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедением для художественных работ, с технологией обработки изделий.

           

Возраст

Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми  с 11 лет и нацелена на формирование у воспитанников ценностного отношения к личности, интереса к декоративно – прикладному творчеству.

          Сроки реализации

Программа рассчитана на три года обучения.

          Формы и режим

Состав группы детей, занимающихся росписью по дереву, должен быть постоянным.

Набор детей свободный (на основании Устава учреждения и в соответствии с СанПин ). Возраст обучающихся от 11  лет. Занятия с детьми  проводятся 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом между занятиями 10 мин (3 х (45+10+45+10+45)). Продолжительность  занятия -45 мин. Общее количество часов  за год составляет — 216 часов.

Форма проведения занятий – урочная.

Также применяются нестандартные формы занятий – урок-экскурсия, творческие мастерские, мастер – классы.

Цель программы направлена на гармоничное, эстетическое воспитание детей, на бучение их различным видам художественной росписи по дереву.

Задачи заключаются в следующем:

  • Раскрыть истоки народного творчества и роль художественно-прикладного искусства в жизни общества.
  • Сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой родного края.
  • Приучать к правильному использованию специальной терминологии, относящейся к живописи, росписи по дереву.
  • Развить художественно-творческие способности учащихся.
  • Привить любовь к традиционному народному искусству.
  • Содействовать развитию у ребенка нравственных качеств : трудолюбия, аккуратности, ответственности, стремления к совершенству своих умений.

Принципы освоения программы

  • наглядность;
  • посильность работ;
  • системность;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • целостность;
  • развитие у детей желания к самопознанию;
  • возрастной и индивидуальный подход;
  • актуальность;
  • прогностичность;
  • практическая значимость

Каждое занятие включает в себя, как правило, теоретическую часть, практическую часть, показ, объяснение. Занятия росписью состоят из следующих этапов:

  • эскиз
  • работа в цвете
  • графическая обводка
  • выставка – экспертиза работ учащихся

 Методы преподавания включают в себя: беседы, разъяснения, показы, походы в краеведческий музей и библиотеки города, экскурсии с выездом на художественно-промышленные предприятия (г.Городец, г.Семенов), практические работы с краской, деревом, рассматривание работ мастеров и т.д.

   Чтобы выполнить практическое задание, обучающиеся должны понять его сущность, в какой последовательности оно будет выполняться, какие приемы, средства и инструменты требуются. При работе следует поощрять самостоятельность в принятии решения, проявление фантазии.

    Объяснение теоретического материала, практических заданий сопровождается демонстрацией наглядных пособий.

   Форма проведения занятий – урочная.

Также применяются нестандартные формы занятий – урок-экскурсия, творческие мастерские, мастер – классы.

   Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов

  1. правильно и хорошо оформленные работы в дальнейшем применяются в качестве наглядных пособий;
  2. участие в конкурсах, выставках, презентациях;
  3. создание и участие в проектах, коллективные работы;
  4. ведение фотоальбома
  5. наблюдение, тестирование, опрос, ролевые игры, мастер – класс;

организация выставок. 

                             

 Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо  соблюдать ряд условий:

  • светлое, просторное помещение. Его оформление должно удовлетворять требованиям эстетики.

  •  дидактический, методический материалы

  •  инструкции и плакаты по технике безопасности

  • экспозицию: лучшие работы обучающихся, их дипломы, грамоты

  •  финансовая помощь для поездок на предприятия художественных промыслов.

К концу 1 года обучения

 учащиеся должны знать :

  • Правила техники безопасности
  • Названия основных и составных цветов
  • Основные элементы Городецкой и Пермогорской росписи
  • Знать историю изучаемой росписи и её особенности

Должны  уметь :

  • Правильно организовать свое рабочее место
  • Пользоваться кистью, красками, инструментами и    приспособлениями
  • Владеть графическими приемами  росписи при помощи пера и туши
  • Владеть кистевыми приемами росписи
  • Уметь составлять несложную композицию
  • Расписать небольшое деревянное изделие
  • Проводить несложный анализ работ членов творческого       объединения

К концу 2 года обучения

 учащиеся должны знать :

  • Правила техники безопасности
  • Названия основных и составных цветов
  • Основные элементы Мезенской и Пучугской росписи
  • Знать историю изучаемой росписи и её особенности
  • Знать свойства красок и лакокрасочных материалов

Должны  уметь :

  • Правильно организовать свое рабочее место
  • Пользоваться кистью, красками, инструментами и    приспособлениями
  • Владеть графическими приемами  росписи при помощи пера и туши
  • Уметь составлять несложную композицию
  • Расписать небольшое деревянное изделие
  • Уметь покрыть поверхность изделия бесцветным лаком
  • Проводить несложный анализ работ членов творческого       объединения

К концу 3 года обучения

 учащиеся должны знать :

  • Правила техники безопасности
  • Названия основных и составных цветов
  • Основные элементы Тоемской  и Борецкой росписи
  • Знать историю изучаемой росписи и её особенности
  • Знать свойства красок и лакокрасочных материалов

Должны  уметь :

  • Правильно организовать свое рабочее место
  • Пользоваться кистью, красками, инструментами и    приспособлениями
  • Владеть кистевыми приемами  росписи
  • Владеть графическими приемами  росписи при помощи пера и туши
  • Уметь составлять несложную композицию
  • Расписать небольшое деревянное изделие
  • Уметь покрыть поверхность изделия бесцветным лаком
  • Проводить несложный анализ работ членов творческого объединения

Знания и умения детей проверяются с помощью тестирования, проведения зачетов по каждой теме. В течение  учебного года оформляются выставки творческих работ.

Учебно-тематический план (1-ый год занятий)

№п/п

Название разделов, тем.

Количество часов

Изучение росписей Поволжья

всего

теория

практика

1.

 Городецкой роспись

108

12

96

Изучение росписей Северной Двины

2.

Пермогорская роспись

108

18

90

Итого:

216

30

186

Учебно-тематический план (2-ой год занятий)

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Изучение росписей Северной Двины

всего

теория

практика

1.

Мезенская роспись

108

10

98

2.

Пучугская роспись

108

10

98

Итого:

216

20

196

Учебно-тематический план (старшая гр. 3-ой год обучения)

Учебно-тематический план (1-ый год занятий)

№п/п

Название разделов, тем.

Количество часов

Изучение росписей Поволжья

всего

теория

практика

1.

 Городецкой роспись

108

14

94

Изучение росписей Северной Двины

2.

Пермогорская роспись

108

14

94

Итого:

216

28

188

№ п/п

Название разделов тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета.

3

3

-

2.

Изучение Городецкой росписи по дереву. Беседа о современном  искусстве Городецкой росписи, старинного промысла, бытовавшего в нижегородских деревнях вблизи Городца.

3

3

-

3.

Изучение элементов росписи.

24

-

24

4.

Осваивание кистевых приёмов росписи

6

-

6

5.

Изучение и освоение типовых композиций росписи по дереву на небольших изделиях.

6

2

4

6.

Составление композиций на бумаге.

18

-

18

7.

Изучение свойства красок и лакокрасочных материалов.

3

3

-

8.

Первичная обработка деревянных изделий, грунтовка.

6

3

3

9.

Роспись небольшого деревянного изделия.

39

-

39

Изучение росписей

Северной Двины

1.

Пермогорская роспись, беседа о её особенностях

3

3

2.

Изучение элементов росписи

24

-

24

3.

Осваивание графических приёмов росписи пером и тушью

15

-

15

4.

Изучение и освоение типовых композиций росписи по дереву на небольших изделиях

6

2

4

5.

Составление композиций на бумаге

15

-

15

6.

Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов

6

6

-

7.

Первичная обработка деревянных изделий, грунтовка

6

3

3

8.

Роспись небольшого деревянного изделия

30

-

30

9.

   Итоговое занятие

3

3

-

Учебно-тематический план  (2-ой год занятий)

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Изучение росписей Северной Двины

всего

теория

практика

1.

Мезенская роспись

108

9

99

2.

Пучугская роспись

108

9

99

Итого:

216

18

198

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Изучение росписей Северной Двины

всего

теория

практика

1.

Мезенская роспись, происхождение росписи и её особенности

3

3

--

2.

Изучение элементов росписи

27

-

27

3

Изучение и освоение графических приёмов росписи, при помощи пера и туши

15

-

15

4.

Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов

6

3

3

5

Составление композиций на бумаге

21

-

21

6.

Первичная обработка деревянного изделия, грунтовка

6

3

3

7.

Роспись небольшого деревянного изделия

30

-

30

Изучение росписей Северной Двины

1.

Пучугская роспись по дереву,

Происхождение росписи и её особенности

3

3

-

2.

Изучение элементов росписи

30

-

30

3.

Изучение и освоение графических приёмов росписи при помощи пера и туши

15

-

15

4.

Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов

3

3

-

5.

Составление композиции на бумаге

21

-

21

6.

Первичная обработка деревянного изделия, грунтовка

3

-

3

7.

Роспись небольшого деревянного изделия

30

-

30

8.

  Итоговое занятие

3

3

-

Учебно-тематический план ( 3-ой год обучения)

№ п/п

Название разделов, тем

всего

теория

практика

1.

Изучение Тоемской росписи, происхождение росписи её особенности

3

3

-

2.

Изучение элементов росписи

30

-

30

3.

Изучение и освоение графических приёмов росписи при помощи пера и туши

15

-

15

4.

Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов

3

3

-

5.

Составление композиций на бумаге

21

-

21

6.

Первичная обработка деревянного изделия, грунтовка

6

3

3

7.

Роспись небольшого деревянного изделия

30

-

30

Борецкая роспись по дереву

1.

История росписи и её особенности

3

3

-

2.

Изучение элементов росписи

21

-

21

3.

Ознакомление с художественными и техническими приёмами росписи

12

3

9

4.

Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов, используемых в росписи

12

3

9

5.

Составление композиций на бумаге

21

3

18

6.

Первичная обработка и грунтовка деревянного изделия

3

-

3

7.

Роспись небольшого деревянного изделия

33

-

33

8.

Итоговое занятие

3

3

-

Содержание образовательной программы направленно на:

  • создание условий для развития личности ребёнка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями обучающихся

 

 

                           СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

                                            1 год обучения

                                               Городецкая  роспись

1. Вводное занятие.

    Теоретическая часть: рассказ и демонстрация работ воспитанников творческого объединения, инструктаж по ТБ. Просмотр образцов, выполненных педагогом.

2. Знакомство с программой творческого объединения.

    Теоретическая часть: знакомство с историей предмета.

3. Городецкая   роспись.

    Теоретическая часть: Знакомство с происхождением и особенностями Городецкой росписи.

4. Изучение элементов росписи.

    Теоретическая часть:  Изучение цветочных элементов (розан, купавок, ромашка), растительных элементов( листья, ветви, соцветия), Городецких птиц ( лесная, глухарь, петухи, курочки, фантастические и т.д.), коней (тройки, двойки), сцен с людьми (чаепитие, гулянья)

Практическая часть: Зарисовка элементов в цвете, выполнение эскизов.

 

5. Изучение кистевых  приемов росписи.

Теоретическая часть: и Практическая часть: Освоение кистевых приемов росписи ( капельки, подковка, разживки, обводка).

6. Изучение и освоение типовых композиций росписи.

Теоретическая часть и Практическая часть :Составление композиций (Правильное расположение элементов росписи в заданном формате.)

 

7.Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов.

Теоретическая часть : Знакомство с технологией лакокрасочных материалов.

8.Первичная обработка деревянных изделий.

Теоретическая и практическая часть: Выравнивание поверхности деревянного изделия, проклейка сучков, грунтовка, покрытие фона.

 

9. Роспись небольшого деревянного изделия.

Теоретическая и практическая часть: композиционное построение рисунка на деревянном формате. Колористическое решение композиции с применением кистевых приемов росписи. Покрытие изделия водостойким лаком.

Выставка творческих работ.

Пермогорская роспись

1. Вводное занятие.

    Теоретическая часть: знакомство с коллективом , экскурсия по ДДТ, рассказ и демонстрация работ воспитанников творческого объединения, инструктаж по ТБ. Просмотр образцов, выполненных педагогом.

2. Знакомство с программой творческого объединения.

    Теоретическая часть: знакомство с историей предмета.

3. Пермогорская роспись.

Теоретическая часть: Знакомство с происхождением и особенностями Пермогорской росписи.

4. Изучение элементов росписи.

Теоретическая часть:

 Изучение цветов росписи (простые лаконичные цвета- красный - алый, желтый лимонный, кобальт - зелёный,  голубой.)

Практическая часть: Зарисовка элементов росписи- лилия (крин), растительный орнамент, геометрический орнамент, птицы Сирин, Алконост, орнамент в круге. Выполнение эскизов в цвете. Графическая обводка.

5. Изучение графических приемов росписи.

Теоретическая часть:

Освоение приемов росписи при помощи ученического пера и туши. (выполнение линий различной ширины)

Практическая часть: Освоение приемов росписи при помощи пера и туши. Графическая обводка орнамента и элементов росписи.

6.Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов.

Теоретическая часть : Изучение свойств гуаши (плотность, покрываемость, светостойкость.) Знакомство с технологией лакокрасочных материалов.

Практическая часть: Работа в цвете, графическая обводка.

7. Составление композиций

Теоретическая часть: Правильное расположение элементов росписи в заданном формате.

Практическая часть: Работа в цвете, графическая обводка

8.Первичная обработка деревянных изделий.

Теоретическая и практическая часть: Выравнивание поверхности деревянного изделия, проклейка сучков, грунтовка.

9. Роспись небольшого деревянного изделия.

Теоретическая и практическая часть: композиционное построение рисунка на деревянном формате. Колористическое решение композиции. Графическая обводка. Покрытие изделия водостойким лаком.

Выставка творческих работ.

10. Итоговое занятие

Теоретическая часть :  Подведение итогов за год.

Практическая часть:   Выставка творческих работ.  

                                  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

                                            2 год обучения

                                           Мезенская роспись

1. Вводное занятие.

    Теоретическая часть: знакомство с коллективом , экскурсия по ДДТ, рассказ и демонстрация работ воспитанников творческого объединения, инструктаж по ТБ. Просмотр образцов, выполненных педагогом.

2. Знакомство с программой творческого объединения.

    Теоретическая часть: знакомство с историей предмета.

3. Мезенская роспись.

   Теоретическая часть: Знакомство с происхождением и особенностями Мезенской росписи.

4. Изучение элементов росписи.

    Теоретическая часть:  Основы цветоведения ( смешение цветов, получение сложных – красный сурик и черная сажа).

    Практическая часть: Зарисовка оленя, коня, утки, лебедя, кита. Выполнение эскизов в цвете. Графическая обводка.

5. Изучение графических приемов росписи.

   Теоретическая часть:  Кистевые приемы росписи.

                                         Геометрический орнамент Мезенской росписи.

   Практическая часть:   выполнение красных линий во всю ширину кисти,  выполнение черной тонкой линии кончиком кисти, черной тонкой волнистой линии, треугольная линия.

Геометрический орнамент Мезенской росписи. Выполнение геометрических элементов росписи. Работа в цвете, графическая обводка.

6. Составление композиций.

     Теоретическая часть :  Правильное расположение элементов Мезенской росписи в заданном формате.

    Практическая часть: Работа в цвете, графическая обводка.

7. Экскурсия в краеведческий музей.

   Теоретическая часть: Знакомство с народными промыслами, просмотр экспозиций.

8. Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов.

   Теоретическая часть:  знакомство с технологией лакокрасочных материалов.

9. Первичная обработка деревянных изделий.

Теоретическая и   практическая часть: Выравнивание поверхности деревянного изделия, проклейка сучков.

10. Роспись небольшого деревянного изделия.

   Теоретическая  и   практическая часть: композиционное построение рисунка на деревянном формате. Колористическое решение композиции. Графическая обводка. Покрытие изделия водостойким лаком.

Выставка творческих работ.

                              Пучугская роспись.

1. Вводное занятие.

    Теоретическая часть: рассказ и демонстрация работ воспитанников творческого объединения, инструктаж по ТБ. Просмотр образцов, выполненных педагогом.

2. Знакомство с программой творческого объединения.

    Теоретическая часть: знакомство с историей предмета.

3. Пучугская  роспись.

    Теоретическая часть: Знакомство с происхождением и особенностями Пучужской росписи.

4. Изучение элементов росписи.

    Теоретическая часть:  Изучение основных цветов росписи     Практическая часть: Зарисовка элементов росписи – древо жизни, оконца, листики, капельки, сцены катания на лошадях, птицы, орнамент в круге.

5. Изучение графических приемов росписи.

Теоретическая часть:

Геометрический орнамент в Пучугской росписи

Практическая часть: Освоение приемов росписи при помощи пера и туши. Графическая обводка орнамента и элементов росписи.

6. Составление композиций

Теоретическая часть: Правильное расположение элементов росписи в заданном формате.

Практическая часть: Работа в цвете, графическая обводка

7.Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов.

Теоретическая часть : Изучение свойств гуаши (плотность, покрываемость, светостойкость.) Знакомство с технологией лакокрасочных материалов.

Практическая часть: Работа в цвете, графическая обводка.

8.Первичная обработка деревянных изделий.

Теоретическая и практическая часть: Выравнивание поверхности деревянного изделия, проклейка сучков, грунтовка.

9. Роспись небольшого деревянного изделия.

Теоретическая и практическая часть: композиционное построение рисунка на деревянном формате. Колористическое решение композиции. Графическая обводка. Покрытие изделия водостойким лаком.

Выставка творческих работ.

         

10. Итоговое занятие

Теоретическая часть :  Подведение итогов за год.

Практическая часть:   Выставка творческих работ.

           

                                  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

                                            3 год обучения

                                              Тоемская роспись

1. Вводное занятие.

    Теоретическая часть: рассказ и демонстрация работ воспитанников творческого объединения, инструктаж по ТБ. Просмотр образцов, выполненных педагогом.

2. Знакомство с программой творческого объединения.

    Теоретическая часть: знакомство с историей предмета.

3. Тоемская  роспись.

    Теоретическая часть: Знакомство с происхождением и особенностями Тоймской росписи.

4. Изучение элементов росписи.

    Теоретическая часть:  Изучение основных цветов росписи     Практическая часть: Зарисовка  элементов росписи – древо жизни, оконца, листики, капельки, завитки, сцены катания на лошадях, птицы, орнамент в круге.

5. Изучение графических приемов росписи.

Теоретическая часть:

Геометрический орнамент в Тоемской росписи

Практическая часть: Освоение приемов росписи при помощи пера и туши. Графическая обводка орнамента и элементов росписи.

6. Составление композиций

Теоретическая часть: Правильное расположение элементов росписи в заданном формате.

Практическая часть: Работа в цвете, графическая обводка

7.Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов.

Теоретическая часть : Изучение свойств гуаши (плотность, покрываемость, светостойкость.) Знакомство с технологией лакокрасочных материалов.

Практическая часть: Работа в цвете, графическая обводка.

8.Первичная обработка деревянных изделий.

Теоретическая и практическая часть: Выравнивание поверхности деревянного изделия, проклейка сучков, грунтовка.

9. Роспись небольшого деревянного изделия.

Теоретическая и практическая часть: композиционное построение рисунка на деревянном формате. Колористическое решение композиции. Графическая обводка. Покрытие изделия водостойким лаком.

Выставка творческих работ.

Борецкая роспись

  1. Вводное занятие.

Теоретическая часть: рассказ и демонстрация работ воспитанников творческого объединения, инструктаж по ТБ. Просмотр образцов, выполненных педагогом.

  1. Знакомство с программой творческого объединения.

Теоретическая часть: Знакомство с историей предмета.

3.Борецкая роспись.

Теоретическая часть: Знакомство с происхождением и особенностями Борецкой росписи.

4.Изучение элементов росписи.

Теоретическая часть: Изучение основных цветов росписи.

Практическая часть: Зарисовка элементов росписи- цветок с прямым стеблем, птицы, ягоды, изящные листья. Жанровые сценки - чаепитие, гулянья.

5. Изучение графических приёмов росписи.

Теоретическая часть: Геометрический орнамент в Борецкой росписи.

Практическая часть: Освоение приёмов росписи при помощи пера и туши. Графическая обводка орнамента и элементов росписи.

6.Составление композиций.

Теоретическая часть: Правильное расположение элементов росписи в заданном формате.

Практическая часть: Работа в цвете, графическая обводка.

7. Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов.

Теоретическая часть: Изучение свойств красок (плотность, покрываемость, светостойкость.) Знакомство с технологией лакокрасочных материалов.

Практическая часть Работа в цвете, графическая обводка.

8. Первичная обработка деревянных изделий.

Теоретическая часть: Выравнивание поверхности деревянного изделия, проклейка сучков, грунтовка.

9.Роспись небольшого деревянного изделия.

Теоретическая часть: Композиционное построение рисунка на деревянном формате. Колористическое решение композиции.

Графическая обводка. Покрытие изделия водостойким лаком. Выставка творческих работ.

10. Итоговое занятие

Теоретическая часть :  Подведение итогов за год.

Практическая часть:   Выставка творческих работ.

                         

Методическое обеспечение программы

Формы занятий, планируемые по разделам

          Разнообразные формы проведения занятий – вводное, повторение практическое, занятие – ознакомление с новым материалом, обобщение и контроль полученных знаний, комбинированные – соединяют в себе различные виды деятельности (познавательная, игровая, конструктивно – практическая, исследовательско – поисковая).

Для проведения занятий  используются индивидуальные, коллективные, групповые формы работы.

Коллективная работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию учащихся, но и формированию нравственных качеств ребят. Дружно творить – вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом. Распределение обязанностей и поручений надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлён.

         Для реализации программы применяются: занятия – беседы, занятия – соревнования (конкурсы, викторины, турниры); занятия – фантазии (сказка, сюрприз); экскурсии; занятия – игра (кроссворды, сканворды, словесные игры); выставки, праздники, открытые занятия для родителей.

Формы подведения итогов по программе

Формами подведения итогов являются участие школьников в выставках, открытых занятиях, массовых мероприятиях. Хорошими показателями эффективности программы  являются – достойный уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник.

                                       

                         

    Методическое обеспечение программы

Раздел, тема

Форма заня

тий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методичес

кий и дидактичес

кий материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов по каждой теме, разделу

1.

Изучение Городецкой росписи по дереву

урочная

беседы, разъяснения, показ эскизов,  выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций росписи из альбомов и  книг, изучение композиций  деревянных изделий, выполненных мастерами

эскизы по росписи, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги по художественной росписи, расписные деревянные изделия, выполненные мастерами

светлое, оборудованное помещение площадью не менее 20 м2 кисти колонковые №1, 2, 3, беличьи №2,3, 5, пони №6,7,8  гуашь художественная 12 цветов,  бумага формата А6, А4, деревянные изделия-заготовки для росписи, лак для покрытия деревянных изделий

проведение тестирования, организация выставок

2.

Пермогор

ская роспись по дереву

урочная

беседы, разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций из альбомов и книг, изучение композиций  деревянных изделий, выполненных мастерами

эскизы по росписи, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги по художественной росписи, расписные, деревянные изделия, выполненные мастерами

светлое, оборудованное помещение площадью не менее 20 м2 кисти колонковые №1,2,3, беличьи- №2, 3, 4, 5, пони №6, 7, 8, гуашь художественная 12 цветов, тушь чёрная, перья ученические, ручки для перьев, бумага формата А6, А4, деревянные изделия-заготовки для росписи, лак для покрытия деревянных изделий

проведение тестирования, организация выставок

3.

Мезенская роспись по дереву

урочная

беседы, разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций из альбомов и книг, изучение композиций  деревянных изделий, выполненных мастерами

эскизы по росписи, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги по художественной росписи, расписные. деревянные изделия, выполненные мастерами

светлое, оборудованное помещение площадью не менее 20 м2 кисти-колонковые № 1, 2, 3, беличьи- №  2,3,4,5, пони- № 6,7,8, гуашь художественная 12 цветов, тушь чёрная, перья ученические, клей ПВА, пудра бронзовая, ручки для пера, бумага формата А6, А4, деревянные изделия-заготовки для росписи, лак для покрытия деревянных изделий

проведение тестирования, организация выставок

4.

Пучугская роспись по дереву

урочная

разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций из альбомов и книг, изучение композиций  деревянных изделий, выполненных мастерами

эскизы по росписи , выполненные педагогом, цветные альбомы и книги по художественной росписи, расписные, деревянные изделия, выполненные мастерами

оборудованное помещение площадью не менее 20 м2 кисти-колонковые№1,2 беличьи № 2,3,4, гуашь художественная 12 цветов, тушь чёрная, перья ученические, ручки для пера, клей ПВА, пудра бронзовая, бумага формата А6, А4, деревянные изделия-заготовки для росписи, лак для покрытия деревянных изделий

5.

Тоемская роспись по дереву

урочная

разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций из альбомов и книг, изучение композиций деревянных изделий, выполненных мастерами

эскизы по росписи, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги по художественной росписи, расписные, деревянные изделия, выполненные мастерами

оборудованное помещение площадью не менее 20 м2 кисти-колонковые№1, 2, беличьи № 2, 3, 4, гуашь художественная 12 цветов, тушь чёрная, перья ученические, ручки для пера, клей ПВА, пудра бронзовая, бумага формата А4, А6, деревянные изделия- заготовки для росписи, лак для покрытия деревянных изделий

проведение тестирования, организация выставок

6.

Борецкая роспись по дереву

урочная

разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций из альбомов и книг, изучение композиций деревянных изделий, выполненных мастерами

эскизы по росписи, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги по художественной росписи, расписные деревянные изделия, выполненные мастерами

Оборудованное помещение площадью не менее 20 м2 кисти - колонковые № 1, 2, беличьи № 2, 3,4, гуашь художественная 12 цветов, тушь чёрная, перья ученические, ручки для пера, клей ПВА, пудра бронзовая, бумага формата А4, А6, деревянные изделия- заготовки для росписи, лак для покрытия деревянных изделий

проведение тестирования, организация

выставок

Методическая копилка

СЛОВАРЬ  ТЕРМИНОВ

ГУАШЬ  -  водяная краска. Отличается от акварели примесью белил и   большой кроющей способностью. Гуашью работают на бумаге  и   картоне.

КОМПОЗИЦИЯ -  сочинение, составление, расположение – структурное построение художественного произведения, соединение всех его компонентов в единое целое.

ПАЛИТРА – тонкая доска, кусок бумаги, блюдце или керамическая плитка, на которой живописец смешивает краски.

ПАННО – живописное произведение декоративного характера, предназначенное для украшения интерьера или фасада здания.

ЭСКИЗ – предварительное изображение ( набросок), передающее самые общие черты будущего произведения. Подготовительный набросок воплощает замысел основными композиционными средствами.

ОРНАМЕНТ – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы.

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными качествами и предназначенных не только для удовлетворения практических потребностей, но и  для украшения домов, парков.

ЦВЕТ – одно из основных средств изобразительного искусства.

ХУДОЖНИК – творческая личность, мастер, ведущий творческую работу в области изобразительных искусств.

ОЖИВКА – в современной Городецкой росписи – завершающий этап работы над цветочным узором. Сделать оживку – значит сделать более выразительным каждый элемент узора, используя темную краску или белила. кистью прописываются контуры лепестков, прожилки листьев, подчеркивается ритм тычинок. С этой целью в росписи применяются условные приемы начертания декоративных элементов ( дужки, точки и т.д).

РИТМ – определенная упорядоченность однохарактерных элементов, создаваемая законченным повторением их.

Вопросник  для проверки  ЗУН обучающихся №1

1. Что такое декоративно-прикладное искусство?

2. Назовите место происхождения Городецкой росписи?

3. Какие цвета используются в росписи?

4. Назовите главные элементы росписи.

5. Назовите основные кистевые приемы росписи.

6. Изобразите любой элемент Городецкой росписи.

7.Чем покрывается готовое изделие?

Вопросник  для проверки  ЗУН обучающихся № 2

1.Что такое эскиз?

2. Назовите место происхождения Пермогорской росписи.

3. Главные цвета росписи.

4. На каком фоне выполняется Пермогорская роспись?

5. Изобразите любой элемент Пермогорской росписи, выполните его в цвете с графической обводкой.

6.  Изобразите птицу Сирин, выполните её в цвете с графической обводкой.

            Вопросник для проверки ЗУН обучающихся № 3

1. Что такое цвет?

2. Назовите место происхождения Мезенской росписи.

3. Назовите цвета Мезенской росписи.

4. На каком фоне выполняется Мезенская роспись?

5. Назовите главные элементы росписи.

6. Изобразите любой элемент росписи, выполните его в цвете с графической обводкой.

            Вопросник для проверки ЗУН обучающихся № 4

1. Что такое панно?

2. Назовите место происхождения Пучугской росписи?

3.Главный цвет росписи.

4.Накаком фоне выполняется роспись?

5. Назовите главные элементы росписи.

6.Изобразите любой элемент Пучугской росписи, выполните его в цвете.

            Вопросник для проверки ЗУН обучающихся № 5

1. Что такое композиция?

2. Назовите место происхождения Тоемской росписи.

3. Главные цвета росписи.

4. На каком фоне выполняется роспись?

5. Изобразите любой элемент Тоемской росписи, выполните его в цвете.

6. Чем покрывается готовое изделие?

            Вопросник для проверки ЗУН обучающихся № 6

1. Назовите место происхождения Борецкой росписи.

2. Назовите цвета, используемые в росписи.

3. На каком фоне выполняется роспись.

4.Изобразите любой элемент  росписи в цвете.

5. Чем покрывается готовое изделие?

Охрана

труда

ИНСТРУКЦИЯ №11

По охране труда обучающихся

МОУ ДОД Ветлужского районного дома детского творчества

(вводный инструктаж)

  1. МОУ ДОД Ветлужский районный дом детского творчества расположен по улице Штурмина дом 120, имеет ряд опасных для жизни и здоровья факторов:

Вблизи ДДТ проходит автотрасса, расположен один сложный перекресток.

  1. По дороге в ДДТ и обратно необходимо:
  • Переходить дорогу только в установленных местах;
  • Осуществлять движение через перекресток;
  • Предварительно убедиться, что движущегося транспорта в опасной близости нет.
  1. В ДДТ имеются учебные кабинеты  некоторой степени опасности: кабинеты с электроприборами, танцевальный зал. Во время занятий в этих кабинетах необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда и требования педагога.
  2. Во избежание травмоопасных ситуаций в ДДТ нельзя:
  • Бегать и толкаться во время перемен;
  • Прыгать через ступеньки лестницы, кататься на перилах, перешагивать или опасно перегибаться через них;
  • Оставлять в коридорах разлитую на полу воду.
  1. В случае любых происшествий и травм необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу или директору ДДТ. Медицинская аптечка находится в кабинете директора.
  2. В случае возникновения пожара, короткого замыкания в электросети, засорения канализации или подозрений на них, необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу или директору ДДТ. При пожаре звонить по телефону 01, вызов милиции 02, вызов скорой помощи 03. Телефон находится в кабинете директора ДДТ.
  3. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все сотрудники и учащиеся ДДТ должны быть немедленно эвакуированы. Сигнал тревоги подается продается продолжительной серией коротких звонков. Учащиеся покидают помещение кабинета и организованно выходят из здания ДДТ вместе с педагогом в соответствии с планом эвакуации.
  4. При появлении в здании ДДТ посторонних людей, ведущих себя подозрительно или агрессивно, необходимо немедленно сообщить об этом педагогу или директору ДДТ.
  5. Не допускается нахождение в здании ДДТ бродячих кошек и собак.
  6. Недопустимо курить в учреждении, бросать зажженные спички в мусорные баки, засорять канализацию посторонними предметами, оставлять открытыми водопроводные краны.
  7. В ДДТ не допускается применение психического и физического насилия в отношении учащихся, все споры должны разрешаться только мирным путем.

Список литературы, используемый педагогом

  1. А.Е. Коновалов Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве. Горький Волго-Вятское книжное изд-во. 1988.
  2. Барадулина В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. – М. 1979.
  3. Гусарчук Д ред. Супруна. М. 300 ответов любителю художественных работ по       дереву. /Под Л. Я.. – М. 1985.
  4. Званцев М. П. Нижегородские мастера. - Горький, 1978.
  5. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1984.
  6. Максимов Ю. В. Резьба и роспись по дереву», альбом Народные художественные     промыслы России, Изд-во Сов. Россия, 1984.
  7. Основы художественного ремесла: В 2ч. / Под ред. В. А. Барадулина /. – 2-е изд. М., 1987.
  8. Просвирника С. К. Русские прялки. Л., Аврора, 1970.
  9. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву. М., 1983.
  10. Шпикалова Т. Я. Народное Искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей. 2-е изд., дополнительное и переработанное М. Просвещение, 1979.

11.   Основы художественного ремесла. 2 часть, 2-е изд.М., 1987 год под ред      В.А. Барадулина  

12. Барадулин В.А.  Сельскому учителю о народных промыслах - М.,

1979 г.

13. Шпикалова Т.Я.  Народное искусство на уроках декоративного рисования.  

    Пособие для учителей 2-е изд., дополнительное и переработанное. М.,  

    Просвещение,1979 г.

14. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву, М., 1984 г.

15. Гусарчук Д. ред Супруна М. 300 ответов любителю художественных работ  

   по дереву. М., 1985 г.

16. Арбат Ю.А.  Русская народная роспись по дереву. М., «Изобразительное искусство» 1970 г.

17. Русское народное искусство Севера. Л., « Советский художник», 1968 г.

18. Вишневская В.М., Каплан Н.И.,  Будаков С.М. Русская народная резьба    

      и   роспись по дереву. М., 1956 г.

Список литературы для детей и родителей

1. Жигалова С. К.,  Жинина С. Г., Попова З. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка,  и  птица Сирин. - М., 1983.

2. Маврина Т. Городецкая живопись. Л., Аврора. 1970.

3.Народные художественные промыслы Горьковской области:/Альбом/(Сост. Широков Б. П.) Горький: Волго-Вятское книжное изд-во., 1986.

 

4. Максимов Ю.В.  Резьба и роспись по дереву,  альбом Народные    

    художественные промыслы России, изд-во Сов. Россия, 1984 год.

5. Русские прялки. Л., «Аврора», 1970 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...