Прикладная направленность нетрадиционных техник рисования
статья на тему

Мезенцева Елена Александровна

В статье представлен опыт обучения детей нетрадиционным техникам рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezentseva_e.a._statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прикладная направленность нетрадиционных техник рисования

(из опыта работы)

Елена Александровна Мезенцева,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Дворец детского творчества»

Система дополнительного образования предоставляет широкие возможности для раскрытия творческого потенциала ребёнка.

В стремлении заинтересовать и привлечь детей к творчеству педагог использует как традиционные материалы, приёмы и методы в обучении, так и  нетрадиционные материалы и техники рисования.

К таким необычным материалам  относится  обычный растворимый кофе. По сведению  Интернет-источников, Сoffee-art — это оригинальная техника создания картин с помощью раствора натурального кофе. Сегодня она становится всё популярнее по всему миру.  Художникам, использующим раствор кофе в качестве красок,  подвластны любые сюжеты, начиная от автопортретов и заканчивая переложениями шедевров мирового искусства на язык кофе. Сегодня coffee-art насчитывает тысячи поклонников, ему посвящены сообщества, различные художественные и интернет-проекты. Зародилось же такое направление на стыке тысячелетий.

Первые картины, написанные исключительно кофе, были представлены в конце 90-х годов художниками из Таиланда и Индии. Среди наиболее известных художников coffee-art – Порнчай Лертамасири (Таиланд), Эндрю Сор и Энджел Саркела-Сор, Карен Иланд(США), Амита Чидасама и Амита Дутта (Индия), Мария Аристиду (Греция). Неудивительно, что кофе привлек к себе внимание в качестве художественного материала, ведь известны такие статистические данные: ежегодно человечество выпивает более четырехсот миллиардов чашек напитка!  

        Кофейная акварель требует вдумчивого, кропотливого и деликатного прикосновения кисти к акварельной бумаге. Живописец из Таиланда Порнчай Лертамасири рассказывает о своем опыте: «Мои первые картины были созданы свежим крепким эспрессо. Вначале многое не получалось из-за сложности техники и отсутствия опыта. Затем, все более вдохновленный кофе, я начал работать с этим материалом с такой же легкостью, как и с акварельными красками». Цветовая гамма кофейной палитры от светло-желтого до темно-коричневого прекрасно создает эффект старины. Художники признаются, что с помощью кофе лучше всего рисовать исторические достопримечательности, улочки, горы.

Художник Юлия Доценко использует интересный метод кофейной кляксографии, когда в случайно сформировавшихся кофейных пятнах выискиваются и прорисовываются некие узнаваемые образы.

Приступая к кофейной живописи, необходимо приготовить такие материалы:

- бумагу (лучше выбирать плотную акварельную бумагу, плотностью не меньше 200 г/м2);

- кисточки (подойдут хорошие натуральные кисти (например, колонок), а также синтетические кисти достаточно упруги и не теряют ворсинки при рисовании.Кисти разных размеров. Широкие — для фона, тоненькие — для мелких деталей);

- кофе  (для рисования можно использовать и очень крепко заваренный молотый кофе, растворимый молотый кофе в гранулах. Именно растворимый кофе позволяет получить насыщенный, почти чёрный тон. И это позволяет делать рисунки контрастными, от самых светлых оттенков до глубоких тёмных акцентов. Индийская художница Амита Дутта называет свои растворы для рисования «кофейные сиропы». И действительно, можно так развести кофе, что получится сиропообразная густая натуральная краска. Марка кофе не принципиальна);

- воду (обычная чистая вода нужна как для приготовления кофейного раствора, так и для промывания кисточек в процессе рисования);

- ваниль, корицу, сахар  (Да, всё это и многое другое можно использовать в кофейном рисовании, добавляя прямо в кофейный раствор или отдельно посыпая на влажную затонированную с помощью кофе бумагу)

Детские работы, выполненные кофейной живописью не менее интересны, чем работы взрослых и носят, как правило, ярко выраженный прикладной характер.  Для работы нужны акварельные кисти разного размера, акварельная бумага, можно тонированная, вода, растворимый кофе.

Используя изученные ранее приёмы работы акварелью,  дети переносят их в  кофейную живопись. У учащихся при этом возникает дополнительный стимул к творчеству и стремление к освоению и созданию необычных картин.

Одним из вариантов работы в стиле «кофейной живописи» является  создание декоративных открыток к различным праздникам.

На открытке, посвящённой Дню святого Валентина, изображены два лебедя, шеи которых образуют сердечко.

Разработана инструкционная карта поэтапного изображения лебедей. Учащиеся прорисовывают их на открытке карандашом. Затем прописывают кофе. С  помощью тонкой кисти выполняют  мелкие  детали, прописывают оперение, добавляют озеро, камыши.  

Оформляется открытка сердечками, полученными с помощью фигурного дырокола,  декоративной рамкой из тонированного коричневого картона. По желанию учащихся можно добавить надписи с пожеланием, имя того, кому адресована открытка.

Сама открытка может быть выполнена на готовой тонированной бумаге или акварельной бумаге, предварительно затонированной раствором  кофе учащимися.  

Универсальная декоративная открытка к разным праздникам выполняется в сочетании росписи кофе и различных материалов (лент, бантов, бисера и др.)

Например, на коричневый тонированный картон наклеена чашка с блюдцем, расписанная кофе. По желанию ученика на ней можно написать имя адресата. Оформляется открытка кофейными зёрнами, палочкой корицы, декоративной контрастной тесьмой. Открытка становится пахучей и ароматной. На уголок с помощью дырокола и ленты крепится пожелание, написанное учеником.

Открытка, посвящённая 8 марта,  выполняется в юмористическом стиле с изображением кота. При этом используется не только нетарадиционный материал для рисования, но и нетрадиционная техника: кот состоит из восьмёрок! Живописное изображение коту добавляют учащиеся по представлению, коты получаются разные. По желанию добавляется мышка из восьмерки и окружающий пейзаж.

Разработано поэтапное выполнение кота из восьмёрок и представлены два возможных варианта выполнения. Творческое подход учащихся к решению поставленной задачи приветствуется, инициатива поощряется.

Открытка оформляется кофейными зёрнами,  готовыми глазками коту, коричневой лентой, приклеенной к точке пересечения восьмерок (шее кота). С помощью ленты  крепится пожелание к празднику, написанное учащимися на квадратике бумаги или строки про кота.

Кофе  можно пробовать писать в разном возрасте. Учащиеся проявляют живой интерес к живописи  таким необычным материалом.

Обучая детей coffee-art нужно учитывать возрастные возможности и сложность задания, чтобы учащиеся оказались в ситуацию успешности  выполняемой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Нетрадиционные техники рисования» 2 класс

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображ...

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж». Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями».

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж».Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»....

Урок прикладной композиции "Решение композиционных задач с использованием нетрадиционных техник рисования"

Конспкт урока по композиции в профильном классе ДШИ. Перед учениками ставиться сложная задача по созданию декоративной композиции за короткий промежуток времени, с использованием "нетрадиционных" прие...

Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования по теме "Рисование осенних листьев"

Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования отпечатком губки для детей со сложными дефектами.Тема: «Рисование осенних листьев».Дидактическая цель урока для обучающихся, воспитанников: показать  в...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование солью) «Весенние цветы»

Цель: развитие творческих способностей и познавательных интересов обучающихся.Задачи:Образовательные: совершенствовать технические приемы рисования нетрадиционным способом – акварелью по мокрому...