Урок прикладной композиции "Решение композиционных задач с использованием нетрадиционных техник рисования"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Чистякова Ольга Борисовна

Конспкт урока по композиции в профильном классе ДШИ. Перед учениками ставиться сложная задача по созданию декоративной композиции за короткий промежуток времени, с использованием "нетрадиционных" приемов рисования. Для решения поставленных задач, учащеся дложны применить весь арсенал знаний, умений и навков, продемонстрировать сформированность индивидуальных художественных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная казённая образовательная организация дополнительного образования

«Детская школа искусств» г.Облучье

Конспект урока по  композиции в 5 классе

по теме:

«Эскиз композиции с использованием фактурных техник»

Преподаватель Чистякова О.Б.

Облучье, 2016 год

Урок станковой композиции в 5  классе по теме «Эскиз композиции с использованием фактурных техник».

Возраст детей 14-15 лет,

Время урока 2 часа (1ч.30 мин)

Тема урока «Эскиз композиции с использованием фактурных техник».

Номер урока – 1 урок

Тип урока: урок проверки сформированности знаний, умений, и навыков; урок  применения знаний и умений.

Педагогические приемы:

Художественная мастерская

Мозговой штурм

Поисковый метод

Бальная калькуляция оценки

Материалы и оборудование:

Набор карточек с различными фактурами.

Оценочные листы.

Набор материалов для создания разнообразных фактур.

Для монотипии – стекло, краски гушь, масло

Для эбру – лоток с водой, масляные краски, разбавитель

Для фактурной живописи – мастихин, шпатель, гуашь

Для аля-прима – акварель, акварельная бумага

Для кляксографии – акварель, трубочки

Для набрызга – кисти щетина, зубные щетки, ножницы

Другие материалы для создания фактур: мятая бумага, пищевая пленка, соль, масляная пастель, моющее средство, спиртовые салфетки, кофе, чай… и др.

Оформление доски: имитация стены из кирпичей, на каждом из которых подписана техника или прием (Акварель + соль; мастихин; сухая кисть; Аля –прима и т.д.).

Имитация кирпичиков, на которых нарисованы схематично основные законы композиции.

Шесть рамок (бумага, на которую наклеена рамка, имитация багетов для картин)

Смайлик и надписи к нему (Оригинально, креативно, быстро, легко, красиво, профессионально) – девиз художественной мастерской.

План урока :

Этап организации: проверка готовности; знакомство с гостями.

Этап погружения в игровую модель «Художественная мастерская»

Этап целеполагания: введение в проблематику урока, постановка цели, определение темы.

Этап проверки знаний: опрос, соотнесение, составление алгоритма работы.

Этап практики, проверки навыков: самостоятельная творческая работа учащихся

Этап формирования оценочных способностей: просмотр работ, выставление бальных оценок, комментарии к работам.

Этап подведения итогов: мнение заказчиков выставление оценок.

Цель урока:

        Выполнить быстрый (30 минут) эскиз композиции на заданную тему с использованием фактурных техник.

Задачи урока:

Обучающие  - формировать навыки быстрого нахождения решения для поставленных художественных задач в группе и индивидуально.

Развивающие – развивать оценочные способности, развивать  креативное мышление, развивать художественные способности, развивать художественный вкус и композиционную грамотность. Развитие навыков публичной защиты выполненной работы.

Воспитательные –Способствовать воспитанию адекватной самооценки своих художественных возможностей, критичности и терпимости к критике.  Воспитание уверенности в художественной и творческой состоятельности, толерантности к проявлениям иного художественного замысла и подачи темы.

Ход урока

  1. Проверка готовности к уроку. Настрой на работу. Представление гостей.
  2. Постановка педагогических задач:

Дети учатся в старшем классе, многое умеют и знают, поэтому урок проверки знаний, умений и навыков.

Для развития творческих способностей, необходимо решать сложные художественные задачи. Именно потому, я ставлю такую художественную задачу:

Цель урока «Выполнить быстрый (30 минут) эскиз композиции на заданную тему с использованием фактурных техник»

  1. Форма урока – Художественная мастерская.

Учитель- владелец, ученики – мастера, гости – заказчики.

Гости должны назвать темы для рисования. 6 мастеров – 6 тем.

А пока гости придумывают задания, хозяин мастерской убеждает их в компетентности своих мастеров.

Мастера называют хором девиз мастерской «Быстро! Креативно! Легко! Оригинально! Красиво! Профессионально!». Чувствуют себя единой командой.

  1. Проверка знаний

Проверить знания художественных техник и приемов помогает игра-  «соотнесение». Учащимся выдаются небольшие фрагменты с изображением фактурных техник. Дети должны по характерным признакам определить их и наклеить на соответствующий подписанный кирпичик на стене.

Проверить знание основ композиции помогает работа со схемами. Дети объясняют по схеме: динамику, статику; открытость, закрытость; композиционный центр и золотое сечение; сближенность, контрастность;  декоративность, реалистичность и т.д.

Дети самостоятельно (наклеивая стикеры на доску) составляют алгоритм работы над композицией:

Выбор темы- выбор техники – выбор сюжета – визуализация идеи(набросок карандашом)- работа в материале (от общего к частному)- прорисовка деталей – защита, представление работы – оценка рисунка.

  1. Самостоятельная работа детей

После того, как гости назовут темы рисунков, учащиеся в режиме «мозговой штурм», определяют тему и технику, в которой будут работать.

Подбирают необходимые художественные материалы, готовят рабочие зоны . приступают к работе в соответствии с алгоритмом, который сами выстроили.

В этот период педагог отслеживает этапы работы, оценивает уровень самостоятельности, композиционную грамотность, технические художественные навыки.

Учащиеся рассказывают, какая тема рисунка им досталась, какую технику они выбрали для этой темы и почему.

Практическая работа детей составляет 30 минут.

  1. Просмотр. Художественны совет.

Все работы учащихся вывешиваются на доску. Каждой работе присваивается порядковый номер. Гости заполняют оценочные листы. Учащиеся выставляют оценки по очереди на доске. Оценки выставляются от 1 до 10, но каждый балл можно выставить лишь единожды. 1-10, 1 -9, 1-8  и т.д.

Все полученные рисунком баллы суммируются, и выводиться общая арифметическая сумма.

Идет обсуждение рисунков. Заказчики высказывают свое мнение по поводу работ.

Выставление оценок за урок.

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открыттого урока в 4 классе на тему: "Выполнение рисунка весенних цветов с использованием нетрадиционных техник рисования".

Конспект открытого урока  в 5 классе на тему: "Выполнение рисунка весенних цветов  с  использованием нетрадиционных техник рисования", раазработанный для учащихся коррекционной школы 8 ...

Доклад и презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО".

Презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изо"....

"Использование нетрадиционных техник рисования для коррекции мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности"

Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство коррекции мелкой моторики у у...

«Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах»

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Рисунок радуги" (с использованием нетрадиционной технике рисования "рисунок губкой")

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Рисунок радуги" (с использованием нетрадиционной технике рисования "рисунок губкой").Цель урока: Позн...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование солью) «Весенние цветы»

Цель: развитие творческих способностей и познавательных интересов обучающихся.Задачи:Образовательные: совершенствовать технические приемы рисования нетрадиционным способом – акварелью по мокрому...

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе Тема: «Снег идет»

Конспект занятия по рисованию в технике«смятая бумага»«Снег идет»(Младшая группа) Программное содержание:Расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодн...