«Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Куандыкова Рысты Шайхуловна

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_po_izo.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Использование нетрадиционных

 техник рисования 

 на уроках ИЗО в начальных классах»

                                 

Учитель начальных классов

Куандыкова Рысты Шайхуловна

                                       

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

     Учитывая основную цель коррекционно-развивающей работы воспитанников   с ограниченными возможностями здоровья - это создание условий для успешной социальной интеграции обучающихся, минимизация социальной инвалидности, преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения, улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков, необходимо отметить, что изобразительная деятельность как раз и является одним из наиболее доступных видов деятельности для обучающихся сложного дефекта. Занятия по рисованию непосредственно связаны с жизнью детей и строятся на основе их потенциальных возможностей и способностей.

 Обучение детей сложного дефекта с использованием  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, является одним из важных и  перспективных направлений коррекционно-педагогической работы.

Апробируя на практике разные методики и техники, можно сделать вывод, что использование именно нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет достигнуть наилучших результатов в развитии обучающихся сложной структуры дефекта.

  В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что  способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук  (их мускулатуры и координации движений) – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, что помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

В процессе работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей, расширяется кругозор и словарный запас, появляется познавательный интерес и желание действовать с нетрадиционным  материалом, усидчивость и аккуратность.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия в учебной группе    

«Волшебная кисточка». В рамках этих занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

В результате использования нетрадиционных техник рисования у детей со сложной структурой дефекта происходит развитие тактильно-кинестетической чувствительности, навыков общения и речи, развитие мелкой моторики, стабилизация психоэмоционального состояния, улучшение сенсорно-перцептивных действий и графомоторных навыков.

Считаю, что данное направление в работе с обучающимися сложного дефекта является перспективным. Планирую сделать подборку уроков и занятий по использованию нетрадиционных техник в работе с данной категорией детей.

Литература:

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа по ИКТ "Использование игр на уроках информатики в начальных классах"

Квалификационная работа по ИКТИспользование игр на уроках информатики в начальных классах...

"Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах"

Данную методическую разработку можно использовать  в своей работе учителям ИЗО и начальных классов....

Музыкальные загадки о инструментах. Материал можно использовать на уроках музыки в начальных классах с использованием ИКТ.

Музыкальные загадки об инструментах В стране инструментов живёт великан,Хранящий все звуки вселенной ... (орган).У какого инструмента есть и струны, и педаль?Несомненно, это славный наш ......

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...

Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе

В статье рассматривается алгоритм использования электронных ресурсов на уроках ОБЖ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Использование методики Д.Огороднова на уроках музыки в начальных классах"

Удивительный человек, педагог, новатор, тонкий музыкант Дмитрий Ерофеевич Огороднов, создавший Методику КМПВ- Комплексное Музыкально-Певческое Воспитание вокально- речевой и эмоционально-двигател...