Доклад и презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО".
презентация к уроку по теме

Григорьева Мария Александровна

Презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изо".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей школьников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования И стоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В.А. Сухомлинский

Слайд 2

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей . И в настоящее время из образительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и является важнейшим средством эстетического воспитания.

Слайд 3

Для умственно отсталого ребенка создание и проявление собственного замысла является трудной задачей, особенно без специального обучения. Поэтому работа по эстетическому воспитанию должна проводиться в процессе становления всех видов изобразительной деятельности – лепки, аппликации, рисовании. На занятиях по изобразительной деятельности, использую нетрадиционные приемы рисования, решаются коррекционные задачи: развивается произвольное внимание, речевая и общая инициатива, воображение, снимается чувство скованности, преодолевается двигательная расторможенность .

Слайд 4

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: 1. Способствует снятию детских страхов; 2. Развивает уверенность в своих силах ; 3. Развивает пространственное мышление; 4. Учит детей свободно выражать свой замысел; 5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям; 6. Учит детей работать с разнообразным материалом; 7. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия ; . чувство фактурности и объёмности; 8 . Развивает мелкую моторику рук; 9 . Развивает творческие способности, воображение и фантазию. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие . Таким образом, занятия с использованием нетрадиционных техник являются решающим фактором художественно-творческого развития детей.

Слайд 5

Рисование пальчиками и ладошкой Оттиск печатками из картофеля, ластика, и др. предметов Оттиск пленкой, мятой бумагой, кружевом Рисование жёсткой полусухой кистью Рисунок в технике акварель + восковые мелки Рисунок в технике акварель + соль Монотипия (пейзажная, предметная) Кляксография (трубочкой) Набрызг Граттаж (цветной и черно – белый) Тампонирование Коллаж Тиснение Эстамп Рисунок в технике «по мокрому» Пластилиновые картины Ниткография Точечный рисунок Рисунок с использованием обрывного трафарета Роспись по стеклу и ткани Рисунок мелом по бархатной бумаге Рисунок ластиком Рисунок мыльными пузырями и т.д. Нетрадиционные техники рисования

Слайд 6

Рисунок пальчиками и ладошкой 6 Ребенок опускает один пальчик в гуашь и рисует им. .

Слайд 7

Коллаж из ладошек (коллективная работа) Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Слайд 8

8 Оттиск поролоном

Слайд 9

9 Оттиск ластиком, картофелем нитками

Слайд 10

Оттиск пластилиновыми печатями и другими предметами

Слайд 11

11 Оттиск пленкой

Слайд 12

12 Рисунок жесткой полусухой кистью

Слайд 13

13 Рисунок в технике «акварель + воск»

Слайд 14

Рисунок в технике «акварель + воск» Дети сначала придумывают рисунок и наносят его на лист свечой. (Свеча рисует легко и оставляет на бумаге невидимый жирный след). Затем дети наносят слой акварельной краски. Невидимые линии не окрашиваются, а появляются как по волшебству. На цветном фоне выступает их первоначальный рисунок. Подобная техника дает возможность экспериментировать с изобразительными материалами .

Слайд 15

Рисунок в технике «монотипии»

Слайд 16

16 Рисунок в технике «выдувание трубочкой» Можно взять трубочку для коктейля, нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров.

Слайд 17

Рисунок в технике «набрызг»

Слайд 18

Рисунок мыльными пузырями

Слайд 19

19 «Черно – белый и цветной граттаж » Техника процарапывания рисунка на картоне, залитой тушью или гуашью. Картон заливают парафином, сверху наносят тушь и, когда краска высохнет, пером выцарапывают рисунок. Получаются на цветном фоне белые штрихи.

Слайд 21

21 Рисунок в технике «по мокрому»

Слайд 22

22 Краски наносят либо на предварительно смоченную бумагу, либо поверх еще влажного слоя краски. При использовании техники "мокрым по мокрому" возникает эффект, типичный для акварельной живописи, мягкое растекание и переплетение красок. Это так называемое "увядание" красок содержит в себе чрезвычайно привлекательные возможности изображения.

Слайд 23

23 Рисунок с использованием обрывного трафарета

Слайд 24

« Ниткография » Способ получения: ре6енок опускает нитку в краску. 3атем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются

Слайд 25

25 Рисунок в технике «эстамп» Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

Слайд 26

Рисунок ластиком

Слайд 27

27 Графический рисунок

Слайд 28

Рисунок с использованием обрывного трафарета и аэрографа

Слайд 29

Печать кружевом

Слайд 30

Состаривание бумаги

Слайд 31

31 Пластилиновые картины

Слайд 32

32 «Точечный рисунок»

Слайд 33

Рисунок под музыку Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетание звуков – определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри.

Слайд 34

34 Это и многое другое мы выполняем на наших уроках творчества

Слайд 35

35 «Обратная аппликация»

Слайд 36

36 Аппликация из скрученной бумаги

Слайд 37

37 Аппликация из бисера Аппликация из веревочки

Слайд 38

38 Аппликация из мятой бумаги

Слайд 39

Торцевание

Слайд 40

На готовую форму из картона намазывается пластилин толщиной 1-2 мм, затем форма оборачивается фольгой. Сверху вдавливается рисунок (принцип печати). Тиснение

Слайд 41

Тиснение

Слайд 43

К аждый из этих методов – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее , смелее, непосредственнее, развивать воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Слайд 44

Это и многое другое мы выполняем на наших уроках творчества

Слайд 45

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.



Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей школьников  в изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

                                В.А.Сухомлинский

  -  Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности детей.

        Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

            Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое  значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

            И в настоящее время изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и является важнейшим средством эстетического воспитания.                                                                                

- Для умственно отсталого ребенка создание и проявление собственного замысла является трудной задачей, особенно без специального обучения. Поэтому работа по эстетическому воспитанию должна проводиться в процессе становления всех видов изобразительной деятельности – лепки, аппликации, рисовании.

   - На занятиях по изобразительной деятельности, использую нетрадиционные приемы рисования, решаются коррекционные задачи: развивается произвольное внимание, речевая и общая инициатива, воображение, снимается чувство скованности, преодолевается двигательная расторможенность.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования.

  Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

 Сколько дома ненужных интересных вещей: (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т.д.).

 Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки,  листочки, камушки, семена растений и т.д.

Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: выполнение точечного рисунка). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как пластилиновая живопись. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы школьников.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.  

Наверное,  многие замечали, что если прольётся на столе несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, т.е дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов. Ребенок любит быстро достигать результата своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому. С детьми  школьного возраста можно использовать:

  1. Рисование пальчиками и ладошкой;
  2. Оттиск печатками из картофеля, ластика,  и др. предметов;
  3. Оттиск пленкой, мятой бумагой, кружевом;
  4. Рисование жёсткой полусухой кистью;
  5. Рисунок в технике акварель + восковые мелки;
  6. Рисунок в технике акварель + соль
  7. Монотипия (пейзажная, предметная);
  8. Кляксография (трубочкой);
  9. Набрызг;
  10.  Граттаж (цветной и черно – белый)  ;
  11.  Тампонирование;
  12.  Коллаж;
  13.  Тиснение;
  14.  Эстамп;
  15.  Пластилиновые картины;
  16.  Ниткография;
  17.  Точечный рисунок;
  18.  Роспись по стеклу и ткани
  19.  Рисунок мелом по бархатной бумаге
  20.  Рисунок ластиком
  21.  Рисунок мыльными пузырями и т.д.

А в старшем школьном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы - выполнять рисунки в смешанных техниках (акварель + воск;  монотипия + аппликация; набрызг + эстамп; рисунок по - сырому + кляксография трубочкой  и т.д.).

- Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования

 - Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  1. Способствует снятию детских страхов
  2. Развивает уверенность в своих силах
  3. Развивает пространственное мышление;
  4. Учит детей свободно выражать свой замысел;
  5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  6. Учит детей работать с разнообразным материалом;
  7. Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  8. Развивает мелкую моторику рук;
  9. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  10. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

 Таким образом, занятия с использованием нетрадиционных техник являются решающим фактором художественно-творческого развития детей.

- Каждый из этих методов – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивать воображение, дает полную свободу для самовыражения

     

ДОКЛАД

Тема:  «Развитие творческих способностей школьников  в изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования».

Григорьева Мария Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

«Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах»

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...

Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства.

Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства и их роли  в развитии творческих способностей у школьников....

Нетрадиционные техники рисования на уроках изо в условиях реализации ФГОС.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.Применение нетрадицион...

Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО для развития творческого потенциала одаренных учащихся

Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих...

Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».

Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....