"Создание ситуации успеха в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья на тему

Мезенцева Елена Александровна

В статье представлен опыт создания ситуаций успеха для учащейся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezentseva_e.a._vystuplenie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

(из опыта работы)

Мезенцева Елена Александровна,

     педагог дополнительного образования

МБУДО «Дворец детского творчества», город Курск

             В Концепции развития дополнительного образования детей говорится что: приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

Система дополнительного образования предоставляет широкие возможности для реализации ребёнком своих потребностей в различных видах деятельности, что способствует раскрытию и развитию его талантов и способностей.  Ребёнок сам выбирает себе занятие по интересам.

            Возможность выбора существует и у детей с ограниченными возможностями здоровья, находящимися на домашнем обучении, как в школе, так и в условиях дополнительного образования.

         В процессе работы с детьми с различными формами заболеваний остро встаёт вопрос их адаптации  в окружающем социуме, способности и возможности стать его частью. В связи с этим перед   педагогами стоит задача не просто научить «особенного» ребёнка играть, петь, рисовать, но и способствовать его настрою на  позитивное восприятие окружающего мира.          

       В ФГОС делается акцент на деятельностный подход к обучению детей и развитие их личностных качеств. Постепенно разрабатываются и вводятся ФГОС обучения детей с ОВЗ, в которых отмечается, что создание ситуации успеха для  таких учащихся приобретает особое значение. Педагогу  необходимо подобрать оптимальное сочетание приёмов, методов, способствующих  включению особого ребёнка в активную деятельность на уровне его потенциальных возможностей. Расширить эти возможности, воздействуя на эмоционально – волевую и интеллектуальную сферы личности.          

         Являясь педагогом дополнительного образования с многолетним педагогическим стажем и занимаясь с ребёнком с ОВЗ  с 6-летнего возраста  на протяжении 11 лет, не понаслышке знаю, как  сложно такому учащемуся стремиться быть «нормальным» ребёнком. У моей ученицы редкое заболевание. Детей с таким диагнозом называют «хрустальные дети». Девочкой был пройден большой путь, прежде чем  она пришла к выводу, что её творческий подход к жизни, и в частности, детское увлечение изобразительной деятельностью, может и должно стать не просто хобби, а профессиональной деятельностью.

На начальном этапе общения в младше школьном возрасте для ребёнка очень важен эмоциональный контакт со взрослым, для Полины в силу её заболевания особенно, поэтому похвала  за каждый малейший успех, поощрение, эмоциональное подбадривание были ей необходимы.    

Вхождение в мир творчества  для Полины  начинался  постепенно с перехода от простого к более сложному, через игру, способствующую определению мотивации к дальнейшей деятельности, преодоление боязни белого листа бумаги, использование  детских сказок, которые Полина сама сочиняла и воплощала задуманное в рисунках, поделках из пластилина и  солёного тест.

         Задачей педагога было не только научить Полину технологии изготовления тех или иных изделий, но и вдохновить её на творческое применение созданных работ. Здесь большим подспорьем послужила  технология использование литературно-сценических  игр.

Полина с удовольствием придумывала истории с созданными персонажами. В перерывах между занятиями Полина рассказывала, какие спектакли она разыгрывает с вылепленными героями и нарисованными декорациями. Сколько радости доставляло ребёнку показывать  родным и друзьям свои спектакли!

         Созданная ситуация успешного увлечения занятий лепкой сказочных героев, их раскрашивание перешло в мотивированное изучение  народной игрушки, освоению различных видов росписи. Так творчество переросло в значимую для Полины деятельность. Что, в свою очередь, привело к более сложной учебно-исследовательской деятельности.

         По окончании каждого учебного года Полина выставляла изделия по мотивам народных промыслов и выступала на конференции по теме исследования.

        Творческая деятельность Полины полностью совпадает с определением процесса творчества у В.А.Левина:  «Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие значимостью».

         Ребёнок с детства стремился к общению. Сначала ей сложно было выступать перед  незнакомой аудиторией, но она смело шла на все конференции, преодолевая свои комплексы, так как ей очень хотелось показать плоды своего труда.

       Такое стремление  к освоению нового, не осталось незамеченным. Полина на протяжении всего своего обучения стремилась участвовать по мере возможности во всех мероприятиях учреждения, посещала выставки и фестивали, как во Дворце детского творчества, так и в других организациях.

     Например, принимала активное участие в выставке детей с ограниченными возможностями здоровья в галерее «АЯ»

       Полина на протяжении ряда лет  активно участвовала в Международном конкурсе посвященном Дню космонавтике, занимала призовые места. Несколько раз была  поощрена поездкой в "Звездный городок". Работа Полины была отправлена в качестве подарка в  РОСКОСМОС.

       Неоднократно становилась победителем выставок по противопожарной и аварийно-спасательной тематике, получила денежный приз за победу в Московском этапе конкурса.

        На призовые деньги купила этюдник и масляные краски, начала осваивать новый для себя художественный материал.

       Благодаря дополнительному образованию Полине представилась возможность реализовать  свои способности как творческой личности, несмотря на большие проблемы со здоровьем. Полина никогда не отказывалась от занятий, работала увлеченно, тщательно стараясь выполнять задуманное. Достигла определённых успехов в обучении.

       Полина приняла участие в сотнях выставок различного уровня. За 11 лет получила более 200 грамот и дипломов, подготовила ряд персональных выставок.

       Пяти лет являлась стипендиатом  Главы Администрации города Курска.

       Нужно отметить важную роль семьи в реализации творческих возможностей Полины. Параллельно с художественной деятельностью ребёнок с  помощью мамы освоил различные техники вышивки, бисероплетения, основы игры на фортепиано, и папа активно поддерживал все начинания Полины.

      На протяжении всего обучения мама  Полины  была рядом и в минуты сомнения или отчаяния, вместе с педагогом помогала советом, поддерживала её. Такое взаимопонимание и тесное сотрудничество педагога дополнительного образования и родителей принесло свои плоды.

      Занятия в системе дополнительного образования, стремление Полины к достижению поставленных целей помогло ей в  и реализации своих творческих стремлений.

      Полина окончила с золотой медалью школу, поступила  в Курский государственный университет на художественно-графический факультет, по направлению дизайна одежды.                      

     Полина является ярким примером того, как создание с младшего школьного возраста ситуации успешной реализации ребёнком в полной мере своих способностей в художественном творчестве стало определяющим в выборе жизненного пути, профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СТАТЬЯ О  СОЗДАНИИ  КОМФОРТНЫХ  И  БЕЗОПАСНЫХ   УСЛОВИЙ    УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА....

Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

Создание здоровьесберегающих условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Сохранение и укрепление здоровья школьников – вопрос очень актуальный на сегодняшний день, особенно в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данной статье я поделилась о...

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...

«Искусство оригами, как средство создания ситуации успеха в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

   Создание ситуации успеха в образовании  предполагает:- добровольность включения ребен­ка в социально значимую деятельность:- доверие ребенку в выборе средств достижен...