Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья (литература) по теме

Горохова Надежда Васильевна

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Назрела необходимость  создания условий для получения такими детьми образования, соответствующего их способностям, интересам и возможностям. Использование технологий дистанционного обучения может помочь в решении этих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_gorokhova.docx180.87 КБ

Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия участников образовательного процесса  дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Назрела необходимость  создания условий для получения такими детьми образования, соответствующего их способностям, интересам и возможностям. Использование технологий дистанционного обучения может помочь врешении этих проблем.

Под технологиями дистанционными образовательными технологиями согласно Закону РФ «Об образовании» понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и коммуникативных технологийпри опосредованное(на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

По данным Санкт-Петербургского учреждения «Городской информационно-расчетный центр» численность детей с ограниченными возможностями в городе составляет 13 825 человек. В нашем Колпинском районе 127 детей инвалидов школьного возраста. 54 человека обучаются в 648 школе, 32 из них изъявили желание учиться, дистанционно получив техническое оборудование.

Учителя и родители учеников прошли курсовую переподготовку:

- курс «Использование дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» (72 часа учителя);

- курс «Организационно-технологические аспекты дистанционного обучения детей-инвалидов» (24 часа родители)

На сайте ИМЦ нашего района установлена платформа MOODLE  и там размещены курсы учителей 648 школы.

Коломиец С.А. недавно прошла курсы по ДО  в РЦОКО и ИТ и сегодня поделится своим первым опытом написания курса для учеников начальной школы.

Мы убеждены в том, что в процессе дистанционного обучения  осуществляетсяпродуманноевзаимодействиеучителя, ученика и родителей. Остановимся на этом аспекте вопроса подробнее.

 Начнем с того, что впроцессе дистанционного обучения ученик и учитель взаимодействуют в следующих режимах:

  • Синхронно -  одновременно находясь в Интернете, на сайте дистанционного обучения и непосредственно взаимодействуя друг с другом, имея возможности осуществлять диалог (on-line);
  • асинхронно, когда учащийся выполняет какую-либо самостоятельнуюработу, а учитель оценивает правильность ее выполнения и даетрекомендации по результатам учебной деятельности (off-line).

Сегодня мы  используем обе формывзаимодействия (синхронную и асинхронную). Выбор формы определяется конкретными видами занятий, объемом курса и техническими возможностями школы и ученика.

Рассмотрим подробнее, как осуществляется процесс взаимодействия:

Учитель             ученик

Учитель            родитель

Ученик              родитель

                                                                                                                                                       

                                                                                   

Учитель

Успешность обучения и воспитания ученика во многом зависит от того, как сложится тандем сотрудничества, какие формы и методы при этом будут использованы, на основе каких современных технологий они будут построены.

Что для этого делает учитель?

  • помогает  обучающемуся   правильно  организовать  процесс  

обучения, используя при этом электронную почту, Skype,

Mail.RuАгент ит.п.;

  • мотивирует на эффективное усвоение знаний, умений и навыков, поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализирует перспективы обучения, используя различные возможности и ресурсы,
  • разрабатывает программно-методическое обеспечение с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся;  
  • организует и управляет учебным процессом, с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей;  
  • консультирует и контролирует обучающихся;  

Очень важно детям с ограниченными возможностями показать их жизненные перспективы и возможности.

Ученик

  • выполняет учебные требования;
  • выполняет требования побезопасномуиспользованиюкомпьютера

иИнтернета;

  • консультируется с учителем;
  • ищет ответы на возникшие вопросы, используя интернет-ресурсы, предложенные учителем или самостоятельно с помощью различных поисковых систем;

Учитель-родитель:

  • информируетродителейобусловияхиособенностяхдистанционногообучения, дает различные рекомендации, советы;
  • ознакомитродителейсрекомендациями, связаннымисбезопаснымиспользованиемкомпьютераиИнтернета;
  • знакомит родителей с теми информационнымиресурсами, которые рекомендует учащимся;
  • знакомит с графиком (расписанием) учебныхзанятий;
  • организуетсопровождениеобучающихсяиихродителей (законныхпредставителей)  впроцессеобучениясиспользованиемдистанционных технологий.

У нас есть интересный опыт работы с родителями и коллеги сегодня поделятся им.

Родитель -учитель:

  • обеспечиваютконтрольвыполнениярекомендацийпобезопасному использованиюкомпьютераиИнтернета;
  • осуществляютконтрольвыполненияребенкомучебногографикаи заданий;
  • осуществляют помощь ребенку в организации самостоятельной работы;
  • обеспечивают сохранность и целевое использование оборудования в случае, если семья обеспечивается необходимой техникой в рамках целевых федеральных или региональных программ.

Родители осуществляют контроль выполнения ребенком учебного графика и заданий, помогают в организации самостоятельной работы, вникают в проблемы своего ребенка, ищут пути преодоления их. Ученик чувствует поддержку родителей, взаимопонимание.

Дистанционное образование позволяет решать многие развивающие задачи: развитие специфических умений, связанных с владением ПК, напримерумение, пользоваться гиперссылками, специальными программами и т.п., а также умением задавать вопросы, формировать и формулировать запрос,умение логически излагать свои мысли во время дискуссии (появляется возможность присутствия одноклассников в рамках сетевого урока), формирование воли и способности преодолевать трудности в процессе обучения, развитие познавательного интереса и творческих способностей.
Задача учителя не только дать знания ученикам, но и научить  добывать их самим, помочь тем, кто хочет учиться, используя для этого дистанционные технологии. Дистанционное обучение,конечно же,не является полной заменой традиционному обучению. Ничто не сможет заменить общение с живым педагогом или ту атмосферу, которая складывается на уроках между учителем и учениками. Мы надеемся, что внедрение дистанционного образования даст возможность детям с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценной частью общества. Они смогут получать и поддерживать приемлемый уровень знаний и умений, с большей вероятностью продолжить образование после школы и иметь возможность дальнейшего трудоустройства, для  родителям дистанционное образование это шанс поверитьв силы и возможности своего ребенка, а для педагогов поднять свое педагогическое мастерство на качественно новый уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью по математике 5 класс

Пояснительная   записка          Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программы для детей с умственной ...

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом...

Перечень электронных образовательных ресурсов, применяемых при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из гла...