Проектно-исследовательская деятельность учащихся – как приоритетное направление в системе выявления и поддержки одарённых детей (особенности, результаты и перспектива)
методическая разработка по теме

Спиридонова Марина Викторовна

Актуальность. На современном этапе общественного развития в России утверждается общенациональная образовательная политика, главная задача которой – достижение высокого качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.  Модернизация образования нацелена    на создание условий для самоопределения и самореализации личности, развития способности к самоидентификации в культурно-историческом пространстве, к определению своих ценностно-мировоззренческих приоритетов на основе  осмысления социального опыта, накопленного предшествующими  поколениями, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности, социально-значимых  ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической и других сферах общества.

Особое внимание в новых стандартах образования уделяется организации проектно-исследовательской деятельности учащихся: требованием ФГОС является «формирование  у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы…».

Задачи, для решения которых предназначена методическая разработка:

·        обеспечение каждому учащемуся права и возможности продвижения по индивидуальной образовательной траектории, исходя из индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей;

·        совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;

·        расширение возможностей для участия способных и одарённых детей в образовательных мероприятиях различного уровня;

·        самоутверждение ребёнка благодаря достижению поставленной цели.

Целевая аудитория – обучающиеся среднего и старшего школьного возраста (6-11 классы). Именно в этих возрастных группах отмечается  интерес к интеллектуальному творчеству, возникает потребность в самопознании, самовыражении,  самооценке и саморазвитии.  

Период времени, в течение которого применялась методическая разработка: по данной методической разработке я работаю с 2014 года и по настоящее время в МАОУ Лицей №27 г. Улан-Удэ.

Результаты, которых удалось достичь благодаря применению методической разработки:

1.     положительная динамика качества знаний;

2.     устойчивый познавательный интерес к предметам социально-гуманитарного цикла;

3.     активизация участия обучающихся в проектно-исследовательской деятельности за последние три года (2013-2014 уч.год – 67 участников НПК различного уровня, 2014-2015 уч.год – 112, 2016-2017 уч.год -177 чел).

image

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr.docx55.61 КБ

Предварительный просмотр:

Спиридонова Марина Викторовна,

учитель истории и обществознания

МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ

Проектно-исследовательская деятельность учащихся –   как приоритетное направление в системе выявления и поддержки одарённых детей (особенности, результаты и перспектива)

Введение.

Современное обучение в средней школе требует продуманной организации самостоятельной работы учащихся, обеспечивающей успешное овладение программным материалом и навыками творческой деятельности. Поэтому особо важное  значение приобретает проектно-исследовательская деятельность школьников.  Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Кроме главной задачи современной школы - раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире - перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Актуальность. Особое внимание в новых стандартах образования уделяется организации проектно-исследовательской деятельности учащихся: требованием ФГОС является «формирование  у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы…».

Цель   методической разработки состоит в определении  принципов, этапов, организационно-структурного, функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения его реализации, в оказании методической  поддержки учителям и  учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке проектов.

Задачи,  для решения которых предназначена методическая разработка:

  • обеспечение каждому учащемуся права и возможности продвижения по индивидуальной образовательной траектории, исходя из индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей;
  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых детей в образовательных мероприятиях различного уровня;
  • самоутверждение ребёнка благодаря достижению поставленной цели.

Целевая аудитория – обучающиеся среднего и старшего школьного возраста (6-11 классы). Именно в этих возрастных группах отмечается  интерес к интеллектуальному творчеству, возникает потребность в самопознании, самовыражении,  самооценке и саморазвитии.  

Гипотеза МР -  содействие выявлению и развитию одаренных детей, оказание им психологической помощи и поддержки возможно, если:

   1) проводить диагностику интеллектуального развития  детей и разрабатывать рекомендации для участников образовательного процесса;

   2) создавать условия для организации  дифференцированного обучения и формирования профессиональной компетентности личности учителя в работе с одарёнными детьми;

  3) осуществлять адаптацию учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально - личностным возможностям и потребностям учеников.

При определении направления учебно-воспитательного процесса в работе с    одаренными детьми наш лицей  опирается на следующие ориентиры:

-  наличие природных способностей к активному и целостному                     мировоззрению;

-  познавательный интерес;

-  высокий уровень интеллектуального развития;

-  нестандартность мышления;

-  оригинальность в решении вопросов и задач;

-  целенаправленность в выборе видов деятельности;

-  высокий уровень сознательности и культуры;

-  инициативно-активная ответственность;

- достаточный  уровень рефлексии и самоконтроля.

  1. Основные требования к проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане, в проекте проблемы или задачи требует интегрированного знания  исследовательского поиска для ее решения.

В ходе своей практической деятельности в данном направление вывела для себя  следующие требования:

*    практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

*  самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

*    структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

* целенаправленность и систематичность  (работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем);

*  мотивированность (необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования);

*   творческая среда (учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе);

*   психологический комфорт (одна из задач учителя — поощрять творческие про явления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя — не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.);

* учет возрастных особенностей (т.к. речь идет об учащихся разного школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование/проект быть посильным, интересным и полезным);

* использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров);

Принято различать теоретические методы исследования и эмпирические методы.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ литературы, статистическая обработка данных, математическое моделирование…

Эмпирические методы включают наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опыт, эксперимент.

Выбор методов для конкретного исследования определяется характером объекта и предмета исследований, гипотезой, если она сформулирована или подразумевается.

Овладение достаточно широким арсеналом методов исследования — одно из стержневых направлений работы современной школы; при грамотной его организации оно начинается ещё с дошкольной поры, а завершается в индивидуализированном профильном обучении.

  1. Этапы организации выявления одаренных детей.

У одарённых детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В условиях внедрения ФГОС второго поколения  одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. Никого особого рецепта по работе с одарёнными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы.  Беда в том, что не все из них об этом знают. Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе вывести учеников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

 Работая с одаренным ребенком,  стараюсь учитывать следующие особенности
           1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 
          2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 
         3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 
        И так как не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит        три этапа:
              I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке (уроки-семинары, на которых ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;  урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;  урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);  урок с элементами проблемного диалога; и др.
         Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины. На уроках обществознания использую такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому,  или иному вопросу.

Широкое распространение в моей педагогической деятельности получили групповые формы работы по проектам, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
     
          II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты. Дополнительное образование решает комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни лицея:  

  • обеспечивает выравнивание стартовых возможностей развития личности ребенка;
  • способствует выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечивает каждому ученику ―ситуацию успеха;
  • содействует самореализации личности ребенка и педагога.

    На протяжении 3 лет мною  ведутся различных форм внеурочные занятия,  элективные курсы: «Личность в истории Отечества» (11 класс), «Геополитическое положение России в XXI веке» (10 класс),  «Анатомия обществознания» (8-10 кл), «Учимся заниматься НИР» (6-11 классы).  

 Третий год работаю руководителем НОУ «Поиск», результаты которого говорят сами за себя: участников конференций муниципального, регионального и федерального уровней выросло за три года с 66 до 177 чел .

          III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили  способности и заинтересованность в моих  предметах. Формами работы этого этапа является проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах и конференциях, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
             Исследовательская и проектная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Ученики разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои результаты и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.

            У педагога  появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.

  1. «Дорожная карта»  подготовки учащихся к участию

в образовательных мероприятиях

(олимпиадах, конкурсах, конференциях).

Система подготовки участников образовательных мероприятий:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, элективы, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в образовательных мероприятиях различного уровня (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в образовательных мероприятиях).

Подготовка школьников к олимпиадам, конкурсам и конференциям.

Для эффективной подготовки к участию  в образовательных мероприятиях важно, что подготовка должна  быть  систематической, начиная  с  начала  учебного  года, а также вестись целенаправленно в течение нескольких лет  (с отслеживанием результатов учащихся). Важной особенностью данной работы должно стать составление индивидуальных   программ  подготовки  для  каждого  учащегося,  отражающих   его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики к творчеству.

Необходимо уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач.

Основные этапы подготовки:

1.   Выявление наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных школьников через:

  • наблюдение в ходе уроков;
  • организацию исследовательской,  внеурочной, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.  Создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к участию в образовательных мероприятиях, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.   Планирование работы:

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основная  форма работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

4.   Расширение  кругозора:

  • читаем книги, журналы;
  • работаем в Интернете;
  • общаемся дистанционно;
  • и т.д.

5.   и  не останавливаемся…

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
  • Признание коллективом педагогов и руководством лицея того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы лицея.
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
  1. Специфика  проектной и исследовательской деятельности

Проектная

деятельность

Учебно-исследовательская  деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного  результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работы.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

 Исследование может вывести на результаты, которые не предполагались. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Направлен на формирование всего комплекса УУД.

Формируются прежде всего познавательные УУД.

  1. Структура исследования, основные разделы,  последовательность и логическая связь.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством учителя.

  Учебное  исследование включает основные этапы, характерные и для научной деятельности:

  1. Выявление и постановка проблемного вопроса.
  2.  Изучение теории, посвященной данной проблематике.
  3. Подбор методов исследования и практическое овладение ими.
  4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение.
  5.  Собственные выводы.

    Важнейшим из вышеперечисленного является первый этап – поиск того вопроса, который неочевиден и требует проведения наблюдения, эксперимента или анализа. Именно этот этап оказывается самым сложным для учителя – руководителя исследовательской работы.

             Структура, основные разделы, их последовательность и логическая взаимосвязь являются основой качества исследовательской работы, которая должна иметь следующую структуру:

  1. обоснование  темы – автор раскрывает, что именно ему неясно;
  2. постановка цели и задач – автор формулирует главное направление исследования (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы достигнуть эту цель (задачи);
  3. гипотеза -  предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований;
  4. методика (методы исследования) – главный «инструмент» получение автором собственных данных.
  5. собственные данные – они должны быть получены автором путем самостоятельно (в этом заключается главный смысл исследования  - развитие навыка применять теоретические сведения на практике, освоение практических навыков работы с практическим материалом и т.п.);
  6. анализ,  выводы – автор с помощью руководителя обобщает полученные данные, анализирует их, формулирует конечное резюме своего исследования, фиксирует новые знания, которые удалось получить.

Основные этапы исследования и соответствующие действия

 учащегося и учителя.

Основные этапы выполнения исследова-

тельской работы

Теорети

ческий материал

Освоение методики

Эксперименты

Обработка данных

Представ

ление резуль

татов

Самостоятельная работа учащегося

Выбор темы, постановка цели и задач

Выбор объекта и предмета

Планирование эксперимента

Анализ результатов

Презента

ция

Работа руководителя

Создание теоретической базы, выделение проблемы

Подбор и адаптация методики под задачу

Оценка экспериментов

Подбор и адаптация методики обработки

Рекомендация для защиты

  1. Современная классификация учебных проектов.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  • исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  • информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

  • мини — проекты — укладываются в один урок или даже его часть;

Технология применения состоит в следующем: класс делится на группы, каждая из них получает индивидуальное задание на карточке, в результате работы с текстом учебника, дополнительным материалом, источниками разных вдов, учащиеся должны ответить на поставленные вопросы, составить план ответа и представить его другим группам. В результате раскрываются цели урока. В итоге происходит закрепление материала.

  • краткосрочные — на 4-6 уроков;

недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

  • долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

- научный доклад;

- деловая игра;

- демонстрация видеофильма;

- экскурсия;

- научная конференция;

- инсценировка;

- театрализация;

- игры с залом;

- защита на Ученом Совете;

- спектакль;

- путешествие;

- реклама;

- пресс-конференция…

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Работа по проекту предполагает несколько этапов.

На первом, организационно-подготовительном этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме.

На втором, аналитическом этапе выстраивается образ индивидуальной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации.

На третьем, практическом этапе, осуществляется сбор, анализ, обобщение информации из различных источников и идет оформление результатов деятельности. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм и т.п.).

На четвертом, презентационном этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии и т.д.).

На пятом, контрольном, оценочном этапе происходит экспертная оценка проекта и самооценка проектной деятельности. Очень значимым является разработка критериев проектной деятельности учащихся. Она может варьироваться, в зависимости от типа проекта и возраста учащихся.

Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом.

Преимущества метода проектов:

  • учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками;
  • ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества;
  • профессиональное самоопределение, именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
  • при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям;
  • обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.

           Вот обзор некоторых проектов, которые были проведены мной вместе с детьми в нашем лицее:

1. Проект: « Из истории государственной символики России. Герб. Гимн. Флаг».

Тип проекта: информационный, групповой, сроком 1 месяц.

Цели проекта:

сбор и обработка информации по теме;

развивать умение работать и собирать информацию из разных источников;

содействовать патриотическому воспитанию, интереса к истории Родины;

развивать умение выступать на публики.

Практический результат: письменный отчёт и выступление перед учащимися начальной школы  с презентацией формата Power Point.

2. Проект: « Из истории космонавтики».

Тип проекта: информационный, групповой, сроком 1 месяц. 

Цели проекта:

сбор и обработка информации по теме;

сформировать умения систематизировать, анализировать информацию, самостоятельно интерпретировать события, искать и отбирать наиболее значимые источники информации;

повысить интерес к истории Отечества;

развивать умение выступать на публике.

Практический результат: доклад, выступление с презентацией Power Point, викторина для 5 – 7 классов.

3. Проект «Моя родословная». 

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, сроком 1 месяц. 

Цели проекта:

формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;

знакомство с новыми фактами из истории семьи;

обучение составлению родословного древа или таблицы.

Практический результат: составить собственное генеалогическое древо.

4. Проект «Памятник литературному герою». 

Тип проекта: исследовательский, информационный, групповой, сроком 1 четверть. 

Цели проекта:

Выбрать литературного героя, которому можно было бы воздвигнуть виртуальный памятник;

знакомство с новыми фактами;

выработка идеи памятника.

Практический результат: создать виртуальный памятник.

    Анализируя собственную работу над проектно- исследовательской деятельностью, выделяю в качестве перспективных следующие направления развития проектной деятельности:

во-первых, необходимо усилить исследовательский элемент в проектных работах учащихся;

во-вторых, включать в проектные работы там, где это уместно, социальные акции, в том числе благотворительные;

в-третьих, усилить, по возможности, практическую значимость проектов и их познавательную ценность;

в-четвертых, создавать в каждой школе ежегодную научно –практическую конференцию, где учащиеся могли бы представлять свои работы, и привлекать к проектно-исследовательской деятельности других учащихся и учителей-предметников.

Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы — воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты:

  • разработка диагностического инструментария для успешной реализации проекта;
  • подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей;
  • обобщение и систематизация результатов деятельности учителей, работающих с одаренными детьми;
  • обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся;
  • подготовка и издание печатных пособий по работе с одаренными детьми;
  • организация и проведение творческих семинаров по работе с одарёнными детьми для педагогов школы  и других образовательных учреждений.

Период времени,         в течение которого применялась методическая разработка: по данной методической разработке я работаю с 2014 года и по настоящее время в МАОУ Лицей №27 г. Улан-Удэ.

Результаты, которых удалось достичь благодаря применению методической разработки:

  1. положительная динамика качества знаний;
  2. устойчивый познавательный интерес к предметам социально-гуманитарного цикла;
  3. активизация участия обучающихся в проектно-исследовательской деятельности за последние три года (2013-2014 уч.год – 67 участников НПК различного уровня, 2014-2015 уч.год – 112, 2016-2017 уч.год -177 чел).

     

Заключение.

Сегодня наша страна нуждается в одаренных людях, которые были бы способны успешно решать задачи, встающие перед обществом,  тем самым укрепляя и развивая его. Поэтому одним  из основных направлений современного российского общества является выявление  и развитие  способностей  всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самостоятельно развивать свои способности - очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, поддержать, успешно развивать его способности, готовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в дальнейшем. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и поддержка одарённых детей

Презентация по работе с одарёнными детьми...

Выявление и поддержка одарённых детей в области литературного творчества и изобразительной деятельности

Конкурс творческих работ обучающихся . литературного творчества, изобразительной деятельности и  развития творческих способностей  в области книжной графики и литературного творчества прошел...

Выявление и поддержка одарённых детей через систему организации конкурсов, олимпиад.

Среди всех форм работы в большей степени стоит выделить конкурсы и олимпиады, так как они являются своеобразным видом развития, формирования и оценки творческой одаренности. Под олимпиадой понимается ...

«Создание системы выявления и поддержки одарённых детей» (выступление на педсовете 30 августа 2018 года)

Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива на работу с одаренными учащимися; оказание методической помощи учителям, имеющим затруднения в деятельности с выявлением и развитием способносте...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...