«Создание системы выявления и поддержки одарённых детей» (выступление на педсовете 30 августа 2018 года)
материал

Попова Ольга Викторовна

Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива на работу с одаренными учащимися; оказание методической помощи учителям, имеющим затруднения в деятельности с выявлением и развитием способностей интеллектуально одаренных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание системы выявления и поддержки одарённых детей»

(выступление на педсовете 30 августа 2018 года)

Попова О.В.,

учитель русского языка и литературы,

руководитель ШНОУ

Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива на работу с одаренными учащимися; оказание методической помощи учителям, имеющим затруднения в деятельности с выявлением и развитием способностей интеллектуально одаренных детей.

- Здравствуйте, уважаемые  коллеги! Рады приветствовать Вас! Желаем Вам плодотворной работы и хорошего настроения! Надеемся, что  Вы  будете активными участниками сегодняшнего мероприятия.

- Итак,  предлагаем Вам творчески поработать. Вы получили  листы, на которых изображен человечек. Как Вы думаете, кто это?......   Как Вы узнали в нем одаренного ребенка? Может не одаренный?

- Следовательно, сегодня мы будем говорить о … (на слайде тема «Создании системы выявления и поддержки …») – продолжают самостоятельно.

- Проблема выявления и развития одарённых детей  является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества; это одна из обязательных составляющих работы по Новым стандартам.        

- Министерство  образования Российской Федерации - Федеральная целевая программа “Одаренные дети»: « одной из приоритетных задач современного общества является Создание  условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей».  Для этого Требуется серьезная  просветительская работа среди учителей , а также родителей.

- В педагогической практике существуют две точки зрения на одаренность. Одни считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. Другие считают, что одаренность - это редкое явление, присущее незначительному проценту людей.

- Для того чтобы разобраться, кто такой одаренный ребенок, вспомним  следующие  понятия: способности, гениальность, талант, одаренность, одаренный ребенок.

Работа в группах (работают с распечатками)

- Перед Вами определения понятий, впишите недостающее слово.

Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

        

Талант - выдающиеся способности, имеющие высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего … проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми

Одаренный ребенок - это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

- Следовательно, наш человечек – это … (одаренный ребенок). Предлагаем Вам сейчас смоделировать портрет одаренного ребенка.

- Возьмите лист, на котором изображен человечек и конверт №1. Из предложенного списка выберете качества, характерные для одаренного ребенка, и наклейте их, на месте волос на голове человечка.

Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

1.Пассивен в проявлении любознательности.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

2. Выполняет задания по алгоритму.

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Высказывает свое мнение,  не стремится к его отстаиванию.

4. Склонен к рискованным действиям.

4. Осторожен в принятии решений.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

5. Имеет скудную фантазию, не проявляет инициативу.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

6. Отсутствует чувство юмора.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

7. Не проявляет эмоции, скромен в проявлении внимания  и чувств к окружающим.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

8. Проявляет признаки конформного поведения.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

9. Охотно передает возможность принятия решения другим.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

10. Действует по образцу, заранее определенному алгоритму.

- Зачитываем, что получилось.

  -  Важно помнить, что конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

- Для того чтобы наш одаренный ученик уверенно чувствовал себя на ногах, впишите на теле человечка, какие достижения делают ребенка одаренным.

Достижения лицеистов за 2017-2018 учебный год, организации в городе, которые занимаются с одаренными детьми (Попова О.В.).

- Как Вы считаете, может ли с обучением и воспитанием одаренного ребенка справиться любой учитель?

- Каким должен быть и что должен знать педагог, работающий с такими детьми?

 Работа в группах

- Учитель является опорой для развития одаренного ребенка. Что должен уметь учитель, работающий с одаренными детьми? Напишите эти умения на пьедестале, на котором стоит Ваш человечек.

- Очень часто при работе с одаренными детьми мы испытываем трудности.

Какие трудности Вы испытываете при организации работы с     одарёнными детьми?  

  1. недостаток профессиональных навыков;
  2. отсутствие соответствующих условий в школе;
  3. слабая материальна база;
  4. большое количество детей в классе;
  5. нежелание родителей помогать своим детям;
  6. (свой вариант ответа) _________________________

- Чтобы у одаренного ребенка была крепкая опора, какие формы работы с такими детьми можно применить в нашем лицее? Напишите их на портфеле человечка.

- Итак, в портфель ученика мы поместили систему работы по выявлению и поддержке одаренного ребенка в нашем лицее. На наш взгляд, эта система достаточно эффективна, мы будем продолжать работать по ней, дополняя инновационными методами.

Рефлексия.

- Что необходимо учителю, чтобы он включился в работу с одаренными детьми? (Напишите на следах и приклейте на плакат на доске).

- Всем спасибо за хорошую работу!

Приложение

                                                                                                                                                                   

Работа в группах

______________индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

        

______________выдающиеся способности, имеющие высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего … проявляется в какой-то определенной сфере.

____________высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

__________системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми

____________это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слова для справок:                                                                                                                                                                                    ГЕНИАЛЬНОСТЬ, ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ, ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК, СПОСОБНОСТИ.

                Пути решения данной проблемы мы видим в реализации следующих направлений:

  •  разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми;
  • организация и проведение занятий с одарёнными детьми;
  •  анализ результативности таких занятий;
  • организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми;
  • разработка методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми и апробация их в практической деятельности;
  • внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса;
  • совершенствование профессиональной подготовки и самоподготовки педкадров, работающих с одарёнными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей»

Выступление на тему:   «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей» Е.В. Щербак  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся – как приоритетное направление в системе выявления и поддержки одарённых детей (особенности, результаты и перспектива)

Актуальность. На современном этапе общественного развития в России утверждается общенациональная образовательная политика, главная задача которой – достижение высокого качества образования, его ...

Выявление и поддержка одарённых детей

Презентация по работе с одарёнными детьми...

Выявление и поддержка одарённых детей в области литературного творчества и изобразительной деятельности

Конкурс творческих работ обучающихся . литературного творчества, изобразительной деятельности и  развития творческих способностей  в области книжной графики и литературного творчества прошел...

Выявление и поддержка одарённых детей через систему организации конкурсов, олимпиад.

Среди всех форм работы в большей степени стоит выделить конкурсы и олимпиады, так как они являются своеобразным видом развития, формирования и оценки творческой одаренности. Под олимпиадой понимается ...