А.В. Сазонов. Патриотический проект "Почетный караул"
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сазонов Александр Викторович

В методической разработке представлен опыт создания отделения строевой подготовки в общеобразовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskiy_proekt_pochetnyy_karaul.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 209
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ПАВЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПОЧЕТНЫЙ КАРАУЛ»

Методическая разработка

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПОЧЕТНЫЙ КАРАУЛ»

Срок реализации: 2016 год

Автор-разработчик:

А.В. Сазонов, преподаватель-организатор ОБЖ

Актуальность проекта.

Воспитание молодого поколения, достойных граждан Отечества, должно базироваться на непреходящих идеях и ценностях. Физическое и умственное воспитание, выявление и развитие склонностей, творческих способностей, приобщение к производительному труду, техническое обучение должно осуществляться на фоне формирования высокой морали и нравственности,  духовного развития человека. Важнейшая ипостась комплекса духовно-нравственного воспитания – взращивание и укрепление любви к Родине, ее святыням и ценностям, традициям и исторической памяти.

Каждый человек – гражданин определенного государства, принадлежит к своей народности, нации. В центре  воспитания гражданина и патриота – формирование личного стремления послужить Отечеству, ориентации на воинскую службу формирование готовности к жизни и плодотворной деятельности в коллективе.

Социальные практики военно-патриотической направленности позволяют подрастающему человеку ощутить ответственность перед прошлыми и будущими поколениями, осознать себя частью целого, расширить представления об истории и традициях России. 

Целесообразность проекта.

Главное в решении вопросов патриотического воспитания вообще, и военно-патриотического, в частности, – создание среды, в которой естественным образом рождается, зреет и укрепляется стремление человека быть гражданином своей Родины, ценить ее историю, узнавать и впитывать в себя традиции, трудиться и творить талантливо, радостно и плодовито.

Большую роль в создании среды имеет ритуал. Среди множества социальных практик особую воспитательную силу имеют практики служения: несение дежурства, служба на местах особого почитания, вынос и сопровождение знамен, святынь, раритетов.

Определение ключевых понятий.

Воинский ритуал - это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний   Можно перечислить такие воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, вручение наград, несение почетного караула.

 Знамя – единичное флажное изделие. Как правило, знамя изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается лентами, вышивкой, бахромой, кистями. Само полотнище изготавливают из двух прямоугольных кусков ткани, сшивая их по периметру. Оно крепилось непосредственно к древку с помощью специальных знамённых гвоздей. Единственным признаком отличия знамени от флага является наличие заостренного наконечника.

В конце XIV века на русских стягах начали изображать лик Спасителя. Стяги с изображением Спасителя начали называть знамением. Прапор — небольшое знамя с длинными хвостами, личный знак родовитых людей.

Боевое знамя воинской части — официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяет её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывает на предназначение воинской части и её принадлежность.

По уставу Петра I прапорщик и знамённый взвод за утрату знамени подлежали смертной казни, а воинская часть — расформированию. Взятие же неприятельского знамени непременно вознаграждалось либо звонкой монетой, либо повышением в звании, что вдохновляло на подобные подвиги.

До конца XVIII века знамя выдавалось на время. При воцарении нового императора знамёна уничтожались, а вместо них выдавались знамёна нового образца.

В 1731 году в углах знамён появились цветные, как правило, красные наугольники. В 1760-е годы наугольники приобрели клиновидную форму, так что центральная часть знамени имела вид креста с расширяющимися концами. Этот рисунок знамени был утверждён в 1797 году императором Павлом I, впервые постановившем, что знамя является не «войсковым имуществом», а «реликвией» и «святыней». При Павле впервые частям, утратившим знамена, было отказано в выдаче новых. Императором Павлом I было провозглашено «Впредь знаменам служить бессрочно».  Знамя было принято за воинскую хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины.

Образец 1797 года представлял собой квадратное полотнище, составленное из 16 кусков разноцветной ткани, образующих общий рисунок в виде креста и углов. Тогда же были введены т. н. белые (с белым крестом) и цветные знамена. Белое знамя выдавалось одно на полк (как правило, в 1-ю роту) и считалось полковым, цветные знамена распределялись по батальонам. В центре всех знамен в зеленом венке на золотом (золото-оранжевом) медальоне под большой короной располагался коронованный двуглавый орел с поднятыми крыльями, скипетром, державой, изображением Георгия Победоносца и Андреевской цепью вокруг последнего. В навершии знамени располагался двуглавый орел. 

Этот вариант был изменен уже в 1800 году, он (в общих чертах) просуществовал до 1882 года. Венок и медальон в центре стали крупнее, орел стал изображаться вполоборота, без георгиевского изображения и андреевской цепи, но с перунами и молниями в лапах. На голубой ленте над орлом шла надпись «С нами Бог» (на обороте — «Благодать»), под орлом — только у наградных знамен на голубой ленте указывалась причина награды. Знамя выглядело как крест с расширяющимися концами (для цветных знамен цвет креста совпадал с цветом инспекции), в несколько зауженных по сравнению с предшествующим образцом экземпляром углах — одно- или двуцветных — цветные наугольники с императорскими вензелями (в гвардии — под двумя (Императорской и Мальтийской) коронами. Вензеля вышивались золотом или серебром. В навершии знамени располагался вензель Павла.

Печатный шаг - форма парадного церемониального шага военнослужащих при движении во время военных парадов в вооружённых силах некоторых стран мира, в том числе, в России. Он впервые был введён в Пруссии королём Фридрихом II Великим. По мнению многих исследователей, парадный печатный шаг имел огромное дисциплинарное и воспитательное значение для солдат, являясь символом дисциплины и порядка в войсках. Кроме того, скорость печатного шага - 75 шагов в минуту - позволяла поддерживать равнение в линии войск, что в XVIIXVIII веках было одним из необходимых условий успешного управления войсками на поле боя.

В России печатный шаг, как форма парадного шага, был введен Павлом I. Император любил повторять: «Чем ровнее шаг, тем больше надежды на победу».

В настоящее время «чистый» образец печатного шага в ВС России можно увидеть при смене караула на Посту № 1 в Александровском саду Московского кремля. При этом, в Строевом уставе никак не оговорены особые формы строевого шага, поэтому высокий подъем ноги (от 90 до 120 градусов) является лишь данью традиции. В настоящее время во время официальных мероприятий смена караула осуществляется с поднятием ноги на угол не более 45 градусов.

В остальное время при движении в Вооруженных силах Российской Федерации нога во время шага поднимается не на прямой угол, а, в соответствии со Строевым Уставом, на 15-20 сантиметров от земли, при этом оттягивается носок, а щиколотка и бедро являют собой прямую линию и стопа при опускании печатает землю.

Строевой шаг, принятый в российской армии, сохраняется в вооруженных силах ряда постсоветских стран, где в последние годы наметилась тенденция к отказу от него. Например.

 Пост № 1 - Пост Почётного караула у Вечного огня в Москве на Могиле Неизвестного Солдата - главный караульный пост в Российской Федерации, Почётный караул у «Могилы Неизвестного Солдата» в Александровском саду в Москве.

В каждом городе существуют особо почитаемые места, которые хранят память о бедах и победах нашего народа. У этих мест традиционно в определенное время несут службу юные часовые. В Санкт-Петербурге это, прежде всего, места захоронения ленинградцев, погибших в годы блокады Ленинграда, памятники воинской славы.

Проблема.

Проблема воспитания школьников в духе мира в настоящее время обусловлена стремлением государств и народов к мирному существованию, насущной жизненной потребностью в формировании подрастающих поколений как проводников идей мира, дружбы, милосердия, взаимопомощи.

Гипотеза. 

Предполагается, что при высокой мотивации обучающихся и осмысленно-содержательном историко-культурологическом подходе к организации военно-патриотической практики ребята будут не только с радостью включаться в практику, но и успешно постигать умения часовых, знаменосцев, младших командиров.

И данная социальная практика станет пропедевтикой воинской службы.

Целеполагание

Цель проекта: объединение учащихся идеями реконструкции воинских ритуалов – феноменов исторически сложившихся форм сохранения соборной памяти.

Задачи:

  • освоение техники печатного шага;
  • приобщение гимназистов к воинским и культурно-историческим ценностям России;
  • создание ситуации общего дела.

Участники проекта

  • гимназисты 6-11-х классов.

Ожидаемый результат

личностный -

в процессе реализации проекта его участники:

  • освоят технику печатного шага;
  • проникнутся идеей сохранения памяти о воинской славе России;
  • будут знать и ценить Государственные символы России;
  • научатся слаженно действовать в команде;

общественно-полезный -

  • обеспечение почетного караула в местах воинской славы;
  • обеспечение торжественных мероприятий в гимназии.

Этапы.

1. Организационный этап:

Промежуточная задача

Деятельность учащихся

Формирование церемониальных команд в рамках юнармейского движения «Наследники героев».

Самостоятельно формируют команды.

2. Обучающий  этап.

Сбор и обработка исторической информации по теме проекта.

Ведут поисково-аналитическую работу.

Организация тренировок.

Тренируются

Оснащение костюмами.

Подбирают костюмы.

3. Акция.

Обеспечение торжественных ритуалов.

Выносят флаги и реликвии.

Несение почетного караула в местах воинской памяти и славы.

Несут почетный караул.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок флага Павловской гимназии.

Рисунок флага Павловской гимназии восходит к символам эпохи Павла I.В центре – эмблема гимназии и название «Павловская».По углам - вензеля императора Павла I, в 1798 года своим Указом учредившего Императорский военно-сиротский дом для детей офицеров и солдат, павших в боях - предшественника Павловского женского института. Эмблему обрамляют ветви дуба и лавра. Ветви дуба знаменуют мощь, крепость духа; ветви лавра – благородство. Корона указывает на столичный статус города Санкт-Петербурга,  как в его истории, так и на современном этапе.

Список литературы

  1. Военно-морской протокол и церемониал. М., 1979.
  2. Ефимов И. Е  Нет  уз   святее   товарищества.   М.,1988.
  3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1994.
  4. Платонов Б. Н.   Воинский этикет. М., 1983.
  5. Психологический практикум командира. М., 1996.
  6. Социальная  и военная  психология //  Под peд. Н. Ф. Феденко М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почетный караул

Этот материал можно использовать при проведении занятий по ОБЖ в рамках изучения 3-го модуля ( Основы военной службы)., при проведении внеурочной работы,с учетов региональной специфики....

«Обязанности караульной службы и подготовка караулов»

Памятка для офицеров- воспитателей и кадет....

Сазонов Александр Петрович- воин- интернационалист

Материал предназначен для проведения классных часов и Уроков мужества, занятий краеведческого кружка. В работе рассказывается об уроженце д. Свидное  Гостомлянского сельсовета, который проходил с...

А.В. Сазонов. Организация военно-патриотического воспитания в урочной и внеурочной деятельности

В презентации актуализирована проблема организации военно-патриотического воспитания, указаны исторические предпосылки данного направления воспитательной работы, представлена модель военно-патриотичес...

А.В. Сазонов. Конспект урока "Характер современных войн и вооруженных конфликтов"

Конспект и презентация к уроку "Характер современных войн и вооруженных конфликтов" в 10 классе....

Районный конкурс «Вахта Памяти» на лучший Почетный школьный караул

Положение о проведении районного конкурса «Вахта Памяти» Цели и задачи: содействие формированию активной гражданской...

План мероприятий Почетного караула_Пост № 1

План мероприятий Почетного краула_Пост № 1...