А.В. Сазонов. Конспект урока "Характер современных войн и вооруженных конфликтов"
план-конспект занятия по обж (10 класс) по теме

Сазонов Александр Викторович

Конспект и презентация к уроку "Характер современных войн и вооруженных конфликтов" в 10 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 209
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ПАВЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Методическая разработка

урока по предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

по теме

«Характер современных войн и

вооруженных конфликтов»

для обучающихся 10 класса

Автор – Сазонов Александр Викторович,

   преподаватель-организатор ОБЖ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2017 г.

Предмет – Основы безопасности жизнедеятельности.

Класс – 10.

Раздел: Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

Тема занятия: «Характер современных войн и вооруженных конфликтов».

Патриотическое воспитание включает комплекс мер духовного, идеологического, социально-политического, психологического, военно-технического характера, реализация которых призвана способствовать оформлению функций защитника Отечества, особенно в условиях военной деятельности. В современных условиях не ослабевает, а еще более возрастает значение подготовки молодежи к защите Родины.

Данное занятие не только выполняет задачу заблаговременной подготовки юношей к действительной военной службе, но и просвещение в вопросе глобальной безопасности.

Крайне актуально в наше время формировать ответственность ребят за сохранение жизни собственной, близких и дальних людей в экстремально сложной ситуации.

Приобщение к научному знанию о  войне помогает преодолеть безответственное отношение к собственному поведению, системе взглядов и ценностей.

Цель занятия: формировать научное представление о войне как сложном и многомерном явлении.

Задачи

образовательные

  • рассмотреть понятия «мир» и «война» в их смысловой взаимосвязи;
  • познакомить с классификацией войн по В.И. Слипченко;
  • дать представление о задачах укрепления Вооруженных сил Российской Федерации;

развивающие – развивать

  • коммуникативную компетентность;
  • умение конструктивно работать в группе;
  • способность к научно-философскому анализу;

воспитательные

  • воспитывать ценностное отношение к памяти о подвигах предков;
  • формировать устойчивое стремление послужить Отечеству;
  • дать опыт эмоционального переживания страшного феномена войны.

Универсальные учебные действия

Личностные

  • осознавать ценность служения Отечеству в своей собственной жизни;
  • участвовать в познавательно-творческом процессе, осознавая  себя как индивидуальность и как члена общества (группы),
  • выбирать на эмоциональном уровне мир, ответственность, сострадание;

Регулятивные

  • быстро воспринимать и решать творческие задачи этапов деятельности;
  • контролировать процесс и результаты собственной деятельности на занятии;
  • вносить необходимые коррективы в собственное поведение на занятии;

Познавательные

  • быстро и продуктивно включаться в процесс узнавания и обсуждения;
  • экспериментировать в поисковых и аналитических действиях;
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные

  • вести продуктивное общение в процессе поиска и анализа сложных явлений;
  • проявлять внимательное отношение к позиции товарищей, правила вербального и невербального поведения;
  • охотно включаться в полемику, соблюдать ее законы. 

Планируемые результаты

Предметные

  • объяснять понятие «мир», «война», опираясь на научные определения;
  • раскрывать классификацию войн по В.И. Слипченко;
  • называть задачи в развитии Вооруженных сил Российской Федерации;

Метапредметные

  • охотно вступать в поисковую и аналитическую деятельность;
  • анализировать информацию с научно-философской позиции;
  • проявлять умение конструктивно работать в группе;

Личностные

  • проявлять ценностное отношение к памяти о подвигах предков;
  • принимать явления служения, подвига как личностно-одобряемые;
  • иметь устойчиво-позитивное отношение к миротворчеству.

Основные понятия: «мир», «война».

Ключевые слова: вооруженный конфликт, военный конфликт, локальная война..

Формы деятельности: поисковая беседа с элементами игры.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, коммуникативная, творческая (созерцание), работа с учебником (чтение).

Методы

  • работа в группе;
  • метод игры;
  • метод поисковой лаборатории;
  • наглядный метод обучения - учебная презентация.

Приемы воспитания: апелляция к личному нравственному и эстетическому опыту обучающихся; организация благоприятной коммуникативной среды.

Домашнее задание. Подготовить к пересказу §10 «Характер современных войн и вооружённых конфликтов»; выполнить письменно задания 1 – 2 (с. 54, раздел «Задания»).

Список литературы.

  1. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
  3. Шелепов А.М., Костенко Л.М., Бабенко О.В. Организация и тактика медицинской службы: Учебник/ Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. СПб: Фолиант, 2005. – 501 с.;
  4. Захаров С.Г., Трегубов В.Н., Щербак В.А. Организация лечебно-эвакуационных мероприятий в войсковом звене медицинской службы: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.Н.Трегубова. М: Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, 2012. – 170 с.;
  5. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. 5-е изд., перераб. М.: 2013. - 359 с. 
  6. Указания по военно-полевой хирургии. СПб: 2000. – 415 с.;
  7. Указания по военно-полевой терапии. – М: Воениздат, 2003. – 271 с.


1. Технологическая карта урока ОБЖ

п/п

Основные вопросы темы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Рекомендации

Организационный этап

1.

Организационный момент.

Построение класса перед кабинетом.

Принимает доклад дежурного, приветствует гимназистов.

Дежурный докладывает. Гимназисты приветствуют преподавателя.

Построение в две шеренги. Вход в класс по команде.

Исходное событие

II. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока

2.

Формулировка темы  и проблемы урока.

Демонстрация эпиграфов к занятию:

  • «Война есть отец и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными». Гераклит. VI век до нашей эры.
  • «Пусть оружие уступит место тоге". Цицерон. I век до нашей эры.
  •  «Бог любит добродушный мир и Бог благословляет праведную войну. На земле всегда есть немирные люди, посему нельзя наслаждаться миром без помощи военной... Не страшись опасности, подвизаясь за правду: лучше умереть за нее, нежели пережить ее. Искупи кровью для потомков те блага, которые купили для тебя предки. Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом: умри за веру и Отечество, - ты на небе приемлешь жизнь и венец!». Митрополит Московский Филарет (Дроздов). XIX век.
  •  «Мы не рады войне, нам противны всякого рода убийства - оптом и в разбивку... Война — это казнь гуртом, это коренное разрушение». А. И. Герцен. XIX век.

Вопросы. Какое высказывание наиболее созвучно Вашему миропониманию? Возможна ли в наше время захватническая или освободительная (праведная) война?

Тема: «Характер современных войн и вооруженных конфликтов»

Проблема: «В чем отличие современных войн и вооруженных конфликтов?»

Демонстрирует эпиграфы.

Задает вопросы.

Озвучивает тему и проблему урока.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Записывают тему в тетрадь.

В кабинете столы установлены так, чтобы класс разделился на три рабочие группы.

Капитан выбирается волей случая. Перед каждым местом лежат круглые таблички. Все – белого цвета. Одна – красного. Это табличка капитана.

За отдельным столом размещаются три эксперта.

3.

Формулировка цели урока

Цель урока: формирование представлений о современной войне и вооруженных конфликтах.

Ставит задачу определить цель, исходя из темы и проблемы урока

Формулируют цель. Каждая команда озвучивает свою версию.

4.

Представление трех творческих групп, руководителей, экспертов.

Просит группы представиться.

Кратко представляются.

Основное событие

III. Актуализация знаний

5.

Проверка готовности групп к работе. Определение понятий.

Приведение основных положений в воззрениях на мир, выработанных в течение истории человечества: 

  • Агрессивная война  - есть порождение безнравственности. Мир может быть достигнут только в результате морального перевоспитания людей в духе взаимопонимания, позитивного культурного обмена, устранения националистических пережитков, воспитания людей в духе принципа "все люди братья".
  • Главное зло, причиняемое войнами, в хозяйственной разрухе, в нарушении нормального функционирования всей экономической структуры. Мир между государствами может быть установлен в результате разумной политики просвещенного правителя.
  • Достичь мира можно путем договора между правительствами, созданием региональных или всемирных федераций государств.

Определение понятий «мир» и «война» с опорой на донные положения.

- МИР

Примерный ответ. Мир – отсутствие войны. Негативный мир – отсутствие войны или насилия между организованными группами. Позитивный мир – сотрудничество, основанное на взаимопонимании и интеграции различных групп

- ВОЙНА

Примерный ответ. Война – сложное общественно-политическое явление, которое характеризуется

  • особым состоянием общества и государства, ведущих войну,
  • особой насильственной формой взаимоотношений государств и народов,
  • особой формой разрешения противоречий и спорных вопросов между ними.

Приводит положения с презентацией.

Предлагает определить понятия «мир» и «война» с опорой на положения.

Слушают.

Составляют определения и произносят их вслух.

Эксперты оценивают определения, сверяя их с примерными ответами (см. в столбике 2).

Высшая оценка по данному этапу: 3+3=6

Развитие

IV. Первичное усвоение новых знаний

6.

Работа с учебником.

Самостоятельное изучение § 10 учебника.

Сравнение понятий:

1 команда . Чем отличается локальная война от региональной войны?

2 команда. Чем отличается крупномасштабная война от вооруженного конфликта?

3 команда. Чем отличается военный конфликт от ядерного военного конфликта?

Объясняет задание. Задает вопросы.

Изучают параграф. Отвечают на вопросы вслух.

Эксперты оценивают ответы, сравнивая их с текстом учебника.

Высшая оценка по данному этапу: 2

Главное событие

V. Первичная проверка понимания

7.

Работа с дополнительными материалами.

Миссия военного человека в деле сохранения мира.

  • Любому военному человеку важно знать механизм возникновения войны. Необходимо отыскать причины и условия превращения того или иного вооружённого конфликта низкой интенсивности в войну и уметь находить объективную логику развития событий, связанных с военным насилием, чтобы воспретить течение этого процесса.
  • Особую актуальность для военных людей представляет проблема предотвращения войны, чтобы эффективно и быстро добиваться перехода к умиротворению, к политическим переговорам и обсуждению проблем.

Знакомство с Основные направлениями модернизации 
Вооружённых Сил Российской Федерации.

(см. Приложение 1). Ответы на вопросы:

  • Какие основные цели определяют готовность Российской Федерации к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах?
  • Обоснуйте необходимость в современных условиях укрепления воинской дисциплины и повышения эффективности морально-психологической подготовки личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации.

Объясняет миссию военного человека в мире.

Задает вопросы.

Слушают, внимательно воспринимают.

Отвечают на вопросы.

VI. Первичное закрепление

8.

Практическая работа. Работа по карточкам.

Классификация войн по В.И Слипченко.

Карточка 1. Основной вид оружия.

Война первого поколения

холодное оружие.

Война второго поколения

гладкоствольное оружие.

Война третьего поколения

нарезное многозарядное оружие повышенной скорострельности точности и дальности стрельбы.

Война четвертого поколения

автоматическое и реактивное оружие, механизированные войска, танки, авиация, авианосцы, подводные лодки.

Война пятого поколения

ракетно-ядерное оружие.

Война шестого поколения

высокоточное оружие, оружие на новых физических принципах, информационное оружие, силы и средства радио электронной борьбы.

Карточка 2. Основной вид противоборства на суше.

Война первого поколения

рукопашное противоборство.

Война второго поколения

фронтальное огневое противоборство.

Война третьего поколения

траншейные окопные войны
общевойсковых соединений и объединений.

Война четвертого поколения

операции фронтов.

Война пятого поколения

ракетно-ядерный удар.

Война шестого поколения

совместные воздушно-морская и наземная операции.

Карточка 3. Основной вид противоборства на море.

Война первого поколения

абордажные бои галерного
флота в прибрежной зоне.

Война второго поколения

морские сражения парусного флота в прибрежных зонах.

Война третьего поколения

морские сражения паровых кораблей различного типа.

Война четвертого поколения

морские операции.

Война пятого поколения

ракетно-ядерный удар.

Война шестого поколения

воздушно-морская и наземная операции, воздушно космическая и морская операции.

Карточка 4. Основной вид противоборства в небе.

Война четвертого поколения

воздушные удары по войскам, авиационные бои.

Война пятого поколения

ракетно-ядерный удар.

Война шестого поколения

воздушно-космическая операция с применением обычного оружия.

Демонстрирует изображение.

Дает задание по карточкам.

 

На карточках указано только содержание первого столбика.

Данные второго столбика даны на табличках. Требуется выстроить соответствие между первым и вторым столбиком на карточках.

Первая карточка решается совместно. Вторую решает первая команда, третью – вторая, четвертую – третья.

Затем ответы зачитываются вслух.

Эксперты оценивают соответствия, сравнивая выполненное с ответами на презентации.

Высшая оценка по данному этапу: 6

VII. Контроль усвоения

9.

Вывод урока

Логический вывод  (что вытекает из урока?)

Ответы на контрольные вопросы:

  • К чему должны быть готовы  Вооружённые Силы Российской Федерации в современных условиях?
  • Какой может быть война седьмого поколения?

Мотивирует творческие группы к выводу.

Формулируют вывод, отвечая на вопросы.

Финальное событие

VIII. Рефлексия

10.

Поскриптум.

Рассматривание репродукции картины Василия Верещагина «Апофеоз войны».

Слушание песни Э. Колмановского на слова Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны?»

Мотивирует к созерцанию.

Рассматривают репродукцию и слушают песню.

Высшая оценка команды: 14.

Высшая оценка «5» ставится за активную работу в группе, обоснованные ответы и выводы.

11.

Подведение итогов

Оценивает работу обучающихся устно. Добавляет бонусы наиболее деятельным ученикам.

Эксперты озвучивают оценку, называют наиболее активных учеников


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Дополнительные материалы к § 10

Основные направления модернизации Вооружённых Сил Российской Федерации

В 2008 г. высшим военно-политическим руководством страны было принято решение по модернизации Вооружённых Сил Российской Федерации.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера

При этом с учётом состояния экономики, демографических показателей в Российской Федерации и их прогноза численность военнослужащих была определена в 1 млн человек.

Министерством обороны Российской Федерации были определены пять основных задач на перспективу.

Первая задача. Перевод в категорию постоянной готовности всех соединений и воинских частей, укомплектованных на 100% по штату военного времени.

Вторая задача. Переоснащение Вооружённых Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники, отвечающими требованиям времени.

К 2016 г. планируется оснастить войска современными и перспективными образцами вооружения и военной техники на 30%, а к 2020 г. - на 70%.

Третья задача. Формирование новых офицеров и сержантов, разработка программ их обучения, создание современной сети военно-учебных заведений.

Определён облик перспективной сети военно-учебных заведений с учётом реальных потребностей в офицерах, развёрнута многоуровневая система обучения сержантов.

Четвёртая задача. Переработка программно-уставных документов для обучения, подготовки военнослужащих и ведения боевых действий Вооружёнными Силами, а также планирующих и руководящих документов обеспечения повседневной деятельности войск и сил.

В настоящее время разработка уставных документов завершена.

Пятая задача. Обеспечение военнослужащих достойным денежным содержанием, удовлетворение потребностей в постоянном и служебном жилье, решение всего комплекса проблем социальной защищённости.

(По материалам журнала «Российское военное обозрение»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК по предмету ОСНОВЫ БЕЗПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовил: Преподаватель ОБЖ Капитан 2 ранга запаса Сазонов Александр Викторович

Слайд 2

Гераклит : «Война есть отец и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными» Цицерон : «Пусть оружие уступит место тоге»

Слайд 3

Тема урока: Характер современных войн и вооруженных конфликтов Цель урока: формирование представлений о современной войне и вооруженных конфликтах

Слайд 4

Основные положения в воззрениях на мир, выработанных в течение истории человечества Агрессивная война - есть порождение безнравственности. Мир может быть достигнут только в результате морального перевоспитания людей в духе взаимопонимания, позитивного культурного обмена, устранения националистических пережитков, воспитания людей в духе принципа "все люди братья". Главное зло , причиняемое войнами, в хозяйственной разрухе, в нарушении нормального функционирования всей экономической структуры. Мир между государствами может быть установлен в результате разумной политики просвещенного правителя. Достичь мира можно путем договора между правительствами, созданием региональных или всемирных федераций государств.

Слайд 5

МИР – отсутствие войны НЕГАТИВНЫЙ МИР – отсутствие войны или насилия между организованными группами ПОЗИТИВНЫЙ МИР – сотрудничество, основанное на взаимопонимании и интеграции различных групп

Слайд 6

ВОЙНА – СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, которое характеризуется особым состоянием общества и государства, ведущих войну, особой насильственной формой взаимоотношений государств и народов, особой формой разрешения противоречий и спорных вопросов между ними.

Слайд 7

политическое содержание, вооруженная борьба. СОДЕРЖАНИЕ ВОЙНЫ - вся деятельность людей во время войны, направленная на достижение победы:

Слайд 8

Классификация войн по В. И Слипченко Сравнивае-мый параметр Война первого поколения Война второго поколения Война третьего поколения Война четвертого поколения Война пятого поколения Война шестого поколения Основной вид оружия Холодное оружие Гладкоствольное оружие Нарезное многозарядное оружие повышенной скорострельности точности и дальности стрельбы. Автоматическое и реактивное оружие, механизирован-ные войска, танки, авиация, авианосцы, подводные лодки. Ракетно-ядерное оружие. Высокоточное оружие, оружие на новых физических принципах, информационное оружие, силы и средства радио­ электронной борьбы. КАРТОЧКА 2

Слайд 9

Классификация войн по В. И Слипченко Сравнивае-мый параметр Война первого поколения Война второго поколения Война третьего поколения Война четвертого поколения Война пятого поколения Война шестого поколения Основной вид противо-борства на суше. Рукопашное противо-борство. Фронтальное огневое противоборство. Траншейные окопные войны общевойсковых соединений и объединений. Операции фронтов. Ракетно-ядерный удар. Совместные воздушно-морская и наземная операции. КАРТОЧКА 2

Слайд 10

Классификация войн по В. И Слипченко Сравнивае-мый параметр Война первого поколения Война второго поколения Война третьего поколения Война четвертого поколения Война пятого поколения Война шестого поколения Основной вид противо-борства на море. Абордажные бои галерного флота в прибрежной зоне. Морские сражения парусного флота в прибрежных зонах. Морские сражения паровых кораблей различного типа. Морские операции. Ракетно-ядерный удар. Воздушно-морская и наземная операции, воздушно космическая и морская операции. КАРТОЧКА 3

Слайд 11

Классификация войн по В. И Слипченко Сравнивае-мый параметр Война первого поколения Война второго поколения Война третьего поколения Война четвертого поколения Война пятого поколения Война шестого поколения Воздушные удары по войскам, авиационные бои. Ракетно-ядерный удар. Воздушно-космическая операция с применением обычного оружия. КАРТОЧКА 4

Слайд 12

Любому военному человеку важно знать механизм возникновения войны. Необходимо отыскать причины и условия превращения того или иного вооружённого конфликта низкой интенсивности в войну и уметь находить объективную логику развития событий, связанных с военным насилием, чтобы воспретить течение этого процесса. Особую актуальность для военных людей представляет проблема предотвращения войны, чтобы эффективно и быстро добиваться перехода к умиротворению, к политическим переговорам и обсуждению проблем. Миссия военного человека в деле сохранения мира

Слайд 13

Василий Верещагин. Апофеоз войны Муз. Э. Колмановского. Сл. Е. Евтушенко. Хотят ли русские войны?

Слайд 14

Урок окончен, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вооруженные конфликты с участием России

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5645395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"304","width":"470"}}]]За последние столетие самым крупным вооруженным конфликтом явля...

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Конспект урока по обществознанию в 9 классе. Разработан в технологии интерактивного обучения....

План-конспект урока обществознания в 9 классе: «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»

План-конспект урока обществознания в 9 классе:«Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»...

Презентация по обществознанию (9 класс) "Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов"

Презентация для урока обществознания в 9 классе по теме "Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов", соедржит иллюстративный материал для сопровождения рассказа учителя....

Конспект урока по истории «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класс (учебник История Россия В.С. Измозик, О.Н.Журавлева, С.Н. Рудник)

Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917 г. ; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны. Задачи:Образовательные:  Р...