ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 8 – 9 ЛЕТ
учебно-методический материал на тему

Рыжкова Людмила Викторовна

Введение

Актуальность работы.

В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

Наиболее перспективным для совершенствования процесса образования по физической культуре в настоящее время является воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника. Впервые на значение такого образования останавливал свое внимание Петр Франсович Лесгафт [Н.Т.Лебедева, 1996].

Не утратило своего значения оно и сейчас, развивая его идеи обосновывались современные теоретические и стратегические направления современных теорий физкультурного образования. Основой для современного процесса физического воспитания должен выступать мотив, формирование умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. [В.К.Бальсевич, Л.М.Прогонюк,2002].

Развитие физических качеств, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья.

Координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта учащихся. Чем большим объемом двигательных навыков владеет учащийся, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой.

Но анализ литературных источников по данному вопросу показывает, что реализация этих направлений недостаточная, учебно-тренировочные занятия чаще всего состоят из упражнений, которые не могут усилить мотивацию учащихся в силу своей узкой программой направленности, не используются домашние задания для активного досуга учащихся. [И.В.Манжелей, 1996].

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью соответствовать программным требованиям и повышением заинтересованности учащихся [В.К.Бальсевич, В.А.Запоражанов, 1997].

         Существует проблема целостных форм спортивно-игрового педагогического процесса.

Специальное воздействие физических упражнений на организм ребенка с целью развития личности человека его отношения к богатству современной культуры движений должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития. Чаще всего воспитанники остаются пассивным инструментом казенных воспитательных манипуляций [А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, 2001].

Целенаправленному развитию координационных способностей должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания школьников. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека.

Физическое воспитание детей не должно сводиться к мускульной деятельности, как это традиционно культивировалось в практике общеобразовательных школ. Двигательная активность в физическом воспитании является основой для других видов учебно-воспитательной работы. Многое можно постичь в движении, в двигательной игровой деятельности. Применение игровых средств позволяет учащимся постичь "школу эмоций", смоделировать ряд межличностных отношений, способствует существенному повышению эмоционального фона занятий

Цель исследования – методическое обоснование путей повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию детей 8 – 9лет на основе применения комплекса специальных подвижных игр для развития координации.

Объект исследования – физическое воспитание детей 8 – 9 лет.

Предмет исследования – повышение эффективности развития координационных способностей у детей 8 − 9 лет.

Задачи исследования:

1.  Выявить основные особенности развития координационных способностей у детей 8–9 лет.

2.  Разработать комплекс игр для развития координационных способностей у детей 8–9 лет в процессе физического воспитания.

3.  Определить эффективность разработанного комплекса игр и упражнений для развития координационных способностей.

Гипотеза предполагается, что использование подвижных игр для развития координационных способностей у детей 8 – 9 лет на тренировочных занятиях общей физической подготовкой повысит развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.

Практическая значимость. Применение разработанной методики использования подвижных игр как средств физической культуры позволило повысить мотивационный уровень детей 8 – 9 лет в занятиях физическими упражнениями на уроках и дома. И обосновать рекомендации для тренеров-преподавателей к повышению развития координационных способностей на учебно-тренировочных занятиях по общей физической подготовке в группах начальной подготовки.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (исследовано 55 литературных источников) приложение, объем работы составляет 55 стр., в тексте 3 таблицы и две диаграммы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon file_1.doc393 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 8 – 9 ЛЕТ

Рыжкова Людмила Викторовна

Славянск-на-Кубани

2013 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………

3

Глава I. Анализ возрастных особенностей и содержания образования детей 8 – 9 лет …………………………………………………………………

6

1.1. Современное состояние проблемы ……………………………………..

6

1.2.Методы развития физических качеств у детей 8 – 9 лет……………….

8

1.3 Особенности развития координационных способностей у детей 8 – 9 лет………………………………………………………………………………

15

1.4 Значение подвижных игр для физического развития детей 8 – 9 лет….

19

Резюме………………………………………………………………………….

23

Глава II. Методы и организация исследований……………………………..

25

2.1. Методы исследований……………………………………………………

25

2.1. Организация исследований………………………………………………

32

Глава III. Результаты эксперимента и их обсуждение……………………...

34

3.1. Методические особенности средств экспериментальной группы…….

34

3.2. Результаты исследований и их интерпретация………………………...

35

                                                                                                           

Введение

Актуальность работы.

В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

Наиболее перспективным для совершенствования процесса образования по физической культуре в настоящее время является воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника. Впервые на значение такого образования останавливал свое внимание Петр Франсович Лесгафт [Н.Т.Лебедева, 1996].

Не утратило своего значения оно и сейчас, развивая его идеи обосновывались современные теоретические и стратегические направления современных теорий физкультурного образования. Основой для современного процесса физического воспитания должен выступать мотив, формирование умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. [В.К.Бальсевич, Л.М.Прогонюк,2002].

Развитие физических качеств, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья.

Координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта учащихся. Чем большим объемом двигательных навыков владеет учащийся, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой.

Но анализ литературных источников по данному вопросу показывает, что реализация этих направлений недостаточная, учебно-тренировочные занятия чаще всего состоят из упражнений, которые не могут усилить мотивацию учащихся в силу своей узкой программой направленности, не используются домашние задания для активного досуга учащихся. [И.В.Манжелей, 1996].

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью соответствовать программным требованиям и повышением заинтересованности учащихся [В.К.Бальсевич, В.А.Запоражанов, 1997].

         Существует проблема целостных форм спортивно-игрового педагогического процесса.

Специальное воздействие физических упражнений на организм ребенка с целью развития личности человека его отношения к богатству современной культуры движений должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития. Чаще всего воспитанники остаются пассивным инструментом казенных воспитательных манипуляций [А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, 2001].

Целенаправленному развитию координационных способностей должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания школьников. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека.

Физическое воспитание детей не должно сводиться к мускульной деятельности, как это традиционно культивировалось в практике общеобразовательных школ. Двигательная активность в физическом воспитании является основой для других видов учебно-воспитательной работы. Многое можно постичь в движении, в двигательной игровой деятельности. Применение игровых средств позволяет учащимся постичь "школу эмоций", смоделировать ряд межличностных отношений, способствует существенному повышению эмоционального фона занятий

Цель исследования – методическое обоснование путей повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию детей 8 – 9лет на основе применения комплекса специальных подвижных игр для развития координации.

Объект исследования – физическое воспитание детей 8 – 9 лет.

Предмет исследования – повышение эффективности развития координационных способностей у детей 8 − 9 лет.

Задачи исследования:

  1. Выявить основные особенности развития координационных способностей у детей 8–9 лет.
  2. Разработать комплекс игр для развития координационных способностей у детей 8–9 лет в процессе физического воспитания.
  3. Определить эффективность разработанного комплекса игр и упражнений для развития координационных способностей.

Гипотеза предполагается, что использование подвижных игр для развития координационных способностей у детей 8 – 9 лет на тренировочных занятиях общей физической подготовкой повысит развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.

Практическая значимость. Применение разработанной методики использования подвижных игр как средств физической культуры позволило повысить мотивационный уровень детей 8 – 9 лет в занятиях физическими упражнениями на уроках и дома. И обосновать рекомендации для тренеров-преподавателей к повышению развития координационных способностей на учебно-тренировочных занятиях по общей физической подготовке в группах начальной подготовки.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (исследовано 55 литературных источников) приложение, объем работы составляет 55 стр., в тексте 3 таблицы и две диаграммы.

ГЛАВА I.

АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 8 – 9 ЛЕТ

1.1.Современное состояние проблемы

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Современная школа подвергается серьезной критике в связи с малой результативностью обучения и воспитания учащихся. Наиболее существенное значение, как показывают исследования психологов и дидактов, имеют содержание и методика обучения и воспитания, во многом основанные на эмпирических подходах с использованием репродуктивных методов, что в целом недостаточно содействует разностороннему развитию личности воспитанников, их творческого мышления. Эти недостатки свойственны и физическому воспитанию [В.К.Бальсевич, В.Г.Большаков, Н.П.Рябинцев, 2006, 13].

Сейчас педагогический процесс носит в основном репродуктивный характер, в котором не учитываются в должной мере личность тренера и ученика, их содержательное сотрудничество. Тем самым педагогический процесс превращается в безличностный, авторитарный, в немалой степени основанный на принуждении. В теории и методике физического воспитания крайне мало внимания уделяется теории содержания развивающего обучения. Традиционная методика физического воспитания в основном опирается на заучивание двигательного действия в строго регламентированных условиях, после чего следует этап его использования в различных ситуациях. Это закрепляет выполнение двигательного действия в конкретных типовых ситуациях и серьезно мешает его обобщению и применению в нестандартных ситуациях [В.А.Зобков, 1996, 16с].

В настоящее время при разработке содержания и методов обучения недостаточно используются современные психолого-педагогические концепции, которые могли бы сыграть важную роль в развитии теории физического воспитания и в обучении и воспитании учащихся.

В педагогической психологии разработана теория учебной деятельности [В.К.Бальсевич, 2000, 38с.]. Согласно этой теории овладение учебной деятельностью позволяет учащимся выявить в изучаемом материале происхождение различных явлений, предметов и действий, вычленить в них общее и частное, проследить за их взаимодействием и на этой основе овладеть общим способом решения конкретных задач. Это, вероятно, позволит освоить общие способы овладения двигательными действиями и управления ими в соответствии с конкретной жизненной ситуацией. Можно предположить, что на основе теории учебной деятельности учащиеся обучатся общему способу самостоятельного решения сенсомоторных задач, что позволит им в дальнейшем самостоятельно осваивать и регулировать свою двигательную деятельность и продолжать занятия по самосовершенствованию. Можно также ожидать, что обучение будет сопровождаться и серьезным вкладом в решение задачи развития личности [Л.Л.Головина, Ю.Д.Копылов,И.Н.Столяк, М.Э.Шадзевская, 2002, 17с].

Нужно не только увеличивать одно качество в ущерб другому, а использовать их сочетание и соотношения за счет этого достигается увеличение подвижности, и мы можем осуществить хороший учебный процесс. При несоблюдении этих правил возникает более слабое физическое качество и поскольку их разделение часто страдают все показатели техники [А.Г.Сухарев, 1997, 7с.].

На этапе совершенствования двигательного навыка необходимо следить за тем, чтобы уровень координационных способностей не уменьшался. Поскольку объем координации не может постоянно находиться на одном уровне если нет специальных упражнений, то возникает потребность их постоянного использования в учебных занятиях.

1.2. Методы развития физических качеств у детей 8 – 9 лет

В занятиях направленных на развитие координации особое внимание необходимо обращать на соотношение силовых заданий с заданиями на увеличение скорости в различных сочленениях организма, а в последующих этапах на заданиях различной степени сложности. И как только необходимый уровень координации движений будет достигнут для всех форм проявления задания необходимо видоизменять [В.А.Родионов, А.В.Родионов, 1999].

Основным методом развития силы принято считать повторный метод. Но рациональное количество повторений то, при котором не происходит изменения техники движений из-за наступившего утомления. При использовании статистических заданий их определяют по времени удержания и начиная с нескольких секунд доводят их до десятков. Упражнения на силу могут быть использованы в любой части урока, но они должны сочетаться с задачами и с другими его элементами и иметь дозировку согласно возрасту и степени подготовки учеников. Особенно важно, что они должны быть строго дозированными, т.е. нельзя форсировать развитие силы. Упражнения при ежедневном использовании дадут большой эффект чем с перерывом даже в один день, что повышает значимость самостоятельных занятий. [В.К. Велитченко, 2006].

Задания на увеличения силы обязательно должны быть использованы в утренней гимнастической гимнастике и в общеразвивающих упражнениях, после основной части урока.

Увеличение силы в сохранении специальных поз при постоянных занятиях воспитанники могут проявить за время от двух до четырех месяцев, но величина этой силы зависит от наследственной силы связок и мышц.

Задание на увеличение скорости нужно применять на протяжении всего времени занятий, потому что при их прекращении скорость сразу уменьшается. Если рассматривать режим тренировок на развитие скорости, то он будет различаться не только по периодам, но и по формам используемым для увеличения скорости [Т.И.Бабенко, 2005].

В первой части подготовительного периода – темп движения, вторая часть повышение амплитуды движений в сочетании со скоростью выполнения, во время совершенствования их сочетание.

Следует особо выделить, что только в сочетании заданий на скорость и силовых упражнений позволяет правильно совершенствовать технику. Нужно не только увеличивать одно качество в ущерб другому, а использовать их сочетание и соотношения за счет этого достигается увеличение скорости, и мы можем осуществить хороший учебный процесс. При несоблюдении этих правил возникает более слабое физическое качество и поскольку их разделение часто страдают все показатели техники [В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, 1997].

На этапе совершенствования силы необходимо следить за тем, чтобы уровень скорости не уменьшался. Поскольку объем скорости не может постоянно находиться на одном уровне если нет специальных упражнений, то возникает потребность их постоянного использования в учебных занятиях.

На протяжении всего процесса занятий, как в году, так и многолетних. Но нужно применять их в количестве достаточном для поддержания скорости на хорошем уровне и сохранении силовых показателей.

Недостаточная скорость выполнения упражнений зависит не столько от генетического строения, сколько от тех упражнений, которые применялись или их отсутствия [ Н.Т.Лебедева,1996].

При постоянном использовании упражнений скоростного характера, без увеличения силовых возможностей мышцы и качественных возможностей сустава снижается активная гибкость, что и происходит в большей части практической работы современных учителей.

Упражнения с наибольшим размахом звеньев тела (для верхних и нижних конечностей, туловища, используется как простые так и с усложнениями в виде специального гимнастического инвентаря. Но при движениях с большим перемещением звеньев тела эффективность возрастает при увеличении силы мышц.

Увеличивая размах движений, используют методику силовых упражнений в движении. При этом большая сила потребуется при заданиях на использование небольшого дополнительного веса с достижением наибольшего размаха движения. Наряду с этими заданиями используются и дополнительные, там, где вес предметов используется как отягощение, противодействие партера или амортизатора, поддержание позы с максимальной длиной мышц до трех – четырех секунд [ В.И.Ковалько, 2005].

Задания должны быть простыми (их необходимо выполнять не только ученикам, но и учителю).

К упражнениям, способствующим развитию динамической силы причисляют:

 – упражнения, которые делают на специальных устройствах или с использованием веса товарища

 – упражнения где используют дополнительный вес.

 – движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или упражнения которые используют силу эластичных предметов (бинта, пружины и т.д.)\

 – движения, выполняемые с использованием собственной силы упражнения, где основная работа выполняется за счет собственного веса (удержание складки, моста и.т.д.)

 – движения, выполняемые на снарядах (где в качестве отягощения упражнения, где использован не только собственный вес  но  гимнастические снаряды (в основном висы).

Все эти упражнения, особенно те, где использован вес товарища или свой собственный, не будут эффективны, если их выполнение будет кратковременным. Оно должно длиться не менее девяти секунд. После этого должно следовать восстановление и только после этого следующее или тоже самое [ А.Г.Сухарев, 1997].

Таким образом, воспитывая все формы проявления координационных способностей необходимо комбинировать задания силовые с занятиями на быстроту. При таком их сочетании будет достигнуто равновесие, что предотвращает травмы или элементарные ошибки в технике движений, позволяет увеличить координационные возможности не только в стандартных ситуациях.

Очень важно для физического воспитания и двигательная чувствительность, на ее основе возникает пространственная ориентация, восприятие времени и даже будущие логические умозаключения [ А.Г.Сухарев, 1991].

При хорошо развитой двигательной чувствительности человек имеет возможность измерить предмет сравнивая его со своим телом, точно взаимодействовать с окружающими предметами, избегает двигательной неточности в выполнении сложных координационных задач. Если этому свойству организма уделяется достаточное внимание, то оно помогает контролировать ритм, размах движения последовательность и сознательно изменять в зависимости от ситуаций. Хорошее развитие мышечной чувствительности помогает выполнять упражнение только по словесной инструкции, но чтобы добиться такого выполнения в процессе обучения необходимо применять четкие словесные инструкции. Мышечные ощущения всегда возникают при многократном повторении движения [А.П.Шкляренко, 2002].

Следовательно, любое разучивание двигательного действия должно быть сознательно выполненной программой. Возникновение автоматизма движения появляется в творческом подходе, появление плавности, нужного ритма. Занятия должны быть направлены на осмысление учащимися самостоятельности во владении собственным телом, формирование у них способностей осуществлять самоконтроль за своими движениями и ощущениями [ В.П. Петленко, Д.Н.Давиденко,1998].

Способности ученика к самостоятельному выполнению движений проявляются в следующем:

–  оценивание действий товарища и своих ответных действий;

– составление модели своей деятельности и ее исправление при необходимости;

– выполнение движений с воображаемыми предметами.

Разучивание сложных двигательных действий сначала осваивается как образ каждого движения в отдельности, далее строиться определенная последовательность этих движений. Для успешного обучения ребенка движениям необходимо выполнить следующие задачи:

– создать представления о собственном теле, используя правильные обозначения частей тела;

– ознакомить с различными вариантами движений (быстро, медленно);

– разучивая акцентировать внимание на ритмическом характере движения;

– разучить способы восстановления, снятия эмоциональных напряжений [Ю.А.Орешкин, 1990, 47с].

Учитывая все вышеизложенное, по мнению Ю.А.Орешкина[1990, 50с] упражнения на координацию движений нужно использовать постоянно в сочетании с основными, что позволит увеличить не только хорошее освоение техники изучаемых движений, но и повысит работоспособность учащихся как следствие исключения из движений лишних групп мышц.

При развитии выносливости на любом этапе обучения необходимо точно знать необходимое количество упражнений на выносливость их дозировку и интенсивность.

При необходимости быстрого увеличения выносливости (примерно за три, четыре месяца) то по мнению В.Г.Никитушкина, В.К.Спирина, А.Н.Лапшина [2000 с146] их соотношение должно быть следующим:

– около 35–40% на общую выносливость;

– 25–30% на упражнения для специальной выносливости.

Воспитание выносливости всегда тесно связано с уровнем развития работоспособности детей, которая обуславливается, их физическим развитием, развитием и работой функциональных систем, физической подготовленностью. Значит если правильно оценить все эти факторы можно приступать к развитию выносливости, в младшем школьном возрасте увеличивая физические нагрузки, способствуя всестороннему развитию каждого ученика [Г.И.Погадаев, 2000, 37с].

Так как, функциональные системы организма в значительной мере обуславливают работоспособность учащихся необходимо учитывать их дневные, суточные биоритмы, также необходимо учитывать сезонные перепады возможностей. Так было установлено, что в весенний период ухудшается реакция сердечно - сосудистой системы [Д.Р.Шилов, 1998, 33с].

В повышении работоспособности значительную роль играет заинтересованность детей двигательной деятельностью. Если ребенку интересно выполнять упражнение, повышение эмоционального тонуса способствует позднему наступлению утомления. При выполнении игры дети не замечают трудностей, привыкают заканчивать задание полностью. Это помогает развивать не только выносливость, но и способствует развитию воли. Функциональные сдвиги,  проходящие в организме, зависят не только от объема и интенсивности, но и от формы предлагаемой нагрузки [А.Г.Сухарев, 1991, 213с].

Учитывая особенности младших школьников [А.Г.Комков, Е.Г.Кирилова, 2002, 2с] советует больше использовать игровые задания, различные варианты дидактических игр для развития физических качеств. При построении занятий большую часть должны занимать игры в циклических движениях небольшой интенсивности.

Следующей особенностью воспитания выносливости в младшем школьном возрасте является плохая переносимость кислородного голодания, из-за этого интенсивность физической нагрузки необходимо повышать постепенно. Лучше всего на детский организм воздействуют нагрузки средней мощности.

Восстановительные процессы в этом возрасте также имеют свои особенности, они проявляются в небольшой скорости протекания восстановительных процессов после больших физических нагрузок и требуют более длительного отдыха, чем у подростков. Период восстановления зависит и от индивидуальных особенностей детей 8-9 лет, уровня их физической подготовленности. Большое значение на скорость восстановительных процессов оказывают систематические занятия физической культурой [Т.И.Бабенко, 2005, 12с].

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы.

Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

- стандартно-повторного упражнения;

- вариативного упражнения;

- игровой;

- соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

  1. Особенности развития координационных способностей у детей 8 − 9 лет

Особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития строения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются. Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической (статическая сила - нет движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устойчива [В.С.Быков, 1998]. Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении продольной и поперечной своды стопы очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактика плоскостопия. Части стопы окостеневают только лишь к 15 − 16 годам. Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 − 16 годам. Следовательно, детям 8 − 9 лет нельзя выполнять прыжки на жесткий грунт с высоты более 80 см., а также длительное время выполнять упражнения сидя.

Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все Физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ и  развитие всех систем и органов [О.В.Морозов, 1991].

Детям 8 − 9 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба, бег, лазанье по наклонно поставленной скамейке, гимнастической стенке, лестнице, перелазание через препятствия высотой до 1 м., бросание и ловля мячей, метание в цель, переноска набивных мячей, упражнения в равновесии, прыжки (в длину, в высоту до 80 см), а также акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойка на лопатках. При обучении детей этого возраста нужно пользоваться методами показа и рассказа. Объяснить доступные упражнения лаконично, просто, понятно.

Сталкиваясь с нежелательными проявлениями реактивности на занятиях физическими упражнениями, необходимо наряду с общевоспитательной работой тактично, основываясь на убедительности, сдерживать учащихся в чрезмерном увлечении избранными физическими упражнениями, строго ограничивать нагрузки, рационально организовывать самостоятельную работу, неуклонно повышать требования к точности действия и сдержанности в эмоциональных проявлениях.

         При выполнении игры дети не замечают трудностей, привыкают заканчивать задание полностью. Это помогает развивать не только выносливость, но и способствует развитию воли. Функциональные сдвиги проходящие в организме зависят не только от объема и интенсивности, но и от формы предлагаемой нагрузки [А.Г.Сухарев, 1991].

Учитывая особенности младших школьников необходимо больше использовать игровые задания, различные варианты дидактических игр для развития физических качеств. При построение занятий большую часть должны занимать игры в циклических движениях небольшой интенсивности.

Следующей особенностью воспитания выносливости в младшем школьном возрасте является плохая переносимость кислородного голодания, из-за этого интенсивность физической нагрузки необходимо повышать постепенно. Лучше всего на детский организм воздействуют нагрузки средней мощности.

Восстановительные процессы в этом возрасте также имеют свои особенности, они проявляются в небольшой скорости протекания восстановительных процессов после больших физических нагрузок и требуют более длительного отдыха, чем у подростков. Период восстановления зависит и от индивидуальных особенностей детей 8 − 9 лет, уровня их физической подготовленности. Большое значение на скорость восстановительных процессов оказывают систематические занятия физической культурой [В.И.Козлова, 2003].

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей [В.В. Алонцев, 2006].

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Методический подход находит большое применение в базовом физическом воспитании.

3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.

2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

а) В процессе физического воспитания у занимающихся школьников необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б) Применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях [В.И.Лях, 2001].

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два приема – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения.

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых действии в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

1.4.Значение подвижных игр для физического развития детей 8 – 9 лет

Подвижными играми называются игры, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психологических напряжений.

Систематическое применение подвижных игр способствует освоению учащимися "школы движений", включающей весь комплекс жизненно важных навыков. Под их воздействием интенсивнее развиваются все физические качества. Одновременно развиваются способности ребят к анализу и принятию решений, что положительно сказывается на формировании мышления и умственной деятельности вообще. Игры широко применяются в работе с учащимися младших классов, где часто практикуются уроки и другие формы физического воспитания, состоящее почти полностью из игр. С возрастом детей содержание игр усложняется: от подражательных движений переходят к играм, содержание которых составляют различные формы бега, прыжков, метания. Одновременно постепенно усложняются взаимоотношения между детьми. Они приучаются к согласованным действием, а когда каждый участник выполняет отведенную ему роль. Подвижные игры применяются в качестве подготовительных при условии техники и тактики спортивных игр и других упражнений. Игры могут проводиться как часть урока физкультуры и в совете других форм физического воспитания (вечеров, праздников, дней здоровья и др.) или как самостоятельные мероприятия на переменах и др.

Подвижные игры создают хорошие возможности для использования приемов косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их воспитывают. Однако перед учениками можно и открыто ставить задачу научить вести себя определенным образом: быть вежливым, предупредительным. Однако из основных педагогических задач - научить детей играть самостоятельно.

Очень важным в применении подвижных игр для развития мотивационных потребностей детей является освоение какими-то действиями самостоятельно. Ребенок действует сообразно своему желанию, объективно ставит себя на положение взрослого, при этом эмоционально ориентируется в положении деятельности взрослого. При этих действиях интеллект развивается вслед за эмоциональными переживаниями [М.Н.Прибыщенко, 2004].

Чем короче становятся игровые действия, тем выше эмоциональная сила переживаний. Благодаря этому ребенок сначала учиться эмоционально сопереживать взрослому, а далее понимает функциональную деятельность взрослого человека.

Важным является и то, что благодаря игре возникает психологическая форма мотивации.

Для развития умственных действий и понятий у детей подразделяют следующие этапы:

– формирование движения на материальных предметах или макетах заместителях;

– формирование действия с вербальным сопровождением;

– продумывание собственного движения.

Эти этапы могут выступать функциональными ступенями развития умственных действий. Высокая оценка ставиться игре в качестве средства для интеллектуального развития учащихся, так как по ходу игры возникают такие комбинации и ориентация, которая может приводить к последующему использованию этих достижений при решении других двигательных задач [Л.Д.Глазырина, Т.А.Лопатик, 2004, 134с].

В игре развиваются наиболее общие механизмы интеллектуальной деятельности.

Используя игру развивается сферу мотивов и потребностей, социальные мотивы приобретают более важное значение, чем личные. Можно изменить эмоциональные мотивы на познавательные мотивы, что поможет ребенку ориентироваться во взаимоотношениях между детьми, развивать самооценку и самосознание [П.К.Зайцев,1998, 89с.].

Применяя подвижные игры можно развивать произвольность поведенческих реакций. Повторяя типичные ситуации в виде игры, ребенок починяет собственные желания и импульсы для решения общих задач. При использовании дидактических игр развиваются умственные действия – формируется план действий, творческие способности используются как принцип поведения, а не развлечения.

Во всем многообразии детских игр педагогическое значение имеет много общего. Воспитательное воздействие зависти от содержания и тематики игр, каким героям подражают дети. Школьники учатся самостоятельно находить средства для достижения цели, согласовывать действия с товарищами, устанавливать доброжелательные отношения [В.К.Велитченко, 2006].

В играх на развитие интеллекта задачей является быстрое принятие решения в нестандартной ситуации. В сюжетно–ролевых играх необходимо проявить творчество: вообразить, придумать, изобразить. И все эти игры объединяет одна задача – совместная деятельность на пути к общей цели. Это помогает сформировать у младших школьников качества очень важные для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня: организованность, творческую инициативу, готовность к действию в сложной меняющейся ситуации [В.П.Неделько, 2005].

В каждой игре присутствует игровая задача, связанная с выполнением правил. И она заменяет слово «хочу» на слово «надо», то есть становиться осознанной необходимостью. Чтобы справиться с игровой задачей школьник должен мобилизовать максимум духовных и физических сил: проявить сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, необходимо из множества известных решений составить новую комбинацию движений. Подобные действия сопровождаются высоким эмоциональным фоном. Устойчивым познавательным интересом и повышают мотивационную заинтересованность к урокам.

Сколько бы раз не повторялась игра, для участников она каждый раз новая, так как возникающие ситуации часто невозможнее предвидеть. При педагогическом руководстве игрой необходимо пройти следующие мотивы: «хочу» – «надо» – «могу». И решить следующие задачи:

– вовлекать учащихся в игру, где все хотят играть;

– следить за правилами игры и решать игровые задачи, формируя принцип «так надо»;

– повышать самооценку ребенка опираясь, на чувство «могу» [ Е.О.Школа, 1997, 15с].

Подготовка и внедрение подвижных игр в учебно-воспитательный процесс требует больших усилий от педагога. Это нехватка дидактического игрового материала, недостаточное количество времени, но больше всего трудности связаны с недостаточным пониманием значения игры как средства обучения и отношение к ней, как методу разгрузки, а не развития.


Резюме

Анализ доступной нам научно – методической литературы по теме данной работы дает основание для следующего заключения.

Эффективность тренировки в группах начальной подготовки по общей физической подготовке  повышается, если соблюдать следующие требования:

– объявляя задачи урока разъяснять, что будет выполнять ученик и для каких целей;

– после проведения разминки, необходимо организовывать повторение (легкое ранее известное упражнение или игра), далее переходить к новому заданию и закончить основную часть урока таким упражнением которое не вызывает затруднений у учащихся;

– процентное соотношение известных упражнений и неизвестных упражнений не должно превышать 75% к 25 %;

– неизвестные упражнения выполнять не на скорость выполнения, а на качество, учитывая различный темп освоения, у учащихся;

– методические указания по ходу выполнения упражнения должны носить поддерживающий характер, объясняя допущенные ошибки и возможности их исправления;

– необходимо поощрять желание учеников задавать вопросы;

– обязательно следить за формированием правильной осанки, положением головы, рук и ног;

– завершить тренировку необходимо на оптимистических прогнозах для всех учащихся.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях [В.И.Лях, 2001].

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

В практической работе тренера используются различные методы обучения и воспитания.

2.1.Методы исследования

В работе уже были использованы методы исследования:

а) анализа научной литературы.

б) педагогические наблюдения,

в) педагогический эксперимент,

г) математическая обработка результатов.

Анализ научной литературы

Анализ и рассмотрение научной, методической, специфической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Особое внимание уделялось изучению литературы по теории физического воспитания в младшем школьном возрасте, по возрастной физиологии, по теории использования дидактических игр для развития физических качеств исследовании (55 источников).

По мнению М.Н. Прибыщенко [2004] очень важным в применении игр для развития мотивационных потребностей детей является освоение какими-то действиями самостоятельно. Ребенок действует сообразно своему желанию, объективно ставит себя на положение взрослого, при этом эмоционально ориентируется в положении деятельности взрослого. При этих действиях интеллект развивается вслед за эмоциональными переживаниями.

По выводам В.К.Бальсевича, В.Г.Большакова, Н.П.Рябинцева [ 2006]. Современная школа подвергается серьезной критике в связи с малой результативностью обучения и воспитания учащихся. Причины такого положения разнообразны: несовершенство учебных планов, недостаточный уровень подготовленности тренеров и др. Наиболее существенное значение, как показывают исследования психологов и дидактов, имеют содержание и методика обучения и воспитания, во многом основанные на эмпирических подходах с использованием репродуктивных методов, что в целом недостаточно содействует разностороннему развитию личности учащихся, их творческого мышления. Эти недостатки свойственны и физическому воспитанию школьников.

Любое разучивание двигательного действия должно быть сознательно выполненной программой. Возникновение автоматизма движения появляется в творческом подходе, появление плавности, нужного ритма. Занятия должны быть направлены на осмысление учащимися самостоятельности во владении собственным телом, формирование у них способностей осуществлять самоконтроль за своими движениями и ощущениями [В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко,1998]

Педагогические наблюдения

Изучение состояния личности в игре и в не её. Методика заключалась в том, что дети заполняли самооценочные листы, где были утверждения : « Я весёлый», «Я бодрый», «Я хотел бы отдохнуть» и т. д. Против каждого утверждения был ряд кружочков. Удалённость каждого кружочка от фразы соответствовала степени адекватности данного утверждения тому, что ребёнок чувствует. При переработке удалённость каждого кружка переводилась в баллы по 7-бальной шкале.

Педагогический эксперимент

У исследуемой группы детей применялась специальная методика упражнений с использованием подвижных игр для развития координационных способностей.

Дидактические игры для развития пространственной координации

 1. «Путаница». Выбирается ведущий, который выходит из зала. Остальные встают в круг, берутся за руки. Их задача — запутаться так, чтобы водящий не сразу смог их распутать.

 2. «Паутина».Между двумя стойками в беспорядке натягиваются нити. Помогая друг другу, нужно пройти, не повредив паутину.

 3. «Делай, как я». Водящий показывает разные движения, остальные повторяют.

 4. «Молекулы». По сигналу: «Молекула-2!» дети объединяются в пары. «Молекулы!» — бегают в беспорядке. «Молекула-3!» — объединяются в ройки. И т. д.

 5. «Жмурки с колокольчиком». У каждого ребенка в руке колокольчик. Водящий с завязанными глазами ловит детей, ориентируясь на звук колокольчика

 6. «Змея». Дети встают в колонну друг за другом с закрытыми глазами, кроме первого стоящего. Он — голова змеи и должен пройти по определенному маршруту (можно с препятствиями).

Выполнение действий по вербальной инструкции

Постепенно усложняющейся по принципу увеличения количества звеньев, повышение сложности содержания каждого звена и требований к выполнению команд (например, действия с открытыми и закрытыми глазами) Приведем примеры усложнения предъявляемых инструкций.

1-й вариант:— присядь, возьми мяч— выпрямись;

— присядь, возьми мяч— выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой;

— присядь, возьми мяч— выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой,— опусти мяч до уровня груди, брось его в кольцо.

2-й вариант:— поставь руки на пояс— сделай один шаг вперед;— поставь руки на пояс— сделай один шаг вперед— два шага влево;— поставь руки на пояс— сделай один шаг вперед— два шага влево— один шаг назад;— поставь руки на пояс— сделай один шаг вперед— два шага влево— один шаг назад— опусти руки.

Игры для развития координации пальцев рук

 «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.

«Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.

Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальчики здороваются»— на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т.д.

«Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на скамейке).

«Необычное животное» — показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

«Командир» — сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три...»

«Кулак — ладонь»— поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

Тем временем контрольная группа занималась по стандартной методике. Ожидаемый эффект это повышение мотивации занятий физическими упражнениями, восстановление межпредметных связей, увеличение специфических координационных способностей занятия и в этой связи обогащение двигательного опыта.

Тесты физической общей физической подготовленности

Для исследования эффективности переменяемого комплекса игр и упражнений применялись тесты общей физической подготовленности:

1) челночный бег 3 x 10м, По команде «Марш!» учащийся бежит 10 метров с максимальной скоростью, обегает набивной мяч с любой стороны возвращается назад, снова обегает набивной мяч бежит в третий раз 10 метров и финиширует. Секундомер включается по команде «Марш!» и выключается в момент финиширования. Позволяет определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.

2) бег 30м, проводится с высокого старта, фиксируется время пробегания дистанции.

3) подтягивания, мальчики выполняют из виса, девочки из виса лежа перекладина должна доходить до груди, затем опускается туловище под перекладину пока между вытянутыми руками и туловищем не будет установлен угол 90 градусов , фиксируется количество раз.

4) прыжок в длину с места, выполняется из исходного положения стоя, стопы параллельно друг другу у линии отталкивания (не переступая ее). Прыжок выполняется вперед на максимально возможное расстояние. Замер результата проводится по последней точке опоры.

5) бег 6–минут, тест проводится на беговой дорожке школьного стадиона, учащийся может бежать или чередовать бег с ходьбой, главная задача преодолеть как можно больше метров за шесть минут, результат фиксируется по специальной шкале разработанной К.Купером.

Для оценки развития координационных способностей применялись тесты

1) Для оценки способности к ориентированию в пространстве – бег к пронумерованным набивным мячам, ученик стоит перед набивным мячом позади него на расстоянии 3- метров лежат 5 набивных мячей между ними 150 сантиметров друг от друга с цифрами от 1 до 5 в разной последовательности. По команде учителя ученик бежит к названному номеру и обратно к месту старта, как только он касается исходного звучит, следующая цифра, ученик должен коснуться трех названных пронумерованных мячей. Учитывается время от названия первой цифры до последнего касания исходного мяча. После выполнения задания одним учеником порядок мячей меняется.

2) Для определения способности к комплексной реакции – упражнение реакция – мяч. Использовались 2 гимнастические скамейки, резиновый мяч диаметром 20 сантиметров, измерительная лента. Вдоль скамейки протянута измерительная лента, верхний край скамейки закреплен на высоте 120 сантиметров на гимнастической стенке, ученик стоит на расстоянии 150 сантиметров спиной к направлению бега, учитель подает сигнал свистком и отпускает мяч, ученик должен повернуться, подбежать к гимнастической скамейке и остановить двумя руками катящийся мяч. Проводятся две попытки, лучшая заносится в протокол, результат это расстояние пройденное мячом.

3) Для оценки координации пальцев руки реакция – отпускание палки реакция. Гимнастическая палка, пронумерованная в сантиметрах учитель стоя держит ее за верхний конец на вытянутой руке. Учащийся сидя на стуле, руки вперед на спинке стула держит открытую кисть около нижнего края палки. Учитель отпускает через 12 секунды, ученику необходимо ее как можно быстрее поймать, сжав кисть. Результат это среднее расстояние их трех попыток от нижнего края до места хвата со стороны мизинца.

Методы математического анализа

При расчетах по экспериментальной части работы учитывались некоторые рекомендации в соответствующих руководствах [Кононова Л.П., Загреневский Р.И., 2003 г. и др].

  1. определение среднего арифметического показателя выборки,
  2. значение дисперсии (квадратного отклонения)
  3. ошибка среднего арифметического показателя.
  4. Достоверность различий определялась по t критерию Стьюдента.
  5. При оценке результатов в качестве основного был принят уровень значимости 1-5%  Обработка материалов производилась на персональном компьютере при помощи операционных систем Microsoft Word и Microsoft Excel.

2.2.Организация исследования

Квалификационная работа проводилась в три этапа. Исследование проводилось на базе ДЮСШ «Белая ладья» г.Славянска-на-Кубани с группами первого года обучения, во время занятий общей физической подготовкой.

На первом этапе при изучении литературных данных, где просматривались представления о состоянии исследуемого вопроса, мнение специалистов, касающегося вопросов подготовки, история является основной в физическом воспитании школьников. Основной задачей этого этапа было рассмотрение различных средств используемых для физического воспитания младших школьников. При изучении мнения ведущих специалистов в этой области были выделены основные тенденции в физическом воспитании подрастающего поколения. И на основе этого составлен комплекс подвижных игр.

         На основе этого этапа была выявлена цель, сформированы задачи и поставлена гипотеза предполагаемых исследований.

Второй этап предусматривал проведение тестирования характеризующего обычную физическую подготовленность. На втором этапе проведено предварительное тестирование, показателей физической подготовленности и развития специальной координации движений, целью которого было выявление подтверждения, что группы подобранные для эксперимента не имеют достоверных различий. Для проведения эксперимента были отобраны две группы учащихся.

В тестирование участвовали 30 человек. При этом состав контрольной и экспериментальной группы был в количественном отношении равный, а в половом и возрастном почти идентичны, что не имеет существенного значения, поскольку до начала полового созревания разница в физическом развитии и мальчиков и девочек практически не существенна.

С февраль – март 2013г. экспериментальная группа занималась по комплексу игр, составленному на основе литературных источников основной задачей которой было развитие координационных способностей. Во время проведения занятий учитывался необходимый интервал отдыха, психическое состояние учеников, их внимание, память, интерес к выполнению задания.

Третий этап с января по апрель − май 2013 г., был посвящен обработке и анализу полученных результатов исследования, а так же их изучению с помощью методов математической статистики для постановки выводов и рекомендаций и оформлению квалификационной работы.


ГЛАВА III.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

3.1. Методические особенности средств экспериментальной группы

Учитывая сведения, взятые из источников методической и научной литературы физическое воспитание в 8-9 лет необходимо при проведение занятий учитывать следующие условия:

– уровень подготовленности учащихся;

– индивидуальные особенностей;

– условия проведения занятий;

– наличие материальной базы или специально разработанных дидактических материалов и та далее.

В зависимости от этого мы строили календарно–тематический план. Планировали сроки для каждого раздела программы, количество часов отводимых на каждый из них. Определяли содержание деятельности учащихся на занятиях и их соотношение.

Использовался соревновательный метод для воспитания активности и проверки степени освоения двигательными навыками. Самоанализ двигательной деятельности мы применяли в качестве овладения мышечным чувством. Применялись наглядные пособия в виде различных табличек, играющих роль «светофора», человечков выполняющих комплекс утренней гимнастики, схемы построений и перестроений для формирования чувства пространства и так далее.

Основываясь на литературных источниках, были составлены комплексы подвижных игр не только для основной части, но и для подготовительной части занятий.

Все игры были рассчитаны на постепенное разучивание. Количество применяемых на занятиях игр было небольшим, учитывая непродолжительное время и необходимость решать и образовательные задачи, но они использовались на каждом занятии.

Для усложнения заданий и повышения заинтересованности использовались игровой и соревновательный методы, это позволило занятия проводить на хорошем эмоциональном уровне.

3.2. Результаты исследований и их интерпретация

Для экспериментального подтверждения эффекта предложенной методики был организован педагогический эксперимент. Для этого были применены специальные подвижные игры. Они использовались в занятиях с февраля по март 2013 года. Основным отличием от ранее использованных методов были методы организации занятий – применение специальных подвижных игр позволяющих повысить заинтересованность учащихся и соревновательного метода, на каждом занятии. Для определения уровня развития физических качеств были применены стандартные и легко доступные как в исполнении, так и в проведении тесты.

Экспериментальная группа занималась с применением разработанного, систематизированного и адаптированного под данную общеобразовательную школу дидактического материала для учащихся 8 – 9 лет.

Были сделаны предварительные измерения в феврале для сравнительного анализа и выявления уровня достоверности различий двух групп детей. Повторное тестирование проходило в апреле 2013 года. Результаты этой работы проведены в таблице № 1.

Таблица 1.

Показатели физической подготовленности учащихся 8–9 лет

№№

п/п

Тесты

До эксперимента

M+-m

После эксперимента M+-m

t

(1,8)

p

1.

Бег 30 м. (сек.)

КГ

6.76+0.78

6.61+-0.25

2.9

>0.05

ЭГ

6.9+-0,2

5,37+-0,29

2,15

<0,05

2.

Челночный бег

3х10 м. (сек.)

КГ

10,75+-0,18

10,5+-0,18

0,05

>0,05

ЭГ

10,82+-0,18

9,37+-0,18

2.13

<0,05

3.

Прыжок в длину с места

(см.)

КГ

126,28+-6,91

131,42+-5,55

2.13

>0,05

ЭГ

126,0+-6,47

136,18+-4,62

2.21

>0,05

4.

Наклон вперёд из положения сидя (см.)

КГ

5,28+-1,39

5,42+-1,39

0,01

>0,05

ЭГ

4,57+-1,07

8,14+-2,0

2.18

<0,05

5.

Подтягивание

(кол-во раз)

КГ

5,57+-1,5

6,85+-1,23

0,16

>0,05

ЭГ

4,57+-1,5

8,29+-1,66

2.11

<0,05

6.

6-и минутный бег (м.)

КГ

864,3+-46,29

870+-47,3

0,44

>0,05

ЭГ

870,+-47,3

925,71+-69,41

4,03

<0,05

        

Анализируя показатели физической подготовленности учащихся 8–9 лет, представленные в таблице 1, следует отметить, что первоначально проведенное сравнение результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп не обнаружило достоверных различий между ними (Р>0,05). После проведенного эксперимента в контрольной группе произошли изменения но они не имеют достоверных различий с предыдущими. В экспериментальной группе эти изменения достоверны, но  не все изменения. В прыжках в длину изменения, которые произошли, не достоверны для обеих групп. Это можно объяснить необходимостью редактировать упражнения  для повышения скоростно-силового показателя. Также необходимостью более длительного времени для его развития.

В целом же изменения в экспериментальной группе можно объяснить повышением заинтересованности детей во время уроков по физической культуре и влиянию игровых воздействий на работоспособность детей.

Так показатели в быстроте движений в экспериментальной группе изменились на 1,5 секунд, челночный бег на 1,5секунд, показатели теста Купера увеличились на 150метров. Все это доказывает, что дидактические упражнения воздействуют на скорость протекания нервных процессов и их лабильность. Повышая способности человека к обучению.

По показателям, характеризующим уровень развития специальных координационных возможностей которые наиболее необходимы в обучении детей не только на уроках по физической культуре, но и другим учебным дисциплинам произошли более существенные изменения. Они представлены в таблице 2.

Таблица 2

Таблица показателей характеризующих влияние подвижных игр и упражнений на развитие координационных способностей

№№

п/п

Тесты

До эксперимента

M+-m

После эксперимента M+-m

t

p

1.

Бег к пронумерованным мячам

Сек.

КГ

13,3+-0.78

12,9+-0.25

2.9

>0.05

ЭГ

13,9+-0,2

11,2+-0,29

2,15

<0,05

2.

Реакция-мяч, см.

КГ

236+-0,18

220+-0,18

0,05

>0,05

ЭГ

240+-0,18

170+-0,18

2.13

<0,05

3.

Отпускание палки-реакция, см.

КГ

32,5+-6,91

28+-5,55

2.13

<0,05

ЭГ

31,5+-6,47

20+-4,62

2.21

<0,05

Реакция отпускания палки, которая характеризует развитие мелкой

Реакция, характеризующая развитие моторики руки в экспериментальной

группе сократилась до 14% от 29% в начале эксперимента. В контрольной же группе эта реакция снизилась с 31% до 26%.

Контрольное испытание по ориентированию в пространстве, которое характеризует уровень развития памяти в экспериментальной группе время выполнения снизилось до 20% от 28% в начале. В контрольной группе этот показатель практически не изменился.

В реакции на движущийся предмет, которая характеризует также согласованность двигательных действий в экспериментальной группе показатель с 28% снизился до 19% . В контрольной группе с 27% до 26%.

Мы проводили изучение состояния личности в игре и в  не её. Методика заключалась в том, что дети заполняли самооценочные листы, где были  утверждения типа: « Я весёлый», «Я бодрый», «Я хотел бы отдохнуть» и т. д. Против каждого утверждения  был ряд кружочков. Удалённость каждого кружочка от фразы соответствовала степени адекватности данного утверждения тому, что ребёнок чувствует. При переработке удалённость каждого кружка переводилась в баллы по 7-бальной шкале. Средние показатели изменения состояния  детей даны в таблице.

Таблица № 3.

Средние показатели самооценки в игровой и не игровой деятельности

Возраст

Самооценка состояния в игровой деятельности

Самооценка состояния вне  игры

Активность

Настроение

Активность

Настроение

8 лет

5,5

5,9

3,5

5,2

9 лет

6,4

6,5

4,5

5,6

        Результаты, представленные в таблице, таковы: наибольшая разница в показаниях состояния идёт по параметру «активность». Очевидно, это объясняется тем, что именно игровая деятельность влияет на активность детей. Чем старше становятся дети, тем более серьёзно относятся к игровой деятельности.

        Все результаты диагностирования подтвердили  эффективность применения в образовательном процессе игровых технологий. У детей повысился интерес к учебной деятельности (в начале учебного года интерес к учебной деятельности был у 54% учащихся, а в конце – у 85% учащихся). Немало важную роль в этом сыграло использование игровых технологий. Уменьшилось количество учебных перегрузок. Улучшилось психическое здоровье детей.


Заключение:

Особые изменения произошли в тестах характеризующих быстроту, координацию и выносливость. Все это доказывает, что подвижные игры воздействуют на скорость протекания нервных процессов и их лабильность. Повышая способности человека к обучению.

По показателям, характеризующим уровень развития специальных координационных способностей которые наиболее необходимы в обучении детей не только на уроках по физической культуре, но и другим учебным дисциплинам произошли более существенные изменения.

У учащихся контрольного класса, все вышеперечисленные способности и умения оказались развитыми в меньшей степени.

В ходе эксперимента получило подтверждение наше предположение о том, что разработанная нами система подвижных игр оказывает положительное влияние на развитие таких координационных способностей как ориентирование в пространстве и пальцев рук у детей 8 – 9 лет.

В начале обучения между результатами тестирования учащихся контрольного и экспериментального классов значимых различий не было. По окончании обучения в экспериментальном классе результаты по большинству тестов улучшилось у детей на уровне значимости р < 0,05.


ВЫВОДЫ

1. Проведен анализ литературных источников в которых было выявлено, что строя планирование по физической культуре необходимо учитывать скорость прохождения программы по другим учебным предметам, осуществлять координационные игры в связи с содержанием и методические приемы. При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

1) Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

2). Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

3). Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

4). Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

 

2. На основе литературных источников была разработан комплекс подвижных игр для развития координационных способностей. Разработанный комплекс подвижных игр был пробирован на учащихся группы начальной подготовки.

3. В ходе формирующего эксперимента подтверждена эффективность предлагаемого комплекса подвижных игр. Так показатели в быстроте движений в экспериментальной группе изменились на 1,5с, челночный бег на 1,5с, показатели теста Купера увеличились на 150метров.

Реакция, характеризующая развитие моторики руки в экспериментальной группе сократилась до 14% от 29% в начале эксперимента. В контрольной же группе эта реакция снизилась с 31% до 26%.

Контрольное испытание по ориентированию в пространстве для развития координации в экспериментальной группе время выполнения снизилось до 20% от 28% в начале. В контрольной группе этот показатель практически не изменился.

В реакции на движущийся предмет, которая характеризует развитие двигательных действий рук в экспериментальной группе показатель с 28% снизился до 19% . В контрольной группе с 27% до 26%.

На основе методики наблюдения личности в игре и вне ее было определено повышение у детей 8 – 9 лет интереса к учебной деятельности в начале эксперимента интерес к учебной деятельности был у 54% учащихся, а в конце – у 85% учащихся.


Практические рекомендации

Таблица 3.

«Развитие ориентировки в пространстве»

На занятиях общей физической подготовкой НП-1 отделения шахмат

Название раздела, тематика занятий 

Группа НП1

Номера занятий

Развитие двигательных способностей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Формирование чувства равновесия игра «Дорожка следов»

+

+

+

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.д.)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Пальчиковая гимнастика

+

+

+

+

+

+

+

+

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, обирание мелких предметов)

+

+

+

+

Дидактическая игра «Море волнуется»

+

+

+

+

+

+

+

Сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра

+

+

+

+

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений

+

+

+

+

Упражнения на ритмическую переключаемость

+

+

+

+

Развитие зрительного восприятия

Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

+

+

+

+

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

+

+

+

+

Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)

+

+

+

+

+

+

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ориентировка в помещении (спортивный зал). Определение расположения предметов в помещении

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)

+

+

+

+

+

+

+

+

Координация движений (игры с мячом, обручем)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т.д.)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т.д.)

+

+

+

+

+

+

+

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

+

+

+

+

+

Упражнения на синхронность работы обеих рук (ведение 2 мяча двумя руками одновременно)

+

+

+

+

+

+

+

+

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

+

+

+

+

+

+

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)

+

+

+

+

+

+

Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений

+

+

+

+

+

Дидактическая игра «Змея»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Дидактическая игра «Путаница»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Дидактическая игра «Молекулы»

Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

+

+

+

+

+

+

+

+

Дидактическая игра «Жмурки с колокольчиком»

+

+

+

+

+

+

 Дидактическая игра «Делай как я»

+

+

+

+

+

+

+

+

 Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

+

+

+

+


Список литературы

  1. Аркадьев  А. Г., Днепров Э. Д. Сборник нормативных документов (физическая культура). Москва: Дрофа, 2006.  76 с.
  2. Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии.  М.: Медицина, 1997.  476 с.
  3. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации //Возрастная физиология: Руководство по физиологии /Под ред. В.Н. Никитина  Л.:Наука, 1975. С. 5  67.
  4. Бабенко Т.И. Экспрес-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод, рек. /Т.И. Бабенко, И.И. Каченский.  Ростов - на - Дону, 2005.  32 с.
  5. Бальсевич В.К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5-65 лет): Автореф. дис...д-ра биол. наук. М., 1991. 38 с.
  6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека.  М.: Теория и практика физической культуры, 2000.  275 с.
  7. Бальсевич В.К., Большаков В.Г., Рябинцев Н.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006.  № 2.  С. 13  18.
  8. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев: Здоровья, 1997.  223 с.
  9. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры.  1995.  № 4. С. 27.
  10. Бальсевич В.К., Прогонюк Л.М. Методология построения инновационной программы спортивно-ориентированного физического воспитания детей и подростков в условиях общеобразовательной школы //II Международный форум «Молодежь - Наука - Олимпизм». 15-18 июня 2002 г., г. Москва. Материалы конф. «Юношеский спорт XXI века» в рамках Форума — М., 2002.  С. 42  46.
  11. Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. М: Тера-спорт, 2000. .  276 с.
  12. Виненко В. И. Физкультура. Календарно-тематичекое планирование по трехчасовой программе. Волгоград: Учитель, 2006. .  46 с.
  13. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие.  М., 1996587 с.
  14. Глазырина Л. Д., Лопатик Т. А. Методика преподавания физической культуры (1-4 классы). М: Владос, 2004. .  206 с.
  15. Головина Л.Л., Копылов Ю.Д., Столяк И.Н., Шадзевская М.Э. Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно ориентированного подхода //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.  2002.  № 1. С. 17 – 20.
  16. Гришин Т.В., Никитин СВ. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов.  2000.  №3.  С. 38  42.
  17. Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений- М.: Медицина, 1984.  255 с.
  18. Зайцев П.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей.  2-е изд., перераб. и доп., СПб.: Акцидент, 1998.  159 с.
  19. Зобков В.А. Психология младших школьников с различными типами отношения к физической культуре //Теория и практика физической культуры.  1996.  №1.  С. 1617.
  20. Карпенко Е. Н. и др. Плавание: игровой метод обучения. М: Олимпия-пресс, 2006.  56 с.
  21. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре. М: Вако, 2005. .  76 с.
  22. Комков А.Г., Кириллова Е.Г. Организационно - методическая технология формирования физической активности школьников //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.  2002. № 1. С. 24.
  23. Комплексная программа "Образование и здоровье" //Школа здоровья.  2008.  № 2  С. 85.
  24. Кучкин С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности: Учебное пособие /Волгоградский гос. инт физ. культ. Волгоград, 1994.  103 с.
  25. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. Минск, 1996.  158 с.
  26. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: Методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.  1996.  № 1.  С. 11  17.
  27. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры.  1997.  № 6.  С. 10 15.
  28. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва: Просвещение, 2006. .  66 с.
  29. Манжелей И.В. Физическое воспитание в формировании здорового образа жизни школьников //Состояние и пути многоуровневого физкультурного образования.  Тюмень, 1996.  С. 146  148.
  30. Матвеев А. П. Программа по физической культуре. Москва: Просвещение, 2006. 46 с.
  31. Матвеев А. П., Петрова Т. В. Оценка качества подготовки учащихся начальной школы. Москва: Дрофа, 2001. 47 с.
  32. Матвеев А. П., Петрова Т. В., Каверкина Л. В. Программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2005. 86 с.
  33. Найминова Э. Э. Физкультура, Методика преподавания спортивных игр. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. .  407 с.
  34. Неделько В.П. Здоровье школьников и основные пути его дальнейшего укрепления: Автореф. дис ...д-ра мед наук.  Киев, 2005. 58 с.
  35. Никитушкин В.Г., Спирин В.К., А.Н. Лапшин Оздоровительный эффект тренировки у детей с выраженной аэробной и анаэробной работоспособностью //Сборник научных трудов ВНИИФК. 2000 год.  М., 2001. С. 146 156.
  36. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. - 2-е изд., перераб. и доп.  М.: Медицина, 1990.  176 с.
  37. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность.  СПб., 1998.  120 с.
  38. Погадаев Г. И. Настольня книга учителя физической культуры. М6 Физкультура и спорт, 2000. 476 с.
  39. Прибыщенко М. Н. и др. Спортивные праздники круглый год. М: МарТ, 2004. .  76 с.
  40. Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура. М: Академия, 2002, – 134с.
  41. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье детей 1-4-х классов //Спорт в школе.  1999.  № 9 -10. С. 1819.
  42. Сердюковская Т.И., Громбах СМ. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе.  М., 1975.  170 с.
  43. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков //Школа здоровья.  1997.  № 1.  С. 7  13.
  44. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.  М.: Медицина, 1991.  272 с.
  45. Сухарев А.Г. Социально-гигиенический мониторинг детского и подросткового населения г. Москвы //Школа здоровья.  1998.  № 2. — С. 85.
  46. Уфлянд Ю.М. Влияние возраста, пола, конституции на силу различных мышечных групп //Физиологический журнал СССР им И.М. Сеченова.  1952.  Т. 38, № 2.  С. 247  257.
  47. Фельдман Г.А. Валеологическая оценка физического развития школьников //Валеология.  1997.  №1. С. 49  50 .
  48. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания.  М.: Физкультура и спорт.  2002.  256 с.
  49. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М: Академия, 2001. 476 с.
  50. Шапошников Е.А. Об индивидуальной и групповой оценке физического развития детей и подростков //Педиатрия.  2004.  № 12. -С. 5558.
  51. Шилов Д. Р. Совершенствование системы охраны здоровья школьников //ОБЖ. 1998.  № 6.  С. 33.
  52. Шкляренко А.П. Обоснование расширения двигательной деятельности при сколиозах //Успехи физиологических наук.  1995. Т. 26. № 1.  С. 122.
  53. Шкляренко А.П. Физиологическое обоснование использование средств физической культуры при сколиотической болезни у детей и подростков: Автореф. дис д-ра биол. наук. Краснодар, 2002.  48 с.
  54. Школа Е.О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе. Автореф. дис...канд. пед наук.  СПб., 1997.  19 с.
  55. Шляхтина С.Э. Режим дня школьника /С.Э. Шляхтина, В.А. Минкина.  М: Медицина, 1974.  81 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Уровень физической подготовленности учащихся 8–9 лет.

Физические способности

тест

возраст

пол

уровень

низкий

средний

Высок.

1.

скоростные

Бег 30м

Сек.

8

9

Д

М

Д

м

7,6

7,1

7,3

6,8

7,5-6,4

7,0-6,0

7,2-6,2

6,7-5,7

5,8

5,4

5,6

5,1

2

координационные

Бег 3по

10м

сек

8

9

Д

М

Д

м

11,7

10,4

10,2

10,8

11,3

9,5

9,3

9,7

10,2

9,1

8,8

9,3

3

Скоростно-силовой

Прыжок в длину

с места

см

8

9

Д

М

Д

м

85

110

90

120

110

125

130

140

150

165

155

175

4

выносливость

6 мин

Бег

мин

8

9

Д

М

Д

м

550

750

600

800

650

950

700

900

950

1150

1000

1200

5

гибкость

Наклон вперед

см

8

9

Д

М

Д

м

2

1

2

1

5

3

6

5

11,5

7

13

7,5

6

силовые

Подтягивания

8

9

Д

М

Д

м

3

1

3

1

7

3

10

4

14

4

16

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"

Курсовая работа Платонова А.Н. на тему: "Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"....

Развитие координационных способностей "особых" детей средствами жонглирования

ВИДЕОРОЛИК В РАЗДЕЛЕ ВИДЕОАдаптивная физическая культура в школе VIII вида классов "особый" ребенок....

методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"

Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...

Комплекс подвижных игр на развитие координационных способностей у младших школьников

Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств. ...

Подвижные игры на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста...