Развитие координационных способностей "особых" детей средствами жонглирования
рабочая программа по физкультуре по теме
ВИДЕОРОЛИК В РАЗДЕЛЕ ВИДЕО
Адаптивная физическая культура в школе VIII вида классов "особый" ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие координационных способностей "особых" детей средствами жонглирования | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие координационных способностей «особых» детей средствами жонглирования
Для детей класса «Особый» ребенок характерны тяжелые нарушения жизнедеятельности, которые затрудняют учебу, социальную адаптацию, развитие личностных качеств и практических способностей. Занятия с этими детьми носят интегративный характер и включают разные образовательные блоки, такие как формирование навыков социального ориентирования, самообслуживания, коммуникации, обучение грамоте и счету, бытовому и ручному труду, (Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А., 2000).
Для реализации этих направлений в классе «Особый» ребенок используются различные технологии: песочная терапия, арттерапия, рисование под музыку, работа с тестом, глиной, изготовление кукол и др. Совершенно очевидно, что все эти виды деятельности требуют развития зрительно-моторной координации, точных движений рук и пальцев и других координационных способностей, отстающих в развитии.
Выдвинуто предположение о том, что жонглирование предметами (мячами, шарами) в процессе адаптивного физического воспитания хотя бы частично позволит компенсировать двигательные нарушения и развить необходимые координационные способности у детей с умеренной умственной отсталостью.
Жонглирование это способность человека манипулировать предметами, подбрасывая их в воздух, ловя и снова подбрасывая. Жонглирование также означает способность выполнять задачи, требующие постоянной смены направления внимания, переключения с большей цели на мелкие подзадачи.
Цель исследования – обосновать экспериментальную программу обучения жонглированию детей с умеренной умственной отсталостью класса «Особый» ребенок.
Задачи исследования:
1. Дать медико-психолого-педагогическую характеристику детей класса «Особый» ребенок;
2. Оценить уровень координационных способностей детей;
3. Разработать экспериментальную программу обучения жонглированию детей класса «Особый» ребенок;
4. Выявить влияние экспериментальной программы на степень освоения детьми элементов жонглирования и развитие координационных способностей.
Содержанием экспериментальной программы является последовательное обучение элементам жонглирования, начиная с простых упражнений (с мячами, шарами разного объема, веса, цвета) с постепенным усложнением (перекаты, подбрасывание, бросок одного, двух мячей с отскоком, стоя на одной ноге, ловлей одной, двумя руками, с манипуляцией двумя предметами, в парах и др.). Все упражнения выполняются в игровой форме, являются доступными для данной категории детей, вызывают интерес и положительные эмоции.
Ожидаемый результат:
1. Овладение детьми класса «Особый» ребенок элементами жонглирования;
2. Развитие координационных способностей: согласованности движений, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, расстояния, точности движений, чувство ритма.
Исследование проводилось в ГС(К)ОУ школы VIII вида №46 «Центр РиМ». В исследовании участвовали 15 детей разных возрастных групп:
1 группа 7 – 8 лет – 4 человека;
2 группа с 12 по 21 год – 11 человек.
Классы «Особый» ребенок, в которых проводилось исследование, укомплектованы по 4 – 6 человек. В них обучаются дети с умеренной умственной отсталостью – органическим поражением головного мозга и ЦНС, энцефалопатией. Синдромом Каннера – 2 человека, синдромом Дауна – 3 человека, ДЦП – 3 человека, эпилепсией – 2 человека, алалией – 15 человек, астигматизмом – 4 человека.
В соответствии с программой обучения данной категории детей, в разных классах предусмотрены элементарные двигательные действия: бросание, ловля, метание. Программа была усилена и дополнена упражнениями с предметами (мячами D18 см.), включающими элементы жонглирования.
Участникам предлагалось изучение 13 элементов жонглирования двух уровней, с возрастающей сложностью, в основной части урока, по 10 – 12 минут, в течении 2,5 месяцев. Первая группа обучалась элементам жонглирования только первого уровня сложности.
Первое тестирование показало, что все дети плохо владеют предметными действиями. Не умеют бросать мяч, два мяча, с отскоком от пола и ловить его одной, двумя руками, удерживать равновесие на одной ноге.
Результаты исследования.
Первый уровень, состоящий из 7 приемов жонглирования, освоили все 15 участников исследования. Второй уровень: 8 приемов – 6 человек; 9 приемов – 5 человек; 10 приемов – 4 человека; 11 приемов – 4 человек; 12 приемов – 1 человек; 13 приемов – 1 человек.
Повторное тестирование позволило установить, что многие дети смогли освоить более сложные действия с мячом.
Таким образом, исходя из предварительных результатов, экспериментальная программа оказала в целом положительное влияние на двигательные возможности детей. В развитии координационных способностей наметилась явная тенденция к улучшению, но ожидаемые результаты не были достигнуты в полном объеме. По-видимому, решение поставленных задач требует большего времени.
Литература:
1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. 2000 Как помочь «Особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
2. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник/под общ. Ред. Л.В. Шапковой.- М.: Советский спорт, 2007.- 608 с.
3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. Ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК 2011. – 480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие координационных способностей детей младшего школьного возроста средствами ритмической гимнастики и аэробики
Статья о развитии координации детей в начальной школе....
«Средства и методы развития координационных способностей»
Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований, и называют координационными, направленными на развитие определенных КС. Их можно объединить в три группы: общеподготовительные, спе...
ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к дифференцированию силовых, временных и пр...
«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»
Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...
Развитие координационных способностей средствами вольных упражнений.
Вольные упражнения представляют собой различные сочетания движений руками, ногами, туловищем, головой. Основная цель - развитие и совершенствование координационных способностей, воспитание чуства ритм...
Развитие координационных способностей детей 9-11 лет средствами фитбол и кор-рибок.
Нами была разработана методика развития координационных способностей детей 9-11 лет средствами и методами фитбол и Кор-рибок. Для подтверждения эффективности методики был проведен педагогический экспе...
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА
На основе современных требований предьявляемых к подготовке занимающихся баскетболом, определены наиболее приемлимые специфические особенности целей и задач развития координационных способностей в стр...