Развитие координационных способностей детей младшего школьного возроста средствами ритмической гимнастики и аэробики
статья (физкультура и спорт) по теме

Статья о развитии координации детей в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_s_yarmorki.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ (АЭРОБИКИ)»

Автор: Колтовской Сергей Александрович

Учитель физической культуры

 МБОУ гимназии №11

Проживающего по адресу:

                                                                          143986, МО г. Железнодорожный,

                                                                  ул. Юбилейная, д.4, кор. 4, кв. 127

                                                                                        тел. 8-985-724-66-62

                                                                         e-mail: Gloomy666-86@mail.ru

Развитие координационных способностей младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики.

Одним из ключевых направлений, изложенных в Национальной  образовательной инициативе «Наша новая школа», является сохранение и укрепление здоровья школьников, в котором говорится, что дети  проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. [6]

В 2011 году введён новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребёнка интерес к учебе.

По ФГОС начального общего образования школьная программа должна формировать культуру здорового и безопасного образа жизни и  представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [7]

Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления их здоровья. Первая ступень государственного образования — дошкольное воспитание — наиболее трудоемкая и недостаточно изученная сфера жизни общества. В дошкольном воспитании на первое место ставится проблема физкультурного воспитания. Не в полной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей, слабо освещены вопросы последовательности и качества освоения двигательных навыков, методики воспитания физической культуры.

Современные условия жизни детей предъявляют требования к деятельности осуществляемой в вероятных неожиданно возникающих ситуациях, которые требует быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и биомеханической рациональности. Все эти качества связывают с понятием ловкость - где основой ее, являются координационные способности.

Младший школьный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 7-11 лет.

Как известно, процесс формирования координационных движений достаточно сложен по своему составу, как для детей, так и для инструктора по физической культуре, так как требует особой сосредоточенности, сконцентрированности и внимательности. Зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы повысить уровень координационных способностей у детей младшего школьного возраста, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной для детей форме, а именно разучивать движения на координацию, в комплексах ритмической гимнастики.

Вышесказанное определило выбор проблемы моего исследования: какими должны быть формы средства и методы физического воспитания для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Перед исследованием были проведены контрольные тесты динамических и психомоторных показателей в обоих испытуемых группах, а именно: в контрольной и экспериментальной.  Вначале были проведены тесты динамических показателей (чекание теннисного мяча о пол 10 сек.; прыжки на скакалке за 10 сек.; метание дротика в цель), затем психомоторных показателей нервной системы (теппинг-тест за 10 сек.; тремор - 5 кругов разных диаметров; тремор - 5 желобов разной ширины; скорость реакции). После этого в течение 6 месяцев проводились занятия с обеими группами по следующей направленности:

- с экспериментальной группой занятия ритмической гимнастикой;

- с контрольной группой занятия по учебному плану.

  По окончанию исследования. Были проведены контрольные тесты и сняты показания результатов. При сравнении полученных экспериментальных данных было установлено, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения в уровне координационных способностей по сравнению с контрольной группой. Разумеется, положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты отличались от исходных данных. Однако темп прироста в экспериментальной группе оказались значительно выше, чем в контрольной.

В результате проведенного педагогического эксперимента выявилась эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов ритмической гимнастики могут находить широкое применение в общеобразовательных школьных учреждениях. В процессе занятий ритмической гимнастикой повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.

В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы, где педагогическими условиями развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста являются комплексы ритмической гимнастики включающие в себя общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения, которые подчинены определенному темпу, ритму выполнения и сопровождающиеся различной по характеру музыкой.

Библиографический список используемой литературы

Дети и здоровье. - (Материалы научно-практической конференции по проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 1993.

Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 157 с.: ил. – (Школа развития).

Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.

Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы: Кн. для учащихся и родителей. -М., 1994.

Средство массовой информации «Интернет».

Статья о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым от 21 января 2010 года .

 Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Формирование устойчивого интереса к физкультурно –оздоровительным занятиям у детей младшего школьного возраста средствами фитбол-гимнастики

В статье представлены результаты исследования влияния программы занятий фитбол-гимнастикой на уровень интереса младших школьников к занятиям физической культурой, а так же на уровень развития гибкости...

Развитие координационных способностей детей 9-11 лет средствами фитбол и кор-рибок.

Нами была разработана методика развития координационных способностей детей 9-11 лет средствами и методами фитбол и Кор-рибок. Для подтверждения эффективности методики был проведен педагогический экспе...

Развитие общей гибкости у детей младшего школьного возраста средствами художественной гимнастики

Актуальность данной темы заключается  в том, что развитие гибкости у  детей составляет одну из главных предпосылок движений и обеспечивает способность выполнять движения с наибольшей амплиту...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Данная тема широко рассмотрена в научно-методической литературе, в работе показано становление и структура координационных способностей; их развитие, положительное влияние и взаимосвязь ритмической ги...