«Средства и методы развития координационных способностей»
план-конспект урока по физкультуре по теме

 

Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований, и называют коорди­национными, направленными на развитие оп­ределенных КС. Их можно объединить в три группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и группа, сочетающая в себе обще- и специально-подготовительные упраж­нения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8».

             Доклад

Тема:

«Средства и методы развития координационных способностей».

        Учитель физической культуры:

Голиков М.А.

                                   Саранск.


В качестве средств развития КС могут использоваться самые разнообразные упражнения, если их выполнение связано с преодолением координационных трудностей (новые упражнения или знакомые, но осуществляемые в измененных условиях) либо требует от исполнителя точности, быстроты, рациональности, находчивости в осуществлении сложных в координационном отношении двигательных действий.

Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований, и называют координационными, направленными на развитие определенных КС. Их можно объединить в три группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и группа, сочетающая в себе обще- и специально-подготовительные упражнения.

Группа общеподготовительных координационных упражнений. Теоретически можно говорить о безграничном перечне этих упражнений. Однако практически он ограничен рядом обстоятельств: затратами времени, которое можно выделить на них без ущерба для других упражнений; возрастными особенностями (в младшем школьном возрасте доля использования их выше, чем в среднем и старшем); половыми и индивидуальными различиями (например, в старшем школьном возрасте у юношей больше представлены общеразвивающие упражнения силовой направленности— с гирями, гантелями, штангой, а у девушек— с обручем, булавами, лентами, скакалками, мячами); материально-техническими условиями занятий.

Условно группу общеподготовительных координационных упражнений можно разделить на несколько подгрупп.

Первая подгруппа. Упражнения, обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений. Сюда входят новые упражнения или новые их варианты, рекомендованные школьной программой для освоения в каждом классе.

Вторая подгруппа. Упражнения по расширению двигательного опыта (общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; относительно простые и достаточно сложные упражнения, выполняемые в измененных условиях, при изменении положения тела или его частей и т. д.). Данные упражнения, содержащие повышенные координационные требования, направлены главным образом на правильное (качественная сторона) и точное (количественная сторона) выполнение движений по амплитуде, направлению, темпу, ритму.

Третья подгруппа. Общеразвивающие координационные упражнения, подобранные по типу: «на силу», «на быстроту», «на выносливость», «на гибкость».

Четвертая подгруппа. Упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (выработка чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий; улучшение сенсомоторных реакций, рече-мыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движения).

Группа специально-подготовительных координационных упражнений, круг которых ограничен спецификой избранного вида спорта. Ее также можно разделить на подгруппы.

Первая подгруппа. Подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий.

Вторая подгруппа. Развивающие упражнения, направленные главным образом на воспитание КС, имеющих место в конкретных видах спорта.

Деление на подводящие и развивающие упражнения, разумеется, весьма условно, ибо форму от содержания движений оторвать можно лишь мысленно. В частности, осваивая и закрепляя с помощью подводящих упражнений технику любого вида спорта, мы развиваем тем самым и соответствующие КС. В свою очередь, формируя КС с помощью развивающих упражнений, мы создаем предпосылки и для приобретения вариативной техники движений.

Третья подгруппа. Упражнения по развитию специфических КС: способностей к ориентированию в пространстве, к кинестезическому дифференцированию, к ритму, к сохранению равновесия, к вестибулярной устойчивости, которые имеют особо важное значение для отдельных видов спортивной и трудовой деятельности.

Четвертая подгруппа. Упражнения по выработке так называемых специализированных психофизиологических функций: восприятий или чувств, имеющих место в конкретных видах спорта (чувство планки, метательного снаряда, мяча, воды и т. д.); сенсомоторных реакций (в боксе, фехтовании, борьбе, спортивных играх); мнемических (оперативная двигательная память) и интеллектуальных компонентов (быстрота и качество оперативного мышления, способностей к предвидению изменения ситуации в ограниченном интервале); рече-мыслительных процессов (проговаривание действия вслух и про себя с одновременным осмысливанием конкретных кинестезических ощущений); идеомоторных реакций (представление движений при выполнении данного упражнения в целом или по частям, параметров этих движений).

Упражнения   третьей   и   четвертой   подгрупп нужно умело включать в урок физической культуры при прохождении разделов «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Спортивные игры» и др., использовать в процессе профессионально-прикладной физической подготовки школьников и в занятиях с юными спортсменами (по мере повышения спортивного и профессионального мастерства доля этих упражнений увеличивается).

Для сопряженного воздействия на координационные и физические способности применяют в различных сочетаниях, как мы уже говорили, обще- и специально-подготовительные координационные упражнения.

В качестве примеров соединения скоростных способностей и КС могут быть названы упражнения в чередовании: бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30—90 % от максимальной (с обязательным определением времени пробегания отрезка самим учащимся и коррекцией скорости бега педагогом); максимальной скорости со скоростью 30—90 % от максимальной в плавании, лыжных и конькобежных забегах; пробегание разных отрезков по прямой с преодолением их при изменении направления движения, скорости бега, того и другого вместе.

В качестве примеров упражнений, соединяющих развитие выносливости и КС, приведем упражнения: в продолжительном беге по сильно пересеченной (желательно незнакомой) местности; в передвижении на лыжах, езде на велосипеде; в длительном беге по песку, снегу.

Как координационные упражнения, в которых гармонически соединено развитие гибкости и КС, можно назвать упражнения, выполняемые с предметами, на гимнастической стенке, в парах и т. д.

В преобразованном виде общеподготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения можно проводить как игровые и соревновательные. Игровые и соревновательные упражнения (особенно элементы единоборства и борьбы, подвижные и спортивные игры) являются действенным средством развития КС, так как при их выполнении создаются условия для максимального и подчас неожиданного проявления КС. Разумеется, в процессе игровых и соревновательных упражнений у учащихся развиваются не только КС, но физические и умственные способности, совершенствуются своеобразные навыки и умения, волевые качества. Поэтому данные упражнения являются комплексным средством развития и совершенствования самых разнообразных свойств личности.

Соревновательные упражнения весьма разнообразны. Ряд из них носит характер узконаправленных и ограниченных по двигательному составу действий. В этом случае и число КС, проявляющихся в них, также узконаправлено и ограничено. К ним относятся упражнения, в основе которых лежат циклические и ациклические (легкоатлетические прыжки

движения, метательные двигательные действия с акцентом на силу, поднимание тяжестей. Своеобразно, но все же достаточно однородно проявляются КС в гимнастике, акробатике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду, на батуте.

В то же время такие виды спорта, как легкоатлетические многоборья, современное пятиборье, лыжное двоеборье, биатлон, требуют для своего осуществления самых разнообразных КС, характерных для так называемых многоструктурных соревновательных упражнений. В основе соревновательных упражнений типа единоборств, спортивных игр, преодоления полос препятствий тоже лежит подвижная и варьируемая в зависимости от условий совокупность самых различных сочетаний двигательных действий. Поэтому и проявляемые при этом КС носят разнообразный характер.

В соответствии с принципом преимущественного воздействия на КС координационные упражнения можно разделить на аналитические (направленные преимущественно на развитие одной КС) и синтетические (содействующие формированию двух и более КС).

Для развития КС у детей школьного возраста применяются различные методы. По признакам стандартизации или варьирования воздействий на уроке физической культуры, внеклассных занятиях выделяют методы стандартно-повторного упражнения и методы вариативного (переменного) упражнения.

Методы стандартно-повторного упражнения используются для развития КС в младших, а также в средних и старших классах при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий. Это и понятно, ибо овладеть новым двигательным действием можно лишь после ряда повторений его в относительно стандартных условиях.

Методы вариативного (переменного) упражнения, по мнению большинства практиков и исследователей, являются главными методами развития КС. Поэтому на них мы остановимся более подробно.

Методы вариативного (переменного) упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: как методы строго и не строго регламентированного варьирования.

К методам строго регламентированного варьирования можно отнести (разумеется, условно) три группы методических приемов.

Первая группа методических приемов подразумевает строго регламентированное варьирование отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия. Для развития КС первой группой методических приемов используются упражнения с изменением: направления движений, силовых компонентов, скорости или темпа движений, ритма движений, исходных и конечных положений при выполнении общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, пространственных границ, в которых выполняются упражнения, способы выполнения действия.

Вторая группа методических приемов способствует развитию КС при выполнении первичных двигательных действий в непривычных сочетаниях. Применяются упражнения: с усложнением привычного действия добавочными движениями, включающими комбинированные двигательные действия в непривычных сочетаниях; с «зеркальным» выполнением движений.

Третья группа методических приемов требует введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования. Здесь используются упражнения: с введением различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий; с усложнением координационных движений действиями типа жонглирования; с выполнением освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата; на совершенствование в технике двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки

или на фоне утомления; в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль; с введением заранее и точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх.

Методы не строго регламентированного варьирования также содержат несколько методических приемов использования упражнений для развития КС. Применяются упражнения: связанные с варьированием использования обычных условий естественной среды, непривычных снарядов, инвентаря, оборудования; направленные на осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических действий в условиях, не строго регламентирующих взаимодействия соперников или партнеров; «игрового варьирования» с использованием игрового и соревновательного методов (например, игровое соперничество в искусстве создания новых вариантов индивидуальных, групповых и командных тактических действий в спортивных играх; выполнение упражнений на гимнастических снарядах в порядке условного соперничества с партнерами и т. п.).

При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо соблюдать следующие основные правила:

1. Использовать небольшое количество повторений (8—12 раз) разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением.

2. Многократно повторять эти упражнения при как можно более частой и целенаправленной вариативности выполнения • отдельных элементов и двигательного действия в целом, а также изменении условий их осуществления.

Говорить о том, что какие-то из перечисленных методических приемов являются наиболее эффективными в развитии и совершенствовании КС школьников, нет никаких оснований. Ряд приемов эффективны в одних условиях, другие — в иных. Это зависит от задач, решаемых в уроке, возможностей школы и учителя, подготовленности учащихся, их возраста, пола, индивидуальных особенностей и других факторов. Важно, однако, в течение всего учебного года и каждого из периодов обучения детей в школе обеспечить всестороннее и целенаправленное применение указанных приемов при прохождении всех разделов учебной программы. Необходимо при этом учитывать, что методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании КС в младшем и среднем школьном возрасте, а методы нестрого регламентированного упражнения — в старшем. Последние методы должны быть особо широко представлены также в секционных занятиях с юными спортсменами.

Для развития КС (особенно специфических, относящихся к конкретным видам спорта) в современной практике физического воспитания школьников все шире применяют так называемые специализированные средства, методы и методические приемы. Основное их назначение состоит в том, чтобы обеспечить адекватные зрительные восприятия и представления; дать объективную информацию о параметрах выполняемых двигательных действий; способствовать исправлению отдельных параметров движений по ходу их выполнения; воздействовать на все органы чувств, которые участвуют в управлении и регулировке движений.

К специализированным можно отнести: средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации, позволяющие просматривать видеомагнитофонную запись и анализировать записанную технику движений, выполненных юным спортсменом; метод идеомоторного упражнения, состоящий в попытках мысленного воспроизведения в сознании четких двигательных ощущений и восприятий двигательного действия в целом или отдельных его характеристик- перед фактическим выполнением движений; средства и методические приемы лидирования, ориентирования и избирательной демонстрации, позволяющие выполнять упражнения под звуко- или светолидеры, воссоздать пространственные, временные и ритмические характеристики движений и воспринять эти характеристики зрительно, на слух или тактильно; условия направленного «прочувствования» движений, которые основаны на применении специальных тренажерных устройств, используемых, например, при прохождении гимнастического, легкоатлетического и другого учебного материала школьной программы.

Данные специализированные средства и методы развития КС следует рассматривать как подчиненные основным. Их широкое применение в физическом воспитании школьников сдержи- / вается рядом обстоятельств, прежде всего ' ограниченным временем урока, отсутствием единых тренажеров, технических устройств и приспособлений, оборудования для этих целей. Однако в последнее время возрастает как арсенал специализированных средств и методов, так и более умелое применение их в практике физического воспитания (об этом можно судить хотя бы по числу публикаций на страницах журнала «Физическая культура в школе» за последние несколько лет). Понятно, что все это является дополнительным путем оптимизации управления учебно-воспитательным процессом на уроках физической культуры, а также всем процессом координационного совершенствования школьников.

Таким образом, зная, для чего надо развивать КС, располагая сведениями о целях и задачах, о средствах, методах и методических приемах развития КС детей школьного возраста, учитель физической культуры при желании найдет много возможностей по использованию учебного материала комплексной программы физического воспитания учащихся для целенаправленного осуществления процесса координационного совершенствования учащихся. Этот процесс, как показывают передовая практика и результаты исследований, можно и нужно осуществлять на протяжении всех лет обучения детей в школе на всех уроках физической культуры, используя для этого различные организационно-методические формы занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие координационных способностей "особых" детей средствами жонглирования

ВИДЕОРОЛИК В РАЗДЕЛЕ ВИДЕОАдаптивная физическая культура в школе VIII вида классов "особый" ребенок....

ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к дифференцированию силовых, временных и пр...

Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».

Цель  -  развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью  подражательными  упражнениями....

Средства и методы развития силовых способностей борцов 13-14 лет

Сила – одно из самых главных качеств борца. Как правило, борцы имеют крайне развитые мышцы туловища и конечностей, нужно отметить, что высокий уровень силовой подготовки – верный залог сох...

Статья: Средства и методы развития силовых способностей учащихся 7-11 классов на уроках физической культуры.

Одним из основных для силовой подготовки спортсменов является метод максимальных усилий, который предусматривает выполнение заданий, связанных с преодолением максимального сопротивления (подниман...