Средства коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений.
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_korrektsii_i_razvitiya_koordinatsionnyh_sposobnostey.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства коррекции и развития координационных способностей
с помощью скоростно-силовых упражнений.
Средствами развития скоростно-силовых способностей являются физические упражнения с отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие упражнения называются скоростно-силовыми. Скоростно-силовыми (мощностными) являются такие динамические упражнения, в которых ведущие мышцы одновременно проявляют относительно большие силу и скорость сокращения, т. е. большую мощность. Максимальная мощность мышечного сокращения достигается в условиях максимальной активации мышцы при скорости укорочения около 30% от максимальной для ненагруженной мышцы. Максимальную мощность мышцы развивают при внешнем сопротивлении (грузе), составляющем 30-50% от их максимальной (статической) силы. Предельная продолжительность упражнении с большой мощностью мышечных сокращений находится в диапазоне, от 3-5 с до 1-2 мин - в обратной зависимости от мощности мышечных сокращений (нагрузки). Мощность играет важнейшую роль в скоростно-силовых упражнениях. Упражнения условно подразделяются на основные и дополнительные.
Основные средства:
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:
- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
-упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа.
4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов.
Дополнительные средства:
1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т.п.)
2. Упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.)
3. Упражнения с противодействием партнера.
Некоторые примеры выше перечисленных упражнений:
- Бег с высоким с подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе - 15-30 м.
- Бег (прыжки) по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе - 20-40 м.
- Бег в гору (крутизна - 20°) в среднем и быстром темпе - 15-25 м.
- Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед - 10-30 прыжков.
- Выпрыгивание из глубокого приседа - 16-20 прыжков.
- Прыжки на одной ноге с продвижением вперед - 15-30 м на каждой ноге.
- Многократные прыжки через препятствия (гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания - 30-40 прыжков.
- Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками.
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на время.
Все выше перечисленные упражнения, для развития скоростно-силовых способностей, задаются в зонах максимальной и субмаксимальной мощности.
1. Комплекс прыжковых упражнений для развития
скоростно-силовых качеств.
№п/п | Содержание | Кол-во подходов | Количество повторений в одном подходе | ||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||
1. | Прыжки на двух ногах через поролоновые кубики | 2-3 | 4-6 | 6-8 | 8-10 |
2. | Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через поролоновые кирпичики | 1-2 |
| 6-8 | 8-10 |
3. | Прыжки на правой, левой ноге | 1-2 |
| 4-6 | 6-8 |
4. | Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по два | 2-3 | 2-3 | 3-4 | 4-5 |
5. | Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по три | 2-3 |
| 3-4 | 4-5 |
6. | Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по четыре | 1-2 |
| 1-2 | 1-2 |
7. | Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по два | 2-3 | 2-3 | 3-4 | 4-5 |
8. | Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по три | 1-2 |
| 2-3 | 3-4 |
9. | Подскоки на двух ногах на автомобильных шинах | 2-3 | 5-6 | 6-8 | 8-10 |
Для развития скоростно-силовых качеств можно использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя.
На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо создать облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиком из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений.
Для ребят старших возрастов упражнения могут быть следующими:
1. Быстрая смена ног в выпаде (с отягощением на поясе, на плечах, с гантелями в руках).
2. Из упора лежа сзади быстрый подъем тела и ног.
3. Прыжки на одной ноге.
4. Прыжки вверх с отягощением в руках, на поясе, плечах.
5. Прыжки на предметы.
6. Прыжки с доставанием предметов.
7. Прыжки вверх с одновременным подтягиванием ног к туловищу.
8. Прыжки через предметы.
9. Спрыгивание на две и одну ногу с последующим прыжком вверх или вперед.
10. Многократные прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге.
11. Прыжки с изменением направления движения (по точкам).
12. Броски из различных положений двумя руками, одной рукой набивного мяча, мешка с песком.
13. Отталкивания от стены, от пола двумя руками и одной рукой.
14. Броски подвешенных отягощений.
15. Наклоны и повороты туловища без отягощения и с отягощением.
Соответственно, количнство подходов и повторений определяется индивидуальными возможностями.
Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к занятиям одно из них можно провести с использованием круговой формы организации. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Количество упражнений, их интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям.
2. Основные упражнения для коррекции и развития равновесия.
Комплекс упражнений для коррекции и развития равновесия (на примере младшего возраста).
№ п/п | Содержание
| Кол-во подходов | Количество повторений | |
6-7 лет | 7-8 лет | |||
1. | Стойка на носках, руки внизу. | 3 | 15 секунд | 20 секунд |
2. | Стойка на правой (левой) ноге, руки внизу. | 4 | 15 секунд | 20 секунд |
3.
| Ходьба с мешочком на голове, по дорожке шириной 15-25 см. | 3 | 3 -5 м | 5 – 7 м |
4. | Ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы, лежащей на полу. |
3 |
3 м |
4 м |
6. | Прыжки на двух ногах по наклонной доске вверх. | 3 | 3 м | 4 м |
7.
| Бег вверх – вниз по наклонной доске или гимнастической скамейке. | 3 | 4 – 5 м | 5 – 6 м |
8. | Балансировка на набивных мячах (3кг). | 3-5 | до 30 секунд | до 45 секунд |
9. | Ходьба по канату (на полу) вдоль и приставными шагами поперек, руки в стороны. | 1-2 | 4-5 м | 5-6 м |
Комплекс упражнений для коррекции вестибулярной функции (на примере младшего возраста).
№ п/п | Содержание | Кол-во подходов | Кол-во повторений в одном подходе | |
6-7 лет | 7-8 лет | |||
1 | Наклоны и повороты головы в разных плоскостях | 1 минута | 1 минута | |
2 | Повороты головы при наклоненном туловище | 1 минута | 1 минута | |
3 | Повороты на 90°, 180°, 360° (то же с прыжком). | 2 минуты | 3 минуты | |
4 | Ходьба и бег с остановками по сигналу. | - | 2 минуты | 3 минуты |
5 | «Челночный бег». | 3-5 | 10 м | 12 м |
6 | Подскоки с остановкой по сигналу. | - | 2 минуты | 3 минуты |
7 | Подскоки вперед с остановкой и движением в противоположную сторону. | - | 2 минуты | 3 минуты |
8 | Кувырки вперед с открытыми глазами (с закрытыми глазами). | 3 | 5 | 6 |
9 | Кувырки с последующей ходьбой по линии. | 3 | 5 | 6 |
10 | Кувырки с последующей ходьбой боком, спиной вперед по гимнастической скамейке, линии. | 1-2 | 5 | 6 |
11 | Перекат со спины на живот «бревнышка», глаза открыты (закрыты). | 2 | 5-6 м | 7-8 м
|
12 | «Брёвнышко» с последующей ходьбой по линии (бревну, гимнастической скамейке). | 2 | 5-6 м | 6-7 м |
13 | Прыжки со скакалкой с изменением темпа | 3 | 15-30 секунд | 30-40 секунд |
Коррекционная направленность упражнений.
Упражнения | Коррекционная направленность | |
прыжки | ||
Прыжки через предметы, расположенные на одинаковом и разном расстоянии | Дифференцировка расстояния и усилий, глазомер, чувство ритма | |
Многоскоки (различные) | Согласование движения рук и ног, чувство ритма, координация движений | |
Прыжки на одной ноге (левой, правой) | Динамическое равновесие, согласованность движений рук и ног | |
Прыжки на автомобиль ной покрышке | Преодоление чувства страха, дифференциация динамических и пространственных параметров, чувство ритма | |
Прыжок в длину с места на максимальный результат и на заданное расстояние | Координация движений, дифференцирование пространственных и динамических усилий | |
То же с подкидного моста | Преодоление чувства страха, дифференцирование пространственных и временных параметров | |
Прыжок в длину с раз бега на максимальный результат и на заданное расстояние | Координация движений, согласование движения рук и ног, усвоение темпа и ритма | |
Прыжок вверх с места с доставанием подвешенного предмета | Дифференцирование мышечных усилий, пространства, глазомер | |
То же с подкидного моста | Преодоление чувства страха, дифференцирование пространства и усилий | |
Прыжок в высоту с разбега | Согласование движения рук и ног, дифференцирование мышечных усилий, координация движений | |
То же с подкидного моста | Преодоление страха, пространственная ориентация, координация движения | |
Спрыгивание со скамейки, куба (10—30 см) с приземлением в указанное место (при соблюдении техники безопасности) | Дифференцирование мышечных усилий, пространственных параметров движения | |
Впрыгивание на гимнастические маты (высота 15—45 см) | Согласование движения рук и ног, дифференцирование мышечных усилий и пространственных параметров | |
Прыжки с короткой и длинной скакалкой (различные) | Динамическое равновесие, согласование движения рук и ног, чувство ритма | |
бег | ||
Бег по разметке (10 м) | Усвоение темпа и ритма, динамическое равновесие, дифференциация пространственных и динамических параметров | |
Бег через кирпичики (высота 5—15 см) | Преодоление чувства страха, дифференцирование расстояния, ритма | |
Бег с изменением направления по сигналу | Концентрация внимания, развитие слухового восприятия, дифференцирование пространственных параметров | |
Бег по кругу (вправо-влево) с изменением диаметра круга | Дифференцирование мышечных усилий, динамическое равновесие, согласование движения рук и ног | |
Бег из различных исходных положений (присед, сед, сед спиной к направлению движения, лежа) | Координация движения, концентрация внимания, развитие слухового восприятия | |
Бег по сигналу, догоняя партнера | Концентрация внимания, развитие слуха, пространственное дифференцирование | |
Челночный бег 3x5 м | Ориентировка в пространстве, концентрация внимания | |
метание | ||
Метание снаряда на дальность правой и левой рукой) | Дифференцирование пространственных и мышечных усилий, координация движения | |
Метание снаряда в горизонтальную и вертикальную цель сверху, снизу, сбоку | Дифференцирование динамических параметров, мышечных усилий Координация движений, дифференцирование пространственных параметров | |
Метание различных по весу и диаметру снарядов на дальность и в цель | Дифференцирование динамических усилий, координация движения | |
Упражнения с набивным мячом | ||
Толкание от груди | Дифференцировка мышечных усилий, координация движения, согласование движений рук и ног | |
Бросок мяча из-за головы | ||
Бросок мяча снизу | ||
Бросок мяча из-за головы в и.п. сидя, ноги врозь | ||
Бросок мяча от груди в и.п. сидя ноги врозь | ||
Бросок мяча ногами вперед | ||
То же в и. п. сидя, упор руками сзади | ||
Бросок мяча из-за головы в и. п. лежа на груди, локти на весу | ||
Толкание мяча правой (левой) рукой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Средства и методы развития координационных способностей»
Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований, и называют координационными, направленными на развитие определенных КС. Их можно объединить в три группы: общеподготовительные, спе...
доклад на тему "Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с речевыми нарушениями".
Представлены игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия...
Развитие координационных способностей средствами вольных упражнений.
Вольные упражнения представляют собой различные сочетания движений руками, ногами, туловищем, головой. Основная цель - развитие и совершенствование координационных способностей, воспитание чуства ритм...
Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».
Цель - развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью подражательными упражнениями....
Статья «Развитие координационных способностей с помощью упражнений с фитбольными мячами».
Фитнес - что это? В переводе с английского языка фитнес - вести активный образ жизни, то есть, быть в форме. Фитнес — это стиль жизни, помогающий поддерживать и физическое и духовное состояние в...
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НАЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ К...
Подражательные упражнения как эффективное средство развития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры
Подражательные упражнения как эффективное средстворазвития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры...