Средства коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства коррекции и развития координационных способностей

с помощью скоростно-силовых упражнений.

   Средствами развития скоростно-силовых способностей являются физические упражнения с отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие упражнения называются скоростно-силовыми. Скоростно-силовыми (мощностными) являются такие динамические упражнения, в которых ведущие мышцы одновременно проявляют относительно большие силу и скорость сокращения, т. е. большую мощность. Максимальная мощность мышечного сокращения достигается в условиях максимальной активации мышцы при скорости укорочения около 30% от максимальной для ненагруженной мышцы. Максимальную мощность мышцы развивают при внешнем сопротивлении (грузе), составляющем 30-50% от их максимальной (статической) силы. Предельная продолжительность упражнении с большой мощностью мышечных сокращений находится в диапазоне, от 3-5 с до 1-2 мин - в обратной зависимости от мощности мышечных сокращений (нагрузки). Мощность играет важнейшую роль в скоростно-силовых упражнениях. Упражнения условно подразделяются на основные и дополнительные.

Основные средства:

1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);

- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

-упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа.

4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов.

Дополнительные средства:

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т.п.)

2. Упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.)

3. Упражнения с противодействием партнера.

Некоторые примеры выше перечисленных упражнений:

- Бег с высоким с подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе - 15-30 м.

- Бег (прыжки) по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе - 20-40 м.

- Бег в гору (крутизна - 20°) в среднем и быстром темпе - 15-25 м.

- Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед - 10-30 прыжков.

- Выпрыгивание из глубокого приседа - 16-20 прыжков.

- Прыжки на одной ноге с продвижением вперед - 15-30 м на каждой ноге.

- Многократные прыжки через препятствия (гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания - 30-40 прыжков.

- Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками.

- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на время.

Все выше перечисленные упражнения, для развития скоростно-силовых способностей, задаются в зонах максимальной и субмаксимальной мощности.

1. Комплекс прыжковых упражнений для развития

скоростно-силовых качеств.

№п/п

Содержание

Кол-во подходов

Количество повторений в одном подходе

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1.

Прыжки на двух ногах через поролоновые кубики

2-3

4-6

6-8

8-10

2.

Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через поролоновые кирпичики

1-2

 

6-8

8-10

3.

Прыжки на правой, левой ноге

1-2

 

4-6

6-8

4.

Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по два

2-3

2-3

3-4

4-5

5.

Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по три

2-3

 

3-4

4-5

6.

Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по четыре

1-2

 

1-2

1-2

7.

Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по два

2-3

2-3

3-4

4-5

8.

Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по три

1-2

 

2-3

3-4

9.

Подскоки на двух ногах на автомобильных шинах

2-3

5-6

6-8

8-10

  Для развития скоростно-силовых качеств можно использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя.

   На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо создать облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиком из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений.

Для ребят старших возрастов упражнения могут быть следующими:

1. Быстрая смена ног в выпаде (с отягощением на поясе, на плечах, с гантелями в руках).
2. Из упора лежа сзади быстрый подъем тела и ног.
3. Прыжки на одной ноге.
4. Прыжки вверх с отягощением в руках, на поясе, плечах.
5. Прыжки на предметы.
6. Прыжки с доставанием предметов.
7. Прыжки вверх с одновременным подтягиванием ног к туловищу.
8. Прыжки через предметы.
9. Спрыгивание на две и одну ногу с последующим прыжком вверх или вперед.
10. Многократные прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге.
11. Прыжки с изменением направления движения (по точкам).
12. Броски из различных положений двумя руками, одной рукой набивного мяча, мешка с песком.
13. Отталкивания от стены, от пола двумя руками и одной рукой.
14. Броски подвешенных отягощений.
15. Наклоны и повороты туловища без отягощения и с отягощением.

Соответственно, количнство подходов и повторений определяется индивидуальными возможностями.

  Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к занятиям одно из них можно провести с использованием круговой формы организации. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Количество упражнений, их интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям.

2. Основные упражнения для коррекции и развития равновесия.

Комплекс упражнений для коррекции и развития равновесия (на примере младшего возраста).

 

№ п/п

Содержание

 

 

Кол-во подходов

Количество повторений

6-7 лет

7-8 лет

1.

Стойка на носках, руки внизу.

3

15 секунд

20 секунд

2.

Стойка на правой (левой) ноге, руки внизу.

4

15 секунд

20 секунд

3.

 

Ходьба с мешочком на голове, по дорожке шириной  15-25 см.

3

3 -5 м

5 – 7 м

4.

Ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы, лежащей на полу.

 

3

 

3 м

 

4 м

6.

Прыжки на двух ногах по наклонной доске вверх.

3

3 м

4 м

7.

 

Бег вверх – вниз по наклонной доске или гимнастической скамейке.

3

4 – 5 м

5 – 6 м

8.

Балансировка на набивных мячах (3кг).

3-5

до 30 секунд

до 45 секунд

9.

Ходьба по канату (на полу) вдоль и приставными шагами поперек, руки в стороны.

1-2

4-5 м

5-6 м

 

 

Комплекс упражнений для коррекции вестибулярной функции (на примере младшего возраста).

№ п/п

Содержание

Кол-во подходов

Кол-во повторений в одном подходе

6-7 лет

7-8 лет

1

Наклоны  и  повороты  головы  в  разных  плоскостях

1 минута

1 минута

2

Повороты  головы  при наклоненном туловище

1 минута

1 минута

3

Повороты на 90°, 180°, 360° (то же с прыжком).

2 минуты

3 минуты

4

Ходьба и бег с остановками по сигналу.

-

2 минуты

3 минуты

5

«Челночный бег».

3-5

10 м

12 м

6

Подскоки с остановкой по сигналу.

-

2 минуты

3 минуты

7

Подскоки вперед с остановкой и движением в противоположную сторону.

-

2 минуты

3 минуты

8

Кувырки вперед с открытыми глазами (с закрытыми глазами).

3

5

6

9

Кувырки с последующей ходьбой по линии.

3

5

6

10

Кувырки с последующей ходьбой боком, спиной вперед по гимнастической скамейке, линии.

1-2

5

6

11

Перекат со спины на живот «бревнышка», глаза открыты (закрыты).

2

5-6 м

7-8 м

 

12

«Брёвнышко» с последующей ходьбой по линии (бревну, гимнастической скамейке).

2

5-6 м

6-7 м

13

Прыжки со скакалкой с изменением темпа

3

15-30 секунд

30-40 секунд

Коррекционная направленность упражнений.

Упражнения

Коррекционная направленность

прыжки

Прыжки через предметы, расположенные на одинаковом и разном расстоянии

Дифференцировка расстояния и усилий, глазомер, чувство ритма

Многоскоки (различные)

Согласование движения рук и ног, чувство ритма, координация движений

Прыжки на одной ноге (левой, правой)

Динамическое равновесие, согласованность движений рук и ног

Прыжки на автомобиль ной покрышке

Преодоление чувства страха, дифференциация динамических и пространственных параметров, чувство ритма

Прыжок в длину с места на максимальный результат и на заданное расстояние

Координация движений, дифференцирование пространственных и динамических усилий

То же с подкидного моста

Преодоление чувства страха, дифференцирование пространственных и временных параметров

Прыжок в длину с раз бега на максимальный результат и на заданное расстояние

Координация движений, согласование движения рук и ног, усвоение темпа и ритма

Прыжок вверх с места с доставанием подвешенного предмета

Дифференцирование мышечных усилий, пространства, глазомер

То же с подкидного моста

Преодоление чувства страха, дифференцирование пространства и усилий

Прыжок в высоту с разбега

Согласование движения рук и ног, дифференцирование мышечных усилий, координация движений

То же с подкидного моста

Преодоление страха, пространственная ориентация, координация движения

Спрыгивание со скамейки, куба (10—30 см) с приземлением в указанное место (при соблюдении техники безопасности)

Дифференцирование мышечных усилий, пространственных параметров движения

Впрыгивание на гимнастические маты (высота 15—45 см)

Согласование движения рук и ног, дифференцирование мышечных усилий и пространственных параметров

Прыжки с короткой и длинной скакалкой (различные)

Динамическое равновесие, согласование движения рук и ног, чувство ритма

бег

Бег по разметке (10 м)

Усвоение темпа и ритма, динамическое равновесие, дифференциация пространственных и динамических параметров

Бег через кирпичики (высота 5—15 см)

Преодоление чувства страха, дифференцирование расстояния, ритма

Бег с изменением направления по сигналу

Концентрация внимания, развитие слухового восприятия, дифференцирование пространственных параметров

Бег по кругу (вправо-влево) с изменением диаметра круга

Дифференцирование мышечных усилий, динамическое равновесие, согласование движения рук и ног

Бег из различных исходных положений (присед, сед, сед спиной к направлению движения, лежа)

Координация движения, концентрация внимания, развитие слухового восприятия

Бег по сигналу, догоняя партнера

Концентрация внимания, развитие слуха, пространственное дифференцирование

Челночный бег 3x5 м

Ориентировка в пространстве, концентрация внимания

метание

Метание снаряда на дальность правой и левой рукой)

Дифференцирование пространственных и мышечных усилий, координация движения

Метание снаряда в горизонтальную и вертикальную цель сверху, снизу, сбоку

Дифференцирование динамических параметров, мышечных усилий Координация движений, дифференцирование пространственных параметров

Метание различных по весу и диаметру снарядов на дальность и в цель

Дифференцирование динамических усилий, координация движения

Упражнения с набивным мячом

Толкание от груди

Дифференцировка мышечных усилий, координация движения, согласование движений рук и ног

Бросок мяча из-за головы

Бросок мяча снизу

Бросок мяча из-за головы в и.п. сидя, ноги врозь

Бросок мяча от груди в и.п. сидя ноги врозь

Бросок мяча ногами вперед

То же в и. п. сидя, упор руками сзади

Бросок мяча из-за головы в и. п. лежа на груди, локти на весу

Толкание мяча правой (левой) рукой

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства и методы развития координационных способностей»

Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований, и называют коорди­национными, направленными на развитие оп­ределенных КС. Их можно объединить в три группы: общеподготовительные, спе...

Развитие координационных способностей средствами вольных упражнений.

Вольные упражнения представляют собой различные сочетания движений руками, ногами, туловищем, головой. Основная цель - развитие и совершенствование координационных способностей, воспитание чуства ритм...

Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».

Цель  -  развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью  подражательными  упражнениями....

Статья «Развитие координационных способностей с помощью упражнений с фитбольными мячами».

Фитнес - что это? В переводе с английского языка фитнес - вести активный образ жизни, то есть, быть в форме. Фитнес — это стиль жизни, помогающий поддерживать и физическое и духовное состояние в...

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НАЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ К...

Подражательные упражнения как эффективное средство развития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры

Подражательные упражнения как эффективное средстворазвития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры...