"Берегите Землю!!" игровая программа, посвященная Дню охраны окружающей среды
методическая разработка на тему

Казаченко Карине Борисовна

 

 

 

Игровая программа, посвященная Всемирному Дню охраны окружающей среды "Берегите Землю!!"  ЦЕЛЬ: Экологическое воспитание, осознание себя, как части природы, ответственности перед будущими поколениями и за свою планету, любовь к природе, расширение кругозора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregite_zemlyu.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ».

Игровая программа, посвященная

Всемирному Дню охраны окружающей среды.

ЦЕЛЬ: Экологическое воспитание, осознание себя, как части природы,

              ответственности перед будущими поколениями

              и за свою планету, любовь к природе, расширение кругозора.

ОФОРМЛЕНИЕ: «Лесное царство», «Царство овощное», «Цветочное царство». На «Дереве»,  на стене -  летящие «Птицы»  (утка и журавль). Под «Деревом» - грибное лукошко с «грибами». Чуть поодаль - цветочная корзина с «цветами». Недалеко – корзинка с «овощами». На стенах – бабочки, стрекозы «Запрещающие знаки».

РЕКВИЗИТ: Портновские булавки, карточки с буквами: Г, Р, А, Ч, С, О, В; два пакета, «мусор» (фантики, крышки и т.д.), карточки с грибными частушками, шесть карточек в виде рыбок, две удочки, талисманы (броши-бутоньерки).

ФОНОГРАММА: Звуки: мычание коровы, лай собаки, чириканье птиц, песня «Вместе весело шагать».

СИСТЕМА ОЦЕНКИ: За правильный ответ – жетон («Овощ», «Цветок», «Грибок», «Птичка», «Рыбка»). Максимальное количество жетонов – победитель.

За сценой звучит вступление.

«Берегите Землю».

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях танцующего краба,

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным раздольем,

Ласточку, мелькнувшую в  жито,

Берегите Землю! Берегите!

ВЕДУЩАЯ: - Здравствуйте, ребята! Очень долго жил человек

                          с уверенностью в том, что он хозяин природы, что не надо

                          ждать милости от природы, надо брать их самому.

                          На протяжении долгих лет он и брал от природы, все, что

                          хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь, в результате

                          бездушной деятельности, гибнет наша планета. Гибнут озера,

                          исчезают животные.

                         Красная книга растет с катастрофической скоростью.

                         Сегодняшняя наша программа постарается

                         приблизить нас к нашей матушке природе. Мы все ее дети и

                         должны ее любить.

Вы любите путешествовать, гулять, ходить в походы? Вот сегодня я и приглашаю вас всех в поход необычный. Мы погуляем по нашей планете, не выходя из этого зала. Побываем в лесу, на огороде, на лугу, поплаваем, полетаем с птицами….  Давайте, соберем рюкзачок и отправимся в путь двумя командами. Сложим в рюкзак хорошее настроение, дружелюбие, терпение и в путь.

                         Выйдя со двора, мы сразу попали в страну Легумию. Не ищите

                         ее на географической карте, не найдете, но она существует.

                         Путешествуют по этой  стране только пешком. Может

                         случиться, что левая нога у тебя окажется на севере, а правая

                         в тропиках. Это страна – полной тишины. Когда ее жители –

                         легумы – болеют или хотят пить, помощи они просят

                         беззвучно. И если ты позаботишься о них, они в долгу

                         не останутся. Среди них  - неблагодарных нет. Но забиться

                         больше всего весной и летом. Поздней осенью в Легумии

                         почти никого не останется – страна пуста! Догадались, где мы?

                         Нет?

  • Подсказка: «Легум» - по-французски – «Овощ». Значит, Легумия – как вы догадались – огород. Вы хорошо знакомы с его жителями? Проверим! Попробуем разгадать загадки:

1.«За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая».

(Морковь).

  • Верно, морковь у нас на первом месте среди корнеплодов. Но с ней много хлопот. Живучие сорняки очень обижают нашу «Красну девицу». У моркови туго всхожие семена – сони. Пока семена проснутся, пока ростки окрепнуть сорняки за это время встали стеною. Попробуй, прополи! Люди придумали полольщика, который может прополоть целое поле один и быстро, и чисто.
  • Это - … керосин. Делается это когда морковь еще маленькая, чтоб запах к ней не пристал. А знаете, в Африке растет темно-фиолетовая, почти черная морковь.

2. «Если корова на пастбище жевала его листья, хозяйка коровы узнает об этом в тот же вечер: острый запах передается коровьему молоку. По научному зовется «Алиум» - остропахнущий. А как зовем его мы?

Подсказка: «Прежде чем мы его съели,

                      Все наплакаться успели».

                       (Лук)

3. В быту, у этого овоща золотое имя. У первого,  привезенного из Америки плода, был желтый цвет, будто райское яблоко. На солнце он светился, как золото. Итальянцы ахнули: «Помо доро» - золотое яблоко. А как  этот овощ называется в научных книжках, т.е. какое у него второе имя? (Томат).

4. На родине, Южной Америки, индейцы из племени кечуа, называют этот овощ «Папа». Это его первое имя. Англичане называют потато, итальянцы – тартуфель, немцы – картуфель, а мы…? (Картофель).

5. Римляне за сходство с человеческой головой этот овощ называют «головка» - «капуциум». А как вы думаете, как называем его мы?

Подсказка: «Лоскуток на лоскутке –

                      зеленые  заплатки,

                      целый день на животе

                      нежится на грядке».

                      (Капуста).

  • Ну, вроде вспомнили все основные наши народные овощи. А теперь тихонечко, чтоб не потревожить легумов выберемся из их страны и отправимся дальше в путь.

(Слышно мычание коровы). Кто это подает голос ребята? Верно, счастливого пути нам пожелала корова.  (Фонограмма  чириканья птиц). Ой, послушайте, а это кто приветствует нас? Слышите, верно, птички. А вот по голосу мы вряд ли узнаем, кто есть кто. Увы, мы городские жители можем теперь узнать по внешнему виду только, пожалуй, голубей, ворон, да воробьев. А попадем за город – птица, да птица. А они ведь такие разные. Даже звуки при полете издают разные, не говоря уже о пении. Например, когда над нами звук, будто кто-то рассекает прутиком воздух - над нами пролетают гуси, утки. А если в воздухе слышно хлопанье, напоминающее аплодисменты зрителей в зале, не ошибетесь, если скажите, что пролетели голуби. Посмотрите, летит стая птиц, вытянувшись шеренгой  - это летят гуси, утки. А вон следом клин – это журавли.

Посмотрите, от стай отбились две птички и полетели на встречу друг другу. Вы можете догадаться какая птица, из какой стаи: утиной или журавлиной.

(Дети дают ответы).

Действительно, журавль летит, вытянув шею, как и гусь, но у него не видны ноги, в то время как у журавля его длинные ноги хорошо заметны.

Ребята, сейчас мы с вами станем редакторами «Лесной газеты». Для игры от каждой команды нужно по 4 человека. Каждый игрок  получает буковку на грудь. Я буду читать загадки, которые прилетели на нашу полянку и сидят на дереве. А вы, отгадав ее, старайтесь не выкрикивать (за это штраф), а быстро встать в ряд, так, чтобы мы могли прочитать отгадку. Какая команда составит слово быстрее, та и победит. Помните, слова пишутся слева на право.

Караулит, кто не спит,                     Всех перелетных птиц черней,

Ловит каждый шорох чутко.            Чистит пашню от червей.

А как крикнет, станет жутко.            Взад – вперед по пашне, вскачь,

Вздрогнет спящая трава,                    А зовется птица … ГРАЧ.

Это ухает … СОВА.

  • Спасибо, ребята, а теперь тишина. Мы входим в лес, ведь птички не зря чирикали нам, зазывая, в гости. Тенистый лес припас для нас, своих друзей, свои нехитрые гостинцы: краснеющая на полянках земляника, крупными бусами повисла на кустах малина. А грибов-то, сколько в сырых тенистых уголках! Если посидим в лесу тихонечко, и дятла нарядного услышим, и увидим, как белка скачет по веткам, а тут ежик зашуршал. Но, что это? Птичка, подбитая рогаткой, а вот вырванные с грибницей грибы, а тут сук, изогнувшийся странно и коряво, а вот – цветы, как веники. Ребята, это горькая память леса. Мальчишка, который ни зачем, даже не для развлечения, надломил тоненькую ветку лет 30 назад. Сегодня, придя сюда, увидел этот корявый изогнувшийся сук. Если кругом много  кривых и поломанных деревьев, значит, поблизости живут плохие люди! Ведь мы не такие. Посмотрите, какой ужас! Здесь до нас был лагерь нерадивых  туристов, (ассистенты рассыпают мусор). Давайте поработаем «санитарами леса» и уберем это безобразие. Работать будут две «бригады скорой помощи» по  3 человека. Кто быстрее больше управится?

(Ребята работают под музыку). 

  • Неважно, какая команда собрала больше мусора, в выигрыше остался лес.
  • Ребята, посмотрите, царица Флора подарила нам эти «цветы» в знак благодарности за то, что мы «вылечили» ее владения – царство цветов. Цветы украшают нашу жизнь, дают человеку много радостных минут. Однако многие считают: если цветок попал на глаза, его непременно надо сорвать. Заглянем в вагоны пригородных поездов, автобусы, машины, едущие после отдыха на лоне природы. В руках целые снопы лесных, полевых цветов. Большая часть цветов, превратившись в блеклые веники, в тот же день выбрасываются в мусорный ящик. И сколько полян, лесных опушек лишились своей красоты  из-за варварского желания обязательно утащить к себе домой, как можно больше природной красоты! Ведь мы еще и, собирая цветы, срываем, разумеется, самые лучшие, самые красивые. Все реже стали встречаться красиво цветущие и редкие травы: ландыши, колокольчики….  Пусть больше будет цветов. Пусть сохранятся они как можно дольше там, где растут.

      (На сцене   прикреплены цветы-шаблоны, на обратной стороне которых, загадки по цветам).

        

  • Ребята, помогите разобраться, какие цветы спрятаны в моем «букете».

  1. Он стоит на ножке длинной           2. На поляне у реки

Будто в пачке балерина,                      Гордо держат стебельки

Как букет, цветок один.                        Как фарфоровые чашки

Темно-красный… Георгин                 Белоснежные … Ромашки.

  1. Вот шершавый стебелек                 4.   Ветка в грозди разодета

В середине уголек                                 Фиолетового цвета

Лепестки блестят, как лак.                     Это в жаркий летний день

Распустился… Красный мак.              Расцвела в соду… Сирень

          5.  Как зовут меня, скажи                     6.   Был цветочек золотой,

               Часто прячусь я во ржи.                          Постарел и стал седой,

               Скромный полевой цветок,                    А как только поседел,

                Синеглазый…  Василек.                        Вместе с ветром улетел.

                                                                                  Одуванчик.

  • Отдохнем на лужайке полянке и споем песню.

(Дети поют песню.)

Ребята, кто из вас любит рыбачить, а кто охотиться? Заядлых охотников приглашаю поохотиться вместе со мной. Только видите этот знак? Это запрещающий знак: «Охота запрещена». Поэтому, чтоб не нарушать правил, мы сыграем народную игру «Охота». Приглашаю по одному представителю от команды.  «Дом» - место, где сидят все участники (команды). На расстоянии нескольких шагов от «Дома» (желательно подальше) положить метку и провести черту. Это «Лес», где водятся разные звери. В этот лес и отправятся охотники. Стоя на месте, игрок произносит слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за …». Здесь он делает шаг вперед и говорит: - «Зайцем», второй шаг – «Медведем», третий – «Волком» и т.д. (При каждом шаге охотник называет зверя,  не повторяясь.). Победитель тот, кто дошел до леса, а если не смог сделать – возвращается домой.

  • Ребята, думаю, смешно было бы,  побывав в лесу, не собрать грибов. Предлагаю заглянуть сырые тенистые уголки леса: хватайте грибное лукошко и в путь. Но перед этим не забывайте основу грибной азбуки: «Грибы нужны не только нам, но и деревьям, животным!». Во-первых, грибница (сеть белых тонких нитей) срастается с мелкими корешками дерева и образует целое – грибокорень. И они (дерево и гриб) дают пользу друг другу. Отдают необходимые другому вещества, которые тот не может выработать сам. Грибы создают почву, помогают переработать хвою, веточки, листья, шишки, падающие на землю (а это до 2 тонн на гектар), готовят пищу для лесных растений (дождевики). А белочек, ежиков запасающих на зиму сушеные грибы, вы видели в мультфильмах. А вы знаете, что звери лечатся грибами, например, лоси – мухоморами.
  • Между делом, разговором, ребята, я собрала вот это лукошко грибов. Угадайте-ка, какие грибы у меня в лукошке?

(Идет викторина по грибам. Ведущий читает, дети отгадывают.)

Возле леса на опушке,                            Не спорю, не «белый»

Украшает темный бор,                            Я, братцы, попроще…

Вырос пестрый, как петрушка,              Расту я обычно

Ядовитый … Мухомор.                           В березовой роще.                

                                                                    (Подберезовик)

Я в красной шапочке расту                     Ходят в рыженьких беретах

Среди корней осиновых.                         Очень дружные сестрички

Меня увидишь за версту,                        Осень в лес приносят летом

Зовусь я … Подосиновик.                       Золотистые… Лисички.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай,

Это… Сыроежки.

ВЕДУЩАЯ: - Отправляемся дальше в путь и, чтоб в дороге было веселее,

                          споем частушки. А частушки не простые, на подбор они

                          грибные.

        

        Шоколадная папаха,                                  Не играйте вы, «Опятки»,

        Белый шелковый мундир.                         Дотемна, с Ванюшей в прятки.

        Посмотрев, «Опенок» ахнул:                    Окажите Ване честь –

        Настоящий командир!                                В кузовке местечко есть!

        

Сколько лет тебе, «Сморчок»?                И на горке, и под горкой,

Ты по виду – старичок.                             Под березой и под елкой

Удивил грибок меня:                                 Хороводами и вряд

- «Возраст мой – всего 2 дня!»                 В шапках молодцы стоят.

ВЕДУЩАЯ: - Мы вышли к речке.  Думаю, многие из вас захотят посидеть

                          у речки порыбачить. Есть желающие?

   

       Вызываются по одному игроку от команды. Игроки выбирают из 6 карточек на полу по одной «удочкой». Палочка с веревочкой, вместо крючка грузило имитирует удочку.

На каждой карточке ряд букв. Необходимо зачеркнуть одинаковые буквы. Оставшиеся буквы обозначают название рыбы. Кто быстрее справится, тот победитель.

  1. Ф, О, Щ, В, Г, И, У, О, Г, И, С, К, В, С, А, Ф.
  2. Ф, О, К, В, Г, И, А, О, Г, И, С, Р, В, С, П, Ф.
  3. С, У, Л, Р, П, Х, О, Е, С, У, Х, О, П, Щ, Р.
  4. Р, У, С, Ш, К, И, О, Р, У, Ш, И, М, К.
  5. Ч, Ф, Н, У, О, С, А, Ч, З, С, Л, У, О, И, Ф, М.
  6. Ч, Ф, С, У, О, М, Л, А, Ч, М, Л, З, У, О, А, Ф, Н.

ВЕДУЩАЯ: - Ребята, вот и подошел к концу наш поход. А на прощанье я хотела бы вам сказать следующее. Говорят, каждый человек в своей жизни должен посадить одно дерево. Но бывает, человеку не так уж много лет, как и вам, и посадить ему не по силам.  И, что же тогда? Говорить: - «Я еще ничего не могу»?  Нет можете! Вот сегодня, выйдя на улицу, выберете себе дерево и скажите: - «Это мое дерево! Я отвечаю за его зеленую, счастливую жизнь!», и помогите дереву расти. И через много лет услышите, как оно благодарно зашелестит вам на встречу. Когда, приходите, на природу, и она доверчиво передает в ваши руки все свои богатства, все свои сокровища – берегите их.

 Помните: - Есть одна планета – сад

                    В этом космосе холодном.

                    Только здесь леса шумят,

                     Птиц, скликая перелетных.

                     Лишь на ней одной увидишь

                      Ландыши в траве зеленой,

                      И стрекозы только тут.

                      В реку смотрят удивленно.

                      Береги свою планету,

                      Ведь другой на свете нету!      

ВЕДУЩАЯ: - В знак того, что наш поход удался, девочки кружка «Сувенир»

                        подготовили вам талисманы-бутоньерки, которые будут вам

                        всегда напоминать «ПУСТЬ, ЦВЕТЕТ ЗЕМЛЯ!».

        Разработчик педагог дополнительного образования ЦРТ

          Казаченко Карина Борисовна.

        г.Славянск-на-Кубани.

        Лето-97.

                       

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков "Экологическая мельница", посвященная Всемирному дню охраны окружающей среды

Эта игра посвящена Всемирному дню охраны окружающей среды.  Турнир знатоков включает в себя три  конкурса:блиц - викторина; экологическая мельница;аукцион.и игры и викторины со зрителям...

Классный час, посвященный экологической тематике, в рамках Года охраны окружающей среды на тему: «Реальная угроза!»

Разработка классного часа предназначена для учащихся 7-9 классов. Главное –  это развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка.  Содержан...

Рабочая программа "Природопользование с основами охраны окружающей среды"

Программа кружка «Природопользование с основами охраны окружающей среды» рассчитана на один год обучения, на детей с возрастным интервалом от 13 -17 лет. Данная программа позволяет сочетать в себе ком...

Внеклассное мероприятие в 5 классе, посвященное Году охраны окружающей среды Игра по станциям « Берегите природу»

Цели:знакомство с красотой природы и бережное отношение к ней. Задачи: Образовательные: - вызвать интерес к окружающему миру, расширить реалистические представления о природе; Восп...

Эко-квест, посвященный Всемирному Дню Охраны Окружающей Среды

Разработка мероприятия к Всемирному Дню охраны окружающей среды в виде квест-игры, состоящей из нескольких блоков, в том числе групповая работа "по станциям"...

Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды

Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....