Рабочая программа "Природопользование с основами охраны окружающей среды"
рабочая программа по географии по теме

Милкина Ирина Сергеевна

Программа кружка «Природопользование с основами охраны окружающей среды» рассчитана на один год обучения, на детей с возрастным интервалом от 13 -17 лет. Данная программа позволяет сочетать в себе комплексный системный подход в оценке природных ресурсов мира, России, Омской области, их рационального использования с сохранением окружающей природной среды, а также сформировать у учащихся экологическое мышление и выработать стратегию поведения в природе и обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon milkina_i.s._-_kopiya_2.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №83»

Образовательная программа дополнительного образования детей

«ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ С ОСНОВАМИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

             

             

Возраст обучающихся – 13-17 лет

Срок реализации программы – 1 год

Количество обучающихся в группе – 15

Количество часов – 216

Автор – Милкина Ирина Сергеевна,

Учитель географии

Омск-2013

 Пояснительная записка

Направленность программы

Программа «Природопользование с основами охраны окружающей среды» относится к эколого-биологическому направлению. Экологическое образование в данном курсе предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого человека. Эту работу с учетом глобальных экологических и социальных проблем необходимо провести  на региональном материале родного края. Предлагаемая программа тесно связана с дисциплинами эколого-биологической направленности: биология, география, экология, информатика, физика, химия.

Новизна программы

Программа кружка «Природопользование с основами охраны окружающей среды» является новой по своему содержанию и рассчитана на один год обучения, на детей с возрастным интервалом от 13 -17 лет. Данная программа позволяет сочетать в себе комплексный системный подход в оценке природных ресурсов мира, России, Омской области, их рационального использования с сохранением окружающей природной среды, а также сформировать у учащихся экологическое мышление и выработать стратегию поведения в природе и обществе.

Актуальность

        Главное действующее лицо в природе – человек. От личной ответственности каждого за здоровую биосферу, за сохранность природы зависит, какой будет наша Земля в XXI  веке.

Экологическая обстановка на всей планете становится критической и превращается в источник социальной напряженности. Воздействуя на природу, человек достигает этой черты, при которой природа теряет способность к самовосстановлению. Надвигающаяся угроза гибели цивилизации и  вставшие перед человечеством проблемы глобального характера требуют выработки общих правил поведения человека в мире, обществе, семье, природе. Встает вопрос о переходе людей к новому образу жизни. Следует провести колоссальную работу по формированию нового типа сознания, экологической культуры.

С детства следует учить мыслить экологически, понимать важность экологических знаний, умело применять их на благо Природы. Благородная миссия в этом отводится школе - источнику экологических знаний, центру воспитания духовного человека. Данная программа направлена на реализацию поставленных в обучении целей и задач и поэтому является актуальной.

Педагогическая целесообразность заключается в возможности сформировать у обучающихся экологическое мышление. Программа предполагает рассмотрение тем, связанных с естественно-историческими основами природопользования и охраны природы, знакомством с природными ресурсами мира, России и Омской области, с локальными и глобальными экологическими проблемами, возникающими в процессе природопользования, с организацией охраны окружающей среды в г. Омске, что позволит сформировать современный взгляд у воспитанников на экологическую обстановку планеты.

Цель программы: дать теоретические и практические знания по предмету «Природопользования с основами охраны окружающей среды»; сформировать экологическое мышление в процессе взаимоотношений человека с природой.

Задачи.

Обучающие:

- Обучить основам охраны природы и рационального природопользования.

- Научить правилам поведения в природе.

- Использовать знания на практике

- Принимать необходимые меры по охране и восстановлению природных ресурсов.

- Научить проводить мониторинг окружающей среды, выявлять экологические проблемы.

-Сформировать представление о природоохранном законодательстве, важнейших нормативных документах, используемых в практической деятельности.

Развивающие:

- развить умение, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, то есть развивать абстрактно-логическое мышление;

-  развивать умения прогнозирования результатов воздействия человека на природу;

- сформировать навыки исследовательской деятельности, правильной постановки исследовательской работы, ведению учета наблюдений, построение гипотезы и ее доказательства, статистической обработки данных;

- развить умения четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли, защищать свои работы на публичных выступлениях, различных конференциях, выступать с докладами;

- развивать творческие способности школьников и их лидерских качеств, путем вовлечения в игровые ситуации и практическую деятельность.

Воспитательные:

 - осознание учащимися человека, как части природы, на основе этого сформировать  экологоцентрическое мировоззрение.

- участие в разработке и проведении практических акций по защите и улучшению окружающей среды в своем городе.

Отличительной особенностью программы является использование большого количества схем, таблиц, моделей, муляжей, карты, коллекций полезных ископаемых,  что разрешает не только иллюстрировать материал предмета, но и развивать творческое мышление, а также познавательный интерес воспитанников, выполняя мотивационную функцию. Использование на занятиях интерактивной доски дает возможность в полной мере иллюстрировать многообразие растений и животных, их роль в круговороте веществ. В программе заложена большая доля развивающей составляющей, благодаря системному подходу, тестовым заданиям, интерактивным технологиям. В целом содержание курса должно вывести школьников на более высокий уровень понимания биологических закономерностей, оперирования понятиями, сформировать и развить ряд специальных и общеучебных умений и навыков.

Возраст обучающихся; условия набора при формировании учебной группы

Программа предназначена для занятий с детьми 13-17 лет (7-11 классы), так как в этот период в школе начинают изучать биологию, географию, химию, физику, экологию. Имея базовые знания по этим предметам, кружковцы могут справиться с данной программой. Этот возраст отличается достаточным умственным и психическим развитием для усвоения материала на необходимом уровне сложности. Для данного возраста характерно становление профессионального самоопределения, устойчивого интереса к различным наукам, деятельности, в данном случае к эколого-биологической направленности. В группы набирается не менее 15 человек, независимо от пола. Состав групп постоянный в течение всего периода обучения.

В объединение принимаются все желающие без специального отбора.

Сроки реализации, этапы освоения программы

Программа рассчитана на один год обучения и включает 216 часа. Структура программы является традиционной и включает в себя наличие теоретических, лабораторно-практических, полевых методов обучения и ориентирована на самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

 В ней отражены конкретные цели, задачи, принципы обучения, содержание изучаемого предмета.

На теоретическую часть отводится 69  часов (33%), на практическую 81 часов (37%), экскурсии и походы 45 час (20%), на самостоятельную работу 21 часов (10%).Такое распределение часов дает возможность отработать весь теоретический материал, закрепить знания и навыки непосредственно в условиях максимально приближенных к реальным.

Программа предполагает освоение двух этапов:

  1. Этап – Введение в курс «Природопользование с основами охраны окружающей среды».

Данный этап позволяет сочетать в себе  системный подход в оперировании понятий, оценке природных ресурсов мира, России, г. Омка и Омской области, их рационального использования с сохранением окружающей природной среды, а также сформировать у учащихся экологическое мышление и выработать стратегию поведения в природе и обществе.

  1. Этап – основной или углубленного изучения курса.

Второй этап дает представления о локальных, региональных, глобальных экологических проблемах; показывает пути решения экологических проблем городской среды; дает представления о проблемах здоровья, связанных с загрязнением окружающей среды не только по г. Омску, но и по России и всему миру; раскрывает роль, значение различных видов мониторинга в биосфере.

Основные принципы, положенные в программу: объективность, научность, выход в практику. Данные принципы позволяют выработать у учащихся стратегию  поведения в природе, пользоваться ее дарами без ущерба для окружающей среды, соблюдать основные правила сохранения и укрепления здоровья.

Критерии отбора материала в программу: достоверность, доступность, научность.

Формы и режим занятий:

В программе «Природопользование с основами охраны окружающей среды» предусмотрены следующие формы занятий:

 - лекции,

- семинарские занятия,

- лабораторно-практические занятия,

- полевые занятия;

- дискуссия;

- экскурсии в природу,

- самостоятельная работа,

- деловые игры.

        Лекционный курс предусматривает постановку проблем по вопросам использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на методологическом глобальном уровне; курс семинарских занятий сконцентрирован на применении полученных теоретических знаний к задачам природопользования и охраны окружающей среды на конкретной территории (в данном случае- России, Сибири и Омской области).

           Лабораторные и полевые занятия группируются по основным экологическим проблемам г. Омска и  области. Многие из них носят комплексный характер и охватывают все сферы деятельности людей и окружающую среду их обитания (воздух, почву, воду, пищу и т.д.).

           Самостоятельная работа предполагает сбор информации на заданную тему, обработка соответствующей литературы, сбор материала для мультимедийных проектов, оформление проектов. Такая работа позволяет сформировать навыки самостоятельной работы, умения работать с дополнительной литературой, готовить мультимедийные проекты.  

           Деловые игры, дискуссии,  проводятся после каждой основной темы учебной программы. Это позволяет не только повысить живой интерес у кружковцев к сущности и причинам возникновения основных экологических проблем региона, страны, планеты, но и найти самостоятельные пути их решения.

Основными формами работы кружка являются:

-коллективная, групповая - сочетает индивидуальное развитие ребенка с общественным сотрудничеством, развивает трудовые, учебные, и другие виды деятельности;

-индивидуальная - непосредственная работа с каждым ребенком над поставленной перед ним задачей, стимулирует его активность к познанию, раскрывает  личностные качества;

  • звеньевая - работа малыми группами позволяет на основе коллективного подхода сконцентрировать полученные аналитическим путём материалы и выработать коллективное мнение при оформлении итогов;
  • работа в парах – предполагает обмен информацией между обучающимися.

Курс рассчитан на 216 часов в год по  6 часов в неделю. Количество занятий в неделю – 2. Продолжительность одного  занятия – 3 часа.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

- обучение основам охраны природы и рационального природопользования;

- использование знаний на практике;

- проведение мониторинга, биомониторинга окружающей среды;

- умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы;

- развитие умений прогнозирования результатов воздействия человека на природу;

-развитие творческих способностей школьников и их лидерских качеств путем вовлечения в игровые ситуации и практическую деятельность.

Основные требования к знаниям и умениям при изучении курса:

Учащиеся должны знать:

- основы природопользования и охраны окружающей среды;

- роль и значение природных ресурсов в жизни людей;

- причины возникновения глобальных, региональных, локальных экологических проблем;

- пути их устранения и меры охраны окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

- прогнозировать экологические процессы;

- объективно оценивать окружающую природную среду;

- принимать на основе знаний конкретные меры по охране природы и окружающей среды;

- рационально использовать природные ресурсы;

- соблюдать на основе экологического мышления правила поведения в обществе и природе.

Основные формируемые понятия: 

экология, природопользование, охрана природы, окружающая среда, биосфера, ноосфера, природные ресурсы, биоиндикация, эрозия почв, естественная, искусственная, минеральные ресурсы, растительные ресурсы, вымирающие и редкие виды животных, охотничье-промысловые птицы и звери, воспроизводство, особо охраняемые природные территории, мониторинг, компьютерное моделирование, комплексное моделирование, деградация, отходы, хранение, утилизация, переработка.

Диагностика результатов деятельности кружка: деловые игры, тестирование, моделирование процессов природопользования на конкретном материале, зачет.

Для проверки эффективности усвоения программного материала используются

критерии:

  •  заинтересованность кружковцев в изучении информации;
  •  самостоятельность воспитанников в проведении практических и полевых работ;
  •  активность выполнения обучающимися заданий;
  • творческий подход в выполнении реферативных, проектных, исследовательских работ;
  •  посещаемость занятий обучающимися;

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Система текущей аттестации предполагает устный опрос пройденной темы или раздела с целью закрепления знаний. Формы промежуточного контроля предполагают проведение обобщающего семинара и теста  (Приложение 2, 3), а также проведение зачётного занятия по итогам полугодия. Зачёт включает  вопросы по пройденным темам.

Форма итоговой аттестации – письменный экзамен (Приложение 4) с элементами продуктивного и репродуктивного характера, на котором проверяются следующие компоненты содержания курса и умения:

  1. Знания теоретического материала
  2. Умения анализировать, делать выводы

Формы аттестации:

  1. Тесты
  2. Письменный контроль
  3. Терминологические диктанты
  4. Реферативный обзор
  5. Составление проектов.

Формы устной аттестации:

  1. Устный контроль индивидуального характера
  2. Фронтальный опрос
  3. Доклады
  4. Защита проектов.

3.Учебно-тематический план


п/п

ТЕМА

Кол-во часов

Теория

практика

экскурсии

Самостоятельная работа

Введение. Предмет, цели и задачи, формы и аспекты охраны природы.

3

3

Естественно-исторические основы охраны природы.

9

3

3

3

Природные ресурсы, их характеристика и классификация.

9

3

6

Охрана окружающей природной среды.

6

3

3

Атмосфера как часть природной среды, сохранение газового баланса.

27

6

12

6

3

Роль воды в круговороте веществ в природе и жизни человека.

24

6

9

6

3

Роль почв в круговороте веществ в природе и жизни человека. Современное состояние почвенного покрова земли, воздействие человека на почву.

21

3

9

6

3

Недра. Полезные ископаемые и их охрана.

15

6

3

3

3

Роль растений в круговороте веществ в природе и жизни человека.

27

6

12

6

3

Роль животных в круговороте веществ в природе и жизни человека.

24

6

9

6

3

Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Биосферные заповедники и т.д.

15

6

6

3

Организация охраны окружающей среды.

6

3

3

Окружающая среда и здоровье населения.

6

3

3

Мониторинг окружающей среды, виды мониторинга.

3

3

Природопользование и охрана природы,

12

3

3

6

Проблема отходов. Хранение, утилизация, переработка отходов.

3

3

Просмотр видеофильмов «Решение проблемы отходов», «Природа, человек, общество».

6

6

Итоговое занятие «Проблемы окружающей среды».

3

ИТОГО:

216

69

81

45

21

4. Содержание программы.

Введение.  3 часа.

Лекция 3 часа. Предмет, цели и задачи, формы и аспекты охраны природы. Инструктаж по ТБ.

Естественно-исторические основы охраны природы.9 часов.

Лекция 3 часов.  Взаимодействие общества и природы, принципы и правила охраны природы.

Практика 3 часа. Изучение основных законодательств охраны природы.

Самостоятельная работа 3 час. Работа с дополнительной литературой  «История охраны природы».

Природные ресурсы, их характеристика и классификация. 9 часов

Лекция 3 часов. Природные ресурсы Омской области. Характеристика, классификация.

Практика 6 часа.  Работа с топографической картой. Определение природных зон края, видовой состав леса, животных, нанесение на карту полезных ископаемых.

Охрана окружающей природной среды от загрязнения. 6 часов.

Лекции 3 часов. Социальные предпосылки решения современных проблем охраны окружающей среды.

Практика 3 часа. Определение загрязняющих факторов края.

Атмосфера как часть природной среды, сохранение газового баланса. 27 часов

Лекции 6 часов. Загрязнители атмосферы, их характеристика. Последствия загрязнения атмосферы. Состояние атмосферы в г. Омске. Меры по охране атмосферы.

Практика 12 часов. Проведение экологической оценки воздушной среды на близлежащей территории сажевого завода. Определение состояния атмосферы по растениям- индикаторам. Правовая охрана атмосферы.

Экскурсия 6 часа. Дендропарк ОмГАУ. Тема: «Биоиндикаторы загрязнения атмосферы (хвойные, лишайники)». Березовая роща «Экологическое состояние рощи».

Самостоятельная работа 3 часа. Оформление реферата на тему: «Состояние атмосферы города».

Роль воды в круговороте веществ в природе и жизни человека. 24 часа.

Лекции 6 часов. Мировые запасы воды, России, Омской области. Проблемы и причины недостатка пресной воды. Загрязнение воды и его последствия. Меры борьбы с загрязнением пресных вод.

Практика 9 часа.  Экологические проблемы, связанные с загрязнением Иртыша и малых рек Омской области. Определение источников загрязнения  Иртыша в районе  впадения реки Оми до остановки Водников. Определение защитной емкости водоохраной зоны по количественному и качественному составу деревьев, качество воды  - экспресс-методом автографии на фотобумаге.

Экскурсия 6 часа. Берега рек Иртыш и Омь. Тема: «Источники загрязнения вод рек Иртыш и Омь». Экскурсия к естественному водоему «Источники загрязнения водоема»

Самостоятельная работа 3 часа. Подготовка мультимединой презентации на тему: «Водные ресурсы и их охрана».

Роль почв в круговороте веществ в природе и жизни человека.21 час

Лекции 3 часов. Современное состояние почвенного покрова земли, воздействие человека на почву. Защита почв от загрязнения, засоления, заболачивания и прямого уничтожения. Меры охраны почв.

Практика 9 часа. Обитатели почв, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Изучение состава почвы по профильным разрезам образцов в лаборатории почвоведения ОмГПУ. Определение состояния почв в полевых условиях по растениям -  индикаторам.

Экскурсия 6 часа. Тема: «Человек и почва» в ОмГАУ». Овраги на территории района: «Эрозия почв, естественная и искусственная. Меры борьбы с эрозией.»

Самостоятельная работа 3 часа. Оформление работы на тему: «Почва и ее охрана».

Недра. Полезные ископаемые и их охрана. 15.часов

Лекции 6 часов. Недра. Полезные ископаемые Омской области. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов, охрана недр.

Практика 3 часа. Изучение многообразия полезных ископаемы Омской области , их практическое значение.

Экскурсии 3 часа. Геологический музей ОмГПУ. Тема: «Полезные ископаемые Омской области и месторождения»

Самостоятельная работа 3 часа. Подготовка рефератов на тему: «Недра и их охрана».

Роль растений в круговороте веществ в природе и жизни человека. 27 часов.

Лекции 6 час. Растительные ресурсы планеты. Растительные ресурсы России. Растительные ресурсы Омской области.

Практика 12 часа. Изучение редких и исчезающих видов растений Омской области по гербарным материалам. Охрана растительных комплексов, хозяйственно-ценных и редких видов растений. Меры по охране, рациональному использованию и воспроизводству лесных ресурсов.

Экскурсии 6 часа. Ботанический сад в ОмГАУ  Тема: «Многообразие растительного мира». «Воздействие человека на растительность произрастающей в черте города».

Самостоятельная работа 3 часа. Подготовка презентации на тему: «Охрана растительности в России и Омской области».

Роль животных в круговороте веществ в природе и жизни человека.24 часа.

Лекции 3 часов. Воздействие человека на животных. Причины вымирания животных, вымирание видов. Охрана вымирающих и редких видов животных. Редкие и исчезающие виды животных Омской области.

Практика 9 часа. Описание редких исчезающих  животных в зоологическом музее ОмГПУ. Описание биотопов края. Формы охраны охотничье-промысловых птиц и зверей  и воспроизводство рыбных запасов.

Экскурсии 6 часа. В Краеведческий музей. Тема: «Животный мир Омской области».

В зоопарк ЭкоЦентра «Многообразие животного мира».

Самостоятельная работа 3 часа. «Охрана животных».

Особо охраняемые природные территории. 12 часов.

Лекции 3 часов. Заповедники. Биосферные заповедники и т.д. Особо охраняемые природные территории России. Особо охраняемые территории Омска и Омской области.

Практика 6 часов. Виды особо охраняемых территорий. Особо охраняемые территории Омска и Омской области.

Экскурсии 3 часа.  Природный парк «Птичья Гавань». Тема: «Водоплавающие птицы»

Организация охраны окружающей среды. 6 часов.

Лекции 3 часов. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Организация охраны окружающей среды в Омске.  

Практика 3 часа. Работа с литературой, газетными статьями на тему: «Организация охраны окружающей среды в Омске».

Окружающая среда и здоровье населения 6 часов.

Лекции 3 часов. Окружающая среда и здоровье населения России.

Окружающая среда и здоровье населения Омской области.

Практика 3 часа. Подготовка мультимедийной презентации на тему: «Окружающая среда и здоровье населения».

Мониторинг окружающей среды, виды мониторинга. 3 часа.

Лекции 3 часа. Мониторинг окружающей среды, виды мониторинга

Природопользование и охрана природы. 12 часов.

Лекции 3 часов. Управление экосистемами в процессе природопользования. Поиски оптимальной модели рационального природопользования в экосистеме реки Оми.

Практика 3 часов. Работа за компьютером. Моделирование способов рационального природопользования в экосистеме реки Оми. Тестирование.

Экскурсии 6 часов. Омский Водоканал -  использование запасов пресной воды. Рациональное природопользование в условиях экосистемы реки Оми.

Проблема отходов. Хранение, утилизация, переработка отходов. 3 часа.

Лекции 3 часа. Проблема отходов. Хранение, утилизация, переработка отходов

Просмотр видеофильмов «Решение проблемы отходов», «Природа, человек, общество». 6 часов.

Итоговое занятие «Проблемы окружающей среды». 3 часа. Зачет

5. Методическое обеспечение

Методическая база:

- коллекции полезных ископаемых;

- карты топографические, физические;

- муляжи;

- интерактивная доска;

- учебные мультимедийные материалы (диски);

- образцы почв Омской области;

- дидактические карточки по темам.

Организация воспитательной работы по программе

В целях реализации задач программы планируется:

  1. Организация массовых мероприятий:

- выставки полезных ископаемых,

- участие ребят в конкурсах по профилю.

- выпуск методических пособий;

Участие в данной деятельности развивает навыки самостоятельной и коллективной работы, стимулирует самопознание и саморазвитие воспитанников, повышает творческий и интеллектуальный потенциал ребят, развивает и углубляет знания.

Досуговая деятельность включает в себя организацию и проведение следующих мероприятий:

  • посвящение в кружковцы;
  • участие в мероприятиях по плану;
  • экскурсии.

Эти мероприятия проводятся для расширения кругозора детей, для создания дружеской, комфортной атмосферы в коллективе, для оздоровления детей.

  1. Природоохранные и экологические: работа на участке, выходы для сбора материала;
  2. Эстетические и творческие: оформление мультимедийных презентаций.  

        Кружок «Природопользование с основами охраны окружающей среды»  способствует формированию экологоцентрического мировоззрения в процессе взаимоотношений человека с природой,  желание принимать участие в разработке и проведении практических акций по защите и улучшению окружающей среды в своем городе.

            Воспитанник, освоивший программу, обладает знаниями, умениями и навыками, которые позволяют ему: адекватно реагировать на изменяющиеся условия, успешно решать социальные задачи собственной жизни, т.е. иметь навыки социальной адаптации и интеграции в социум; самореализовываться, так как выпускник кружка обладает навыками творческой и социальной самореализации.

В ходе обучения по данной программе ребенок сможет изучить и понять особенности множества вариантов своей будущей профессии. Кружковцы участвуют в различных конкурсах, выставках, фестивалях, черпая для себя что-то новое при общении с разными творческими коллективами.

Ребята работают с литературой, решая сложные технические приемы, на занятиях применяются игровые ситуации, многосторонне используется  дидактический материал и технические средства обучения.

         Основным показателем экологической культуры личности является ее способность решать конкретные проблемы улучшения окружающей среды как в регионе, стране, так и во всем мире. Это качество проявляется в усвоении научных основ экологии, умении анализировать экологические ситуации и проблемы, оценивать их, прогнозировать и принимать решения, владеть способами достижения оптимального результата. Основная цель образовательной программы воспитать личность с экоцентрическим сознанием, которое позволяет установить гармоничное развитие человека и природы.

6.Список литературы для педагога

  1. Э.Р. Ахмеджанов «Психологические тесты», М.: изд. Светотон, 1995
  2. В.М. Воскобойников «Как определить и развить способности ребенка». С-Петербург, РЕСПЕКС, 1996
  3. Н. Винокурова «Магия интеллекта», М.: Изд. «Эйдос», 1994
  4. Ю.Н. Гладкий, С.В. Лавров «Дайте планете шанс» М.: Просвещение, 1995
  5. А. Грешвеников «Экологический словарь» М.: Экос – Информ, 1995
  6. Б. Гриншпун «Введение в психологию» М.: Институт практической психологии, 1996
  7. П. Доусвелл, перевеод с англ. Е.В. Комиссарова «Неизвестное об известном» М.: Росмэн, 1998
  8. Лахнина Л., И. Зайцева «Экология», М.: «Кристина и К», 1997
  9. Т.В. Орлова «Психологические тесты для тинейджеров», Киев, изд. ООО «таир», 1997
  10. А.А. Плешаков «Планета загадок» М.: Просвещение, 1996.
  11. В.Т. Пономарев «Энциклопедия безопасности» Д.: Сталкер, 1997.
  12. С. Шапиро, К. Флаерим – Зонис «Окружающая среда и мировое сообщество» М.: Изд. Сиб. Хронограф, 1995.
  13. Ю.А. Израэль, Ф.Я. Ровинский «Берегите природу», М.: Педагогика, 1987.
  14. В.П. Чащин «Тесты по экологии», Омск, 2004 г.
  15. В.П. Чащин «Природопользование в Омской области», 2003 г.
  16. В.П. Чащин « Рыбные запасы Омской области». 2003 г.

Список литературы для учащихся

  1. «Азбука безопасности». Изд. Комитет по делам молодежи г. Омска, 1998 г.
  2. А.Г. Алексин, С.П. Алексеев и др. «Что такое? Кто такой?» М.: «Педагогика  - Пресс», 1993, т. 1,2.
  3. К.Б. Асласшиди, М.А. Малярова и др «Экологическая азбука для детей и подростков». М.: изд. МНЭПУ, 1995
  4. Н.Л. Вадченко «Проверьте свои знания». Энц. Д.: Сталкер, 1997
  5. С.В. Карзов «Энциклопедия для маленьких джентльменов» С. – Петербург, Изд. Диамант
  6. Л.П. Маркер, И.Л. Ирлицина и др. «Помогите своему ребенку сказать «нет» алкоголю и наркотикам», изд. Омск, 1998.
  7. В.П. Ситников «Основы безопасности жизнедеятельности». Справочник школьника М.: Изд. Аст, слово, 1997.
  8. А.Е. Чежевский «Я познаю мир», детская энц. Экология. М.: Изд. Аст – ЛГД, Олимп, 1997.
  9. Ф.Я. Шипунов «Оглянись на дом свой» М.: Современник, 1988
  10. Земля на которой мы живем. Омск, 2002
  11. Э.А. Арустамов Природопользование. М., 2002
  12. С.А. Колесников Экология Ростов-на-Дону, 2003
  13. В.П. Чащин Рыбы Омского Прииртышья. Омск, 2003
  14. В.П. Чащин 400 вопросов по экологии и природопользованию. Омск, 2004

Приложение 1

Оборудование для оснащения практических работ по курсу «Природопользование с основами охраны окружающей среды»


п/п

Наименование оборудования и материалов

Кол-во шт.

Назначение

1.

Компьютер

6

Построение моделей рационального природопользования в экосистемах Омской области. Тестирование.

2.

Средства ИКТ

1

Просмотр видеофильмов по программе

3.

Диски с набором учебных фильмов:

а)Дикие животные Омской области;

б)Растительный мир Омской области;

в)Переработка отходов;

г)На развалинах Эдема;

д)Повелители львов;

е)Домашние животные Омской области;

ж)Панда – исчезающий вид;

з)Тигр – исчезающий вид;

и)Животные Африки;

к)Тропические леса.

10

Просмотр видеокассет и обсуждение

4.

Компас

3

Составление топографических карт по размещению природных ресурсов в экосистемах области

5.

Видеокамера

1

Фиксация природных ресурсов и экологической обстановки в г. Омске

6.

Топографическая карта

12

Размещение природных ресурсов края.

7.

Гербарий растений

комплект

Определение видового состава растений в области

8.

Образцы почв

комплект

Определение профилей и зональности почв в области

9.

Фотобумага (белая)

1 пачка

Определение чистоты воды

Приложение 2

Вопросы входящего контроля по программе

«Природопользование с основами охраны окружающей среды»

  1. Что изучает экология?
  2. Назовите три признака, которые характеризуют живое вещество.
  3. Назовите три важнейших компонента среды, окружающей человека.
  4. Закончите фразу: «Оболочка планеты Земля, населенная живыми существами, называется …»
  5. Закончите фразу: «Комплекс факторов, отражающих воздействие человека на природу, относится к … факторам».
  6. Назовите три оболочки Земли, основу которых составляют неорганические вещества и которые различаются по агрегатному состоянию (укажите агрегатное состояние каждой из этих оболочек).
  7. Как называется любое условие среды, на которое организм реагирует приспособительными реакциями?
  8. Какой газ является основным компонентом атмосферы?
  9. Закончите фразу: «Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря присутствию в атмосфере …».
  10. Как называется вещество, которое образуется в результате процесса разложения органических веществ растительных и животных остатков?
  11. Какие организмы являются первыми почвообразователями?
  12.  Какое неорганическое соединение самое распространенное на планете является единственным источником кислорода в фотосинтезе и основой всех жизненных процессов?
  13. Что такое транспирация?
  14. Как называются компоненты окружающей среды, используемые для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества?

Ответы:

  1. Экология изучает взаимоотношения организмов и сообществ с окружающей средой обитания.
  2. Обмен веществ, способность к развитию, способность к размножению.
  3. Абиотический, биотический, социальный.
  4. Биосфера
  5. Антропогенным
  6. Атмосфера (газообразное состояние), гидросфера (жидкое), литосфера (газообразное).
  7. Экологический фактор.
  8. Азот
  9. Озона.
  10. Гумус
  11. Бактерии, лишайники.
  12. Вода.
  13. Биологическое испарение воды растениями.
  14. Природные ресурсы.

Приложение 3.

Вопросы текущего контроля.

«Природопользование с основами охраны окружающей среды».

Тест.

1.    Как называется природная территория, на которой существует частичный режим охраны природы?

а)   заказник

б)   заповедник

в)   национальный парк

г)   памятник природы

д)   эталон природы

2.   Как называется охраняемая природная территория, полностью изъятая из хозяйственного использования?

а)   заповедник

б)   заказник 

в)   памятник природы 

г)   национальный парк 

д)   эталон природы

3.   Какие категории видов растений и животных находятся в Красной книге?

а)   сокращающиеся, редкие, находящиеся под угрозой исчезновения

б)   исчезнувшие, редкие, сокращающиеся

в)   сокращающиеся, находящиеся под угрозой исчезновения, исчезнувшие

г)   редкие, расширяющиеся, процветающие

д)   расширяющиеся, сокращающиеся, редкие

4. Что необходимо осуществлять для защиты окружающей среды от загрязнения?

а)   ограничение добычи биологических ресурсов

б)   внедрение малоотходных и безотходных технологий

в)   создание заповедников

г)   создание заказников

д)   охрану отдельных природных сообществ

5. Примером борьбы с нарушением озонового слоя биосферы является:

а) задержание ультрафиолетового излучения

б) снижение производства фреонов

в) увеличение выпуска холодильников

г) увеличение парникового эффекта

6. Наиболее реальным и эффективным средством против автомобильных смогов в городах может оказаться:

а) запрет автомобильного движения

б) сокращение численности грузовых автомобилей

в) предложение автомобилистам ездить не каждый день

г) переход на другие виды топлива

7. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельность человека, называются:

а) ограничивающие

б) антропогенные

в) биотические

г) абиотические

8. Наиболее эффективный способ охраны всех видов растений и животных, это:

а) запрет на сборы растений и отстрел животных

б) отказ от использования видов растений и животных человеком

в) регуляция численности видов и охрана природных сообществ

г) создание зоопарков и ботанических садов

Приложение 4.

Вопросы итогового контроля по программе

«Природопользование с основами охраны окружающей среды».

Теоретическая часть.

  1. Что называется охраной природы?
  2. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым?
  3. Что является причиной выпадения кислотных дождей?
  4. Как называется ядовитый туман, образующийся в результате выбросов промышленных предприятий и транспорта?
  5. Какой газ является основным компонентом атмосферы?
  6. Какова роль воды в образовании органического вещества планеты?
  7. Назовите компоненты, составляющие комплексный абиотический фактор – климат.
  8. Назовите причины недостатка пресной воды.
  9. К каким последствиям приводит загрязнение воды.
  10. Что такое эрозия почв?
  11. К каким видам природных ресурсов относятся полезные ископаемые?
  12. Какова основная роль растений в круговороте веществ в природе?
  13. Как называется пигмент зеленых растений, участвующий в фотосинтезе?
  14. Как растения влияют на состав атмосферного воздуха?
  15. В чём заключается основное значение животных в природе?

Практическая часть.

  1. Перечислить как деятельность человека отражается на животных?
  2. Назвать исчерпаемые природные ресурсы.

3.  Чем отличаются возобновляемые и невозобновляемые  природные ресурсы.    

      Приведите примеры.

4.   Закончите фразу «Атмосфера защищает живые организмы, населяющие      

поверхность планеты от воздействия…»

  1. Определите по картинкам виды эрозии почв и причины  её возникновения.
  2. Определите полезные ископаемые. Какое значение имеют полезные ископаемые в жизни и деятельности человека.
  3. Рассмотрите рисунок, перечислите: к каким последствиям приводит вырубка лесов?
  4. Перечислите роль животных в жизни человека изображенных на рисунках?
  5. Определите вид косвенного воздействия человека на животных по рисунку. К каким последствиям они приводят?
  6. Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства, которые не являются целью данного производства и непригодны для использования в нём, называются…»
  7. Назовите виды особо охраняемых природных территорий Омской области покажите на карте.
  8. Назовите две группы отходов по характеру их воздействия на природу, приведите примеры.
  9. Дать описание биотопа.
  10. Заполнить кроссворд.
  11. По гербарным материалам определить редкие и исчезающие виды растений Омской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана окружающей среды.

Раскрыли  величие  и  красоту  природы  как  источника   гражданских  чувств  и  творческой  деятельности;Развивали  эстетическое...

Интегрированный урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Аннотация к интегрированному уроку  географии и английского языка по теме:  "Загрязнение и охрана окружающей среды" 8-й класс Калимуллина Райхан Зиннуровна, учитель географии...

Конспект и презентация к уроку "Environmental Protection" (Охрана окружающей среды), 7 класс

Данная презентация составлена к первому уроку цикла об охране окружающей среды( УМК В.П. Кузовлев-7) и направлена на презентацию новой лексики и её первичную отработку. Урок имеет высокую воспитательн...

Урок "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона"

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».Задачи урока: 1.Образовательные: закрепление, обобщение и систематизация зн...

Разработка урока по английскому языку по теме "Охрана окружающей среды"

Обобщающий урок по теме "Охрана окружающей среды". Урок проблемного характера с элементами исследования, на развитие логического мышления, объема памяти. Основная цель урока-совершенствование навыков ...

Загрязнение и охрана окружающей среды

Учебно-воспитательные задачи:     1.    Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающе...

Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды

Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....