"Экологический марафон"
методическая разработка по теме

Борзенкова Алёна Валерьевна

Мероприятие "Экологический марафон", посвященное охране окружающей среды построено в виде игры-соревнования для того, чтобы дети принимали активное участие в игре, расширяли свой кругозор, пополняли свои знания об экологии, продемонстрировали  свои знания и умения работы с компьютером.

 Понять тему мероприятия предлагается самим детям, для этого они в  начале мероприятия просматривают видеоролик «Планета- наш общий дом», где наглядно демонстрируется вся красота природы и негативное воздействие человека на окружающую среду.

Данное мероприятие проводится  не случайно и будет актуальным в этом году, так как 2017 год объявлен годом экологии, поэтому одной из задач мероприятия  является привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере.

 Подготовленная презентация «Экологический календарь» позволит ознакомить детей с основными экологическими праздниками и событиями.

Возраст детей: 11-14 лет.

Цель: мотивирование детей и подростков к занятиям техническим творчеством.    

      Задачи:

  • привлечь внимание к охране окружающей среды и к экологическим проблемам;
  • способствовать побуждению обучающихся к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала;
  • развивать навык группового взаимодействия.

Оборудование: компьютеры, проектор, видеоролик «Планета- наш общий дом», компьютерная презентация «Экологический календарь», жетоны, викторина, компьютерный тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ekologicheskiy_marafon_2.zip847.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования  

"Дом детского творчества"

Красненского района Белгородской области

"Экологический марафон"

(Методические разработки воспитательных мероприятий, направленных на популяризацию научно-технического творчества)

                                               Борзенкова Алёна Валерьевна

                                                                   педагог дополнительного образования

                               

Оглавление

  1. Краткая аннотация.................................................................................3
  2. Описание разработки.............................................................................6
  3. Литература.............................................................................................13

      Приложения

      Приложение 1. Эмблема года экологии.

      Приложение 2. Экологическая викторина.

      Приложение 3. Видеоролик «Планета- наш общий дом».

      Приложение 4. Презентация «Экологический календарь».

      Приложение 5. Тест.

      Приложение 6. Звуки природы.

      Приложение 7. Картинки для рефлексии.

      Приложение 8. Программа "Смайлик".

     

Краткая аннотация

Тема методической разработки: "Экологический марафон".

Для успешного проведения данного мероприятия целесообразно проводить его с детьми, которые приобрели соответствующие знания и умения в области информатики (на уроках информатики или в соответствующих объединениях). А именно, изучили такие темы как:  «компьютерная графика», "поиск информации в сети интернет", "мир мультимедиа".

Мероприятие посвящено охране окружающей среды. Оно проводится в виде игры - соревнования между двумя командами.

 В ходе мероприятия  активно используются компьютеры,  проектор. При подготовке заданий участники могут пользоваться ресурсами глобальной сети Интернета.

Чтобы понять тему мероприятия дети в начале просматривают видеоролик «Планета - наш общий дом».

С целью привлечения внимания детей к занятиям техническим творчества в подготовке и проведении данного мероприятия активно принимают участие воспитанники, окончившие обучение в творческом объединении «Инфомир» (можно пригласить просто старшеклассников, владеющих соответствующими знаниями). Так, один из них подготавливает презентацию «Экологический календарь», которая демонстрируется остальным воспитанникам в то время, когда капитаны их команд подготавливаются к защите экологического плаката. Вместе с педагогом, воспитанники подготовили экологическую викторину, разработанную в программе Excel и тест, позволяющий заработать дополнительные жетоны и выявить знания детей по теме "Мультимедиа".

Предварительная работа:

  • Беседа о игре-соревновании, о ее правилах. Деление детей на 2 команды, придумывание названий команд, выбор капитанов.
  • Воспитанники (наставники), окончившие обучение  в объединении "Инфомир" подготовили презентацию «Экологический календарь», экологическую викторину и тест.
  • Педагог готовит наставников  к проведению мероприятия (раздает теоретический материал, обсуждает с ними правила игры и их роли).
  • Участникам  предлагается подготовить экологический рекламный плакат, который будет защищать капитаны команды. 

Практические рекомендации по проведению игры- соревнования:

  • Игра- соревнование состоит из четырех конкурсов.
  • Для проведения соревнования подготавливаются  жетоны- эмблемы года экологии (приложение № 1 ).
  • За каждое верно выполненное задание ребята получают жетоны (задание выполненное идеально оценивается в пять жетонов).
  • После каждого конкурса выполняется промежуточное оценивание ответа, выдаются жетоны.
  • В роли жюри выступают воспитанники, окончившие обучение в объединении.
  • Все участники игры награждаются небольшими (можно сладкими) призами.
  • Итоги соревнования будут подводиться по количеству жетонов.

Данное мероприятие позволит детям, с одной стороны,  применить практические умения при работе с компьютером, с другой стороны,  повысить экологическую культуру и расширить знания в области экологии. Наставники (жюри) продемонстрируют участникам игры свои навыки и умения, полученные на занятиях технического творчества.

Разработанный тест может быть использован на уроках информатики, а викторина и презентация "Экологический календарь" могут  быть использованы на различных мероприятиях, посвященных экологии.  

Описание разработки

Мероприятие "Экологический марафон", посвященное охране окружающей среды построено в виде игры-соревнования для того, чтобы дети принимали активное участие в игре, расширяли свой кругозор, пополняли свои знания об экологии, продемонстрировали  свои знания и умения работы с компьютером.

 Понять тему мероприятия предлагается самим детям, для этого они в  начале мероприятия просматривают видеоролик «Планета- наш общий дом», где наглядно демонстрируется вся красота природы и негативное воздействие человека на окружающую среду.

Данное мероприятие проводится  не случайно и будет актуальным в этом году, так как 2017 год объявлен годом экологии, поэтому одной из задач мероприятия  является привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере.

 Подготовленная презентация «Экологический календарь» позволит ознакомить детей с основными экологическими праздниками и событиями.

Возраст детей: 11-14 лет.

Цель: мотивирование детей и подростков к занятиям техническим творчеством.     

      Задачи:

  • привлечь внимание к охране окружающей среды и к экологическим проблемам;
  • способствовать побуждению обучающихся к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала;
  • развивать навык группового взаимодействия.

Оборудование: компьютеры, проектор, видеоролик «Планета- наш общий дом», компьютерная презентация «Экологический календарь», жетоны, викторина, компьютерный тест.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Здравствуйте ребята. Сегодня мы собрались здесь не случайно, сегодня нам с вами предстоит преодолеть несколько испытаний, которые продемонстрируют нам ваши знания и умения.

Ведущий 2:  Чтобы понять чему именно посвящена наша встреча, мы предлагаем вам посмотреть видеоролик который вам подскажет основную тему нашего мероприятия (идет демонстрация видеоролика, после чего дети определяют тему мероприятия).

Ведущий 1:  Правильно, наша встреча посвящена охране окружающей среды, вопросам экологии. Ребята, 2017 год объявлен годом экологии. Правительство всерьез озадачено охраной окружающей среды. А кто из вас может сказать что же такое охрана окружающей среды?

Ведущий 2:  Охрана окружающей среды- это система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека. Важнейшие факторы окружающей среды — атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. Охрана окружающей среды предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.

В условиях научно-технического прогресса и интенсификации промышленного производства проблемы охраны окружающей среды стали одной из важнейших общегосударственных задач, решение которых неразрывно связано с охраной здоровья людей. Долгие годы процессы ухудшения окружающей среды были обратимыми, так как затрагивали лишь ограниченные участки, отдельные районы и не носили глобального характера, поэтому эффективные меры по защите среды обитания человека практически не принимались. В последние же 20—30 лет в различных районах Земли начали появляться необратимые изменения природной среды или возникать опасные явления. В связи с массированным загрязнением окружающей среды вопросы ее охраны из региональных, внутригосударственных выросли в международную, общепланетарную проблему. Все развитые государства определили охрану окружающей среды одним из наиболее важных аспектов борьбы человечества за выживание.

Первый конкурс - разминка.

Ведущий 2:  Ребята, а сейчас вам предлагается ответить на вопросы экологической викторины. Каждый из вас пройдет это испытание и у каждого будет возможность заработать жетоны в копилку вашей команды. Присаживайтесь за компьютеры и приступайте. (Подводятся итоги данного конкурса).

Второй конкурс - «найди и расскажи».

 Ведущий 1:  А кто из вас знает, что такое особо охраняемые объекты природы? (участники пытаются ответить) Ребята, под особо охраняемыми объектами или территориями обычно понимают участки биосферы (экосистемы различного ранга), полностью или частично, постоянно или временно исключенные из хозяйственного использования.

Цели выделения и охраны таких территорий различны. Это могут быть незатронутые или слабо затронутые человеческой деятельностью экосистемы. В таких случаях они рассматриваются как эталоны природы, наблюдения за которыми позволяют глубже понять закономерности естественного развития экосистем.

Ведущий 2:  К категориям охраняемых территорий в нашей стране относятся заповедники, заказники, национальные парки, биосферные заповедники, особо ценные лесные и другие объекты.

Заповедниками называют территории, полностью изъятые из хозяйственного использования. Как правило, ограничено их посещение, туризм. Если в заповедниках в одинаковой степени охраняется весь природный комплекс, их называют комплексными. Таких заповедников большинство. Реже выделяются заповедники для охраны каких-либо наиболее специфических (уникальных) объектов. Они носят название специальных. К числу специальных можно отнести расположенный в Красноярском крае заповедник «Столбы». Здесь охраняются уникальные скальные образования, многие из которых имеют форму столбов.

Ведущий 1:   Самые главные заповедники - биосферные. Биосферные заповедники равномерно распределены по земному шару и каждый представляет какой-то природный ландшафт. Они созданы там, где природа не утратила своих первозданных черт. Эти заповедники от обычных отличаются тем, что имеют международный статус и используются для слежения за изменением биосферных процессов. Это один из объектов наземного экологического мониторинга.

Ведущий 2:  По режиму охранности в других государствах к заповедникам близки территории, которые носят название резерваты, а также национальные парки. Правда, последние имеют обычно двойной статус – заповедности и организованного отдыха. В национальных парках выделяются обычно заповедная, рекреационная и хозяйственная зоны.

В мире сейчас насчитывается более 2300 национальных парков. В России они начали выделяться только в 70-х годах и сейчас численность их близка к 25. К статусу национальных парков обычно приравнивают наши заповедники.

Ведущий 1:  К территориям с менее строгим режимом охраны относятся заказники.

Заказники организуют на какой-то определенный срок для восстановления численности промысловых зверей, птиц или популяций лекарственных растений. Восстанавливаемые виды использовать запрещается, хотя на территории заказника возможна хозяйственная деятельность с использованием всех прочих видов растений или животных (охота, рыбная ловля, заготовка лекарственного сырья, сбор грибов и ягод и т. д.).

В России имеется более 1,5 тыс. заказников, занимающих около 3% территории страны.

Ведущий 1:  Памятники природы включают широкий круг объектов. Это могут быть и вековые деревья, и водопады, и пещеры, и уникальные экосистемы и т. п. Они могут быть государственного, регионального и местного значения.

Ведущий 2:  Переходим ко второму конкурсу. Вам нужно найти в интернете информацию о любом охраняемом объекте Белгородской области (заповеднике, природном парке, заказнике) и рассказать краткое сообщение о его деятельности. (Подводятся итоги данного конкурса).

Ведущий 1:  Сейчас человечество находится на грани всемирной экологической катастрофы, для предотвращения которой практически ничего не предпринимается. Многие экологические проблемы сегодня приобрели международный характер и для их решения необходимы совместные усилия разных стран. Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Поэтому я предлагаю вам следующий конкурс.

Третий конкурс.

Ведущий 2:  Ребята, сейчас вам предстоит выбрать одну из экологических проблем и в редакторе презентаций создать два (несколько - по желанию) слайда: первый- с кратким описанием проблемы, второй слайд должен содержать выдвинутые вами пути решения той или иной проблемы (приветствуется, если информация будет размещена в виде схемы). (Подводятся промежуточные итоги).                                                                                                                                                                                                                                                  Ч                        Четвертый конкурс - домашняя работа. 

Ведущий 1:  Ну что ж пришло время представить нам ваши работы - ваши экологические плакаты. Просим капитанов команд подготовиться и продемонстрировать плакаты (пока капитан готовятся к защите, на доске идет демонстрация  экологического календаря). Подводятся итоги данного конкурса.

Подведение итогов игры.

Подсчитываются жетоны, объявляется команда победителей, вручаются призы, анализируются ответы.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Ведущий 2:  Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все больше молодцы, справились с нашими заданиями.

Ведущий 1:  Ребята, нам хочется знать, понравилось ли вам наше мероприятие.   Оцените пожалуйста свое эмоциональное состояние на мероприятии, подняв соответствующий смайлик (понравилось, безразлично, не понравилось), соответствующий вашему настроению. А подвести итог нам поможет программа "Смайлик". Мы досчитаем ваши смайлики и  согласно проведенному опросу заполним поля специальной программы и после нажатия кнопки «далее» на экран наглядно выводятся результаты голосования.  (Это своеобразное подведение итогов игры, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить проделанную  работу). 

Ведущий 2:  Вот и пришло время прощаться. Помните, мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!

Литература

  • Учебник – Белов С.В., Бабинов Ф. А. и др. Охрана окружающей среды, Москва «Высшая школа» 1991-315 с.
  • Словарь экологических терминов.

Ресурсы интернета

  • https://www.youtube.com/watch?v=7lEKfWogzME;
  • http://festival.1september.ru/articles/529091/.

Приложение №1

                                               

Приложение  №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-ученический проект «Экологический марафон»

Ученики МБОУ СОШ № 15 ведут внеурочную проектную деятельность экологической направленности. Результатами их работы является этот проект. В проекте «Экологический марафон» описаны выявленные и исследов...

"Экологический марафон"

В статье описаны выявленные и исследованные учащимися МБОУ СОШ № 15 экологически загрязненные объекты станицы Роговской, перечислены предполагаемые пути решения экологический проблем в данной мес...

Экологический марафон

Интеллектуальная игра для обучающихся 9-11 классов по экологии....

Игра-путешествие по станциям «Экологический марафон» 6 класс

Цель мероприятия направлена на то, чтобы учить ребят доброму и бережному отношению к природе и друг другу. Плюсом является и то, что игру можно проводить на свежем воздуже....

Общешкольный экологический марафон"Авиафауна г.Луги"

Цель: привлечь внимание школьников к вопросу охраны и привлечения  птиц в г.Луга...

Экологический марафон "Мы -дети земли"

Данное мероприятие можно использовать для проведения внеклассного мепроприятия во время недели химии, эколгии, биологии в 8-9 классах. Цели: изучение экологических проблем современности; воспитан...

Экологический марафон

Интеллектуальная игра "Экологический марафон" с элементами проектирования...