статья "Возможности театрального коллектива в социальной адаптации подростков"
статья на тему

Зайцева Наталья Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности театрального

коллектива  в  социальной адаптации

подростков.

Успешная социализация подрастающего поколения - требование времени и приоритет государственной политики России. Развитие современного общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан. Социальная активность гражданина (или ее отсутствие) есть результат воспитания. С переходом страны к экономике рыночного типа остро встала необходимость  подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, способного самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, уверенно вступать в социальные отношения.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. Принято считать, что социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны – процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет активной деятельности человека. Исходя из этого, индивид не просто усваивает социальный опыт, но преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации.

Содержательная сторона процесса социализации включает формирование профессиональных намерений, знаний и навыков, правовых, этических, социальных и политических представлений, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений. Социальное развитие ребенка – это сложный процесс  освоения и осмысления человеческого опыта и норм взаимоотношений , это такое приспособление человека к требованиям общества, которое обеспечит его успешное функционирование в социальной среде.

В то же время  условиями  современной жизни порождаются кризисные явления в подростковой и молодежной среде: агрессивность,  недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни, бездуховность. Возросла социальная напряженность и расслоение общества. Эти явления одинаково характерны для различных типов поселений, в том числе и для малых городов, к числу которых принадлежит и город Гуково. Психологи и социологи  отмечают, что в малом городе, по сравнению с мегаполисом,

  • школьники, как правило, имеют более высокую учебную мотивацию, что связано с их стремлением поступить в вуз в другом, более крупном городе, получить престижную профессию и место работы не в своем, не в малом городе;
  • не так быстро разрушается традиционная система ценностей (образованность, культура, отношение к старшим и проч.), сохраняется более высокий уровень требовательности и контроля со стороны учителей;
  • у детей и подростков меньше возможностей посещать театры, музеи, выставки, концертные залы,  не достаточно  развиты технические возможностей организации досуга (аудио-, видео-, компьютерная техника) из-за низкого уровня доходов населения.
  • из-за повальной коммерциализации и несовершенства законодательной системы  были закрыты многие  подростковые клубы по месту жительства.

В этих условиях роль Дома детского творчества в воспитании детей и подростков малого города объективно велика, деятельность педагогов дополнительного образования по  социализации детей и подростков востребована среди родителей и воспитанников. Программа театрального кружка «Играем жизнь» направлена на формирование компетенций, относящихся к социальному взаимодействию  подростков и социальной сферы. Разрабатывая модель выпускника театрального коллектива, автор программы опиралась на  определения  компетенций, приведенные в исследованиях А.М.Рябченко, Э.Шорта, Е.Бондаревской: «Компетенция – это личностно осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл, система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых  проблем».

Воспитанники коллектива – подростки в возрасте от 12 до 18 лет.

Особенность работы  в этом коллективе заключается в  использовании социально-ролевых игр в педагогическом процессе. Без умения «разыгрывать роли» общение может быть затруднено, потому что люди, общество ориентируются на определенный тип стандартов поведения, задаваемый  ролью.  Занятия в театральной студии  «Играем жизнь»  помогают подросткам освоить принятые в обществе стандарты поведения. Но при этом относиться   к ним не как к догме, а, пропуская через свою личность,  анализируя свои ощущения и реакцию партнера, всякий раз находить оптимальный вариант поведения в проблемной ситуации.

Социально-ролевые игры тематически объединены в 3 блока:

I блок:  «Я - и мои друзья».        

В подростковом возрасте  наиважнейший опыт – опыт творческого общения и опыт сопряжения своего личностного растущего «Я»  со столь же стремительно развивающимся личностным «Я» окружающих товарищей. Важнейший вид деятельности ребят в это время – общение со сверстниками. Подросток активно ищет тот круг  общения, в котором он будет чувствовать себя комфортно: востребованным, талантливым, признанным. Очень важно, чтобы этот круг общения был социально значимым, здоровым, позитивным.

II блок:  «Я – и моя семья».

«В гостях хорошо, а дома лучше». Эта знакомая всем фраза в наши дни, похоже, безнадежно устарела. Из-за постоянных семейных конфликтов многие дома превратились в настоящее поле боя. Неумение общаться друг с другом сводит на нет любые попытки  примириться. Научиться понимать близких, верить в непреходящую любовь  родных, иметь представление о здоровых межличностных отношениях в кругу семьи - цель этого блока социально-ролевых игр.

III Я – и мое государство

Для подростка, будущего выпускника школы  актуальным является опыт общения с незнакомыми людьми, опыт самостоятельных принципиальных жизненных решений, опыт самопрезентации в различных социальных институтах (образовательное учреждение, работодатель, семья, трудовой коллектив, армия и др.)

Использование социально-ролевых игр, таких  значимых  для подростков, мы считаем  новизной социально-педагогического опыта в учреждении дополнительного образования.

Подросткам даются практические навыки адаптации в социуме, ими приобретается жизненный опыт

  • духовной деятельности: чтения, общения, мышления, речи;
  • творческой деятельности;
  • культуры одежды;
  • культуры  питания;
  • культуры взаимоотношений между людьми;
  • адекватного отношения к собственному «Я».

При организации социально-ролевых игр педагог использует

 следующие приемы:

  • разыгрывается социальная ситуация, подробно описанная  в художественной, педагогической, психологической литературе, а затем происходит анализ поведения героев, поиск  иных вариантов их поведения.
  • задается  жизненная ситуация (например, «знакомство», «ссора», «всеобщая  радость» и т.п.),  а играющим  предлагается определить свои социальные  роли, характер взаимоотношений, завязку конфликта, развитие ситуации, ее разрешение.
  • предлагаются на выбор социальные роли (например, «педагог», «ученик», «сын», «отец», «продавец» и т.д.), а играющие самостоятельно придумывают фабулу ситуации, исходя их собственного жизненного опыта.
  • педагог  формулирует проблему (например, «Предложите жизненную ситуацию, достойный выход из которой потребует от участников терпения и умения поставить себя на место партнера»), а играющие, так же используя свой социальный опыт, выбирают все составляющие ситуации:  роли, завязку, развитие, кульминацию, развязку, характеры и т.д.

В театральном  коллективе «Играем жизнь» существуют определенные правила и законы.

1.Совершение особых действий в начале и в конце занятия – ритуалов приветствия и прощания. Например, занятие начинается коллективным этюдом «Разделите со мной мою радость!»: ребята рассказывают о положительных моментах и впечатлениях дня. В конце занятия педагог предлагает продолжить фразу: «К нам пришел новенький и это хорошо, потому что…», « Я считаю, что сегодня молодец (имя), потому что…».Возможно использование аплодисментов, жестов, выражений, создающих для каждого кружковца ситуацию успеха.

 2. Соблюдение правил:

  «Каждый на своем месте в свое время»

От подростков требуется умение управлять своим вниманием, быть мобилизованным, четко выполнять указания педагога.

 «Я интересен всем, все интересны мне»

Педагог поощряет стремление находить необычность, непохожесть, новизну содержания, отличие от других в людях и вещах.

 «Я умею смотреть и видеть».

 «Я умею слушать, слышать,  и понимать».

 «Я помогаю людям, люди помогают мне».

3.  Вера в предлагаемые обстоятельства

 В социально-ролевой игре, в этюде, в упражнении, в спектакле  педагог побуждает  ребят быть естественными, органичными, т.е. не делать чего-либо «понарошку».

4.  Серьезность 

Это правило требует от кружковцев  умения не смеяться и не пытаться рассмешить товарищей. Соблюдение этих правил способствует выработке творческой этики, регулирующей взаимоотношения подростка  с окружающим миром.

В Доме детского творчества  систематически проводится психолого-педагогическая диагностика, позволяющая оценить  эффективность педагогического процесса, уровень освоения обучающимися образовательных  программ.  Результаты изучения процесса социализации подростков, занимающихся в театральной студии  «Играем жизнь», позволяют сделать следующие выводы:

  • за период реализации программы – с 2005 по 2008 год  на 13% увеличилось количество подростков, имеющих высокий уровень социализированности. При этом число подростков, имеющих низкий уровень социализированности, уменьшилось на 16%.
  • количество подростков, имеющих нормальный и пониженный уровень тревожности,  выросло в коллективе с 33% до 80%, а количество подростков, имеющих высокий и очень высокий уровень тревожности, соответственно снизилось на 47%.
  • ребята стали более открытыми  в межличностном общении и общении со взрослыми, их самооценка стала более адекватной, снизилась агрессивность, что позволяет им более позитивно строить взаимоотношения с окружающими.

Фрагмент занятия с использованием социо –ролевой  игры.

Педагог: Многие проблемы  у человека возникают потому, что он идет на поводу у компании, попадает под чье-нибудь влияние, ведет себя, как марионетка, не умеет сказать «нет!».

Вот на эту тему мы сейчас и поиграем. Игра первая так и называется «Марионетки». Все знаете, что это за куклы? Цель нашей игры: определить, что чувствует человек, когда им кто-то управляет. В этой игре мы  действуем в группах по трое. Рассредоточьтесь, пожалуйста, по всей комнате. Один из вас – марионетка, двое – кукловоды. Кукловоды должны перевести куклу на  несколько шагов вперед. При этом напоминаю: важно, чтобы куклы не сопротивлялись тому, что делают кукловоды. Начали!зко

Дети играют. Затем им предлагается  ответить на вопросы:

  1. Что вы чувствовали, когда  были в роли  марионетки?
  2. Понравилась ли вам это чувство? Комфортно ли вам было?
  3. Хотелось ли что-либо сделать самому?
  4. Представьте, что вы марионетка не 10 секунд, а целый день, месяц, год? Изменится ли ваше отношение к этой роли? устраивает ли вас, что все за вас решать будет кукловод?

Педагог: Итак, попробуйте сделать из этой игры вывод.

Правильно. Человек должен оставаться личностью, бороться за это, и любому негативному влиянию уметь сказать твердое и решительное «нет!». Давайте попробуем  продемонстрировать уверенное поведение, аргументированный отказ в ситуации выбора. Разделимся на 2 подгруппы.

Вот несколько ситуаций, в которых группа подростков оказывает давление на сверстника. Эти ребята должны найти выход из создавшегося положения и отказаться от негативного предложения. Именно отказаться! Ребята, выберите одну из ситуаций,  распределите роли, придумайте реплики, диалоги, и  коллективно продумайте аргументы для отказа. При этом помните, что уговоры могут быть льстивыми, наглыми, вежливыми, - будьте творческими, артистичными и неординарными. А главному герою для твердости позиции надо всегда думать о последствиях своего выбора.

На все это у вас 2 минуты. А затем каждая подгруппа представит свой мини-спектакль.

Дети работают в подгруппах,

  педагог помогает по мере необходимости.

Ситуации: Группа сверстников настойчиво предлагает

  1. прогулять уроки,
  2. попробовать наркотик за компанию,
  3. покурить,
  4. отобрать у младших школьников деньги.

Педагог: Ребята, готовы? Приступаем. Сначала вы – артисты, а  вы - зрители и критики. После каждого показа мы обязательно аплодируем. А потом отмечаем наиболее интересные  находки.

Дети разыгрывают социально-ролевые

 ситуации и анализируют их.

Педагог: Ну что ж, молодцы. Я аплодирую и артистам, и  критикам. Вы действительно проявили творчество, чувство юмора и в то же время цели вы достигли, ваше «нет!» было достаточно аргументированным и уверенным.Какой же практический совет  вы даете сверстникам ?

Ваша идея понятна, я позволю себе обобщить все это и предлагаю  такой вывод: «Всегда оставайся самим собой, иди своим путем. Не бойся сказать «нет!».

Занятия в театральном коллективе, наши спектакли, участие  кружковцев в различных социальных проектах Дома детского творчества  несут ребятам каждодневную радость.  Подросток возрастает и утверждается, как личность. Только обладая социальной гибкостью, высокой коммуникабельностью, открытостью ребенок сможет стать успешным в реально существующей жизни. Этого можно добиться, если строить педагогический процесс на основании принципа:«творческая  деятельность ребенка должна сопровождаться ситуацией успеха».  Это будет способствовать формированию навыков социальной мобильности, что в свою очередь позволит развивать творческий потенциал воспитанников, духовное начало их личности, гуманные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Формирование социальной адаптации подростка средствами шахматной игры

Среди проблем, связанных с социализацией пристальное внимание  исследователей  последние годы привлекает вопрос о социальной адаптации.Особую важность этот вопрос приобретает в системе допол...

Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения "Творческая гостиная"

Авторы-составители:Протасова Л.Д., педагог-психолог, МКОУ «Детский дом-школа № 74», г. НовокузнецкГилёва Т.А., педагог-психолог,МКОУ «Детский дом № 5», г. Новокузнецк В основу программы социально...

Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков

Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в  обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.Цель группы: развитие социальной компетент...

Технологическая карта занятия в клубе социальной адаптации подростков "Лидер"

Технологическая карта занятия "Путешествие по дорогам профессий" в клубе социальной адаптации подростков "Лидер"...

Социальная адаптация подростков посредством занятий мотоспортом

Методическая разработка по теме: Социальная адаптация подростков посредством занятий мотоспортом....

«Социальная адаптация подростков в условиях учреждения санаторного типа».

Адаптация подростков к условиям учреждения санаторного типа...