Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения "Творческая гостиная"
рабочая программа по психологии по теме

Гилёва Татьяна Александровна

Авторы-составители:

Протасова Л.Д., педагог-психолог, МКОУ «Детский дом-школа № 74», г. Новокузнецк

Гилёва Т.А., педагог-психолог,МКОУ «Детский дом № 5», г. Новокузнецк

 

В основу программы социальной адаптации подростков «Творческая гостиная» положен метод, разработанный профессором кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования М.Е. Бурно «Терапия творческим самовыражением». Корни метода в классической клинической психотерапии стран России и Европы, в российской культуре и природе. Существо метода в том, что он исходит из особенностей личности и включает в себя различные методики терапии творчеством: терапии созданием творческих произведений, творческим общением с природой, с литературой, искусством, терапии творческим коллекционированием и т.д.

С начала 90-х годов XX века ширится область «внелечебного» применения этого метода, в основном в случаях более или менее глубокого переживания своей неполноценности со склонностью к размышлениям о себе среди людей.

Предложенная программа создана педагогами-психологами, применившими метод «Терапия творческим самовыражением» в психокоррекционной работе с подростками детских домов, что, по словам профессора М.Е. Бурно, является безусловно новым психокоррекционным вариантом метода. В программе, исходя из возрастных и личностных особенностей подростков, разработаны и систематизированы занятия по темам, помогающим формированию активной жизненной позиции, развитию творческого потенциала и личностного самоопределения подростков-сирот. Для лучшего усвоения некоторых тем в занятия включены специально созданные игры и драматизации.

Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения «Творческая гостиная» поможет практически одухотворённо-творчески подойти к решению проблем депривированных детей.

Программа может быть рекомендована в помощь педагогам и психологам, интересующимся коррекционным воздействием культуры, для занятий с дезадаптированными подростками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_tv.gost_._na_publikatsiyu.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа социальной адаптации подростков

методом творческого самовыражения

«ТВОРЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ»

Протасова Людмила Дмитриевна,

педагог-психолог, МКОУ «Детский дом-школа № 74»

Гилёва Татьяна Александровна,

педагог-психолог МКОУ «Детский дом № 5»

Пояснительная записка

Программа разработана для занятий с детьми, лишёнными попечения родителей, воспитанниками детских домов, а также может быть использована для работы с подростками любых социальных групп, испытывающими трудности в социальной адаптации.

Дети, лишённые попечения родителей, имеют ряд личностных особенностей, затрудняющих адаптацию в социуме в силу маскирования индивидуальных характерологических черт. У детей акцентируются такие личностные черты как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, негативизм, конформизм. Эти черты, вступая в противоречие с природной индивидуальностью ребёнка, провоцируют возникновение и обострение внутриличностных конфликтов, проявляющихся в поведенческих отклонениях и различных формах дезадаптации, которые сопровождаются неспособностью принятия жизненно важных решений, планирования деятельности, прогнозирования будущего. Подобная пассивность жизненной позиции является одной из актуальных проблем, требующей особого психологического решения.

Предложенная программа составлена на основе метода "Терапия творческим самовыражением", разработанного профессором М.Е.Бурно. Данный метод является, на наш взгляд, одним из действенных способов помощи депривированным детям. Уникальность этого метода в его глубоком гуманистическом отношении к личности и, прежде всего, к дефензивной личности. Дефензивность – это пассивная оборонительность в противоположность активной агрессивной оборонительности. Как отмечает М.Е. Бурно, в основе дефензивности лежит "конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием. Чувство неполноценности конкретно обнаруживается робостью, неуверенностью в себе, боязливой инертной нерешительностью, патологической застенчивостью, тревожной мнительностью, ипохондрическими переживаниями, житейской непрактичностью" (2,с.12). Все эти дефензивные свойства могут быть присущи людям с самыми разнообразными характерами, но особенно болезненно переживаются депривированными детьми.

Цель обучения. Формирование активной жизненной позиции в социуме у подростков на основе понимания и принятия сильных и слабых сторон своего характера как резерва для творческой самобытной самореализации.

Задачи.

  • Познакомить участников группы с основными характерологическими типами; показать сильные и слабые стороны в каждом типе характера.
  • Создать условия для понимания подростками уникальности своего характера, показать ценность его проявления в творческом самовыражении; способствовать пониманию и принятию своей дефензивности как возможности обретения творческого вдохновения.
  • Сформировать у подростков позитивное отношение и толерантность к людям с иной индивидуальностью.
  • Помочь участникам группы активизировать собственные резервы, помогающие реализации своих творческих возможностей и личностного самоопределения.
  • Показать участникам группы возможность использования средств творческого самовыражения для самопомощи в трудных жизненных ситуациях.

В результате участия в программе «Творческая гостиная» предполагается появление у подростков навыков эффективного взаимодействия с людьми на основе понимания их характерологических особенностей; осознание своего творческого потенциала и умения им пользоваться; укрепление активной жизненной позиции, способствующей жизненному самоопределению; понимание и принятие инаковости другого человека; стремление к саморазвитию и обретению творческого вдохновения в деятельности; знания о творчестве великих поэтов, писателей, художников, как возможности самореализации.

Метод "Терапия творческим самовыражением" используется для воспитания у дефензивных подростков творческого стиля жизни, творческого отношения к себе, к окружающим их людям, к своему труду. Творческая деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего мира или построение ума, или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке. Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение служит тем коррекционным механизмом, который помогает подростку более гармонично существовать в окружающей его действительности, адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, ощутить себя активной творческой личностью, найти в себе то, на что можно опереться в жизни, что волнует и вдохновляет.

На занятиях изучаются и анализируются проявления характеров у взрослых и детей на основе образов героев художественных произведений, биографических данных великих людей, поэтов, художников, писателей, учёных, в сравнении с собственным характером. Дети узнают, что данному характеру присуще всегда; что очень типично, но присуще не всегда; что нетипично, но всё-таки может быть; что никогда в рамках данного характера не встречается.

Знания и умения, получаемые на занятиях, помогают найти пути к пониманию себя и окружающих и, стало быть, к профилактике душевных срывов, нервных кризисов; а также, что очень важно, помогают найти своё место в жизни, опираясь на собственную индивидуальность.

Программа рассчитана на детей-подростков 13-17 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа каждое. Для реализации программы предполагается 64 встречи (128 часов): по 32 встречи в течение каждого года обучения. Встречи начинаются в середине сентября по мере установления стабильного распорядка дня в детском доме и формирования группы и заканчиваются в середине мая для предоставления времени участникам группы на подготовку к окончанию учебного года. Форма организации встреч – творческие гостиные.

Для повышения эффективности усвоения подростками предлагаемого материала используются следующие методы: просмотр слайдов и репродукций, рассказ ведущего, чтение литературных произведений, выполнение творческих работ, беседа, дискуссия, рефлексия, самоанализ, ассоциативный метод, приемы психологической само- и взаимопомощи, игры и инсценировки, поиск вариантов завершения ситуаций.

Контроль усвоения материала и оценка личностного роста проводится в форме самооценки, выполнения творческих работ, игр и самоотчетов. В заключение курса участники группы выполняют итоговую творческую письменную работу, в которой определяют свои характерологические особенности.

Учебно-тематический план

№ темы

Название разделов, тем занятий

Количество

часов

1 год обучения

Вводное занятие

2

1

Знакомство с характерами на примере растений

14

1.1

Цветок по имени Незабудка

2

1.2

Клубника и Земляника

2

1.3

Крапива и Яснотка

2

1.4

Нарцисс и Кипарис

2

1.5

Купена

2

1.6

Раффлезия Арнольди

2

1.7

Игра «Аналогии» (итоговое занятие)

2

2

Знакомство с проявлениями творческого вдохновения

4

2.1

Рассказ Ю.Яковлева «Разбуженный соловьями

2

2.2

Искры творчества во мне

2

3

Знакомство с особенностями характеров литературных героев

10

№ темы

Название разделов, тем занятий

Количество

часов

3.1

Совесть (по рассказу Р.Погодина «Сима из четвертого номера»)

2

3.2

Рассказ Э.Шима «Сын гипнотизёра»

2

3.3.

Геракл

2

3.4

Рассказ о летчике Сергее

2

3.5

Кукольный театр (итоговое занятие)

2

4

Поиски проявлений характерологических черт в жизни и творчестве художников

20

4.1

Художники-реалисты и художники-идеалисты

2

4.2

Разнообразие реалистических характеров

2

4.3

Синтонные характеры (Ф.Васильев и А.И.Куинджи)

2

4.4

Авторитарно-напряженные характеры (В.Верещагин, В.Суриков)

2

4.5

Психастенические характеры (К.Моне, А.Сислей)

2

4.6

Демонстративный характер (К.Брюллов)

2

4.7

Аутистические характеры (В.Э.Борисов-Мусатов, М.Нестеров)

2

4.8

Проявление черт аутистического характера в творчестве художников-абстракционистов (В.Кандинский)

2

4.9

Полифонические характеры (Сальвадор Дали, Ван Гог, Босх)

2

4.10

Карточная игра «Разнообразие характеров» (итоговое занятие по теме)

2

5

Исследование проявлений собственного характера в жизни и творчестве

14

5.1

Дом, двор моего детства

6

5.2

Мои увлечения

4

5.3

Театр характеров

2

5.4

Создание творческих работ из природного материала (итоговое занятие по курсу 1-го года)

2

2 год обучения

6

Творческое общение с природой

14

6.1

Мир камней

2

6.2

Времена года

2

6.3

Природа в изображении художников, писателей, поэтов

2

6.4

Уголок природы

4

6.5

Животный мир

2

6.6

Природа в моей жизни (итоговое занятие по теме)

2

№ темы

Название разделов, тем занятий

Количество

часов

7

Систематизация знаний о влиянии характера человека на его жизнь и творчество

20

7.1

Вересковый мёд (шотландская баллада)

2

7.2

Жизнь и творчество И.Крылова

2

7.3

Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

2

7.4

Знакомство с психастеническим характером на примере жизни и творчества И.П.Павлова

2

7.5

Попрыгунья (по рассказу А.П.Чехова)

2

7.6

Ювенильный характер С.Есенина

2

7.7

А.В.Суворов. Характер и биография

2

7.8

Эндокринный характер Б.Моисеева

2

7.9

Нико Пиросмани

2

7.10

Настольная игра «Калейдоскоп характеров» (итоговое занятие по теме)

2

8

Особенности переживания любви, дружбы и красоты людьми разных характеров

14

8.1

Некрасивая девочка (по стихотворению Н.Заболоцкого)

2

8.2

А.Грин «Алые паруса»

2

8.3

Аленький цветочек (по сказке Н.Аксакова)

2

8.4

Марс и Венера

2

8.5

Снегурочка (по сказке А.Островского)

2

8.6

Портреты моих друзей

2

8.7

Карточная игра «Разнообразие характеров» (итоговое занятие по теме)

2

9

Систематизация представлений о себе как творческой самобытной личности

16

9.1

Сказ П.П.Бажова «Каменный цветок»

2

9.2

Рассказ А.Грина «Акварель»

2

9.3

Неизвестное в известном

2

9.4

Японская поэзия. Хокку

2

9.5

Представление своего творчества

4

9.6

Мой портрет (итоговое занятие по курсу «Творческая гостиная»)

4

Итого

128

Содержание программы по разделам.

На первом занятии ребята знакомятся друг с другом, с условиями проведения группы, темами курса, его целями и задачами. В доступной форме ведущие рассказывают о сущности метода «Терапия творческим самовыражением» и о структуре и правилах проведения занятий. На эту встречу можно пригласить выпускников-участников предыдущих групп, которые делятся своими впечатлениями о работе в группе. Это помогает вновь пришедшим почувствовать себя более уверенно и определиться с желанием посещать занятия.

Первый раздел посвящен первичному знакомству с характерами реалистического и идеалистического мироощущений на примере растений, которые на основании роста и развития наделяются теми или иными чертами. Участники группы учатся определять и называть «характеры» Клубники и Земляники, Крапивы и Яснотки, Нарцисса и Кипариса, Купены, Раффлезии Арнольди. Основная задача этого этапа – показать разнообразие проявления характеров, помочь почувствовать их различие. Здесь же ребята получают первые представления о дефензивности, как проявлении душевной организации человека. Для лучшего усвоения темы используются рассказы ведущего об особенностях жизни растений, фотографии или слайды (можно рассмотреть живые растения, например, крапиву и яснотку), мифы о Нарциссе и Кипарисе, игра «Аналогии», сказки.

Второй раздел посвящен знакомству с проявлениями творческого вдохновения. Здесь участники группы получают возможность увидеть творческое вдохновение, переживаемое героем рассказа Ю.Яковлева «Разбуженный соловьями», и вспомнить моменты творческого вдохновения в своей жизни. Ведущий предлагает записать эти воспоминания в форме эссе или рассказа. На занятии «Искры творчества во мне» ребята читают свои рассказы, что дает возможность еще раз пережить состояние творческого вдохновения, увидеть разнообразие его проявлений у других, почувствовать его целебность.

Занятия третьего раздела помогают систематизировать характерологические черты на примере литературных героев. Эта задача решается с помощью знакомства ребят с рассказами Р.Погодина («Сима из четвертого номера»), Э. Шима («Сын гипнотизера»), Л.Протасовой («Рассказ о летчике Сергее»), мифом «Геракл». Рассказы помогают увидеть проявления характерологических особенностей в различных конфликтных ситуациях, описанных в произведениях. Ребята получают возможность понять, как характерологические черты, о которых они узнали, отражаются во взаимодействии людей друг с другом. Участники группы соотносят поведение (а с ним и характер) героев со своим. Заканчивается изучение раздела кукольным театром, где ребята инсценируют с помощью кукол ситуации общения героев разного характера. Этот прием помогает «примерить» на себя каждый характер, почувствовать его созвучие или несозвучие.

Следующий раздел позволяет перейти к изучению проявлений характерологических черт в жизни и творчестве людей. Участники группы знакомятся с характерами и творчеством художников Ф.Васильева, А.И. Куинджи, В.Верещагина, В.Сурикова, К.Брюллова, Б.Борисова-Мусатова, М.Нестерова, А.Кандинского, Ван Гога, Сальвадора Дали. На занятиях ребята слушают рассказы ведущих о художниках, рассматривают репродукции и слайды с их произведениями, анализируют свое восприятие этих произведений, что способствует созданию внутреннего образа характера, глубокому проживанию его мироощущения, выработке особой чувствительности к восприятию человека. Знания и навыки, полученные на этом этапе, закрепляются и обобщаются в игре «Разнообразие характеров».

Заканчивается первый год обучения исследованием проявлений собственного характера в жизни и творчестве. Основное внимание здесь уделяется знакомству с проявлениями собственного характера через создание и представление творческих работ. Ребята рисуют воспоминания о дворе и доме своего детства, пишут рассказы о своих увлечениях, сценки для театра характеров, составляют букеты из цветов, веток, трав и листьев. Такая работа позволяет увидеть проявления своей индивидуальности в творчестве, почувствовать ее ценность и уникальность.

Второй год обучения начинается с раздела «Творческое общение с природой». Сюда входят такие занятия, как «Мир камней, «Времена года», «Природа в изображении художников, писателей, поэтов», «Уголок природы», «Животный мир», «Природа в моей жизни». Основная задача этого раздела – обучение приемам самопомощи творческим общением с природой. Открывая свою индивидуальность в восприятии природы, ребята осознают целительную роль природы, обретая источники вдохновения в творческом общении с ней. Этому помогают воспоминания о встречах с природой, чтение стихов о природе, рассматривание камней, фотографий, просмотр фильмов о природе.

Систематизация знаний о влиянии характера человека на его жизнь и творчество происходит на занятиях седьмого раздела. Начинается раздел с занятия, посвященного шотландской балладе «Вересковый мед» (в переводе С.Маршака). Баллада помогает понять и глубже прочувствовать особенности идеалистического и реалистического мироощущения, подводит участников группы к пониманию категории нравственности. Далее ребята знакомятся с характерами И.Крылова, М.Салтыкова-Щедрина, И.Павлова, С.Есенина, Б.Моисеева, А.Суворова, Нико Пиросмани, с характерами героев произведения А.П.Чехова «Попрыгунья». Большое внимание уделяется рассмотрению влияния характерологических особенностей на судьбу человека, на его отношение с другими людьми, на целительную роль творчества в его жизни, а также на созвучие характеров участников группы с характерами известных людей. На этом этапе важно помочь понять, какая сила кроется в каждом характере, какие механизмы помогают адаптироваться в окружающем мире, а также помочь осознать свою силу и слабость и определить свои стратегии адаптации в социуме. Заканчивается изучение этого раздела настольной игрой «Калейдоскоп характеров», в которой происходит обобщение знаний о проявлении характеров в творчестве.

Восьмой раздел включает важные для ребят этого возраста темы переживания любви, дружбы и красоты. С помощью знакомства с произведениями Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», А.Грина «Алые паруса», Н.Аксакова «Аленький цветочек», Н.Островского «Снегурочка», мифа о Марсе и Венере ребята определяют свое отношение к красоте, любви, дружбе, особенности своих предпочтений в любви и дружбе. Особенно подробно рассматривается тема нравственности, анализируются отношения с близкими людьми и пути установления взаимопонимания с людьми разных характеров, выбираются тактики взаимодействия с ними. Итоговое занятие по этой теме включает в себя игру «Разнообразие характеров», с помощью которой ребята составляют характерологические портреты своих друзей, находят черты созвучия с ними.

Последний раздел программы направлен на систематизацию представлений участников группы о себе как творческой самобытной личности. Основной задачей на этом этапе является расширение возможностей выбора деятельности для реализации творческого потенциала. Важно помочь увидеть и почувствовать ценность обретения творческого вдохновения в повседневной жизни. На занятиях ребята знакомятся с литературными произведениями П.П.Бажова, А.Грина, японскими трехстишиями, учатся находить элементы творчества в обыденных делах, видеть красоту в хорошо знакомых предметах. Все это помогает творчески организовать свой быт, почувствовать ценность окружающего мира и вместе с тем вызывает желание расширять сферу творческого самовыражения в соответствии со своими способностями, наклонностями и характерологическими особенностями.

На двух последних занятиях ребята выполняют итоговую творческую письменную работу «Мой портрет», в которой создают свой психологический портрет как саморазвивающейся творческой личности, существующей в природе и взаимодействии с другими людьми. Рассказ участника группы о себе пишется в свободной форме и содержит сведения о своем характере, привычках, способностях, увлечениях, мечтах, целях, представлениях о будущем и т.п. Кроме того, проводится обсуждение личностных достижений и происходит обмен мнениями и впечатлениями об опыте проживания в группе. Ребята высказывают пожелания друг другу, дарят небольшие подарки.

Методические рекомендации

Занятия по программе социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения «Творческая гостиная» проходят в соответствии с рекомендуемыми основателем метода М.Е.Бурно условиями, которые включают в себя атмосферу гостиной с мягким светом свечей, кипящим самоваром, сухариками. Чаепитие в уютной гостиной располагает к теплому общению, служит способом проявления внимания друг к другу. Неяркость освещения смягчают напряженность, стеснительность. Тревожно-застенчивый ребенок, не знающий, куда деть руки, может взять сухарик, чашку с чаем, и эти простые действия помогают в какой-то степени преодолеть неловкость. Тихое чаепитие уводит от суеты, объединяет ребят между собой, располагает к доверительности.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, со шторами для затемнения. Хорошо, если есть специально отведенное место для выставок детских творческих работ.

Для того, чтобы помочь подростку наиболее глубоко прочувствовать содержание занятий, используются слайды, репродукции картин, портреты известных людей, записи музыкальных произведений, произведения писателей и поэтов.

Во многих занятиях ребята получают возможность ощутить себя творческой личностью в создании собственных произведений. Для этого потребуются листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, природный материал и т.п.

Для театрализованных занятий необходимы всевозможные куклы (можно самодельные), маски, минимальный театральный реквизит (шляпки, очки, накидки).

Формирование группы происходит в начале учебного года, в ходе индивидуальных бесед с потенциальными участниками. Необходимо обратить внимание на характеры и психическое состояние будущих участников: не включать в группу более чем по одному истерическому и эпилептоидному подростку, исключить участие детей с психопатоподобным поведением. Основу группы составляют дети с дефензивными проявлениями различных характеров. Характерологически разнородная группа представляет собой модель микросоциальной среды, в которой дети, творчески общаясь между собой, учатся принимать человека с иным характером таким, какой он есть, понять и прочувствовать, что «каждый из нас ограничен в своей индивидуальности и ею же силен» (2, 93). Желательное количество подростков в группе 10 – 15 человек, близкого возраста.

Для проведения занятий необходимо отвести постоянное время 1-2 раза в неделю.

В процессе своего развития группа проходит несколько этапов развития:

  1. Предварительное знакомство участников группы с характерами людей.
  2. Расширение и уточнение представлений участников группы о характерах при знакомстве с литературными произведениями, творчеством и биографиями известных людей, участии в психологических играх и инсценировках.
  3. Осознание участниками группы собственной индивидуальности со стойким творческим вдохновением и знанием приемов само- и взаимопомощи.

На всех занятиях, входящих в программу, ребята постепенно знакомятся с собственным характером. По ведущим методикам, можно выделить пять видов занятий:

  • Творческое общение с литературой и искусством;
  • Создание творческих произведений
  • Творческое общение с природой
  • Проникновенно-творческое погружение в прошлое
  • Игры и драматизации.

В структуре большинства занятий можно выделить четыре части:

  1. Начало занятия: ведущие помогают вспомнить предыдущую тему, устанавливая связь с новым материалом;
  2. Информация об изучаемом характере: чтение литературных произведений, выдержек из воспоминаний современников, дневников, сообщение биографических данных и т.д. в сопровождении показа слайдов, репродукций, фотографий;
  3. Беседа по вопросам ведущих, помогающая ребятам выделить основные особенности представленного характера; найти черты сходства и различия с собой; определить своё отношение к такому характеру, принять его;
  4. Обмен впечатлениями. Ведущие подводят итоги занятия с выделением сильных и слабых сторон этого характера, подчёркивают возможное поле деятельности для него, приёмы самопомощи.

Структура занятий, посвящённых выполнению творческих работ, несколько иная: во второй части после информации ведущих по предлагаемой теме, выполняются творческие работы; в третьей части эти работы рассматриваются, обсуждаются с позиции характерологии.

Текущий контроль за происходящими личностными изменениями участников осуществляется на каждом занятии путем определения степени активности ребят, в ходе личных бесед с ведущим, при выполнении творческих работ, в дискуссиях, а также при помощи самооценки и самоотчета.

Промежуточный контроль предусматривает проведение специально организованных игр и инсценировок, которые проводятся по завершении каждого раздела.

Итоговый контроль подразумевает выполнение творческой работы «Мой портрет» - ребята пишут рассказ о себе, своём опыте проживания в группе, о тех изменениях, которые произошли в них; о том, чему научились, как это может им пригодиться в жизни.

Список литературы

  1. Бурно, М.Е. Сила слабых. Психотерапевтическая книга / М.Е. Бурно. – М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 368 с. ISBN 5-7990-0280-6
  2. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. – М.: Академический проект, 1999. – 364 с. ISBN 5-8291-0041-X
  3. Бурно, М.Е. Клиническая психотерапия / М.Е. Бурно. – М.: Академический проект, ОППЛ, 2000. – 719 с. ISBN 5-8291-0093-2
  4. Великие россияне /Биографическая библиотека Ф. Павленкова. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. – 639 с. ISBN 5-224-04585-1
  5. Вересаев, В. «Спутники Пушкина» / В.Вересаев. – М., 1993г.
  6. Волков, П.В. Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств) / П.В. Волков. – М.: Аграф, 2000. – 528 с. ISBN5-7784-0106-X
  7. Волков, П.В.. Люди с трудным характером / П.В. Волков. – М.: Академический Проект, 2001. – 64 с. ISBN 5-8291-0046-0
  8. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий / П.Б. Ганнушкин. – Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2000. – 124 с. ISBN 5-86093-015-1
  9. Гнедич, П.П. История искусств / П.П. Гнедич. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 848 с. ISBN 5-699-00307-Х
  10. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э.Кречмер. – М.: НО Научный Фонд «Первая Исследовательская Лаборатория имени академика В.А. Мельникова», 2000. – 208 с. ISBN 5-901171-02-0 (доп. тираж)
  11. Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун. – Симферополь: «Реноме», 1998. – 480 с. ISBN 966-7198-12-X
  12. Лабиринт души: Терапевтические сказки /Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – М.: Академический Проект, 2001. – 224 c. – (Руководство практического психолога). ISBN 5-8291-0119-Х
  13. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением. /Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. – 880 с. ISBN 5-8291-0283-8
  14. Психологическая типология: Хрестоматия. /Сост. К.С. Сельченок, - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 592с. ISBN 985-433-977-7

Примерные конспекты занятий

Тема 1.2. Цветок по имени Незабудка

Авторы Протасова Л.Д., Гилева Т.А.

Цель. Помочь почувствовать свою индивидуальность, при выборе наиболее понравившегося растения; показать разнообразие проявления характеров во взаимодействии; дать представление о дефензивности, как проявлении душевной организации.

  1. Игра «Ассоциации» (с растениями).

Сказать о роли природы в жизни человека – её целительной, вдохновляющей во все времена, силе; о человеке как части природы. Прочитать хокку:

Как много их на полях,

Но каждый цветёт по-своему,

В этом высший подвиг цветка.

Мацуо Басё

«Попробуйте ощутить себя на цветочной поляне. На ней много цветов. Вот на открытках цветы, выберите близкий себе цветок, может быть, он связан с воспоминаниями, а может быть, он просто сейчас привлёк ваше внимание. Возможно, Вашего цветка нет здесь среди открыток, но Вы помните о нём и можете о нем рассказать».

Участники выбирают цветок близкий себе, похожий на себя или пробуждающий воспоминания о моменте встречи с природой. Затем рассказывают, почему выбрали именно этот цветок.

Обратить внимание участников на индивидуальные особенности, которые проявились в рассказе каждого о выбранном цветке. Подчеркнуть разницу восприятия одного и того же растения людьми разных характеров.

«Как цветочная поляна разнообразен мир человеческих характеров и всё это разнообразие отразилось в ваших рассказах, открывающих частицу вашей индивидуальности. Как каждому цветку на поляне есть место для жизни, так и каждый характер имеет право быть – он просто есть, существует в обществе. Часто люди страдают, видя слабость своего характера, принимая её за невозможность что-то в своей жизни изменить к лучшему. Зная особенности разных характеров, можно помочь человеку и себе самому увидеть силу своей индивидуальности, чтобы не стараться быть таким, как кто-то, а искать силы в себе».

  1. Чтение фрагмента сказки О. Гавриченко «Цветок по имени Незабудка» (без окончания):

Недалеко от большого города был лес. В лесу была поляна. На ней росли разные цветы. В хорошую погоду на поляну прилетали бабочки, в траве заводили свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы умели разговаривать. Каждый из них рассказывал другому лесные новости. Иногда цветы играли друг с другом в мячик из капельки росы. Весело им было жить на поляне!

Однажды утром на поляне появился новый цветок. У него был тонкий стебелек с маленькими листиками и крошечными зелеными бутонами.

— Ты похож на обыкновенную траву, — сказал большой красный Мак, — ты весь зеленый.

— Нет, — ответил новичок. — Я — цветок. Меня зовут Незабудка.

— Да какой же ты цветок, если твои бутоны не раскрываются! — сказали Ромашки, покачивая головками на тонких ножках. — Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, но цветов по имени Незабудка не знаем.

— Таких цветов не бывает! — зазвенел Колокольчик. — Нас здесь много, и никто не знает цветов по имени Незабудка. И все цветы на поляне сказали:

— Нет такого цветка! Ты не наш! Мы не будем дружить с тобой!

Маленькая тоненькая Незабудка оглядела себя: «Да... Я и вправду вся зеленая, и бутоны мои не раскрыты... Конечно, никто и говорить со мной не захочет, а дружить — тем более». От этой мысли она почувствовала себя одиноко. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, а нераспустившиеся бутончики наклонились к земле... Незабудка уже совсем было завяла, как вдруг пошел дождь. Он напоил Незабудку спасительной влагой, она ожила и снова услышала гордый голос Ромашки:

— Посмотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и с белыми лепестками. Я похожа на солнце!

— А мы, — зазвенели колокольчики, — самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто не слушал, ведь она и не похожа на цветок…

3. Придумывание окончания сказки.

Предложить участникам придумать окончание сказки сообразно своей индивидуальности, отвечая на вопрос: «Представьте себя или своего знакомого на месте Незабудки… Как тогда закончилась бы сказка? Если бы у вас была похожая ситуация, что бы вы сделали?».

Чтение окончаний сказки.

Подчеркнуть, что разные варианты рассказов отражают характер автора и его опыт разрешения ситуаций. «Кто-то будет настойчиво доказывать свое право быть на поляне, кто-то будет ждать помощи извне, кто-то будет обвинять себя, в том, что он несовершенен, а кому-то будет достаточно своего потаенно-внутреннего мира. И все это разнообразие поведения будет отражением человеческих характеров».

4. Определение понятия «дефензивность».

«Часто мы наделяем другого человека своим характером, думая, что он должен поступать также, как я, забывая о его индивидуальности. Отсюда – рождение неприятия, непонимания в отношениях, поступках людей. Может ли Мак требовать от Незабудки, чтобы она цвела такими же яркими пышными цветами? Вы предположили, что может произойти с Незабудкой, исходя из особенностей своего характера. Но если бы на месте Незабудки был человек, то каким был бы его характер?»

Помочь участникам выделить черты тревожно-сомневающегося характера, почувствовать возможную близость этого характера своему.

Дать понятие «дефензивность» и предложить найти ее проявления в своем характере.

5. Подведение итогов занятия.

Обратить внимание участников группы на то, что они увидели особенности проявления одного из множества других характеров, знакомство с которыми, по словам М.Е.Бурно, «позволяет помогать себе и друг другу не только разумом, но и творчески-целебным оживлением души… с постепенным вхождением в целебно-творческий стиль жизни».

Предложить участникам поделиться впечатлениями о занятии.

Литература:

Лабиринт души: Терапевтические сказки /Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – М.: Академический Проект, 2001.

Тема 1.5. Нарцисс и кипарис

Автор Протасова Л.Д.

Цель: Определение основных черт демонстративного и аутистического характеров.

1. Краткое изложение мифов о Нарциссе и Кипарисе

Давным-давно жил сын речного бога и нимфы прекрасный, холодный, гордый Нарцисс. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви. Он отвергал любовь всех и многих нимф сделал несчастными. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула:

- Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не ответит тебе взаимностью тот, которого ты полюбишь!

Разгневалась богиня Афродита на то, что Нарцисс отвергает её дары, и наказала его. Однажды во время охоты Нарцисс подошёл к студёному прозрачному ручью напиться, нагнулся и отразился в воде во всей своей красе. В изумлении смотрел он на своё отражение и влюблялся всё больше и больше в него. Нарцисс не отходит от ручья, любуется самим собой, не ест, не спит, готов умереть, чтобы избавиться от мук любви. Склонилась голова Нарцисса на зелёную траву, и мрак смерти покрыл его очи. На том месте, где склонилась голова прекрасного юноши, вырос душистый цветок – нарцисс.

Так о нарциссе рассказывает миф. На самом деле, это очень ранний цветок – уже 1-ого мая среди голой ещё земли появляются ярко-жёлтые крупные цветки. Одновременно цветут многие подснежники, но не они привлекают внимание, а душистые прекрасные нарциссы, демонстрирующие разнообразную форму и окраску цветков. Это любимый цветок англичан и именно в Великобритании было организовано первое общество любителей нарциссов: педантичным англичанам много радости доставляет артистизм нарцисса. Весь май собирает нарцисс плоды восхищения его красотой, пьёт живительную талую воду, делая запас в луковице, а потом, сыграв свою роль, затаивается до следующей весны. Ведь появляются пышные пионы, сирень, а нарцисс уже потерял свои цветы, внимание привлечь нечем.

О другом характере рассказывает миф о Кипарисе.

Этот юноша - сын царя острова Кеос, друг бога Аполлона. Кипарис посвятил всё своё время любви к прекрасному оленю, которого водил на поляны с сочной травой и звонкими ручьями, украшал рога его венками из душистых трав. Часто Кипарис, играя с оленем, вскакивал на его спину и разъезжал по цветущей долине.

Но однажды в жаркий летний полдень олень укрылся в кустах от зноя, а Кипарис охотился там же и нечаянно бросил копьё в своего любимца, не узнав его. Олень был сражён насмерть и смертельно расстроен был Кипарис. Горе его было неутешно и молил он Аполлона о смерти. Внял Аполлон его мольбам и превратил юношу в дерево. Кудри его стали тёмно-зелёной хвоей, тело одела кора, вершина уходила в небо.

С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его ветками украшали погребальные костры, сажали кипарисы у могил. Называют его деревом скорби.

Писатели и путешественники говорят о кипарисе: «Как свечки стоят кипарисы вдоль дороги…».

2. Беседа.

Определите (повторите) главные черты характера Нарцисса и Кипариса. Сравните со своим характером, есть ли сходство с кем-нибудь из них;

3. Заключение

Нарцисс – себялюбивый, гордый, холодный, артистичный, красивый.

Кипарис – подчинивший свою жизнь служению идее (Красоте), когда смерть не страшна, т.к. соединит с Красотой.

Литература.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Симферополь: «Реноме», 1998. – 480 с. . ISBN 966-7198-12-X

Тема 7.3. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

Автор Гилёва Т.А.

Цель. Установление зависимости особенностей творчества от черт авторитарно-напряженного характера.

1. Рассказ о биографии и творчестве писателя.

Показать репродукцию портрета М.Е. Салтыкова-Щедрина (И. Крамской «Портрет писателя Салтыкова-Щедрина»). Предложить ребятам рассмотреть его, поделиться своими впечатлениями. Рассказать о жизни писателя.

«Михаил Евграфович Салтыков родился в 1826 г. и умер в 1889 г. в возрасте 63 г.

«Семья была дикая и нравная, отношения между членами семьи отличались какой-то зверской жестокостью, чуждой всяких теплых родственных сторон; об этих отношениях можно судить по повести «Семейство Головлевых». Отец был человек смирный и находился совсем под башмаком жены, которая была и умнее, и отличалась чрезвычайно властным характером».

Получив образование, Михаил Салтыков поступил в канцелярию военного министра. Примерно в это же время познакомился с петрашевцами и, хотя на тайных собраниях их не бывал, но посещал какой-то кружок из 5-6 человек молодежи. В 22 года за свои первые повести «Противоречие» и «Запутанное дело» был выслан на службу в Вятку, где вскоре был назначен советником Вятского губернаторского правления.

Л.Н. Спасская – вятская общественная деятельница и литератор – вспоминает о нем: «Наружность его не отличалась привлекательностью. Это был очень молодой человек, темноволосый, довольно высокий, но неуклюжий, с болезненным цветом лица и очень выпуклыми серыми глазами, чрезвычайно близорукий, что еще более усиливало его неловкость. Выражение лица Михаила Евграфовича и настроение его духа постоянно менялось, причем мимолетная веселость сменялась то чрезвычайной угрюмостью, вовсе не соответственной его возрасту, то крайней раздражительностью. Сдержанности, самообладания у него совершенно не было, и всякое противоречие выводило его из себя… Нужно знать, что Михаил Евграфович любил покушать и не отказывался от приглашения пообедать запросто. После такого обеда он, по своей привычке заходить ежедневно, обыкновенно являлся в наш дом, а так как, скушавши лишнего, он чувствовал себя всегда нехорошо, то и начинал без милосердия критиковать обед и бранить угощавших его хозяев. При первых его выходках этого рода мать моя заметила ему, что если он не доволен такими обедами, то не нужно было и принимать приглашений на них, а то выходит очень некрасиво, что он сначала наедается, а потом бранит тех, кто накормил его. Михаил Евграфович возражал, что свинство звать гостей обедать и кормить их дрянью…»

В Вятке жизнь Салтыкова тянулась однообразно и бесцветно, дни походили в малоинтересных занятиях по службе и в карточных игре по вечерам; от скуки и, следуя общему в то время обыкновению, он пристрастился к употреблению водки.

В Вятке же познакомился с будущей женой Елизаветой Аполлоновной Балтиной, дочерью вице-губернатора. Полюбил он ее за красоту и жизнерадостность, часто ревновал к знакомым мужчинам. Еще в первые дни знакомства Салтыков выбирал между ней и ее сестрой Анной, но сделал выбор в пользу красоты, а не ума, объясняя тем, что может обучить юную жену, и даже написал для нее целый курс истории России.

Поженились он с Елизаветой Аполлоновной после освобождения Салтыкова в 1855 г. (кстати, вопреки воле его матери) и вскоре переехали в Петербург.

Литературная деятельность Салтыкова восстанавливалась. Его сатирические вещи печатались в «Русском вестнике» за подписью «Н. Щедрин». Одновременно шла и его служебная карьера. В 1858 г., в 32 г. его назначают рязанским вице-губернатором. При этом определении Александр II выразился: «Я рад этому и желаю, чтобы Салтыков и на службе действовал в том же духе, в каком он пишет».

Григорий Александрович Мачтет – писатель, участник революционного движения так вспоминает Салтыкова в этот период: «Салтыков приехал без всякой помпы, запыленный, в простом тарантасе… Вид у него был хмурый, почти суровый, если бы не ласковый, часто как бы улыбавшийся взгляд, - мало подававший надежды на легкое и приятное собеседование… Он зажил очень скромно. Принимал у себя и сам бывал в гостях не часто, играл иногда в карты и все свое время посвящал главным образом «делам»…

…При первом же приеме служащих Салтыков, нахмурившись и обводя всех глазами, сказал:

  • Брать взяток, господа, я не позволю, и с более обеспеченных жалованием я буду взыскивать строже. Кто хочет служить со мною, - пусть оставит эту манеру и служит честно… К тому же, господа, я должен сказать вам правду: я обстрелянный уже в канцелярской кабалистике гусь, и провести меня трудно.

…Он и себя не щадил и не баловал, сам просиживал за работой целые ночи, и от сослуживцев своих требовал большого труда. По важным делам… он всегда сам составлял резолюции, сам писал постановления, не говоря уже о том, что сам перечитывал и просматривал каждую бумажку, каждое донесение».

Приводя в порядок запущенные дела, Салтыков потребовал от своих подчиненных приходить еще и по вечерам с 8-ми часов. Бедные чиновники, от которых вдруг потребовали двойной работы, стали роптать. И в «Московских ведомостях» появилась статья Смирнова, которая осуждала распоряжение Салтыкова и советовала ему, прежде чем требовать от людей крайнего напряжения сил, - присмотреться к их быту, посмотреть, где и как они живут. Салтыков сейчас же отменил свое распоряжение и поехал посмотреть, как действительно живут его подчиненные. Затем он разыскал корреспондента и поехал к нему с визитом, поблагодарил его за честность и за правду, и дружба их продолжалась до самой смерти Салтыкова.

В Рязани Салтыков прослужил недолго. Рязанским губернатором тогда был Муравьев, человек властный, крутого нрава и крутых взглядов на управление, и Салтыков с ним не поладил; между ними пошли беспрерывные столкновения и пререкательства, доходившие не раз до министерства и установившие такие невозможные отношения, что менее чем через два года Салтыков был переведен вице-губернатором в Тверь. Затем еще служил в нескольких местах. В возрасте 42 лет был уволен в отставку, причем был награжден чином действительного статского советника и ежегодной пенсией в тысячу рублей.

Летом 1885 г. Салтыков предпринял поездку к доктору Белоголовому. Белоголовый вспоминает: «С мало знакомыми или вовсе незнакомыми людьми Михаил Евграфович обходился не только сдержанно, но и резко. Большею частью угрюмо молчал, чем приводил в немалое смущение, и даже трепет наших гостей.… На покойного Надсона (поэта) он нагнал такой страх, что тот после отъезда в письмах ко мне, прося передать поклон Михаилу Евграфовичу, прибавлял: «Если только этот поклон его не рассердит»…

…Человек он был чрезвычайно горячий и страстный, в спорах сильно разгорячался, начинал говорить с окриком. Но ни разу не помню, чтобы спор у него переходил в личности, и готов был сейчас же согласиться с доводами противника, если находил их убедительными…»

Владимир Андреевич Оболенский познакомился с Салтыковым в 1886 г., когда тот отдыхал в имении матери Оболенского. Вспоминая о встречах с Салтыковым, Оболенский пишет: «Елизавета Аполлоновна иногда присутствовала при этих беседах, но вступала в разговор всегда невпопад, делая внезапно наивно щебечущим тоном совершенно не идущие к делу замечания, что страшно раздражало Салтыкова…

И в то же время Салтыков был глубоко привязан к своей жене. Он серьезно волновался и беспокоился за нее, когда она поехала кататься однажды в холодную погоду: «Говорил ей, что холодно. Нет, не послушала, понеслась куда-то в легкой кофточке. Вот простудится и заболеет… Как за малым ребенком смотреть надо». «А потом посмотрел на нас как-то растерянно, - пишет Оболенский, - и сказал: «Уж будьте добры, пошлите ей навстречу какие-нибудь теплые вещи. Ведь в самом деле простудится». И в голосе его прозвучала едва уловимая нотка нежной заботливости о жене…

Оскорбляя свою жену на каждом шагу самым беспощадным образом, он вместе с тем требовал от других полного к ней уважения. На этой почве у него выходили столкновения даже с самыми близкими друзьями. Рассказывали о ссоре его с известным тверским общественным деятелем Унковским, с которым он был связан многолетней дружбой». Однажды Михаил Евграфович во время игры в «винт» рассердился на свою жену и, как всегда, грубо выругал ее. Унковский в тон ему произнес что-то не в достаточной мере к ней уважительное. «И вдруг, совершенно для себя неожиданно, он увидел исказившееся злобой лицо своего партнера, который стучал по столу кулаком и кричал, что не позволит у себя в доме оскорблять жену». Унковский пробовал его успокоить, но Салтыкова уже нельзя было унять. Он потребовал, чтобы Унковский немедленно оставил его квартиру, и заявил, что больше никогда его принимать не будет. Примирения между ними так и не произошло.

«Елизавета Аполлоновна при всех своих недостатках, была существом добродушным и незлобивым. Жизнь Салтыковых в Петербурге шла так, как ей хотелось». Завела в доме салонные игры, танцевальные вечера, пустые разговоры, театры, развлечения, балы. «Салтыков сердился, но изменить образ жизни своей семьи не был в силах. Он сидел за письменным столом и писал сатиру «Ангелочек», в которой со злобным юмором изображал свою жену и дочь»…

Творчество помогало Салтыкову примириться погасить раздражение, которое возникало при виде всего происходящего, смягчало растущее напряжение.

В сказках, написанных в большинстве своем в последнее десятилетие его жизни, хорошо отражаются особенности его мироощущения.

2. Чтение сказки «Коняга».

3. Беседа по следующим вопросам:

  • Какое впечатление произвел на вас рассказ о Салтыкове-Щедрине? Поделитесь впечатлениями о сказке?
  • Какие черты характера Салтыкова Щедрина вы можете выделить? Как они проявляются в его жизни и творчестве? Назовите характер.
  • Какие черты характера близки и понятны вам, какие вызывают отторжение?
  • Как вы можете поладить с таким человеком?
  1. Заключение.

Основу характера Салтыкова-Щедрина составляет напряженная прямолинейность, которая является ядром напряженно-авторитарного характера. Прямолинейность проявляется в склонности мысли и чувства двигаться к цели по кратчайшему пути, не запутываясь в сложных противоречивых построениях, не сомневаясь в себе. К тому же мышление напряженно-авторитарного порой вязковато, обстоятельно, тяжеловесно, тугоподвижно. Однако оно логически крепко сколочено и, несмотря на упрощенность, по-своему основательное и тщательное. В разговоре такой человек настаивает на своем, его трудно сдвинуть с уже занятой позиции.

Напряженность состоит из мрачного настроения, тревожной подозрительности и агрессивной злобноватости. По причине злобноватости эта смесь обжигает собеседника как крапива. Напряженность нуждается во внешней разрядке, и потому, те, кто ее ощущают, невольно стараются вести себя с напряженно-авторитарным человеком осторожней, угодливей или, наоборот, становятся в оппозицию, чем могут окончательно вывести его из себя. Когда напряжение становится для напряженно-автоританого невыносимым, то происходит «взрыв», гневно-агрессивная разрядка вовне.

Этот душевный склад называют «характером воина», поскольку для него естественна борьба за свои принципы. Благодаря своей несгибаемой строгости, напряженно-авторитарные могут быть хорошими начальниками, командирами, там, где важно держать дисциплину, единство.

Некоторым напряженно-авторитарным свойственна высокая степень справедливости, ведь справедливость тоже своеобразная правильность – четкий баланс проступка и наказания, успеха и поощрения. Они жестко требуют справедливости не только от других, но и от себя. В своей прямолинейной честности они способны на невыгодный для себя поступок, будут яростно драться за правое дело, и могут быть утомительны для многих своим правдолюбием. Даже в духовных размышлениях напряженно-авторитарного человека звучит тема власти с ее многоликими гранями, стремление воевать за правду, бичуя недостатки, как видно в злой сатире Салтыкова-Щедрина.

Литература.

  1. Волков, П.В.. Люди с трудным характером / П.В. Волков. – М.: Академический Проект, 2001. – 64 с. ISBN 5-8291-0046-0
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. – М.: 1957.
  3. Макашин, С. Салтыков-Щедрин. Биография / С. Макашин. – М.: 1949.
  4. Салтыков-Щедрин, М.Е. Сказки / М.Е. Салтыков-Щедрин. – М.: Детская литература, 1978. – 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Формирование социальной адаптации подростка средствами шахматной игры

Среди проблем, связанных с социализацией пристальное внимание  исследователей  последние годы привлекает вопрос о социальной адаптации.Особую важность этот вопрос приобретает в системе допол...

Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков

Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в  обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.Цель группы: развитие социальной компетент...

Технологическая карта занятия в клубе социальной адаптации подростков "Лидер"

Технологическая карта занятия "Путешествие по дорогам профессий" в клубе социальной адаптации подростков "Лидер"...

Социальная адаптация подростков посредством занятий мотоспортом

Методическая разработка по теме: Социальная адаптация подростков посредством занятий мотоспортом....