Главные вкладки

    Открытый просмотр «В мире мудрых пословиц»
    план-конспект на тему

    Бражник Валентина Михайловна

    Пословицы и поговорки в работе с детьми.

    Пословицы и поговорки издавна передают из поколения  в поколение познавательный опыт народа, его морально этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они отражают представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе, общественном долге, верности к отечеству и т.д. К.Д. Ушинский считал, что ни в одной из форм языкового народного творчества не проявляются так ярко ум народа, его история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. Они дают ребенку знания не только о своем народе, но и в конечном итоге о самом себе. Пословицы впитали в себя все тонкости восприятия, отражения человеком окружающей действительности и его отношение к ней.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poslovitsy_zanyatie.doc519 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пословицы и поговорки в работе с детьми.

    Пословицы и поговорки издавна передают из поколения  в поколение познавательный опыт народа, его морально этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они отражают представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе, общественном долге, верности к отечеству и т.д. К.Д. Ушинский считал, что ни в одной из форм языкового народного творчества не проявляются так ярко ум народа, его история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. Они дают ребенку знания не только о своем народе, но и в конечном итоге о самом себе. Пословицы впитали в себя все тонкости восприятия, отражения человеком окружающей действительности и его отношение к ней.
             В народных пословицах и поговорках Л.Н. Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и выразительности, вызывающих "бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений". Точные и лаконичные, пословицы и поговорки заключают в себе красоту и силу родного языка, пробуждают в детях интерес к слову, литературе, истории.
             Обладая мощным воспитывающим, эстетическими развивающим потенциалом, пословицы и поговорки могут успешно использоваться в работе с детьми, имеющими различные нарушения развития. В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок, которое в специальной психологии и коррекционной педагогике является одним из критериев определения уровня умственного развития детей.

    Программное содержание:

    Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развивать связную речь детей.
    Закреплять знания
    малых фольклорных форм, умение применять их на личном опыте и в различных заданиях. тренировать умение воспринимать идею, образное содержание пословиц, совершенствовать навыки составления по ним коротких рассказов; формировать выразительность, интонационную точность речи; развивать творческое воображение; учить обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования.

    Предварительная работа: За несколько дней до занятия воспитатель активно использует в своей речи как можно больше общеизвестных афористических выражений. В течении месяца активно знакомить детей с различными малыми фольклорными формами. Рассматривать иллюстрации, подходящие под определенные выражения.

    Оборудование:

    Картины с изображениями, корзинка,  игрушки-герои, фишки желтого цвета из картона, «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа».

    Ход занятия:

    Я найду слова везде:

    И  на небе, и в воде,

    На полу, на потолке,

    На носу и на руке!

    Вы не слышали такого?

    Не беда! Играем в СЛОВО.

         Вы наверное были удивлены получив перед занятием фишки? Я раздала их не просто так, вот корзинка, а ваши фишки это слова, но не простые, а волшебные, ласковые и будут они обращены к нашим гостям. В корзинку положить может лишь тот свою фишку, кто скажет такие слова. А теперь давайте посмотрим на наших гостей, улыбнемся и скажем добрые, ласковые слова. (дети говорят слова)

        Смотрите, сколько у нас слов. Это частички огромного солнышка, давайте ее подарим нашим гостям.

    А теперь сядем правильно, спина прямая.  

    Уши – слушают,

    Глаза – смотрят,

    Ноги – не мешают,

    Руки  - помогают. Все готовы, тогда приступаем.

    Сегодня  мы поговорим с вами о пословицах. У народа для всякого случая есть пословица.

    А что же такое пословица?

    Чему нас она учит?

    Есть пословицы о совести, чести и бесчестии;

    О добре и … (дети добавляют противоположные слова)

    О правде и …

    О труде и …

    О счастье и …

    Сейчас я покажу вам рисунки – схемы, они помогут вам вспомнить некоторые пословицы.

    1.        За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. – Объясни значение этой пословицы.

    2.         Яблоко от яблони недалеко падает. – Как ты понимаешь эту пословицу?

    3.        Человек без друзей, что дерево без корней. – Как можно сказать по другому.

    4.        Любишь кататься, люби саночки возить. – В каком случае так говорят?

    Еще какие пословицы вы знаете? Что они означают? (Ответы детей)

    Молодцы! А теперь все по порядку встанем дружно на зарядку (физминутка)

    Физминутка «Маша-растеряша»

    Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

    Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

    Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

    И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)

    И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

    На кровати нет,

    (руки опустили)

    (наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)

    Маша-растеряша!

    А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшие, очень легкие и интересные задания!

    • Рассмотри сюжетный рисунок. Прослушай пословицы и поговорки.

        Ученье и труд все перетрут.

              Всему свое время.

        Слезами горю не поможешь.

    Время,  как воробей: упустишь – не поймаешь.

    Глупые ссорятся, а умные договариваются.

    К кому из детей учитель может обратиться с такими пословицами? Выбери соответствующую пословицу или поговорку и закрась нужным цветом кружочки рядом с учениками.

    Описание: File0563страница 5

    Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

    • Рассмотри картинки. Какое время года на них изображено? С каким временем года связана каждая пословица? Нарисуй в квадратах рядом с пословицами значки, соответствующие временам года. О каких явлениях природы идет речь в пословицах?

    Мороз не велик, а стоять не велит.

    С сентября и лист на дереве не держится.

            

    Апрельский цветок ломает снежок.

    Солнце пригреет – все поспеет.

    Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

    • Рассмотри картинки. Внимательно прослушай пословицы и поговорки. Подбери к каждой картинке два подходящих по смыслу высказывания. Чем они похожи? Соедини их с линией с картинки.

    Трусливому зайке

    и пенек - волк.

    Береги платье снова,

    А здоровье  смолоду.

    Быстрого и ловкого

    Болезнь не догонит.

    После дела и гулять хорошо.

    Сделал дело, гуляй смело.

    Трус и таракана

    Принимает за великана.

    Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

    • Найди начало и конец пословиц. Соедини их между собой линией.

    • Запомни эти пословицы. Объясни, как ты их понимаешь.
    • К  какой пословице подходит рисунок?

    Описание: G:\олси\страница 4.JPG

    Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

    Прослушай пословицы и рассмотри рисунки. В каждой тройке пословиц две связаны общим смыслом, а третья к ним не подходит. Найди и отметь лишнюю пословицу. Объясни свой ответ.

    Яблоко от яблони недалеко падает.

    Каково дерево, таковы и ветви.

    Криво дерево, да яблоки сладки.

    Описание: G:\олси\File0564.JPGрисунок 6.JPG

    Без труда не выловишь рыбку из пруда.

    Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

    Кошки нет дома – мышам воля.

    Описание: G:\олси\Копия File0564.JPGрисунок 6.JPG

    Вспомни случай, когда можно было бы употребить одну из лишних пословиц

    Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

    • Прослушай текст.  Придумай  название.

    Слава очень любил побеждать. Во дворе он часто уговаривал малышей посоревноваться в беге или в прыжках. И, конечно, всегда выигрывал.

    Слава очень гордился своими победами, и все время хвастался перед друзьями. Но почему – то никто из них не считал его хорошим спортсменом.

    • А ты как считаешь, Слава – хороший спортсмен? Объясни, почему ты так думаешь.

    Прослушай  пословицы и поговорки и выбери те, которые характеризуют поведение Славы. Объясни свой выбор. Приведи свои примеры к этим пословицам и поговоркам.

    Хвались, да не поленись.

    Все хорошо, что хорошо кончается.

    Не спеши языком, спеши делом.

    Видом сокол, а голосом ворона.

    Видом ежик, а сердцем орел.

    А теперь, составьте небольшой рассказ из личного опыта, который произошел или с вами или с кем-то из ваших товарищей и как можно использовать в этом рассказе пословицу. Но не просто расскажите, придерживайтесь плана.

    1.        О ком или о чем вы хотели рассказать?

    2.        Что за история произошла с героем вашего рассказа

    3.        И какую пословицу можно применить к этой истории

    (выслушиваются рассказы нескольких детей, после каждого рассказа похвалить, отметить ребенка, напомнить   еще раз план рассказа)

    Ребята, мне очень понравились ваши рассказы, приятно, что вы вспомнили истории не только из своей жизни, но и вспомнили нашу группу, ведь действительно очень часто наблюдая за вами, к каждому вашему поступку можно применить ту или иную пословицу.

    Ведь не зря говорят: «Пословица, не зря молвится». Мы с вами еще не раз вернемся к пословицам, а сейчас наше занятие окончено. Большое всем спасибо.

    Департамент образования г. Москвы

    Западный административный округ

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    Начальная школа – детский сад № 1 «Сказка»

    Открытый просмотр

    Тема: «В мире мудрых пословиц»

    Воспитатель Бражник В.М.

    Москва, 2013


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В мире мудрых мыслей

    В мире мудрых мыслей -сборник афоризмов по праву...

    Практическое задание №7 Тема: Отработка навыков открытия, просмотра и редактирования БД

    Практическое задание №7Тема: Отработка навыков открытия, просмотра и редактирования БД...

    В мире мудрых мыслей

    Пословицы, цитаты, афоризмы по педагогике, психологии, дефектологии....

    Классный час в 7 классе «В мире мудрых мыслей»

    Цель: Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной деятельности, развитию интуиции, воспитанию нравственности. Задачи: 1. Научить оцени...

    «В мире Мудрых мыслей»

    Тренинг «В мире Мудрых мыслей»...

    Приказ № 09-в 01.02.2018 О проведении открытого просмотра организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

    Входила в состав комисси по проведению открытого показа организованной образовательной деятельности (далее ООД) по образовательной области «Познавательное развитие» (экологическое воспитан...

    Приказ 10.04.2017 № 46-в О проведении открытого просмотра организованной образовательной деятельности по развитию речи

    Входида в сосав комиссии открытого просмотра организованной образовательной деятельности по развитию речи...