ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА театральной студии «Золотой ключик»
рабочая программа на тему
Программа театральной студии для дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГАРМОНИЯ»
ПРИНЯТО Программно-методическим советом МБОУДОД ДДТ «Гармония» г. Кургана протокол № _________ от «___» ______________2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУДОД ДДТ «Гармония» г. Кургана __________А.М. Мехнин «__»_____________2015 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
театральной студии
«Золотой ключик»
для учащихся 4 – 6 лет,
срок реализации программы 1 год
Составил: Петровых Т.В.,
педагог дополнительного образования
Курган 2015
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы в том, что занятия театральной деятельностью являются для детей младшего возраста уникальной возможностью для многостороннего развития. Театральное искусство -замечательная среда для раскрытия и роста творческого потенциала детей младшего возраста, обогащения его внутреннего мира, а также становления его как личности. Также театр - это школа общения, где дети учатся выполнять общую творческую задачу, сохраняя при этом свою индивидуальность. Наиболее эффективной формой нравственного воспитания детей младшего возраста, выбираем театр и театрализованную игру. Игра - это ведущий вид деятельности для детей, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.
Цель
Формирование творческой личности учащихся средствами театральной деятельности.
Задачи
1) способствовать развитию театрального творчества и художественных способностей учащихся дошкольного возраста;
2) развить точность и координацию движений, умение ориентироваться в малом и большом пространстве (стол, ширма, сцена);
3) способствовать развитию вербальных и невербальных средств общения (учить соотносить жест, движение и слово и в передаче художественного образа).
На занятиях учащимся будет дана возможность показать, прочувствовать, прожить, проиграть самобытность и неповторимое своеобразие театральной постановки или игры, в которой дети знакомятся с видами, жанрами театра, такими как пальчиковый, кукольный.
Принципы, методы, формы обучения
Программа построена на следующих принципах
1. Актуализации (от лат. actualis -деятельный) - действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последнего использования его при узнавании, припоминании, воспоминания или непосредственном воспроизведении.
2. Доступности - это показатель когда и как основное время ресурса может быть запланировано для назначенной работы.
3. Толерантности (от лат. tolerantia -терпение) - социальный термин обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаю. Толерантность не равносильна безразличию.
В программе использованы следующие педагогические технологии
1. Технология творческой деятельности - это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
Цель технологии творческой деятельности — это раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
2. Игровые педагогические технологии.
В театральной практике игровая деятельность выполняет такие функции:
2.1. Развлекательную, мотивационную (это основная функция игры развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2.2 Коммуникативную: освоение диалектики общения;
2.3 Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
2.4 Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
2.5 Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей;
2.6 Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Методы
1. Практические (Игры: «Колобок», «Репка», «Теремок»; Речевые упражнения: «Ехал Грека, через реку», «Мы сидели на печи», «Как у бабушки Наташи»; Театрализованные инсценировки);
2. Словесный (рассказ, дискуссия);
3. Работа над театральными постановками (изучение сценария);
Форма обучения – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Форма организации образовательного процесса:
1) занятие - игра;
2) занятие - праздник.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся должны знать:
1. Виды и жанры театра.
2. Историю зарождения театра,
3. Виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, детский театр, чем похожи и в чем своеобразие
Учащиеся должны уметь:
1) импровизировать;
2) работать в группе.
3) выразительно рассказывать сказки и стихи
Организационно-педагогические основы обучения
Комплектование учебных групп первого года обучения идет с 1 сентября по 15 сентября.
Программа рассчитана на один год обучения для учащихся в возрасте от 4 до 6 лет.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) продолжительность занятия 20 минут.
Формы и методы контроля
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. В конце учебного года проходит итоговая аттестация. (Приложение 1).
Год обучения | Вид и дата проведения |
итоговая | |
1 | май |
Формы проведения аттестации: контрольное занятие
Методы проведения аттестации:
Теория - устный опрос (Приложение 2),
Практика – премьера сказки.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговое занятие.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Комплектование учебных групп | 8 | ||
2. | Водное занятие. Знакомство с детьми. | - | 1 | 1 |
3. | Основы театральной деятельности. Друзья, догадайтесь, кто же я? Отгадывание загадок о театре Чтение пьесы «Теремок». Импровизация русской народной сказки «Теремок». Репетиция пьесы «Теремок». Проигрывание пьесы «Теремок». Показ пьесы «Теремок». Познакомить детей с понятием «сценка» Разыгрывание сценки «Непослушные ребята» Театрализованная миниатюра «Ёжик и цветы». Театральная миниатюра «Храбрые зайцы». | 4 | 23 | 27 |
4.
| Виды театра Детский театр. Настольный театр Пальчиковый театр. Кукольный театр. | 8 | 28 | 36 |
5. | Организация музыкально-театрализованной деятельности . Показ кукольных спектаклей и беседы по ним. Игры-драматизации. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. | 4 | 12 | 16 |
6. | Театр миниатюр. Драматизация сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Импровизация сценка по песенке С.Я. Маршака «Перчатки». Подготовка к театральной постановке. Репетиция пьесы «Лесная история». Показ пьесы «Лесная история» выступление перед родителями. Театральная миниатюра сказки «Пых». Театральная постановка сказки по мотивам Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха». Чтение пьесы «Заюшкина избушка». Проигрывание пьесы по ролям «Заюшкина избушка». Заучивание и выразительное чтение стихов к праздникам, по временам года Театральная миниатюра «Облачковое молоко». Проигрывание пьесы «Одинокий ослик» по ролям. Показ сказки «Одинокий ослик» выступление перед родителями. Культпоход в театр «Гулливер». Викторина по сказкам«Мои любимые сказки» | 10 | 46 | 56 |
| Итого: | 144 | ||
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Комплектование учебных групп.
2. Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Знакомство с устройством театра – сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной и пр.;
3. Основы театральной деятельности: Изучение сказки «Теремок», импровизация, репетиция и показ сказки. Исполнительское творчество учащихся (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.).
4. Виды театра: история театра, такие как: детский театр, пальчиковый театр, настольный театр, театр би-ба-бо. Развитие у учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и способностями свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
5. Организация музыкально-театрализованной деятельности учащихся: просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним, подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок.
6. Театр миниатюр. Развивать умение импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова О.Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание, 2005. - № 4.
2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
3. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Доронова Т.Н. // Ребенок в детском саду. - 2001. - № 2.
4. Ершова, А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании / А.П. Ершова // Эстетическое воспитание. - М., 2002.
5. Лебедева, Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки / Л.В. Лебедева // Дошкольное образование. – 2007. – № 10.
6. Шурочкина, И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми / И.С. Шурочкина // Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №.3.
Дидактический материал
1. В театре нашем для вас поем и пляшем. Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Художники В.Х. Янаев, Н.В. Куров. – Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг, 2000. – 112 с.: ил. – (Серия: «Детский сад: день за днем»);
2. Лучшие сценарии и забавы для младших школьников / Авт.-сост. Вера Надеждина. – Минск : Харвест, 2008. – 225 с. – (Веселый праздник);
3. Организация и проведение школьных праздников. Сценарии / авт.-сост. Т.А. Коваленко, И.В. Андрюшенко. – М.: АСТ; Киев: НКП, 2008. – 286, с.;
4. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.: ил. – (Детски праздник);
5. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И.В. Бодраченко. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.: - (Дошкольное воспитание и развитие).
Музыкальное сопровождение: компьютер, колонки, подбор музыки, проектор.
Детские книги с иллюстрациями: Сказки: теремок, колобок, репка и т.д
Приложение 1
Аттестация учащихся
Пояснительная записка
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. В конце учебного года проходит итоговая аттестация.
Итоговая аттестация
Цель: выявление уровня усвоения учащимися программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
- определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за год обучения;
- выявление уровня усвоения теоретических знаний;
- определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;
- анализ полноты реализации программы.
Срок проведения: Май.
Форма проведения: контрольное занятие.
Содержание
Теоретическая часть:
Викторина по сказкам «Мои любимые сказки»
Театральные загадки
Практическая часть:
- Исполнение роли в сказке «Одинокий ослик» и театральной миниатюре «Облачковое молоко».
Критерии оценки
Низкий уровень ─ учащийся овладел менее 1/ 2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.
Средний уровень ─ учащийся овладел не менее ½ объема теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.
Высокий уровень ─ учащийся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой.
Приложение 2
Методы проведения аттестации
Теория - устный опрос
Театральные загадки с ответами
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)
Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь ...(грим)
Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр
Имеет свой... (амфитеатр)
Порой в театре так нужны,
А для спектакля так важны
Такие вещи, что купить,
Доставить выстроить, сложить
На сцене просто невозможно.
Но сделать их подобье можно.
Есть в театре территория,
Где готовят … (бутафорию)
То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)
Хоть кого о том спроси,
Знают — были на Руси
Забавники-смельчаки,
Актёры-весельчаки.
Сценки, шутки и подвохи
Сочиняли … (скоморохи)
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…
(АПЛОДИСМЕНТЫ!)
Что такое «Контрамарка»? –
Даст словарь на то ответ:
Знай, она – талон бесплатный.
Или попросту –…
(БИЛЕТ!)
И актрисе, и актёру,
(Будь обычный он, иль мим)
Очень внешность изменяет
Макияж искусный – …
(ГРИМ!)
В оформлении лица –
Парики, раскраска,
И шиньоны, и накладки,
И наклейки, маски –
Это всё для грима нужно,
Нужно всё, без спору.
Нужно мастеру по гриму –
Художнику-…
(ГРИМЁРУ!)
Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…
(ДЕКОРАЦИИ!)
Чтобы сцену освещать
Правильно, отменно –
Осветительный прибор
Нужен непременно:
Чтоб прошло всё на «Ура!»,
Свет дают …
(ПРОЖЕКТОРА!)
Для хранения одежды посетителей,
Театралов или кинозрителей,
Чтобы было им удобно и не жарко –
Гардероб есть. Или проще –…
(РАЗДЕВАЛКА!)
Всё, что видите на сцене:
Что лежит, висит, стоит,
Все предметы представленья –
Это, знайте, …
(РЕКВИЗИТ!)
Театральный он работник –
Постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем -
Это, верно, …
(РЕЖИССЁР!)
В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая - …
(СЦЕНА!)
Кто любитель представлений,
Просмотрел их тьму, немало,
Кто театра почитатель –
Тот зовётся…
(ТЕАТРАЛОМ!)
Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр? (Театр кукол)
Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене... (кукловод)
Стоит на сцене загражденье,
Красивое на удивленье!
Умельцем сделана - не фирмой,
А как зовется? - Просто... (ширмой)
То на сцене - лес,
То башня до небес,
То город, то деревня,
Ты угадал, наверно:
Чтоб получить овации,
Что нужно? (Декорации)
Вы приходите без опаски -
В театре кукол чудо-сказки
И праздничная атмосфера,
Когда? - Когда идет... (премьера)
Викторина по сказкам
«Мои любимые сказки»
- Какие бывают сказки?
- Какие сказки называют народными?
- Какие сказки называют авторскими?
- Герои какой сказки все вместе строили новый дом и почему?
- Эта сказочная героиня купила самовар
- Этот сказочный герой никак не засыпал
- Героиня какой сказки обманом выгнала хозяина из домика?
- Какой театр называют пальчиковым и почему?
- Какой театр называют настольным и почему?
- Какой театр называют кукольным и почему?
Задания:
- Придумай историю по картинке (сюжет сказки)
- «Узнай сказку по отрывку»
- «Продолжи: Например «Приходили к мухе ….»
- «Исправь ошибку: Петушок Ряба, Утки-лебеди, Маша и медведь, Волк и 7ягнят, Лисичка с кастрюлькой, Заюшкин домик.
- «Вспомни сказки» дети называют сказки, героями которых являются ЗАЯЦ и ЛИСА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа М.В. Жуковой "Основы театрального мастерства".
Программа "Основы театрального мастерства" рассчитана на два года обучения. Каждый год является своего рода этапом в освоении учащимися актёрского ремесла. В сущности цикл актёрского тренажа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральные игры"
По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театраль...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки» (далее - Программа) имеет художественную направленность, направлена на развитие эстет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Театральная студия «Том Сойер»
Направленность: художественное – эстетическое. Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 8-15 лет. Срок реализации программы: 5 лет...

Дидактическое пособие «Театральные игры» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»
Дидактическое пособие«Театральные игры»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур» Пособие предназначено для руководителей ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театрально-игровая студия "UMBRELLA". Начало"
Дополнительная общеобразовательная программа «Театрально-игровая студия «UMBRELLA». Начало» реализуется в соответствии с социально-гуманитарной направленностью. Преимущественно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театрально-игровая студия "UMBRELLA"".
Данная программа является второй ступенью подготовки обучающихся в театрально-игровой студии «UMBRELLA»....
