ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА театральной студии «Золотой ключик»
рабочая программа на тему

Петровых Татьяна Владиславовна

Программа театральной студии для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatralnoy_studii.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГАРМОНИЯ»

ПРИНЯТО

Программно-методическим советом

МБОУДОД

ДДТ «Гармония» г. Кургана

протокол № _________

от «___» ______________2015 г.

      УТВЕРЖДАЮ

      Директор МБОУДОД

      ДДТ «Гармония» г. Кургана

    __________А.М. Мехнин

                «__»_____________2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

театральной студии

«Золотой ключик»

для учащихся 4 – 6 лет,

срок реализации программы 1 год

Составил: Петровых Т.В.,

                   педагог дополнительного образования

        

Курган 2015

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы в том, что занятия театральной деятельностью являются для детей младшего возраста уникальной возможностью для многостороннего развития. Театральное искусство -замечательная среда для раскрытия и роста творческого потенциала детей младшего возраста, обогащения его внутреннего мира, а также становления его как личности. Также театр - это школа общения, где дети учатся выполнять общую творческую задачу, сохраняя при этом свою индивидуальность. Наиболее эффективной формой нравственного воспитания детей младшего возраста, выбираем театр и театрализованную игру. Игра - это ведущий вид деятельности для детей, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.

Цель 

Формирование творческой личности учащихся средствами театральной деятельности.

Задачи

1) способствовать развитию театрального творчества и художественных способностей учащихся дошкольного возраста;

2) развить точность и координацию движений, умение ориентироваться в малом и большом пространстве (стол, ширма, сцена);

3) способствовать развитию вербальных и невербальных средств общения (учить соотносить жест, движение и слово и в передаче художественного образа).

На занятиях учащимся будет дана возможность показать, прочувствовать, прожить, проиграть самобытность и неповторимое своеобразие театральной постановки или игры, в которой дети знакомятся с видами, жанрами театра, такими как пальчиковый, кукольный.

Принципы, методы, формы обучения

Программа построена на следующих принципах

1. Актуализации (от лат. actualis -деятельный) - действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последнего использования его при узнавании, припоминании, воспоминания или непосредственном воспроизведении.

2. Доступности - это показатель когда и как основное время ресурса может быть запланировано для назначенной работы.

3. Толерантности (от лат. tolerantia -терпение) - социальный термин обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаю. Толерантность не равносильна безразличию.

В программе использованы следующие педагогические технологии

1. Технология творческой деятельности - это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

 Цель технологии творческой деятельности — это раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

2. Игровые педагогические технологии.

В театральной практике игровая деятельность выполняет такие функции:

2.1. Развлекательную, мотивационную (это основная функция игры развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2.2 Коммуникативную: освоение диалектики общения;

2.3 Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

2.4 Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

2.5 Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей;

2.6 Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Методы

1. Практические (Игры: «Колобок», «Репка», «Теремок»; Речевые упражнения: «Ехал Грека, через реку», «Мы сидели на печи», «Как у бабушки Наташи»; Театрализованные инсценировки);

2. Словесный (рассказ, дискуссия);

3. Работа над театральными постановками (изучение сценария);

Форма обучения – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Форма организации образовательного процесса:

1) занятие - игра;

2) занятие - праздник.

Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать: 

1. Виды и жанры театра.

2. Историю зарождения театра,

3. Виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, детский театр, чем похожи и в чем своеобразие

Учащиеся должны уметь:

1) импровизировать;

2) работать в группе.

3) выразительно рассказывать сказки и стихи

 

Организационно-педагогические основы обучения

Комплектование учебных групп первого года обучения идет с 1 сентября по 15 сентября.

Программа рассчитана на один год обучения для учащихся в возрасте от 4 до 6 лет.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)  продолжительность занятия 20 минут.

Формы и методы контроля

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. В конце учебного года проходит итоговая аттестация. (Приложение 1).

Год обучения

Вид и дата проведения

итоговая

1

май

 

Формы проведения аттестации: контрольное занятие

Методы проведения аттестации: 

Теория - устный опрос (Приложение 2),

Практика –  премьера сказки.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговое занятие.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Комплектование учебных групп

8

2.

Водное занятие. Знакомство с детьми.

-

1

1

3.

Основы театральной деятельности.

Друзья, догадайтесь, кто же я?

Отгадывание загадок о театре

Чтение пьесы «Теремок».

Импровизация русской народной сказки «Теремок».

Репетиция пьесы «Теремок». Проигрывание пьесы «Теремок».

Показ пьесы «Теремок».

Познакомить детей с понятием «сценка» Разыгрывание сценки «Непослушные ребята»

Театрализованная миниатюра «Ёжик и цветы».

Театральная миниатюра «Храбрые зайцы».

4

23

27

4.

 

Виды театра

Детский театр.

Настольный театр

Пальчиковый театр.

Кукольный театр.

8

28

36

5.

Организация музыкально-театрализованной деятельности .

Показ кукольных спектаклей и беседы по ним.

Игры-драматизации.

Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

4

12

16

6.

Театр миниатюр.

Драматизация сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Импровизация сценка по песенке С.Я. Маршака «Перчатки».

Подготовка к театральной постановке.

Репетиция пьесы «Лесная история».

Показ пьесы «Лесная история» выступление перед родителями.

Театральная миниатюра сказки «Пых».

Театральная постановка сказки по мотивам Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха».

Чтение пьесы «Заюшкина избушка».

Проигрывание пьесы по ролям «Заюшкина избушка».

Заучивание и выразительное чтение стихов к праздникам, по временам года

Театральная миниатюра «Облачковое молоко».

Проигрывание пьесы «Одинокий ослик» по ролям.

Показ сказки «Одинокий ослик» выступление перед родителями.

Культпоход в театр «Гулливер».

Викторина по сказкам«Мои любимые сказки»

10

46

56

 

Итого:

144

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Комплектование учебных групп.

2. Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Знакомство с устройством театра – сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной и пр.;

3. Основы театральной деятельности: Изучение сказки «Теремок», импровизация, репетиция и показ сказки. Исполнительское творчество учащихся (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.).

4. Виды театра: история театра, такие как: детский театр, пальчиковый театр, настольный театр, театр би-ба-бо. Развитие у учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и способностями свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.

5. Организация музыкально-театрализованной деятельности учащихся: просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним, подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок.

6. Театр миниатюр. Развивать умение импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова О.Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание, 2005. - № 4.

2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. – 192 с.

3. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Доронова Т.Н. // Ребенок в детском саду. - 2001. - № 2.

4. Ершова, А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании / А.П. Ершова // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

5. Лебедева, Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки / Л.В. Лебедева // Дошкольное образование. – 2007. – № 10.

6. Шурочкина, И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми / И.С. Шурочкина // Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №.3.

Дидактический материал

1. В театре нашем для вас поем и пляшем. Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Художники В.Х. Янаев, Н.В. Куров. – Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг, 2000. – 112 с.: ил. – (Серия: «Детский сад: день за днем»);

2. Лучшие сценарии и забавы для младших школьников / Авт.-сост. Вера Надеждина. – Минск : Харвест, 2008. – 225 с. – (Веселый праздник);

3. Организация и проведение школьных праздников. Сценарии / авт.-сост. Т.А. Коваленко, И.В. Андрюшенко. – М.: АСТ; Киев: НКП, 2008. – 286, с.;

4. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.: ил. – (Детски праздник);

5. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И.В. Бодраченко. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.: - (Дошкольное воспитание и развитие).

Музыкальное сопровождение: компьютер, колонки, подбор музыки, проектор.

Детские книги с иллюстрациями: Сказки: теремок, колобок, репка и т.д

Приложение 1

Аттестация учащихся

Пояснительная записка

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. В конце учебного года проходит итоговая аттестация.

Итоговая аттестация

Цель: выявление уровня усвоения учащимися программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи:

  • определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за год обучения;
  • выявление уровня усвоения теоретических знаний;
  • определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;
  • анализ полноты реализации программы.

Срок проведения: Май.

Форма проведения: контрольное занятие.

Содержание

Теоретическая часть:

Викторина по сказкам    «Мои любимые сказки»

Театральные загадки

Практическая часть:

  • Исполнение роли в сказке «Одинокий ослик» и театральной миниатюре «Облачковое молоко».

Критерии оценки

Низкий уровень ─ учащийся овладел менее 1/ 2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.

Средний уровень ─ учащийся овладел не менее ½ объема теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.

Высокий уровень ─ учащийся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой.

Приложение 2

Методы проведения аттестации

Теория - устный опрос

Театральные загадки с ответами

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)

Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)

Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь ...(грим)

Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр
Имеет свой... (амфитеатр)

Порой в театре так нужны,
А для спектакля так важны
Такие вещи, что купить,
Доставить выстроить, сложить
На сцене просто невозможно.
Но сделать их подобье можно.
Есть в театре территория,
Где готовят … (бутафорию)

То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)

Хоть кого о том спроси,
Знают — были на Руси
Забавники-смельчаки,
Актёры-весельчаки.
Сценки, шутки и подвохи
Сочиняли … (скоморохи) 

Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность, 
Дарим мы…
(АПЛОДИСМЕНТЫ!)

Что такое «Контрамарка»? –
Даст словарь на то ответ:
Знай, она – талон бесплатный.
Или попросту –…
(БИЛЕТ!)

И актрисе, и актёру,
(Будь обычный он, иль мим)
Очень внешность изменяет 
Макияж искусный – …
(ГРИМ!)

В оформлении лица – 
Парики, раскраска,
И шиньоны, и накладки, 
И наклейки, маски – 
Это всё для грима нужно,
Нужно всё, без спору.
Нужно мастеру по гриму –
Художнику-…
(ГРИМЁРУ!)
Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…
(ДЕКОРАЦИИ!)

Чтобы сцену освещать
Правильно, отменно –
Осветительный прибор
Нужен непременно:
Чтоб прошло всё на «Ура!»,
Свет дают …
(ПРОЖЕКТОРА!)

Для хранения одежды посетителей,
Театралов или кинозрителей,
Чтобы было им удобно и не жарко –
Гардероб есть. Или проще –…
(РАЗДЕВАЛКА!)

Всё, что видите на сцене:
Что лежит, висит, стоит,
Все предметы представленья –
Это, знайте, …
(РЕКВИЗИТ!)


Театральный он работник –
Постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем -
Это, верно, …
(РЕЖИССЁР!) 

В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая - …
(СЦЕНА!)


Кто любитель представлений,
Просмотрел их тьму, немало,
Кто театра почитатель –
Тот зовётся…
(ТЕАТРАЛОМ!)

Артист на сцене - кукловод,

А зритель в зале там - народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр? (Театр кукол)

 

Куклу на руку надел,

Замяукал, песню спел,

Поменял перчатку -

Шут сплясал вприсядку!

Кто куклу за собой ведет? -

Ведет по сцене... (кукловод)

 

Стоит на сцене загражденье,

Красивое на удивленье!

Умельцем сделана - не фирмой,

А как зовется? - Просто... (ширмой)

 

То на сцене - лес,

То башня до небес,

То город, то деревня,

Ты угадал, наверно:

Чтоб получить овации,

Что нужно? (Декорации)

 

 

Вы приходите без опаски -

В театре кукол чудо-сказки

И праздничная атмосфера,

Когда? - Когда идет... (премьера)

 

Викторина по сказкам

 «Мои любимые сказки»

  • Какие бывают сказки?
  • Какие сказки называют народными?
  • Какие сказки называют авторскими?
  • Герои какой сказки все вместе строили новый дом и почему?
  • Эта сказочная героиня купила самовар
  • Этот сказочный герой никак не засыпал
  • Героиня какой сказки обманом выгнала хозяина из домика?
  • Какой театр называют пальчиковым и почему?
  • Какой театр называют настольным и почему?
  • Какой театр называют кукольным и почему?

Задания:

  • Придумай историю по картинке (сюжет сказки)
  •  «Узнай сказку по отрывку»
  • «Продолжи:  Например «Приходили к мухе ….»
  • «Исправь ошибку: Петушок Ряба, Утки-лебеди, Маша и медведь, Волк и 7ягнят, Лисичка с кастрюлькой,   Заюшкин домик.
  • «Вспомни сказки» дети называют сказки, героями которых являются ЗАЯЦ и ЛИСА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа М.В. Жуковой "Основы театрального мастерства".

Программа "Основы театрального мастерства" рассчитана на два года обучения. Каждый год является своего рода этапом в освоении учащимися актёрского ремесла. В сущности цикл актёрского тренажа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральные игры"

По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театраль...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки» (далее - Программа) имеет художественную направленность, направлена    на развитие эстет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Театральная студия «Том Сойер»

Направленность: художественное – эстетическое. Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 8-15 лет. Срок реализации программы: 5 лет...

Дидактическое пособие «Театральные игры» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»

Дидактическое пособие«Театральные игры»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»  Пособие предназначено для руководителей ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театрально-игровая студия "UMBRELLA". Начало"

Дополнительная общеобразовательная программа «Театрально-игровая студия «UMBRELLA». Начало» реализуется в соответствии с социально-гуманитарной направленностью. Преимущественно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театрально-игровая студия "UMBRELLA"".

Данная программа является второй ступенью подготовки обучающихся в театрально-игровой студии «UMBRELLA»....