ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА театральной студии «Золотой ключик»
рабочая программа на тему

Петровых Татьяна Владиславовна

Программа театральной студии для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatralnoy_studii.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГАРМОНИЯ»

ПРИНЯТО

Программно-методическим советом

МБОУДОД

ДДТ «Гармония» г. Кургана

протокол № _________

от «___» ______________2015 г.

      УТВЕРЖДАЮ

      Директор МБОУДОД

      ДДТ «Гармония» г. Кургана

    __________А.М. Мехнин

                «__»_____________2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

театральной студии

«Золотой ключик»

для учащихся 4 – 6 лет,

срок реализации программы 1 год

Составил: Петровых Т.В.,

                   педагог дополнительного образования

        

Курган 2015

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы в том, что занятия театральной деятельностью являются для детей младшего возраста уникальной возможностью для многостороннего развития. Театральное искусство -замечательная среда для раскрытия и роста творческого потенциала детей младшего возраста, обогащения его внутреннего мира, а также становления его как личности. Также театр - это школа общения, где дети учатся выполнять общую творческую задачу, сохраняя при этом свою индивидуальность. Наиболее эффективной формой нравственного воспитания детей младшего возраста, выбираем театр и театрализованную игру. Игра - это ведущий вид деятельности для детей, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.

Цель 

Формирование творческой личности учащихся средствами театральной деятельности.

Задачи

1) способствовать развитию театрального творчества и художественных способностей учащихся дошкольного возраста;

2) развить точность и координацию движений, умение ориентироваться в малом и большом пространстве (стол, ширма, сцена);

3) способствовать развитию вербальных и невербальных средств общения (учить соотносить жест, движение и слово и в передаче художественного образа).

На занятиях учащимся будет дана возможность показать, прочувствовать, прожить, проиграть самобытность и неповторимое своеобразие театральной постановки или игры, в которой дети знакомятся с видами, жанрами театра, такими как пальчиковый, кукольный.

Принципы, методы, формы обучения

Программа построена на следующих принципах

1. Актуализации (от лат. actualis -деятельный) - действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последнего использования его при узнавании, припоминании, воспоминания или непосредственном воспроизведении.

2. Доступности - это показатель когда и как основное время ресурса может быть запланировано для назначенной работы.

3. Толерантности (от лат. tolerantia -терпение) - социальный термин обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаю. Толерантность не равносильна безразличию.

В программе использованы следующие педагогические технологии

1. Технология творческой деятельности - это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

 Цель технологии творческой деятельности — это раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

2. Игровые педагогические технологии.

В театральной практике игровая деятельность выполняет такие функции:

2.1. Развлекательную, мотивационную (это основная функция игры развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2.2 Коммуникативную: освоение диалектики общения;

2.3 Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

2.4 Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

2.5 Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей;

2.6 Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Методы

1. Практические (Игры: «Колобок», «Репка», «Теремок»; Речевые упражнения: «Ехал Грека, через реку», «Мы сидели на печи», «Как у бабушки Наташи»; Театрализованные инсценировки);

2. Словесный (рассказ, дискуссия);

3. Работа над театральными постановками (изучение сценария);

Форма обучения – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Форма организации образовательного процесса:

1) занятие - игра;

2) занятие - праздник.

Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать: 

1. Виды и жанры театра.

2. Историю зарождения театра,

3. Виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, детский театр, чем похожи и в чем своеобразие

Учащиеся должны уметь:

1) импровизировать;

2) работать в группе.

3) выразительно рассказывать сказки и стихи

 

Организационно-педагогические основы обучения

Комплектование учебных групп первого года обучения идет с 1 сентября по 15 сентября.

Программа рассчитана на один год обучения для учащихся в возрасте от 4 до 6 лет.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)  продолжительность занятия 20 минут.

Формы и методы контроля

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. В конце учебного года проходит итоговая аттестация. (Приложение 1).

Год обучения

Вид и дата проведения

итоговая

1

май

 

Формы проведения аттестации: контрольное занятие

Методы проведения аттестации: 

Теория - устный опрос (Приложение 2),

Практика –  премьера сказки.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговое занятие.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Комплектование учебных групп

8

2.

Водное занятие. Знакомство с детьми.

-

1

1

3.

Основы театральной деятельности.

Друзья, догадайтесь, кто же я?

Отгадывание загадок о театре

Чтение пьесы «Теремок».

Импровизация русской народной сказки «Теремок».

Репетиция пьесы «Теремок». Проигрывание пьесы «Теремок».

Показ пьесы «Теремок».

Познакомить детей с понятием «сценка» Разыгрывание сценки «Непослушные ребята»

Театрализованная миниатюра «Ёжик и цветы».

Театральная миниатюра «Храбрые зайцы».

4

23

27

4.

 

Виды театра

Детский театр.

Настольный театр

Пальчиковый театр.

Кукольный театр.

8

28

36

5.

Организация музыкально-театрализованной деятельности .

Показ кукольных спектаклей и беседы по ним.

Игры-драматизации.

Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

4

12

16

6.

Театр миниатюр.

Драматизация сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Импровизация сценка по песенке С.Я. Маршака «Перчатки».

Подготовка к театральной постановке.

Репетиция пьесы «Лесная история».

Показ пьесы «Лесная история» выступление перед родителями.

Театральная миниатюра сказки «Пых».

Театральная постановка сказки по мотивам Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха».

Чтение пьесы «Заюшкина избушка».

Проигрывание пьесы по ролям «Заюшкина избушка».

Заучивание и выразительное чтение стихов к праздникам, по временам года

Театральная миниатюра «Облачковое молоко».

Проигрывание пьесы «Одинокий ослик» по ролям.

Показ сказки «Одинокий ослик» выступление перед родителями.

Культпоход в театр «Гулливер».

Викторина по сказкам«Мои любимые сказки»

10

46

56

 

Итого:

144

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Комплектование учебных групп.

2. Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Знакомство с устройством театра – сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной и пр.;

3. Основы театральной деятельности: Изучение сказки «Теремок», импровизация, репетиция и показ сказки. Исполнительское творчество учащихся (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.).

4. Виды театра: история театра, такие как: детский театр, пальчиковый театр, настольный театр, театр би-ба-бо. Развитие у учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и способностями свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.

5. Организация музыкально-театрализованной деятельности учащихся: просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним, подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок.

6. Театр миниатюр. Развивать умение импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова О.Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание, 2005. - № 4.

2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. – 192 с.

3. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Доронова Т.Н. // Ребенок в детском саду. - 2001. - № 2.

4. Ершова, А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании / А.П. Ершова // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

5. Лебедева, Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки / Л.В. Лебедева // Дошкольное образование. – 2007. – № 10.

6. Шурочкина, И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми / И.С. Шурочкина // Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №.3.

Дидактический материал

1. В театре нашем для вас поем и пляшем. Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Художники В.Х. Янаев, Н.В. Куров. – Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг, 2000. – 112 с.: ил. – (Серия: «Детский сад: день за днем»);

2. Лучшие сценарии и забавы для младших школьников / Авт.-сост. Вера Надеждина. – Минск : Харвест, 2008. – 225 с. – (Веселый праздник);

3. Организация и проведение школьных праздников. Сценарии / авт.-сост. Т.А. Коваленко, И.В. Андрюшенко. – М.: АСТ; Киев: НКП, 2008. – 286, с.;

4. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.: ил. – (Детски праздник);

5. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И.В. Бодраченко. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.: - (Дошкольное воспитание и развитие).

Музыкальное сопровождение: компьютер, колонки, подбор музыки, проектор.

Детские книги с иллюстрациями: Сказки: теремок, колобок, репка и т.д

Приложение 1

Аттестация учащихся

Пояснительная записка

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. В конце учебного года проходит итоговая аттестация.

Итоговая аттестация

Цель: выявление уровня усвоения учащимися программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи:

  • определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за год обучения;
  • выявление уровня усвоения теоретических знаний;
  • определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;
  • анализ полноты реализации программы.

Срок проведения: Май.

Форма проведения: контрольное занятие.

Содержание

Теоретическая часть:

Викторина по сказкам    «Мои любимые сказки»

Театральные загадки

Практическая часть:

  • Исполнение роли в сказке «Одинокий ослик» и театральной миниатюре «Облачковое молоко».

Критерии оценки

Низкий уровень ─ учащийся овладел менее 1/ 2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.

Средний уровень ─ учащийся овладел не менее ½ объема теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.

Высокий уровень ─ учащийся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой.

Приложение 2

Методы проведения аттестации

Теория - устный опрос

Театральные загадки с ответами

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)

Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)

Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь ...(грим)

Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр
Имеет свой... (амфитеатр)

Порой в театре так нужны,
А для спектакля так важны
Такие вещи, что купить,
Доставить выстроить, сложить
На сцене просто невозможно.
Но сделать их подобье можно.
Есть в театре территория,
Где готовят … (бутафорию)

То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)

Хоть кого о том спроси,
Знают — были на Руси
Забавники-смельчаки,
Актёры-весельчаки.
Сценки, шутки и подвохи
Сочиняли … (скоморохи) 

Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность, 
Дарим мы…
(АПЛОДИСМЕНТЫ!)

Что такое «Контрамарка»? –
Даст словарь на то ответ:
Знай, она – талон бесплатный.
Или попросту –…
(БИЛЕТ!)

И актрисе, и актёру,
(Будь обычный он, иль мим)
Очень внешность изменяет 
Макияж искусный – …
(ГРИМ!)

В оформлении лица – 
Парики, раскраска,
И шиньоны, и накладки, 
И наклейки, маски – 
Это всё для грима нужно,
Нужно всё, без спору.
Нужно мастеру по гриму –
Художнику-…
(ГРИМЁРУ!)
Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…
(ДЕКОРАЦИИ!)

Чтобы сцену освещать
Правильно, отменно –
Осветительный прибор
Нужен непременно:
Чтоб прошло всё на «Ура!»,
Свет дают …
(ПРОЖЕКТОРА!)

Для хранения одежды посетителей,
Театралов или кинозрителей,
Чтобы было им удобно и не жарко –
Гардероб есть. Или проще –…
(РАЗДЕВАЛКА!)

Всё, что видите на сцене:
Что лежит, висит, стоит,
Все предметы представленья –
Это, знайте, …
(РЕКВИЗИТ!)


Театральный он работник –
Постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем -
Это, верно, …
(РЕЖИССЁР!) 

В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая - …
(СЦЕНА!)


Кто любитель представлений,
Просмотрел их тьму, немало,
Кто театра почитатель –
Тот зовётся…
(ТЕАТРАЛОМ!)

Артист на сцене - кукловод,

А зритель в зале там - народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр? (Театр кукол)

 

Куклу на руку надел,

Замяукал, песню спел,

Поменял перчатку -

Шут сплясал вприсядку!

Кто куклу за собой ведет? -

Ведет по сцене... (кукловод)

 

Стоит на сцене загражденье,

Красивое на удивленье!

Умельцем сделана - не фирмой,

А как зовется? - Просто... (ширмой)

 

То на сцене - лес,

То башня до небес,

То город, то деревня,

Ты угадал, наверно:

Чтоб получить овации,

Что нужно? (Декорации)

 

 

Вы приходите без опаски -

В театре кукол чудо-сказки

И праздничная атмосфера,

Когда? - Когда идет... (премьера)

 

Викторина по сказкам

 «Мои любимые сказки»

  • Какие бывают сказки?
  • Какие сказки называют народными?
  • Какие сказки называют авторскими?
  • Герои какой сказки все вместе строили новый дом и почему?
  • Эта сказочная героиня купила самовар
  • Этот сказочный герой никак не засыпал
  • Героиня какой сказки обманом выгнала хозяина из домика?
  • Какой театр называют пальчиковым и почему?
  • Какой театр называют настольным и почему?
  • Какой театр называют кукольным и почему?

Задания:

  • Придумай историю по картинке (сюжет сказки)
  •  «Узнай сказку по отрывку»
  • «Продолжи:  Например «Приходили к мухе ….»
  • «Исправь ошибку: Петушок Ряба, Утки-лебеди, Маша и медведь, Волк и 7ягнят, Лисичка с кастрюлькой,   Заюшкин домик.
  • «Вспомни сказки» дети называют сказки, героями которых являются ЗАЯЦ и ЛИСА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа М.В. Жуковой "Основы театрального мастерства".

Программа "Основы театрального мастерства" рассчитана на два года обучения. Каждый год является своего рода этапом в освоении учащимися актёрского ремесла. В сущности цикл актёрского тренажа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральные игры"

По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театраль...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шоу-театр «Столица» Театральные игры» «Детство»

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Программа дает возможность приобщить детей к искусству театра, пробудить интерес к театральному тв...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ»

Программа «Мир театральных кукол» позволяет детям раскрыть свои творческие способности, через создание куклы, развить воображение «расстраивая» вокруг созданной куклы сказочный...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки» (далее - Программа) имеет художественную направленность, направлена    на развитие эстет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Театральная студия «Том Сойер»

Направленность: художественное – эстетическое. Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 8-15 лет. Срок реализации программы: 5 лет...

Дидактическое пособие «Театральные игры» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»

Дидактическое пособие«Театральные игры»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»  Пособие предназначено для руководителей ...