Дидактическое пособие «Театральные игры» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»
учебно-методическое пособие по музыке

Бондаренко Ольга Викторовна

Дидактическое пособие

«Театральные игры»

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Театральный каламбур»

 

 

Пособие предназначено для руководителей любительских театральных коллективов, занимающихся с детьми.  Рекомендую апробированные  театральные игры и упражнения по актёрскому мастерству и сценической речи с детьми 5-12 лет. Главные тезисы методической работы – «Не навреди!» и «Учиться надо играя!». Театральные игры и упражнения подобраны с учётом психологических особенностей детей данной возрастной категории.

 

Основная задача руководителя детского театрального коллектива – помочь ребятам избавиться от уже существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя. И совсем не обязательно для этого дублировать программу первых курсов театральных ВУЗов (эту ошибку допускают многие руководители при работе с детьми).

Главная цель детского творчества – создать среду творческого общения, которая помогает каждому раскрыть свои способности. Застенчивые дети смогут развить коммуникативные навыки, расширить круг общения, обрести настоящих друзей и в итоге приобрести уверенность в себе. А дети гиперактивные, импульсивные в творческой игре выплеснут избыток энергии и агрессии, научатся перенаправлять свои негативные эмоции в позитивное русло.

Занимаясь в театральном коллективе, дети не только разовьют художественные способности, но и общечеловеческую, универсальную способность к творчеству в любой области.

Основной принцип работы руководителя – «Не навреди!». Это сложно, особенно если руководитель начинающий, мало знакомый с методиками театральной педагогики. Цель данной методической работы – познакомить с основной методикой преподавания театральных игр в детском коллективе (5-12 лет), дать общие представления о современных технологиях детского театрального воспитания.

Важно понять, что мы не воспитываем актёров и не готовим детей для поступления в театральные училища и ВУЗы, мы просто раскрываем возможности, способности и талант самого ребёнка. Психологи  утверждают, что ребёнок испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его эстетические потребности. Поэтому и репетиционный процесс должен проходить в игровой форме. Последовательность (но не принудительность!), регулярность (но не навязчивость!), и методичность (но не скука!) занятий сделают ваши усилия плодотворными.

Театральные игры развивают умение действовать согласованно, пробуждают активность и находчивость у детей, помогают ориентироваться в заданном пространстве.

Очень важный момент – игра должна быть коллективной, но при этом каждый участник игры должен чувствовать к себе индивидуальное внимание (обязательно в ходе занятий выделите хотя бы раз из группы занимающихся каждого и найдите, за что похвалить его) – это просто необходимо в работе с детьми данного возраста. Сочетание разных приёмов обучения не утомит ребёнка, а разовьёт интерес и восприимчивость.

С участниками театрального коллектива (5-12 лет) можно повторять одни и те же упражнения по многу раз, но в любой игре и в любом упражнении необходимо выделять и фиксировать трёхчастную структуру, на актёрском языке это: УВИДЕЛ – ОЦЕНИЛ – ДЕЙСТВУЮ.

И ещё один совет руководителю детского театрального коллектива: не набирайте детей ради постановки конкретного спектакля, наберите их для обучения, игры, и в процессе занятий с ними, узнав их индивидуальность, их возможности и интересы, вы точно не ошибётесь в выборе пьесы для постановки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._didakticheskoe_posobie_teatralnye_igry.docx407.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

Среднеахтубинского района Волгоградской области

Принята на заседании                                «Утверждаю»

Методического совета ДЮЦ                     Приказ № 87 от 12.07.2021 г.

Протокол № 05 от  12.07.2022 г.              Директор________Э.В.Лысенкова

Дидактическое пособие

«Театральные игры»

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Театральный каламбур»

                               Автор-составитель:

                                                    Бондаренко Ольга Викторовна

                                                                  педагог дополнительного образования

   МКУДО ДЮЦ Среднеахтубинского р-на

                     

р.п. Средняя Ахтуба, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        ……………….….3 - 4 стр.

Часть I. Театральные игры для начинающих        ……………….….5 - 14 стр.

Часть II. Речевые игры для начинающих        …………….……..15 – 20 стр.

Часть III. Музыкальные произведения и воспитание эмоций......21- 22 стр.

ВВЕДЕНИЕ

         Пособие предназначено для руководителей любительских театральных коллективов, занимающихся с детьми.  Рекомендую апробированные  театральные игры и упражнения по актёрскому мастерству и сценической речи с детьми 5-12 лет. Главные тезисы методической работы – «Не навреди!» и «Учиться надо играя!». Театральные игры и упражнения подобраны с учётом психологических особенностей детей данной возрастной категории.

Основная задача руководителя детского театрального коллектива – помочь ребятам избавиться от уже существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя. И совсем не обязательно для этого дублировать программу первых курсов театральных ВУЗов (эту ошибку допускают многие руководители при работе с детьми).

Главная цель детского творчества – создать среду творческого общения, которая помогает каждому раскрыть свои способности. Застенчивые дети смогут развить коммуникативные навыки, расширить круг общения, обрести настоящих друзей и в итоге приобрести уверенность в себе. А дети гиперактивные, импульсивные в творческой игре выплеснут избыток энергии и агрессии, научатся перенаправлять свои негативные эмоции в позитивное русло.

Занимаясь в театральном коллективе, дети не только разовьют художественные способности, но и общечеловеческую, универсальную способность к творчеству в любой области.

Основной принцип работы руководителя – «Не навреди!». Это сложно, особенно если руководитель начинающий, мало знакомый с методиками театральной педагогики. Цель данной методической работы – познакомить с основной методикой преподавания театральных игр в детском коллективе (5-12 лет), дать общие представления о современных технологиях детского театрального воспитания.

Важно понять, что мы не воспитываем актёров и не готовим детей для поступления в театральные училища и ВУЗы, мы просто раскрываем возможности, способности и талант самого ребёнка. Психологи  утверждают, что ребёнок испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его эстетические потребности. Поэтому и репетиционный процесс должен проходить в игровой форме. Последовательность (но не принудительность!), регулярность (но не навязчивость!), и методичность (но не скука!) занятий сделают ваши усилия плодотворными.

Театральные игры развивают умение действовать согласованно, пробуждают активность и находчивость у детей, помогают ориентироваться в заданном пространстве.

Очень важный момент – игра должна быть коллективной, но при этом каждый участник игры должен чувствовать к себе индивидуальное внимание (обязательно в ходе занятий выделите хотя бы раз из группы занимающихся каждого и найдите, за что похвалить его) – это просто необходимо в работе с детьми данного возраста. Сочетание разных приёмов обучения не утомит ребёнка, а разовьёт интерес и восприимчивость.

С участниками театрального коллектива (5-12 лет) можно повторять одни и те же упражнения по многу раз, но в любой игре и в любом упражнении необходимо выделять и фиксировать трёхчастную структуру, на актёрском языке это: УВИДЕЛ – ОЦЕНИЛ – ДЕЙСТВУЮ.

И ещё один совет руководителю детского театрального коллектива: не набирайте детей ради постановки конкретного спектакля, наберите их для обучения, игры, и в процессе занятий с ними, узнав их индивидуальность, их возможности и интересы, вы точно не ошибётесь в выборе пьесы для постановки.

Часть I. Театральные игры для начинающих

Умения и навыки:

  • коллективность в выполнении заданий;
  • управление своим вниманием (к предмету, партнёру);
  • распределение внимания;
  • развитие фантазии;
  • знакомство с собственным телом, умение управлять им;
  • начальная способность фиксировать и осмысливать особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства (музыка, живопись);
  • выявление различных возможностей поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

  1. «Разведчики» – руководитель театрального коллектива встречает вновь пришедших на занятия у входа в здание, группирует их всех в фойе. Когда собирается группа полностью, он произносит тоном заговорщика: «Тихо! Мы – разведчики, кругом враги, нам надо найти актовый зал, в котором будем заниматься, там мы будем в безопасности. Открыли ротики и показали язычки, «отвинтили» их и убрали в кармашек, чтобы не болтать, а теперь пошли! Ничего не бойтесь! Я рядом!» Руководитель по ходу придумывает всевозможные «заманки» (то обнаруживает одинокого котёнка, то просит на цыпочках пройти около двери, за которой спит Карабас-Барабас… но, никаких пугающих страшилок!). Дети обычно с удовольствием играют в разведчиков, а заодно не отвлекают от занятий участников других  коллективов.

  1. «Полукруг» – руководитель усаживает ребят в полукруг и начинает первое знакомство (язычки из карманов возвращены на место): каждый называет своё имя, рядом сидящий повторяет это имя и называет своё и т.д. Каждый придумывает себе псевдоним, рядом сидящий повторяет и называет свой и т.д. Пересаживаются по цвету волос: от самых светлых волос – до самых тёмных. Пересаживаются по росту.

  1. «Хваталочка» – руководитель обращается к детям: «Я – волшебник. Сейчас превращу вас… крабле-крабле-бумс! В маленьких собачек!». По хлопку дети встают и двигаются к волшебнику. Пластика собачек, у каждого свой лай. Дойдя до руководителя, все ставят по указательному пальчику под ладонь-крышу волшебника, и все хором произносят текст «хваталочки»:

- По болоту ло-ту-ту плыл охотник на плоту.

Перед ним, как тень из мрака, выпрыгнула… собака!»

На последнем слове ладонь волшебника сжимается и хватает зазевавшийся пальчик. Задача каждого вовремя «убежать», но в образе собачки. Можно превращать ребят в медведей, кошек, в рыбок. Дети проявляют свою актёрскую фантазию и изобретательность.

  1. «Неправильное пение» – руководитель: «Как правильно петь знают все. Мы будем петь не по правилам». Поём (называет любую детскую песню): зажав носик пальцем, набрав в рот воды, втянув внутрь щёки, закусить нижнюю губу.
  2. «Аплодисменты» – руководитель: «Спели песню, а теперь поаплодируем друг другу. Но аплодисменты бывают разные: бурные – восторженные; громкие – подбадривающие; сдержанные – деликатные; ленивые – снисходительные; заискивающие – подхалимские».

Вместе с руководителем дети воспроизводят аплодисменты.

  1. «Кошечка, мяукни!» – одному из играющих – тому, кто выбран водить – завязывают платком глаза. Остальные садятся по кругу на стулья и вытягивают вперёд правую руку. Водящий подходит к любому из участников игры, берёт его за руку и просит: «Кошечка, мяукни!». Тот должен мяукнуть. При этом можно изменить свой голос. Водящий должен угадать, кого он взял за руку.

  1. «Поймай колокольчик» – дети берутся за руки, двум-трём завязывают глаза и одному из них дают в руки колокольчик. Он время от времени позванивает им, а остальные водящие пытаются поймать «звонаря», ориентируясь только по звуку. «Звонарь» же всячески увёртывается от тех, кто его ловит и тоже «вслепую». Кто поймал «звонаря», тому колокольчик и достанется – теперь быть «звонарём» его черёд.

  1. «Угадай, кто хозяин?» – руководитель показывает ребятам картинки с изображёнными предметами. Надо угадать, кому из героев сказок они принадлежат. Это могут быть: золотое яичко, волшебное зеркальце, хрустальный башмачок, красная шапочка, разбитое корыто, аленький цветочек… Заодно можно поговорить с ребятами о любимых сказках.
  2. «Объясни мне!» – дети должны ответить на вопросы руководителя и объяснить: - Почему помидор красный? Откуда у редиски хвостик? Почему арбуз полосатый? Откуда у капусты столько листьев? Почему огурец пупыристый? Руководитель обязательно отмечает лучшее объяснение.

  1.  «Бедный котёнок» – водящий показывает нам котёнка; переходя от одного играющего к другому, он становится на четвереньки, мяукает, урчит. При этом без конца строит рожицы. Тот, к кому обращается «котёнок», должен погладить его по голове и, ни в коем случае не улыбнувшись, сказать три раза: «Бедненький-бедный, чёрненький-чёрный котёночек, кис-кис!». Если же водящему удалось заставить кого-то улыбнуться, он и становится теперь «котёнком», и игра продолжается.

  1.  «Выгляни в окошко» – в рамочку – «окошко» с закрывающимися створками – вставляют листы цветной бумаги. Створки отворяются. Детям предлагают «выглянуть в окошко» – пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно, за белым листом они видят зимний пейзаж, каток или больницу и описывают его... за жёлтым – пустыню, осеннюю полянку и т.д.

  1.  «Играем в интонацию» – произносим «ДА»: громко, тихо, кратко, растянуто, торжествующе, злобно, заикаясь, утвердительно, удивлённо, восторженно, иронично, задумчиво, скорбно, нежно. Любую стихотворную строчку, хотя бы «Однажды в студёную зимнюю пору…» произносим: шёпотом, с максимальной громкостью, с пулемётной скоростью, со скоростью улитки, как будто вы замёрзли, во рту у вас горячая картошка, как бы это сказал робот, марсианин, лошадь, только что научившаяся говорить…

  1.  «Сегодня в порт корабль придёт» – дети рассаживаются на стулья по кругу, и, взяв друг друга за руки, начинают мерно покачиваться из стороны в сторону, словно корабль на волнах. Руководитель произносит ключевую фразу: «Сегодня в порт корабль придёт, гружённый…» и называет дальше некоторые предметы. Ребята же должны выполнить определённые действия, связанные для них с названными предметами. Например: если говорится «гружённый веерами», все обмахиваются веером. Корабль может быть загружён: часами с кукушкой, мячиками, ножницами и т.д.

  1.  «Попробуй, повтори» – участнику игры предлагают отыскать обронённый предмет (книгу, карандаш, мячик). Когда же он это сделает логично и правдиво, попросить его повторить все эти действия. Следует сказать участнику, что остальные будут проверять, так ли он всё делает, как сделал в первый раз. Обычно участник, начиная повторять, смущается, фиксируя направленное на него внимание остальных, теряет логику действий. Затем и другим участникам игры предлагают выполнить это задание. По окончанию игры руководитель устраивает подробный разбор проделанного, указывает на зажимы тех или иных мышц, в результате которых и возникают нелогичные действия.
  2.  «Кошечка» – дети встают на четвереньки. На первый хлопок прогибают позвоночник к полу, как будто кошка ласково потягивается, тянется к вам. На второй хлопок выгибают позвоночник дугой, как будто кошка сердится, фыркает и становится в позу защиты. Так дети учатся ощущать работу своих мышц и подчинять их своей сознательной воле.

  1.   «Куклы тряпичные» – игра на полное расслабление тела. Ребята – тряпичные куклы, повешенные на гвоздике в костюмерной театра кукол. Руководитель выбирает куклу к спектаклю, по пути он снимает их с гвоздика и сбрасывает на пол.

  1.  «Мы – команда!» – дети садятся в круг на полу и берутся за руки. Им нужно по хлопку руководителя одновременно встать, не опуская рук. Если детей много, разделить их на 2 группы.

  1.  «Волшебная шляпа» – руководитель приносит на занятие мужскую шляпу и просит ребят пофантазировать, как можно использовать эту шляпу, кроме как головной убор. Наиболее частые ответы: ваза для яблок, горшок для цветка, котелок для ухи, абажур, баскетбольная корзина, форма для кекса, корзина для грибов, домик для мышки и т.д.

  1.  «Страна зверей» – дети сидят в круге, по хлопку руководителя первый, придумав себе животное (например – кенгуру) встаёт со своего места и безмолвно, пользуясь только пластикой задуманного им животного, допрыгивает до любого участника, которого выбрал, чтобы занять стул, на котором находится партнёр. Тот, угадав задуманное, встаёт со своего места и повторяет пластику кенгуру, заняв стул первого участника. Через секунду он встаёт со стула и уже в своей задуманной пластике (например – медведь) идёт к стулу нового партнёра. Так все участники игры меняются местами, используя разную пластику. Игра проходит в полном молчании. Вместе со зверями, можно использовать и пластику птиц.

  1.  «Чудесный мешочек» – руководитель показывает ребятам мешочек, в котором лежат разные вещи. Участники игры по очереди опускают руку в мешочек, вынимают первый попавший им в руки предмет и со словами: «Это моя вещь!» сочиняют историю, как их вещь попала в мешочек руководителя. Если участник был убедителен, руководитель дарит ему этот предмет. В мешочке могут быть: записная книжка, мягкая игрушка, яблоко, луковица и т.д.

  1.  «Вездеходы» – группа ходит по комнате в быстром темпе. Она должна сосредоточиться на голосе руководителя и менять свои действия в зависимости от информации. Пристройка к новым обстоятельствам должна происходить быстро и в индивидуальном порядке без разговоров и обсуждений. Текст руководителя: «Идём через лес! Щебечут птицы, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А всё потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно! Сумерки сгущаются. Снежное поле, пронизывающий зимний ветер. И пули свистят над головой. Где бы укрыться? В окоп. Нет, это пруд с приятной освежающей водой. Но очень холодной. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет к лицу, цепляется в волосах. Ею наполнено всё пространство. Нет, показалось! Идём через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвём один. Вдохнём чудо-аромат апельсина, очистим, возьмём в рот освежающую дольку. Скулы свело от кислоты. Это – лимон! и т. д.». Игра помогает отработать переключение внимания, запускает спонтанность и творческое мышление.

  1.  «Тень» – один из участников идёт по комнате, делает различные движения. Например – ловит сачком бабочку. В это время другой участник – «тень» – следует за ним, повторяя все его движения, все его действия в том же ритме, что и идущий впереди него.

  1. «Зеркало» – ребята рассаживаются на стулья, один напротив другого. Первый выполняет разные движения (чистит зубы, умывается, причесывается…). Другой, являясь «отражением» первого, повторяет его движения. Если первый делает движения правой рукой, то второй движение повторяет левой рукой (как отражение в зеркале).

  1. «Играем в Тома Сойера» – руководитель зачитывает отрывок из «Тома Сойера» Марка Твена, тот, где Тома заставили красить забор, и где он «продаёт» это право другим ребятам. Распределяются роли. Вместо малярной кисти – кисти наших рук. Красим забор… Текст – импровизационный.

  1. «Расскажите движением» – покажите, как учится ходить малыш, как лезут на крутую скалу, как катится мячик, как увядает цветок, как скачут кони, как дети собирают ягоды и т.д.

  1.  «Паутина» – дети садятся в большой круг. Первый берёт клубок в руку и кратко рассказывает о себе, зажимая крепко свободный конец нити, он кидает клубок ребёнку, сидящему напротив. Захочет ребёнок рассказать о себе – расскажет. Не захочет – просто возьмёт нить в руку, а клубок перекинет другому. Когда паутина будет готова, каждый должен возвратить клубок предыдущему, называя его имя. Так продолжается, пока клубок не вернётся к первому участнику, а паутина распустится. В этой игре участники понимают, что в будущих театральных представлениях актёры зависят друг от друга, словно связаны нитями паутинки.

  1.  «Мыльные пузыри» – ведущий имитирует выдувание мыльных пузырей. А остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды ведущего: «Лопнули!» дети ложатся на пол. Игра развивает выразительность движений и воображение.

  1. «Снеговик» – все дети – снеговики. По команде руководителя: «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свои мышцы и постепенно опускаются на пол.

  1.  «Животные с других планет» – руководитель просит детей показать животных с других планет: ханурика однорогого, сюсипусика гребешкового, манмарончика клыкастого, лямурика длиннохвостого, карабясика игольчатого и т.д. Воображение ребят безгранично, руко- водитель должен следить за тем, чтобы пластика, мимика, звуки, из- даваемые животными, соответствовали названию животного.

  1.  «Сочинители» – предлагается сочинить историю: про рыбку, которая жила в холодильнике; ворону, которая любила кататься на велосипеде; щуку, которая играла на гитаре; берёзку, которая хотела научиться плавать; майского жука, который очень боялся высоты и т.д.

  1.  «Ритуальные танцы» – необходимо придумать и станцевать (без музыки, используя барабаны и хлопки) массовые танцы дикарей племени Мумба-Юмба: перед охотой на зебру, перед посадкой бананового дерева, перед постройкой бамбуковой хижины, перед ловлей крокодилов. Ребята делятся на группы, сами выбирают лидера и готовят танцы.

  1.  «Фотография» – ребята становятся в групповую фотографию. Их выстраивает один из участников – фотограф. Выстроил, «сфотографировал», то есть запечатлел в своей памяти и вышел из комнаты. Ребята сделали несколько изменений, поменялись местами, сняли кофты и т.д. Фотограф вернулся, внимательно всех осмотрел и всё вернул на место.

  1.  «Междугородний телефон» – группа делится на две команды, встают напротив друг друга. Берут в руки телефонные трубки (беспредметно), и по хлопку руководителя начинают все одновременно разговаривать с партнёрами, стоящими напротив. Необходимо во всеобщем гвалте выделить речь своего партнёра, не отвлекаясь на разговоры других и о чём-то с ним договориться.

  1.  «Звучащий полукруг» – ребята садятся в полукруг, каждый ставит перед собой ещё один стул. Первый выстукивает ладонью ритмический пассаж. Остальные повторяют. Затем второй предлагает свой ритм и т.д.

  1.  «Кинолента видений» – руководитель предлагает всем сидящим в полукруге мысленно прогуляться от своего дома к зданию, где проходит репетиция. Руководитель может в любое время прервать внутреннее зрение участников игры вопросом: «Василий, где вы сейчас? Что делаете?» и т.д. Главное – не пропустить ни одного звена в цепочке последовательности воспоминаний.

  1.  «Кинолента видений № 2» – руководитель предлагает играющим закрыть глаза и представить в цвете и в движении: рыцарский турнир, лесной пожар, Золушку на балу, игру в войну, купание в речке, праздничный салют.

  1.  «Хамелеон» – участникам предлагается войти поочерёдно в дверь комнаты и произнести для всех одну и ту же фразу «Петя приехал!», но с разными актёрскими задачами: чтобы всех обрадовать, чтобы огорчить, чтобы напугать.

  1.  «Пограничники и нарушители» – вызываются 2-3 «пограничника» и столько же «нарушителей границы». Тем и другим завязывают глаза и ставят друг перед другом на значительное расстояние. По хлопку и те, и другие начинают действовать: «нарушители» должны постараться проскочить мимо «пограничников» на другую сторону, а те – не дать им пройти, поймать их.

  1.  «Похищение принцессы» – выбираем принцессу, стражника и храброго принца, остальные будут горожанами. Принцессу сажаем на стул и связываем ей сзади руки шарфом. Стражнику завязываем глаза, он по слуху должен угадать освободителя и не дать ему развязать руки принцессы. Задача принца бесшумно пробраться к принцессе и развязать шарф. Вся группа может отвлекать шумом внимание стражника.

  1.  «Снимаем клипы» – жанр музыкального клипа популярен. Группа делится на несколько подгрупп и начинает придумывать и «снимать» клипы на тему: «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Светит месяц, светит ясный», «Жил-был у бабушки серенький козлик», «Как у наших у ворот муха песенку поёт». Клипы показывают на сцене, а не на экране, как маленькие самостоятельные спектакли.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры. – М., Просвещение, 2004.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрас- те. – М., 2005.
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. – М., Музыкальная палитра, 2002.
  4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. – М., 2006.
  5. Гавриленко Н.К. Театральные уроки. – Начальная школа, 2017.
  6. Гайваронская Т.А, Деркунская В.А. Развитие эмпатии в теа- тральной деятельности. – М., Центр педагогического образования, 2007.
  7. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образо- вания 1-4 классы. – М., Баласс, 2004.
  8. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб, Прайм-Еврознак, 2012.
  9. Доронова Т.Н. Играем в театр. – М., Просвещение, 2004.
  10. Доронова Т.Н, Доронова Е.П. Развитие детей в театрализован- ной деятельности. – М., 2016.
  11. Ершова А., Букатов В. Актёрская грамота – детям. – СПб (вто- рое дополненное издание), 2018.
  12. Збруева Н. Ритмическое воспитание актёра. Серия «Я вхожу в мир искусства», 2003.
  13. Колчев Ю.В. Театральные игры в школе. – М., Школьная прес- са 2000.

Комарова Т.А. Театральное творчество младших школьников. Сборник упражнений, заданий и игр. – г. Чатлык, 2015.

  1. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей сред- ствами театрального искусства. – М., 2013.
  2. Корогодский З.Я. Начало. – СПб, 2005.
  3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. – М., 2006.
  4. Мастерская чувств (предмет «Театр» 6-12 лет) методическое пособие, ч. 1, 2. – М., 2006.
  5. Мерзлякова С. Театрализованные игры. – Линка-пресс, 2012.
  6. Миллер С. Психология игры. – СПб, 1999.
  7. Мочалов Ю. Первые уроки театра. – М., Просвещение 1986.
  8. Никитина А.Б. Театр детей. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. – М., 2017.
  9. Новицкая Л.Н. Уроки вдохновения. – М., ВТО 1984.
  10. Орлова Т.Г. Театральная игра и её практическое применение на занятиях театральных объединений. – г. Байкальск, 2016.
  11. Проблемы театрального образования в начальном звене – сборник под редакцией Дьяченко Т.Л. – М., 1991.
  12. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая ра- бота с детьми и подростками. – СПб, Речь, 2007.
  13. Терентьева Е.Ю. Влияние театральной деятельности на разви- тие личности ребёнка. – г. Биробиджан, 2015.
  14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятель- ности дошкольников и младших школьников. – Владос (повторное и дополненное издание), 2017.
  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М,. 2009.

                                       Часть II. Речевые игры для начинающих

        

Голос современных детей формируется в крайне неблагоприятной среде (шумовой барьер, голоса окружающих ребёнка людей сливаются с агрессивной музыкой, которая «обваливается» на ребёнка с экрана телевизоров, монитора компьютеров). В результате формируются агрессивные, крикливые голоса. У застенчивых детей, наоборот, от звуковых перегрузок голоса сникают, становятся бесцветными, слабыми. Многие дети говорят тихо, невнятно. Гласных в речи практически нет, согласные произносятся не всегда ясно, речевой аппарат работает плохо, цедят сквозь зубы, рот не раскрывается, губы ленивые, челюсти сомкнуты. При выполнении рекомендуемых речевых игр речь становится красивой, осмысленной. В творческом багаже ребят десятки скороговорок, детских стихов, различных поэтических текстов, речевых игр на развитие мышления, памяти, фантазии и воображения. Детей необходимо накормить дыханием и включить в звучание головной и грудной резонаторы, что и позволяют речевые игры, которые проводятся вместе с играми театральными.

Умения и навыки:

  • развитие речевого слуха;
  • воспитание энергии звучания, полётности голоса;
  • соединение глубокого дыхания с голосом;
  • умение действовать словом;
  • выработка навыка правильного звукопроизношения;
  • исправление речевых недостатков.

  1. «Звукоряд» – научим детей правильной артикуляции при произнесении букв И-Э-А-О-У-Ы. Усложним задание: прибавим к звукоряду звукосочетания ПБ, ТД, КГ, ВФ, РЛ, СЗ. Получим два вида звукоряда, например: ПИ-ПЭ-ПА-ПО-ПУ-ПЫ и БИ-БЭ-БА-БО-БУ-БЫ. Научившись чётко произносить данный звукоряд, ещё раз усложним его: ПИБИ-ПЭБЭ-ПАБА-ПОБО-ПУБУ-ПЫБЫ и БИПИ-БЭПЭ-БАПА-БОПО-БУ- ПУ-БЫПЫ. Овладев всеми речевыми структурами, подключаем к звукоряду движение. ПБ – жонглёры (звучим и жонглируем звуками, как мячиками, подкидывая звуки вверх и ловя их). ТД – стреляем (в руках якобы пистолеты, и мы звуками поражаем цель). КГ – колдуны (звучим и совершаем магические взмахи руками над котлом с волшебным зельем). ВФ – молитва (руки поднимаем вверх, и звук посылаем вверх). РЛ – барабанчик (выстукиваем звукоряд ладошками по столу). СЗ – часики (склоняемся в низком поклоне, руки опускаем вниз и звучим, размахивая руками, как маятником).

  1. «Пропала собака» – руководитель сообщает участникам игры: «Ребята, у меня пропала собака Бобик, на одном дыхании 10 раз позовите собаку». Сначала зовут все вместе. Далее каждый звучит  отдельно.

  1. «Ворона» – руки детей – крылья. Взмахивая «крыльями» они произносят:

Воррона крричала: «Которррый чассс, Которррый час может быть сейчассс? Если чассс, если ррровно чассс,

То я опоззздала ррровно на чассс».

(ребята «летают» по комнате; р – звонкое, интенсивное).

  1. «Змея» – рука-змея, кисть руки – голова змеи.

      Ползззёт и шшшепчет дажжже камышшшу:

«Дружжжи сссо мной, иначчче укушшшу!»

(ребята пробуют передать характер змеи, фиксированное звуча ние на «з», «ж», «ш»).

  1. «Бабушки» – локти прижаты к бокам, сначала медленно, затем интенсивнее бьём себя по бокам, приговаривая:

«Ахти! Ахти! Ахтушки! Разахалися бабушки!

Ахти-ах! Ахти-ах! Удержались на ногах!»

(с разными интонациями: радостно, удивлённо, сплетничая и т.д. ).

  1. «Артикуляция по-детски» – весёлый язычок:
  • покусали кончик языка, как мама шинкует капусту;
  • покусали язык с кончика до середины и с боков;
  • представили, что вы – собачка, перед вами мисочка с остатками вкусной еды, вылижите язычком воображаемую тарелку дочиста;
  • начинаем играть в болтушечку – это быстрое болтание языка

между губами со звуком «ла-ла-ла», а потом начинаем болтушечку в стороны, вправо и влево со звуком «ла-ла-ла»;

  • чистим зубы язычком, как зубной щёткой;
  • язычком, как шпагой «протыкаем» щёки;
  • язычком дотянутся до носа и до подбородка;
  • круговое вращение языком.
  1. «Скороговорки и интонация» – работа над дикцией и внутреннем наполнением исполнителя в разных темпах:
  • Даёт Катеринке картинки Каринка, картинки в корзинку кладёт Катеринка.
  • Пекла для Варюшки подружка ватрушку, подружке подушку сшила Варюшка.
  • Насыпал Парамошка горошка на дорожку, ведёт теперь к порожку дорожка из горошка.
  • Пётр Петров, по прозванию Перов, купил птицу- перепелицу; понёс по рынку – просил полтинку, подали пятак – он и продал так.
  • Вёз корабль карамель, наскочил кораблю на мель.  И матросы три недели карамель на мели ели.

Эти и другие скороговорки дети должны произносить с разными эмоциями, а, следовательно, и с разными интонациями: как телекомментатор, как завзятый спорщик, как сплетница, как зазывала и т.д.

  1. «Комарики» – массаж лицевых мышц. Воображаемый комарик садится по очереди, то на лоб, то на щёки, то на подбородок. Прогонять его будем движением лицевых мышц. Прилетает стая надоедливых комаров – шевелится всё лицо.

  1. «Звукоподражатель» – медленно озвученный выдох. Вспомним звуки природы и воспроизведём их:
  • свистит ветер – сссс….
  • шумит лес – шшшшш….
  • жужжит пчела – жжжж…
  • звенит комар – зьзьзь…
  • летит шмель – жьжьжь…
  • заводится мотоцикл – рррр… и т.д.
  1. «Упругие губы» – боремся с вялостью губ, вялость губ препятствует правильному формированию звука:
  • свисток (губы вытянули хоботком вперёд), улыбка (широко растянули губы),
  • говорящая кукла – нижняя губа опускается и открывает нижние зубы, затем возвращается на место, зубы сомкнуты,
  • движение хоботка (губы вытянутые вперёд) по кругу, плавно и медленно,
  • поочерёдное натягивание губ – верхняя на нижнюю, потом нижнюю на верхнюю,
  • волейбольная сетка – верхняя и нижняя губа – это верхняя и нижняя сторона сетки, зубы – ячейки сетки, на раз – губы широко растягиваются, на два – сжимаются.

  1. «Играем в звуки» – ввинчиваем звук «С» ногой в пол, теперь подбрасываем его ногой, как бы играя в футбол, рукой можем подбрасывать вверх звук «М», ребёнок сочиняет и показывает придуманные им самим игры в звуки.

  1. «Надувные куклы» – ребята встают парами, один из них берёт на себя роль продавца, второй – роль куклы. В начале игры кукла сдута, продавец закачивает при помощи воображаемого насоса воздух на активный звук «С», постепенно кукла надувается, продавец отключает насос и кукла сдувается на звук «Ш». Потом роли меняются.

  1. «Деревенский хор» – представьте, что вы животные или представители домашней птицы. Представили? Песню «В лесу родилась ёлочка» хором: прогавкайте, промяукайте, промычите, прокудахтайте, прокукарекайте, прокрякайте.

  1. «Читаем Агнию Барто» – прочитайте стихотворение «Идёт бычок, качается…» так, словно бы вы: оправдываетесь перед другом, обидели бабушку, хвастаетесь перед ребятами, рассердились на младшего брата, испугались собаки.

  1. «Играем диалоги» – ребята делятся на пары и разыгрывают один из выбранных ими диалогов:

А. Шибаев «Зайчонок и Ёж».

  • Зайчонок! Садись на меня – прокачу!
  • Нет, дядя Ёж, не хочу, не хочу!

С. Маршак «Разговор двух клоунов».

  • Где купили Вы, синьор, этот красный помидор?
  • Вот невежливый вопрос, это собственный мой нос!

  1. «Шумелка» – руководитель поднимает левую руку, и все топают, произносят скороговорки, кричат, визжат, гремят. Но как только руководитель поднимает правую руку, шум моментально затихает, и  все произносят такой текст:
  • Что за шум, что за гром? Сидел комар на дубе том. Обломился этот сук – вот откуда шум и стук!

(заранее руководитель просит кого-то из ребят произнести этот текст с интонацией вызова или важного сообщения – остальные пристраиваются к ведущему).

  1. «Словесная дуэль» – два соперника начинают словесный поединок. Они «стреляются» словами на определённую букву. Например: один говорит оса, другой – овраг и т.д. Побеждён тот, у кого иссякнет запас слов, начинающихся на заданную букву, в данном случае на букву О. Право первым начать дуэль и какой буквой «стреляться» решается жеребьёвкой.

  1. «Словесный волейбол» – участники встают в круг, бросают друг другу мячик. Игрок, который бросает мяч, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мячик, нужно назвать подходящий по смыслу глагол. Например: спектакль – начинается, солнце – светит, актёр – играет и др. Если же игрок называет неподходящий глагол, он  выбывает из игры.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Журавлёв А.П. Звук и смысл. – М., Просвещение, 1991.
  2. Кипнис М.Э. Тренинг творческого мышления. – М., Ось, 2007.
  3. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко (пособие по ритори- ке). – М., 2009.
  4. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М., Астрель, 2013.
  5. Лопухина И.С. Упражнения для развития речи. – СПб, Дельта, 1997.
  6. Максакова А.И, Туманова Г.А. Учите, играя. – М., Просвеще- ние, 1982.
  7. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки (сборник). – Ярославль. 1997.
  8. Суркова М.Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг.
  • СПб СГАКИ, 2009.
  1. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произноше- ния. – М., 2000.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2014.

Список рекомендуемых стихотворных текстов:

  1. Бадашкин А. «Зевота», «О собаке», «Подушки».
  2. Барто А. «Любочка», «Очки».
  3. Власихина Т. «Принцесса и Людоед».
  4. Заходер Б. «Мартышкин дом», «Мохнатая азбука», «Моя Воо- бразилия», «На задней парте», «Странное происшествие».
  5. Кузнецова А. «Подружки».
  6. Левин В. «Зелёная история».
  7. Маршак С. «Багаж», «Баллада о королевском бутерброде».
  8. Милн А. «Королевская считалка».
  9. Михалков С. «Мимоза», «Модница», «Прививка», «Фома».
  10. Мошковская Э. «Кислые стихи».
  11. Сапгир Г. «Кошка за меня».
  12. Успенский Э. «Про собак».
  13. Хармс Д. «Страшная история».
  14. Ческис Б. «Витька и такса».

 Могут быть созданы музыкальные этюды на основе романсов, этюдов, детских песен. Можно просто попросить ребят послушать музыкальный отрывок и при вторичном прослушивании прожить маленький кусочек жизни выдуманного ими персонажа… Вариантов много, но нужно учитывать, что музыка при всей своей эмоциональности создаёт жёсткие темпоритмические рамки. Слово, произнесённое на музыке, должно быть соотнесено с музыкой не только смыслово, звуково, но и ритмически. От этого в музыкальных этюдах текст очень скоро становится формальным, они допускают минимум слов. Музыка идеально создана и для театральных игр. Вот всего два примера:

  1. Бал у Мухи-Цокотухи – попробуйте показать насекомых и станцевать так, как могли бы танцевать (под «Камаринскую») Тараканы, Бабочки, Кузнечики, Стрекозы и Майские жуки.

  1. Танцы Золушки – она всегда любила танцевать, но свободного времени у неё не было. Покажите, как танцевала Золушка в тот момент, когда она: гладила бельё, мыла посуду, вытирала пыль (на музыку из мультфильма «Золушка»).

Старайтесь не подсказывать им и только после предложенных ими неверных пластических вариантов подведите их к верному ответу.

Лиса – Б. Барток «Румынский танец».

Зайцы – В. Косенко «Полька».

Пурга – С. Прокофьев «Соната № 2», 1 часть.

Огонь – К. Дебюсси. Прелюдия «Фейерверк». Волшебное дерево – П. Чайковский «Танец феи Драже». Злой гном – Э. Григ «В пещере горного короля».

Список рекомендуемой литературы:

  1. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб, Прайм-Еврознак, 2012.
  2. Збруева Н. Ритмическое воспитание актёра. – М., 2003.
  3. Иванова Г.К. Музыкально-театральные игры. – М., Владос, 2005.
  4. Кристи Г.В. Воспитание актёра школы Станиславского. – М., Искусство, 1978.
  5. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М., Владос, 2001.

Репникова Т.Д. Музыка и эмоции. – Н. Новгород, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Театральные подмостки"

22019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Данная программа имеет особую актуальность в 2018-2019 учебном году, рассчитана на 2 года обучения, предполагает знакомство с оновами театра, по...

Дидактические игры к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Художественное вязание"

Дидактические игры к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Художественное вязание"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральные игры"

По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театраль...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки» (далее - Программа) имеет художественную направленность, направлена    на развитие эстет...

Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Театральный сундучок»

Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусстваЗадачи: образовательные: -обучить начальным навыкам актерского мастерства через  систему тренингов;развивающие:-разви...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Театральная студия «Том Сойер»

Направленность: художественное – эстетическое. Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 8-15 лет. Срок реализации программы: 5 лет...