Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественное вязание"
методическая разработка на тему

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественное вязание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Вязание  издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки. В XIII-XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское, несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России.

Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, вязание постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера. Клубок ниток и небольшие инструменты крючок, спицы или челнок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.

Вязание  - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.

Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду.

Данная программа художественной направленности, базового уровня сложности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам, для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд. Таким образом, учащиеся приобщаются к полезному виду рукоделия. Кроме того, вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Новизна и отличие данной программы от уже существующих в том, что она включает обучение различным техникам вязания: вязание крючком, на спицах, на вилке, техника фриволите. Это же является отличием от других дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания. Единственное ограничение – проблемы со зрением. Группы  могут быть разновозрастные и одновозрастные.

Дети могут приниматься на второй и третий год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания крючком и на спицах.

Для обучающихся, успешно освоивших программу и желающих продолжить обучение, могут разрабатываться индивидуальные образовательные маршруты.

Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15 человек в возрасте с 6 лет.

В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.  В этом случае образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Для данной категории детей могут разрабатываться индивидуальные образовательные маршруты.

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов  в учебной группе устанавливается до 10 человек.

При организации обучения в объединении учитываются психологические и возрастные особенности детей. Основной контингент объединения дети младшего школьного и подросткового возраста.

Для младших школьников характерно несовершенство регулирующей функции коры головного мозга, что проявляется в следующем: дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.    Поэтому при обучении детей активно используются приемы и методы, которые помогают активизировать их внимание и сосредоточиться, а также снять излишнее напряжение и снизить возбудимость. Выбирая изделия для практической деятельности, предпочтение отдается таким, которые могут быть выполнены за одно учебное занятие.

Особенностью подросткового возраста является то, что в это время складывается  новый тип отношений с окружающими людьми. Подросткам  необходимы дружеские отношения со сверстниками, они  умеют наладить тесный социальный контакт, поддерживать отношения продолжительное время, им  необходимо чувствовать, что общение с ними тоже кому-то важно и интересно. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными. Именно такие условия педагог старается создать в творческом объединении.

Одно из главных условий успеха -  подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, отмечать, что характерно для каждого: что удается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе работы, как он относится к занятиям, чему отдает предпочтение. Необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, стремление научиться чему-то новому. Только тогда будут развиваться их способности, создаваться реальные возможности для самораскрытия и самовыражения личности.

Программа кружка рассчитана на 3 года обучения. Количество занятий: первый и второй  год – 144 ч. + 8 ч. резерв  (2 раза в неделю по 2 часа), третий – 216 ч. + 12 ч. резерв (3 раза по 2 часа). Резервные часы могут быть использованы в любом разделе учебно-тематического плана на усмотрение педагога для повторения или более лучшего закрепления материала.

Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком и спицами. Второй год - на обучение более сложных приемов вязания на спицах и крючком, вязания крючком в филейной технике, вязания на вилке.  Третий год предполагает работу по обучению учащихся основам пестрого вязания, техники выполнения орнамента крючком и спицами, техники фриволите, вязания крючком в ирландской технике.

Цель программы – привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязанию.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
  • Обучить правильному положению рук при вязании;
  • Обучить правильно пользоваться инструментами;
  • Познакомить с основными условным обозначениями;
  • Обучить строить схемы для вязания по описанию;
  • Научить четко выполнять основные приемы вязания;
  • Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;  
  • Научить выполнять сборку и оформление  готового изделия.

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
  • Привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

  • Развить творческие способности;
  • Развить произвольность психических процессов;
  • Развить образное мышление;
  • Развить воображение и фантазию;
  • Развить моторные навыки.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Используются следующие методы обучения:

- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);

- метод показа, или наглядный метод;

- метод расчлененного разучивания элемента вязания.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Историю вязания крючком, на спицах, техники фриволите;
  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Современные тенденции в моде вязаной одежды;
  • Особенности ухода за вязаной одеждой;
  • Виды инструментов и материалов, используемых для вязания;
  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;
  • Основные приемы набора петель и вязания крючком, на спицах, на вилке и в технике фриволите.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с инструментами;
  • вязать крючком, на спицах, на вилке и в технике фриволите;
  • правильно  пользоваться инструментами;
  • правильно читать условные обозначения;
  • подбирать материалы для вязания;
  • выполнять основные узоры;
  • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.
  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • Правильно выполнять сборку и заключительную отделку готовых изделий.

Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей,  профессиональное самоопределение учащихся, а также  повышение престижа объединения.

Контроль за реализацией программы

Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах.

С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.  

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход  к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

Критерием оценки умений может также считаться выполнение индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках на уровне учреждения, района и области.

Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ, а также защита творческих проектов.


Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

4

4

-

Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности.

История вязания крючком и на спицах.

Выбор крючка, спиц  и пряжи.

2

1

1

2

1

1

-

-

2

Основные приемы вязания крючком

28

2

26

- Образование первой петли. Цепочка из воздушных петель.

-Полустолбик без накида

- Столбик без накида.

- Полустолбик с накидом.

- Столбик с накидом.

- Столбик с двумя накидами.  Столбик с тремя накидами.

- Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем.

- Узоры на основе столбиков и воздушных петель

- Ракушка. Ракушка на ножке.

- Пучок из двух недовязанных столбиков с накидами.

- Итоговое занятие

2

1

3

2

2

2

2

8

2

2

2

-

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

2

1

3

2

2

2

1

7

1

1

2

3

Вязание кружев

42

10

32

Способы прибавления и убавления петель.

Вязание круга.

Квадрат, связанный от середины

Квадрат, связанный от угла

Треугольник, связанный от центра

Треугольник, связанный от середины стороны

Треугольник, связанный от угла

Вязание пятиугольника

Кружева из отдельных мотивов. Правила выполнения мотивов и способы их соединения.

Вязание салфетки

Вязание прихватки

Итоговое занятие. Оформление выставки работ учащихся

2

2

2

2

2

2

2

2

2

12

10

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

10

1

4

Основные приемы вязания спицами

20

5

15

- Набор петель начального ряда из 2-х нитей

- Лицевые петли. Платочное вязание.

- Изнаночные петли. Чулочное вязание.

- Кромочные петли. Закрепление петель

- Итоговое занятие

4

6

6

2

2

1

1

1

1

1

3

5

5

1

1

5

Узоры из лицевых и изнаночных петель

52

5

37

- Виды узоров из лицевых и изнаночных петель.

- Схема узора. Обозначение петель.

- Узор «Резинка»

- Узор «Шахматка»

- Узор «Путанка»

- Узор «Столбики»

- Узор «Продолговатая плетенка»

- Узор «Вертикальные полосы из столбиков»

- Вязание шарфика

- Итоговое занятие. Оформление выставки работ учащихся.

1

1

4

4

4

4

4

4

22

2

1

1

1

-

-

-

-

-

1

1

-

-

3

4

4

4

4

4

21

1

Резерв

8

4

4

Итого:

156

27

125


 Учебно-тематический план

2 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности.

2

2

-

2

Повторный курс

14

-

14

- История вязания крючком и на спицах. Выбор крючка, спиц и пряжи.

- Образование первой петли. Цепочка из воздушных петель

- Полустолбик без накида.

- Столбик без накида.

- Столбик с двумя накидами. Стольик с тремя накидами.

- Условные обозначения. Понятие «рапорт». Правила чтения схем.

- Особенности вязания круга и многоугольников

2

2

1

3

2

2

2

-

2

1

3

2

1

1

2

-

-

-

-

1

1

3

Декоративные приемы вязания крючком

22

7

15

- Витой столбик. Пышный столбик.

- Узоры, связанные пышными столбиками.

- Рельефные столбики

- Узоры на основе рельефных столбиков

- Вытянутые петли

- Узоры с вытянутыми петлями

- Узоры, связанные с возвращением в предыдущие ряды.

- Итоговое занятие

2

2

2

4

2

4

4

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

3

3

1

4

Техника филейного вязания.

32

4

28

Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике.

Схематическое изображение филейного кружева.

Способы прибавления и убавления клеток.

Вязание кружева в филейной технике.

Итоговое занятие.

4

1

5

20

2

1

1

1

-

1

3

-

4

20

1

5

Вязание на вилке

40

4

36

- Правила использования вилки для вязания

- Способы вязания полос на вилке

- Способы соединения полос

- Способы обвязки полос

- Вязание шарфа

- Итоговое занятие

1

7

4

2

14

2

1

1

1

1

0

1

0

6

3

1

14

1

6

Повторный курс вязания на спицах

4

2

2

- Набор петель начального ряда из двух нитей

- Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и платочное вязание

1

3

1

1

0

2

7

Накиды, снятые петли.

30

4

26

- Накиды и способы их выполнения

- Узор «Мережка»

- Английское вязание. Узор «Английская резинка 1×1»

- Снятые, или вытянутые, петли. Их разновидности.

- Узор «Резинка 1×1 из снятых коротких петель»

- Узор «Жгутик с дырочками»

- Узор «Ажурная шахматка»

- Вязание чехла для телефона

- Итоговое занятие. Оформление выставки работ учащихся

1

3

4

1

3

4

4

8

2

1

-

-

1

-

-

-

1

1

-

3

4

-

3

4

4

7

1

Резерв

8

4

4

Итого:

156

27

125


Учебно-тематический план

3 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

- Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности.

- Беседа «Современные тенденции в моде вязаной одежды».

1

1

1

1

-

-

2

Повторный курс вязания

6

3

3

- Основные приемы вязания крючком

- Вязание на спицах

- Приемы вязания на вилке

2

2

2

1

1

1

1

1

1

3

Декоративные приемы вязания крючком

18

5

13

- Перемещенные столбики

- Узоры с перемещенными столбиками

- Крестообразные столбики

- Узоры с крестообразными столбиками

- Итоговое занятие

2

6

2

6

2

1

1

1

1

1

1

5

1

5

1

4

Ирландское кружево.

44

5

39

Ирландская техника вязания крючком.

Вязание сеточек фона. Сеточка «Соты»

Вязание сеточек фона. Сеточка «Пико»

Вязание сеточек фона. Сеточка «Трилистник»

Вязание сеточек фона. «Свободная сеточка».

Оформление кромки. Прямой край.

Оформление кромки. Прямой край с фестонами.

Оформление кромки. Кромка из дуг.

Вязание мотивов. Кружочек.

Вязание мотивов. Клевер.

Вязание мотивов. Листик.

Вязание мотивов. Цветок.

Вязание прошвы в технике ирландского кружева.

Итоговое занятие.

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

2

1

-

-

-

-

1

1

1

-

-

-

-

-

1

-

1

2

2

2

1

1

1

2

2

2

2

20

1

5

Пестрое вязание крючком

38

3

35

- Пестрое вязание. Способы замены нитей.

- Узоры в технике пестрого вязания.

- Техника цветения.

- Выполнение прихватки в технике цветения.

- Итоговое занятие

2

8

1

11

2

1

1

1

1

1

1

7

-

10

1

6

Техника выполнения орнамента крючком

14

3

11

- Орнамент. Техника вязания орнамента.

- Вязание баночки для карандашей

- Итоговое занятие

2

10

2

2

-

1

-

10

1

7

Многоцветное вязание на спицах

40

3

49

- Схемы для вязания орнаментов.  Цветное вязание с протяжками.

- Узор «Узор с длинными снятыми петлями»

- Узор «Цветная резинка»

- Цветное вязание – интарсия

- Узор «Разорванные полосы»

- Узор «Пятна»

- Вязание закладки в книгу в технике интарсии.

- Итоговое занятие

2

4

4

2

4

4

18

2

1

-

-

1

-

-

-

1

1

4

4

1

4

4

18

1

8

Техника фриволите

54

9

45

- История техники фриволите

- Инструменты и материалы, необходимые для вязания в технике фриволите

- Правила заправления челнока. Основные приемы вязания челноком (узел, пико, кольцо, дуга)

- Соединение колец и дуг. Узел «Джузеппина»

- Работа с несколькими цветами. Узел ткача. Плоский узел.

- Крепление кружев к ткани: шнурочный  и турецкий шов.

- Крепление кружев к ткани: фестончатый и потайной шов.

- Изготовление фоторамки.

- Изготовление панно «Цветы».

- Итоговое занятие

1

1

2

2

2

2

2

14

14

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

1

1

1

1

1

13

13

1

Резерв

12

6

6

Итого:

228

35

193


 

Содержание программы

1 год обучения

1. «Вводное занятие» (4 ч.)

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей вязания крючком и на спицах, особенностями выбора крючка, спиц и пряжи.

2. «Основные приемы вязания крючком» (28 ч.)

Теоретический компонент. Ознакомление с основными правилами вязания крючком, условные обозначения. Понятие  «раппорт». Правила чтения схем. Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «ракушка», «ракушка на ножке», «пучок из двух недовязанных столбиков с накидами». Особенности вязания различных узоров.

Практический компонент.  Обучение основным приемам вязания крючком. Обучение вязанию узоров на основе столбиков и воздушных петель, узоров на основе «ракушки» и «короны».

3.  «Вязание кружев» (42 ч.)

Теоретический компонент. Ознакомление со способами прибавления и убавления петель, особенностями вязания круга и многоугольников, особенностями вязания кружев из отдельных мотивов.

Практический компонент. Обучение вязанию круга, многоугольников, кружев из отдельных мотивов; вязание салфетки; вязание прихватки; оформление выставки работ учащихся.

4. «Основные приемы вязание кружев» (20 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с понятиями «набор петель», «лицевая петля», «изнаночная петля», «чулочное вязание», «платочное вязание», «кромочные петли».

Практический компонент. Учить набирать петли, вязать лицевые и изнаночные петли, закреплять петли.

5 «Узоры из лицевых и изнаночных петель» (52 ч.)

Теоретический компонент. Виды узоров из лицевых и изнаночных петель.

Практический компонент. Учить вязать различные узоры из лицевых и

изнаночных петель.


Содержание программы

2 год обучения

1. «Вводное занятие». (2 ч.)

Знакомство с планом  работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком»

2. «Повторный курс» (14 ч.)

Теоретический компонент. Основные приемы вязания крючком. Особенности вязания круга и многоугольников.

Практический компонент. Повторение основных приемов вязания крючком.

3. «Декоративные приемы вязание крючком». (22 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с такими приемами вязания крючком как витой столбик, пышный столбик, вытянутые петли. Особенности вязания узоров на их основах, а также узоров, выполненных с возвращением в предыдущие ряды. Знакомство с условными обозначениями декоративных приемов вязания крючком.

Практический компонент. Вязание узоров на основе пышных столбиков, вытянутых петель, а также узоров, выполненных с возвращением в предыдущие ряды.

4. Техника филейного вязания (32 ч.)

Теоретический компонент. Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева.

Практический компонент. Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Вязание кружева в филейной технике.

5. «Вязание на вилке» (40 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с особенностями использования вилки для вязания и основными приемами вязания на вилке.

Практический компонент. Вязание полос, их соединение, обвязка. Вязание шарфа.

6. «Повторный курс вязания на спицах» (4 ч.)

Теоретический компонент. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Жгуты, обхватывающие петли, бугристые узоры.

Практический компонент. Повторение способа набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель, жгутов, обхватывающих петель, вязание бугристых узоров.

7. «Накиды, снятые петли» (30 ч.)

Теоретический компонент. Накиды и способы их выполнения. Английское вязание. Снятые, или вытянутые, петли, их разновидности.

Практический компонент. Учить выполнять накиды и снятые петли, а также вязать различные узоры, используя эти элементы. Вязание чехла для телефона. Оформление выставки работ учащихся.


Содержание программы

3 год обучения

1. «Вводное занятие» (2 ч.)

Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. Беседа «Современные тенденции в моде вязаной одежды». Особенности ухода за вязаной одеждой.

2. «Повторный курс» (6 ч.)

Теоретический компонент. Основные приемы вязания крючком, на спицах, на вилке.

Практический компонент. Выполнение основных приемов вязания крючком, на спицах, на вилке.

3. «Декоративные приемы вязания крючком» (18 ч.)

Теоретический компонент. Основные приемы вязание перемещенных и крестообразных столбиков.

Практический компонент. Выполнение приемов вязания перемещенных и крестообразных столбиков.

4. «Ирландское кружево». (44 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с ирландской техникой вязания крючком, основные элементы техники ирландского кружева. Знакомство с особенностями оформления края изделия.

Практический компонент. Вязание основных элементов техники ирландского кружева. Оформление края изделия. Вязание прошвы в технике ирландского кружева.

5. «Пестрое вязание крючком» (38 ч.)

Теоретический компонент. Пестрое вязание. Способы замены нитей. Техника цветения.

Практический компонент. Вязание узоров в технике пестрого вязания. Вязание салфетки в технике цветения.

6. «Техника выполнения орнамента» (14 ч.)

Теоретический компонент. Орнамент. Техника вязания орнамента.

Практический компонент. Вязание баночки для карандашей.

7. «Многоцветное вязание на спицах» (40 ч.)

Теоретический компонент. Особенности цветного вязания с протяжками и вязания в технике интарсия. Соединение цветных полотен по вертикальным и горизонтальным линиям.

Практический компонент. Учить вязать цветное полотно с протяжками и в технике интарсия, соединять цветные полотна по вертикальной и горизонтальной линиям, выполнять схемы для вязания орнаментов.  Цветное вязание с протяжками. Вязание многоцветных узоров. Вязание закладки в книгу в технике интарсии.

8. Техника фриволите. (54 ч.)

Теоретический компонент.   Знакомство с историей техники фриволите. Инструменты и материалы, необходимые для вязания в технике фриволите. Правила заправления челнока. Основные приемы вязания челноком (узел, пико, кольцо, дуга).  Соединение колец и дуг. Узел «Джузеппина».    Работа с несколькими цветами. Узел ткача. Плоский узел.

Правила крепление кружев к ткани.

Практический компонент. Формирование и отработка навыка  пользования челноком. Обучение вязанию основных приемов вязания  в технике фриволите, соединения колец и дуг, работе с несколькими цветами, правил крепления кружев к ткани. Изготовление фоторамки и панно «Цветы».

 


Условия реализации программы

Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации данной программы.

Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима учреждения. Группы комплектуются с учетом возраста детей.

Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее материальное-техническое и информационное обеспечение, которое включает:

- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, которые приобретаются самими учениками и имеются у педагога (крючки для вязания, спицы, вилки для вязания, челноки  и шпульки для фриволите, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);

- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию;

- персональный компьютер в выходом в Интернет.

Для поиска  фотоматериалов, инструкций, схем различных вязаных изделий могут быть использованы интернет-ресурсы.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.

Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования 1-й квалификационной категории  с высшим педагогическим образованием, владеющий методикой обучения декоративно-прикладному творчеству.


Методическое обеспечение

1-й год обучения

№ п/п

Разделы и темы

Форм занятия

Приемы и методы организации занятий

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, рассказ, демонстрация образцов.

Словесный, наглядный.

Фотоматериал

Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик.

Собеседование

2

Основные приемы вязания крючком

Беседа, рассказ, практикум, демонстрация образцов.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал, эскизы, образцы изделий,карточки с заданиями.

Крючки, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, самопроверка.

3

Вязание кружев

Рассказ, объяснение, практикум, демонстрация образцов, показ.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал эскизы, презентация, схемы, образцы изделий.

Компьютер, крючки, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, выставка представление изделий.

4

Основные приемы вязания на спицах

Рассказ, объяснение, практикум, показ.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал эскизы, схемы, образцы изделий.

Спицы, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение.

5

Узоры из лицевых и изнаночных петель

Рассказ, объяснение, практикум, демонстрация образцов, показ.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал эскизы, схемы, образцы изделий.

Спицы, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, выставка представление изделий.

2-й год обучения

№ п/п

Разделы и темы

Форм занятия

Приемы и методы организации занятий

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, рассказ, демонстрация образцов.

Словесный, наглядный.

Фотоматериал

Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик.

Собеседование

2

Повторный курс вязания крючком

Практикум, демонстрация образцов.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал, эскизы, образцы изделий, презентация, карточки с заданиями.

Крючки, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, самопроверка.

3

Декоративные приемы вязания крючком

Рассказ, объяснение, практикум, демонстрация образцов, показ.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал эскизы, презентация, схемы, образцы изделий.

Компьютер, крючки, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение.

4

Техника филейного вязания

Рассказ, объяснение, практикум, демонстрация образцов, показ.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал, эскизы, образцы изделий, схемы, презентация, карточки с заданиями.

Компьютер, крючки, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, представление изделий.

5

Вязание на вилке

Рассказ, объяснение, практикум

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал, эскизы, образцы изделий, схемы, презентация, карточки с заданиями.

Компьютер, вилки для вязания, крючки, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, представление изделий.

6

Повторный курс вязания на спицах

Рассказ, объяснение, практикум

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал, эскизы, образцы изделий, схемы.

Спицы, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение.

7

Накиды, снятые петли

Рассказ, объяснение, практикум

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал, эскизы, образцы изделий, схемы, презентация, карточки с заданиями.

Спицы, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, выставка, представление изделий.

3-й года обучения

№ п/п

Разделы и темы

Форм занятия

Приемы и методы организации занятий

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, рассказ, демонстрация образцов.

Словесный, наглядный.

Фотоматериал

Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик.

Собеседование

2

Повторный курс

Практикум, демонстрация образцов.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал, эскизы, образцы изделий, презентация, карточки с заданиями.

Крючки, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, самопроверка.

3

Декоративные приемы вязания крючком

Рассказ, объяснение, практикум, демонстрация образцов, показ.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал, схемы, образцы изделий.

Крючки, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение.

4

Ирландское кружево

Рассказ, объяснение, практикум, демонстрация образцов, показ.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал эскизы, презентация, схемы, образцы изделий.

Компьютер, крючки, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, представление изделий.

5

Пестрое вязание

Рассказ, объяснение, практикум, демонстрация образцов, показ.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал эскизы, презентация, схемы, образцы изделий.

Компьютер, крючки, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, представление изделий.

6

Техника выполнения орнамента

Рассказ, объяснение, практикум, демонстрация образцов, показ.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал, эскизы, образцы изделий, схемы, карточки с заданиями.

Крючки, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, представление изделий.

7

Многоцветное вязание на спицах

Рассказ, объяснение, практикум

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал, эскизы, образцы изделий, схемы, презентация, карточки с заданиями.

Компьютер, спицы, пряжа, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, представление изделий.

8

Техника фриволите

Рассказ, объяснение, практикум

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериал, эскизы, образцы изделий, схемы, презентация, карточки с заданиями.

Компьютер, челноки для плетения, катушки, ткань «Двунитка», клей «Титан», пряжа, штопальная игла, ножницы, тетрадь для записей и зарисовок, ручки.

Собеседование, совместное обсуждение, выставка, представление изделий.

                                                           


Литература для педагога:

  1. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
  2. Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
  6. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
  7. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
  8. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
  9. Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. – 96 с.
  10.  Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  11. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.
  12.  Вязаные прихватки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  13. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.


Литература для детей и родителей:

  1. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
  2. Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
  6. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
  7. Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  8. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.

9. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочные материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Художественное вязание"

Оценочный материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Художественное вязание"...

Дидактические игры к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Художественное вязание"

Дидактические игры к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Художественное вязание"...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Умелые руки» (работа с бумагой, тканью, мехом, вязание на спицах и крючком) педагог Гренкова Ольга Петровна

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Умелые руки» (работа с бумагой, тканью, мехом, вязание на спицах и крючком)педагог Гр...

Презентация "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки" (работа с бумагой, тканью, мехом, вязание на спицах и крючком)

Презентация "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки" (работа с бумагой, тканью, мехом, вязание на спицах и крючком)...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Вязание»

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе  художественной направленности «Вязание»...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Вязаная игрушка"

Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность учащимся проявить себя в социальн...