Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Вязаная игрушка"
рабочая программа

Прохорова Ольга Евгеньевна

Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность учащимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству «Вязаная игрушка» призвана решать обозначенную выше задачу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Инсарский районный Дом творчества»

431430, г. Инсар, ул. Московская 98, тел. (83449)2-16-71

Insar.ddt@mail.ru

                       

Рекомендована                                                            «Утверждаю»

Педагогическим советом                                           Директор

МБУДО «Инсарский районный                                ___________И.Н. Парамонова

Дом творчества»                                                         Приказ№

Протокол №                                                                 «__» ___________2021г.

«   »                        2021г.                                                  

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

 «Вязаная игрушка»

Направленность: художественная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации программы: 1 год (144часа)

Форма обучения: очная

Язык обучения: русский

                       

                                                                       

                                                                       

                                                              Автор-составитель:  Прохорова О. Е.,

                                                                педагог дополнительного образования,

                                                             высшая квалификационная категория

                                                         

                                                 Инсар, 2021

Структура программы

  1. Пояснительная записка программы                                                           3
  2. Цели и задачи программы                                                                           8
  3. Учебный план программы                                                                         10
  4. Содержание учебного плана программы                                                  10
  5. Календарный учебный график программы                                                15              
  6. Планируемые результаты освоения программы                                       22
  7. Оценочные материалы программы                                                            24
  8. Методическое обеспечение программы                                                     26
  9. Материально-техническое обеспечение программы                                 26
  10. Список используемой литературы                                                             27

Приложение 1. Диагностический материал к дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе                                    29

                                         

                                1.Пояснительная записка

    Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность учащимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству «Вязаная игрушка» призвана решать обозначенную выше задачу.

   Программа имеет художественную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся.

   Вязание крючком, как и любой другой вид декоративно-прикладного искусства, всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей. При овладении приемами вязания крючком у детей развивается образное и пространственное мышление, мелкая моторика рук; дети учатся составлять самостоятельно композиции, знакомятся с видами ниток и их свойствами.

   Вязание крючком не требует сложного оборудования. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок, таят в себе неограниченные возможности для творческого труда.

Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы:

          1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФКЗ "Об образовании в  Российской Федерации";

2.Приказ  Минпросвещения России от 03.09.2019 №467  «Об утверждении целевой модели развития региональных  систем дополнительного образования»;

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»; 5.Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242;

 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 4 образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

5. Приказ Министерства образования РМ от 04.03.2019 №211  «О внедрении персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в РМ»;

6. СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

          7. Устав МБУДО «Инсарский районный Дом творчества»;

8. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  МБУДО «Инсарский районный Дом творчества.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Вязаная игрушка» составлена на основе:

        1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных     школ./Под редакцией О.С. Молотобарова.М., Просвещение 1990

 2. Программа «Волшебный клубок» Вельмискиной Т.Я. Под ред. Кудашкиной Л.В. 2004

Актуальность программы

   Занятия по программе «Вязаная игрушка» формируют практические навыки, активность в воспитании художественного вкуса. Занятия  не только сочетают в себе различные виды практической работы по изготовлению игрушек – сувениров, но и открывают обучающимся прекрасный мир природы, народного искусства, который несёт в себе многовековые представления о красоте и гармонии, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, проявить своё творчество, фантазию.

Новизна

В основе программы заложено приобщение детей к традиционным формам рукоделия в совокупности с современными тенденциями развития вязального искусства. Программа предполагает тесное переплетение техник вязания.

          Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, воспитания и поведения детей в условиях социума.

В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.

Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит саморазвитие, самореализация, формируется творчески активная личность.

Особенностью данной программы является применение педагогической технологии на основе интенсификации и активизации деятельности обучающихся (проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного освоения новых видов техник вязания.

 Возраст обучающихся 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Вязаная игрушка» ориентирована на работу с детьми 7-15 лет. Программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей разных возрастов с различным уровнем подготовленности к занятиям художественным творчеством.

Объём и сроки освоения программы

         Срок реализации программы – 1 год

         Продолжительность реализации всей программы 144 часа.

Формы и режим занятий

   В процессе реализации программы используются многообразные формы работы: коллективные и индивидуальные задания, уроки творчества, уроки-конкурсы. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному. Формы занятий выбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями воспитанников.

Основными формами практической деятельности являются индивидуальные и групповые занятия.

Другие формы:

Для младшего возраста - сюжетные занятия, игры (например, «Вяжем сказку»)

Для среднего возраста - экскурсии, тематические вечера, посиделки, конкурсы, выставки.

Для старшего возраста - создание презентаций, творческие конкурсы, работа с Интернет-ресурсами, экскурсии.

Используются различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

 наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

          При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность учебного часа 45 минут). Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач.

                             

                                2. Цели и задачи программы

          Цель программы: формирование и развитие творческих способностей обучающихся в процессе освоения техники вязание крючком.

Задачи программы

Обучающие:

познакомить с историей и современными направлениями декоративно-прикладного искусства;

изучить  различные элементы вязания крючком, особенности технологических процессов, инструментов и приспособлений, необходимых для изготовления вязаной игрушки;

овладеть принципами составления цветовой гаммы;

изучить условные обозначения и схемы, используемые в вязании.

Воспитательные:

приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;

способствовать развитию у ребенка внутренней свободы, объективной самооценки, чувства собственного достоинства, самоуважения;

воспитывать уважительное отношение к членам коллектива в совместной творческой деятельности;

формировать чувство прекрасного, толерантность, санитарно-гигиеническую культуру, правила безопасного труда;

          Развивающие:

развивать у детей природные задатки, творческий потенциал, фантазию, наблюдательность;

развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, достигать поставленных целей;

-совершенствовать творческие способности и умения детей  в процессе выполнения практических работ;

  Ожидаемые результаты первого года обучения

           обучающиеся научатся:

          - усваивать полученные знания и использовать их для решения разнообразных учебных и творческих задач;

- работать с источниками информации, анализировать ее и выбирать необходимую (рисунки, схемы, расчеты и др.);

- анализировать схемы, рисунки, устройство изделия, выделять детали и способы их соединения;

- выполнять моделирование и преобразование модели,

- реализовывать собственные творческие замыслы, участвуя в творческих проектах, конкурсах, выступлениях;

- участвовать в культурно - досуговой деятельности, обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области,

-организовывать совместную работу по группам или в паре, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;

-формулировать свое мнение, иметь варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать варианты решения своих товарищей, учитывать их при организации своей деятельности и совместной работе.

             Формы контроля и оценка качества реализации программы

 Учёт и контроль знаний проводится путём входящей, промежуточной и итоговой диагностики, отображающей рост мастерства детей в вязании крючком: тестирование, опрос, разгадывание кроссвордов, конкурсы, выставки.

                                         

3.Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Вязаная игрушка»

 п/п

Название курса, модуля, раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

  -

2

2.

Основы вязания крючком

-

 2

2

3.

Вязание узорного полотна

-

 2

2

4.

Игрушки-помпоны

1

 5

6

5.

 Вязаная поделка из круглых деталей (способ вязания круга)

1

 7

8

6.

Вязаная забавная игрушка (объемная)

1

 37

38

7.

 Вязаные игрушки – сувениры

1

 33

34

8.

 Вязаные игрушки – мультяшки

1    

 47

48

9.

Итоговое занятие

2

 -

2

ИТОГО

9

135

144

4. Содержание учебного плана

Тема 1.Вводное занятие.

Цель. Создать устойчивую мотивацию к занятию вязания крючком,  раскрыть содержание и задачи занятий объединения; режим работы, научить правильно оборудовать рабочее место; ознакомить с техникой безопасного труда.

Содержание занятий.

Беседа «История вязания крючком, мифы и реальность», рассказ о разнообразных техниках вязания.

Порядок и содержание работы на занятиях в  объединении.

Показ образцов готовых изделий.

Инструменты и материалы, необходимые для работы, правила пользования ими, правила т/б.

Подведение итогов. На вводном занятии дети должны усвоить назначение и название инструментов ручного труда; правила пользования простейшими инструментами ручного труда; элементарные свойства пряжи.

Тема 2. Основные приемы вязания крючком.

Цель. Закрепление, углубление, расширение знаний об основных приемах вязания крючком.

Содержание занятий.

Знакомство с различными видами пряжи.

Подбор крючка для работы.

Закрепление знаний об условных обозначениях.

 Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель, столбика без накида. Вязание полотна столбиками с накидом.

Закрепление последней петли. Наращивание закончившейся нити. Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики). 

Творческая работа. Вывязывание цепочек. Выполнение открытки в технике аппликации.

          Подведение итогов. На занятии дети должны усвоить основные приемы вязания крючком; необходимые правила т/б в процессе всех этапов работы.

Тема 3. Вязание узорного полотна.

Цель. Углубление знаний о свойствах пряжи  и ее использовании.

Содержание занятий.

 Особенности вязания различных узоров. Анализ образцов.

 Назначение и применение изделия в оформлении интерьера. Понятие о раппорте, симметрии, кратности, ритме.

 «Секреты мастера» - обработка готового изделия: придание жёсткости, растягивание по выкройке.

Подведение итогов. Дети должны научиться вязанию узоров  на основе столбиков без накида, столбиков с накидом и воздушных петель, узоров на основе «ракушки» и «короны».

Тема 4. Игрушки-помпоны.

Цель. Научить технике изготовления помпона, работе с устройством для изготовления помпонов, подбору пряжи, аккуратности.

           Содержание занятий.

 Изготовление помпонов.

 Соединение, вырезание деталей игрушки, используя шаблоны. Применение дополнительных материалов для оформления (лента, тесьма, драп, кожа,  фетр).

Выполнение игрушки «Птичка» в технике помпон.

Выполнение игрушки «Цветок» в технике помпон.

          Ознакомление с техникой изготовления разноцветного и полосатого помпонов. Подбор пряжи.

Выполнение игрушки «Котенок» в технике помпон.

Подведение итогов. Дети должны уметь выполнить игрушку в технике помпон; применить дополнительные материалы для оформления.

Тема 5. Вязаная поделка из круглых деталей (способ вязания круга)

           Цель. Научить способам прибавления и убавления петель при вязании круга столбиками без накида и с накидом.

Содержание занятий.

Технология вязания сумочки: выбор модели, подбор узора, определение размера, расчет петель.

Вязание закладки «Слоник».

Вязание закладки «Кот».

Вязание по кругу: голова, туловище,  мордочки животных. Соединительный потайной шов, оформление поделок.

         Подведение итогов. На занятиях дети должны уметь прибавлять и убавлять петли при вязании круга столбиками без накида и с накидом, работать с условными обозначениями, схемами вязания.

            Тема 6. Вязаная забавная игрушка (объемная)

            Цель. Научить технике вязания игрушки. Сформировать терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело. Приучить детей к экономному и рациональному расходованию материалов.

Содержание занятий.

Беседа на тему «Вязаные игрушки».

  Особенности вязания игрушек.

  Порядок вязания деталей игрушки.

  Материалы для набивки игрушек.

  Правила сборки деталей игрушки. Отделочные элементы. Оформление мордочки игрушки.

Набивка и сшивание деталей игрушки. Изготовление отделочных элементов (глаз, носа и т.д.). Окончательное оформление изделия.

          Вязание  игрушек : котик на полянке, авокадик, медвеженок, олененок, щенок талисманчик.

Подведение итогов. В процессе изготовления игрушки ребенок осваивает новые приемы и способы вязания крючком. Учится работать по схеме, убавлять и прибавлять петли, пользоваться ножницами, правильно набивать игрушки, изготавливать волосы. Использовать дополнительный материал для оформления (ленты, тесьма и т.д.).

           Тема 7. Вязаные игрушки – сувениры

          Цель. Развитие творческого воображения, фантазии, умения самостоятельно планировать работу.

           Содержание занятий.

Беседа «Подарок милой маме».  

Практическое назначение сувениров.

  Крючки и пряжа необходимые для работы.

Разбор схемы или описания вязания.

Вязание игрушек – сувениров..

Подведение итогов. Дети должны уметь подобрать необходимый  материал для создания конкретной модели, самостоятельно выполнить и оформить изделие.

            Тема 8. Вязаные игрушки – мультяшки

            Цель. Развитие творческого мышления детей.

Содержание занятий.

Беседа  «Любимая сказка, мультфильм».

      Основные этапы выполнения объемных игрушек.

      Рекомендации по подбору пряжи, цветовых сочетаний. Расчет количества пряжи для вязания игрушек.

     Показ последовательности вязания, сборки изделия. Показ приёма изготовления волос из ниток. 

          Виды соединений деталей. Оформление игрушек. 

     Выбор и разработка элементов костюма для игрушки. Варианты декорирования.

    Подведение итогов. На занятии дети должны уметь правильно организовать свое рабочее место;  самостоятельно работать по схеме, использовать дополнительные материалы, набивать и оформлять игрушку.

          Тема 9. Итоговое занятие.

Конкурс «Лучшая игрушка». Проведение викторины «Я-это знаю». Анализ творческой деятельности каждого обучающегося.

5. Календарный учебный график

Дата проведения занятия

Форма проведения занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма контроля

1

2

Вводное занятие: знакомство с планом работы объединения, режим работы, т/б, инструменты и материалы, показ образцов готовых моделей

Опрос детей, анализ работ

2

2

Основные приемы вязания крючком. Воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом, аппликация из воздушных цепочек.

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

3

2

Вязание узорного полотна.

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

4

2

Игрушки-помпоны

Изготовление игрушки «Птичка» в технике помпон.

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

5

2

Игрушки-помпоны

Изготовление игрушки «Цветок» в технике помпон.

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

6

2

Игрушки-помпоны

Изготовление игрушки «Котенок» в технике помпон.

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

7

2

Вязаная поделка из круглых деталей (способ вязания круга)

Вязание сумочки.

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

8

2

Вязаная поделка из круглых деталей (способ вязания круга)

Вязание сумочки.

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

9

2

Вязаная поделка из круглых деталей (способ вязания круга)

Вязание закладки «Слоник»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

10

2

Вязаная поделка из круглых деталей (способ вязания круга)

Вязание закладки «Кот»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

11

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Котик на полянке»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

12

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Котик на полянке»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

13

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Котик на полянке»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

14

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Котик на полянке»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

15

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Авокадик»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

16

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Авокадик»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

17

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Авокадик»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

18

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Медвеженок»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

19

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Медвеженок»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

20

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Медвеженок»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

21

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Медвеженок»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

22

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Олененок»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

23

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Олененок»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

24

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Олененок»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

25

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Щенок талисманчик»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

26

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Щенок талисманчик»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

27

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Щенок талисманчик»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

28

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Щенок талисманчик»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

29

2

Вязаная забавная игрушка

Вязание игрушки «Щенок талисманчик»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

30

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание игольницы «Ромашка»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

31

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание игольницы «Ромашка»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

32

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание игольницы «Ромашка»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

33

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание карандашницы «Миньон»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

34

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание карандашницы «Миньон»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

35

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание карандашницы «Миньон»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

36

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание карандашницы «Миньон»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

37

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание прихватки «Сова»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

38

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание прихватки «Сова»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

39

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание прихватки «Сова»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

40

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание органайзера для крючков

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

41

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание органайзера для крючков

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

42

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание органайзера для крючков

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

43

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание органайзера для крючков

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

44

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание органайзера для крючков

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

45

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание саше для расчесок

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

46

2

Вязаные игрушки-сувениры

Вязание саше для расчесок

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

47

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Щенячий патруль» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

48

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Щенячий патруль» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

49

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Щенячий патруль» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

50

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Щенячий патруль» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

51

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Щенячий патруль» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

52

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Фиксики» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

53

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Фиксики» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

54

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Фиксики» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

55

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Фиксики» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

56

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Фиксики» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

57

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Кукла Бонни» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

58

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Кукла Бонни» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

59

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Кукла Бонни» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

60

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Кукла Бонни» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

61

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Кукла Бонни» (по выбору)

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

62

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Собака Филя»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

63

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Собака Филя»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

64

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Собака Филя»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

65

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Собака Филя»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

66

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Собака Филя»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

67

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Ученый филин»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

68

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Ученый филин»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

69

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Ученый филин»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

70

2

Вязаные игрушки-мультяшки

Вязание игрушки «Ученый филин»

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

71

2

Аттестация. Практические задания. Выполнение работ по инструкционным картам, схемам

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ

72

2

Итоговое занятие. Выставка. Подведение итогов работы объединения

Наблюдение,

опрос детей,

анализ работ


6. Планируемые результаты освоения программы

знать:

-цвета и их оттенки;

-основные правила работы с инструментами и материалами;

-устройство инструментов ручного труда для практической работы и правила ухода за ними;

          -историю возникновения вязания;

-условные обозначения элементов вязания крючком;

-правила вывязывания полотна любой формы.

-виды соединения деталей между собой, отделка изделия.

          уметь:

-выполнять упражнения из столбиков и воздушных петель по схемам;

-подбирать цветовую гамму для  изделий и их оформления;

-убавлять и прибавлять столбики;

-пользоваться схематичным описанием рисунка;

-самостоятельно вязать изделия, сшивать и оформлять;

-в процессе работы ориентироваться на качество изделий;

-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;

-пользоваться инструментами ручного труда, соблюдать правила по технике безопасности;

          -мобилизовать физические и умственные силы на осуществление поставленных задач для достижения цели;

-сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе по вязанию, оказывать товарищу помощь, проявить самостоятельность и принципиальность в оценке коллективной деятельности и т.д.;

-анализировать под руководством педагога изделие, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления;

-самостоятельно изготавливать изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, схеме).

7. Оценочные материалы

Аттестация обучающихся проводится согласно локального акта «Положение об аттестации обучающихся детских творческих объединений МБУДО «Инсарский районный Дом творчества» и осуществляется в следующих формах: опрос, тестирование, творческое задание, выставка.

Анализ полученных результатов позволяет педагогу подобрать необходимые способы оказания помощи отдельным детям и разработать адекватные задания и методики обучения и воспитания.

Критерии оценки усвоения программного материала

Критерии

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Интерес

Работает только под контролем, в любой момент может бросить начатое дело

Работает с ошибками, но дело до конца доводит самостоятельно

Работает с интересом, ровно, систематически, самостоятельно

Знания и умения

До 50 % усвоения данного материала

От 50-70% усвоения материала

От 70-100% возможный (достижимый) уровень знаний и умений

Активность

Работает по алгоритму, предложенному педагогом

При выборе объекта труда советуется с педагогом

Самостоятельный выбор объекта труда

Объем труда

Выполнено до 50 % работ

Выполнено от 50 до 70 % работ

Выполнено от 70 до 100 % работ

Творчество

Копии чужих работ

Работы с частичным изменением по сравнению с образцом

Работы творческие, оригинальные

Качество

Соответствие заданным условиям предъявления, ошибки

Соответствие заданным условиям со второго предьявления

Полное соответствие готового изделия.

Соответствует заданным условиям с первого предьявления


8.Формы обучения, методы, приемы, педагогические технологии

Формы занятий: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный), анализ контрольного задания, собеседование (групповое, индивидуальное).

Методы и приемы организации образовательного процесса:

Метод:

-научности;

-доступности (обучающимся);

-результативности;

-эффективности.

Приём:

-приёмы работы с текстовыми источниками информации;

-приёмы работы со схемами;

-приёмы работы с иллюстративными материалами;

          -игровые приёмы.

Педагогические технологии:

-здоровьесберегающие (направлены на укрепление здоровья обучающихся);

-личностно-ориентированные (в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях);

-игровые (обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта);

-технологии коллективной творческой деятельности (предполагают организацию совместных действий, общение, взаимопонимание, взаимопомощь);

-коммуникативные (обучение на основе общения. Участники обучения - педагог - ребенок. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии).

9. Методическое обеспечение программы

Учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература (см. список литературы).

Дидактические материалы:

       Схемы изделий, образцы изделий по разделам, наглядные пособия,  журналы по декоративно-прикладному творчеству, в том числе электронные.

        Активно используются интернет-ресурсы (работа с интернет-источниками,     подготовка презентаций, поиск информации о конкурсах, литературы по программе обучения).

10.Материально-техническое обеспечение программы

         Для успешного функционирования объединения необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:
 Помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим нормам.
           Материалы и инструменты: любая пряжа средней толщины для вязания фигурки, тонкая пряжа для отделки; вязальные крючки от № 0,75 до № 2,5; набивочный материал – это может быть синтепон, синтепух, холлофайбер и т.д.; тонкая проволока для изготовления каркасов деталей некоторых фигурок; длинный пинцет или щипчики для набивки мелких деталей; портновские булавки для скалывания готовых деталей и иголок с большим ушком для их сшивания;  маленькие ножницы или специальный сектор для обрезки нитей; тонкий картон и груз (например, камушек) для придания некоторым фигуркам устойчивости; различные отделочные материалы, требующиеся для игрушек: это могут быть бусинки, бисеринки, кусочки кожи, пуговицы, готовые пластиковые глазки и носы.

11.Список используемой литературы

Педагогу

       1.    Бобрицкая, Е.В. Цветы и украшения связанные крючком / Е. Бобрицкая. –  М.:ООО АСТ-пресс, 2014,  65 с.

       2. Вэл Пирс Вязание крючком. 20 проэктов; Изд. Контэнт, 2013, 89 с.

       3. Вязаные игрушки. – М.: Изд-во «Газетный мир», 2009, 205 с.

       4. Гавриленко С.Н. Создание ситуации успеха на занятиях в мастерской декоративно-прикладного творчества // Дополнительное образование. 2005 г. № 9

       5.    Гуреева, П.К. Психология личности: учебное пособие / П.К. Гуреева. – М. Юнити-Дана, 2013, 98 с.

       6. Елисеева А.В. Амигуруми – забавные вязаные игрушки; Изд. АСТ, 2015, 125с.

      7. Журналы «Валя-Валентина» №№1-24, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016.

      8. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие детей в семье./ А.А Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Наука, 2005, 95 с.

      9. Методические рекомендации: Занятия в системе дополнительного образования //ст. под ред. Максагиной Е.А., 2012, 84 с.

     10.   Ращупкина С.Ю. Оригинальные идеи для вязания крючком и спицами./ С.Ю. Ращупкина. – М.: РИПОЛ-классик,  2010, 194 с.

     11. Руис С. Вяжем для кукол. 30 комплектов связанных крючком. Издательская группа «КОНТЭНТ», 2009, 58 с.

     12. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2000, 64 с.

 Интернет - ресурсы

    1. Программа по декоративно-прикладному творчеству «Раз петелька, два петелька», «Рукодельница». Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie.

    2. https://vk.com/id9251173

   3.https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Felenabelova2702%2F&cc_key=

4.https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.livemaster.ru%2Fzzabava&post=-134004539_592&cc_key=

    5. https://vk.com/lavkaclever

    Учащимся

    1.    Боровская, Е.Н. Вяжем цветы./ Е.Н. Боровская. – ООО АСТ-пресс, 2015, 144с.

    2.    Забелина, С.В. Вязаные закладки./ С.В.Забелина – М.: ООО АСТ-пресс, 2013, 247 с.

    3.    Забелина, С.В. Забавные прихватки./ С.В. Забелина – М.: ООО АСТ-пресс,  2015, 80с.

    4. Зайцева А.А. Амигуруми. Милые игрушки, связанные крючком; Изд. ЭКСМО, 2012, 224 с.

    5.Крехова И.А. Вязаные игрушки; Изд. Астрель, 2011, 496 с.

    6. Моли Гордард Вязаные игрушки; Изд. Контэнт, 2003, 240 с.

    7. Ракова, С. В. Вязание крючком. / С.В. Ракова. – Ярославль: Академия развития, 2002,  148 с.

    8. Столярова А. Вязаные игрушки; Изд. Культура и традиции, 2000,  183 с.

    9. Силецкая  И.Б. Мягкая игрушка. – М.: «Изд-во Эксмо», 2005,  232 с.

   10. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка. – 2-е изд.: Полымя, 2000, 192 с.

                                                                                                                      Приложение 1

Диагностический материал к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе «Вязаная игрушка»

Вопросы для входного мониторинга (1 год обучения)

Входной мониторинг направлен на определение знаний и умений обучающихся в области декоративно-прикладного творчества. Вопросы могут быть связаны со знанием детей материалов и их свойств (ниток, ткани и др.); с видами прикладного творчества, видами рабочих инструментов и предназначением.

1. Из каких материалов можно создавать вязанные изделия?

2. Какие инструменты для этого понадобятся?

3. Какие виды ниток вы знаете (мулине, ирис, пряжа)

5. Что можно делать с бумагой, чтобы создать ту или иную работу?

6. Как подают ножницы другому человеку?

7. Как хранят ножницы?

8. Что нужно сделать, закончив работу?

9.  Почему во время работы нельзя отвлекаться?

Задание «Собери буквы»
Посмотрите, из корзины высыпались не только кубики, но и слова. Буквы тоже разбежались в разные стороны. Соберите буквы в слова, слова – в предложения, и вы узнаете, что необходимо учитывать, занимаясь вязанием

https://kladraz.ru/upload/blogs/7415_4420a4eb7bb30ddbfc30911c1ec5ea3f.jpg

Промежуточная аттестация 1года обучения I полугодие

                                               Теоретическое задание

1. Как должны быть расположены ножницы на столе при работе?

а) справа, кольцами к себе;

б) слева, кольцами от себя;

в) на полу.

2. Где должны храниться иглы?

а) в игольнице;

б) в одежде;

в) на парте.

3. Что нужно сделать до начала и после работы с иглой?

а) до и после работы проверь количество игл;

б) не загромождай рабочее место лишними вещами.

4.Цепочка – это ряд...

а) бегущих петель;

б) воздушных петель;

в) лицевых петель.

5. Крючок для вязания состоит из:

а) головки, захвата, стержня, ручки;

б) стержня, зацепа, рукоятки;

в) головки, стержня, ручки.

6. Номера крючков соответствуют их…

a) диаметру

б) длине

в) радиусу

7.При вязании крючком нить должна быть:

а) в два раза толще крючка;

б) в два раза тоньше крючка;

в) равна толщине крючка.

8.При вязании крючком в три приёма провязывают:

а) столбик с одним накидом;

б) столбик с двумя накидами;

в) пышный столбик.

9. При работе крючком лишнее:

а) крючок

б) напёрсток

в) нити

10. Прием, который не относится к технике вязания крючком?

а) столбик с накидом;

б) воздушная петля;

в) лицевая петля.

11. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?

а) испанцы;

б) арабы;

в) итальянцы.

12. Сколько воздушных петель нужно для вязания круглых деталей? 

а) 2;

б) 1;

в) 3.

13.С чего нужно начинать второй ряд?

а) с петель подъема;

б) с накида;

в) с соединительного столбика.

14.Как вяжется прибавка квадрата?

а) равномерно;

б)  в углах изделия;

в) в третий столбик от крючка.

15. Прочитайте условные сокращения, используемые в описании: 
соед. ст. _________________________________________________________________

в.п.____________________________________________________________
ст. б/н._________________________________________________________
ст. с/н._________________________________________________________
ст. с 2/н.________________________________________________________

Оценка результатов:

Высокий уровень - все ответы правильные -5 баллов

Средний уровень - правильные ответы на 6 из 10 вопросов -3 балла

Низкий уровень – ответы менее чем на 6 вопросов - 1 балла

Задание:

Схема узора для практической работы.

7415_11130a7c2dc4729389ec35efb4fcc280

Опрос обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вязаная игрушка»

Знаешь ли ты?

Знаю

Умею

Делаю с помощью педагога

Не знаю

Не умею

1

Правила техники безопасности

2

Что такое «раппорт»

3

Виды крючков

4

Виды пряжи

Можешь ли ты?

5

Делать воздушные петли

6

Делать столбики с накидом

7

Делать столбики с 2-3 накидами

8

Делать пышный столбик

9

Делать ракушку

10

Делать витой столбик

11

Делать рельефный столбик

12

Делать перемещенный столбик

13

Делать крестообразный столбик

14

Вязать по описанию

15

Составлять схемы

16

Вязать по схеме

17

Прибавлять петли

18

Убавлять петли

           Критерии оценки:

Знаю, умею – 5 баллов;

Делаю с помощью педагога – 4 балла;

Не знаю, не умею – 3 балла.

Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков.

Высокий уровень – 5-4,5 баллов;

Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов;

Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.

Кроссворд «Вязание крючком»

1

а

к

р

и

л

2

м

е

л

а

н

ж

е

в

а

я

3

в

о

з

д

у

ш

н

а

я

4

к

р

ю

ч

о

к

5

н

а

т

у

р

а

л

ь

н

ы

е

6

п

р

о

ч

н

о

с

т

ь

7

с

х

е

м

а

  1. Синтетическое волокно.
  2. Пряжа из волокон, окрашенных в разные цвета.
  3. Начальная петля в вязании крючком.
  4. Инструмент для вязания.
  5. Хлопок, лён, шерсть, шёлк – это … волокна
  6. Способность нити противостоять разрыву.
  7. Условные обозначения последовательности вязания.

Итоговая аттестация 1год обучения

Теоретическое задание

1. Как должны быть расположены ножницы на столе при работе?

а) справа, кольцами к себе;

 б) слева, кольцами от себя;

в) на полу.

2. Где должны храниться иглы?

а) в игольнице;

б) в одежде;  

в) на парте.

3. Какой инструмент используют для вязания крючком?

 а) крючок;

 б)ножницы;

 в)спицы.

4.Какие нитки используют для  изготовления игрушек?

а) мулине;

б) пряжа;

в) хлопчатобумажные.

5. Что называется пряжей?

а) тонкая нить;

б) толстая нить.

6. Из чего изготавливается круги для изготовления игрушки-помпон?

а) картон;

 б) ватман.

7. Какая основа для игрушек-помпонов?

а) помпон;

б) кисточка.

8. Для чего служит помпон: ________________________________________

9. Порядок вязания деталей игрушки:_______________________________

__________________________________________________________________

10. Что нужно сделать, чтобы край круглой детали не был волнистым?

а) прибавить петель-столбиков;

б) убавить петель-столбиков;

в) распустить ряд.

11.Что нужно сделать, чтобы круглая деталь не скручивалась?

а)  прибавить петель-столбиков;

б) убавить петель-столбиков;

в) распустить ряд.

12. Какие материалы используют для наполнения игрушек?

а) вата;

б) синтепон;

в) холлофайбер;

г) перо.

13.Элементы украшения используемые для оформления игрушек:______

__________________________________________________________________

14. Этапы сборки игрушки:_________________________________________

__________________________________________________________________

15. Прочитайте условные сокращения, используемые в описании: 
3р- (сбн, пр)*6 (18)__________________________________________________
18 сбн по кругу, СС_________________________________________________
14р– вп, уб, 14 сбн, уб, поворот_______________________________________
сбн, псн, с1н, 3с2н, с1н, псн, сбн, 12 СС________________________________

30р- (уб, 3 сбн)*5, уб, 27 сбн (48)______________________________________
Оценка результатов:

Высокий уровень - все ответы правильные -5 баллов

Средний уровень - правильные ответы на 6 из 10 вопросов -3 балла

Низкий уровень – ответы менее чем на 6 вопросов - 1 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мастерская текстильной игрушки»

Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа знакомит ребенка с многообразием текстильных игрушек разных стран. Включает в себя творческое развитие ребенка, освоение им навыков шитья, развитие м...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа"Мягкая игрушка"

Дополнительная общеобразовательная программа "Мягкая игрушка" расчитана на два года обучения....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «МЯГКАЯ ИГРУШКА»

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Содействуя развитию воображения и фантазии, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, внося...

Критерии оценки по параметрам диагностики к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Моя любимая игрушка"

В данном материале содержится диагностика теоретической и практической подготовки в изготовлении мягких игрушек....