Методическая разработка музейного занятия, посвященного годовщине проведения Нюрнбергского судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии «Ты хочешь мира? Помни о войне!»
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему

Рыжова Наталья Всеволодовна

Цель занятия:

- Сформировать нетерпимое отношение к расизму и нацизму.

Задачи занятия:

- Познакомить учащихся с Нюрнбергским процессом;

- Воспитать патриотизм на примере борьбы с фашизмом защитников Ленинграда;

- Сформировать активную гражданскую позицию;

- Сформировать у учащихся знания об основах правового государства;

- Создать организационные условия для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

 

Занятие проводится в стенах школьного музея, посвященного Великой Отечественной войне.

Мероприятие приурочивается к очередной годовщине проведения Нюрнбергского процесса (20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года).

В ходе занятия преподаватель (или специально подготовленный педагогом учащийся) рассказывает о ходе Нюрнбергского судебного процесса, его причинах, результатах и важности для современной истории.

Учащиеся смотрят документальный фильм, содержащий фрагменты кинохроники преступлений фашистов и самого Нюрнбергского судебного процесса. Знакомятся с экспонатом музея "блокадный кусочек хлеба", рассматривают стенд с фотографиями участников судебного процесса.

Занятие завершается обсуждением увиденного и услышанного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_muzeynogo_zanyatiya.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка музейного занятия, посвященного годовщине проведения Нюрнбергского судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии

«Ты хочешь мира? Помни о войне!»

Цель:

- Сформировать нетерпимое отношение к расизму и нацизму.

Задачи:

- Познакомить учащихся с Нюрнбергским процессом;

- Воспитать патриотизм на примере борьбы с фашизмом защитников Ленинграда;

- Сформировать активную гражданскую позицию;

- Сформировать у учащихся знания об основах правового государства;

- Создать организационные условия для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Занятие проводится в стенах школьного музея, посвященного Великой Отечественной войне.

Мероприятие приурочивается к очередной годовщине проведения Нюрнбергского процесса

(20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года)

Сценарий занятия:

В эти дни весь мир вспоминает Нюрнбергский процесс, который проводился с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале, разместившемся в «Зале 600» нюрнбергского Дворца юстиции.

Насколько этот судебный процесс важен для человечества? И почему именно сейчас как никогда актуально помнить об этом событии и ужасах, ему предшествовавших?

Мне бы хотелось начать наше занятие словами Сервантеса:

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

Поучение для настоящего и предостережение для будущего …

Периодически в новостях показывают сюжеты о маршах ветеранов СС. Вот только некоторые: марш памяти дивизии СС «Галичина» во Львове в апреле 2014 года, традиционное шествие бывших легионеров СС, проводимое в Риге (Латвия, 16 марта). Это самые крупные мероприятия. На них восхваляются люди, которые во время второй мировой войны служили в карательных частях, занимались массовым убийством мирного населения, разрушали большие и малые города и деревни на оккупированных территориях.

Это происходит на фоне искажения исторических фактов, переписывания учебников истории. Вот почему так важно знать и помнить правду о второй мировой войне, отклонять попытки идеализации некоторых ее участников, помнить, ценой скольких человеческих жизней оплачено наше настоящее. Чтобы не допустить повторения тех страшных событий.

Сейчас мы с вами посмотрим документальные кадры фильма о заседании Нюрнбергского процесса.

Просмотр фильма – «Нюрнбергский процесс» (8 минут).

Сейчас вы находитесь в музее Дороги жизни, который рассказывает о страшных муках ленинградцев. Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР. В нем предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью истреблен в течение 3-4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны.

Немецко-фашистская армия в сентябре не смогла силой оружия овладеть Ленинградом. Тогда Гитлер провозгласил новый план – взять город голодом: на голод он смотрел, как на своего верного союзника по уничтожению населения.

Недостаток пищи, наступившие холода и постоянное нервное напряжение изнуряли осажденных. Люди слабели, передвигались медленно, часто останавливались. Смерть настигала людей везде: на улице – передвигаясь, человек падал и больше не поднимался; в квартире – ложился спать и засыпал навеки; часто жизнь обрывалась у станка.

Со 2 сентября по 20 ноября запасы достигли минимума: рабочие получали по 250, а женщины и дети по 125 гр. хлеба в день. Сейчас вы видите эти 250 граммов хлеба, которые получали взрослые мужчины и женщины на целый день. Представьте, насколько ослаблены были люди.

Ознакомление с экспонатом музея «блокадный кусочек хлеба»

За время блокады умерло от голода 641803 человека.

Бесчеловечное и жестокое отношение сменялось пытками, убийством, преследованием, насилием над людьми.

Итогом второй мировой войны стал судебный процесс над группой главных нацистских военных преступников. Он проходил в Нюрнберге с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года.

Это был первый судебный процесс, на котором рассматривались преступления государственного масштаба. Осуждались действия правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей.

Па этих фотографиях вы можете увидеть лица тех, кто выступал в качестве обвиняемых:

Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Эрнст Кальтенбруннер, Альфред Розенберг, Ханс Франка, Вильгельм Фрик, Юлиус Штрайхер, Вальтер Функ, Карл Дёниц, Эрнст Редер, Бальдур фон Ширах, Фриц Заукель, Альфред Йодль, Артур Зейс-Инкварт, Альберт Шпеер, Константин фон Нейрат, Ханс Фриче, Ялмар Шахт, Роберт Лей (повесился до начала процесса), Г. Крупп, Мартин Борман (осужден заочно) и Франц фон Папен. Обвинялись также группы и организации, к которым принадлежали подсудимые.

Ознакомление со стендом, где представлены фотографии участников Нюрнбергского процесса.

Со стороны обвинения выступали:

от СССР – генеральный прокурор УССР Р.А. Руденко;

от США – член федерального верховного суда Р. Джексон;

от Великобритании – Х. Шоукросс;

от Франции – Ф. де Ментон, а затем Ш. де Риб.

Трибунал возглавили представители четырех стран:

от СССР – заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал-майор юстиции И.Т. Никитченко;

от США – бывший генеральный прокурор страны Ф. Биддл;

от Великобритании – главный судья лорд Д. Лоуренс;

от Франции – профессор уголовного права А. Доннедье де Вабр.

Процесс начался 20 ноября 1945 года и продолжался почти 11 месяцев.

В ходе процесса состоялось 403 открытых судебных заседания, было допрошено 116 свидетелей, рассмотрены многочисленные письменные показания и документальные доказательства (в основном официальные документы германских министерств и ведомств, генштаба, военных концернов и банков).

Обвинения выдвигались по следующим пунктам по следующим пунктам:

Планы нацистской партии

  • Использование нацистского контроля для агрессии против иностранных государств.
  • Агрессивные действия против Австрии и Чехословакии.
  • Нападение на Польшу.
  • Агрессивная война против всего мира (1939-1945).
  • Вторжение Германии на территорию СССР в нарушение пакта о ненападении  от 23 августа 1939 года.
  • Сотрудничество с Италией и Японией и агрессивная война против США (ноябрь 1936-декабрь 1941 года).

Преступления против мира

«Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств».

Военные преступления

  • Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море.
  • Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство.
  • Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также лицами, находившимися в плавании в открытом море.
  • Бесцельные нарушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.
  • Германизация оккупированных территорий.

Преступления против человечности

  • Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления врагов нацистского правительства. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебных процессов, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

Из-за беспрецедентной тяжести преступлений, совершенных подсудимыми, возникали сомнения – соблюдать ли по отношению к ним демократические нормы судопроизводства. Например, представители обвинения от Англии и США предлагали не давать подсудимым последнего слова. Однако французская и советская стороны настояли на обратном.

Окончательно переломил ход процесса фильм о концлагерях, снятый фронтовыми кинооператорами. Жуткие картины Майданека, Заксенхаузена, Освенцима полностью сняли сомнения трибунала.

Международный трибунал приговорил:

- К смертной казни через повешение Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Зейс-Инкварта, Бормана (заочно), Йодля (был посмертно оправдан при пересмотре дела мюнхенским судом  в 1953 году).

- К пожизненному заключению: Гесса, Функа, Редера.

- К 20 годам тюремного заключения: Нейрата.

- К 10 годам тюремного заключения: Деница.

- Оправданы: Фриче, Папен, Шахт.

Советская сторона выразила протест в связи с оправданием Папена, Фриче, Шахта и неприменением смертной казни к Гессу.

Трибунал признал преступными организации СС, СД, СА, Гестапо и руководящий состав нацистской партии. Решение о признании преступным Верховного командования и Генштаба вынесено не было, что вызвало несогласие члена трибунала от СССР.

Большинство осужденных подали прошения о помиловании; Редер – о замене пожизненного заключения смертной казнью; Геринг, Йодль и Кейтель – о замене повешения расстрелом, если просьбу о помиловании не удовлетворят. Все эти ходатайства были отклонены.

Смертные казни были приведены в исполнение в ночь на 16 октября 1946 года в здании Нюрнбергской тюрьмы. Геринг отравился в тюрьме незадолго до казни.

Приговор в исполнение приводил «по собственному желанию» американский сержант Джон Вуд.

Приговоренные к пожизненному заключению Функ и Редер были помилованы в 1957 году.

После того, как 1966 году на свободу вышли Шпеер и Ширах, в тюрьме остался один Гесс. Правые силы Германии неоднократно требовали помиловать его, но державы-победительницы отказались смягчить приговор. 17 августа 1987 года Гесс был найден повешенным в своей камере.

Впервые в истории международным трибуналом были осуждены высшие государственные чиновники. Это стало прецедентом в международном судебном праве.

Принципы, закрепленные в Уставе Трибунала, вскоре были подтверждены решениями Генеральной ассамблеи ООН как общепризнанные принципы международного праве. Вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера.

Но, к сожалению, человечество слишком быстро забывает уроки прошлого.

Вскоре державы-победительницы разделились на военно-политические блоки, и работу Организации Объединенных Наций осложнило политическое противоборство. Тень «холодной войны» на долгие годы нависла над миром. Появились попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны, принизить и даже свести к нулю главенствующую роль Советского Союза в разгроме фашизма, поставить знак равенства между Германией, страной-агрессором, и СССР, который вел справедливую войну и ценой огромных жертв спас мир от ужасов нацизма. 26 миллионов 600 тысяч наших соотечественников погибло в этой кровавой бойне. И больше половины из них – 15 миллионов 400 тысяч – это были мирные граждане.

Память о Нюрнбергском трибунале важна для всего человечества, чтобы впредь не допускать разрастания идей о доминировании одной группы людей над другими, - это ведет к гибели большого числа ни в чем не повинных людей. Подобные идеи были осуждены всем миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ты хочешь мира? Помни о войне!"

Данное мероприятие относится к патриотическому  воспитанию детей в школе. Разработанный  классный час посвящен Сталинградской битве,  поможет детям узнать о героических поступ...

Методическая разработка классного часа, посвященного 71-годовщине Великой Победы «Война, священная, навеки в памяти людской»

Цели:Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя ...

Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"

Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.  Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...

Методическая разработка музейного занятия "Кунсткамера"

Методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования по направлению "Музееведение". Предложенные  задания можно использовать для работы педагога с музейным активо...

Методическая разработка торжественного мероприятия, посвященного 73-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Торжественное мероприятие, посвященное 73-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, проведено 25 апреля 2018 года в актовом зале ГБПОУ ПК им. П.А. Овчинникова. На меропр...

Методическая разработка музейного занятия, посвященного героической обороне города Ленинграда «Маршалы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Маршал Советского Союза Леонид Александрович Говоров»

На данном музейном занятии представлены материалы о блокаде Ленинграда, оформлен стенд с фотографией маршала Л.А. Говорова и его наградами, фотохроникой военных событий, связанных с прорывом блокады г...