Методическая разработка музейного занятия, посвященного героической обороне города Ленинграда «Маршалы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Маршал Советского Союза Леонид Александрович Говоров»
методическая разработка (10, 11 класс)

Рыжова Наталья Всеволодовна

На данном музейном занятии представлены материалы о блокаде Ленинграда, оформлен стенд с фотографией маршала Л.А. Говорова и его наградами, фотохроникой военных событий, связанных с прорывом блокады г. Ленинграда, картами военных операций по освобождению города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











Методическая разработка музейного занятия, посвященного героической обороне города Ленинграда «Маршалы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Маршал Советского Союза Леонид Александрович Говоров»








Автор: Рыжова Н.В.

Педагог-библиотекарь

 СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж»


Санкт-Петербург

2022

Актуальность:

Очень важно знать и помнить свою историю, особенно на фоне искажения исторических фактов, попыток переписывания учебников истории. Помнить тех, под чьим руководством наша страна шла к своей нелёгкой, но безоговорочной победе над фашистскими захватчиками.

Наш музей «Дорога жизни» посвящён обороне г. Ленинграда во время блокады. Поэтому для своего занятия мы выбрали Героя Советского Союза маршала Леонида Александровича Говорова. Благодаря, в том числе, и его военному гению, Ленинград не сдался в страшные 900 дней блокады, а оборонялся и выстоял, прорвав кольцо и отбросив войска захватчиков.

Проблема:

Как познакомить обучающихся с экспонатами музея и рассказать им исторические факты в интересной форме.

Цели:

- Привлечь внимание обучающихся к социально значимой теме патриотизма

- Воспитать у обучающихся чувства гордости и уважения к героической истории России

Задачи:

  • обучающая:

- познакомить обучающихся с личностью маршала Советского Союза, героя Советского Союза Говорова Л.А.

- познакомить обучающихся с событиями Великой Отечественной войны, связанными с блокадой Ленинграда

  • развивающая:

- развивать исследовательские навыки учащихся

  • воспитательная:

- воспитать патриотизм на примере борьбы с немецкими захватчиками защитников г. Ленинграда

- сформировать активную гражданскую позицию.

Ожидаемый результат:

- знать даты и события, связанные с обороной Ленинграда

- понимать роль маршала Советского Союза, героя Советского Союза Говорова Л.А. в прорыве блокады Ленинграда.

Материально-техническое обеспечение:

- проектор

- экран

- принтер

Участники занятия:

Занятие проводится педагогом-библиотекарем или подготовленным им студентом-экскурсоводом

В роли слушателей выступают группы студентов 1 курса

Место проведения:

Занятие проводится в стенах школьного музея, посвященного Великой Отечественной войне.

Время проведения:

Мероприятие приурочивается к очередной годовщине прорыва блокады Ленинграда (18 января 1943 года — День прорыва блокады Ленинграда)

Сценарий занятия:

Мы с вами находимся в музее «Дорога жизни». Он посвящён нелёгкому подвигу жителей осаждённого фашистами города-героя Ленинграда. Страшному отрезку длиной в 900 дней, когда люди, простые мирные жители, выживали вопреки голоду, холоду и бомбёжкам. Они сражались за свой город, за свою страну. И они выстояли и дали достойный отпор немецким захватчикам.

Гитлером Ленинграду была уготована страшная судьба. В сейфах были найдены директивы Гитлера, где значилось: вначале следует залить город огнем пожаров, затем фугасными бомбами и снарядами сравнять город с землей. Ситуации, подобной ленинградской, нигде никогда не возникало. Полная блокада города, где оставалось около четырех миллионов жителей, среди них женщины, дети. Холод и голод овладели городом. Когда минимальная норма хлеба для ленинградцев составляла 125 граммов, притом в хлебе присутствовала только пыльца муки, остальные компоненты были почти несъедобны, О. Берггольц напишет: “125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам” (1). Этот кусочек блокадного хлеба мы сейчас можем увидеть в нашей экспозиции. Посмотрите, какой он крошечный.

Ознакомление с экспонатом музея «блокадный кусочек хлеба»

В период героической обороны Ленинграда, 670 дней город защищался под непосредственным руководством маршала Советского союза, героя Советского Союза Леонида Александровича Говорова. Благодаря его таланту полководца, город выстоял.

Весной 1942 года Леонид Александрович назначается командующим группой войск Ленинградского фронта, а в июне — командующим войсками этого фронта.

Ознакомление со стендом, где представлены фотографии Леонида Александровича Говорова.

Задачу усиления внешних оборонительных рубежей командир фронта решил созданием на ближних подступах к Ленинграду пяти полевых укрепленных районов и размещением в них отдельных артиллерийско-пулеметных батальонов. В Ленинграде командующий Говоров впервые в масштабе фронта применил систему сплошных траншей, связав оборонительные укрепления в единое целое. Он также перестроил систему применения минометов (2). Это придало обороне устойчивость, обеспечило скрытный маневр силами и средствами по фронту и из глубины и позволяло быстро сосредоточивать войска на различных направлениях при возникновении угрозы нападения. Все это резко снизило потери войск от артиллерийского и минометного огня противника. Кроме того, такая оборона позволила переключить часть огня противника с города на внешнюю укрепительную линию, что, в свою очередь, сохранило жизни многим ленинградцам и спасло большое количество памятников архитектуры.

Сам Ленинград был разделен на семь частей — семь боевых секторов обороны. Говоров делал все для того, чтобы силы внутренней обороны при необходимости были способны самостоятельно отразить наступление немецких войск. В связи с этим все сектора были оснащены оружием и боевой техникой. В городе были построены тысячи оборонительных сооружений, объединенных в десятки узлов обороны. Таким образом, Ленинград превратился в гигантский укрепленный район. Ход работ командующий контролировал лично. Умница, — говорили о Говорове в войсках. — Рука тяжелая, а голова светлая.

Просмотр короткого фильма о блокаде Ленинграда

У Говорова была одна очень интересная черта — он любил работать с картами обстановки и обладал даром предвидения. Как вспоминал в книге «Операция «Искра»» бывший член Военного совета 5-й армии П. Ф. Иванов: «Уникальной была способность Говорова читать карту обстановки. Пользуясь ею, он разгадывал замыслы противника, перед его взором она словно бы оживала со своими реками и силами и средствами противника. Поколдует над картой и скажет: «Завтра гитлеровцы полезут отсюда». Он редко ошибался в своих прогнозах. Поразмыслить, поколдовать над картой стало неотъемлемой потребностью Говорова. Он любил в поздние часы, сбросив дневные заботы, склониться над картой военных действий».

В дальнейшем, решив задачу обороны города и превратив его в огромный укрепрайон, работа командующего была направлена на прорыв блокады. Ещё в конце октября Говоров приступает к разработке новой операции «Искра». Её цель— встречными ударами Ленинградского и Волховского фронтов рассечь группировку противника в районе синявинского выступа, соединиться южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда. Немецкую оборону буквально прогрызали. Очень медленно войска Ленинградского и Волховского фронтов шли навстречу друг другу. 18 января 1943 года произошло их соединение в районе рабочих поселков № 1 и 5. Блокада Ленинграда была прорвана. Таким образом, впервые в ходе Великой Отечественной войны нашим войскам удалось осуществить прорыв сильно укрепленной обороны противника.

Ознакомление со стендом, на котором представлен план операции «Искра»

Однако немецкие войска ещё стояли под стенами Ленинграда, битва продолжалась. К наступательной операции войск Ленинградского фронта в январе 1944 года Говоров готовился также тщательно, как и к прорыву блокады. В сентябре в Ставку был представлен план разработанной при активном участии Л. А. Говорова Ленинградско-Новгородской стратегической операции. По плану этой операции войсками Ленинградского Фронта предполагалось осуществить полное снятие блокады и освободить от частей противника территорию Ленинградской области. Говоров решил отказаться от традиционного принципа прорыва обороны противника в наиболее слабом месте и выбрал для основного удара наиболее мощный участок обороны немцев (3).

14 января войска Ленинградского фронта приступили к осуществлению Ленинградско-Новгородской операции. В ходе наступления Ленинградский Фронт прорвал глубоко эшелонированную оборону противника, разгромив петергофско-стрельнинскую группировку. К 27 января войска противника были отброшены на 65-100 км от города. 27 января в Ленинграде состоялся салют в ознаменование окончательного снятия блокады.

Анализ занятия:

На данном занятии были представлены материалы о блокаде Ленинграда, оформлен стенд с фотографией маршала Л.А. Говорова и его наградами, фотохроникой военных событий, связанных с прорывом блокады г. Ленинграда, картами военных операций по освобождению города.

Нами было выявлено, что использование тематических экскурсий, проводимых студентами для своих сверстников, как метода знакомства с экспонатами музея, содействует культурному и патриотическому воспитанию молодёжи.

Список литературы:

1. Берггольц О.Ф. Ленинградская поэма. Ленинград: Художественная литература. 1976.

2. Советская военная энциклопедия. В 8 томах. Том 2. Под ред. Дьяченко Е.С. Москва: Воениздат. 1976 г.

3. Бычевский Б.В. Маршал Говоров. Москва: Воениздат. 1970 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»

Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении ученической конференции «О тех, кто прославил Родину», посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Настоящее положение определяет общий порядок организации и проведения школьной ученической конференции, посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...

Классный час на тему: " Урок - мужества, посвященный 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов". (5 класс)

Урок - мужества, посвященный 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.     Главная цель единого урока – содействие духовно-нравственному развитию и воспи...

ПРИКАЗ "Об итогах участия учащихся и педагогических работников образовательных организаций города Когалыма в мероприятиях, посвященных празднованию 72 – годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. "

09.05.2016 в нашем городе  были проведены  праздничные мероприятия, с участием  обучающихся  и педагогических работников образовательных  организаций города Когалыма  (да...

Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"

Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...

Классный час , посвященный 75-й годовщине победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов.

. Сегодня мы находимся в преддверии прекрасного дня – Дня Победы в Великой Отечественной Войне. И этот классный час хочется начать стихотворением:Победа грезилась, мечталась.Был дорог жизни кажд...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...