«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
рабочая программа (5 класс) на тему
выполнил педагог дополнительного образования Забродин А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 322.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
Программа рассмотрена: Утверждаю:
метод.советом МАУ ДО «МУК Директор МАУ ДО п. Пионерский» «МУК п. Пионерский»
протокол № от _____________Г.П. Наумов
Приказ № ______
«____» _________2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Срок реализации: 68 часа
Забродин Александр Владимирович
педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория
п. Пионерский
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.
Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Дополнительная общеразвивающая программа «Дорожная азбука» имеет социально-педагогическую направленность.
Программа «Дорожная азбука» разработана для учащихся начальной школы 7-10 лет, срок реализации - 68 часов.
Занятия по данной программе проводятся педагогом в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ, с привлечением сотрудников ГИБДД.
Цель программы: создание условий для общекультурного развития ребенка и предупреждение, и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательный аспект
- повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения;
- помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения для пешеходов и велосипедов.
Развивающий аспект:
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
- воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
- взаимодействие учреждений образования с социально-педагогической средой;
- учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности учащихся.
Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
На занятиях по программе «Дорожная азбука» используются формы и методы: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры, КВН, игры-путешествия и другие, видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения.
Отличительными особенностями данной программы следует считать взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих результатов:
- Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
• уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
• осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Дорожная азбука»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- Метапредметные:
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
- Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по
- исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с
требованиями конкретной задачи;
- Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• ставить вопросы;
• обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Дополнительная общеобразовательная программа «Дорожная азбука» связана с основной общеобразовательной программой начального общего образования «Окружающий мир».
Уровни результатов деятельности:
1-й уровень (учащиеся умеют):
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
2-й уровень (учащиеся знают и умеют):
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- переходить проезжую часть с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях, при посадке и высадке из общественного транспорта;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
3-й уровень (учащиеся знают и умеют):
- оценивать остановочный и тормозной путь;
- переходить дороги с двусторонним и односторонним движением;
- переходить улицы и дороги при высадке из общественного транспорта.
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие виды и формы контроля:
- Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального
выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
- выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- Промежуточный
- Итоговый:
- наблюдение;
- практическая (игровая) деятельность. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
№ п/п 1. 2. | Наименование раздела | Количество часов | Формы промежуточной аттестации |
Мы грамотные пешеходы | 38 | Викторина | |
Элементы улиц и дорог | 30 | Викторина | |
ВСЕГО | 68 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
№ п/п | Наименование | Количество часов | Виды и формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
Мы грамотные пешеходы- 38 часов | ||||||
1. | Введение: обзорная беседа и экскурсия по автогородку | 2 | 1 | 1 | Текущий: прогностический | |
2. | Знакомство с транспортом | 3 | 1 | 2 | Текущий: прогностический | |
3. | Ориентация в пространстве. | 1 | 1 | 0 | Текущий: прогностический | |
4. | Знакомство с улицей. | 4 | 2 | 2 | Текущий: прогностический | |
5. | Выбираем безопасный маршрут. | 2 | 0 | 2 | Текущий: рефлексивный | |
6. | Правила дорожного движения: о чем они и зачем нужны. | 6 | 3 | 3 | Текущий: прогностический | |
7. | Где можно играть. | 4 | 0 | 4 | Текущий: рефлексивный | |
8. | Не играй на мостовой. | 2 | 0 | 2 | Текущий: рефлексивный | |
9. | Язык, понятный всем. | 6 | 4 | 2 | Текущий: рефлексивный | |
10. | Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. | 3 | 1 | 2 | Текущий: рефлексивный | |
11. | Жилая зона | 2 | 1 | 1 | Текущий: прогностический | |
12. | Световые сигналы машин | 1 | 0 | 1 | Текущий: прогностический | |
13. | Проверим себя | 2 | 0 | 2 | Промежуточный: викторина | |
Элементы улиц и дорог – 30 часов | ||||||
14. | Нужно слушаться без спора указаний светофора (перекресток). | 4 | 2 | 2 | Текущий: пооперационный | |
15. | «Дирижер» уличного движения. | 2 | 0 | 2 | Текущий: рефлексивный | |
16. | Мы соблюдаем правила дорожного движения. | 2 | 0 | 2 | Текущий: рефлексивный | |
17. | Путешествие в прошлое | 4 | 2 | 2 | Текущий: прогностический | |
18. | Мы – пешеходы. | 3 | 0 | 3 | Текущий: наблюдение | |
19. | Мы – пассажиры. | 3 | 0 | 3 | Текущий: наблюдение | |
20. | Движение в трудных условиях | 3 | 1 | 2 | Текущий: прогностический | |
21. | Опасные ситуации | 3 | 1 | 2 | Текущий: прогностический | |
22. | Внимание! Железнодорожный переезд | 2 | 1 | 1 | Текущий: рефлексивный | |
23. | Знаем правила движения! | 2 | 0 | 2 | Промежуточный: викторина | |
24. | Будущие водители. | 2 | 0 | 2 | Итоговый: сюжетно-ролевая игра | |
ИТОГО: | 68 | 22 | 46 |
СОДЕРЖАНИЕ
дополнительной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Мы грамотные пешеходы – 38 часов
Тема № 1. Введение: обзорная беседа и экскурсия по Автогородку – 2 часа.
Теория – 1 час.
Беседа об Автогородке (стационарном и мобильном), о его значении в привитии детям практических навыков правильного поведения на дорогах.
Практика – 1 час.
Знакомство с Автогородком, с организацией движения в нем (разметка, знаки дорожные, указатели, светофоры). Обращается внимание детей на необходимость строго соблюдения Правил дорожного движения во время движения по территории Автогородка.
Тема № 2. Знакомство с транспортом – 3 часа
Теория – 1 час
Знакомство детей с категориями транспорта (общественный, служебный, личный)
Виды транспорта: автомобильный, воздушный, водный, гужевой, трубопроводный,
железнодорожный. Понятие «транспортное средство». Практика – 2 часа Конкурс рисунков «Машины на улицах нашего города».
Тема № 3. Ориентация в пространстве – 1 час
Теория – 1 час
Познакомить детей с понятиями «близко», «далеко», «быстро», «медленно», а также дети должны знать, как те или иные объекты могут двигаться.
Тема № 4. Знакомство с улицей – 4 часа
Теория – 2 часа
Ознакомительное занятие по правилам дорожного движения. Просмотр видеофильма «Детям о правилах дорожного движения».
Практика – 2 часа
Целевая прогулка по улицам г. Ханты-Мансийска, рассказ преподавателя-инструктора: что есть на улице, какая она, тротуар и проезжая часть, подземный и надземный переход.
Тема № 5. Выбираем безопасный маршрут – 2 часа
Практика – 2 часа
Построение безопасного маршрута. Формирование у детей умение предвидеть опасность, анализировать ситуации, которые могут привести к беде.
Тема № 6. Правила дорожного движения: о чем они и зачем нужны – 6 часов
Теория – 3 часа
Формировать у детей умение предвидеть последствия дорожной ситуации, анализировать возникшие дорожно-транспортные происшествия с точки зрения их участников, моделировать дорожные ситуации в игровой форме. Рассказать ученикам как следует передвигаться по дорогам.
Практика – 3 часа
Игровое упражнение «нарисуй дорожный знак»
Игра: «Автобусы», «ДА или НЕТ»
Тема № 7. Где можно играть – 4 часа
Практика – 4 часа
Рассказ о том, где на улице можно, а где нельзя играть. Рисование на тему «Где можно играть». Тематические игры.
Тема № 8. Не играй на мостовой – 2 часа
Практика – 2 часа.
Игра (в классе, автогородке/мобильном автогородке) «Транспортные средства – пешеходы».
Тема № 9. Язык, понятный всем – 6 часов
Теория – 4 часа
Назначение и группы дорожных знаков. Знаки, относящиеся и к водителю, и к пешеходу. Разметка и ее элементы.
Практика – 2 часа
Игра «Угадай знак», «Регулировщик», «Паровозик»
Тема № 10. Тротуар, пешеходная дорожка, обочина – 3 часа
Теория – 1 час
Познакомить детей с улицами города особенностями движения на ней. Учить наблюдать: замечать дорожные ситуации, дорожные знаки, особенности передвижения транспортных средств и пешеходов. Практика – 2 часа Экскурсия по улицам города (близь лежащим к ОУ). Ролевая игра «Движение по тротуару».
Тема № 11. Жилая зона – 2 часа
Теория – 1 час
Уточнить имеющееся у детей знание правил дорожного движения в жилой зоне. Развивать у них умение намечать свои действия, ориентируясь на дорожные знаки, «Жилая зона» и «Конец жилой зоны». Практика – 1 час Просмотр и анализ мультипликационного фильма «Смешарики по дороге в школу».
Тема № 12. Световые сигналы машин – 1 час
Практика – 1 час.
Уточнить и расширить знания детей о световых сигналах автомобилей. Развивать у детей умение по цвету сигнала определять направление движения транспортного средства.
Тема № 13. Проверим себя – 2 часа
Практика – 2 часа.
Конкурсная программа. Уточнить и систематизировать знания детей, полученные ими в процессе обучения. Осуществить контроль и установить пробелы и трудности усвоения.
Элементы улиц и дорог – 30 часов
Тема № 14. Нужно слушаться без спора указаний светофора (перекресток) – 4 часа
Теория – 2 часа
Рассматривание макета светофора, рассказ преподавателя-инструктора о назначении светофора, жестах регулировщика.
Практика – 2 часа
Спортивно-развлекательная игра «На светофоре – зеленый».
Дидактические игры: «Собери светофор», «Машины и светофор», «Укрась улицу», «Запомни сигналы регулировщика» и др.
Тема № 15. «Дирижер» уличного движения – 2 часа.
Практика – 2 часа
Сюжетно-ролевая игра «Регулировщик уличного движения»
Тема № 16. Мы соблюдаем правила дорожного движения – 2 часа
Практика – 1 час
Просмотр видеофильма «Детям о ПДД».
Сюжетно-ролевая игра «Улица».
Итоговое мероприятие «Азбука дорожного движения».
Тема № 17. Путешествие в прошлое – 4 часа
Теория – 2 часа
История развития автотранспорта, первое устройство похожее на светофора.
Практика – 2 часа
Просмотр мультфильма «Транспорт для детей».
Составление пазлов знаков.
Тема № 18. Мы – пешеходы – 3 часа
Практика – 3 час.
Встреча с инспектором ГИБДД (рассказ о правилах перехода улиц, дорог). Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге. Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем».
Тема № 19. Мы – пассажиры – 3 часа
Практика – 3 часа
Рассказ «Кто такой пассажир». Беседа «Как вести себя в общественном транспорте». Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров. Прогулка на остановку, наблюдение за транспортом, за пассажирами. КВН «Юные пешеходы и пассажиры».
Тема № 20. Движение в трудных условиях – 3 часа
Теория – 1 час
Расширить знания детей о дорожном движении в плохих погодных условиях и при недостаточной видимости. Учить детей ориентироваться в понятиях «неблагоприятный», «трудные условия движения», «недостаточная видимость». Развивать у них осторожность, способность предвидеть опасные ситуации в окружающей среде.
Практика – 2 часа
Онлайн игра проезд перекрестка, Игра «В гости к Айболиту»
Тема № 21. Опасные ситуации – 3 часа
Теория – 1 час
Развивать у детей умение ориентироваться в окружающей обстановке, контролировать свои действия и соблюдать правила поведения на дорогах, анализировать дорожные ситуации (в том числе опасные ситуации), чтобы не совершать ошибок, обнаруженных в поведении участников дорожного движения.
Практика – 2 часа
Игра «Умелый пешеход», «Мяч в корзину»
Тема № 22. Внимание! Железнодорожный переезд! – 2 часа
Теория – 1 час Уточнить у детей имеющиеся знание дорожных знаков, устанавливаемых на переездах, а также правила поведения на железнодорожных переездах и рядом. способность предвидеть и замечать опасность, избегать опасных ситуаций.
Практика – 1 час Игра «Веселый трамвайчик»
Тема № 23. Будущие водители - 4 часа
Практика 4 часа
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс по программе
- Стенд дорожного движения
- Магнитные знаки, фигурки, автомобили
- Макеты дорожных знаков
- Макет светофора
- Настольные игры
- Учебник - тетрадь «безопасность на дорогах»
- Мини-мяч
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- стационарный автогродок (ул. Линейная, сооружение 1),
- мультимедиа,
- персональный компьютер.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА
- Александрова, И.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 классы: Пособие для учащихся / Под ред. П.В. Ижевского. М.: Просвещение, 2007. - 63 с.
- Александрова, И.В. Безопасность дорожного движения: 1-4 классы: Учебно-наглядное пособие для учащихся (12 плакатов) / Под ред. Ижевского П.В. - М.: Просвещение, 2009.
- Дорожная безопасность детей: обучение и воспитание младших школьников: Учебное пособие для общеобразовательных школ / Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. - М.: Третий Рим, 2005. - 80 с.
- Клочанов, Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по Правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы / Н.И. Клочанов. -Ростов-н/Д.: Феникс, 152 с.
- Маслов, М.В. Дорожное движение: Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 классы: Пособие для учащихся / Под ред. А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2008. - 160 с.
- Маслов, М.В. Обучение правилам дорожного движения: 5-9 классы: Методическое пособие / Под ред. Смирнова А.Т. - М.: Просвещение, 2008. - 32 с.
- Мы - пешеходы, мы - пассажиры: Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы / Автор-составитель М.Н.Плесовских. - Самара: Учебная литература, Ханты-Мансийск: ГОУ ИПКиИРО, 2006. - 176 с.
- Оборудование и эксплуатация детской автоплощадки по изучению правил дорожного движения. - Тюмень: У ГАИ УВД Тюмоблисполкома, 1991 г.
- Тайдре, Х. Я и улица / Х.Тайдре. - Таллин: Ээсти раамат, 1987. - 208 с: ил.
- Рыбин, А.Л. Велосипедистам о безопасном дорожном движении / А.Л. Рыбин. - М.: Транспорт, 1991. - 205 с: ил.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
- Александрова, И.В. Правила дорожного движения. 1-4 классы: Методическое пособие / И.В. Александрова и [др.]. - М.: Просвещение, 2009. - 31 с.
- Маслов, М.В. Безопасность дорожного движения: 5-9 классы: В 2 ч.: Ч.1: Учебно-наглядное пособие (12 плакатов) / Под ред. Смирнова А.Т. - М.: Просвещение, 2008.
- Маслов, М.В. Безопасность дорожного движения: 5-9 классы: В 2 ч.: Ч.2: Учебно-наглядное пособие (12 плакатов) / Под ред. Смирнова А.Т. - М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки дорожной азбуки
Разработка развлечения для воспитанников детского сада по правилам дорожного движения (шефская работа: школа-детскому саду)...
Дорожная азбука
Классный час о правилах поведения на дороге...
Сценарий досуга «Дорожная азбука»
Разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста...
Викторина "Дорожная азбука"
Викторина "Дорожная азбука" может быть использована при проведении классных часов и информационных минуток, посвященных формированию навыков безопасного поведения на дороге. В презентации в режиме про...
Конспект НОД Старшая группа. Образовательная область "Познание" Тема: "Дорожная азбука со смешариками"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтения художественной литературы».Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая...
Внеклассное мероприятие по ПДД "Дорожная азбука"
Внеклассное мероприятие по ПДД "Дорожная азбука" для учащихся 5-6 классов. Подробный сценарий проведения, задания для станций по ПДД, правилам поведения пешеходов, пассажиров....
Программа ДОЛ «Дружба» по изучению правил дорожного движения «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Программа ДОЛ «Дружба» по изучению правил дорожного движения«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»...