Главные вкладки

    Программа ДОЛ «Дружба» по изучению правил дорожного движения «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
    материал на тему

    Barinova Irina Anatolyevna

    Программа

    ДОЛ «Дружба»

    по изучению правил дорожного движения

    «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа

    ДОЛ «Дружба»

    по изучению правил дорожного движения

    «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

    Светлогорск 2015 г.

    Программа  ДОЛ «ДРУЖБА» «Дорожная азбука» разработана коллективом в следующем составе:

    Баринова Ирина Анатольевна – начальник лагеря.

    Денисова Светлана Валерьевна – воспитатель.

    Карасева Марина Александровна – воспитатель.

    Князева Елена Алексеевна – воспитатель.

    Маляева Валентина Ивановна – воспитатель.

    Адресат: программа разработана для детей 7-12 лет.

    Срок реализации программы 18 дней (2015 г.)

    Основание для разработки программы: 1.Федеральный Закон от 10.12. 95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

    2.Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

    Оглавление

    1. Пояснительная записка                                                                                      5    
    2.  Общая характеристика программы                                                                  7
    3. Психофизиологические и возрастные особенности восприятия информации по основам безопасности дорожного движения младшими школьниками                                                                                                      8
    4. Принципы и методы воспитания младших школьников законопослушному поведению на улицах и дорогах                                                                      14      
    5. Результаты освоения программы                                                                    16  
    6. Тематические планы по Правилам дорожного движения 1 класс               19
    7. Материально-техническая база                                                                       42
    8. Список литературы                                                                                          43
    9. Формы и методы работы (приложение 1)                                                      47

    До тех пор, пока страдают дети, в мире нет истинной любви.

    А. Дункан

    В наибольшей безопасности тот, кто на чеку,

    даже когда нет опасности.

    Сайрус.

    Резкое возрастание в последние годы автомобилизации порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».

                 Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.            

                Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. Не смотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебное заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

                Социальная острота проблемы диктует необходимость в разработке и внедрении программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим разработана программа    ДОЛ «ДРУЖБА» «Дорожная азбука».

                   Актуальность программы: для учащихся образовательных организаций знания правил дорожного движения – это проверка готовности к вступлению во взрослую жизнь.

                Программа «Дорожная азбука» - прекрасная возможность пройти курс обучения навыкам и основам безопасности на дороге.

              Реализация программы «Дорожная азбука» позволит изучить правила дорожного движения, приобрести навыки поведения на улице.

               

    1. Пояснительная записка

    Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общества, но именно сейчас, в условиях автомобильной революции, наиболее обострилась ситуация, связанная с дорожно – транспортным травматизмом. 
    В условиях интенсивного движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдается большое количество несчастных случаев с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений. 
    Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Одним из путей решения этой задачи в процессе образования является обучение человека правильно себя вести на дороге и в транспорте. 

    Программа «Дорожная азбука» представляет собой занятия по профилактике детского травматизма, направленных на передачу детям знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на осмысленное понимание детьми необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения.

    Все мероприятия должны проводиться с широким использованием наглядности, применением компьютерных и мультимедийных технологий, выполнение каждым  ребёнком заданий, требующих использования изучаемых понятий и реализации формируемых умений. Привлекать детей к участию в обсуждении и решении проблемных ситуаций, выдвигаемых воспитателями  и моделированию дорожных ситуаций, анализу этих ситуаций и пути их решения.

    Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

    Цель данной программы – организация подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении. 

    Основные задачи: 
    - сформировать у учащихся специальные знания, умения, практические навыки и привычки безопасного движения; 
    - выработать привычки безопасного поведения на дороге и улице; 
    - познакомить с окружающим миром: дорожными знаками на улицах села, элементами дороги, транспортными средствами; 
    - воспитывать дисциплинированность, основанной как на специфических требованиях дорожно – транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности. 

    Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к личностным характеристикам  ребёнка в части формирования и использования навыков и правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    Программа делает акцент на системную работу через внедрение современных

    методик, основанных на принципах активного вовлечения самого ребенка в процесс формирования представлений и практических навыков в сфере обеспечения личной безопасности. Мероприятия по ПДД в ДОЛ «Дружба» проводятся еженедельно (2 часа в неделю), общее количество часов – 6.

    5. Результаты освоения программы

    В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.

    Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:

    - понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;

    - готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению;

    - уважительное отношение к иному мнению;

    - овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

    - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

    - положительные качества личности и умение управлять  своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;

    - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

    - навыки формирования собственной культуры безопасного образа жизни;

    - навыки творческого подхода в решении любых задач, к работе на результат;

    - навыки в составлении собственной индивидуальной образовательной траектории (ИОТ);

    - оказание бескорыстной помощи окружающим, умение находить с ними общий язык и общие интересы в преодолении определённых трудностей.

    Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:

    - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;

    - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    - самостоятельно оценивать уровень сложности ситуации и определять наиболее эффективные способы выхода из неё, корректировать свои действия, если ситуация изменяется;

    - умение определять способы  и варианты действий в рамках предложенных (создавшихся) условий и требований;

    - умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; 

    - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

     - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

    Предметные результаты изучения программы - отражают приобретённый опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков. Это:

    - навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности;

    - знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности;

    - умение самостоятельно оценить уровень сложности  конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё;

    - обнаружение ошибок при постановке и выполнении учебных заданий с позиции безопасности жизнедеятельности, отбор способов и вариантов их исправления;

    - навыки общения с взрослыми людьми и сверстниками по правилам основ безопасности жизнедеятельности;

    - умение выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;

    - анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности, поиск возможностей и способов их улучшения;

    - оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и действий по их устранению.

    Перечень знаний и умений, которыми должны владеть дети

    по правилам и безопасному поведению на дорогах.

    Должны знать:

    1.Транспортный мир. История развития транспорта и Правил дорожного движения.

    1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина. Назначение поребрика и пешеходных ограждений.
    2. Участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры)
    3. Что такое остановочный путь и его составляющие.
    4. Что такое тормозной путь, как он определяется.
    5. Что такое пешеходный переход (регулируемый, нерегулируемый, наземный, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
    6. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрёстка.
    7. Что такое перекрёсток. Виды перекрёстков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрёстками. Правила перехода проезжей части по перекрёсткам.
    8. Значение сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Назначение и функции дополнительной секции транспортного светофора. Правила перехода.
    9. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
    10. Названия и назначение дорожных знаков и дорожной разметки.
    11. Правила поведения пешеходов на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
    12. Правила пользования  общественным транспортом и другими видами транспорта.
    13. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге.
    14. Правила перехода через железнодорожные пути.
    15. Дорожные ситуации – ловушки.

    Должны уметь:

    1. Определять места перехода через проезжую часть.
    2. Обращаться к взрослым за помощью в случаях затруднений при переходе проезжей части.
    3. Пользоваться общественным транспортом.
    4. Находить безопасный маршрут в школу, магазин, театр и т. д.
    5. Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде.
    6. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
    7. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
    8. Определять признаки движения автомобиля.
    9. Ориентироваться на дороге, предвидеть опасные дорожные ситуации, по возможности избегать их.

    План мероприятий

    по Правилам дорожного движения

    Название мероприятия

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Успешная реализация программы предполагает наличие определённой материально-технических базы, включающей в себя:

    оборудование - компьютерный класс с доступом в Интернет (количество компьютеров зависит от количества учебных групп и их наполняемости), проектор, сканер, принтеры, ламинатор, видеокамеры, интерактивная доска, звуковая аппаратура,

    расходные материалы - дидактические и раздаточные пособия для самостоятельной работы, используемые при организации учебного процесса по программе, канцелярские принадлежности, специализированные плакаты (в том числе по окружающему миру), обучающие диски, пр.

    Литература

    1. «Добрая дорога детства» - всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. Подписной индекс - 39578

    2. Козловская Е.Л., Козловский С.А.

    «Дорожная безопасность: обучение и воспитания младшего школьника» М., изд-во «Третий Рим», 2002 г.

    3. Козловская Е.Л., Козловский С.А.

    «Дорожная безопасность: учебная книжка-тетрадь» 1-3 классы, М., изд-во «Третий Рим». 2005 г.

    4. «Правила дорожного движения» (с изменениями и дополнениями утвержденным Совмином РФ от 23.10.1993 г.)

    5. Комментарии к правилам дорожного движения РФ» под редакцией ген-лейтенанта МВД РФ Федорова, М., изд-во «За рулем», 2001 г.

    6. Приказ № 354 от 09.07.1996 г. МО РФ «О повышении безопасности детей и учащихся России».

    7. Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Молодое поколение России – за безопасность дорожного движения»

    Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного п...

    Безопасность на дороге. Виды транспорта. Правила дорожного движения. Дорожные знаки.

    Освоение во всех видах речевой деятельности новых лексических единиц...

    Методическая разработка урока для учащихся 5 класса по правилам дорожного движения «ДОРОЖНЫЙ МАРАФОН»

    Методическая разработка проведения урока или внеклассного мероприятия для обучающихся 5 класса по правилам дорожного движения "Дорожный марафон" в игровой форме....

    Развлечение по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» для старших дошкольников

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия:  обобщить представления детей об основных правилах дорожного движения, о дорожных знаках: пешеходный переход, автобусная остановка; осторожно дети и учить пра...

    Программа по изучению правил дорожного движения «Азбука дорожной науки» для детей школьного возраста с 1 по 11класс на 11 лет обучения

    Программапо изучению правил дорожного движения«Азбука дорожной науки»для детей школьного возраста с 1 по 11классна 11 лет обучения...

    Анкета для родителей «ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

    Личный пример взрослых играет большое значение в влспитании  у детей сознатеольного поведения на улице. Навыки правильного безопасного поведения на улице и дороге перходят в правильную безопасную...