Методическое сообщение «Танец как вид искусства и современные стили в хореографии».
учебно-методический материал по теме

Семиглазова Альбина Васильевна

 

 

 

 

Методическое сообщение

НА ТЕМУ:

«Танец как вид искусства и современные стили хореографии»

 

 

 

 

 

Выполнила: Семиглазова Альбина Васильевна.

Преподаватель по специальности хореография

Место работы:   Город Элиста.

МБОУ ДОД «Детская Школа Искусств №1».

 

 

 

 

Содержание:

1.     Введение – 2 страница.

2.     Оснавная часть – с  3 по 8 страницу.

3.     Заключение – 9 по11 страница.

4.     Список литературы – 12 страница.

 

    Уроки хореографии, отличная возможность для каждого человека приобщиться к такому прекрасному искусству. Хореография входит в список самых красивых видов искусства. Страсть, боль, радость, страх, любовь – все эти чувства можно передать без слов, используя только способности собственного  тела. Уроки хореографии не только помогают раскрыть индивидуальность каждого человека, приобрести красивые формы и стать более уверенной в себе. Благодаря урокам хореографии, отступают болезни, и укрепляется здоровье.

    Сегодня у человека, желающего заниматься хореографией, есть широкий выбор стилей и направлений. Это балет, бальные танцы, народные танцы, в которые входят такие популярные виды, как танец живота и индийские танцы, танцы Латинской Америки – румба, танго, сальса, фламенко, а также хастл, джаз-модерн, хип-хоп и другие виды современных направлений в хореографии. Друг от друга они отличаются в первую очередь философией  – к примеру, джаз-модерн – неторопливый пластичный танец афроамериканцев под музыку, отображенную в его названии. А сальса – страстный танец, исполняемый под зажигательные ритмы и рожденный на жаркой Кубе.

   На уроках хореографией в первую очередь акцент делается на развитии чувства ритма, а также пластике. Любой, кто занимается танцами, должен слышать такт и чувствовать музыку. Традиционно урок хореографии начинается с разминки. Это позволяет подготовить тело к последующим нагрузкам, и, благодаря интенсивным упражнениям, держит в тонусе все группы мышц.

    После разминки приходит черед основной части занятия, которая включает в себя изучение  базовых элементов танца, танцевальных шагов и движений. Кроме освоения нового, повторяется и закрепляется уже пройденный материал. Во время урока изучаются комбинации и связки, состоящие из нескольких движений. Здесь появляется немалый простор для фантазии – ученик может самостоятельно попробовать подобрать пару движений и связующий шаг, а если танец предполагает двоих танцующих, то сделать это в паре.

    Во всех видах танцев идет обязательная работа с руками, а также постановка корпуса. Если те, кто занимаются бальными танцами, должны строго держать

спину и руки, а также за поворотами головы, то, к примеру, в хастле используется слегка расслабленный, «свободный» стиль.

   Обязательным элементом уроков хореографии является стретчинг, или растяжка. Это позволяет делать эффектные движения, а также сводит к минимуму вероятность травмы связок. Во многих видах танцев необходимыми элементами являются шпагат и его производные, поэтому на уроках танцев растяжке уделяется должное внимание.

    Еще одной приятной составляющей урока является выбор костюма. Самые яркие и интересные наряды традиционно используются в восточных, народных и латиноамериканских танцах.

    После урока хореографи появляется приятная тяжесть в мышцах и легкая усталость. Это признаки того, что занятие прошло успешно и с пользой для организма. Танцуйте!

   Занятия хореографией чрезвычайно полезны для души и тела. Человека, который посещает такие уроки, можно узнать по стройному, подтянутому, грациозному телу, внешней опрятности. Помимо того, что занятия хореографией повышают пластичность и координацию движений, они улучшают душевное состояние человека, а также формируют характер человека, наделяя его лучшими качествами. Упорство, терпение, железная дисциплина, умение преодолевать трудности, а не пасовать перед ними  - все эти необходимые качества, приобретенные на уроках хореографии, переносятся человекам из танцевального класса и в другие сферы его деятельности.

   Существует множество различных методик обучения танцам, и у каждого преподавателя есть свои, проверенные временем, наиболее эффективные методы обучения, а также профессиональные секреты. Однако, есть основная, базовая система, которой придерживаются все профессиональные преподаватели.

    Итак, типичный урок хореографии состоит, как правило, из трех частей.

      Начинается он с отработки танцорами разминочного комплекса. В разминочный комплекс входят упражнения, позволяющие подготовить тело танцора к предстоящим нагрузкам и, избежать при этом различных травм. Упражнения направлены на разогрев и растяжку мышц. Нередко в разминочный комплекс, включают и силовые упражнения.  На уроках хореографии, разминка происходит на всех уровнях: на полу, в партере, у станка, включаются в разминочный комплекс и прыжки. Разминочный комплекс занимает по времени около половины урока.

   Практически все остальное время урока, занимает практика определенного танца, происходит тщательная отработка всех его элементов.

    Ну и в самом конце занятия, дается время на свободную импровизацию танца.

 Стоит отметить, что занятия хореографией не ограничиваются лишь занятиями в танцевальном классе. Изучение практических дисциплин искусства танца, проходят неразрывно с изучением теории, таких важных для любого хореографа дисциплин как: история хореографического искусства, мировая художественная культура, теория и история музыки. Без изучения теоретических основ, невозможно стать хореографом высокого уровня, и знания эти, помимо того,  обогащения внутреннего мира хореографа, теоретические знания, полученные на занятиях хореографией в школе «Дункан», позволяют стать после окончания курса, разносторонне развитым специалистом этой отрасли.

  Современная хореография представляет собой танцевальное искусство во всех его разновидностях, от балета и до современного танца, более просто – это разработка или «сочинение» танца с помощью определенных движений. Балет считается высшей ступенью современная хореография, поскольку воспринимается как сценическое театральное представление, танец же считают особенным видом искусства, в котором эффект создания образа достигается благодаря  особым движениям тела. С последним можно поспорить, поскольку современная хореография очень часто также является целым представлением, а не просто набором плавных движений.

      Для чего люди учатся танцевать? Танец – это не только профессия, это просто гибкость и грация, это красивая походка и осанка, это стройная фигура и уверенность в своих силах на любой вечеринке, это новые ощущения, танец – это здоровье. Как и где учатся танцевать? Если танец нужен как профессия - поступают в ВУЗ, который ориентируется на искусство или в специализированную  Академию балета. Если танец нужен для себя – тогда можно обратиться к частному репетитору или пойти в школу танца. Самое главное – иметь желание и настроиться на регулярные занятия, в таком случае можно добиться результата. И конечно важно найти достойного учителя.

      Все педагоги-хореографы работают по определенной методике, которая зависит от опыта человека, решившего научиться танцевать и от количества занимающихся в группе. Методика обучения танцевальному искусству представляет собой программу, разработанную поурочно, направленную как на восприятие «духа» танца, так и на выработку чувства ритма, и конечно – на выполнение определенных движений, что  обычно изучаются последовательно, с целью достичь максимального эффекта – т.е., чтобы  все движения стали ритмичными, точными и четкими.

    Итак, что собой представляет современная хореография, например, контемпорари? Сейчас для нашего уха названия танцев стали уже достаточно привычными благодаря многочисленным телевизионным передачам. Котемп – это абстрактный танец, который взял понемногу от всего – от балета, от народного танца, даже от пантомимы, можно сказать, что контемп это целое ассорти. В отличие от академических танцев, все современные танцы настроены на то, чтобы их танцевать смогли все желающие, независимо от своего возраста и комплекции. Главное – почувствовать ритм и выражать в танце все свои чувства, не нужно никакого диплома, нужно просто научиться владеть своими руками и ногами, ведь контемп – это просто язык тела. Танцевать можно в том, в чем максимально удобно, лучше всего – босиком. Контемп – это спектакль, в котором участвуют не вымышленные герои, а самые обычные люди, которые переживают ежедневные жизненные ситуации.

    Что касается хип-хопа, то просто удивительно, как этот танец от уличного увлечения в 70х годах дорос до признанного мастерства, ведь сейчас по хип-хопу устраивают даже Чемпионаты мира. Хип-хоп -  не просто танец, это целая культура, которая включает в себя определенную музыку и форму одежды. Сам танец строится на различных прыжковых движениях (требующих, кстати, достаточно развитых мышц) под музыку RAP, в темпе не менее 100 ударов в минуту. Хип-хоп включает в себя движения от брейк-данс, но не такие жесткие, скорее более пластичные и постоянно усложняющиеся.

     Аренби – сочетание ритма и блюза, энергичности и мелодичности, требует такой же и хореографии. Пластические движения, в которых основной подтекст – эротический, требующий ритмичных движений самыми волнующими частями тела – животом, бедрами, вырабатываются на основе постоянных тренировок. Аренби – это прежде всего эластичность, поэтому чтобы научиться танцевать в стиле  R&B, нужно сделать свое тело эластичным, чему и учат в Школах танца.

     Вообще, современная хореография – это искусство, которое строится на реальном мире и событиях в нем, это и отличает современный танец от классического. Танец сегодняшний не хочет подчиняться каким бы то ни было правилам, он не постоянен и изменяется так же, как изменяется наша жизнь.

      Что подразумевается под словом хореография?Точного определения этому слову нет, так само понятие настолько многогранно и разносторонне, что его проще увидеть, почувствовать, но никак не объяснить.

      Само слово имеет греческие корни, с греческого языка, перевести его можно на русский как «писать танец».Произнося слово хореография, некоторые люди подразумевают под этим термином балет, некоторые – народный танец, а другие - танец бальный. Те, кто связал свою жизнь с этим прекраснейшим видом искусства, знают, что этот термин намного шире, и включает в себя все проявления искусства танца.

      Хореография была всегда. Она появилась на свет, задолго до появления ее греческого названия, на заре человечества, в самом начале становления человеческой культуры. В обществе первобытных людей, существовали танцы.

      Хореография, давала возможность описать различные социальные процессы при помощи языка телодвижений. Зачастую, этим языком можно выразить намного больше, ведь этот язык понятен людям всех возрастов, выходцам всех стран и социальных групп.

      При помощи танца, изображались сцены охоты, трудовые процессы, танцем люди могли просить помощи у высших сил во время войны, или болезни близких. Благодаря хореографии удавалось отобразить все социальные аспекты общества. Эти процессы до сих пор можно увидеть у племен, живущих вдали от цивилизации.

     Народный танец, являющийся неотъемлемой разделом хореографии, способен рассказать многое о характере народа, его традициях, а зачастую и о его истории.

    Хореография – это связь поколений. Наравне с языком, несет она функции самоидентификации любого этноса – до тех пор, пока люди знают и танцуют свои народные танцы, нация не ассимилируется, и будет жить своей самобытной жизнью.

    Хореография – это история. Она отражает не только темперамент и культурные традиции людей. Зачастую, изучив историю хореографии, можно проследить, как этот вид искусства отражает ситуацию внутри общества в определенный период времени, его социальный, политический строй.

     Хореография – неотделимая часть человека. Она не делает различий между, национальностями, расами.

   На каком бы уровне своего развитие ни было общество, и где бы это общество не проживало, всюду – от жарких, обезвоженных пустынь в Африке, и до пустынь снежных, арктических, на всех обитаемых континентах Земли, у каждого народа есть танец.

     Хореография – не делит людей. Старые и молодые, бедные и богатые - у каждого возраста, у каждой социальной группы, есть танец. Маленькие дети, могут танцевать, не осознавая, зачем они это делают, что хотят выразить тем самым. Они танцуют, потому что это естественная потребность человека.

    И до чего же прекрасна хореография, во всех своих проявлениях, будь то, балет, народный танец, степ, джаз модерн, всех направления этого красивого искусства и не перечесть. Изучать хореографию, как с теоретической, так и практической точки зрения можно всю жизнь, и все же удастся узнать лишь малую толику того, что было накоплено в результате развития человечества.

     Именно поэтому, даже самые прославленные, опытные педагоги, учатся всю жизнь, так как всегда находится новое поле деятельности и новая, еще неизведанная область знаний.

    Хореография – это жизнь, это не просто танец, или набор определенных телодвижений. Как и жизнь, хореография сложна. Необходимо терпение, дисциплина, самоотдача, требует очень многого от человека, ей необходимо уделять массу физических усилий и душевных сил… Но также как и жизнь, хореография прекрасна. Она дарит свободу, делает тело гибким и грациозным, обогащает духовный мир. И если спросить любого профессионального хореографа, чему бы он хотел посвятить свою жизнь, если бы появилась возможность прожить ее заново, начать сначала? Ответ будет прост, хоть он и несет в себе чрезвычайно сложное и многогранное понятие. Ответ будет – хореография. Ибо тот, кто в полной мере смог познать магию танца, проникнуться удивительной атмосферой этого прекрасного искусства, уже не может представить себя вне этой сферы.

   В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось, ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.

   Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»

  Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

Используемая литература:

1.     Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год.

2.     Б. Андерсон. Растяжка для каждого 2002 год  

3.     Михайлова Э.И; Иванов Ю.И. Ритмическая гимнастика.1987 год.

4.     Лисицкая Т.С. Ритмическая Гимнастика. 1985 год.

 

Электронные оброзовательные ресурсы:

2.     www.vorstu.ru  

3.     www.edu.ru

4.     eor-np.ru

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Методическое сообщение "Удмуртский характерный танец в классическом экзерсисе"

Объектом данного сообщения является классический танец, предметом - форма донесения сущности классического танца до учащихся.         Цель сообщения – приобщени...

Методическое сообщение "Осложнённое поведение подростков в условиях колледжа- интерната искусств"

О том, что жизнь – непростая штука, известно давно и сказано не раз. Каждое поколение, отправляясь на поиски собственных ориентиров и точек опоры, находит свои подтверждения этой аксиомы. Взрослые (ро...

Методическое сообщение «Постановка корпуса и плие в народно-сценическом танце» Автор Унгурян Н.А. преподаватель хореографии НГ МБОУ ДОД "ДШИ"

Народная хореография в как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения....

Методическое сообщение «Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»

Изучение теоретических основ формирования у подростков культуры общения, практическая проверка эффективности методов и средств формирования культуры общения...

Методическая разработка "Современные направления в хореографии. Танцевальное искусство."

Эта методическая разработка опубликована для педагогов дополнительного образования в области хореографии....

Отзыв о методическом сообщении "Цимбалы и цимбальное искусство"

Отзыв о методическом сообщении "Цимбалы и цимбальное искусство" заведующей музыкальным отделением Сивцовой Н.А....