Педагогический артистизм как необходимая составляющая профессиональной компетентности педагога
статья на тему

Ерзиков Юрий Геннадьевич

Любое образование - это не только овладение системой знания, но и становление внутреннего мира личности. Внутренний мир личности - предмет исследования многих наук, и в том числе педагогики и психологии.

Педагог должен обладать богатым внутренним миром. Внутренний мир личности - это и искусство самовыражения, способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Педагогу как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, свойств, умений учеников. Среди педагогических способностей не последнее место занимает педагогический артистизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15-16_rol_pedagogicheskogo_artistizma.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

«Педагогический артистизм как необходимая составляющая

профессиональной компетентности педагога»

                                                                                                            Разработал:

 преподаватель

                                                                                                               Ерзиков Ю.Г.

Арзамас, 2016.

Любое образование - это не только овладение системой знания, но и становление внутреннего мира личности. Внутренний мир личности - предмет исследования многих наук, и в том числе педагогики и психологии.

Педагог должен обладать богатым внутренним миром. Внутренний мир личности - это и искусство самовыражения, способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Педагогу как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, свойств, умений учеников. Среди педагогических способностей не последнее место занимает педагогический артистизм.

В свете этой проблемы нельзя не сказать об артистизме вообще, об актерском даровании и знаменитой отечественной артистической школе К.С. Станиславского. Однако проблема педагогического артистизма и его роли в формировании профессиональной культуры будущего педагога недостаточно разработана в педагогике, психологии и методике. Разработкой этой проблемы занимались, в частности, такие исследователи, как Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Н.Н. Демьянко, В.И. Загвязинский, В.П. Кузовлев, А.С. Макаренко, Е. Пассов и др.

Определение этого понятия весьма неоднозначно. Так, В.И. Загвязинский считал, что артистизм - это особый, образно эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, другодоминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся "здесь и сейчас" (5). Это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, преподаваемыми ученикам на уроке, жить искренне. Это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы. О.С. Булатова соглашается с В.И. Загвязинским в определении педагогического артистизма как сотворчества ученика и учителя, но дополняет, что артистизм - не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, но и передать, эмоционально воздействуя на воспитанника. Артистизм подлинный - это красота и богатство внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое. Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Можно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией и интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу молодых людей (2).

В структуре педагогического общения артистизм выполняет следующие функции: мотивационную, мобилизационную, аттрактивную, фасилитаторскую, стимуляционную, синтетическую. Исследование этих функций может являться отдельной исследовательской проблемой.

Деятельность учителя можно сравнить с деятельностью актера и режиссера. Они имеют ряд общих и отличительных черт.

Общие черты:

1.  Содержательный признак - коммуникативность, т.к. общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей (в данном случае - педагога и учащегося).

2.  Целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.

3.  Инструментальный признак - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.

4.  Процессуальные характеристики: творчество осуществляется публично, регламентировано во времени, результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актёра и зрителя, актера и режиссера, педагога и ученика; творчество носит коллективный характер

5.  Структурный признак - анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла разрешающего противоречия; воплощение, анализ результата, корректировка. При этом работа над уроком и ролью происходит в трёх периодах:

-  репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ: образ героя - у актера; образ урока - у учителя;

- технический период, когда разумно, расчетливо вверяется материал и подчиняется собственному творческому закону деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера; у учителя -"репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план;

        -  период воплощения творческого замысла. Работа актёра на спектакле, учителя - в классе.

6.  Концептуальные признаки: наличие элементов работы, неподдающихся автоматизации; осуществление социальной функции воспитателя; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и "над предметом").

На известное сходство актерских и педагогических способностей указывали в свое время А.С. Макаренко, а также исследователи Ю.П. Азаров, Н.В. Кузькина, Ю.Л. Львова и др. На эту же особенность указывал КС. Станиславский. Он выделил основные элементы, необходимые и для творчества актёра, и для репродуктивного творчества учителя: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние (6).

О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью, называя, в частности, отличия в предмете представления (показывается не перевоплощение в другую личность, а личность учителя и отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога); в границах сферы деятельности (не в ином поле бытия, а в границах реального существования); в специфике общения (тяготеет к диалогу у актера и монологу у учителя); в продолжительности деятельности (у учителя дольше, чем у актера); в возможностях импровизации (у учителя границы творчества шире, импровизация не только

допустима, но необходима); в разнообразии программы деятельности (у учителя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д. (2).

Проанализировав работы вышеназванных исследователей, мы пришли к выводу, что деятельность педагога и актера близки, но не тождественны. В холе нашего исследования нас, в частности, заинтересовал такой аспект педагогического артистизма, как его влияние на развитие коммуникативных умений учащихся. Коммуникативные умения - это умения осуществлять связь, в ходе которой происходит обмен информацией. (Е.И. Пассов). Каким образом осуществляется эта связь? Мы полагаем, что большую роль здесь играет педагогическое влияние. Оно имеет 4 разновидности: убеждение; внушение; заражение; подражание.

По нашему мнению, именно последние 2 способа педагогического влияния - заражение и подражание -наиболее характерны для педагогического артистизма. Заражение чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Заражение носит спонтанный характер. Подражание - следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких- либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным, в зависимости от возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель должен сам овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма и в совершенстве владеть коммуникативными умениями, а ученики, воспринимая, копируя и "заражаясь" этими способностями и умениями учителя, сами выйдут на более высокий уровень коммуникативных умений.

Для определения уровня сформированности качеств личности учителя мы предполагаем использовать диагностические методики определения уровня развития коммуникативных умений, а так же разнообразные упражнения на развитие педагогического артистизма и качеств, ему способствующих.

Литература

1.  Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: В 3 ч. - Екатеринбург - 1993. - 320 с.

2.  Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия. - 2001. - 240 с.

3.  Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. наук. - Тюмень. - 1998. - 402 с.

4.  Демьянко Н.Н. Элементы театрального искусства в общепедагогической подготовке учителя в 20-е гг.// 2 Проблема освоения театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя. - Полтава. - 1991. - 110 с.

5.  Загвязинский В.А. Педагогическое творчество учителя. - М. - 1987. - 37 с.

6.  Станиславский К.С. Работа актера над собой. // Собр. соч.: В 8 т. - Т.З. - 625 с.                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы"

Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагогов в образовательном пространстве школы. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных ком...

Педагогический артистизм как необходимое условие эффективного преподавания иностранного языка

Презентация содержит материалы для  учителей иностранного языка. В ней рассматриваются такие аспекты деятельности педагога, как импровизация, умение владеть своим голосом, управлять своими э...

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог  должен знать не только свой предмет, и...

Выступление на педагогическом совете по теме "Профессиональная компетентность педагога"

Материал статьи содержит основные составляющие профессиональной компетентности современного педагога...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА" 2018г....