Обобщение и распространение передового педагогического опыта как показатель профессиональной компетентности педагогов Дворца детского (юношеского) творчества Московского района СПб в 2017-1018 учебном году.
статья на тему

Мартынова Марина Владимировна

Из опыта работы методического отдела ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение и распространение передового педагогического опыта  как показатель профессиональной компетентности педагогов Дворца детского (юношеского) творчества Московского района СПб в 2017-1018 учебном году.

 Мартынова М.В., Тихонова Е.В., методисты

Ключевой фигурой системы образования, как мы знаем, является педагог. Непрерывное образование, саморазвитие педагога определяет успешность образовательной деятельности учреждения и качества образования в целом.  Стремительно изменяющиеся условия жизни в обществе, развитие технологий, информационного пространства и другие факторы оказывают влияние на требования, предъявляемые обществом к современному педагогу. Педагогу приходится работать на будущее уже сегодня, опережать свое время, в связи с чем педагогическая профессия становится творческой миссией, суть которой – посредничество между детьми и системой идей. Особое значение в современных условиях для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному достижению профессиональных целей в условиях многозадачности. И, конечно, многое зависит от точки зрения педагога на решение педагогических задач. Вспомним притчу.

Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?

Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?

Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.

Мораль притчи очевидна. Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует значимую цель. Выбирая педагогическую профессию, мы понимали, что нам предстоит двигаться к великим целям. В ходе увлекательного путешествия по просторам педагогического творчества, педагог накапливает уникальный опыт, новаторские идеи и практики, которые могут вдохновить его на поиск новых мотивов своей деятельности. Умение критически осмыслить свой опыт с точки зрения актуальности, целесообразности, выявить в нем те «золотые» крупинки, которые обеспечивают наилучший образовательный результат, обобщить его и    презентовать профессиональному сообществу- это лишь малая часть профессионально - личностной характеристики   педагога, понимаемая как профессиональная компетентность, которой сегодня посвящена тема моего доклада.   Значимость квалифицированного кадрового потенциала для обеспечения качества образовательного процесса в учреждении и его имиджа трудно переоценить. Важным способом развития профессиональной компетентности педагога становится обобщение личного педагогического опыта, транслирование его среди профессионального сообщества и рефлексия итогов презентации.

Представляем работу методического отдела ДД(Ю)Т, которая нацелена на повышение эффективности методического сопровождения образовательного процесса в ДД(Ю)Т и как свидетельствует практика, успешно решает задачу по выявлению, анализу, обобщению и распространению передового педагогического опыта, новаторских идей. Отправной точкой в этой деятельности для методической службы становятся образовательные программы, содержание которых свидетельствует о профессиональной компетентности автора и его готовности «шагать в ногу» с современными требованиями к образованию: а именно использовать современные технологии, методы обучения и диагностики, умении своевременно реагировать на потребительский запрос в части актуальности содержания реализуемой программы. По итогам внутренней экспертизы ДООП нашего учреждения, проведенной в 2016-2017 г., в начале 2018 года из числа 137 ДООП, реализуемых в этом учебном году, на городской конкурс ДООП в номинации «Реальное образование» выдвинута программа по сольфеджио.

        Профессиональные педагогические конкурсы – это хорошая школа педмастерства по обобщению и представлению педагогического опыта не только для педагогов, но и для методистов, возможность получить признание профессиональным сообществом достижений, а успешное участи е- это еще и достойный вклад в имидж нашего учреждения. Так, с января по март 2018 года проходил районный этап городского конкурса педагогических достижений Московского района «Сердце отдаю детям», участниками которого стали: Васильева Светлана Александровна, педагог дополнительного образования эколого-биологического отдела в номинации «Дебют» и Рыжков Вячеслав Дмитриевич, педагог дополнительного образования спортивно-технического отдела в номинации «Физкультурно-спортивная». Педагогический опыт наших педагогов получил высокую оценку жюри конкурса. Победа Васильевой С.А. и Рыжкова Д.А. в конкурсе - это результат слаженной и профессиональной работы педагогов и методистов Дворца,  которые на протяжении всего конкурса оказывали не только методическое сопровождение, но и психологическую поддержку конкурсантам и теперь в следующем учебном году педагоги примут участие в городском этапе   конкурса «Сердце отдаю детям».

Задача по развитию профессионального мастерства педагогических работников посредством выявления, обобщения и трансляции передового педагогического опыта успешно решается методической службой не только в пределах методического сопровождения образовательного процесса Дворца, но и в рамках деятельности сетевого сообщества педагогов Дворца и отделений дополнительного образования детей образовательных учреждений Московского района. Площадкой для обмена и распространения передового педагогического опыта вот уже второй год становятся районные методические объединения, которые проводятся педагогами нашего Дворца для специалистов дополнительного образования Московского района. За прошедший год методобъединения охватили 10 направлений деятельности дополнительного образования. Общее количество мероприятий насчитывало - 34, а количество участников- 560 человек.

Стоит выделить событие, участниками которого стали педагоги Дворца - это городской фестиваль-конкурс лучших практик дополнительного образования детей Санкт-Петербурга «Вершины мастерства», который проводится с 2017 по 2020 год в несколько этапов. В этом году проходил 1 этап конкурса по двум номинациям «Практики методического обеспечения образовательного процесса» и «Педагогические практики». На участие в заочном туре конкурса всего было заявлено 77 педагогических практик учреждений дополнительного образования Санкт- Петербурга и лишь 23, в число которых вошли две практики педагогов нашего Дворца:  «Экологическая школа» (авторский коллектив: Рябова С.С., Иудина Т.А., Васильева С.А., Тихонова Е.В., Кислова Н.Н.) – победитель (рейтинговый № 6) и «Практика использования в образовательном процессе театрально-игровых технологий и проектного метода как средства интеграции основного и дополнительного образования детей» (авторы: Лапичева Л.Ю., Собинкова И.Г.), которая стала лауреатом.

Особо значимым направлением в деятельности методической службы и учреждения в целом является инновационная деятельность, которая сейчас находится на основном этапе реализации. Обобщение и диссеминация передового инновационного опыта по заявленной теме является одним из показателей эффективности опытно- экспериментальной работы. В течение 2017-2018 гг. методистами и педагогами-исследователями Дворца опубликовано и сдано в печать 8 статей, некоторые из них представлены на сайте нашего Дворца в разделе «Опытно- экспериментальная работа», а общее количество публикаций педагогов нашего учреждения за учебный год составило-43. В настоящее время методической службой готовится к публикации сборник, который станет итоговым продуктом инновационной деятельности Дворца и будет представлен на городской конкурс инновационных продуктов осенью 2018 года. Опыт учреждения по итогам инновационной деятельности был представлен на Московском международном салоне образования 2018. Только четырем учреждениям дополнительного образования  Санкт- Петербурга, в состав которых вошло и наше учреждение, было предоставлено почетное право принимать участие в работе Московского салона образования 18 апреля 2018 г.  В рамках интерактивной сессии «Инновационный характер развития дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге. Опыт работы. Презентация инновационных продуктов учреждений дополнительного образования детей» делегация в составе директора Е.В. Вергизовой, заведующего методическим отделом Е.В. Тихоновой, руководителя инновационной деятельности О.М. Владыко достойно представили опыт инновационной деятельности ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга. Таким образом, методический отдел Дворца осуществляет работу по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников  посредством эффективного и качественного сопровождения  педагогов при обобщении и распространении ими передового педагогического опыта.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический семинар «Развитие профессиональной компетентности педагогов»

Неделя молодого учителя.   Педагогический семинар  Тема : «Развитие профессиональной компетентности педагогов»Цель: развитие эмоциональной устойчивости и активизации интереса педа...

ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга

Учебное пособие «Удивительный город» составлено по материалам проведенных районных историко-краеведческих игр из цикла «Царское Село. Три столетия великой истории», посвящённого 300-летию Царского Сел...

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 15-16 апреля2015 года

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы...

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, и перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 29 сентября-1 октября 2014 г

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи и персп...

«Воспитательная работа в хоровой студии «Искра» Дворца детского (юношеского) творчества «На Ленской» Красногвардейского района»

Статья для педагогов дополнительного образования о воспитательной работе в детской хоровой студии "Искра"...