Иллюстративный материал в газете
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Тихонова Елена Николаевна

закрепление навыков работы с иллюстративным материалом, а также  развитие творческого мышления при оформлении первой  полосы газеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Иллюстративный материал55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия «Иллюстративный материал»

Информационно-медийное направление

Возраст:  14-15 лет

Цель: закрепить навыки работы с иллюстративным материалом, а также способствовать развитию творческого мышления при оформлении первой  полосы газеты.

Задачи:

1. Дать дополнительные сведения по иллюстративному материалу.

2. Рассказать о правилах съемки.

3. Разработать план номера.

Ожидаемые результаты

1.  Активно используют имеющиеся знания об иллюстративном материале.

2. Научились правильно держать камеру.

3. Сделали три титульных листа.

4. Спланировали экологический номер.

Форма проведения: практикум.

План занятия

Подготовительный

1. Организационный

2. Проверочный

Основной

1. Подготовительный

2. Усвоение новых знаний и способов действий

3. Первичная проверка понимания изученного

4. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

5. Обобщение и систематизация знаний

6. Контрольный

Итоговый

1. Итоговый

2. Рефлексивный

3. Информационный

Материально-техническое  обеспечение:

  • Мультимедийная установка.
  • Презентация к занятию.
  • Карточки игра «Крокодил»
  • Умные карточки «Народные сказки»
  • Фотоаппарат.
  • Канцелярские товары.
  • Карточки для деления на команды.
  • Набор газет черно белых и цветных

Ход занятия

Подготовительный этап

Во время всего занятия педагог работает с презентацией к занятию

Слайд 1

Педагог: Здравствуйте, каникулы продолжаются, какое у вас настроение?

Дети: Хорошее, среднее - скоро в школу.

Педагог: Прежде чем мы начнем поднимать себе настроение, давайте разделимся на группы. Выбирайте карточки.

И так у кого на карточках «солнышко», садится здесь, у кого «Гриб» идет вот сюда, а у кого «плюсик» сюда.

Все уселись?

Дети: Да!

Педагог: Посмотрите на экране крокодил. Какие мысли возникают, когда вы видите такую иллюстрацию.

Дети: Крокодил веселый, поэтому игра «Крокодил».

Педагог: Правильно это  игра «крокодил». Тема нашего занятия будет связана с иллюстрациями, умением их выбирать, так чтобы было понятно, о чем идет речь в статье. Пожалуйста, берите карточки. Вам нужно выбрать по одному слову из каждой категории: предмет, сказочный герой, эмоция.

Ребята  показывают слова жестами, мимикой остальные угадывают.

Педагог: Молодцы!

Основной этап

Слайд 2

Педагог: Тема занятия «Иллюстративный материал»,  проверим, что  вы знаете об иллюстрациях,  какие бывают виды информации, мы будем играть, рисовать, думать, презентовать.

Согласны?

Дети: Да!

Слайд 3

Педагог: В психологии есть такой термин – мнемотехника. Это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций. Перед вами пример запоминания стихотворения, здесь каждое слово имеет свой рисунок.  См. Приложение 1.

Слайд 4

Я предлагаю вам попробовать с помощью рисунков запомнить строчки стихотворения. А потом  попробуем вспомнить  стихотворение по вашим картинкам.

Слайд 5 На работу 5 минут. Работа по группам. Проверка задания.

Слайд 6

Педагог: На столе лежат газеты, выберите ту которая вам нравится, долго не думайте.

(ребятам предлагается распечатанный вариант одной и той же газеты, в цветном и черновом варианте)

Скажите, по какому принципу выбирали?

Дети: Цветная, яркая.

Педагог: Человек выбирает яркое и только потом смотрит содержание. Помните в газете важно содержание.

Слайд 7

И так информация!

По способу восприятия, какая бывает информация?

Дети: Зрительная, обонятельная, осязательная, вкусовая, слуховая.

Слайд 8

Педагог: Совершенно верно, вы все правильно назвали. Человек воспринимает информацию: видя красивые фотографии, чувствуя запахи, осязая материал, из которого сделана газета – простая бумага или глянец.

Скажите, а для кого очень, важны красивые, яркие иллюстрации?

Дети: Для детей.

Слайд 9

Педагог: Правильно, маленький ребенок не умеет читать, но он воспринимает информацию зрительно.  У меня три набора карточек со сказками. Вам нужно отсеять лишние карточки и собрать в правильном порядке сказку. На карточках нет слов только иллюстрации.

На работу 5 минут.

Проверка задания. Педагог и ребята приходят к выводу, что очень важно правильно выбирать иллюстративный материал.

Слайд 10 -11

Педагог: Сейчас идет 2017 год. Он объявлен президентом РФ, как год ……Год экологии

У нас осталось выпустить апрельский и майский номер, так как команд три, заглянем на будущий год – сентябрьский номер. У вас есть заголовок «Росток», пожалуйста, оформите его на экологическую тему и объясните, почему такое оформление.

Слайд 12 Практическая работа «Оформить заголовок «Росток» на экологическую тему»,

5 минут.

Слайд 13 - 21

Педагог: Давайте отвлечемся от рисования. Попробуйте с помощью иллюстраций, определить какая перед вами пословица.

Работа с презентацией «Пословицы и поговорки»:

Одно дерево срубил – посади сорок.
«Дерево дорого плодами, а человек – делами»,
Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Был бы лес, соловьи прилетят
Много снега - много хлеба, много воды - много травы
Убил бобра, а не нашёл добра.
Над лесом дождь дважды идёт.
Сломать дерево - секунда, вырастить – года.

Педагог: Какие вы знаете названия газет?

Дети: «Приволжская правда», «Пионерская правда», «Росток», «Комсомольская правда».

Слайд 22

Педагог: То есть, есть взрослые газеты и детские газеты и журналы. Они на экране. Посмотрите, чем они отличаются?

Дети: Взрослые содержат меньше ярких иллюстраций, а для детских это важно.

Педагог: Правильно.

Во взрослых газетах уделяется внимание текстовой информации. Обратите внимание в представленной газете на первой странице портрет Гагарина, о чем это говорит.

Дети: Снимок акцентирует внимание.

Педагог:  Ориентирует читателя – подсказывает тему публикации.

Иллюстрация  сопровождает, статью и неразрывно связана с текстом.

Текстовые материалы,  являются основой любой газеты.

В развлекательных газетах иллюстрации должны занимать большую площадь.

Слайд 23

Иллюстративный материал делится на две группы: фотографический и нефотографический. Как вы думаете,  какие иллюстрации относятся к первой группе?

Дети: портрет, жанровая фотография, коллаж.

Педагог: К второй группе относятся: рисунки, чертежи… Подсказывайте?

Дети: кроссворды, ребусы, карикатуры.

Слайд 24

Педагог: И так самая распространенная иллюстрация это фотография. От того как вы ее сделаете, зависит ее качество.

Приглашается учащийся, ему дается фотокамера и предлагается сделать снимок.

Первое правило: нужно уверенно держать камеру двумя руками, стоять прямо, найти точку опоры для левой руки.

Второе правило: чтобы снимки были без бликов и теней, нужно прикрепить белый лист на вспышку. Давайте попробуем сделать снимок, используя эти правила.

Слайд 25

Педагог: Иллюстрации отличаются по форме, размеру и способу размещения.

Газетным иллюстрациям чаще всего придают форму простого прямоугольника, вытянутого по вертикали или по горизонтали, но могут быть и другой формы.

 Выбирая форму иллюстрации, одновременно необходимо определить ее величину и размер. Нередко одна единственная выразительная иллюстрация большого размера производит большее впечатление и лучше смотрится на газетной странице, чем два три крошечных снимка или рисунка.

Наиболее удобно верстать иллюстрации размеров, кратных форматам текстовых колонок. Применяя в газете иллюстрации в основном стандартных размеров, полезно иногда помещать на полосу и нестандартные по размеру иллюстрации.

Привлекательно выглядит на газетной полосе узкий, сильно вытянутый по вертикали фотоснимок.

Педагог: Мы сегодня вспомнили и узнали много информации об иллюстрациях. Посмотрите на ваших столах листы А3, заголовки, которые вы оформляли, фломастеры, журналы, ножницы, клей. Перед тем как вы начнете, вспомните простые правила работы с ножницами: Как передаем ножницы? Как работаем с ними?

Слайд 26

Практическая работа: Создайте первую полосу газеты, используя б/у материалы. Тема экология, спланируйте номер и презентуйте страницу.  25 минут.

Презентация работ.

Итоговый:

Слайд 27

Подведение итогов:

Что запомнили?

Чему научились?

Что вызвало затруднения?

Спасибо за работу!

Методические рекомендации

  1. Для проведения занятия подготовьте презентацию, с кратким изложением текста занятия.
  2. Пригласите педагога, занимающегося фотографией.

Литература

http://nenuda.ru/иллюстрации-в-газете.html

http://900igr.net/prezentacija/obschestvoznanie/zanjatie-v-obedinenii-zhurnalist-po-teme-gazetnye-illjustratsii-224432.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс Иллюстративный материал

7 класс Иллюстративный материал.   Лексике...

Иллюстративный материал к уроку "Физика за чашкой чая"

Урок проводится после изучения процессов нагревания-охлаждения  и  сгорания топлива, поэтому ограничиваюсь только этим кругом вопросов....

Иллюстративный материал по литературе

Данный материал может быть использован при проведении уроков литературы в 5 класс....

Иллюстративный материал к уроку в географии в 5 классе по теме "Первое кругосветное путешествие"

Слайды, в которых размещены опорные пункты (основные) путешествия Ф. Магеллана....

В презентации помещен иллюстративный материал к уроку истории в 11 классе "Кризис моделей развития: конец 1960-х – 1970 –е гг."

В презентации помещен иллюстративный материал к уроку истории в 11 классе «Кризис моделей развития: конец 1960-х- 1970-е гг.»...

В презентации помещен иллюстративный материал к уроку истории в 11 классе "Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х – начало 1960-х гг."

В презентации помещен подробный иллюстративный материал к уроку истории в 11 классе «Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х - начало 1960 -х гг.». США п...