Занятие "Редактирование материала"
презентация к уроку (10 класс) на тему

Тихонова Елена Николаевна

Занятие "Редактирование материала"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Редактирование текста»

Автор-составитель: Тихонова Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования

Вид занятия: Занятие сообщения и усвоения новых знаний с элементами игры

Цель: Дать представление о процессе редактирования.

Задачи:

1. Научить выделять главное.

2. Отредактировать текст

Форм организации образовательного процесса: групповая и коллективная.

Год обучения: 2 год обучения

Место проведения: методический кабинет.

Материальное обеспечение занятия:  компьютер, мультимедийная установка, жетоны, цветные мячики,  наборы статей, стенд с игрой «100 к 1», таблица «Какое отношение к журналистике имеют эти рисунки». Листы белой бумаги по количеству человек. 4 стола с номерами.

Ход занятия.

Организационный этап

Добрый день! Сегодня мы будем учиться редактировать текст, это будет полезно и для написания сочинений и для работы в газете.

И так техника безопасности: бумага – можно порезаться.

Провода – переступаем осторожно.

Редактирование текста - процесс обработки текстовой информации для придания ей нужного вида.

Мы будем не сразу редактировать текст, а пойдем из далека и начнем с простого вопроса

Что можно сделать из этого листа?

Ответы учащихся

Сейчас за одну минуту постарайтесь с ним что - то сделать. (Результат)

Показ получившихся работ

А ещё из этого листка можно сделать. . . газету. Но достаточно ли для этого чистого листка бумаги?

Ответы учащихся

Конечно, нужно ещё желание, знания и живой интерес ко всему окружающему.

Основной этап

Сегодня,  мы будем работать с таблицей «Какое отношение к журналистике имеют эти рисунки» и выполнять задания. /см. Приложение/

Давайте создадим соревновательный момент. У нас будет жюри.

(выбор желающих)

Жюри будет давать жетоны за понравившиеся и правильные  ответы.

Посмотрите,  пожалуйста,  на таблицу.

 

№1 «ШАПКА» 

Как вы думаете, какое отношение она имеет к газете?

Ответы учащихся.

Это верхняя часть первой полосы, титул, включающий в себя заголовок, номер, эмблему.

Цифра №2 «УТКА» 

Как вы думаете, какое отношение она имеет к газете?

Ответы учащихся.

Это недостоверная информация, перевернутая.

Давайте  попробуем сделать перевернутые предложения.  Игра «Перевертыши». Популярная игра, смысл которой сводится к замене слов в известных фразах(пословицах, поговорках, крылатых выражениях).Это не просто веселая, но и полезная игра, так как она учит правильно понимать значение слова, прежде чем подобрать к нему антоним.

Например: Такая ужасная ночь, такой ужасный дуб – какой чудесный день, какой чудесный пень.

2016 год – Год российского кино, фразы для перевертышей возьмем из популярных советских фильмов.

Команды выбирают фразы

1. Москва слезам не верит   Хеллоу! Общежитие слушает!

2. «12 стульев»  Утром деньги - вечером стулья, вечером деньги - ночью стулья..

3. «Большая перемена»    Вот так всегда: работаешь, работаешь, а потом - бац! - и вторая смена

4. Весна   Красота – это страшная сила!

Квадратик- Колобок,

Михаил Крестьяныч и беленький зайчик – Иван Царевич и серый волк,

Безгорбый верблюд – Конёк-Горбунок,

Эдик в обыкновенной деревне - Алиса в стране чудес,

Жаба – домоседка – Лягушка – путешественница,

Принц на тыкве – Принцесса на горошине,

Ржавая отмычка – Золотой ключик,

Утки – селезни – Гуси – лебеди,

1 год – 12 месяцев,

Большой и кто-то, кто не живет в подвале – Малыш и карлсон, который живет на крыше,

Девочка с ручку – Мальчик с пальчик,

  Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”

Скажите в чем смысл данного текста?

Учащиеся: В тексте говорится о двусмысленности слов.

№3 КУРИЦА .

Как вы думаете, какое отношение она имеет к газете?

Ответы учащихся.

Это отбор нужных полезных фактов из кучи собранной информации.

Проверка текста.

Скажите, а перед тем как вставлять пропущенные слова, вы прочитали текст?

Ответы учащихся.

Жюри оценивает быстроту и правильность подобранных слов.

Обратите внимание на слайд. Кто хочет прочитать.

Работа с слайдом «Результаты исследований»

№4 ШТАМП .

Как вы думаете, какое отношение он имеет к газете?

Ответы учащихся.

Это значит  мыслить штампами, часто встречающимися выражениями

Тест Эббингауза (заполнение пропущенных в тексте слов) применялся для самых разнообразных целей: выявления развития речи, продуктивности ассоциаций. С успехом может быть использована для проверки критичности мышления. 
КМ  - это свойство мышления, характеризующее способность выявлять ошибки и несоответствия, исправлять эти ошибки, обнаруживать сильные и слабые стороны изучаемого объекта, соотносить контролируемые объекты или процессы с эталоном, обосновывать истинность выдвигаемых предположений.


Над городом низко повисли снеговые……………… Вечером началась…………..… Снег повалил большими………….... Холодный ветер выл как……..………дикий……………… На конце пустынной и глухой……………… вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с…………..….пробиралась по………………… Она была худа и бедно………………… Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и……………….ей идти. На ней было плохое        с узкими рукавами, а на плечах………………… Вдруг девочка……………….и, наклонившись, начала что-то……………….. у себя под ногами. Наконец она стала на ……………. и своими посиневшими от…….……ручонками стала …………………. .по сугробу.

Для работы над текстом 7 минут.

Группы читают текст. Делается вывод о красоте и выразительности, разнообразии представленных вариантов одного текста.

Жюри выбирает наиболее удачный вариант.

№5 ПОДВАЛ

Как вы думаете, какое отношение он имеет к газете?

Ответы учащихся.

Место в нижней части полосы, где располагается горячая информация, появившаяся в самую последнюю минуту.

Предлагаю вам сделать перерыв и поиграть. Игра «100 Х 1»

Тур 1. «Простая одинарная игра»

Каждое очко, заработанное командой, умножается на единицу.

Вопрос: Что прячут от детей?

1. Спички 58
2. Лекарства 12
3. Конфеты 6
4. Острые предметы 6
5. Все 3
6. Книги 2

Тур 3. «Тройная игра» 

Каждое очко, заработанное командой, умножается на три.

Вопрос: Чего нельзя делать на уроке, а очень хочется?

1. Болтать 41
2. Играть 11
3. Спать 10
4. Смеяться 9
5. Списывать 5
6. Есть / Жевать 5

Тур 4. «Игра наоборот»

Командам предлагается также определить самый редкий ответ на вопрос, тот ответ, который находится на самой нижней строчке табло. После того, как ведущий задал вопрос, командам на обдумывание дается 30 секунд.
Вопрос: Самое важное изобретение человечества?

1. Колесо 15
2. Велосипед 30
3. Свет, электричество 60
4. Телевизор 120
5. Телефон 180
6. Огонь 240

Тур 5. «Большая игра» (Слайд 10)

Задание: играют по одному человеку из двух команд набравших наибольшее количество баллов. Ведущий в течение 15 секунд задает 5 вопросов одному игроку (в отсутствие второго), а потом на эти же вопросы отвечает второй игрок (в течение 20 секунд). Совпавшие ответы не засчитываются. Набранные балы суммируются.

1. Авто... (инспектор — 31 человек, запчасти — 22, завод — 21, база — 18, парк — 8, стоянка — 1).

2. Мото... (клуб — 24 человека, спорт — 23, шлем — 22, блок — 18, роллер — 13).

3. Авиа... (кассы — 22 человека, билет — 21, перевозки — 20, конверт — 17, перелет — 13, клуб — 7).

4. Вело... (спорт — 24 человека, гонки — 23, трек — 17, кросс — 15, маршрут — 13, дорожка — 8).

5. Электро... (щит — 27 человек, чайник — 25, плита — 19, самовар — 17, монтажник — 7, насос — 5).

№6 НАСКАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ.

Как вы думаете, какое отношение она имеет к газете?

Ответы учащихся.

Первая газета появилась в др.Китае 1300 лет назад, называлась «Тчинь Пао».

Дети очень любят писать на заборе, но не всегда грамотно, посмотрите презентацию и исправьте ошибки: ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2-8

Давайте поработаем с предложениями, нужно не только исправить ошибки, но и само предложение. (учащиеся выбирают напечатанные на листах предложения и исправляют)

  1. Призыв к забастовке был поддержан более сотни шахтеров. (... более, чем сотней...)
  2. Лекция произвела хорошее впечатление, так как она была очень удачная по содержанию и форме. (... была очень удачна...)
  3. Нижний Новгород расположен по обоим сторонам Оки. (... по обеим сторонам...)
  4. Я верю в будующее этого юноши. (... в будущее...)
  5. На место преступления прибыли сотрудники уголовного розыска с собаками, вызванные для поимки преступника. (... вызванные для поимки преступника сотрудники...)
  6. Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. (Когда вы закрываете книгу, у вас... или: Закрыв книгу, вы надолго сохраните в памяти образы ее героев.)
  7. Газеты сообщают, что фермер Джон сошел с ума, выбросившись из окна двенадцатого этажа. (... сошел с ума и выбросился... или ... сойдя с ума, выбросился...)
  8. Громадное большинство населения голосовали за демократов. (... голосовало...)
  9. Я люблю игру на рояле и петь. (... играть на рояле... или ... игру на рояле и пение.)
  10. В спорте большое значение играет упорная тренировка и выдержка. (... большое значение имеют... или ... большую роль играют...)
  11. Его характер тверд и несгибаемый в любых ситуациях. (... несгибаем...)

Жюри выдает жетоны, за правильный вариант

№7 КОРЗИНА .

Как вы думаете, какое отношение она имеет к газете?

Ответы учащихся.

Это значит отжать воду, освобождение текста от ненужных фраз, слов.

Прослушайте текст. Оригинал и вариант редактированного текста.

 Летнее ненастье

На ясном небе собирались темные тучи. Подул резкий ветер. Умолкли голоса птиц. Небо темнело от собиравшихся туч. Начался проливной дождь. Засверкали яркие вспышки молний.

Мой вариант. Летний день. Ничто не предвещало бури. Но вдруг подул резкий ветер, небо затянули темные тучи. Умолкли голоса птиц. Засверкали яркие вспышки молний. Начался проливной дождь.

Отредактируйте следующий текст:  

Отредактируй. Замени повторяющиеся слова синонимами.

Слышится легкий запах далекого костра. Легкий ветерок колышет листья деревьев. Легкий вечерний туман сгустился над полем. Вокруг царит легкий полумрак долгого июньского вечера. Легкую грусть навевает этот пейзаж.

Проверка работы групп.

Жюри и педагог выбирают лучший вариант.

 

 Работа с презентацией: Слайд. НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ ЧИТАТЕЛЯ

1.  Редактирование начните с того, что просто прочтите материал до конца, поймите, что хотел сказать автор.

2.  Поймите главную мысль материала и убедитесь, что она вынесена в лид (кроме художественно-публицистических материалов).

3.  Любой текст можно сократить, если Вы твёрдо уверены, что это не повредит материалу.

4.  Убедитесь, что материал понятен, на все вопросы есть ответы.

5.  Всё проверяйте: факты, фамилии, инициалы, даты, цифры.

6.  Слишком длинные предложения укорачивайте.

7.  Неизвестные слова должны быть объяснены, иностранные - переведены.

8.  Проверьте грамматику, стиль, выбросьте штампы.

9.  Спорная, критическая или противоречивая информация должна иметь ссылки на источник.

10. Сокращайте! Этим Вы освобождаете место под другие материалы.

 №8 НОЖНИЦЫ .

Как вы думаете, какое отношение они имеют к газете?

Ответы учащихся.

Подгонка материала. Статья велика, а места мало. Редактирование текста «Музей.

Задание: нужно сократить текст на 240 знаков.

Проверка задания. Выделение лучшего варианта.

Жюри выдает жетоны

Заключительный этап

Подсчет жетонов. Определение победившей группы.

Подводя итог занятию, использовали прием из технологии ТРКЧМ “Шесть шляп”.

Одну из шляп берет педагог (можно сразу взять красную).

Белая шляпа: О чём мы узнали сегодня?

Желтая шляпа: Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему.

Зелёная шляпа: О чём можно было ещё поговорить?

Красная шляпа: Какие чувства вызвала тема занятия?

Черная шляпа: Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло?

Синяя шляпа: Что дало это занятие каждому.

F:\заявка.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал к классному часу посвященный Дню матери

В работе предлагается наглядный материал посвященный Дню матери....

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"

Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....

Мои родные (материал на конкурс): Чтобы помнили:рядовые Великой Победы, материал с фольклорной практики

Представленный материал повествует о военных годах и довоенной жизни. В основу материала положены воспоминания и рассказы моих родителей....

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных``

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных` `...

Рай там, где ступает нога матери. День Матери, 5В

Сердечки признаний, облачка пожеланий, танцы маминого детства, любимое мам в детстве, о чем мечтали мамы, о мамах в искусстве. ...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Внеклассное мероприятие "Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение", посвященное Дню матери

Главная задача учителей пенитенциарных школ  - помочь осужденным «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами ...