Главные вкладки

    Рай там, где ступает нога матери. День Матери, 5В
    классный час (5 класс) по теме

    Пахомова Светлана Иосифовна

    Сердечки признаний, облачка пожеланий, танцы маминого детства, любимое мам в детстве, о чем мечтали мамы, о мамах в искусстве.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл den_materi_konspekt.docx28.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЙ ТАМ, ГДЕ СТУПАЕТ НОГА МАТЕРИ

    Ф.ЛИСТ. Венгерская рапсодия № 2. ТРЕК 7 «Созвездие хитов»

    Учитель.

    Первое слово малыш произносит:

    - «Мама!»

    Вырос. Солдатом пришел на вокзал:

    - «Мама!»

    Вот он в атаке на дымную землю упал:

    - «Мама!»

    Встал. И пошел. И губами горячими к жизни припал:

    - «Мама!»  (Сергей  Островой)

    …Слово это не обманет,

    В нем сокрыто жизни существо.

    В нем — исток всего. Ему конца нет.

    Встаньте, дети! Я произношу его:

    МАМА!    (Р. Гамзатов)

    ____Мама, мамочка... Сколько тепла таит это магическое слово, которым  называем  самого ____дорогого, ______близкого, _____единственного человека.  _____Материнская любовь греет нас до старости.

    _____Мама учит нас быть мудрыми, _____дает советы, _________заботится о нас, _____оберегает нас,______поет  колыбельные, ______рассказывает волшебные сказки. (Дети садятся)

    1 вед. На  дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной, ближе к 8 марта. Почему же мы заговорили о ней сегодня?

    2 вед. Во время войны, в 1944 г., когда страна знала, что Победа — скоро, что надо заживлять самую страшную рану — потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден «Мать-героиня». 1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной.

    1 вед. А в  1997 г. Государственная дума приняла Указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.

    Учитель.  Через годы человек проносит в своем сердце материнскую любовь. Через века человечество сохраняет  шедевры искусства, прославляющие Мать.

    ______Картина «Мать» была написана художником К. Петровым-Водкиным в 1915 г., когда шла Первая мировая война. В ней художник утверждает мысль о том, что жизнь побеждает смерть. Идет война. Город, где живет эта женщина, находится в кольце блокады. Поэтому фон картины тревожен. Но лицо кормящей матери спокойно, она занята делом, важней которого для нее ничего нет. Ее губы сжаты, взгляд строг, преисполнен надежды, веры в жизнь.

    2 вед. Эту картину в большевистской России еще называли «Петроградской мадонной».

    ЧТЕЦ. У русских женщин

    Есть такие лица:

    к ним надо приглядеться

    Не спеша,

    Чтоб  в  их чертах

    Могла тебе открыться

    Красивая и гордая душа.

    Такая в них естественность, свобода,

    Так строг и ясен

    Росчерк их бровей.

    Они, как наша русская природа.

    Чем дольше смотришь.

    Тем еще милей.

    «Ave Maria» Дж.Каччини. ТРЕК № 5

    ЧТЕЦ.   Я  часами глядел на мадонну,

    Что бессмертье дала Рафаэлю,

    На глаза...

    Не от них ли, бездонных,

    Даже черствые души светлели.

    Не сводил с нее взгляда, покуда

    Дымку облак, накинув на плечи,

    Как пригрезившееся чудо,

    Мне шагнула

    Мадонна навстречу.

    _______Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна»  Рафаэля. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария — идеал материнства.

    ______Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы. Мария должна была отдать им своего сына — маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

     ____Мария остановилась у границы двух миров — небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Пред Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст,  ангелы. Прекрасные глаза матери печальны.

    ___Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы.

    ____И в глазах ребенка —тревога. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно вглядывается в людей.

    ____С  какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором мы читаем вопрос:

    _____«Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?»

    «Ave Maria» Дж.Каччини. ТРЕК № 5  2.55-3-15сек.

    Старшеклассник. Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

                   Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

    Пятиклассник. Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня - и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

          - Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне кон-верт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, — ты забыл деньги, мальчик, а я думаю - расстроишься, так вот - принесла.

            Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

     Старшеклассник.  Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза,

    Пятиклассник.- я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

    Старшеклассник.   Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед.  3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

     Пятиклассник. На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

    Старшеклассник.  Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

    Пятиклассник. Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

     ЧТЕЦ. В светлый час, когда ты весела,

    Я люблю глаза твои, но может,

    В час, когда печаль на них легла,

    Мне твои глаза еще дороже.

    Я люблю твои глаза всегда –

    И когда вдруг  солнце в них сверкает,

    И в мгновенье краткое, когда

    Кажется, в них вечность застывает,

    В час, когда все хорошо идет,

    Предо мною глаз твоих свеченье.

    Мне они горят в часы невзгод,

     Ибо в них ищу я утешенье.

    Я читаю в них вину свою

    И свое читаю оправданье,

    В них я вижу и весну свою

    И свое я вижу вдохновенье.             Кайсын Кулиев  «Я люблю твои глаза»

    Учитель.  Среди этих трогательных признаний (стенд «Облачка-признания»)

    благодарность мамам мам – мудрым и терпеливым бабушкам. Вот одно из них.

    _______Хочу признаться: я люблю

    И  плечи бабушки усталые,

    Глаза ее горячие, упрямые,

    Которые украдкой часто

    Смотрели бережно, с опаской.

    Ее волос приятных седину

    И голоса святую хрипотцу,  

    Хочу признаться,  я люблю.

    Учитель. Когда-то,  и не очень-то давно, мамы были маленькими девочками, уплетали мороженое, саднили коленки, прыгали в скакалки, пели песенки.

    ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАУЗА «ПЕСНИ ДЕТСТВА НАШИХ МАМ»

    «Белогривые лошадки» (трек № 3),  «Танец маленьких утят» (№ 2).

    РАССКАЗ ОБ ИГРУШКЕ ДЕТСТВА МАМЫ.

    Учитель.  Среди первых книг  и вас, и ваших мам были книжки со стихами «Подскажи словечко». Вот какие  истории рассказывает об игрушках Агния Барто и вы.

    Уронили мишку  …на пол, оторвали мишке …лапу.

    Все равно его не …брошу, потому что он…хороший.

                          Зайку бросила …хозяйка,      под дождем остался зайка.

                          На скамейку влезть не смог,   Весь до ниточки …промок.

    А у САШИ ГЕРАСИМЕНКО тоже есть своя история про мамину игрушку.

    РАССКАЗ ПО ДЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ МАМЫ.

    Учитель. Во всех семейных альбомах есть чудные фотографии с забавными и серьезными мордашками девчушек. Едва уловимо сходство  с мамами, а на некоторых удивительное сходство с дочкой. А вот про девочку на этой фото-

    графии  расскажет __________.

    КОНКУРС  «ЛЮБИМОЕ ДЕТСТВА МАМ». Как много могут рассказать фотографии и игрушки!  А что знают детки о детстве своих мам? Проводим конкурс «ЛЮБИМОЕ ДЕТСТВА МАМ». Приглашаются мама и ребенок_____

    Самая любимая каша.

    Любимый предмет мамы в школе.

    Любимая книжка, игрушка мамы.

    Любимая пора года.

    Как ласково называла маму в детстве ее мама?

    Любимая  песня детства мамы.

    Любимое ее занятие вне школы.

    Имя любимого друга, подруги мамы.

    На какой улице прошло детство мамы?

    Кем мечтала стать мама, когда вырастет?

    Кличка любимой кошки, собаки, попугая (или имя любимой куклы).

    Боялась ли в детстве мама темноты?

    Любимая одежда?

    Любимый сорт  мороженого?

    Любимый литературный, сказочный персонаж?

    «Ave Maria» Дж.Каччини. ТРЕК № 7(выходит группа детей)

    Учитель. Все эти годы твержу непрестанно

    Самое нежное слово –

    Мама!

    _____Ибо любовь рождена

    ВСЕ: матерями,

    _____ибо земля спасена

    ВСЕ: матерями.

    _____Матери маленьких нас  пеленали,

    _____матери нас на коленях качали,

    _____ имя нам дали

    _____ словам научили

    _____ слабых нас нежной любовью хранили.

    _____Первое слово мы произносим – Мама!

    Учитель. Последнее слово из жизни уносим – Мама!

    _____На жизнь ____ и на песню,  _____на счастье

    _____дала мне ты право.

    _____ И я говорю тебе каждой строкою за это –

    ВСЕ: Слава!

    Мальчики: Ничто не сотрет это слово

    Девочки: Ничто не остудит на свете.

    Мальчики: Пусть тот,

     Девочки: кто про мать позабыл,

    ВСЕ: ПРЕЗРЕННЫМ ПРЕБУДЕТ НАВЕКИ! (Муса Джангазиев)

    Учитель. Я низко кланяюсь вам потому, что вы Женщины,  - признается Борис Васильев, автор романа «А зори здесь тихие». Это ваши муки производят на свет новые жизни. Это ваши бессонные ночи выращивают из беспомощных крикунов старательных девочек и бесстрашных мальчиков. Это ваше великое терпение, ваши руки и ваши сердца делают из мальчиков и девочек прекрасных девушек и благородных юношей. И это ваши заботы и ваш труд, ваша любовь благословляют их на подвиги во имя жизни на земле. Цепь времен скована из сердец  (открывается большое сердце из сердечек с пожеланиями, сделанных детьми) бабушек, мам и дочерей, и нет в мире меча, способного разрубить эту бесконечную пряжу человечества...

             Мира и счастья Земле, по которой идешь ты,  Женщина! Ведь и сама Земля вращается только потому, что ты шагаешь по ней...    

    (Дети снимают с доски «сердечки»-пожелания, облачка-признания и вручают мамам).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДЕНЬ МАТЕРИ – ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ

    Открытое мероприятие ко Дню Матери...

    классный час День матери и День отца

    5 класс - праздник для мам и пап, с целью- развивать чувства уважения и любви к самым  близким людям - родителям-формировать уважительное отношение к семейным ценностям; формировать нравственные ...

    Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе Тема Там, где ступала нога человека. (ФГОС)

    внеурочное занятие разработано по программе Самковой "Моя первая экология" для учащихся 3 класса. Время занятия- 45 мин.1.     Обучающая (когнитивная) цель: Организовать деят...

    Материал для родителей: классный час "День матери"

    Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества  через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...

    День Матери ( День Отца).Пословицы и поговорки о матери и отце.

    В последнее время в нашей стране стали отмечать праздники,которые пришли к нам с Запада.Одними из них являются День отца(3-е воскресенье июня) и День матери(4-ое воскресенье ноября).На Руси иcпокон ве...

    РАЙ ТАМ, ГДЕ СТУПАЕТ НОГА МАТЕРИ

    Первое слово малыш произносит:- «Мама!»Вырос. Солдатом пришел на вокзал:- «Мама!»Вот он в атаке на дымную землю упал:- «Мама!»Встал. И пошел. И губами горячими к жизни припал:- «Мама!»  (Сергей ...

    Праздничная программа для мам и детей ко Дню матери «ДЕНЬ МАТЕРИ – ПРАЗДНИК ЛЮБВИ И БЛАГОДАРНОСТИ! ДОРОГОЙ И ЕДИНСТВЕННОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ!»

    Сценарий праздничного выступления. Цель: воспитание уважения к женщине-матери; способствовать нравственному воспитанию учащихся....