Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности "Приемы конструирования из бумаги"
рабочая программа

Антонова Наталья Геннадьевна

Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bazovyy_uroven.2019docx.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Городского округа Балашиха

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Гимназия №1"

Рассмотрено                                                                        Утверждаю:

на заседании кафедры                                         Директор МАОУ "Гимназия №1"  

                                                                              ________________Дроздова О.П.

 Протокол №                              .                          

"____"______________  20___г.                                              "_____"_____________________20__г.

        

Дополнительная общеразвивающая программа

научно-технической направленности

«Технические приемы конструирования из бумаги»

(Базовый уровень)

Возраст обучающихся: 6-11 лет

Срок реализации: 2 года.

Автор-составитель:

Антонова Наталья Геннадьевна,

педагог

дополнительного образования.

г.о Балашиха,

мкр. Железнодорожный,

2019г.

Пояснительная записка.

Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой  дают возможность привить этот вид творчества у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного конструирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации).

Программа научно-технического направления, имеет блочно-модульную  модель. В основу содержания каждого блока положена определенная последовательность теоретических и практических  занятий.  По мере необходимости(устойчивый интерес к определенной тематике, возрастные рамки группы, актуальность темы и т.д)блоки могут взаимозаменяться. Каждый модуль(блок)разработан как приложение к программе.

Содержание программы строится по спирали, в каждом новом разделе идет опора на базовые понятия, полученные в предыдущем и их расширение, построена «от простого к сложному». Программа ориентирована на возрастные возможности детей 6-12 лет. Представляет собой базовый уровень, в который приходят обучающиеся, освоившие стартовый уровень программы.

 В Программе «Конструирование из бумаги» рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги  с использованием самых разнообразных техник.

Частично программа ориентирована на возрождение патриотических, нравственных и духовных традиций: участие обучающихся в социальных проектах, благотворительных акциях («Пасха в каждом доме»), акциях патриотического характера («Бессмертная Эскадрилья», «Открытка ветерану» и т.д). Важнейшей составной частью воспитательного процесса сегодня является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающихся.

Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы.  Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.

Характерной особенностью программы является формирование у ребенка здорового образа жизни, что находит свое отражение в постановке задач, ожидаемых результатах, и в мониторинге воспитательных результатов.

Оригинальность данной образовательной программы заключается в том, что в содержание изучаемого курса включены разделы из программ художественно-эстетической направленности, что содействует успешному участию обучающихся в выставках и конкурсах как технической направленности, так и художественно-эстетической, что несомненно способствует более разностороннему развитию ребенка.

Актуальность созданной программы заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Требования эти актуальны всегда. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Значительное место отведено графической подготовке кружковцев, так как в техническом кружке важно сформировать навыки в графическом изображении строительных объектов. В процессе работы, обучающиеся знакомятся с терминами, наиболее часто встречающимися в строительстве (фасад, колонна, балкон и т.д.).

        Наряду с выполнением эскизов, кружковцы учатся проводить обмеры строительных сооружений, знакомятся с законами композиции.  

        Изготавливая макеты строительных сооружений, дети учатся использовать в работе бросовый и нетрадиционный материал (упаковки от продуктов, картонные коробочки, спички, туалетную бумагу).

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Педагогическая целесообразность.  Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса посредством среды с применением конструирования и моделирования из бумаги, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

В кружке проводятся беседы по истории архитектуры, о современных материалах, применяемых в строительстве, о художественно-специфических особенностях творчества архитекторов-дизайнеров. В рамках программы проводятся экскурсии в город, с целью ознакомления с особенностями технических решений постройки современных зданий, мостов и других строительных сооружений. Изготовленные макеты строительных сооружений участвуют в конкурсах и выставках.

          Особенность данной программы – подбор методики обучения с учетом возраста ребенка. В отличие от других программ (Ильина Т.П. Кружок «Бумагопластика», Блохина А.Ф. «Бумагопластика»), в данной программе обучающийся движется к более глубоким знаниям, от элементарных умений – к более сложным в выполнении объектам моделирования и макетирования. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному.

Цели и задачи:

Цель:  Формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для самореализации личности ребёнка, раскрытия творческого потенциала путем приобщения к конструированию из бумаги, развитие технических интересов у обучающихся.

Задачи:

Личностные УУД:

  • Расширить коммуникативные способности, умение работать в команде и в паре.
  • Сформировать умение следовать  инструкциям педагога.
  • Сформировать умение выдвигать гипотезы и умение их обосновывать (выявление конструкторских способностей - профессиональной ориентации).
  • Сформировать самоопределение в деятельности, жизни.
  • Сформировать аналитическое мышление.
  • Сформировать нравственные основы личности (чувство локтя, плеча).
  • Сформировать стремление применять полученные знания на практике.
  • Сформировать потребность личности в непрерывном самосовершенствовании и самообразовании (не останавливаться на достигнутом).
  • Сформировать мотивацию учебной деятельности.
  • Сформировать навыки ЗОЖ.
  • Приобрести навыки сотрудничества.
  • Сформировать техническую грамотность.

Познавательные УУД:

  • Пробудить любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развить стремление разобраться в их конструкции и желание выполнить модель этих объектов.
  • Развить фантазию, воображение, наглядно-образное мышление, творчество, интерес к процессу работы и получаемому результату.
  • Расширить речевую деятельность (развитие речи, изложение мысли).
  • Сформировать умение читать графические схемы, чертежи и эскизы.
  • Обучить и закрепить навыки работы с режущими, колющими и мерительными инструментами при конструировании из бумаги и картона.
  • Развить творческие способности детей и конструкторские умения в процессе выполнения макетов архитектурных сооружений;
  • Развить смекалку кружковцев, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности;
  • Развить образное пространственное мышление, кисти рук и глазомер;
  • Развить воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Пробудить любознательность и интерес к законам построения архитектурных сооружений и желание выполнять макеты.
  • Познакомить с известными инженерами, архитекторами, конструкторами.

Регулятивные УУД:

  • Сформировать умение составлять план действий, нахождение вариантов решения с учетом конечного результата.
  • Сформировать умение управлять эмоциональным состоянием и при успехе и при неудаче.
  • Сформировать умение управлять поведением партнера (умение сотрудничать).

Коммуникативные УУД:

  • Научить формировать собственную позицию, личное мнение, высказывание.
  • Сформировать умение задавать правильно вопрос.
  • Научить адекватно оценивать свое поведение в различных ситуациях.
  • Сформировать умение контролировать поведение окружающих

Результат:

Личностный:

  • Умение следовать инструкциям педагога.
  • Проявление «+» ых личностных качеств.
  • Сформированный устойчивый интерес к творческой, конструкторской деятельности.
  • Стремление к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию (желание не останавливаться на достигнутом).
  • Четкое самоопределение в деятельности, жизни.
  • Сформированное аналитическое мышление.
  • Умение применятьть полученные знания на практике.
  • Сформированные навыки ЗОЖ.
  • Освоение навыков учебной деятельности:
  • Внимательно слушать педагога.
  • Самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу.
  • Адекватно оценивать результат своей деятельности.
  • Бережно относиться к результатам чужого труда.
  • Работать в команде и группе.

Метапредметный:

  • Освоение технических приемов работы с различными материалами.
  •   Сформированная любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развить стремление разобраться в их конструкции и желание выполнить модели этих объектов.
  • Развитая мелкая моторика рук и глазомер.
  • Развитая фантазию, воображение, интерес к процессу работы и получаемому результату.
  • Расширенный политехнический кругозор ребенка при работе с мерительным и чертежным инструментами и различными материалами.
  • Правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
  • Умение организовать свое  рабочее место.
  • Освоение основ черчения и геометрии.
  • Знание  известных инженеров, архитекторов, конструкторов и примеров их деятельности.
  • Сформированные навыки ЗОЖ.
  • Участие в социально значимых акциях («Пасха в каждом доме», «Открытка ветерану», «Бессмертная эскадрилья» и т.д.).

Предметный:

  • Владение различными приемами работы с бумагой. Знание области применения и изготовление бумаги, названия различных видов бумаг и картона, названия различных видов бумаг и картона, основные геометрические понятия и базовые формы, основных свойств материалов.
  •  Знание  необходимых инструментов, материалов и приспособлений  для работы с бумагой и картоном.
  •  Владение  словарем специальных терминов.
  • Сформированный интерес к устройству простейших технических объектов, стремление разобраться в их конструкции и желание выполнить модель этих объектов.
  • Умение читать графические схемы, чертежи и эскизы.
  • Сформированные навыки работы с режущими, колющими и мерительными инструментами при конструировании из бумаги и картона.
  • Знание основных графических изображений и обозначений для самостоятельного чтения простого чертежа, технического рисунка, схемы.
  • Владение  технологией постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, умение работать с шаблонами.
  • Умение читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Умение определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия.
  • Самостоятельно (по шаблону) построить модель из бумаги или картона.
  • Владение основными приемами работы с бумагой: сминанием, сжатием, скручиванием, обжиманием, продавливанием.

Достижение результатов осуществляется через следующие средства:

  • Коллективные формы деятельности обучающихся (взаимодействие между собой в коллективе).
  • Участие в конкурсах (самоанализ и саморазвитие, мотивация к саморазвитию).
  • Обучить построению разверток простейших геометрических тел (цилиндр, призма, конус, пирамида) и приемам их художественного оформления по предложенному образцу;
  • Умение  разрабатывать эскизы простых элементов и конструкций архитектурных сооружений (окно, дверь, крыша);
  • Знание видов чертежных проекций;
  • Знание, что такое архитектурный стиль и иметь представление об основных архитектурных стилях;
  • Сведения о знаменитых архитекторах и известных архитектурных сооружениях;
  •  Знание и понимание  терминов, наиболее часто встречающиеся в строительстве;
  • Под руководством педагога коллективно умение разрабатывать план выполнения макета  архитектурного сооружения с усложненными элементами.

Программа уникальна в том, что дает ребенку достаточную возможность почувствовать себя успешным.  Многие программы по работе с бумагой ориентированы на использование одного вида деятельности: оригами, модульное оригами, конструирование из бумаги, аппликация, и имеют художественно-эстетическое направление (Ильина Т.П. Кружок «Конструирование из бумаги», Блохина А.Ф. «Моделирование из бумаги»). В программу «Конструирование из бумаги» включены различные виды работы с бумагой: конструирование из полосы, оригами, конструирование по шаблону, плоскостное и объемное моделирование, конструирование простейших геометрических тел, конструирование макетов и моделей технических и архитектурных объектов и игрушек, стендовое моделирование. В этом заключается ее отличительная особенность. Для детей младшего и среднего школьного возраста смена видов деятельности очень необходима. Это позволяет познакомиться с различными способами работы с бумагой, способствует сохранению интереса к работе. Творческие задания стимулируют развитие исследовательских навыков. Ученики могут выбрать задания различной степени сложности, выполненные в одной технике.  

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена для детей разных возрастов - от 7 до 11 лет. Она развивается “по спирали”, т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания.

Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.

Программа направлена на развитие у детей самостоятельных художественных замыслов, которые появляются в процессе работы -  в этом ее тематическая ценность. 

Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся является способом реализации одной из важнейших задач образования – научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия выбранных вариантов решения.

        Учебно-исследовательская и проектная деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися в виде задачи, результат деятельности - способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

        Эта деятельность, позволяет проявить себя индивидуально, в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, презентовать достигнутый результат.

        Учебно-исследовательская и проектная деятельность - совместная деятельность обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний.

Отличительные черты учебно-исследовательской и проектной деятельности:

- Исходный пункт обучения - интересы обучающихся.

- Реализация принципа самодеятельности производимой работы обучающихся.

Принципы и условия построения программы:

  • Доступность - простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям  детей.
  • Наглядность -  иллюстративность, наличие дидактического материала.
  • Демократичность и гуманизм – взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих способностей.
  • Научность – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
  • «От простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребенок переходит к выполнению сложных творческих работ.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения.

В процессе работы по программе обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Обучающиеся  могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.                                

Программа «Конструирование из бумаги» ориентирована на возрастные возможности детей 6-11 лет, построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Возрастные особенности:

Младший школьный возраст — 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагога. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), которые начали формироваться у ребенка в дошкольный период. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем 7 школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей. Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими. Самооценка ребенка зависит от характера оценок, даваемых взрослыми успехам ребенка в различных сферах деятельности. В этом возрасте дети узнают многое о самих себе, об окружающем мире и отношениях с близкими людьми. На данном этапе обучения детей важными составляющими содержания деятельности дополнительного образования являются развитие речи, как основного способа общения, формирование научно-популярной картины мира, этическое и эстетическое воспитание, развитие стремления к самосовершенствованию.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Продолжительность образовательного процесса составляет 432 часа:

2 год обучения 216 часов;

3 год обучения 216 часов.

Особенности организации образовательного процесса:

2 год обучения 2 занятия в неделю по 3 часа;

3 год обучения 2 занятия в неделю по 3 часа.

Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения сообщаются учащимся, например, в форме познавательных бесед небольшой продолжительности с пояснениями по ходу работы. Практическая работа, закрепляет и углубляет теоретические знания, формирует соответствующие навыки и умения.

Продолжительность занятия 45 минут, с обязательным включением в структуру занятия двух физкультминуток, используются здоровьесберегающие педагогические технологии. Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы.

 При наличии свободных мест на 2м и 3е г. о., педагог через собеседование и тестирование может зачислить желающих на вакантное место.

Наполняемость групп:

Второй год обучения: 8-10 человек.

Третий год обучения: 6-8 человек.

     Способы определения результативности:

       Для успешного овладения детьми содержания программы использованы следующие методы отслеживания (диагностики) результативности:

  • Педагогическое наблюдение на всех этапах реализации программы;
  • Педагогический анализ устных опросов, тестов, практических и самостоятельных заданий;
  • Педагогический анализ активности на занятиях;  участие детей в конкурсах и выставках;
  • Оформление стенда лучшими работами детей в  процессе  занятий по разделам программы.
  • Защита индивидуального проекта является одной из составляющих системы мониторинга образовательных достижений.

               Формы подведения итогов реализации программы:

  • Участие обучающихся в конкурсах, выставках на муниципальном, всероссийском и международном уровне (в течение года).
  • Подготовки совместной или самостоятельной работы детей для участия в городском конкурсе начального технического творчества(1 раз в год).
  • Коллективный анализ работ, выполненных обучающимися  по программе на итоговом занятии(1 раз в полугодие: декабрь, май).
  • Тестирование (в конце 2го года обучения). Приложение №1, №2.
  • Контрольные задания (после каждого тематического раздела). Приложение №3.
  • В конце 3го года обучения обучающийся защищает конструкторский(дипломный) проект с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения, как результат освоения базовой программы «Технические приемы конструирования из бумаги».

Наглядные пособия:

  •  Иллюстрации;
  •  Образцы различных видов бумаг  и картона;
  •  Чертежи;
  •  Шаблоны;
  •  Примеры работ каждой из техник.

Дидактические материалы:

  • Детская литература, журналы;
  • Инструкция  по технике безопасности.

Материально-техническое оснащение:

Инструменты:

  • Ножницы школьные,
  • Деревянная линейка 20-25 см.,
  • Угольники 300  и  450 ,
  • Ручка шариковая черная,
  • Циркуль школьный,
  • Простой карандаш,
  • Трафареты на геометрические фигуры,
  • Дырокол (по необходимости),
  • Фломастеры,
  • Клей-карандаш, клей ПВА,
  • Кисти для клея,
  • Гуашевые краски.

Материалы:

  • Цветная бумага односторонняя,
  • Цветная бумага двухсторонняя,
  • Бумага для оригами,
  • Белый картон,
  • Альбом,
  • Цветной картон односторонний,
  • Цветной картон двухсторонний,
  • Гофрированный картон,
  • Цветная фольга,
  • Бумага для черчения.


Литература:

Нормативно – правовая база:

  1. Закон об образовании в РБ от 01.07.2013 г.,
  2. Закон об образовании РФ от 29.12.2012 г.,
  3. Конвенция о правах ребёнка,
  4. САНПИН_2.4.4.3172 - 14,
  5. Приказ Минобрнауки от 29.08.2013 №1008,
  6. Устав учреждения.

Список литературы для педагога:

  1. Христиане Ш. Зверушки-шарики из бумажных полосок.-М., Арт-родник, 2014г.
  2. Ращупкина С. Животные из бумаги. Красивые вещи своими руками. –М., Владис, 2010г.
  3. Кириченко Г.В. Оригами. Сделай сам. - М., Астрель, 2012г.
  4. Клочкова С.В. Бумага. Энциклопедия всех техник. –М., Астрель, 2012г.
  5. Штайн М. Цветы из бумаги. – М., Арт-родник, 2010г.
  6. Руденко А. М. Основы психологии и педагогики. – М., Феникс, 2013г.
  7. Пойда О. В. Детское творчество. – М., ОлмаМедиаГрупп, 2015г.
  8. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах.- М., АСТ,2007г.
  9. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги.- М., АСТ-Пресс,2009г.
  10. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.-М., Астрель,2011г.
  11. Столярова Т. Я. Конструирование из бумаги. - М., АСТ-Пресс,2014г.
  12. Мейстер Н. М. Лепим из бумаги. – Стрекоза, 2014г.
  13. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. АРТ-Родник,2011г.
  14. Глущенков В.Г. Трудовое воспитание младших школьников во  внеклассной работе. М., Просвещение, 1995г.
  15. Горянова О.В., Медведева О.П. Школа юного дизайнера. Мир вашего ребенка. Ростов на Дону, Феникс,2005г.
  16. Иванова А.В.Цветы оригами для любимой мамы. М.,АСТ Донецк сталкер,2007г.
  17. Комаров Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошкольных учреждений. М., Мнемозина, 1995г.
  18. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги: популярное пособие для детей и педагогов. Ярославль, Академия Холдинг, 2000г.
  19. Брофман В. Архитектурная школа папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.
  20. Столяров Ю.С., Комский Д.М. Техническое творчество учащихся: Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр. спец. – М.: Просвещение, 2011.
  21. Кричко В.А. Архитектурные современники из прошлого. – М.: Стройиздат, 2010.
  22.  Глазычев В.Л. История развития жилища. – М.: Стройиздат, 2012.

Список литературы для детей:

  1. Давидовски М. Объемные поделки из бумаги. – М., Астрель,2011г.
  2. Подгорная В. С. Игрушки-дергунчики. – М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013Г.
  3. Гре О. А. Модульная аппликация. – М., Аст-Пресс, 2013г.
  4. Сержантова Т.Б. Оригами для детей. – М., Айрис Пресс, 2014г.
  5. Синицина О. Детям об искусстве. Архитектура. Книга 1. – М.: Искусство 21 века, 2012.
  6. Адамчик М. Русское искусство и архитектура. – М.: Харвест, 2009.
  7. Соколова Н.Д. Русский музей – детям. Беседы об изобразительном искусстве. – СПб: Детская литература, 2009.

Используемые педагогом интернет-сайты:

  1.        http://stranamasterov.ru - Страна мастеров
  2.        http://creativeTerapy.ru  -Креативная терапия
  3.        http://ejka.ru- Ежка
  4. Чернова О.А. Архитектурное макетирование. Программа дополнительного образования детей. – Нижний Тагил, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sut2ntagil.narod.ru/programm/arkhitekturnoe_maketirovanie_72_chasa.pdf.


Учебный план

(2ой г/ обучения).

П/п

Наименование

Разделов, тем занятий

Теория

Практика

Всего

1.

 Введение.

Информация о режиме работы объединения, о виде деятельности. Знакомство с программой, образцами моделей предложенных  программой. Тактильные приёмы работы с бумагой. Значение тактильных ощущений, мелкой моторики, сенсорики пальцев рук.

1

-

2

2.

Материалы, инструменты  и приспособления.

Правила техники безопасности. Основные материалы при конструировании, применение бумаги в художественном и техническом конструировании. Обращение с режущим инструментом, линейкой и циркулем.

4

4

8

3.

Динамическая игрушка.

История возникновения. Технология и основные этапы изготовления. Способы соединения двигающихся деталей. «Игрушки - дергунчики», «Игрушки с электростатическим эффектом», «Игрушка - балансир», «Игрушка  с оптической иллюзией», «Игрушка-марионетка», «Игрушка теневого театра».

12

30

42

4.

Конструирование архитектурных макетов. Основные понятия. Модель и макет. Виды. Основные материалы и инструменты.

4

8

12

5.

Современные архитектурные сооружения. Мой город Москва.                   

8

22

30

6.

Архитектурная фантазия. Бумагопластика.

10

36

46

7.

Чертеж и основы проекции

6

        12

18

8.

Клубные часы по интересам

_

10

10

9.

Заключительное занятие.

_

2

2

Всего:

51

165

216


Учебный план

 (3ой г/ обучения).

П/п

Наименование

Разделов, тем занятий

Теория

Практика

Всего

1.

 Введение.

Информация о режиме работы объединения, о виде деятельности. Знакомство с программой, образцами моделей предложенных  программой. Тактильные приёмы работы с бумагой. Значение тактильных ощущений, мелкой моторики, сенсорики пальцев рук.

1

-

2

2.

Материалы, инструменты  и приспособления.

Правила техники безопасности. Основные материалы при конструировании, применение бумаги в художественном и техническом конструировании. Обращение с режущим инструментом, линейкой и циркулем.

4

4

8

3.

Графическая подготовка в архитектурном моделировании.

5,5

27,5

33

4.

 Знакомство с архитектурными стилями и направлениями.

2

5

7

8.

Дипломный проект. 

Выбор темы дипломного проекта. Разбор и разработка темы. Эскизы, зарисовки. Дизайн готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.

26,5

127,5

154

9.

Клубные часы по интересам

_

10

10

10.

Заключительное занятие.

_

2

2

Всего:

39

175

216


СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

(2ой г/ обучения).

  1. Введение (всего 2 часа).

Теория (2час).

Информация о режиме работы объединения, о виде деятельности. Знакомство с программой, образцами моделей предложенных  программой. Тактильные приёмы работы с бумагой. Значение тактильных ощущений, мелкой моторики, сенсорики пальцев рук.

Посещение выставки в МБУ ДО СЮТ «Радуга творчества».

  1. Материалы, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности (всего 8 часов).

Теория (4 часа).

Беседа «Основные материалы при конструировании, применение бумаги в художественном и техническом конструировании»;

краткая информация: об истории возникновения бумаги;  о применяемом инструменте и приспособлениях;  о правилах оформления рабочего места и его самообслуживании  в процессе занятий; чтение инструкций безопасной работы с инструментом, загадок об инструменте.

Практика (4 часа).

Знакомство с инструментом и материалами; выполнение упражнений  по правильному оформлению  рабочего места, обращению с режущим инструментом, с линейкой и циркулем. Отгадывание предложенных загадок по теме.

  1. Динамическая игрушка (всего 42 часа).

Теория (12 часов).

История возникновения. Технология и основные этапы изготовления. Способы соединения двигающихся деталей. Основные материалы и инструменты при изготовлении игрушки.

Практика (30 часов).

Изготовление «Игрушки - дергунчики», «Игрушки с электростатическим эффектом», «Игрушки - балансир», «Игрушки  с оптической иллюзией», «Игрушки-марионетки», «Игрушки для теневого театра».

  1. Конструирование архитектурных макетов (Всего 12 часов).

Теория (4 часа).

Рассказ с показом слайд-шоу  об архитектуре, о ее значении и трех основных принципов: «Польза, красота, прочность». Рассказ о профессии «архитектор». История жилища. Деревянные постройки: избы, терема, колодцы, мосты, их сходство и различия. Устройство быта на Руси. Особенности русских деревянных церквей, монастырей, часовен. Историческое значение памятников архитектуры. Исторический экскурс по древним городам мира. Виртуальные экскурсии по Петергофу и Москве.

Практика (8 часов).

Работа над собственным эскизом. Изготовление модели в объеме.

  1. Современные архитектурные сооружения. Мой город Москва (Всего 30 часов).

Теория (8 часов).

Рассказ с показом фотографий истории основания города Уфы, его настоящее и будущее.  Виртуальное путешествие в мир необычных зданий, созданных архитекторами разных стран. Знакомство с характерными особенностями жилых домов, общественных зданий, промышленных сооружений. Правила построения улиц с привязкой к горизонту. Высотные дома и небоскребы Нью-Йорка, Дубая, Абу-Даби, Сингапура.

Практика ( 22 часа).

Рисование плоскостных композиций. Рисование плоскостных композиций, с элементами, дополняющими улицу (ларек, скамейки, столбы освещения, реклама). Работа с готовыми наборами. Работа с развертками.

  1. Архитектурные фантазии (Всего 46 часов).

Теория (6 часов).

Рассказ с показом мультимедиа презентации. Сказочные архитектурные сооружения. Разные способы, методы и материалы для выражения архитектурного замысла. Комбинирование различных техник изготовления изделий. Приемы бумагопластики (сгибание, бумагокручение, прорезывание, гофрирование).

Практика (40 часов).

Выполнение фронтально-плоскостных композиций. Фантазии с полоской и листом бумаги. Изготовление плоскостного конструктора, оригами, коллективных поделок с элементами макетирования (бумагопластики). Работа с развертками. Текущий контроль: Создание и защита своего архитектурного проекта, конкурс на лучший проект, оценка детьми своих работ, выставка.

  1. Чертеж и основы проекции (Всего 18 часов).

Теория (8 часов).

Первоначальные понятия о чертеже и эскизе в архитектурном проектировании. Различие этих графических изображений. Первоначальные понятия о плоском и объемном изображении. Виды чертежных проекций и их использование в чертеже архитектурного сооружения.

Практика (10 часов).

Разработка  эскизов элементов и конструкций архитектурных сооружений (окно, крыша и др.). Разработка эскиза целого архитектурного сооружения.

  1. Клубные часы по интересам (всего 10 часов).

Практика (10 часов).

Проведение плановых и внеплановых мероприятий по графику МБОУ ДОД СЮТ или объединения (посещение выставок, проведение праздников «День рождения», «Новый Год» и др., чаепития).

  1. Заключительное занятие (всего 2 часа).

Практика (2 часа)

Демонстрация и совместная подготовка выставки лучших детских работ выполненных в течение учебного года. Награждение по итогам года, рекомендации по дальнейшему обучению и на летний каникулярный период.


СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

(3ой г/ обучения).

  1. Введение (всего 2 часа).

Теория (2час).

Информация о режиме работы объединения, о виде деятельности. Знакомство с программой, образцами моделей предложенных  программой. Тактильные приёмы работы с бумагой. Значение тактильных ощущений, мелкой моторики, сенсорики пальцев рук.

Посещение выставки в МБУ ДО СЮТ «Радуга творчества». Цели обучения и его содержание. Знакомство с традициями СЮТ. Правила внутреннего распорядка.

  1. Материалы, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности (всего 8 часов).

Теория (4 часа).

Беседа «Основные материалы при конструировании, применение бумаги в художественном и техническом конструировании»;

Краткая информация: о применяемом инструменте и приспособлениях;  о правилах оформления рабочего места и его самообслуживании  в процессе занятий; чтение инструкций безопасной работы с инструментом.

Практика (4 часа).

Выполнение упражнений  по правильному оформлению  рабочего места, обращению с режущим инструментом, с линейкой и циркулем.

  1. Графическая подготовка в архитектурном моделировании (всего 33 часа).

Теория (4 часа).

Первоначальные понятия о чертеже и эскизе в архитектурном проектировании. Различие этих графических изображений. Первоначальные понятия о плоском и объемном изображении.

Практика (4 часа).

Разработка  эскизов элементов и конструкций архитектурных сооружений (окно, крыша и др.). Разработка эскиза целого архитектурного сооружения. Виды чертежных проекций и их использование в чертеже архитектурного сооружения.

  1. Знакомство с архитектурными стилями и направлениями (всего 7часов).

Теория (5 часа).

Понятие архитектурный стиль. Знакомство с основными архитектурными стилями и направлениями. Готика. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Рококо. Модерн. Постмодернизм. Экспрессионизм. Конструктивизм. Интернациональный стиль. Отличительные черты стилей. Использование элементов стилей в макетировании при разработке собственных архитектурных проектов. Краткие сведения о знаменитых архитекторах, знакомство с важнейшими архитектурными памятниками.

Практика (1 час).

Зарисовка эскизов.

  1. Дипломный проект (всего 154часа).

Теория (26,5 часов).

Выбор темы дипломного проекта. Выбор материала в зависимости от проектируемого сооружения с учетом конструктивных особенностей (бумага, картон, бросовый или нетрадиционный материал).  Продолжение знакомства с терминами, наиболее часто встречающимися в строительстве (арка, балка, вестибюль, кровля и др.). Основные законы построения архитектурных сооружений (пропорции, композиционные приемы, ритм, ось, базовый элемент)

Практика (127,5 часов).

Разбор и разработка темы. Разработка плана. Эскизы, зарисовки. Дизайн готового издеия. Выполнение проекта. Защита проекта.

  1.   Клубные часы по интересам. (Всего10 часов)        

Практика (10 часов).

Проведение плановых и внеплановых мероприятий по графику МБОУ ДОД СЮТ или объединения (посещение выставок, проведение праздников «День рождения», «Новый Год» и др., чаепития).

  1. .Заключительное занятие (Всего 2 часа).

Практика (2 часа)

Демонстрация и совместная подготовка выставки лучших детских работ выполненных в течение учебного года. Награждение по итогам года, рекомендации по дальнейшему обучению и на летний каникулярный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Образовательная программа научно-технической направленности "Юный программист"

Научно-техническая программа «Юный программист» направлена на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творче...

Рабочая программа курса "Конструирование из бумаги".

Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность матер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»

Программа  «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»

Программа  «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...

Образовательная программа кружка "Конструирование из бумаги"

Программа рассчитана на 1 год.Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от перв...

Образовательная программа кружка "Конструирование из бумаги"

Программа рассчитана на 1 год.Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от перв...

ПРОГРАММА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Детское объединение «Вокруг света»

Данная программа разработана исходя из интересов учащихся к беспилотным летательным аппаратам научно- технической направленности и реализуется с использованием материально-технического оснащения Центр...