«Готическая архитектура Испании»
план-конспект урока (6, 7 класс) на тему

Ковалева Лилия Владиславовна

знакомство с искусством и архитектурой Испании, готическими стилями и школами этой страны

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия педагога дополнительного образования

20 октября 2016 г.

Ковалева Лилия Владиславовна

План-конспект занятия педагога дополнительного образования Ковалевой Л.В.

Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 255

Тема занятия: «Готическая архитектура Испании».

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: знакомство с искусством и архитектурой Испании, готическими стилями и школами этой страны.

Задачи:

  1. Совершенствовать навык определения характерных особенностей материала;
  2. Совершенствовать умения находить информацию о шедеврах искусства различных эпох и работать с ней;
  3. Совершенствовать умения пользоваться справочной и специальной литературой по искусству;
  4. Приобретать индивидуальный и коллективный опыт работы с электронными информационными ресурсами, опыт создания презентаций PowerPoint.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), метод демонстрации.

Используемые средства: мультимедийная установка, презентация.

Подготовка аудитории к занятию: расстановка парт, устанавливается проектор, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры.

Ход занятия:

1.Организационный этап. Приветствие педагога, объявление темы занятия.

2. Этап изучения нового материала. Рассказ учителя с использованием презентации.

Конспект

Готика распространялась по Испании неравномерно. В Кастилии произведения готики появились уже в 13 в., в Каталонии — в 14-15 вв., а в Андалусию она проникла только во 2-й половине 15 в.

В тот период в Испании работало много мавританских мастеров (мудехаров), использовавших мавританские мотивы в украшении зданий. По их имени назван и стиль, мудехар.

Стиль готики в Испании выразился в основном в строительстве соборов, и очень мало — в архитектуре замков и общественных зданий. В отличие от французской готики в испанской прослеживается нарушение конструктивной логики здания, часто задуманные в соответствии с французскими образцами, здания оставались недостроенными. После они достраивались и перестраивались, без конкретного плана и обрастали капеллами и сакристиями. Здания теряли вертикальную устремленность.

Отличалось от французского и внутреннее убранство соборов. В условиях жаркого климата делались узкие окна, и внутри царил полумрак. Там, где обычно в соборах был хор, здесь размещали капеллу, обнесенную стеной. Сзади размещался алтарь и ретабло (заалтарный образ).

 

Наличие двух архитектурных школ — религиозно окрашенной кастильской и рациональной, каталонской — составляет характерную особенность испанской готики.

В противоположность кастильским каталонские города были не только важными политическими центрами, рано освободившимися от сеньориальной зависимости, но и подлинным средоточием экономической жизни, международной торговли и развитого ремесленного производства. Сооружения в Каталонии отличаются большей пространственной свободой, широтой плана, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Вместо острых готических крыш — плоские покрытия по уступам. Аркбутаны и контрфорсы не выступают наружу, а часто спрятаны внутрь. Появляются два основных варианта каталонской церкви — однонефной широкой и трехнефной с очень широким средним нефом и узкими боковыми, которые использовались лишь в случае переполнения центральной части.

Главную особенность каталонских храмов составляют широкие своды.

Обилие солнца определило преобладание гладких стен, плоских крыш или крыш с минимальным наклоном, малые размеры редко расположенных окон.

На смену развитому в романский период строительству городов-крепостей и оборонных замков приходит почти неизвестное в предшествующий период строительство замков-резиденций.

Большинство замков Испании возведено в ХIV-ХV вв. в эпоху оживления феодальных междоусобиц. С усилением королевской власти уменьшается военное значение замков. Объединение страны под властью «католических государей» ознаменовалось запрещением строительства замков, многие замки, были разрушены.

В готическую эпоху монастыри утратили былое влияние на формообразующий процесс. Тем не менее в монастырских комплексах Испании имеется немало первоклассных сооружений, из них наиболее значительными являются клуатры. Один из лучших — клуатр монастыря Педральбес (1421 г.) в Барселоне. Его изящные аркады, где вертикальность стрельчатых арок нейтрализуется протяженностью расположенных в третьем ярусе галерей, исполнены гармонии.

Общими для всех культовых построек Испании чертами, продиктованными климатом страны, являются их небольшая высота, малые размеры окон, плоские крыши и обусловленные этим нерасчлененность и монолитность объема. Противоположная северным странам тенденция уменьшить оконные проемы и максимально сохранить нерасчлененной плоскость стены обусловила и относительную невыраженность каркасной системы, неразвитость аркбутанов. Но самая яркая особенность испанских культовых сооружений — богато декорированная башня над средокрестием — симборио, в строительстве которой можно усмотреть непосредственное продолжение традиций романской архитектуры. Потоки яркого света, льющиеся из окон симборио, выхватывают из полумрака, царящего в интерьерах, средокрестие, куда в кастильских церквах переносятся из восточной части хор и главная капелла. Последние, однако, относятся уже не к общеиспанским, а местным особенностям.

Последовательность готических стилей в Испании

Определением стилей в испанской готической архитектуры заключаются в следующем. Даты являются приблизительными.

•        Ранняя готика (12 век)

•        Высокая готика (13 век)

•        Мудехар (13-15 век)

•        Левантино (14 век)

•        Flamboyant / поздняя готика (15 век)

•        Исабелино (15 века)

Произведения

•        Собор в Леоне (начат в 1303), близок французским соборам.

Собор Санта-Мария-де-Леон (исп. Santa María de León) — католический кафедральный собор.

Современный Леонский собор был сооружён в 1205-1301 гг в готическом стиле. Витражи XIII-XIV вв имеют площадь около 1800 м². Внутри собора расположено множество старых скульптур. Снаружи здания украшают многочисленные уцелевшие горгульи, грифоны и химеры. Фасад собора имеет две башни, одна из них, южная, часовая. Собор содержит некоторые элементы барокко и неоклассицизма, внесенные в XVI-XVIII вв.

•        Собор в Бургосе (1221—1567).

Кафедра́льный собо́р Богоматери в го́роде Бу́ргос (исп. Catedral de Burgos. Был заложен в 1221 году как главный храм королевства Кастилия. Строительство завершилось в XV—XVI веках с добавлением шпилей фасада и капеллы. Собор является наиболее ярким памятником испанской готики. Его гигантская аркада стала атрибутом храмов испаноязычного мира (особенно в Южной Америке).

Строительство собора началось 20 июля 1221 г. Завершение собора относят к 1567 году, когда был закончен шпиль над основным перекрытием.

•        Толедский собор (1227—1493).

Кафедральный собор Святой Марии (исп. Catedral Primada Santa María de Toledo) построен в XIII—XV веках, он до сих пор является одним из крупнейших в Испании. Это один из шести величайших христианских храмов Европы]. Длина собора — 120 м, ширина — 60 м, высота — 44 м. Северная башня собора имеет высоту 90 м, на ней установлен колокол Кампанья-Горда, изготовленный в 1753 году и весящий 17 тонн. Южная башня остаётся недостроенной.

•        Собор Санта-Мария дель Мар в Барселоне (1317-15 век)

Санта-Мария-дель-Мар (кат. Santa Maria del Mar — церковь Святой Марии на море) — готическая церковь в Барселоне в историческом квартале Ла-Рибера. Построена в 1329—1383 годах, в эпоху расцвета в Каталонии торговли и мореплавания. Санта-Мария-дель-Мар представляет собой выдающийся образец каталонской готики, отличающийся чистотой и единством стиля.

Прямоугольное в плане помещение для молящихся завершается полуциркульной апсидой. Центральный неф, увеличенный за счет резко суженных боковых, является доминирующим элементом плана. Рядом с ним боковые нефы выглядят как узкая обходная галерея, и это впечатление усилено тем, что они непосредственно вливаются в такую же узкую галерею алтаря, которой вторит лента неглубоких, совсем как ниши, боковых капелл. Высота главного нефа почти равна высоте боковых.

Композиция фасадов церкви столь же рациональна и продумана. Ее центром служат богато декорированный портал и большое окно-роза.

•        Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне (1298-1420 год)

  Собор Святого Креста и Святой Евлалии (исп. La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia) — кафедральный собор в Барселоне. Расположен в Готическом квартале.

Строительство продолжалось с 1298 года по 1420 год над криптой бывшей вестготской часовни. Размеры здания собора — 93 м на 40 м. Высота восьмиугольной часовой башни около 50 м, а высота шпиля центральной башни — 70 метров.

             Собор Жироны был начат в 1312 г. и закончен в XVIII в. Первая христианская церковь на этом месте существовала еще до арабского завоевания Иберии. В 717 году арабами церковь была преобразована в мечеть. Франки в 785 году отвоевали город у арабов и только в 908 году церковь вновь была освящена. К 1015 году романская церковь пришла в печальное состояние. Затем неоднократно перестраивалась. Грандиозность Собора подчеркивают его размеры. Ширина нефа составляет 23 метра. Это самый широкий готический собор в мире. А в шкале соборов всех типов он второй — после Базилики Святого Петра в Риме. Является однонефным. Мощные разноцветные световые потоки, струящиеся сквозь витражи XIV- XVI в. придают строгости камня более радостный и живой оттенок

Пространство под розеткой занимает трехуровневый скульптурный алтарь. Единственная башня выбивает это строение из канонов того времени, требовавших парной башни слева. Внутренний двор (клуатр) и Башня Карла Великого (XII в) решены в ломбардском стиле и являются романскими постройками. Это единственный в мире клуатр с трапециевидным расположением двойной колоннады и богатой скульптурной резьбой капителей. Библейские сцены чередуются c изображениями фантастических животных и растений.

               Церковь Сант Фелиу (XIV- XVII) была возведена на месте где принял мученическую смерть IV в. или же был похоронен проповедник Феликс Африканский. Над зданием церкви, сначала романским был достроен готический свод.

Вершину звонницы разбила молния, и решено было ее не восстанавливать.

Список литературы:

1. История искусства зарубежных стран / Под ред. Ц.Г. Нессельштраус. - М.: Сварог и К, 2003. – 672 с.

2. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в западной и центральной Европе \ В.Н. Тяжелов. - М.: Искусство, 1981. – 383 с.

3. Всеобщая история архитектуры / Под ред. А.В. Власова. Т. 3-4. - М.: Стройиздат, 1966. – 687 с.

4. Каптерева Т.П. Искусство Испании. Средние века. Эпоха Возрождения : Очерки. - М. : Изобразит. искусство, 1989. - 385, [2] с. : ил., цв. ил.

5. Соборы, монастыри, паломнические места Европы. / Пер. с нем. Т.М. Котельниковой. – М.: АСТ – Астрель, 2004.- 544 с.

6. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Р.Томана - Кёльн: Konemann, 2001. – 504 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Готический стиль в архитектуре"

 Полная разработка урока изобразительного искусства с применением групповой формы работы и мультимедийным сопровождением в виде презентации. Может быть использована на уроках на МХК. ...

Презентация «Романский и Готический стили в архитектуре Средневековья», 6 класс

Презенация предназначена для наглядного изучения материала по теме "Средневековая литература и искусство",по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского,"Просвещение". 70505056_1.j...

Романский и готический стиль в архитектуре.

Краткий обзор романского и готических стилей в архитектуре...

Учебный фильм "Готический собор - гармония музыки и архитектуры". История 6 класс.

 Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фильм-пособие по средневековому искусству, который я сделал. В...

презентация к уроку Готическая архитектура 7 класс непрофильный

http://yadi.sk/d/gEXWSSz327j-D - ссылка для скачиванияУрок для 7 класса по МХК, непрофильный уровень (1 год изучения МХК, по программе Солодовникова), второй урок темы "Архитектура средневековья"....

Средневековье. Готическая архитектура

архитектура Средневековой Европы...