Главные вкладки

    Учебный фильм "Готический собор - гармония музыки и архитектуры". История 6 класс.
    видеоурок истории (6 класс) по теме

    Хлопов Михаил Владимирович

                    Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фильм-пособие по средневековому искусству, который я сделал. В нем готический собор Святого Спасителя в Экс-ан-Провансе сопоставлен с музыкой, созданной в эту же эпоху (это произведения Жиля Беншуа и его окружения). Фильм может использоваться как учебное пособие на уроках истории и МХК. Наиболее любопытны анимированные эпизоды. Мультипликацию делал я сам. 

                                                           Посмотреть фильм можно по ссылке

                                                   http://www.youtube.com/watch?v=2Qo8ERBLfV4

                 Собор Святого Спасителя (Cathédrale Saint-Sauveur) — кафедральный собор архиепархии Экс-ан-Прованса, расположен на университетской площади. Построен на месте бывшего римского форума, согласно преданию, на месте бывшего языческого храма, посвящённого Аполлону. Это подтверждают остатки римской стены и колонны, сохранившиеся в баптистерии храма. Об этом свидетельствует и историк 17 века Питтон, опираясь на сделанную находку — статую Аполлона. В архитектуре соединены черты романского и готического стиля. В начале XII века началось возведение нового собора. Главный неф (вытянутая в длину,    (прямоугольная) в плане часть помещения, церкви, собора и др., неф ограничивается с двух сторон отдельно стоящими опорами), посвящённый Деве Марии и неф Святого Максимина, располагавшийся между главным нефом и баптистерием были выполнены в типичном романском стиле и завершены в XII веке.

                Собор составляет единый комплекс со зданиями для каноников и клуатром (все XII—XIII век). Колокольня возведена в XV веке.

                Самым любопытным фрагментом собора является баптистерий. 

                Согласно христианскому преданию первую часовню, посвящённую Спасителю, возвёл на месте языческого храма Максимин из Прованса, сопровождавший в Галлию Марию Магдалину. В VI веке при епископе Базиле на месте этой часовни был построен первый собор. Он был уничтожен во время мусульманского вторжения в Галлию в VIII веке. От него частично сохранился лишь баптистерий (крещальня; помещение (обычно в левом приделе храма) или отдельное сооружение для обряда христианского крещения) VI века, позднее реконструированный и включённый в новый собор. От первоначального баптистерия сохранился только пол и нижняя часть — остальное более поздняя реконструкция. Баптистерий восьмиугольный, перекрыт куполом 16 века. Крестильная чаша относится к меровингской эпохе (тогда крестили погружением). Она окружена восемью колоннами — когда-то их завешивали тканями. Колонны баптистерия, вероятно, были взяты из развалин древнеримского храма. На колоннах видны следы от стержней, к которым крепили ткань. В баптистерии находятся могилы каноников и архиепископов.
                 Здание ориентировано на восток. Интересно, что к нему подведена горячая вода — рядом находились римские термы.

      

    9011
    baptistere_saint_sauveur_by_malost.jpg
      

                 В начале XIII века Экс стал столицей Прованса. Растущее значение города сопровождалось расширением и перестройками собора. В конце XIII — начале XIV века создан готический трансепт. Перестройки этого периода придали собору в целом готический облик. В 1383 году в собор были перенесены мощи святого Митрия из l"église Notre-Dame de la Seds. Св. Митрий (ум. 314) был родом из Салоник. Он трудился на своего хозяина, Арвенда (Arvendus), который вёл неблагочестивый образ жизни. Однажды хозяин послал святого резать виноград, но обвинил его в краже урожая. Святой сотворил молитву, и виноград вырос вновь. Святого Митрия обвинили в чародействе, и он был обезглавлен своим хозяином в Эксе, Франция. Тогда он взял свою голову и отправился в храм Божией Матери (Église Notre-Dame de la Seds). 23 октября 1383 года его мощи были перенесены в собор Святого Спасителя. Считается, что из отверстия у правой колонны около его могилы исходило святое миро.Святого Митрия также именуют Мерр (Merre), Метр (Metre) и Митр (Mitre). Св. Митрий был гоним другими рабами за исповедание Христовой веры ещё до своего мученичества. Саркофаг с мощами святого Митрия (в котором, как считается, хранится одежда мученика?) находится в капелле Косьмы и Дамиана, которая представляет собой нартекс (Притвор обычно отличают от на́ртекса (от греч. νάρθηξ — ларчик, шкатулка), последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объем храма. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения) перед входом в баптистерий.

                Работы в соборе были на долгое время прерваны из-за эпидемий чумы и Столетней войны и возобновлены в 1472 году. Сооружение фасада заняло весь конец XV века, а последние статуи водружены на свое место в 1513 году, который и считается датой завершения строительства.

                 Собор имеет 70 метров в длину, 46 в ширину, высота нефа 20 метров.

    9012 aix-en-provence_cathedrale_saint-sauveur_2_20061227.jpg

                  В интерьере собора выделяется триптих «Неопалимая Купина» XV века, авторства Николя Фромана. Триптих был перенесён в собор из кармелитского монастыря, уничтоженного во время революции. Его создавали для часовни Кармелитов, разрушенной в революцию, когда он попало в собор. Это триптих. Снаружи на створках изображено Благовещение. Оно выполнено в технике гризайли, благодаря чему фигуры Марии и архангела Михаила напоминают статуи. Внутри триптиха изображён король Рене (заказчик работы) и его супруга, королева Жанна. Они преклонили колени перед Марией и Христом в иконографии Неопалимой купины (на переднем плане изображён также Моисей со стадом). Заказчики — на боковых створках, Мария — в центральной части. Они изображены на фоне стен Авиньона и замка Сомюр в Анжу, принадлежавшего королю Рене. В соборе хранится ещё одно произведение Фромана — картина «Легенда святого Митрия». Она висит в часовне за апсидой собора (часовня построена в середине 14 века над могилой святого мученика).

                  Ещё одним объектом XV века, также перенесённым в собор из кармелитского монастыря,является алтарь Эгоси (Aygosi). Алтарь содержит надпись о даровании его дворянином Урбеном Эгоси монастырской часовне святой Анны в 1470 году. Он с 1823 года в соборе хранится. Он сопровождается надписью: «Здесь поклоняются Анне, матери Девы Марии. Так сеньор Урбан Эгоси решил выразить свою любовь. Алтарь был освещён милостию Бога и в присутствии сеньора в 1470 году. В алтаре стоит дарохранительница, каменный шестифигурный ретабль. По сторонам от алтаря стояли статуи Девы Марии и Иоанна Крестителя, ныне экспонирующиеся в музее Гране.

                  Также в соборе выставлена фигурка младенца Иисуса, с которой связана легенда. В конце 17 века в Эксе жила некая Жанна Перро. В 1655 году она переехала в Экс 16 лет. В течение нескольких лет она получила множество видений Младенца Иисуса , но иногда он являлся ей как пожилой человек (33 лет в соответствии с ее описанием. Жанна описывает видение: «[Он], казалось, возрастом 33 года (...), ростом очень большой, но стройный, (...), борода очень длинная (. ..), каштановые волосы, невьющиеся волосы падающие(...), (...), на плечо, он был в красном платье (...)». В другой раз, она видит Христа с открытыми ранами. Она умерла 22 января 1676 года в результате лихорадки . Попытки получить ее канонизации терпели неудачу неоднократно. Вскоре после ее смерти, куклы , представляющие ее видения Младенца Иисуса стали распространяться в городе, это происходит даже сейчас в соборе.

       9013 vision_jeanne_perraud1.jpg    Романский фасад XII века перед нефом Девы Марии был разрушен в XV веке. Возведение нового, готического фасада началось в 1472 году и продолжалось около 30 лет. Над фасадом установлена скульптура архангела Михаила, побеждающего дракона (1507 год, скульптор Жан Помье). Изначально фасад был украшен статуями 12 апостолов и шестью другими статуями в тимпане (внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона, ограниченное аркой и часто украшенное рельефом), но они были уничтожены в период французской революции.

                  Входные двери из древесины ореха были сделаны в 1505 году братьями Булли по эскизам скульптора Жана Гюрмана. На створках изображены религиозные сцены, обрамлённые цветочными гирляндами. Среди изображённых — пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль и царь Давид. Каждая фигура стоит под балдахином. Скульптуры были раскрашены, роспись видна местами. 

                  Лишь семь верхних скульптур, украшающих портал, - оригинальные. Остальные — копии, сделанные в 19 веке.
    Здание окружают постройки, буквально сросшиеся с ним: дома каноников, датирующиеся 12 веком, средневековый клуатр и более поздняя колокольня (середины 15 века).
                  Клуатр (фр. cloître, от лат. claustrum, закрытое место, позднее — монастырь) — типичная для романской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался к длинному южному фасаду собора. Кроме того, клуатры устраивались в средневековых университетских колледжах, например, в колледже св. Магдалины в Оксфорде. Клуатр собора был построен для каноников (на тот момент их было около двадцати) в 12 веке. Его можно посетить: проход через собор, с 10 до 12 и с 14.30 до 17.30. Колонны клуатра — с растительным декором, а также с изображениями фантастических животных. В четырёх концах двора представлены сюжеты из Апокалипсиса: изображены ангел, лев, орёл и бык. Изображением быка украшен пилон (Массивный устой, вертикальная опора моста, или столб, служащий одной из опор купола или свода церкви), составленный из нескольких переплетённых колонн.

                    Но самое знаменитое произведение, созданное для этого собора, уже нельзя здесь увидеть. Мастер Благовещения из Экса — анонимный художник, автор одного единственного произведения, — триптиха, исполненного в 1443-45 годах по заказу суконщика из Экса Пьера Карпичи для церкви Сан Совер в Эксе, который был поставщиком королевского двора. Оно было заказано с пределлой (пределла (от итальянского predella) — в католических, преимущественно средневековых, церквях — продолговатая невысокая надставка над задним краем престола во всю его длину. Обычно она украшается с лицевой стороны живописным или скульптурным изображением какого-либо религиозного сюжета и служит подножием для шкафика, в котором хранятся Священные Дары, для подсвечников и прочих украшений престола, или же составляет фриз, над которым непосредственно возвышается запрестольный образ. С задней стороны в пределле устраивается шкаф, в который убираются священные сосуды и прочие принадлежности богослужения) и верхней декоративной панелью. Но нет известий были ли они исполнены. Этот триптих, разобранный, и хранящийся ныне в разных собраниях, первоначально состоял из центральной сцены «Благовещения» (Экс-ан-Прованс, церковь Мадлен), «Пророка Исайи» (Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена) и «Натюрморта» (Амстердам, Гос. музей) — на левой створке, и «Пророка Иеремии» на правой (Брюссель, Королевский музей изящных искусств). На оборотной стороне закрытых створок изображено «Явление Христа Марии Магдалине». Во время французской революции, изображение было разделено на несколько частей. Средняя часть (Благовещение) была отправлена в другую городскую церковь - церковь Ла Мадлен. Эта церковь была закрыта по соображениям безопасности с 2006 года, картина была передана в другую церковь Экса - Церковь Святого Духа.

     

    9014
    barthl1.jpg
     

     


     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon sobor_tekst.pdf2.87 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Программа «Гармония»

    Коррекционно-развивающие занятияс детьми и родителями через систему: ребёнок – педагог-психолог – родитель.ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

    Урок музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" (по программе Критской)

    Предлагается развернутый конспект урока музыки по данной теме. К сожалению, не могу выложить презентацию к уроку, т.к. получилась очень большой и навороченной, музыкальный материал к уроку весь взят и...

    Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

    Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...

    МУЗЫКАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ГАРМОНИЯ МУЗЫКИ И ПРИРОДЫ»

    Содействовать развитию у детей экологической культуры средствами музыки, воспитывать у детей чувство причастности к окружающей их красоте природы, формировать внимательное, заботл...

    Музыкальная викторина «Гармония музыки»

    Музыка обладает какой-то особой силой воздействия на человека....

    Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

    Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...