«Творчество Фра Анжелико»
план-конспект занятия (6, 7 класс) по теме

Ковалева Лилия Владиславовна

План-конспект занятия педагога дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творчество Фра Анжелико63.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия педагога дополнительного образования

12 февраля 2016 г.

Ковалева Лилия Владиславовна

План-конспект занятия педагога дополнительного образования Ковалевой Л.В.

Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 255

Тема занятия: «Творчество Фра Анжелико».

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: знакомство с творчеством Фра Беато Анжелико.

Задачи:

  1. в результате диалога ребенка с произведением искусства идет освоение произведения через восприятие, проживание и сопереживание;
  2. материал занятия позволяет сочетать разные формы восприятия и знакомства детей с произведением искусства, способствует накоплению опыта личного осознанного выбора, дает возможность формирования, осознания и выражения эмоционально-ценностного отношения к явлениям искусства;
  3. определение в ходе практической части занятия границ собственных знаний и незнания;
  4. мотивация умения пользоваться специальной справочной литературой.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), метод демонстрации.

Используемые средства: мультимедийная установка, презентация.

Подготовка аудитории к занятию: расстановка парт, устанавливается проектор, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры.

Ход занятия:

1.Организационный этап. Приветствие педагога, объявление темы занятия.

2. Этап изучения нового материала. Рассказ учителя с использованием презентации.

Конспект

Фра Беато Анжелико (Fra Beato Angelico) (около 1400–1455) - итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Настоящее имя художника – Гвидо ди Пьетро (Guido di Pietro)
Фра Анжелико был уроженцем Муджело близ Виккио. В возрасте девятнадцати лет принял обет послушания в доминиканском ордене.

Искусство Фра Анжелико проникнуто глубокой и искренней религиозностью. Он смотрит на мир с благоговейным восторгом, открывая в нем некий отблеск одухотворенной небесной красоты. Его задумчивые светловолосые Мадонны, ангелы в голубых и розовых, затканных золотыми звездами одеяниях хрупки и грациозны и подчас кажутся скорее небесными, чем земными созданиями.

И в то же время Анжелико наделяет предстающий в его композициях мир радостным многообразием. Он открывает прелесть цветущих лугов и стройность темных силуэтов кипарисов, прозрачные краски пейзажных далей, движение легких теней, любуется гармоничными формами колонн ренессансных портиков, переносит действие то на городские площади и улицы, то на берег моря или в уютные дворики. Мир Анжелико приветлив и радостен, в нем есть непосредственное, живое очарование. Один из самых утонченных колористов XV века, Фра Анжелико наделяет его изысканной гаммой нежных и чистых красок, нередко сочетая их с позолотой.

Мадонна с младенцем и ангелами. Ок. 1425. Темпера, дерево. 80 х 51 см. Эрмитаж, Санкт Петербург

Эта картина, нарисованная яркими чистыми красками, полна поэтического настроения. Хрупкая светловолосая Мадонна и грациозные ангелы с их ярко раскрашенными крыльями очаровательны. Слишком маленький размер фигур ангелов, золотой фон и отсутствие пространственной глубины – явное наследие средневекового искусства.

Богоматерь с младенцем и святыми Домиником и Фомой Аквинским. 
1424-30. Фреска. 196 х 184 см. Эрмитаж, Санкт Петербург

Эта симметричная композиция изображает мадонну на троне в окружении святых. Слева от Марии – святой Доминик, держащий в руках лилию, символ целомудрия. Справа - великий теолог Фома Аквинский, и на страницах книги, которую он держит, можно прочитать текст псалмов. В отличие от святых, чьим образам приданы индивидуальные черты и характеры, образ Марии сильно идеализирован. Именно ее божественный облик придает картине дух глубокого лирицизма.

Богоматерь Умиление с ангелами. 1433-35. Темпера, дерево. 99 x 49 см. Национальный музей Каталонии, Барселона.

Видимо, это была центральная панель алтаря, теперь разрозненного.

Мадонна с сыном, стоящим на ее коленях, одета в красную тунику и голубую мантию и держит в правой руке вазу с розами и лилией. Младенец, одетый в розовые одежды и подпоясанный небесно-голубым поясом, держит в левой руке цветок лилии, положив правую руку на плечо матери, так что он головой касается ее щеки. Они сидят на троне в окружении пяти ангелов, три из которых держат роскошный занавес, закрывающий фон, а другие два – сидят у ног Мадонны с музыкальными инструментами (портативный орган и лютня).

Следуя традиционной иконографии, мадонна сидит на подушке, а не на троне. Эта картина замечательна своей блестящей и светящейся палитрой, в которой красный, голубой и золотой цвета сочетаются исключительно гармонично. Замечательна также мягкость и одухотворенность контуров фигур, жесты и позы которых изображены с большой натуральностью.

Результатом сотрудничества Фра Анжелико со скульптором Лоренцо Гиберти стало создание триптиха Линайоли, хранящегося в музее Сан-Марко во Флоренции.

Триптих Линайоли был заказан цехом льнопрядильщиков для их резиденции на Пьяцца Сант Андреа. Композиция триптиха состоит из центральной створки с изображением Мадонны на троне и двух подвижных боковых крыльев. На внешней (видимой, когда триптих закрыт) – фигуры святых Петра и Марка, на внутренней их стороне (видимой, когда триптих раскрыт) - фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. Внизу, на пределле изображены два эпизода из легенд о Петре и Марке.

Апостол Петр с ключем и книгой в руках, изображен на правой створке алтаря. Петр родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя его было Симон, имя Пётр ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Став апостолом Иисуса Христа, Петр сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Он был одним из любимых учеников Иисуса, названным им первым из апостолов, основателем церкви и хранителем ключей Царства Небесного. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно Петр пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду при аресте Иисуса. В ночь после ареста Пётр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от него. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Вместе с Иаковом и Иоанном он присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса. Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет.

Иоанн Евангелист (Иоанн Богослов) был, согласно церковному преданию, сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа, обручника Девы Марии. Иоанн вместе со своим братом Иаковом был призван Иисусом Христом, и оба брата тут же последовали за ним. Апостол Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Вместе с Иаковом и апостолом Петром святой Иоанн был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о своей матери, которой апостол служил вплоть до ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Богородицы апостол Иоанн направился в малоазийский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонения императора Нерона святой Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море, где им было написано “Откровение” (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира. По возвращению в Ефес святой Иоанн написал Евангелие. Умер он около 105 года. На центральной створке изображена Мадонна на троне с младенцем Иисусом, вокруг них – двенадцать ангелов, играющих на музыкальных инструментах. Играющие на музыкальных инструментах ангелы вокруг центральной панели изображены на ленте шириной 20 см. Эта лента видна только если створки алтаря открыты. Изображения этих ангелов – одни из наиболее знаменитых и популярных картин Фра Анжелико.

В 1430–1440-е годы Фра Анжелико одним из первых обратился к использованию нового типа алтарного образа, ставшего очень популярным в эпоху Возрождения – так называемое Sacra Conversazione (Святое Собеседование) Это «Алтарь Анналена». Ранее алтарные образы обычно состояли из центральной части с изображением Мадонны с Младенцем и боковых створок с образами святых, и все фигуры были отделены друг от друга деталями резного архитектурного обрамления. Отличие композиции Святого Собеседования состоит в том, что какое-либо разделение полностью отсутствует: все персонажи помещены в единое пространство, словно святые собрались вокруг Мадонны с Младенцем для беседы и молитвы. У Фра Анжелико Мадонна с Младенцем восседает на троне, стоящем на богато инкрустированном полу на фоне стены, за которой видна роща. Ряды ангелов и святых веерообразно расположены по обе стороны трона. Ближайшие к зрителю святые – Косьма и Дамиан– своими позами и жестами как будто приглашают зрителя поклониться представшему их очам видению.

Сочетание новых реалистических живописных методов и традиционного решения композиции религиозного образа нашло отражение в работе Коронование Марии (Флоренция, Уффици), написанной около 1434–1435. Эта картина - центральная панель алтаря, написанного для церкви Святого Эгидия госпиталя Санта Мария Нуова во Флоренции. По стилю занимает промежуточное положение между готикой и ренессансом. Высоко в центральной части "Коронации" Христос возлагает корону на Богоматерь, которая сидит со скрещенными руками и наклоняет голову, чтобы получить этот знак величия от своего Сына. Она сидит скромно опустив глаза, как бы не осмеливаясь поднять их на Спасителя. Ангелы и святые, симметрично расположенные по сторонам, заполняют весь фон картины. Они стоят с головами или поднятыми в восхищении, или опущенными в знак уважения, но в состоянии столь похожем, что это дает ощущение единства всей картины.

Фра Анжелико придает Богоматери выражение бесконечного умиротворения, ангелам действительно космическое очарование, святым безмятежное выражение блаженства, а всей сцене - божественный характер видения Рая.

Как и во всех картинах Анжелико, посвященных Коронованию Марии, официальность события смягчается очаровательным шармом деталей. На переднем плане справа, спиной к зрителю, изображен ангел, играющий на маленьком органе, слева ему компанию составляет струнный инструмент.

Наверху, на обеих сторонах основной группы, высоко над головами подняты трубы. В числе других инструментов мы можем распознать слева лютню и маленькую овальную мандолину справа. Внутренний круг составляют шесть высоких танцующих ангелов. Их развевающиеся ризы и положение их рук показывают направление их движения.

Художник пишет целую серию алтарей для флорентийских церквей.

В январе 1436 года монахи общины Сан-Доменико получили во владение ныне столь знаменитый - именно благодаря Фра Анжелико - монастырь Сан-Марко. Этот монастырь, переданный доминиканскому ордену папой Евгением IV, был перестроен архитектором Микелоццо по заказу герцога Козимо Медичи.

С 1438 по 1445 художник расписывал фресками этот флорентийский монастырь. Фресковый цикл в монастыре Сан-Марко – нечто совершенно особенное, как в творчестве самого Фра Анжелико, так и в живописи вообще.
Почти в каждой келье имеется фреска – как пособие и приглашение к личной, приватной молитве. Сами фрески небольшого размера, их легко охватить взглядом. Тематика росписей связана с доминиканским орденом, его историей, уставом, особо почитаемыми святыми.
В зале капитула Фра Анжелико написал большую композицию
Распятие с двумя разбойниками по сторонам от Христа и толпой святых всех эпох христианства, собравшихся у подножия креста. Их скорбные лики обращены к земле, ни один не смотрит вверх на Христа; художник изобразил Распятие не как историческое событие, а как мистический образ, живущий в человеческом сознании.

Нисхождение Христа в ад. Главное событие в борьбе Христа с дьяволом — нисхождение Христа в ад (совершившееся после его смерти и перед воскресением), где он наносит дьяволу сокрушительное поражение на собственной территории последнего. Особое место среди ветхозаветных праотцев, выведенных из ада, занимает Адам. И это не случайно — первый из согрешивших — он первым выходит из ада. Образ его даётся как образ отца всех живущих на земле, через которого "грех вошёл в мир и с грехом смерть" (Рим. 5:12).

Одна из излюбленных тем Фра Анжелико, к которой он неоднократно обращается, — "Благовещение". В нескольких композициях, лучшей из которых является написанное в начале 1430-х годов «Благовещение», хранящееся в музее Прадо в Мадриде, он варьирует один и тот же прелестный мотив: в левой части композиции — панорама цветущего сада, центральная и правая часть композиции — легкий мраморный портик в котором предстают смиренно склонившаяся Мария и преклонивший перед ней колени сказочно прекрасный золотоволосый ангел в бледно-розовом одеянии. Одним из вариантов этой композиции является фреска в коридоре монастыря Сан Марко во Флоренции.

Тондо Поклонение волхвов ( 1445. Национальная галерея искусств, Вашингтон ) 

Это один из первых образцов тондо, круглых картин, ставших в 1400-х годах популярными художественными произведениями. В данном случае - это Блюдо Рождения  – разрисованное с двух сторон плоское блюдо, используемое для принесения фруктов, сладостей и подарков молодой матери после родов.

Позднее оказалось, что Поклонение волхвов принадлежит кисти двух художников – Фра Анжелико, видимо, только начал эту картину, а большая часть работы была выполнена его коллегой и товарищем по монастырю Фра Филиппо Липпи.

Несколько элементов картины носят символический характер – например, павлин считается символом бессмертия. В целом картина Поклонение волхвов восхищает своим искрящимся цветом, очаровательными деталями и радостным настроением. Все элементы композиции – фигуры людей, городской пейзаж, ландшафт – расположены по спирали, отражая круглую форму картины.

Фра Анжелико был известен своей набожностью и его безгрешный образ жизни отражался в его художественных произведениях. Изображение Святой Марии характеризует его стиль чистой, простой формой ее головы и благородной утонченностью ее черт. Земной стиль Филиппо Липпи предстает перед зрителем изображением массивных форм и четко прорисованными фигурами.

Кроме восхитительной ангельской Святой Марии и Младенца, кисти Анжелико также принадлежит, вероятно, изображение толпы верующих наверху справа, а также растительный ковер на переднем плане картины.

Вероятно, во второй половине 1445 года Анжелико был приглашен в Рим папой Евгением IV, который ранее провел несколько лет во Флоренции, где и познакомился с его произведениями.
В Риме Анжелико оставался в 1446 и 1447 годах и возвратился во Флоренцию в конце 1449 - начале 1450 года; 10 июня 1450 года он стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле.

В Риме Фра Анжелико украсил фресками капеллу папы Николая V (1445–1448). Сюжетами росписей стали фрагменты житий св. Лаврентия и св. Стефана. По замыслу это были скорее повествовательные сцены, чем молитвенные образы. В них использованы сложные архитектурные фоны, в построении которых чувствуется знание мастером античного искусства, а в точно выверенных перспективных построениях видно влияние Мазаччо и Брунеллески. Фигуры здесь более массивны, чем во фресках монастыря Сан Марко; благодаря этому появляется особый оттенок торжественности.

Святой Лаврентий. Святой Лаврентий был один из семи дьяконов древнего Рима, которые были подвергнуты мучительным пыткам и религиозным преследованиям по приказу римского императора Валериана в 258 году. Множество священников и епископов в то время были приговорены к смерти, христиане, имеющие отношение к дворянству или к парламенту, были лишены своего имущества и высланы. После смерти Папы Сикста II префект Рима потребовал от Лаврентия передать ему все богатства и сокровища церкви через три дня. Лаврентий организовал распределение церковной собственности среди бедных, чтобы предотвратить несправедливый захват. За этим актом открытого неповиновения немедленно последовали жестокие пытки, принуждая его поклониться идолам. Умирая, он произнес: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои", - и с этими словами испустил дух.


Триптих «Страшный Суд» ( 1450. Государственный музей, Берлин )

Поздняя работа Фра Анжелико Страшный Суд близка духу Тречендо (14-му веку итальянской истории культуры). Будучи первоночально единой картиной, работа была позже разделена на три панели.

Эта картина демонстрирует стиль Фра Анжелико – сияющие цвета одежд резко выделяются на фоне зеленой травы пейзажа, ведущему вверх к золоту небесного царства. Костюмы декорированы филигранной чрезвычайно тонкой каймой, постоянно присутствующей в его картинах, начиная с работ в качестве иллюстратора книг.

Тестирование

В конце урока предлагается провести или тестирование или опрос учащихся по данному материалу.

Список литературы:

1. Вазари, Дж.  Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Джорджо Вазари. В 5 т. Т 3-4.- М.: Терра, 1994.

2. Виппер, Б.Р. Итальянский Ренессанс. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры / Б.Р.Виппер. В 2-х т. - М.: Искусство, 1977.

3. Воронихина, Л.Н. Государственный Эрмитаж / Л.Н.Воронихина. - М.: Искусство, 1992. - 399 с.

4. Всеволожская, С.Н. Итальянская живопись XIII-XVIII в собрании Эрмитажа / С.Н.Всеволожская. - Л.: Советский художник, 1964. - 315с.+ 30 ил.

5. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. Очерки / Н.А.Дмитриева. - М.: Искусство, 1968. - 348 с.

6. Европейское искусство. Энциклопедия. Живопись. Скульптура. Графика. - М.: Белый город, 2006. - Т.1(464с.). Т.2(512с.)

7. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. Пер.с анг. А.Е.Майкапара / Джемс Холл. - М: Крон - Пресс, 1996. - 656 с.

8. Шапиро, Ю.Г. Эрмитаж и его шедевры. Путеводитель / Ю. Г. Шапиро. - Л.: Искусство, 1973. - 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Портфолио учителя географии Ложкиной Анжелики Валерьевны.

Мой Портфолио созданный в межаттестационный период. Надеюсь поможет молодым учителям в составлении своего портфолио...

Презентация к песне из репертуара Анжелики Варум "Городок" музыка Юрия Варум, слова Кирилла Крастошевского.

Презентация содержит сведения о городе Ступино с фотографиями, описание герба и флага города, текст песни....

Сертификат участника II Всероссийского химического диктанта Ильюшкина Анжелика

Сертификат участника II Всероссийского химического диктантаИльюшкина Анжелика...

"На одной земле" Исполняет Подоплелова Анжелика Андреевна

Ссылка на выступление https://youtu.be/nYmOnyaSNvQ...

Материал к уроку по теме. НАЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И УСТРОЙСТВО ТРАНСФОРМАТОРА Ловцова Анжелика Фёдоровна. АНО ОО "Русская Международная Школа" (г. Москва)

Рассмотрим кратко систему электроснабжения, представляющую из себя группу электротехнических устройств для передачи, преобразования, распределения и потребления электрической энергии....