Лекция - концерт "Виды танцевального искусства"
материал на тему

Глушкова Наталья Викторовна

Сценарий мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya-kontsert_vidy_tantsevalnogo_iskusstva.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция – концерт «Виды танцевального искусства»

(в рамках посвящения в первоклассники обучающихся хореографического отделения)

Цель мероприятия – познакомить первоклассников с направлениями в хореографии, которые им предстоит изучать на протяжении процесса обучения в школе искусств.

Ведущая:

Добрый день, дорогие первоклассники и уважаемые родители. Сегодня я хочу погрузить вас в сказочный и интересный мир танца. Мы познакомимся с разными направлениями танцевального искусства.

Истоки танцевального искусства заложены в глубокой древности (8-5 тысяч лет до нашей эры). Появление танца связано с появлением ритма в качестве сопровождения определенной последовательности движений. Эти ритмические движения несли в себе различные содержания:

- магические или религиозные ритуалы,

- игру,

- основные инстинкты.

Первой музыкой для танцующих были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов. Первым гримом служила раскраска лица. Первым опытом актерского мастерства было подражание различным животным.

Игра «Повтори  ритм»

Слушателям предлагается простой ритмический рисунок, но воспроизвести его нужно разными способами (хлопками, ударами ног, голосом, ударами по различным поверхностям и т.д.)

Ведущая:

И вправду, под такой оркестр захотелось двигаться…

Хореографическое искусство – это система нескольких танцевальных направлений:

- народный танец

-историко-бытовой танец

-классический танец

-современный танец

Народный танец – один из древнейших видов искусства. Он складывался и развивался под влиянием географических, исторических, и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с музыкой. Народный танец – результат коллективного творчества. Он переходил от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, танцевальный язык. Особая координация движений.

Народный танец подразделяется на несколько видов:

- фольклорный

- народно-сценический

-характерный

Фольклорный танец – это танец созданный народом и им же исполняемый. Он исполнялся на лужайке, на околице села или в горнице. В фольклорном танце принимали участие все пришедшие зрители. У него нет единого автора, т.к. процесс создания и его исполнения – это единый этап. Главная черта фольклора – импровизация, т.е. движения, исполняются и сочиняются по ходу танца. Исполнители – обычный народ, а не подготовленные танцоры.

Народно-сценический танец – это фольклорный танец, перенесенный на сцену  и претерпевший специальную сценическую обработку. У такого танца есть автор - балетмейстер-постановщик. В нем отсутствует импровизация, т.к. на определенную музыку сочиняется определенная комбинация движений. Исполнители - специально подготовленные артисты

Характерный танец – народный танец, исполняемый в балетах. Движения такого танца складываются на основе народных танцев, но преобразуются по законам классического балета. Народные танцы в балетах еще называют академическими.

Первым танцем на Руси был хоровод.

Хоровод (карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хорэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др.

Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью.

В основном он был посвящен богу солнца Яриле, как символу благополучия и плодородия. Основной рисунок танца КРУГ, как олицетворение солнца.

Номер «Ярило» исполняют учащиеся 7 класса

Ведущая:

Историко-бытовой танец – это бальный танец прошлых эпох. Каждая историческая эпоха создавала свои танцы.

Танцы 15-16 веков  - это танцы-шествия. Они были построены на шагах и поклонах. На эти танцы большое влияние оказывал костюм. Он был очень длинный, тяжелый, и неудобный для танцевания. Самым распространенным танцем этого периода являлась Павана – танцующие подражали павлину, идущему с распущенным хвостом.

В 17 веке происходит изменение в одежде придворных. Он становится более легким, юбка укорачивается до щиколотки. Это позволяет делать легкие и отчетливые движения ногами. Обязательной становится выворотная позиция в ногах (появляется 3 позиция ног). Некоторые движения исполняются на полупальцах. Распространенными танцами этого периода являются Романеска и Куранта.

В 18 веке техника бытового бального танца усложняется. Исполнять танцы без тренировки становится не возможно – для того, чтобы выйти на бал, необходимо было обучаться в течение 2-3-месяцев. Танцы начали включать в себя различные позы, положения и переплетения рук, мелкие движения ногами. Самыми распространенными танцами этого времени были Менуэт и Гавот.

Бальный танец 19 века выходит за пределы дворцовых залов. В моду входят массовые бальные танцы. Ведущее место занимает Вальс. Отсутствие сложных фигур, простота движений, красота музыки – все это делает вальс любимым танцем. Так же к массовым танцам этого периода относятся английская и французская кадрили. Большое значение имеют изменения в технике исполнения – упрощаются поклоны, движения рук становятся разнообразнее, а движения ног проще. Это приводит к приобщению большого числа людей. Большой вклад внесли массовые танцы других стран. Получают распространение такие танцы как Мазурка, Полонез, Краковяк и Полька

Гавот (франц. gavotte, от прованс. gavoto, букв. - танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) - старинный французский народный танец. Вначале был хороводным танцем. Как правило, Гавот имеет умеренный темп движения, чётный размер 4/4 или 2/2. Музыка Гавота светлая, изящная, иногда и с торжественным оттенком. В 17 в. стал придворным танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер. Композитор и балетмейстер Жан Батист Люлли ввёл Гавот в балет и в оперу.

Номер  «Гавот», исполняют учащиеся 6 класса.

Ведущая:

Классический танец – это стройная система условных движений, которая призвана сделать тело танцовщика гибким, чутким  и послушным.

Основные критерии классического танца

-выворотность

-прыжок

-гибкость

-растяжка.

Классический танец – это, прежде всего профессиональный танец, т.е. сложный, виртуозный. В античные времена этот танец назывался высоким, затем серьезным, позднее сценическим.

В 17-18 веках бытовые танцы одновременно являлись сценическими. Только в конце 18 веке происходит разделение между сценическим и бытовым танцем. Бытовой танец несет в себе момент развлечения. А сценический танец несет в себе более возвышенный и эстетический момент. Движения таких танцев как Менуэт, Гавот, Романеска легли в основу лексики классического танца.

За весь путь формирования системы классического танца можно выделить 3 основные школы:

Итальянская школа – для нее характерны виртуозность, темперамент, высокие прыжки.

Французская школа – для нее характерны грациозность, утонченность манер, мелкие движения.

Русская школа – это сочетание итальянской и французской школ, наполненные глубоким содержанием и обращением к национальным традициям.

Вариация Жемчужин из балета «Конек-горбунок» исполняют учащиеся 7 класса.

Ведущая:

Современный танец – это новый вид танца, отличный от классического, народного и бытового танца. Это самый молодой вид танца. Предшественником этого танца был «дунканизм» - свободный танец, свободная пластика.

Айседора Дункан появилась на сцене в конце 19 начале 20 века. Она поднимала проблему взаимоотношений музыки и танца. Она танцевала под музыку совсем не танцевальную, делая образы, слышимые в музыке видимыми. Сущность техники танца Дункан – полная раскрепощенность тела и абсолютная музыкальность. Под свободной пластикой Дункан подразумевалась импровизация естественных движений и их выразительное исполнение.

Так же большое место в формировании современного танца занимает джазовый стиль. Джазовый танец связан с джазовой музыкой. Для джазового танца характерны нескончаемый поток движений и быстрый переход из одного состояния в другое.

Сейчас современный танец развивается и завоевывает все большую популярность. Работа идет над тем, чтоб соединить классический и современный танец, т.е. соединить строгость и собранность с раскрепощенностью и динамикой.

В настоящее время идет период создания новой современной выразительной системы, которая встала бы в один ряд с другими системами хореографического искусства.

Появление все новых направлений и течений современного танца обусловлены, прежде всего, появлением различных музыкальных направлений – рэп, хип-хоп, фанк, брейк и др.

Ди́ско (англ. Disco, букв. «дискотека») — один из основных жанров танцевальной музыки XX века, возникший в начале 1970-x годов. Диско почти одновременно развивалось в США и Европе. На становление жанра преимущественно повлияли такие стили музыки, как фанк, латиноамериканская музыка и соул-музыка.

Номер «Диско» исполняют учащиеся 3 класса

Ведущая:

Чарльстон – это один из популярных танцев XX века родом с островов Кабо-Верде. Считается танцем-импровизацией, в котором возможны различные варианты основного шага в сочетании с другими движениями. Исполняется большей частью на месте, иногда с маленькими продвижениями. Чарльстон является быстрым и энергичным танцем, непринужденного и раскованного характера.

Номер «Чарлики» исполняют учащиеся 4 класса

Ведущая:

Ну вот, дорогие друзья, вы познакомились с разными видами танца, увидели, чем они отличаются. Теперь вам предстоит непростой путь по освоению всех этих направлений, в чем я желаю вам только успеха. И надеюсь, что в скором времени мы увидим ваше творчество на сцене. А ваших родителей мы, конечно, ждем на наших концертах.

Наш небольшой концерт подошел к концу. До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание аномальных детей во внеурочное время средствами танцевального искусства.

Особенность эстетического воспитания аномальных детей  состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, созд...

Участие в творческих фестивалях - важная мотивация для занятий танцевальным искусством.

Важной мотивацией детей к занятиям танцем является участие в профессиональных конкурсах. фестивалях. Рассмотрим это на примере участия нашей студии современного танца "Активный проект" в меж...

Методическая разработка "Современные направления в хореографии. Танцевальное искусство."

Эта методическая разработка опубликована для педагогов дополнительного образования в области хореографии....

"Основы танцевального искусства"

Дополнительная общеразвивающая программа общекльтурной направленности....

Роль танцевального искусства в воспитании творческой ,всесторонне развитой личности

Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности – одна из основных задач педагога. Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит хореографическому искусству. Оно с каждым го...

Конспект лекций по дисциплине «История искусства» (история русского искусства)

Изучения истории русского искусства позволит студентам получить представление об основных этапах и общих законах развития искусства, его видах, формах, направлениях и стилях, понять специфику отдельны...

Консультация для педагогов"Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"

Приобщение детей к миру танца происходит с ранних лет. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку....