Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству: "Сборка игрушки из помпонов"
план-конспект по теме

Авдошина Наталья Федоровна

Занятие по декоративно-прикладному творчеству:

 «Изготовление помпонов из ниток и их применение».

 

Цель: Научить учащихся изготавливать помпоны из ниток.

Задачи:

1. Привить детям практические трудовые навыки.

2. Воспитать художественный вкус.

3. Ознакомить с идеями применения помпонов в декорации интерьера,
одежды, игрушек.

4. Обучить учащихся работать по технологическим картам.

5. Обучить сборке сувениров из помпонов.

Тип занятия: практическое.

Форма занятий: беседа, практическая работа, объяснение нового материала, закрепление пройденного.

Оборудование:  ножницы, силиконовый клей, маленькие веточки, цветные, шерстяные нитки, шаблоны для изготовления помпонов, технологические карты по изготовлению помпонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия217 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по декоративно-прикладному творчеству:

 «Сборка игрушки из помпонов».

Ход занятия:

Тип занятия: практическое.

Возраст детей: школьный возраст

Место проведения: актовый зал

Форма проведения: практическое занятие

Оборудование: телевизор, ноутбук, колонки , музыкальное оформление.

Наглядные и дидактические материалы: мультимедийная презентация, технологическая карта,  вопросы на лепестках цветика-семицветика, образцы игрушек из помпонов, фотографии готовых изделий,  ножницы, картон,  нитки, большой помпон, фетр, плакат «Цветочки»,

Раздаточный материал: лекала гребешков, крыльев, лапок,  декоративные  глазки,

Игрушка – один из самых древних видов декоративно – прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.

Цель занятия: обучение воспитанников конструированию и сборке из помпонов игрушки «Цыпленок».

Задачи:

Обучающая:

  • Сформировать знания об истории игрушки, помпона.
  • Познакомить с идеями применения помпонов в декорации интерьера, одежды, игрушек.
  • Обучить сборке игрушек из помпонов.

Развивающая:  

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Воспитательная:

  •  Воспитывать терпение, аккуратность, целеустремленность, умение доводить работу до конца;
  • Прививать навыки работы в группе.

Валиологическая:

  • Следить за здоровьем детей в зале

Ход занятия:

1.Организационная часть:

Педагог. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведём открытое занятие, 

Тема нашего занятия «Сборка игрушки из помпона». Целью занятия станет обучение мною вас конструированию и сборке из помпонов игрушки, а какой вы узнаете чуть позже.

Для успешного проведения занятия необходимы инструменты и материалы, такие как: плотный картон, ножницы, нитки для вязания, клей- ПВА, фетр. Проверьте наличие перечисленного на своём рабочем месте (дети проверяют). Все ли из вас готовы к занятию?

Дети: Да

Педагог: В начале занятия давайте вспомним правила безопасности на занятии: 

  • Содержите рабочее место в чистоте, уберите посторонние предметы,;
  • Во время работы будьте внимательны,  не отвлекайтесь и не отвлекайте других;
  • Передавайте колющие и режущие предметы и располагайте на столе ручкой от себя;
  • Ножницы во время работы должны находиться справа кольцами к себе, лезвия ножниц должны быть сомкнуты, при  работе с ними необходимо следить за направлением резания, придерживая заготовку пальцами левой руки;
  • Передавать ножницы можно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями;
  • Не режьте ножницами на ходу;
  • Не берите декоративные глазки,  нитки в рот;
  • Не перекусывайте нитку зубами.

2. Основная часть:

Педагог: На предыдущем занятии мы с вами сделали заготовки помпонов. Что же такое помпон?

Дети : «Помпон», в переводе с французского — великолепие, торжественность  — это шарообразное украшение из каких-либо ниток.

Педагог: Давайте посмотрим, какие этапы мы уже прошли, идя к цели, просмотрев технологическую карту  изготовления помпонов.

(педагог показывает схемы выполнения помпона)

Педагог: Перед тем как приступить к практической работе, я хочу рассказать вам интересный факт из истории помпона.

Помпон был очень популярным элементом военной формы. Например, в военной форме русской армии 18 века, помпоны считались одним из знаков различия. По их цвету можно было отличить унтер-офицера от солдата. У солдат помпоны были одноцветные, а у унтер-офицеров двухцветные. А французские моряки использовали помпоны на своих головных уборах совсем с другой целью. ( показ фотографии) Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.

       А вот, что рассказала исследователь Валентина Вакулец о путешествии на загадочное озеро Титикака: «Удивительная страна Перу! Все девять регионов страны уникальны - тут и засушливое побережье, и пустыни, и горные вершины, и ледники Анд. С детства я слышала о загадочных рисунках в пустыне Наска и о самом высокогорном озере Титикака. Первое, что бросается здесь в глаза – это то, что таким, в нашем понимании, традиционным женским делом, как вязание, занимаются только мужчины. И вяжут  они везде: на улицах, при разговорах и даже,  когда спорят. На острове нет полиции и все конфликты между жителями улаживают вожди, избранные народом. Очень интересно одеты местные жители. В основном носят яркую домотканую одежду. Холостых и женатых мужчин можно отличить по цвету вязанных шапочек.  Женатые – в красных, а холостые – в белых. Женщины тоже одеваются по-разному, у незамужних девушек - многослойные юбки с разноцветными помпонами, у замужних женщин помпоны ярко-красные».  (показ фото)

Педагог: Как вы думаете, ребята, как можно использовать помпоны?

Дети: «Украсить ими шапочку, одежду», «Пришить к сумочке», «Сделать из них игрушку», «Повесить дома как украшение».

Педагог: Конечно же,   вы правы! Но помпоны можно использовать и в других случаях. В наше время помпон является очень популярным элементом декора, не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток, и множества других предметов. (показ фото)

А ещё есть вид спорта, который не так давно появился у нас в России и он предполагает наличие двух очень больших помпонов у каждого спортсмена. Знаете ли вы как он называется?

Дети; Он называется «черлидинг»

Педагог: «Черлидинг» - это такой вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастика и акробатика).

        Сегодня мы с вами будем собирать из помпона настоящую мягкую игрушку, такой вы не купите ни в одном магазине, и будете гордиться ею, потому что ни у кого, кроме вас,  такой не будет.

        Что такое игрушка и об её истории нам расскажет

1 ребенок: Мягкая игрушка — это игрушка из меха или другой мягкой ткани, пряжи, предназначенная для игры.

Педагог показывает фото

2 ребенок: Древние игрушки были найдены археологами в Египте. Самые ранние упоминания относятся к третьему тысячелетию до н. э. В это время уже использовались сложные техники в изготовлении игрушек с подвижными частями тела. Игрушки или их изображения также были найдены на раскопках Помпеи в Италии.

3 ребенок: Это были не совсем мягкие игрушки, но они являлись прообразом современной игрушки. Различные игрушки в виде зверей и птиц были найдены на территории Сибири, Украины и других мест. Большое количество древних игрушек встречается на территории Китая. Название «игрушка» возникло во Франции примерно в 1523 году.

4 ребенок: Из всех видов игрушек мягкая игрушка самая поздняя по времени её появления. Мягкие игрушки - это прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, современные мягкие игрушки появились в XIX веке.  

5 ребенок: В 1908 году первые мишки появились в Англии. В 10-х гг. прошлого века открылся магазин игрушек от компании «Steiff» сначала в Англии, а затем в Америке.

К середине 1910-х годов фирмы по производству мишек, получивших имя Тедди, открываются по всей Европе, но в моду входят английские мишки.

Как мишка повлиял на прогресс науки 
Американский историк Чарльз Панати, автор книги "Необычайные истоки обычных вещей, считает, что изобретение плюшевого медведя стало отправной точкой для технического прогресса. Изначально медвежата Тедди изготавливались из натурального меха и дорогих тканей. Но массовый спрос потребовал от производителей удешевления исходных материалов. Поэтому уже в 1903 году для изготовления шкуры медведя начали использовать плюшевую ткань, до этого применявшуюся, в основном, для обивки мебели. Именно плюшевые мишки побудили производителей тканей разрабатывать специальные материалы, рассчитанные исключительно на детей.

Педагог. Сегодня нам предстоит большая работа. Поэтому повторим правила по технике безопасности,  сыграв в игру цветик – семицветик

Игра в цветик – семицветик.

C:\Users\User\Desktop\Приложения\2012_01_18\Цветик - семицветик.jpg

На лепестках написаны вопросы по технике безопасности:

  1. Как надо пользоваться ножницами? (осторожно)
  2. Где надо хранить ножницы? (в определенном месте)
  3. В каком виде нельзя оставлять ножницы? (в открытом)
  4. Как передаются ножницы? (кольцами вперед)
  5. Почему с клеем надо обращаться осторожно? (может попасть в глаза)
  6. Как подготовить рабочее место для работы с клеем?
  7. Что надо сделать после работы с клеем?

- А теперь, прежде чем продолжить работу, давайте наберемся сил:

Проводится пальчиковая гимнастика.

“Вышла курочка гулять”

Вышла курочка гулять
(шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки),
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко
(хлопают в ладоши),
Не ходите далеко
(грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д.).

Педагог: Молодцы! Мои пальчики тоже приготовились к работе.

Теперь мы продолжим изготавливать помпоны. Посмотрите внимательно на технологическую карту

.http://festival.1september.ru/articles/614796/03.jpg

Практическая работа

- Ну вот, смотрите какие молодцы, какие у всех получились замечательные помпончики! А знаете, что кроме украшений, из помпонов можно сделать мягкую игрушку – это снеговика, зайца, цыплёнка, птичку, мышку и т.д.

Демонстрация игрушек:

Сейчас и предлагаю вам ее сделать. А что это будет за игрушка, я предлагаю выяснить

отгадайте загадку.

Желтые комочки, легкие, как вата!
Бегают за квочкой. Это кто? ...

Ответ: Цыплята

Показ образца

4. Анализ образца:

хорошо рассмотрите игрушку                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         и ответьте на вопросы:

- Из каких частей состоит игрушка? (игрушка состоит из головы-туловища, крыльев, хвоста, лапок, клюва, глаз, гребешок)

- Назовите основные детали. Сколько их? (1 деталь – голова -туловище)

- Какую она имеют форму? (круглую)

- Назовите дополнительные детали? (клюв, хвост, крылья, лапки, глаза, гребешок)

- Из какого материала сделаны дополнительные детали? (из  фетра)

5. Составление плана работы:

- Какие операции надо выполнить при изготовлении игрушки?

Пооперационная карта: «Изготовление игрушки из помпонов».

   1 Взять помпон.

                                           http://festival.1september.ru/articles/614796/04.jpg

http://festival.1september.ru/articles/614796/04.jpg

Практическая работа.

Физкультминутка:

Устроим маленькую перемену. Давайте  потанцуем!

Педагог: - Молодцы! Вы полны сил, энергии! За работу!

Теперь мы с вами оформим нашу игрушку.

В качестве оформления  используем фетр, из которого  делаем клюв и лапки цыплёнка приклеиваем клеем, из  самоклеящегося  фетра вырезаем по шаблону крылья и приклеиваем. Выбираем по размеру глазки и приклеиваем.  «Цыплёнок» готов.

Заключительная часть.

В конце занятия подводятся итоги работы.

- Итак, ребята, как вы думаете, справились вы со своей задачей?

-Что нового вы узнали?

-Что понравилось?

Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все игрушки. Выделяются более аккуратные.

Педагог: Игрушка Цыпленок готова! Полюбуемся результатом! Проведите самооценку!

Ребята посмотрите на свою игрушку? Как вы думаете, все ли у вас получилось?

Дети: Получилось!

Столкнулись ли вы на занятии с трудностями?

Дети: Нет

Педагог: Понравился ли вам цыпленок?

Дети: Да

Педагог: Хотели вы бы продолжать делать игрушки из помпонов?

Дети: Да

Педагог: А теперь давайте устроим выставку наших цыплят. Какие они у нас получились красивые!

       Ребята на доске висит  цветочная поляна  цветочная поляна, а на столе перед вами лежат бумажные цыплята, если вам понравился сегодняшнее занятие, то посадите этих цыплят на лужайку.

       Домашнее задание у вас будет интересное и творческое. Нарисуйте и декорируйте подставку-площадку для вашего цыпленка. Проявите фантазию, цыпленок будет очень рад.

      Ну что ж, поработали мы сегодня хорошо, с заданием справились! Молодцы! На сегодня занятие закончено, перед уходом не забудьте привести свое рабочее место в порядок

(Дети убирают со стола рабочие материалы, инструменты, клей.)

Рефлексия. Улыбнемся друг другу.

До свидания! Всем удачи и хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по декоративно-прикладной композиции с применением ИКТ "Декоративное панно для украшения интерьера"

Цели урока - знакомство с новым видом росписи по ткани, некоторыми творческими технологиями быстрого декорирования, вспомнить и закрепить полученные ранее знания о цветоведении и композции...

Открытое внеурочное занятие по декоративно-прикладному творчеству в 6 классе "Скрапбукинг"

Открытое внеурочное занятие по внеурочной деятельности в 6 классе "Декоративно-прикладное творчество" на тему: "Скрапбукинг"....

Народное декоративно-прикладное искусство. Богородская деревянная игрушка.

Презентация к уроку ИЗО для 5класса коррекционной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...

Конспект занятия по декоративно – прикладному творчеству ТЕМА « Камчатская игрушка - ТАНКЕЛ»

Тема занятия «Камчатская игрушка - ТАНКЕЛ» является темой раздела «Знакомство с понятиями формы и цвета элементов аппликации» по предмету «Декоративно - прикладное творче...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...

Открытое занятие по декоративно - прикладному искусству.

В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях. Древние египтяне еще 5000 лет назад выпекали множество сортов хлеба. А в Европе фигурный хлеб делали из...