Главные вкладки

    Технологическая карта занятия 5 класс, "Фининсовая грамотность"
    методическая разработка (5 класс) на тему

    Коваль Полина Викторовна

    Пригодится учителям для проведения занятия по теме "Доходы семьи".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_dohody_semi_5_klass.docx131.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа повышения квалификации

    «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности

    различным категориям обучающихся»

    Проект занятия по «Финансовой грамотности»

    Внеурочная деятельность - 5 класс

    Тема: «Доходы семьи»

    Групповая работа

          Выполнили учителя:

    Маслова С.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13», г.Рубцовск

    Коваль П.В., учитель истории и обществознания МКОУ Кировская СОШ, Топчихинского района,

    Бакалова Т.Н., учитель истории МБОУ Красногорская СОШ, Красногорского района

    Барнаул – 2017 г

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Предмет: «Финансовая грамотность»

    Класс: 5 (ФГОС)

    Тема занятия: «Доходы семьи»

     Цель занятия: Сформировать у учащихся представление об источниках доходов семьи.

    Дидактическая задача: Выяснить значение понятия доход семьи и его сотавляющие.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    -  осознание себя как члена семьи, общества и государства;

    -  понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;

    - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

    Метапредметные:

      - понимание цели своих действий;

     - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
    - проявление познавательной и творческой инициативы;

     - оценка правильности выполнения действий; самооценка;

      - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления и причинно-следственных связей.

    Предметные:
    - понимание и правильное использование экономических терминов;

    - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;

    - сформировать у учащихся представление об основных источниках семейного дохода.

    Основные понятия: Доход, заработная плата, премия, гонорар.

    Компетенции:

    • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
    • Описывать виды заработной платы.
    • Объяснять причины различий в заработной плате.

    • Объяснять понятие собственность как источник доходов.

    Форма обучения:  коллективная, индивидуальная, работа в парах, фронтальная

    Межпредметные связи: математика, русский язык, обществознание.

    Оборудование: компьютер, проектор, карточки, пособие для учащихся, раздаточный материал.

    Ход занятия

    Этап занятия

    Время этапа

    Действия учителя

    Действия ученика

    Примечания

    Оргмомент 

    1 мин.

    Проверяет готовность к занятию

    -Добрый день, ребята. Тема нашего занятия вам очень близка из повседневной жизни. Давайте пожелаем удачи друг другу.

     желают удачи друг другу

     

    Психологический настрой

    2 мин.

    Включает видеосюжет: «Азбука денег тетушки Совы» (6 серия)

    Просмотр видеосюжета

    Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности

    2 мин.

    Задает следующие вопросы:

    - Проследите связь, представленных на слайде картинках.

    - Как обобщив все вышеперечисленное одним словосочетанием?

    Дают следующие ответы:

    - деньги, работа, заработная плата, пенсия, пособия, стипендия, копилка и т.д.,

    - семейный доход.

    Представляется слайд 1 (метод «Кроссенса»)

    Постановка учебных задач. Планирование

    3 мин.

    О чем сегодня пойдет речь?

    Какую учебную задачу мы должны решить?  Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

    Ответы учащихся: о том, откуда деньги появляются в семье. - Что такое семейные деньги? - Что может быть источником дохода семьи? Обговаривают план работы.

    Изучение новой темы,формирование новых понятий.

    8-10 мин.

    Лекция-беседа

    - Назовите основной источник дохода в каждой семье.

    Доходы семьи — это сумма денег, полученных за определённый период.

    Основным доходом современного человека является заработная плата.

    - Я вам предлагаю поработать в парах

    Дополнить схему.

    Вывод учителя. 

    Существует несколько видов заработной платы. Сдельная заработная плата зависит от количества произведённой продукции, а повременная — от проработанного времени. Писатели, адвокаты, артисты получают гонорары. За успешную работу может быть выплачено дополнительное вознаграждение — премия.

    Размер заработной платы зависит от профессии, квалификации и опыта, а также от отрасли и организации, в которой работает человек.

    Дети дают ответы на вопросы учителя.

    Записывают термины в тетради.

    Дети делают записи в тетрадях.

     Представляется слайд 2.

    Детям с ОВЗ раздаются пазлы «Доходы семьи».

    На доске фиксируются ответы детей, учитель корректирует ответы и дает определения терминам.

    Слад 3,4

    Физ. минутка

    1-2 мин.

    Вместе с детьми вслух произносит слова и показывает основные движения.

    Дети читают вслух стихотворение и выполняют движения.

    Слад 5

    Продолжение изучения новой темы

    8-10 мин.

    Учитель предлагает детям участие в практикуме «Подумаем-посчитаем», учебник стр.38-39.

    В семье Серёжи пять человек.

    Папа работает на предприятии и «чистыми» (т. е.

    за вычетом уплаченных в пользу государства обязательных платежей — налогов) приносит домой

    35 тыс. р. в месяц.

    Мама временно не работает ,так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего

    семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. р. (40 % от той суммы, что

    она зарабатывала в месяц до родов).

    Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию

    в размере 8 тыс. р. Бабушка живёт с семьёй старшего сына, но у неё есть своя квартира, которую она сдаёт за 18 тыс. р.в месяц.

    Таким образом, суммарный доход семьи составляет:

    35 000 + 11 000 + 8 000 + 18 000 = 72 000 р.

    Чтобы получить средний доход на одного члена се-

    мьи, нужно суммарный доход разделить на количество

    членов семьи.

    Это составит:

    72 000 : 5 = 14 400 р. в месяц или 14 400 : 30 = 480 р. в день.

    Игра «Найди и исправь ошибку»

    1. Родители ходят на работу и получают за нее стипендию. 
    2. Бабушка и дедушка не работают, они пенсионеры и получают зарплату.
    3. Старший брат студент за хорошую учебу получает пенсию.
    4. Родители получают на ребенка гонорар.
    5. Зарплата, премия, стипендия, пенсия, пособие - это расходы.

    Дети с помощью учебника решают задачу.

    Дети исправляют ошибки, допущенные педагогом

    1. Зарплату,
    2. Пенсию,
    3. Стипендию,
    4. Пособие,
    5. Доходы.

    Разбор задачи на доске.

    Закрепление изученного материала

    5 мин.

    Задание «Семейный доход». 

    Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.  

    Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе,   стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство,  гонорар.

    Работа на карточке,

    взаимопроверка в парах

    Карточки индивидуальные, ответы крепятся на магнитной доске.

    Рефлексия

    2-3 мин.

    - Оцените свою работу на занятии подняв монету разного достоинства?

    - «Золотая», я работал на отлично,

    - «Серебряная», я мог работать лучше.

    Учитель говорит детям, что монетки они могут забрать – это их заработная плата за работу на занятии.

    Дети дают ответ, поднимают монетки.

    Шоколадные монетки «золото» и «серебро».

    Домашнее задание

    2 мин.

    Учитель предлагает выполнить задание дома с родителями творческую работу в свободной форме «Источники дохода моей семьи».

    Фиксируют задание.

    Литература:

    1. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, КОРЛЮГОВА Юлия Никитична

    Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014

    2. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, КОРЛЮГОВА Юлия Никитична

    Финансовая грамотность. Учебник . 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014

    3. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович

    Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014

    Ресурсы интернет:

    Приложение 1

    Пазл  «Доходы семьи»

    Приложение 2

    Задание «Семейный доход».

    Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.  

    Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.

    Задание «Семейный доход».

    Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.  

    Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта занятия в детском саду

    Привожу пример технологической карты занятия с детьми в детском саду. Данная технологическая карта заполняется в соответствии с конспектом занятия, может использоваться для присутствующих на открытом ...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

    Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

    Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

    Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

    Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»

    Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые  ведут  занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я  пыталась систематичировать и обо...

    Технологическая карта занятия "Человек и Природа"(Игра-занятие "Экологическая ромашка")

    В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.Этому способствуют занятия в кружке "Мир вокруг нас"с об...

    Технологическая карта занятия по английскому языку для детей дошкольного возраста с анализом занятия педагога

    Тема занятия: «Моя семья»Цель занятия: систематизировать и дополнить знания дошкольников по теме «Моя семья»...