Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
методическая разработка по математике (5, 6 класс)

Лоскутова Вера Александровна

технологическая карта урока "Семейный бюджет"  для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_semeynyy_byudzhet_.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Гридинская основная школа имени Героя Советского Союза С.А. Богомолова» Красносельского муниципального района Костромской области      

Исследовательский проект

«Семейный бюджет»

Проект подготовлен в рамках предмета «Финансовая грамотность», работа рассчитана на учащихся 5-6  классов

Цель исследования: составить примерные рекомендации по планированию рационального семейного бюджета, создать условия для формирования навыков финансовой грамотности и личной ответственности в планировании семейного бюджета.

Обучающие: актуализировать знания учащихся по теме «личные финансы», «семейный бюджет»

Развивающие: развитие способностей сравнивать и анализировать, формирование навыков расчета текущего бюджета, развитие познавательного интереса к предмету, развитие самостоятельности в принятии решений

Воспитательные: воспитание ответственности и умения экономить, уважение к собственности, умение работать в коллективе

Данный проект реализуется в формате занятия во внеурочной деятельности, рассчитанного на 60 минут. Занятие проводится в интерактивной форме с использованием эвристического, проблемного и исследовательского методов.

Задачи:

  • - определить понятие и структуру семейного бюджета;
  • - изучить источники доходов и расходов семьи;
  • -выявить формулы вычисления семейного бюджета и составить бюджет семьи;
  • -проанализировать проблемы формирования бюджета и найти способы его улучшения;

Гипотеза: умение составлять рациональный потребительский бюджет поможет повысить уровень благосостояния семей.

Объект исследования: семейная экономика.

Предмет исследования: бюджет семей.

Методы исследование: опрос, анкетирование, анализ, сравнение и обобщение результатов.

Практическая значимость работы: Данная работа может быть использована: - как информационно - справочный материал.

Ожидаемые результаты и методы оценки

Метапредметные: развитие навыков работы со статистическим и графическим материалом, развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои высказывания, прослеживать причинно-следственные связи, умение планировать и прогнозировать результаты своих действий, готовность и умение обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

Предметные: уметь решать задачи практического содержания, умение работать с процентами, знать понятия бюджета, сбережения, дохода и расходов

Личностные: формирование понимания того, что финансы сопровождают учащихся на протяжении всей жизни, финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека, рациональное поведение в мире финансов.

Критерием оценки достижения цели является создание сбалансированного бюджета семьи на 1 месяц

Технологическая карта

Внеклассное мероприятие : Семейный бюджет (1 час).

Дидактическая структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы, методы и

средства

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организацио

Приветствие.

Оценивание своей

Словесный

Коммуникативные

самоопределение,

нный момент

Проверка готовности

готовности к уроку.

планирование

смыслообразовани

учащихся к уроку.

Эмоциональный

учебного

е

Настрой учащихся на

настрой на урок,

сотрудничества с

работу

проявление

учителем и

эмоционального

сверстниками

отношения в учебно-

познавательной

деятельности,

активное слушание,

вхождение

учащегося в

пространство

учебной

деятельности

2. Актуализация знаний

  1. Привлекая знания учащихся по предыдущим темам уроков, учитель предлагает учащимся, работая в парах, выбрать из раздаточного материала источники дохода и расходы семьи
  2. Получив ответ, учитель предлагает сформулировать тему урока, задавая наводящие вопросы

Получает готовую тему урока

  1. Работая в парах, дети актуализируют знания по вопросам источников семейных доходов, выполняя задание учителя
  2. Формулируют тему, отвечая на вопросы учителя.
  3. Запись темы урока в тетрадь

«Семейный бюджет»

.

Словесный, самостоятельна я работа в парах. Анализ и классификация

Выявление взаимосвязи между пройденным материалом и новым.

Коммуникативны планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: целепологание умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку.

самоопределение, смыслообразовани е

3. Создание проблемной ситуации.

Учитель задает ключевой вопрос урока «Почему надо планировать семейный бюджет?»

Ученики делают вывод о необходимости вести учет семейных доходов и расходов.

Проблемный метод. Форма- коллективная дискуссия.

Понимание причин и последствий изменения доходов и расходов семьи

формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, овладение логическими

действиями сравнения, анализа,

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;умение соотносить поступки и события с принятыми

этическими принципам

синтеза

4. Целеполаган

Учитель предлагает

Учащиеся

Объяснительно

Освоение

Познавательные:и

Учитель

ие

сформулировать цели

формулируют цели

-

фактического

звлечение

предлагает

урока и совместно

урока и составляют

иллюстративны

материала.

необходимой

совместно

составить план по

план самостоятельно

й.

информации из

составить план по

указанной теме.

Форма-

текста

указанной теме.

Корректирует работу

коллективная

Коммуникативные

учащихся, и фиксирует

дискуссия.

планирование

план урока на доске

учебного

1.Что такое семейный

сотрудничест

бюджет

ва с учителем и

2.Как должны

сверстниками –

соотносится доходы и

определение цели,

расходы семейного

функций

бюджета.

участников,

3. С какой целью

способов

составляется бюджет

взаимодействия.

семьи.

Регулятивные:

4. Как составить

построения

семейный бюджет.

ориентировочной

основы

деятельности

5. Открытие

Учитель предлагает

Учащиеся

Проблемный

Развитие

Коммуникативные

понимание

новых

сформулировать

формулируют:

Практический

способностей

способность вести

экономических

знаний

понятия.«Семейный

 Семейный бюджет

Форма-

обучающихся

дискуссию на

проблем семьи и

бюджет», «Доходная

– это сводный план

коллективная

делать

разных уровнях

участие в их

часть бюджета»

доходов и расходов

дискуссия,

необходимые

Познавательные:

обсужденииразвит

«Расходная часть

семьи на

выполнение

выводы и давать

умение

ие экономического

бюджета»

определенный

творческого

обоснованные

аргументировать,

образа мышления,

Учитель предлагает

период времени.

задания по

оценки

выдвигать

развитие

задание объяснить

 Доходная часть

составлению

экономических

гипотезы, ставить

самостоятельности

последствия неравенства

 бюджета – это все

плана

ситуаций;

вопросы на

и личной

или равенства

денежные

определение

понимание

ответственности за

соотношение расходов и

поступления семьи

элементарных

свои поступки;

доходов

в течении

проблем в

планирование

определенного

области

собственного

периода времени.

 Расходная часть

 бюджета- это все денежные затраты семьи в течении определенного периода времени. Выполняют задание. Определяют последствие ситуаций:

  1. Если Д>Р
  2. Если Р<Д
  3. Если Д=Р

семейных финансов и нахождение путей их решения;

бюджета

6. Учебные действия по реализации плана. Применения нового знания.

1.Учитель предлагает задание составить бюджет семьи, при этом выделяя отдельно постоянные и периодические.

Учащиеся составляют семейный бюджет и делают вывод о соотношении расходов и доходов.

Прием

«интеллектуальн ых ловушек»

«провокаций» для объективации открытого на предыдущем этапе способа решения учебно- познавательных и учебно- практических задач по теме.

развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

Регулятивные:опр еделение последовательност и промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательност и действий.

Познавательные: умения рационально распределять имеющиеся ограниченные ресурсы.

понимание экономических проблем семьи и участие в их обсужденииразвит ие экономического образа мышления, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета

7.Динамическая пауза

Учитель предлагает распределить виды доходов и расходов

Дети на доходы хлопают, на расходы топают

Прием – физкультминутка, игра

8.Практическое задание по группам

Учитель выдает карточки с доходами и расходами семьи и предлагает составить бюджет семьи на месяц и определить его вид

Учащиеся работают в группах, составляют бюджет, защищают его.

Прием –групповая работа

9. Рефлексия

Учитель предлагает тест

Учащиеся отвечают на тест,  обмениваются ответами, должны найти ключевое слово

Парная работа

10.        Рефлексия

Учитель предлагает каждому оценить работу на уроке, что узнал, чемунаучился

Учащиеся

самостоятельно

Развитие

Способностей о

Обобщение и

закрепление

Познавательные:

умение

Способность к

адекватной

отвечают на заданные вопросы. Обучающиеся оценивают себя: на ученик должен выбрать, оценивая свою деятельность на уроке.

бучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки

фактического материала.

анализировать собственную деятельность; Регулятивные: оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

самооценки.

11. Домашнее задание

Составьте бюджет семьи, определить его тип учитывайте приведенные рекомендации.

Ученики выбирают творческое задание выполняют письменно в тетради.

Практический

Закрепление фактического материала.

Регулятивные:опр еделение последовательност и промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательност и действий

Формирование ответственного, рационального , хозяйственного поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 8 класс тема "Бюджет семьи"

Тип урока: урок новых знанийЦель: сформирование представления о планировании семейного бюджета.Задачи: - образовательные: ознакомление учащихся со статьями  семейного бюджета, планированием семей...

Технологическая карта урока финансовой грамотности. Семейный бюджет

ПредметОсновы финансовой грамотностиКласс8  классТип урокаУрок открытия новых знанийТемаСемейный бюджетЦель Создание условий для формирования финансовой грамотности: умений рассчитывать доходы и ...

Технологическая карта урока "Как заставить деньги слушаться или что такое семейный бюджет?"

Цель занятия: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.Задачи:1...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности 8 класс

Технологическая карта урока по финансовой грамотности. Содержательная: создание условий для формирования представления об источниках доходов и расходов семьи, семейном бюджете, личном финансовом ...

Технологическая карта урока "Финансовые рынки и финансовые посредники"

В данном материале разработана карта урока поэтапно...