Технологическая карта урока "Финансовые рынки и финансовые посредники"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

В данном материале разработана карта урока поэтапно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta.docx43.4 КБ
Файл finansovyy_rynok.pptx883.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ПРЕДМЕТ-обществознание

КЛАСС- 8

ТЕМА УРОКА: «Финансовые рынки и посредники» 

Тип урока  Изучение нового материала

Учитель –Михайлина А.И.

Цель урока: Определить механизм работы финансовых рынков, их роль в экономике государства и выяснить, как можно сберечь и приумножить доходы граждан.

Задачи:

Образовательные: раскрыть понятие финансовый рынок и роль финансовых посредников в нем; узнать, как изменяются доходы населения в рыночной экономике; определить какими путями можно сберечь и приумножить свои доходы.

Развивающие: развивать навыки аналитического мышления, расширить словарный запас учащихся

Воспитательные: воспитывать интерес к экономическим процессам в государстве.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-научатся работать с экономическими терминами;

-будут иметь представление о финансовом рынке и финансовых посредниках;

-определят значение сбережений в условиях инфляции и возможные пути приумножения доходов.

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, работать с материалами)

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

-готовность к сотрудничеству в коллективной работе.

-уяснят важность экономических отношений в жизни общества.

Словарь урока: Финансовый рынок, финансовые посредники, сбережение, реальный и номинальный доход, инфляция.

Ресурсы урока: ноутбук, проектор, раздаточный материал.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап.

Организационный момент 1 минута.

Здравствуйте, ребята.

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

2.Этап. Актуализация знаний 5 минут.

Беседа по вопросам:

1-В чём суть рыночных отношений в экономике?

2-Почему возникает неравенство доходов?

3-Какие функции выполняют деньги в процессе обмена?

Ответы учащихся

Вспоминают элементы рыночных отношений

Предполагают причины неравенства доходов

Вспоминают функции денег:

-средства накопления, мера стоимости, средство платежа, мировые деньги, средства обращения.

3.Этап.

 Мотивация 2 минута.

Сегодня на уроке будем говорить о такой функции денег как средство накопления.

-Кто их вас дома копит деньги и с какой целью вы это делаете?

- А знаете ли вы как можно чтоб ваши доходы увеличивались без ваших постоянных вложений?

Учащиеся высказывают свои ответы.

Учащиеся высказывают свои предположения.

4.Этап. Целеполагание и планирование 2 минута.

Итак, тема нашего урока «Финансовые рынки и финансовые посредники».

Цель нашего урока: определить механизм работы финансовых рынков, их роль в экономике государства и выяснить, как можно сберечь и приумножить доходы граждан.

Изучив тему урока вы узнаете….

Ученики записывают тему в тетрадь.

Один из учеников зачитывает задачи урока из учебника.

5.Этап открытия нового знания 20 минут.

Алгоритм действий

  1. Прием «Облако мыслей» со словом «Финансовый рынок»
  2. Найти определение в учебнике и сравнить результат.
  3. Для того, чтобы функционировал финансовый рынок нужны кто?
  4. Теперь давайте разберёмся с такими вопросами:

-что происходит с денежными средствами граждан в условиях рыночной экономики?

-почему люди создают сбережения?

Как финансовые посредники помогают сберегать и приумножать доходы населения.

  1. Что вы понимаете под словом инфляция?
  2. Работа с фактами на стр. 146
  3. Работа со схемой в учебнике на стр.145. Используя схему и материал параграфа, охарактеризуйте различия номинального и реального доходов и объясните их влияние на благополучие граждан, семьи в рыночной экономике.
  4. Что означает слово сбережение? Работа с диаграммой на стр. 147. Какую точку зрения вы поддерживаете? Аргументируете свой ответ.
  5. Просмотр видеоролика «Вложение в недвижимость» из сериала «Любовь.Дружба.

Экономика.»

-куда вложили ребята деньги? Какой был результат?

С помощью учебника найдите еще формы сбережений.

 Учащиеся высказывают свои предположения

Ученики ищут ответ в учебнике (финансовые посредники) и записывают основных финансовых посредников.

Учащиеся высказывают свои предположения

Учащиеся читают и делают выводы о влиянии инфляции на экономическую жизнь людей.

Ученики анализируют схему и определяют отличия реального дохода от номинального

Учащиеся высказывают своё мнение

Учащиеся отвечают и записывают формы сбережений

6.Этап закрепление изученного материала 10 минут.

Учащимся выполняют тест (приложение 1) для первичного закрепления.

После обсуждения результатов ученики, полученные знания применяют в практике выполняя кейс из банка заданий по финансовой грамотности (приложение 2)

Самостоятельная работа учащихся и представление своих результатов

 7.Этап рефлексия и оценивание 3 минуты.

Ребята, давайте  вспомним тему нашего урока.

Как она звучала?

Мы раскрыли тему урока?

Давайте вернёмся к  вопросам, которые мы читали в начале урока.

_Что вы сегодня узнали нового?

-Какие фрагменты урока вам понравились больше всего?

Учащиеся дают ответ на вопросы..

8.Этап домашние задание 2 минуты.

 Параграф №18, вопросы и задания стр. 150 письменно


Приложение1.

Задания.

1)Соотнесите понятие из левого столбца с понятием из правого

А) Банк                                                                      1)финансовый посредник

Б)Акция                                                                     2)финансовый инструмент

В)Паевой инвестиционный фонд

Г)Негосударственный пенсионный фонд

Д) Облигация

2)Ценная бумага, владелец которой получает дивиденды, - это

А)Облигация

Б) Вклад

В)Акция

Г)Депозит

3)Где гражданин может открыть  депозит?

1)Коммерческий банк

2)Микрофинансовая организация

3)Страховая компания

4)Верны ли следующие суждения о банках?

1)Банки-это коммерческие организации, которые хранят вклады физических лиц.

2) Одна из функций банка-осуществление операций с валютой.

А) оба верные суждения

Б)оба не верные суждения

В)верно только 1

Г)верно только 2

ИНВЕСТИЦИИ

 

– Мы накопили небольшую сумму денег, но поскольку в настоящее время никаких неотложных финансовых проблем у нас нет, надо подумать, как их сохранить, – обратился к жене и детям отец. – Я думаю, нужно инвестировать их, то есть вложить в прибыльный бизнес, чтобы минимизировать потери от инфляции – роста уровня цен на товары и услуги.

 

 

 

 

Инвестиции

Задание 1 / 5

 

Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

 

Какую проблему нужно решить семье?

 

Отметьте один верный вариант ответа.

 

  • Определить, сколько денег нужно на непредвиденные расходы. 
  • Определить, на сколько лет инвестировать денежную сумму. 
  • Определить, куда вложить деньги, чтобы защитить их от инфляции. 
  • Определить, какие могут возникнуть неотложные финансовые проблемы.

 

 

ИНВЕСТИЦИИ

 

– Я согласна с тобой, – сказала мама. – Инвестировать их мы можем, как минимум, лет на 5. Но важно определить, в какой бизнес наиболее целесообразно инвестировать деньги.

 

 

 

         

Инвестиции  

Задание 2 / 5

 

Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос выберите в выпадающих меню нужные варианты ответа. 

 

Какой вид инвестирования обеспечит сохранность денег, а какой может не обеспечить?

 

Выберите нужные варианты ответа в выпадающих меню.

 

Вид инвестирования

Обеспечение сохранности денег (обеспечит сохранность/ не обеспечит сохранность) 

Инвестирование в облигации

Выпадающее меню 1

Сохранность денег

Возможная потеря

Инвестирование в акции

Выпадающее меню 2

Сохранность денег

Возможная потеря

Инвестирование в золото

Выпадающее меню 3

Сохранность денег

Возможная потеря

Инвестирование в банковский вклад

Выпадающее меню 4

Сохранность денег

Возможная потеря

ИНВЕСТИЦИИ

 

– Чаще всего люди открывают счёт в банке, покупают золото и ценные бумаги – акции и облигации. В интернете есть мнения экономистов о разных видах инвестиций. Давайте посмотрим, какие из них более надежны, – предложил отец.

 

Банковский вклад 

Если выбрать банк с хорошей репутацией, то можно ежегодно получать небольшой процент по вкладу. Даже если банк разорится, сумму до 1,4 млн рублей вкладчик всегда вернёт, т.к. вклад застрахован государством.  

 

 

Акции

Приобретение акции – это, по сути, приобретение доли бизнеса компании, которая акцию выпустила. Если на бирже стоимость акций растёт, их владелец получает приличный доход. Но компания может и разориться, тогда акционер не только не получит доход, но и потеряет вложенные средства.

 

 

 

 

 

 

 

Облигации

Облигации выпускают на определённый срок коммерческие организации, а также государственные и муниципальные органы. Приобретение облигации позволяет владельцу получать регулярную выплату (% от её стоимости) в течение всего срока её действия. По его окончании владелец получает обратно все вложенные в облигацию деньги. Но облигацию можно продать, не дожидаясь окончания срока её действия, поэтому необходимо следить, как меняется её стоимость (падает или повышается).

 

 

Золото

Золото может дорожать или дешеветь, однако никогда не обесценивается.

 

Если оно и падает в цене (что бывает крайне редко), то очень незначительно. Все государства имеют и постоянно наращивают золотой запас.

 

 

 

Инвестиции

Задание 3 / 5

 

Прочитайте текст, расположенный справа. Отметьте в таблице нужные варианты ответа.

 

Что важно учитывать при выборе компании, предлагающей приобрести выпущенные ею ценные бумаги?

 

Отметьте один ответ в каждой строке.

 

Что учитывать

Важно

Неважно

Размер или красота здания компании

 

 

Наличие или отсутствие в штате компании юристов

 

 

Рост         или         сокращение

прибыли компании

 

 

Способность         или неспособность         компании платить по долгам  

 

 

Рост         или         сокращение

компанией своих издержек

 

 

ИНВЕСТИЦИИ

 

Инвестирование связано с рисками, и один из них – это возможность разорения компании, выпустившей ценные бумаги. Поэтому эксперты советуют обращать внимание на то,  

  • успешный ли у компании бизнес;
  • какова платежеспособность компании; – каков прогноз на стоимость её продукции; – каковы в целом перспективы её развития.

 

 

 

Инвестиции

Задание 4 / 5

 

Прочитайте текст, расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос в виде числа.

 

Сколько денег будет потрачено на золотой слиток стоимостью 35 000 рублей, если после приобретения хранить его дома и продать через 5 лет?

 

Запишите свой ответ в виде числа.

 

 

руб.

 

ИНВЕСТИЦИИ

 

  • А я думаю, – вступил в разговор сын-девятиклассник, – что самым выгодным вложением будет покупка золотого слитка. Сейчас в Сбербанке золотой слиток весом 10 г продаётся по цене 35 000 руб.

 

  • Это его неокончательная цена, – пояснил отец. – Если купленный золотой слиток мы решим забрать домой, нам придётся заплатить налог на добавленную стоимость, равный 20 % от стоимости слитка. А если мы затем надумаем продать купленный слиток до истечения 3 лет с даты его покупки, придётся заплатить налог на доходы физических лиц, а это ещё 13 %.  

 

 

Инвестиции

Задание 5 / 5

 

Прочитайте текст, расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос.

 

В чём заключается финансовая целесообразность инвестиций в разные виды вложений?

 

Запишите свой ответ.

 

 

 

ИНВЕСТИЦИИ

  

  • Мы с папой подумали и решили, что самым надёжным и целесообразным вариантом будет инвестирование наших денег в разные виды вложений, – сообщила мама.

 

  • А почему вы решили, что инвестирование в разные виды вложений – это лучший вариант сохранения средств? – заинтересовалась сестра-восьмиклассница. 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Финансовые рынки и посредники

Слайд 2

Сегодня мы узнаем: Какова роль финансовых рынков в экономике Кто является финансовыми посредниками Как изменяются доходы населения в рыночной экономике? Почему семьи создают сбережения Как финансовые посредники помогают сберечь и приумножить доходы граждан

Слайд 3

Финансовый рынок ?

Слайд 5

Финансовые посредники

Слайд 8

Каким образом семья может поддерживать в условиях инфляции уровень собственных доходов?

Слайд 9

Какова роль финансовых рынков в экономике? Кто является финансовыми посредниками? Как изменяются доходы населения в рыночной экономике? Почему семьи создают сбережения? Как финансовые посредники помогают сберечь и приумножить доходы граждан?

Слайд 10

Задания Найдите верное утверждение 1- Финансовый рынок – место где можно инвестировать средства в производство 2- На финансовом рынке продаются только оптовые партии массовых товаров 3-Финансовый рынок создан специально для продажи драгоценных металлов.

Слайд 11

Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Деньги позволяют количественно измерить ценность любого товара, услуги. 2) Изменение цен на товары и услуги, как правило, не влияет на динамику спроса на деньги. 3) Деньги обладают определённой покупательной способностью. 4) Пользование кредитом — это пример использования денег как средства сбережения и накопления. 5) Инфляция может быть последствием дефицита на товарном рынке .

Слайд 12

Найдите в списке утверждения, которые характеризуют понятие «финансовые инструменты» 1)Дивиденды 2)Минимум заёмных средств 3)Отсутствие обязательств 4)Долговые ценные бумаги 5)Долевые ценные бумаги 6)Отсутствие государственного регулирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по теме "Рынок труда. Безработица"

Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Рынок труда. Безработица" Раздел "Экономическая сфера общества"...

Технологическая карта внеклассного занятия по финансовой грамотности, игра "Знатоки финансов"

Игра «Знатоки финансов», целевая аудитория: 7 класс, закрепление знаний по теме "Деньги"...

технологическая карта урока-практикума в 7 классе, предмет Обществознание с элементами Основ финансовой грамотности учащихся. Тема "Предпринимательство: бизнес-планирование"

Технологическая карта урока - практикума по обществознанию 7 класс. Урок практического применения полученных знаний.  К программному материалу  добавлен тематический блок "Бизнес и пред...

Технологическая карта урока финансовой грамотности. Семейный бюджет

ПредметОсновы финансовой грамотностиКласс8  классТип урокаУрок открытия новых знанийТемаСемейный бюджетЦель Создание условий для формирования финансовой грамотности: умений рассчитывать доходы и ...

Технологическая карта урока по предмету Основы Финансовой грамотности тема урока «Кредит» 8 кл

Технологическая карта урока  по  предмету Основы Финансовой грамотности  тема урока «Кредит» 8 кл...

Технологическая карта внеклассного занятия по финансовой грамотности

Мир денег – это мир не только возможностей, но и искушений, и часто обмана…Развитие у учащихся практических навыков обращения с личными финансами. 3 место в районном конкурсе методич...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА НА ТЕМУ: «ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Урок по финансовой грамотности, предназначенный для учащихся 8-11 классов....